▲ Пирамида потребностей Маслоу: иерархия потребностей
Содержание:Читайте также:
- Дефицитарная мотивация
- Физиологические потребности
- Потребности безопасности
- Потребности принадлежности и любви
- Потребности самоуважения
- Бытийная мотивация
- Потребность в самоактуализации
- Различия между D-мотивацией и B-мотивацией
- Опытная проверка иерархии потребностей
- Гуманистическая психология и теория личности
- Теория самоактуализации Маслоу
Маслоу постулировал начало человеческого развития с определения основных потребностей (мотивов), которые лежат в основе пирамиды потребностей и мало чем отличаются от животной мотивации. Когда люди взрослеют и их потребности низшего порядка удовлетворяются, у них развиваются мотивации, больше свойственные исключительно человеку. Таким образом, мотивация изменяется по мере нашего продвижения к вершине
Дефицитарная мотивация
Первые четыре уровня иерархии потребности можно рассматривать как мотивацию к преодолению ощущения дефицита, и потому все вместе они называются дефицитарной мотивацией. Если основная потребность на любом из этих четырех уровней остается неудовлетворенной, то она приводит к стремлению, которое направляет действие на удовлетворение данной потребности. Это удовлетворение приносит наслаждение. Разумеется, субъективные переживания «стремления» и «наслаждения» не удалось бы операционально измерить в тех опытах на животных, которые являлись главным исследовательским подходом бихевиористов, у которых учился Маслоу. Однако, по мнению Маслоу, людей можно и должно cпpашивать об их переживаниях.
Что такое эти основные потребности? Маслоу перечислил четыре из них и утверждал, что они проявляются в определенном порядке (рис. 1).
Каждая потребность должна более или менее адекватно удовлетворяться, прежде чем индивид освободится для перехода к «более высокой» потребности. «Более или менее адекватно» — определение не столь точное, как хотелось бы. Одни и те же события могут удовлетворять потребность одного, но никак не другого человека. Маслоу вносит некоторую определенность, предполагая, что угрожающая личности депривация — например, сексуальная фрустрация — оказывается серьезнее, когда интерпретируется: как отвержение или неполноценность (Maslow, 1941). Без этих дополнительных угроз чувству собственной значимости депривация переносится легче и чаще всего не препятствует продвижению в иерархии потребностей.
Рис. 1 Пирамида потребностей по Маслоу. Когда удовлетворяется потребность на одном уровне, человек переходит на следующую ступень иерархии. Если потребности не удовлетворяются, рост останавливается.Физиологические потребности в пирамиде потребностей Маслоу
Нa низшем уровне иерархии потребностей находятся физиологические потребности в пище, питье, сне и сексе. Эти потребности жизненно важны для выживания людей и животных. Если их не удовлетворять, то они определяют мотивацию независимо от того, удовлетворены ли также потребности более высокого порядка. Но утверждению Маслоу (Lowry, 1973) «Для отчаянно и опасно голодного человека не существует никаких интересов, помимо пищи».
Низшие животные могут жить неизменно на этом уровне, но люди, проживающие в нормальных условиях, предсказуемо удовлетворяют свои физиологические потребности. Если эти потребности удовлетворяются адекватно (хотя это не всегда приводит к полному удовлетворению), на первый план выступает следующий уровень потребностей. Если после перехода человек сталкивается с ситуацией, и которой физиологические потребности больше не удовлетворяются, то они снопа становятся господствующей мотивацией. В терминологии Маслоу потребности, которые господствуют в определенное время, называются преобладающими. До обеда преобладающей потребностью является голод, после еды — уже пет. Внимание захватывает нечто другое и, следовательно, оказывается преобладающим.
Потребности безопасности в иерархии потребностей Маслоу
На следующем уровне преобладающей мотивацией человека становится обеспечение безопасной ситуации. Знакомая обстановка воспринимается как безопасная, поэтому маленькие дети ощущают угрозу при возникновении новых ситуаций (громкие звуки, незнакомые животные, родительские ссоры или развод). Физическое насилие, конечно, тоже угрожает безопасности и детей, и взрослых. В упорядоченном обществе потребности в безопасности удовлетворяются для большей части взрослых людей, но безопасности угрожают экстремальные ситуации — «войны, болезни, природные катастрофы, волны преступности, общественные беспорядки, неврозы, мозговые нарушения [и] хронически скверные ситуации» (Maslow, 1943; Lowry, 1973).
Маслоу интерпретировал некоторые неврозы как попытки гарантировать ощущение безопасности. Компульсивные и обсессивные невротики, стараются сделать жизнь абсолютно предсказуемой, хотя это мешает их функционированию на более высоких уровнях. Другим кажется, что безопасность гарантируется деньгами. Например, некто, чьи деловые предприятия приносят колоссальный доход, но мало любви, может продолжать стремиться к извлечению чувства безопасности из маниакальных финансовых операций.
Потребности принадлежности и любви в пирамиде потребностей
Если физиологические потребности и потребность в безопасности адекватно удовлетворены, то на следующем уровне начинает преобладать потребность в принадлежности и любви. На этом уровне человек ищет любви и дружбы. Маслоу включал сюда же потребность не только получать любовь, но и отдавать ее. Он описывал эти потребности как частый источник дезадаптации в нашем обществе.
