Пирамида маслоу потребности: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

«Люди хотят большего»: почему пирамида Маслоу уже не работает

«Люди хотят большего»: почему пирамида Маслоу уже не работает | Большие Идеи Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Адам Грант , Жанель Гейл , Лори Голер
Фото: JORG GREUEL/GETTY IMAGES

Стоит завести разговор о карьерных ценностях, как кто-нибудь обязательно вспомнит о пирамиде Маслоу — знаменитой теории известного психолога. Популярная идея Абрахама Маслоу состоит в том, что у всех нас есть иерархия потребностей: когда наши базовые физиологические потребности и потребность в безопасности удовлетворены, мы хотим любви и чувства принадлежности, затем следует самоуважение и престиж и, наконец, самореализация.

Но эта пирамида была построена более полувека назад, и недавно психологи пришли к выводу, что она нуждается в обновлении.

Если взглянуть на социологические данные за последние десятилетия, с Маслоу трудно спорить. Когда основные потребности не удовлетворены, сложно думать о чем-то еще. Если на работе вам мало платят, и вы ночами не спите, беспокоясь о выживании, вряд ли вы будете размышлять о самореализации.

Но Маслоу создал свою пирамиду во времена, когда управление персоналом только зарождалось, и многие рабочие места в сфере производственной экономики не отвечали базовым физиологическим потребностям и требованиям безопасности. Сегодня все больше компаний работают в сфере экономики знаний и экономики услуг. Они не просто удовлетворяют базовые потребности, а стремятся удовлетворить каждую потребность сотрудников, обеспечивая такие удобства, как питание и спортивные залы, и соревнуясь за наиболее комфортные рабочие условия (с 1984 по 2011 годы компании, победившие в этой гонке, превзошли своих конкурентов по биржевой прибыли на 2,3–3,8% в год).

В таких условиях вопрос о выживании не стоит. А после того как нижний уровень потребностей пройден, пирамида Маслоу разваливается. Люди не всегда сначала стремятся к любви, а потом — к престижу и достижениям. И они не ждут, пока эти потребности будут удовлетворены, прежде чем начать стремиться к личностному росту и самовыражению.

Если бы Маслоу сегодня создавал свою пирамиду с нуля, пытаясь объяснить, что мотивирует людей к работе, кроме базовых потребностей, как бы она выглядела? На этот вопрос мы попытались ответить у себя в Facebook* при поддержке группы специалистов по управлению персоналом на основе анализа данных.

Дважды в год мы проводим опросы наших сотрудников, спрашивая их, что они больше всего ценят в своей работе. Изучив сотни тысяч ответов, мы выделили три большие группы мотиваторов:

карьеру, коллектив и дело.

Ценность карьеры — в работе, обеспечивающей автономию, которая позволяет использовать свои сильные стороны и способствует обучению и развитию. Она лежит в основе внутренней мотивации.

Ценность коллектива — в людях и чувстве уважения, заботы и признания. Она движет нашими отношениями и ощущением принадлежности.

Ценность дела — в цели: вы верите, что делаете что-то полезное, идентифицируете себя с миссией компании и меняете мир к лучшему. Она — источник гордости.

Эти три группы составляют так называемый психологический контракт — незадокументированные ожидания и обязательства между сотрудниками и работодателями. Когда контракт выполняется, люди полностью отдаются работе. Но когда он  нарушается, люди испытывают меньше удовлетворения и преданности. Их вклад становится меньше, а результаты ниже.

Раньше организации строили всю культуру вокруг только одного аспекта психологического контракта. Можно было нанимать, мотивировать и удерживать людей, обещая отличную карьеру, дружный коллектив или значимое дело. Но, как выяснилось, люди хотят большего. В нашем последнем опросе больше четверти сотрудников Facebook* назвали важными все три мотиватора. Им нужна и карьера, и коллектив, и дело. И 90% наших сотрудников указали в качестве важных минимум два из этих трех мотиваторов.

советуем прочитать

Действия в условиях неопределенности

Шрини Пиллей

Нужны деньги? Поскребите по сусекам

Кайзер Кевин,  Янг Дэвид

В ловушке успеха: что делать, если вы стали начальником и боитесь всего нового

Диана Кандер

Научитесь повадкам лидера

Робин Абрамсон,  Рэндалл Стутман,  Сюзанна Питерсон

* деятельность на территории РФ запрещена

Об авторах

Адам Грант

Жанель Гейл

Лори Голер Лори Голер — руководитель HR-отдела Facebook.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

советуем прочитать

Вас вызывает холодильник

«CEO нет нужды быть идеальным, если его хорошо дополняет партнер»

Джон Герзема,  Уилл Джонсон

Запретный плод: как убеждать людей с помощью ограничений

Ник Коленда

7 шагов, которые нужно предпринять, чтобы завоевать миллион клиентов

Андрей Юдников

Пирамида Маслоу через призму студента БНТУ – Белорусский национальный технический университет (БНТУ/BNTU)

Египтяне возводили пирамиды из камня, а Абрахам Маслоу построил пирамиду потребностей. Однако мало кто знает, что модель иерархической теории человеческих потребностей изначально не привязывалась к пирамиде, такая форма появилась благодаря маркетологам для наглядного восприятия. Маслоу же выдвигал именно теорию иерархии потребностей, которая может варьироваться в зависимости от жизненной ситуации и характера человека. В материале мы рассмотрим основные ступени пирамиды через призму жизни студентов Белорусского национального технического университета, а также расскажем о ситуациях и людях, которые являются исключениями из теории.

В пирамиде А. Маслоу выделяется пять основных ступеней, которые можно разделить на три слоя: базисные потребности, потребности в контакте и потребности в развитии. По пути от основы к верхушке невозможно пропустить какие-то отдельные ступени, но вместе с тем хватает и частичного их удовлетворения.

Физиологические потребности

По А. Маслоу чем ниже потребность, тем полнее она должна быть удовлетворена. Так, у среднестатистического человека основные потребности покрываются в среднем на 85 %. Пока студент не достигнет сытости, утоления жажды и удовлетворения в количестве сна – это будет главной его задачей. От этого зависит дальнейшая продуктивность и готовность перейти на следующую ступень. Если он, к примеру, не спал две ночи подряд, то потребности в общении и творчестве его будут интересовать намного меньше, чем желание поспать. 

Потребность в безопасности

Защищенность, стабильность и уверенность – основные критерии, по которым оценивается данная ступень. Сегодня далеко не многие чувствуют удовлетворенность потребности в безопасности, но, благо, продвигаться вверх по лестнице к самосовершенствованию можно даже частично удовлетворив ступени ниже. К слову, если потребности слабо удовлетворены, то на следующей ступени они будут удовлетворены еще меньше (если потребность А удовлетворена на 25 %, то потребность В возбуждается только на 5 %). 

Социальные потребности

Когда базисные потребности более-менее удовлетворены, актуализируется потребность в любви и привязанности. Человеку хочется любить и быть любимым, иметь друзей или быть частью социальной группы, которая приняла бы его как своего. Студенчество – именно тот период, когда эти потребности проще удовлетворить, ведь вы – часть университета, учебной группы, творческого коллектива, и постоянно взаимодействуете с одногруппниками, преподавателями. Многие даже находят любовь в стенах университета и создают семьи. Однако, к сожалению, по статистике всего лишь половина населения успешно перешагивает эту ступень.

Потребность в уважении и признании

Человеку мало просто принадлежать к какой-то социальной группе, он хочет ощущать собственное могущество и компетентность в выбранной сфере. Абрахам Маслоу считал, что человек начинает уважать себя как личность в результате заслуженного уважения результатов его труда, а не вследствие славы или льстивых похвал. Под трудом воспринимается учеба, спортивная деятельность, творчество. К примеру, вы работали над научной статьей какое-то время и на конкурсе вашу работу отметил кандидат наук, а в последующем статью добавили в сборник, или вы тренировались несколько лет в сборной по плаванию, а на соревнованиях одержали заслуженную победу. К счастью, возможностей удовлетворения потребности в признании и уважении в университете хватает, было бы желание.

Потребности в самоактуализации

Когда все ступени пройдены, человек начинает удовлетворять свои эстетические потребности и потребности в самоактуализации через призму лидерства, развития и менторства. А. Маслоу утверждал, что стадии самоактуализации достигает не более 2 % людей и считал важным учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. Стоит отметить, что психолога интересовали активные и здоровые люди, а эмпирических исследований он не проводил, поэтому у некоторых в силу своего характера могут возникать вопросы к теории человеческих потребностей.