На этом уровне секс оказывается проблемой в той мере, в какой он выражает любовь; но секс может функционировать и на чисто физиологическом уровне (то есть на первом уровне иерархии). Маслоу проявлял интерес к человеческой сексуальности, тем самым расширяя свои докторские исследования, в которых он наблюдал за сексуальным поведением животных. Он опросил 120 женщин по вопросам сексуальности — в контексте более широкого исследования их индивидуальных особенностей. Он также планировал изучить проституток, но не закончил эту работу. Позже он сказал: «Если бы я мог все начать сначала, я стал бы изучать гомосексуальность… как средство к глубокому пониманию человечности» (Maslow, 1968а). Его работа предшествовала бурному развитию сексологии и носила менее статистический характер, чем более поздняя деятельность Альфреда Кинзи и др. Он описал сексуальную неудовлетворенность как важную «дефицитарную потребность» и мечтал: «Если бы я смог открыть способ улучшить сексуальную жизнь хотя бы у одного процента нуждающихся, то сумел бы улучшить весь род».
Потребности самоуважения в иерархии потребностей
Следующей в иерархии проявляется потребность в самоуважении и уважении другими людьми. Уважение должно быть «стабильным [и] прочно основанным», что в понимании Маслоу означало следствие наших фактических способностей и достижений. Репутация, основанная на ложных предпосылках, не удовлетворит этой потребности.
Мы можем интерпретировать стремление к успеху как проявление потребностей самоуважения потому, что общество чтит преуспевших. Дональд Трамп, например, чьи физиологические потребности и потребности в любви и безопасности удовлетворялись благодаря финансово устойчивой и любящей семье, был высоко мотивирован к карьерному успеху. Иерархическая концепция Маслоу предполагает также, что люди, которые чувствуют себя нелюбимыми, возможно — отвергнутыми родителями, будут и впредь функционировать на третьем уровне иерархии и не будут мотивированы потребностями самоуважения. Быть может, именно в этом ключе можно понять трагическую историю жизни Мерилин Монро.
Если эти потребности не удовлетворяются, мы ощущаем неполноценность. Маслоу (Maslow, 1943) отмечал, что Адлер, который так много писал о чувстве неполноценности, уделял больше внимания потребностям самоуважения, чем делал это Фрейд. Если потребности удовлетворяются, мы испытываем «уверенность в себе, собственную значимость, силу, способность и умение быть полезным и востребованным в мире» (Lowry, 1973). Научное исследование подтверждает эту идею; студенты с более высокими показателями самоактуализации (Опросник личностной ориентации, рассматриваемый ниже) имели также большие оценки уверенной физической самопрезентации, чем менее самоактуализирующиеся студенты (Ryckman, Robbins, Thornton, Gold & Kuehnel, 1985).
Хотя потребности самоуважения являются высшими из дефицитарных мотиваций Маслоу, они все-таки соответствуют лишь четвертому этапу развития из пяти. Высший уровень, самоактуализация, настолько отличается от остальных, что поставлен отдельно как недефицитарный мотив.
Бытийная мотивация
Когда дефицитарные потребности оказываются более или менее адекватно удовлетворенными, человек функционирует на более высоком уровне, который Маслоу назвал бытийной мотивацией как противоположность дефицитарной мотивации. Этот уровень — кульминация развития и предмет основного внимания в теории Маслоу.
Потребность в самоактуализации
На этой высшей стадии человек больше не мотивирован лишениями и руководится потребностью «актуализировать» или реализовать свой потенциал. «Для полного счастья музыкант должен играть, художник — рисовать, а поэт — писать. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией» (Maslow, 1943; Lowry, 1973). Это желание «сделаться всем, на что достанет способностей». Удовлетворив потребности низшего порядка субъективно человек ощущает скуку, но он от нее освобождается, стремясь к самоактуализации.
Поскольку люди обладают различным личностным потенциалом (по сравнению с их одинаковыми физиологическими потребностями), постольку отдельные модели поведения, мотивированные потребностями самоактуализации, варьируют от человека к человеку. Для Маслоу (Maslow, 1968b) «самоактуализация идиосинкратична, ибо каждый человек отличается от других». Похоже, что на этот шаг повлияло описание процесса индивидуации в зрелом возрасте, данное Карлом Юнгом (Schott, 1992).
Различия между D-мотивацией и B-мотивацией
Потребности низшего порядка проявляются раньше при развитии индивида и ниже — в филогенетической схеме (где сравниваются виды). Так как потребности низшего порядка обязательны для выживания, они не могут быть отложены с той же легкостью, как потребности высшего порядка, и если не удовлетворяются, то ощущаются более настоятельными. Маслоу (1954/1987) приводит пример: «По сравнению с едой или безопасностью уважение оказывается расточительной роскошью». Существование на уровне высших потребностей, роскошь они или нет, приводит к лучшему телесному здоровью и большему субъективному счастью и безмятежности.
Чтобы подчеркнуть их отличие от дефицитарной мотивации, Маслоу описывал людей, находящихся на уровне самоактуализации, как метамотивированных. На этом уровне они мотивируются «метапотребностями» или «B-ценностями» (В от becoming, становление) — такими как красота, истина и справедливость. Они не мотивированы в традиционном смысле слова, что означает, что они не ищу i способов ослабить потребность в поддержании гомеостаза. На этом высшем урок не меньше детерминизма (основанного на возможности удовлетворить потребность в данной среде) и больше психологической свободы (Maslow, 1955). Восприятие больше не сфокусировано и не ищет объектов для удовлетворения потребностей: оно может быть более пассивным и восприимчивым. Такова B-мотивация как противоположность D-мотивации (дефицитарной мотивации). На уровне B-мотивации межличностные отношения приобретают совершенно отличное качество. Маслоу описал B-любовь как несобственническую и приятную. Напротив, D-любовь часто омрачается ревностью и тревогой. B-любовь дает партнерам больше независимости и автономии и способствует развитию каждого из них (Maslow, 1955).
Можно поддаться соблазну и интерпретировать теорию Маслоу просто: каждая потребность преобладает, пока ее не удовлетворят, и потом исчезает. Однако эта интерпретация, которая означала бы, что самоактуализация не возникает как потребность, пока не будет пройдена вся иерархия, является сверхупрощенной (Maslow, 1968b). Сложность заключена в том, что элементы самоактуализации возникают даже на ранних уровнях иерархии — например, любопытство, а также креативные наклонности и таланты. Таким образом, тенденции самоактуализации могут обнаруживаться на протяжении всей жизни. Они, однако, не будут для нас господствующими до тех пор, пока и если мы не достигнем высшего уровня иерархии потребностей. Поскольку мы не попадаем на этот уровень прежде, чем будут достаточным образом удовлетворены потребности низшего порядка, постольку иерархия потребностей обеспечивает набор предпосылок для становления полно ценно развитыми человеческими существами. Опираясь на эту иерархию потребностей, мы можем заявить, что люди имеют определенные права — такие как право на безопасность и уважение, если они предполагают развиться до полной реализации потенциала даже в случае, когда эти люди страдают различными болезнями (Schultz, 1996). Такой перечень потребностей может направлять тех, кто занимается вопросами приспособления людей к инвалидизирующим условиям, и выявить психологические потребности, которые оказываются первостепенными для их пациентов (Calabro, 1997). Помимо этого, иерархия потребностей предлагает обществу модель для расстановки приоритетов в стремлении обеспечить своих членов, способствовать их развитию как людей: гарантировать им питание, безопасность, достойную работу и т. д.
Опытная проверка иерархии потребностей
Основной постулат теории Маслоу гласит, что пять потребностей проявляются в описанной им последовательности. Мы могли бы ожидать, что голод и нищета вое препятствуют высшему функционированию, но многие примеры говорят об обратном. Психиатр Роберт Коулс (Coles, 1971а, 1971b) наблюдал за людьми, находившимися в отчаянном материальном положении, которые, с очевидностью противореча концепции иерархии потребностей, казались функционирующими на высших уровнях человеческого потенциала. Вопреки иерархической теории Маслоу, при всем зверстве, царившем в нацистских концентрационных лагерях, не все их узники регрессировали к низшим уровням человеческого функционирования. Люди совершают самоубийства, что явно расходится с их потребностями в безопасности; голодающие отказываются от людоедства или от поедания мяса священных коров, если их вера не разрешает подобные действия. Солдаты умирают за политику. Кое у кого эти примеры, как и данные эмпирических исследований (обзор которого предложен Wahba & Bridwell, 1976), вызывают желание отказаться от иерархии потребностей (Fox, 1982).
Тем не менее другими изысканиями постулат иерархии потребностей подтверждается. Уильям Грэхем и Джо Бэллоун (Grahem & Balloun, 1973) провели опрос людей из разных слоев общества. Высшие потребности в иерархии были расценены как удовлетворенные меньше, чем низшие, а потребности, воспринимавшиеся как менее удовлетворенные, расценивались как более желательные для удовлетворения. Исследователи интерпретировали эти находки как доказательство иерархической модели. Опросы студентов колледжей показывают, что те почувствовали бы себя хуже, если бы не смогли достичь целей, стоящих внизу, а не вверху иерархии. И наоборот: их чувства были бы позитивнее, если бы они достигли целей, расположенных в иерархии не ниже, а выше (Wicker et al., 1993). Межкультурологические антропологические отчеты также согласуются с моделью: люди сначала прислушиваются к своим физиологическим потребностям и только после — к потребностям безопасности (Davis-Sharts, 1986). Анализ китайской истории и литературы согласуется с концепцией Маслоу об иерархии потребностей; на протяжении 2000 лет крупнейшие литературные достижения соответствовали периодам мира, дававшим писателям большую безопасность, хорошую жизнь и свободу (Kuo, 1987).
Другие исследователи измеряли удовлетворенность на некоторых или на всех пяти уровнях иерархии Маслоу (Haymes & Green, 1982; Lester, 1990; Lester et al., 1983; Pierson, Archambault & Iwanicki, 1985; Poole & Evans, 1989; Strong & Fiebert, 1987; Williams & Page, 1989). Результатом этой стратегии явилось некоторое подтверждение того, что потребности, как и предполагает иерархическая теория Маслоу, последовательно важны для различных возрастных групп; физиологические потребности важнее в детстве, тогда как принадлежность — в подростковом и зрелом возрасте (Haymes & Green, 1982). Сообщалось, что самоактуализация повышается с возрастом (Hyman, 1988). Пожилые люди с большей, чем молодые, готовностью исповедуют гуманистические ценности (Prager, 1998). Однако есть и данные, говорящие о некоторых несоответствиях в возрастной последовательности. В одном исследовании было установлено, что лица весьма преклонного (68-84 лет) возраста по некоторым субшкалам демонстрировали меньшие показатели самоактуализации, чем лица не столь пожилые (56-67 лет) (Plouffe & Gravelle, 1989). Впрочем, с позиции теории Маслоу такую находку можно объяснить возрастными изменениями, которые снижают удовлетворение основных потребностей у очень старых людей.
Другие исследования показывают, что психическое здоровье крепче, когда удовлетворяются основные потребности. У студентов, сообщающих об удовлетворении своих потребностей более низкие показатели нейротичности (Lester, 1990), больше убежденность во внутреннем локусе контроля, чем у тех, кто сообщает о меньшем удовлетворении потребностей (Lester et al., 1983). Оценки удовлетворения потребностей по Оценочному опроснику Маслоу (MAS) положительно связаны с самоуважением и негативно — с нейротичностью и депрессией (Williams & Page, 1989).
Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу
Читайте также:
Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу
Самоактуализация по Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу | Технология тренинга
Наиболее известную теорию мотивации предложил Абрахам Маслоу, клинический психолог из США. Он предположил, что каждый человек имеет сложный набор исключительно сильных потребностей, и поведение человека в определенный момент его жизни определяется его самой сильной потребностью. Маслоу выделил 5 видов потребностей человека:
- Физиологические потребности: еда, жилье, одежда, вода, воздух, сон и т.д.
- Потребности в безопасности: экономическая, физическая, условия жизни.
- Социальные потребности: социальные связи, общение, совместная деятельность.
- Самоуважение: уважение или признание со стороны других, служебный рост.
- Самоактуализация: самовыражение, самоидентификация.
По мере удовлетворения основных потребностей, человек стремится удовлетворить потребности более высокого уровня. Например, если человек не чувствует себя в безопасности на работе, мотивировать его служебным ростом сложно. Поэтому, если основные потребности не удовлетворены, усилия по удовлетворению более высоких потребностей будут отложены.
1. Физиологические потребности
Физиологические потребности включают в себя потребности в продуктах питания, напитках, одежде, жилье, отдыхе и других аналогичных требованиях. Эти потребности также называются базовыми потребностями; поскольку эти потребности являются общими для всех людей. Опять же, эти потребности также называются потребностями в выживании; поскольку выполнение этих потребностей необходимо для выживания или существования любого человека.
2. Безопасность
Требования к безопасности можно разделить на три типа, как показано на следующей диаграмме:
Потребность в экономической безопасности:
- Человек хочет экономической безопасности, то есть уверенности в удовлетворении своих основных потребностей на постоянной основе. Таким образом, эта потребность являются лишь расширением базовой потребности.
Потребность в физической безопасности:
- Эта потребность включают защиту от пожаров, несчастных случаев (включая несчастные случаи на производстве), и других видов физических опасностей.
Потребность в социальной защите:
- К ней относятся потребность в безопасности или защищенности в старости, при наступлении серьезной болезни или потери нетрудоспособности.
3. Социальные потребности
Поскольку человек является социальным животным, а это еще Аристотель говорил, то ему нужно «любить» и «быть любимым». И поэтому социальные потребности являются важными для всех тех, кто живет и работает в обществе других. Эти потребности включают в себя чувство принадлежности к группе, принятие группой, коллективом и т.д.
4. Самоуважение
Эта потребность связана с такими явлениями как самоуважение, уверенность в себе, статус, признание, одобрение, оценка другими и т.д. Удовлетворение этих потребностей вызывает чувство уверенности в себе. Поэтому работников следует оценивать за хорошую работу, поскольку это означает признание их работы и повышает их самооценку.
5. Самореализация
Некоторые люди (не все) имеют желание развиваться. Они имеют потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании, стремлении стать лучше, стремлении взять на себя повышенные обязательства и т.д. Не у всех есть эта потребность, но важно понимать, что если работник, хочет развиваться, он будет испытывать беспокойство, пока не удовлетворит эту потребность.
В теории иерархии потребностей Маслоу существует четыре основные идеи:- Человек — это социальное животное, и он всегда будет хотеть большего. И при этом у него есть разные потребности.
- Существует иерархия этих потребностей, т. е. эти потребности расположены в определенной иерархической последовательности. Когда удовлетворена потребность нижнего уровня, её место занимает потребность более высокого уровня. У человека с сытым желудком, появляются другие потребности.
- Удовлетворенная потребность не может работать в качестве мотиватора. Только те потребности, которые не еще удовлетворены, действуют как мотиваторы, влияющие на поведение человека.
- Физиологические потребности и потребности в обеспечении безопасности конечны, но потребности более высокого уровня бесконечны и могут долго быть мотиваторами.
Что нужно знать руководителю, чтобы мотивировать своих сотрудников? Для разработки и реализации любой схемы мотивации необходимо понимание потребностей людей. Фактически, руководство, осознав основную природу потребностей человека, должно искать неудовлетворенные потребности отдельных людей и инициировать мотивационный процесс.
Полезный инструмент
Настольная игра по ситуационному управлению
Игра познакомит вас с таким эффективным инструментом управления подчиненными, как адаптивное лидерство Узнайте детали
Пирамида потребностей Маслоу в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.
Премиальный контент
Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т. д. Это совсем не дорого.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь Есть аккаунт? Войдите
Кто создал легендарную пирамиду Маслоу?
Нет, не этот.Культовая пирамида потребностей Абрахама Маслоу — одно из самых известных изображений в истории изучения менеджмента. В основании пирамиды находятся физиологические потребности, а на вершине — самоактуализация, полная реализация своего уникального потенциала. На этом пути находятся потребности в безопасности, принадлежности, любви и уважении.
Однако многие люди могут не осознавать, что в течение последних нескольких лет своей жизни Маслоу считал самопревосхождение, а не самоактуализацию, вершиной человеческих потребностей. Более того, трудно найти доказательства того, что он когда-либо представлял свою теорию в виде пирамиды . Напротив, из его работ ясно, что он не рассматривал свою иерархию потребностей как видеоигру — как будто вы достигаете одного уровня, а затем открываете следующий уровень, никогда больше не возвращаясь к «нижним» уровням. Он ясно дал понять, что мы всегда движемся вперед и назад по иерархии и можем одновременно ориентироваться на несколько потребностей.
Если Маслоу так и не построил свою культовую пирамиду, то кто? В недавней статье Тодд Бриджмен, Стивен Каммингс и Джон Баллард прослеживают истинное происхождение пирамиды в учебниках по менеджменту и излагают последствия для расширения теории Маслоу и для исследований в области управления в целом. В следующих вопросах и ответах я беседую с авторами этой статьи об их детективной работе.