Тем не менее, как и во всякой системе, в пирамиде Маслоу существуют исключения. Абрахам подчеркивал, что человеческая мотивация не может быть строго упорядочена. В ряде случаев ступени могут меняться местами. К примеру, при возникновении опасности мы забываем о голоде, и единственная цель в такой ситуации – обрести защиту. Карьеристов отличает жажда признания, а любовь и социальные потребности у них стоят после. Также вызывает споры отнесение сексуального инстинкта к базисной физиологической потребности. Так, пример святых и монахов (Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.) доказывают обратное.

Надеемся, что вы сегодня выспались, утолили голод в компании друзей, чувствуете себя в безопасности и готовы к новым свершениям! 

Важность пирамиды потребностей Маслоу

Просмотры страниц 206904

Работа • Потребление и потребность

Одна из самых легендарных идей в истории психологии расположена в непритязательном треугольнике, разделенном на пять частей, который повсеместно называют просто «пирамидой потребностей Маслоу».

 

Эта чрезвычайно влиятельная пирамида впервые увидела мир в академическом журнале в Соединенных Штатах в 1943 году, где она была грубо нарисована в черно-белом цвете и окружена плотным и жаргонным текстом. С тех пор он стал основой психологического анализа, бизнес-презентаций и онлайн-лекций, становясь все более красочным и выразительным в процессе.

 

Пирамида была работой тридцатипятилетнего еврейского психолога русского происхождения по имени Авраам Маслоу, который с самого начала своей профессиональной карьеры искал не что иное, как смысл жизни. Больше не являясь частью сплоченной ортодоксальной семьи своей юности, Маслоу хотел выяснить, что может сделать жизнь людей (включая его самого) осмысленной в современной Америке, стране, где погоня за деньгами и славой, казалось, затмила любую больше внутренних или аутентичных устремлений. Он рассматривал психологию как дисциплину, которая позволила бы ему ответить на стремления и вопросы, которые люди когда-то относились к религии.

 

Маслоу вдруг увидел, что у людей можно сказать, что есть по существу пять различных видов потребностей: с одной стороны, психологические или, как их можно было бы назвать, не подразумевая под этим словом никакой мистики, духовные и, с другой , материал. По Маслоу, все мы начинаем с набора совершенно не подлежащих обсуждению и основных физиологических потребностей в еде, воде, тепле и отдыхе.

Кроме того, у нас есть острая потребность в физической безопасности и защите от нападения. Но затем мы начинаем входить в духовную сферу. Нам нужна принадлежность и любовь. Нам нужны друзья и любовники, нам нужно уважение и уважение. И, наконец, и это самое главное, нами движет то, что Маслоу называл — теперь уже легендарным термином — стремлением к самоактуализация : обширная, трогательно туманная и в то же время чрезвычайно точная концепция, включающая то, что Маслоу описал как «жить в соответствии со своим полным потенциалом» и «становиться тем, кто мы есть на самом деле». эти потребности, изложенные в форме пирамиды, оказались настолько убедительными, что с элементарной простотой уловили глубокую структурную истину о человеческом существовании. Маслоу с необычайной ловкостью и точностью указал пальцем на ряд ответов на очень обширные вопросы, которые имеют тенденцию сбивать нас с толку и злобно сбивать с толку, особенно когда мы молоды, а именно: чего мы на самом деле добиваемся? Чего мы жаждем? И как нам расставлять приоритеты и уделять должное внимание различным и конкурирующим требованиям, предъявляемым к нашему вниманию? Маслоу с художественной лаконичностью напоминал нам об образе идеальной, благополучной жизни, сразу предположив, что нельзя жить одними лишь духовными призваниями, но и оставаться сосредоточенным только на материальном тоже неправильно.
Нам нужно, чтобы быть цельными, как в материальном, так и в духовном царствах, которым нужно уделять внимание, основание оказывает поддержку, в то время как вершина предлагает восходящее направление и определение.