Почему вы взялись за ответ на вопрос: Кто построил «Пирамиду Маслоу»?
Мой коллега Стивен Каммингс и я давно интересовались тем, как фундаментальные идеи нашей области, изучения менеджмента, представлены в учебниках. Учебники часто представляют идеи совершенно иначе, чем в оригинальных произведениях. Нам интересно понять, как и почему это происходит. Мы учили иерархию потребностей Маслоу в течение многих лет и знали, что пирамида не фигурирует в его самых известных работах, поэтому нам было интересно копнуть глубже. Мы связались с Джоном Баллардом, который знал работу Маслоу лучше, чем мы, и который разделял нашу обеспокоенность тем, что теория Маслоу искажается. К счастью, он согласился присоединиться к нам в этом проекте.
Считаете ли вы, что популярность иерархии потребностей Маслоу отчасти объясняется культовой привлекательностью пирамиды, которая стала с ней ассоциироваться?
Да, абсолютно. Маслоу был не первым психологом, разработавшим теорию человеческих потребностей. Уолтер Лангер представил теорию физических, социальных и эгоистических потребностей, которая появилась наряду с Маслоу в одном из первых учебников по менеджменту. И теория Маслоу, как правило, не показала хороших результатов в эмпирических исследованиях (хотя я знаю о ваших недавних исследованиях, которые бросают вызов этому). Фактически, это отсутствие эмпирической поддержки является одним из основных критических замечаний теории со стороны авторов учебников. Так почему же они продолжают включать его? Пирамида. Из того, что мы преподавали на курсах менеджмента в течение 20 лет, мы знаем, что если и есть что-то, что студенты помнят из вводного курса по менеджменту, так это пирамиду. Он интуитивно привлекателен, легко запоминается и отлично смотрится в PowerPoint. Учащимся это нравится, а также авторам учебников, учителям и издателям.
Так в чем проблема с пирамидой?
Его называют «пирамидой Маслоу», хотя он ее не создавал, и это просто не очень хорошее представление иерархии потребностей Маслоу. Это увековечивает несправедливую критику теории. Например, что люди мотивированы только на удовлетворение одной потребности за раз, что потребность должна быть удовлетворена на 100%, прежде чем возникнет потребность более высокого уровня, и что удовлетворенная потребность больше не влияет на поведение. Другая точка зрения состоит в том, что у всех одинаковые потребности, устроенные и активируемые в одном и том же порядке. В свои 1943 в статье Psychological Review Маслоу предвосхищает эту критику и говорит, что она создаст ложное впечатление о его теории. Маслоу считал, что у людей есть частично удовлетворенные потребности и частично неудовлетворенные потребности одновременно, что потребность более низкого уровня может быть удовлетворена лишь частично до того, как возникнет потребность более высокого уровня, и что порядок, в котором возникают потребности, не является фиксированным.
Как эта неточная интерпретация иерархии потребностей утвердилась в учебниках по менеджменту?
Это сложная история, и мы подробно рассмотрим ее в статье. Дуглас МакГрегор — ключевая фигура, потому что он популяризировал Маслоу в бизнес-сообществе. МакГрегор видел потенциал применения менеджерами иерархии потребностей, но для простоты перевода он намеренно проигнорировал многие нюансы и оговорки, которые сформулировал Маслоу. Короче говоря, упрощенная версия Макгрегора — это теория, которая сегодня фигурирует в учебниках по менеджменту, и большинство критических замечаний по поводу теории Маслоу — это критика интерпретации Маслоу Макгрегором.
Макгрегор создал пирамиду? А если нет, то кто?
В сочинениях МакГрегора нет пирамиды. Кит Дэвис написал широко используемый учебник по менеджменту в 1957 году, в котором теория иллюстрировалась в виде серии шагов в прямоугольном треугольнике, ведущих к пику. На верхнем уровне изображен руководитель в костюме, поднимающий флаг, что напоминает поднятие флага на Иводзиме. Но такое представление теории не прижилось.
Мы проследили пирамиду, которую мы связываем с иерархией потребностей сегодня, до Чарльза Макдермида, психолога-консультанта. Он появился в его 1960 в Business Horizons «Как деньги мотивируют мужчин», в которой он утверждал, что пирамида может быть применена для создания «максимальной мотивации при минимальных затратах». Мы думаем, что пирамида Макдермида была вдохновлена изображением Дэвиса, но взлетел именно образ Макдермида. Если и есть более ранняя пирамида, то мы ее не нашли.
Верно ли, что вы на самом деле не нашли никаких следов того, чтобы Маслоу оформлял свои идеи в форме пирамиды? Где вы искали и насколько всесторонним был ваш поиск?
Верно. Это был комплексный поиск. Маслоу был плодовитым писателем. Мы изучили все его изданные книги и статьи, которые смогли идентифицировать, а также его личные дневники, которые опубликованы. Джон погрузился в архивы Маслоу в Центре истории психологии Университета Акрона в Огайо и изучил множество коробок с бумагами, письмами, записками и так далее. Мы не нашли следов пирамиды ни в одном из сочинений Маслоу. Кроме того, Джон прошел pre1960 учебников по психологии для любых дискуссий о Маслоу. Большинство книг по психологии того времени даже не упоминали Маслоу.
Почему Маслоу не выступил против пирамиды, когда увидел ее? Он мог бы покритиковать его, не так ли? Я слышал от кого-то, кто знал Маслоу, что он на самом деле думал, что пирамида на обратной стороне однодолларовой банкноты была справедливым представлением его теории. Кроме того, один из его студентов, прошедший его курс в Бруклинском колледже, сказал мне, что будет включать слайд с пирамидой, когда будет описывать свою теорию в классе. Так что, возможно, ему понравилась культовая пирамида, даже если он не сам придумал изображение?