 

Маслоу отвергал призывы фанатиков двух типов: во-первых, чрезмерно пылких духовных людей, которые могли убедить нас полностью забыть о деньгах, жилье, хорошем страховом полисе и достаточном количестве, чтобы заплатить за обед. Но он также боролся с крайними упрямыми прагматиками, которые могли предположить, что жизнь — это просто грубый процесс подачи еды на стол и похода в офис. Оба лагеря — для Маслоу — неправильно понимали сложность человеческого животного. В отличие от других существ, мы действительно многогранны, призваны сразу развернуть свою душу согласно ее внутреннему предназначению – и убедиться, что мы сможем оплатить счета в конце месяца.

 

Работая в период расцвета американского капитализма, Маслоу весьма неоднозначно относился к бизнесу. Его восхищали материальные ресурсы крупных корпораций вокруг него, но в то же время он сетовал на то, что почти вся их экономическая деятельность была — несправедливо и нелепо — сосредоточена на удовлетворении потребностей клиентов в основании его пирамиды. Крупнейшие американские компании помогали людям обрести крышу над головой, кормили их, перевозили с места на место и обеспечивали возможность общения друг с другом на расстоянии. Но они казались совершенно незаинтересованными в попытках удовлетворить основные духовные аппетиты, определенные на более высоких склонах его пирамиды. Ближе к концу своей долгой жизни Маслоу выразил надежду, что со временем предприятия смогут научиться получать больше прибыли, удовлетворяя не только наши основные потребности, но и — что не менее важно — наши высшие духовные и психологические потребности. Это был бы действительно просвещенный капитализм.

 

В личной сфере пирамида Маслоу остается чрезвычайно полезным объектом, к которому можно обращаться всякий раз, когда мы пытаемся оценить направление своей жизни. Часто, размышляя об этом, мы начинаем замечать, что на самом деле мы упорядочивали и уравновешивали свои потребности не так мудро и элегантно, как могли бы. У некоторых жизней неправдоподобно широкая база: кажется, что вся энергия направлена ​​на материальное накопление. В то же время есть жизни с противоположной проблемой, где мы не уделяем должного внимания нашей потребности заботиться о наших хрупких и уязвимых телах.

 

Маслоу указывал нам на необходимость большего баланса между многими приоритетами, которыми мы должны жонглировать. Его красивая простая визуальная подсказка — это прежде всего портрет жизни, прожитой в гармонии со сложностями нашей природы. Мы должны в менее безумные моменты использовать его, чтобы с новообретенным вниманием подумать о том, что мы можем делать дальше.

5 уровней иерархии потребностей Маслоу — обзор

Иерархия потребностей Маслоу — это психологическая теория, которая объясняет человеческую мотивацию через погоню за несколькими уровнями желаний. Согласно этой идее, люди вынуждены удовлетворять свои потребности в иерархической последовательности. Этот список начинается с самых основных потребностей и переходит к более сложным требованиям.

 

Согласно этой идее, конечной целью является достижение пятого уровня иерархии: самоактуализация. Одной из самых известных картин в истории изучения менеджмента является классическая пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Внизу пирамиды находятся физиологические потребности, а на вершине — самоактуализация, или реализация своего полного потенциала.

 

 

Что такое иерархия потребностей Маслоу ?

 

В своей работе 1943 года «Теория мотивации человека» и более поздней книге «Мотивация и личность» Маслоу первоначально представил понятие иерархии потребностей. Согласно этой иерархии, люди стремятся удовлетворить основные потребности, прежде чем перейти к более сложным требованиям. Абрахам Маслоу (источник) .

 

В то время как другие существовавшие в то время школы мысли (такие как психоанализ и бихевиоризм) имели тенденцию сосредотачиваться на нежелательном поведении, Маслоу гораздо больше интересовало открытие того, что делает людей жизнерадостными и что они делают для достижения этой цели.

 

Маслоу как гуманист считал, что у людей есть врожденное стремление к самореализации или к тому, чтобы быть лучшей версией себя. Однако для достижения этих конечных целей необходимо удовлетворить ряд более фундаментальных требований, таких как пища, безопасность, любовь и чувство собственного достоинства.

 

Физиологические (пища и одежда), безопасность (гарантия занятости), любовь и потребность в принадлежности (дружба), уважение и самореализация — это потребности, расположенные снизу вверх по иерархии.

 

Погрузитесь глубже в эту тему, прочтите этот документ Канадского колледжа по иерархии Маслоу.


 

«Люди должны удовлетворить потребности дефицита более низкого уровня, прежде чем перейти к удовлетворению потребностей роста более высокого уровня».

— Маслоу (1943)


 

Иерархия потребностей Маслоу делится на пять уровней. Начнем снизу и посмотрим на требования Маслоу. Наша самая фундаментальная потребность заключается в физическом выживании, и это будет первое, что будет управлять нашим поведением. Следующий уровень — это то, что вдохновляет нас после завершения этого уровня, и так далее.


Пирамида потребностей Маслоу0059

 

Наиболее распространенным представлением иерархии Маслоу является пирамида. Самые фундаментальные требования находятся внизу пирамиды, а самые сложные — наверху.

 

Основные телесные потребности, такие как потребность в еде, питье, сне и тепле, лежат в основании пирамиды. Люди могут перейти к следующему уровню желаний, которые связаны с безопасностью и безопасностью, если эти требования более низкого уровня были выполнены.

 

Личное уважение и эмоции успеха становятся более важными по мере продвижения вверх по пирамиде. Маслоу, как и Карл Роджерс, подчеркивал важность самоактуализации, которая представляет собой процесс роста и развития человека с целью полного раскрытия его потенциала.

 

(Рекомендуемая литература: Инновации в ИИ)

 

  1. Психологические потребности

 

Это биологические потребности человека, такие как воздух, еда, питье, кров, одежда, тепло, секс и сон, среди прочего.

 

Человеческое тело не может работать эффективно, если эти требования не выполняются. Согласно Маслоу, физиологические потребности являются наиболее важными, поскольку все остальные потребности вторичны, пока они не будут удовлетворены.

 

Физиологические потребности включают убежище и одежду в дополнение к основным потребностям в пище, воздухе и регулировании температуры. Маслоу поместил половое размножение на этот уровень иерархии потребностей, потому что это необходимо для выживания и размножения вида.

  1. Потребности в охране и безопасности

 

Требования становятся все более сложными по мере продвижения вверх по иерархии потребностей Маслоу ко второму уровню. На этом уровне потребность в безопасности становится первостепенной.

 

Как только физиологические потребности человека удовлетворены, безопасность становится более важной. В своей повседневной жизни люди стремятся к порядку, предсказуемости и контролю. Эти требования могут быть выполнены семьей и обществом (например, полицией, школами, бизнесом и медицинским обслуживанием).

 

Эмоциональная безопасность, финансовая безопасность (например, работа, социальное обеспечение), правопорядок, бесстрашие, социальная стабильность, собственность, здоровье и благополучие — это лишь несколько примеров (например, безопасность от несчастных случаев и травм).

 

 

  1. Социальные потребности (потребности в любви и принадлежности)

 

Следуя физиологическим требованиям и требованиям безопасности, третий уровень человеческих потребностей — социальный, который включает чувство принадлежности. Эмоциональная потребность человека в межличностных связях, присоединении, связности и членстве в группе называется принадлежностью.

 

Дружба, близость, доверие и принятие, а также получение и дарение привязанности и любви — все это примеры требований принадлежности. Поведение человека на этом уровне обусловлено потребностью в эмоциональных связях.

 

Люди должны чувствовать, что их любят и принимают другие, чтобы предотвратить такие проблемы, как одиночество, печаль и беспокойство. Участие в других организациях, таких как религиозные группы, спортивные команды, книжные клубы и другие групповые мероприятия, а также личные связи с друзьями, семьей и любовниками играют существенное влияние.

 

(Рекомендуемая литература — Что полезного можно сделать во время карантина)

 

 

  1. Потребность в уважении

 

Стремление к восхищению и уважению находится на четвертом уровне иерархии Маслоу. Когда требования на трех нижних уровнях удовлетворены, потребность в уважении становится основным мотиватором поведения.

 

Завоевание уважения и признательности людей становится чрезвычайно важным в это время. У людей есть сильное желание выполнить задачи и впоследствии получить вознаграждение за свои усилия. Эмоциональные потребности включают в себя такие вещи, как самооценка и личная ценность, в дополнение к эмоциям успеха и престижа.