Это интересные вопросы. Маслоу прожил 10 лет после того, как Макдермид представил пирамиду. Мы не нашли никаких доказательств того, что Маслоу когда-либо бросал вызов пирамиде. Мы не думаем, что это потому, что он считал пирамиду точным изображением. Более правдоподобное объяснение, которое исходит из нашего анализа его личных дневников, состоит в том, что аспекты его профессиональной жизни разваливались. Он чувствовал себя недооцененным в психологии. Крупные исследовательские журналы по психологии были заняты экспериментальными исследованиями, которые угнетали Маслоу из-за отсутствия творчества и проницательности. У него также были более прагматические заботы, периоды плохого здоровья и финансовые трудности. Ключевые фигуры в управленческом сообществе увидели в нем гуру и расстелили красную ковровую дорожку. Они дали ему признание, которого, по его мнению, он заслуживал. Кроме того, за счет выступлений и консультаций он мог получать дополнительный доход. В этом свете неудивительно, что он согласился с этим.
Некоторые люди утверждают, что Маслоу построил свою пирамиду на типи коренных народов черноногих после лета, которое он провел с этим племенем в 1938 году. Что вы думаете об этой теории?
Заявление о том, что Маслоу украл идею своей пирамиды у черноногих, привлекло внимание социальных сетей, но если бы Маслоу не создавал пирамиду, он не мог бы позаимствовать ее у черноногих. Нет сомнений в том, что полевые исследования Маслоу с черноногими были для него полезными. Он кратко обсудил свои наблюдения с черноногими в своих 1954 книга. Биограф Маслоу Эд Хоффман посвятил целую главу полевым исследованиям Маслоу. Хотя Маслоу многое узнал об этих гордых людях, в этих трудах нет ничего, что указывало бы на то, что он заимствовал или украл идеи для своей иерархии потребностей.
Куда мы пойдем дальше? Вы призываете убрать пирамиду из новых изданий учебников по менеджменту?
Мы рекомендуем, как и некоторые до нас, что лестница является лучшим визуальным представлением иерархии потребностей Маслоу. Пирамида показана горизонтальными линиями, разграничивающими различные уровни. Это затрудняет представление человека, одновременно затронутого разными потребностями. Когда человек стоит на лестнице, ноги и руки занимают несколько ступенек. На другие ступени также можно опереться. Кроме того, лестница лучше передает идею Маслоу о том, что люди могут двигаться вверх и вниз по иерархии. Выдающийся историк менеджмента Дэниел Рен описал теорию Маслоу как лестницу потребностей в первых изданиях своей книги 9.0005 Эволюция управленческой мысли . Со временем это описание исчезло, но мы считаем, что удаление пирамиды из учебников по менеджменту и замена ее лестницей было бы шагом вперед. Дэн Рен связался с нами с момента публикации статьи и согласен.
Вы писали: «Вдохновение на изучение менеджмента и его связи с творчеством и стремлением к общему благу было бы для Маслоу гораздо более вдохновляющим наследием, чем упрощенная пятиступенчатая односторонняя пирамида». Я согласен! Кажется, что первоначальное представление Маслоу о самореализации противоречит тому, как бизнес-лидеры относились к этой концепции, верно?
Определенно. После публикации в 1954 году книги «Мотивация и личность » Маслоу стал одним из немногих признанных психологов, бросивших вызов господствующему конформизму 1950-х годов. Он высказался о том, как крупные организации и социальная конформность подавляют индивидуальное самовыражение. Временами он был разочарован тем, что деловое сообщество относилось к его теории о человеческой природе как к средству для достижения финансовой цели — краткосрочной прибыли, а не цели, которую он видел, — более просвещенных граждан и общества. Было бы здорово, если бы студентам было предложено прочитать то, что Маслоу написал в оригинале. Студенты лучше поймут, что мотивация сотрудников к более продуктивной работе не была той целью, которую Маслоу желал для иерархии потребностей. Его интересовали творчество, свобода самовыражения, личностный рост и самореализация — вопросы, которые сегодня остаются такими же актуальными в размышлениях о работе, организациях и нашей жизни, как и во времена Маслоу. Мы думаем, что есть возможность создать новый Маслоу для изучения менеджмента, вернувшись к первоначальным идеям Маслоу.
Маслоу никогда не предлагал элитарной концепции самоактуализации, верно? Я читал, что он утверждал, что каждый способен к самореализации, но ему мешает нехватка наших самых основных потребностей.
Ну, это зависит. Большую часть своей жизни и в своих трудах Маслоу очень четко указывал, что у каждого новорожденного есть потенциал для самореализации в конечном итоге при наличии подходящей среды. Но он чувствовал, что очень немногие люди по-настоящему реализовали свой потенциал, и это убеждение с годами становилось все сильнее. В свои последние годы он задавался вопросом, может ли быть генетический компонент, который способствует самореализации у одних больше, чем у других. Он размышлял о возможности существования «биологической элиты», людей с более высокой вероятностью самореализации. Насколько нам известно, он никогда не развивал эту идею. Вероятно, это была реакция на то, что он встретил слишком мало людей, которых он считал бы самореализованными.
Что такое правильная среда?
У Маслоу были предпосылки для того, чтобы его иерархия потребностей заработала. Это часто упускается из виду. Свобода слова, самовыражения, жизнь в честном и справедливом обществе — вот некоторые из его предварительных условий. Цензура, нечестность, неумение добиваться истины и мудрости работают против нас. Тем не менее, он признал, что есть исключения, когда люди поднимаются над своими обстоятельствами.
Вы утверждаете, что учебники по менеджменту могли бы лучше отражать прошлое в более общем плане. Какие еще большие искажения в учебниках вы видите?
Если бы они были живы сегодня, основатели нашей области, такие как Адам Смит, Макс Вебер, Курт Левин и даже сам Дуглас МакГрегор, с трудом узнали бы, как их идеи представлены в учебниках. В «Новой истории менеджмента » Стивена Каммингса, Джона Хассарда, Майкла Роулинсона и меня мы пытаемся устранить некоторые из этих неправильных толкований. Но проблема выходит за рамки искажения идей. Мы также заинтересованы в изучении людей и идей, которые обычно исключаются из учебников по менеджменту. Нам нужно более внимательно изучить вклад женщин, вклад незападных культур, вклад людей разных национальностей.
Каковы более широкие последствия вашего исследования для управленческого образования?
Мы надеемся, что наше исследование вызовет споры о том, что стало считаться основами изучения менеджмента и как эти основы преподаются студентам. Мы выступаем за критически-исторический подход, предполагающий рассмотрение «истории» как субъективного повествования о прошлых событиях, сформированного точками зрения и ценностями тех, кто пишет эти повествования. Исследования в области менеджмента имеют давнюю идеологическую приверженность рыночному капитализму и управленческим иерархиям. Это законная точка зрения, но она была чрезмерно доминирующей. Признание этого открывает возможность создания новых историй управления с разных точек зрения — разных мест, времен, людей и идей. Это дало бы студентам более глубокое понимание нашей области, но также могло бы помочь им создать действительно новые способы мышления об управлении и организации.
Иерархия Маслоу: отделение фактов от вымысла
Большинство практикующих специалистов в области обучения и развития хорошо знакомы с иерархией потребностей Маслоу. Но я хотел глубже изучить модель, чтобы определить, действительно ли она имеет достаточную достоверность, чтобы считаться полезной в сегодняшней бизнес-среде.
В частности, мне было интересно понять, почему в учебниках и на веб-сайтах так много разных изображений иерархии. Какой образ изначально использовал Маслоу? Какие части его теории были рассмотрены и проверены эмпирически? Является ли иерархия еще одним популярным, но в корне ошибочным мифом? Это были вопросы, на которые я намеревался ответить.
Миф #1: Маслоу представлял свою иерархию в форме пирамиды
В действительности Маслоу никогда не выражал свою теорию с помощью изображения пирамиды, и трудно сказать, одобрил бы Маслоу какие-либо современные визуальные представления.
Хотя я не уверен. Первоначальная статья, в которой представлена структура Маслоу, называется « Теория мотивации человека » (1943 г.), которая позже была переиздана в его книге « Мотивация и личность » (1954, 1970 гг.) с довольно небольшими изменениями. Я читал обе версии, и использование им слова «иерархия» в обоих документах, кажется, естественным образом подразумевает пирамидальную структуру. Когда вы начинаете более внимательно изучать слова Маслоу, становится ясно, что может произойти много разворотов и исключений — это не строго фиксировано. Однако Маслоу всегда считал, что существует базовая, относительно упорядоченная, пятиступенчатая структура потребностей, которая применима к большинству людей в общей популяции, причем каждая потребность более низкого уровня оказывает немного большее влияние на следующую по величине потребность в последовательности.
Миф № 2. Каждая потребность должна быть удовлетворена на 100%, прежде чем переходить к следующей
Эта интерпретация теории является большим упрощением; это немного сложнее. Маслоу писал: «До сих пор наше теоретическое обсуждение могло создать впечатление, что эти пять наборов потребностей каким-то образом находятся в ступенчатой взаимосвязи друг с другом по принципу «все или ничего». Мы говорили в таких терминах, как следующее: «Если одна потребность удовлетворена, тогда возникает другая». Это утверждение может создать ложное впечатление, что потребность должна быть удовлетворена на 100 процентов, прежде чем появится следующая потребность. На самом деле большинство нормальных членов нашего общества частично удовлетворены во всех своих основных потребностях и частично не удовлетворены во всех своих основных потребностях одновременно.
«Более реалистичным описанием иерархии было бы уменьшение процента удовлетворенности по мере продвижения вверх по иерархии доминирования. Например, если я могу привести произвольные цифры для иллюстрации, получается, что средний гражданин удовлетворяет свои физиологические потребности примерно на 85 %, потребности в безопасности на 70 %, потребности в любви на 50 %, потребности в любви на 40 %. потребность в самоуважении и 10% в его потребности в самореализации».
Миф № 3: Последовательность пяти основных потребностей применима ко ВСЕМ
Далеко не будучи негибким в своем мышлении, Маслоу прекрасно осознавал тенденцию к индивидуальным несоответствиям, присутствующим в человеческой популяции. Мотивация очень личная. То, что важно для одного человека, может ничего не значить для другого. Как продолжают открывать многие теоретики, занимающиеся изучением человеческой мотивации, любая попытка сделать широкие обобщения может быть очень ненадежной, и Маслоу особенно быстро признал это.
Согласно Маслоу, «до сих пор мы говорили, что эта иерархия была фиксированным порядком, но на самом деле она не так строга, как мы могли предположить. Это правда, что у большинства людей, с которыми мы работали, эти основные потребности, по-видимому, располагались примерно в указанном порядке. Однако был ряд исключений».
Всего Маслоу перечислил семь исключений, которые отклонялись от типичной иерархической структуры. Например, он заметил, что у некоторых людей потребность в самоуважении была заменена потребностью в любви. Это считалось наиболее распространенным изменением в иерархии. Маслоу также заметил людей, которые настолько привыкли к безработице, что их потребность в достижениях и личностном росте, казалось, постепенно исчезала, эффективно удаляя два верхних уровня иерархии. Точно так же были люди, которые в раннем детстве «голодали по любви», что привело к оцепенению стремления к дружбе и социальным связям — путь к антисоциальной или «психотической личности», как назвал это Маслоу.
Реклама
Однако исключением из иерархической структуры, которое восхищало и озадачивало Маслоу больше, чем что-либо другое, был «творческий художник». Это были люди, у которых потребность в самоактуализации превалировала над всеми остальными потребностями. Для художника, музыканта или писателя он входил в состояние, подобное трансу, и настолько погружался в свое ремесло, что не обращал внимания на потребность в еде, воде и даже сне, становясь, в буквальном смысле, «голодающим художником».
Миф № 4: Позже Маслоу пересмотрел Иерархию, включив «Самопревосхождение» как высшую потребность после «Самоактуализации». обобщить его. Начнем с того, что Маслоу никогда не вносил формальных поправок в свою теорию пяти основных потребностей. Все изображения пирамид, которые вы видите в Google с более чем пятью уровнями, являются интерпретациями и выводами, сделанными другими людьми на основе работы Маслоу. При этом, однако, есть веские доказательства того, что Маслоу в своих более поздних работах (особенно в своих дневниковых записях) рассматривал «самопревосхождение» как дальнейший шаг, который был отдельным и отличным от «самореализации».
Для получения дополнительной информации об этом мифе см. Новое открытие поздней версии иерархии потребностей Маслоу: самопревосхождение и возможности для теории, исследований и объединения Марка Э. Колтко-Ривера, который отмечает: «… ясно, что Маслоу намеревался [пересмотреть теорию], что решает вопрос о содержании его теории, хотя и не о ее достоверности».
Миф № 5: Позднее Маслоу пересмотрел иерархию, включив в нее «эстетические потребности» и «когнитивные потребности»
Хотя Маслоу вкратце исследовал эти элементы в своих работах, он не был уверен в том, какую именно роль они играют. Следовательно, он держал их отдельно от пяти основных потребностей. Не обязательно неправильно использовать семиуровневую или восьмиуровневую пирамиду, включающую эти элементы, но имейте в виду, что Маслоу относился к ним довольно осторожно, если вы планируете использовать расширенную версию.
Миф № 6: Иерархия поддерживается серьезными эмпирическими исследованиями Правда в том, что теория Маслоу была основана на его личных наблюдениях и биографическом анализе людей, которых он считал «самоактуализировавшимися». Теория не была основана на каких-либо достоверных эмпирических исследованиях. В защиту Маслоу скажу, что он никогда не продвигал свою теорию так, как если бы это был факт. Кроме того, весь смысл выдвижения его теории состоял в том, чтобы стимулировать исследования в области человеческой мотивации, которым в то время уделялось мало внимания.
После смерти Маслоу исследования показали, что доказательств обоснованности иерархии пяти потребностей недостаточно или они вообще отсутствуют. Один из наиболее часто цитируемых обзоров был сделан Wahba and Bridgewell (1976), которые проанализировали исследования, основанные на теории Маслоу, и заявили: «Обзор литературы показывает, что теория иерархии потребностей Маслоу не получила четкой или последовательной поддержки из доступных результатов исследований. Некоторые предложения Маслоу полностью отвергаются, в то время как другие получают смешанную и в лучшем случае сомнительную поддержку».
Авторы также отметили, что теория «почти не поддается проверке», потому что Маслоу не дал четких стандартных определений каждой конструкции потребности, а главным образом потому, что очень трудно измерить относительное удовлетворение потребностей и точную степень, в которой потребность должна быть удовлетворена до того, как возникнет следующая, или даже какая потребность (будь то психологическая и/или физиологическая). Эти вопросы представляют собой серьезную проблему для будущих исследователей.
Реклама
Аналогичным образом, в широко разрекламированном исследовании 2011 года исследователи из Университета Иллинойса изучили связь между удовлетворением потребностей и субъективным благополучием (СБ) в 123 странах и обнаружили, что многие потребности, описанные Маслоу, казались универсальными, но порядок удовлетворения этих потребностей мало влиял на удовлетворенность людей жизнью. Другими словами, потребности более высокого уровня, такие как автономия, социальная поддержка и чувство уважения, по-прежнему были важны, несмотря на то, что потребности более низкого уровня не удовлетворялись.
Заключительное слово
Несмотря на отсутствие эмпирической поддержки, я не считаю иерархию мифом или пережитком, который следует выбросить. У него, безусловно, есть недостатки, которые имеют значение, если рассматривать его со строго академической точки зрения. Таким образом, любой группе, столкнувшейся с этой моделью, должно быть совершенно ясно, что только потому, что она хорошо известна, ее нельзя рассматривать как факт . Тем не менее, общая конфигурация фреймворка не полностью подтверждается исследованиями. Пять основных потребностей считаются универсальными, но главной проблемой считается линейная последовательность (одна потребность преобладает над другой).
Людей часто привлекает иерархия Маслоу, потому что она проста, упорядочена, аккуратна, четко определена и — для многих людей — интуитивно понятна, исходя из их личного жизненного опыта. Однако теория, лежащая в основе популярного образа пирамиды, гораздо богаче, многограннее и сложнее, чем многие люди могут себе представить.
В конечном счете, как и в случае с любой бизнес-моделью, инструментом или структурой, практическая ценность иерархии Маслоу вполне может быть определена тем, насколько хорошо она объяснена и представлена в учебной комнате. Я видел практичные, забавные, тщательно проверенные модели, жестоко обращавшиеся с плохими фасилитаторами, и скучную или бессмысленную информацию, которую первоклассные фасилитаторы придавали зрелищности.