 

Профессиональная деятельность, академические достижения, участие в спорте или команде, а также личные интересы могут способствовать удовлетворению требований к уважению. Люди, способные удовлетворить свои потребности в уважении за счет отличной уверенности в себе и признания других людей, более уверены в своих навыках.

 

Чувство неполноценности может возникнуть у тех, кому не хватает чувства собственного достоинства и уважения окружающих. Психологические потребности иерархии складываются из уровня уважения и социального уровня вместе.

 

 

  1. Потребности в самореализации

 

Потребности в самореализации находятся на самом верху иерархии Маслоу. «Человек должен быть тем, кем он может быть», — сказал Маслоу, намекая на желание людей полностью раскрыть свой человеческий потенциал. Маслоу определяет самоактуализацию следующим образом: «Она может быть неформально определена как полное использование и эксплуатация чьих-либо талантов, способностей и потенциальных возможностей, среди прочего» 9.0003

 

Такие люди кажутся довольными собой и добиваются лучшего, на что способны. Это люди, которые достигли своего полного потенциала или находятся на пути к его полному раскрытию».

 

(Также читайте: Ключевые примеры цифровых технологий )

 

 

Прогресс людей через иерархию потребностей


 

Маслоу предположил, что для выполнения этих требований необходимо выполнение ряда условий. Обладание свободой слова и самовыражения или жизнь в справедливом и справедливом обществе, например, не указаны явно в иерархии потребностей Маслоу, но Маслоу чувствовал, что наличие этих вещей упростило людям удовлетворение своих потребностей.

 

Маслоу также считал, что у людей есть желание изучать новые знания и лучше понимать окружающий мир в дополнение к этим основным требованиям.

 

Это отчасти связано с тем, что больше знаний об окружающем мире помогает нам удовлетворять другие потребности; например, узнавая больше о мире, мы можем чувствовать себя в большей безопасности, а более глубокое понимание темы, которой человек увлечен, может помочь ему достичь самореализации.

 

Маслоу, с другой стороны, считал, что потребность в познании окружающего мира является внутренней потребностью. Несмотря на то, что Маслоу организовал свои потребности в иерархию, он понимал, что удовлетворение каждой потребности не является предложением по принципу «все или ничего». В результате людям не нужно полностью удовлетворять одну потребность, прежде чем перейти к следующей в иерархии.

 

Согласно Маслоу, у большинства людей каждое из их желаний частично удовлетворяется в любой момент, а требования, расположенные ниже всего в иерархии, обычно являются теми, в удовлетворении которых люди добились наибольшего прогресса. Маслоу также указывал, что одно действие может удовлетворить два или более желаний. Разделение еды с кем-то, например, удовлетворяет физиологическую потребность в питании, а также удовлетворяет желание принадлежать.

 

Работа в качестве оплачиваемой сиделки может также принести чувство социальной связи и цели, помимо предоставления наличных денег (что позволяет им платить за еду и жилье).
 

Прочтите это исследование, опубликованное в Международном журнале развития и экономической устойчивости, на тему «Иерархия потребностей Маслоу и оценка потребностей в развитии сообщества». Критика теории Маслоу Идея оказала значительное влияние на секторы образования и бизнеса. Теория Маслоу о том, что люди проходят через пять фаз, не всегда подтверждалась исследованиями, проведенными после того, как он опубликовал свое первоначальное исследование.

 

Хотя некоторые исследования показали некоторую поддержку убеждений Маслоу, в большинстве исследований не удалось установить понятие иерархии потребностей. По словам Вахбы и Бридуэлла, рейтинг этих требований Маслоу получил минимальную поддержку, и гораздо меньше доказательств того, что они существуют в иерархической последовательности.

 

Гипотезу трудно проверить: другие критические замечания в адрес тезиса Маслоу включают сложность эмпирической проверки его представления о самоактуализации. Исследование самоактуализации Маслоу также было основано на небольшой выборке людей, включая людей, которых он знал, а также биографии известных личностей, которых он считал самореализовавшимися.

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о том, почему иерархия нуждающихся вопросов Маслоу:



Суммирование up

Несмотря на эти objections, objections, objections, objections, objections, objections, objections, objections, objections, objections, objections, objections, objections, objections, objections.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts