Доступ к дневнику самонаблюдения и электронному сертификату прививки против COVID-19
- Главная
- Новости
- Статьи
- Официальные комментарии ведомства
- Газета «Будьте здоровы!»
- Журнал «Медицина Забайкалья»
- Сборник «Лучший врач Забайкальского края»
- Фотогалерея
- Пресс-центр
- Положение
- Руководство
- Структура
- Контролирующие органы
- СМИ
- Краевые учреждения здравоохранения
- Учреждения здравоохранения г. Читы
- Учреждения здравоохранения районов
- Образовательные учреждения
- Иные подведомственные организации
- Перечень федеральных регистров и систем
- Программы, обновления, шаблоны
- Годовой отчет
- Сведения о доходах государственных служащих
- Вакансии Министерства здравоохранения
- Информация о проведении конкурсов
- Результаты конкурсов
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению
- Информация для инвалидов, заинтересованных в поступлении на государственную службу
- Аккредитация специалистов
- Аттестация специалистов
- Земский доктор
- Профессиональные стандарты
- Целевое обучение
- НПА по обучению за счет НСЗ
- Портал непрерывного медицинского и фармацевтического обучения (НМО)
- Сведения о доходах руководителей учреждений здравоохранения
- Сведения о СЗП руководящего звена МО
- Потребность в медицинских кадрах
- Что нужно знать о коррупции
- Перечень коррупциогенных должностей
- График проведения «Прямых линий»
- Нормативные правовые акты
- Методические материалы
- Формы, бланки
- Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
- Порядок обжалования решений Минздрава
- Информация о закупках
- Проверки в отношении Минздрава края
-
- Планы проведения проверок
- Результаты проведения проверок
- План проведения проверок
- Результаты проведения проверок
- Планы проведения проверок
- Результаты проведения проверок
- Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства
- Доклады, конференции, выступления
- Отчет об исполнении бюджета
- Указы Президента РФ от 07 мая 2012 года
- Указы Президента РФ от 07 мая 2018 года
- Мероприятия по исполнению Национального проекта «Здравоохранение»
- Клинические протоколы
- Рубрикатор клинических рекомендаций
- Федеральные клинические рекомендации (ЭМБ)
- Приказы Минздрава РФ
- Распорядительные документы
- Справочная информация
- Маршрутизация
- Критерии качества МП
- Государственные программы РФ
- Комплексные меры по улучшению наркологической ситуации в Забайкальском крае
- ВМП
- Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан
- Реестр цен на ЖНВЛС
- Анкета по ЭКО
- Документы
- Листы ожидания
- Перечень государственных услуг
- ГУ, предоставляемые в рамках межведомственного взаимодействия
- Перечень предоставляемых документов
- Документы
- Дополнительная информация
- Федеральное законодательство
- Законодательство Забайкальского края
- Постановления Правительства РФ
- Постановления Правительства Забайкальского края
- Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения РФ
- Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения края
- Проекты нормативно-правовых актов
- Административные регламенты
- Информация
- Антидопинговое обеспечение
- Исполнение антимонопольного законодательства
- Порядок и время приема
- Образцы документов
- Обзор обращений граждан
- Общественная приемная
- Вопросы и ответы
- Госуслуги. Досудебное обжалование
- Центры здоровья
- Годовой отчет
- Летняя оздоровительная кампания
- Здоровое питание
- Прививки общее
- Прививки по нозологиям
- Профилактика ОКИ
- Здоровье детей
- Профилактика гепатита А
- Профилактика гриппа и ОРВИ
- Задымленность
- Опасная жара
- Онкозаболевания
- Памятки по клещевому энцефалиту
- Артериальная гипертензия
- Береги свое сердце
- Без табака
- Алкоголь — твой враг
- STOP — аборт
- Диспансеризация
- Видеоролики
- Кампания МЗРФ по ЗОЖ
- Соль+Йод: IQ сбережет
- Памятка пациенту, страдающему эпилепсией
- Обезболивание/ Паллиативная помощь
- Совет по защите прав пациентов
- Профилактика правонарушений
- Психологическая помощь
- Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
- Государственные программы РФ
- Развитие здравоохранения Забайкальского края
- Комплексные меры по улучшению наркологической ситуации в Забайкальском крае
- ВМП
- Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан
- Реестр цен ЖНВЛС
- Анкета по ЭКО
- Документы
- Листы ожидания
- О порядке и условиях признания лица инвалидом
- Пациентам с нарушением слуха
- Пациентам с онкологическими заболеваниями
- Порядки оказания медицинской помощи
- Правила посещения родственниками пациентов в ОРИТ
- Благотворительный проект «WE»
- Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по мед. реабилитации
- Реестр приоритетных объектов и услуг социальной инфраструктуры
- Памятка по освидетельствованию на право владения оружием
- Справочник по медицинским осмотрам
- Документы
- Протоколы
- Результаты НОК
- МО ПГГ
- Информация по лицензированию
- Приказы о предоставлении (переоформлении) лицензий
- Реестр лицензий
- Ход рассмотрения лицензионных дел по медицинской деятельности
- Информация по лицензированию
- Приказы о предоставлении (переоформлении) лицензий
- Реестр лицензий
- Ход рассмотрения лицензионных дел по фармацевтической деятельности
- Информация по лицензированию
- Приказы о предоставлении (переоформлении) лицензий
- Реестр лицензий
- Ход рассмотрения лицензионных дел по деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений
- Федеральные законы
- НПА Правительства РФ
- НПА Правительства Забайкальского края
- НПА Минздрава РФ
- НПА Минздрава края
- Сведения из реестра лицензий
- Лицензирование медицинской деятельности
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Лицензирование деятельности по обороту НС и ПВ
- Информация о ходе (этапе) рассмотрения заявления лицензиата (соискателя лицензии)
- Научно-образовательные мероприятия
- Федеральное законодательство
- Региональные нормативные документы
- Информация для волонтеров. Конкурсы
- Конкурсы. Субсидии
- Методические рекомендации
- Разное
- Антидопинговое обеспечение. Информационно-справочные ресурсы
- Летняя оздоровительная кампания
- Передача сведений о результатах лабораторных исследований на ЕПГУ
- Рецептурные бланки для частных медицинских организаций
- Запись на прием к врачу
- Контакты
Доступ к дневнику самонаблюдения и электронному сертификату прививки против COVID-19 возможен только для граждан, имеющих подтвержденную учетную запись на ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru/).
Доступ к дневнику самонаблюдения предоставляется пациенту после выполнения первого этапа вакцинации;
Сертификат прививки от COVID доступен только после прохождения двух этапов вакцинирования.
Инструкции для граждан:
Информация о том, как зарегистрироваться на ЕПГУ и подтвердить свою учетную запись: https://www.gosuslugi.
Информация о процессе получения доступа к дневнику самонаблюдения и электронному сертификату прививки: https://www.gosuslugi.ru/landing/vaccination
Интроспекция – специфический метод психологии
Интроспекция (лат. intro – ‘внутрь’, spectare – ‘смотреть’) как метод самонаблюдения имеет богатую историю. И, пожалуй, до сих пор в научном мире к интроспекции нет однозначного отношения. И если в прошлом такое положение определялось преимущественно борьбой мировоззрений, то в настоящее время, по-видимому, главной причиной выступает совмещение в термине «наблюдение» (а соответственно, и «самонаблюдение») двух понятий. Первое – это понимание наблюдения как психического явления: высшей формы восприятия. Второе – это понимание наблюдения как исследовательского метода.
Разногласия мировоззренческого порядка были по сути отзвуком того или иного подхода к решению психофизической проблемы. Так, дуалистическое решение, противопоставляющее дух материи, душу телу, субъективное объективному, сознание поведению, ведет к разделению двух линий в познании психического с последующим их совмещением. Первая линия связывается с самонаблюдением как способом прямого усмотрения внутреннего субъективного мира. Вторая линия – это объективное наблюдение, дающее опосредованное знание о внутреннем мире человека. При этом признается, что самонаблюдение страдает субъективизмом и не может само по себе дать объективное знание. С целью «объективизации» этого знания к интроспекции «добавляется» объективное наблюдение, оформленное как строгие экспериментальные условия и предписания наблюдателю. Ярким примером такого подхода является методология «структурной психологии» В. Вундта.
Другой путь решения психофизической проблемы, представленный теориями тождества, состоит в признании как реальности, требующей своего познания, только одной субстанции: либо материальной, объективной, либо духовной, субъективной. Первая точка зрения реализована поведенческими теориями, в частности бихевиоризмом. Представители этого направления признают в качестве научного метода только объективное наблюдение за внешним поведением человека и животных, игнорируя и сознание как активно влияющий на поведение фактор, и самонаблюдение как метод изучения сознания. Апологеты духовной субстанции, естественно, пренебрегают объективным наблюдением, которое, по их мнению, не может проникнуть в ее сущность. Большими познавательными возможностями они наделяют интроспекцию. Но, в отличие от В. Вундта и его последователей, стремились не столько получить рациональное знание о психике и сознании, сколько через самосозерцание приобщиться к высшей духовной субстанции. На таких позициях стоит спиритуализм. Пожалуй, к этой же группе можно отнести и многие направления феноменалистической, или «глубинной», психологии, несмотря на их критику классического интроспекционизма. Суть глубинной психологии – в признании в качестве силы, определяющей поведение человека, неких внутренних образований, скрытых за «поверхностью» сознания. В психоанализе 3. Фрейда – это бессознательное, в гормической концепции В. Макдугалла – инстинктивная энергия «горме», во многих гуманистических направлениях – независимая от социально-исторических факторов мотивационная сфера личности и т. д. Обращаясь к анализу этих внутренних образований, указанные психологические течения фактически вынуждены были использовать самонаблюдение. Так, экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера прямо указывает, что подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внешнего «жизненный план». Присущая гуманистической психологии идея самодетерминации личности в области методической, по сути, приводит к признанию интроспекции как ведущего психологического метода.
Рассмотрение психического и физического в их неразрывном единстве – позиция материалистического монизма. В соответствии с этой позицией само- и объективное наблюдение есть две стороны одного метода. Наиболее четко эта мысль высказана С. Л. Рубинштейном: «Речь для нас идет не о совместном применении наблюдения и самонаблюдения как двух разнородных, внешне друг друга дополняющих методов, а об их единстве и взаимопереходе друг в друга… Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение – как того хочет радикальный идеализм – в самодовлеющий, в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности всегда является лишь одной стороной наблюдения также и внешнего, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, отпадают и все основания для того, чтобы пытаться, как хотела поведенческая психология, вовсе отрицать самонаблюдение. В ряде случаев, например, при изучении ощущения, восприятия, мышления, так называемое самонаблюдение (посредством которого раскрываем содержание наших психических процессов) и так называемое объективное наблюдение (посредством которого мы познаем явления объективной действительности, в них отражающихся) представляют собственно два различных направления в анализе или истолковании одних и тех же исходных данных. В одном случае мы от показаний нашего сознания, отражающих объективную действительность, идем к раскрытию тех психических процессов, которые привели к такому, а не иному ее отражению; в другом – от этих показаний сознания, отражающих объективную действительность, мы переходим к раскрытию свойств этой действительности».
Однако в марксистской науке, реализующей принцип материалистического монизма, излишний акцент на первичность объективного и вторичность субъективного при решении так называемого «основного вопроса философии» привел и к искусственному дисбалансу во взглядах на соотношение внешнего и внутреннего наблюдения в психологии. И вновь наиболее ясно это выразил С. Л. Рубинштейн: «В единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного основным, определяющим для нас является объективное. Поэтому исходя из нашего понимания сознания, мы не сможем признать самонаблюдение ни единственным, ни основным методом психологии. Основными методами психологического изучения являются методы объективного исследования». В конечном счете такая тенденция привела к обвинению интроспекции в тяжком грехе «абсолютного отрыва сознания от реальной деятельности человека». Но подобный порок свойственен многим эмпирическим методам психологии. В частности, проблематична адекватность любого психологического моделирования. Напомним хотя бы многочисленные упреки лабораторному эксперименту в «нежизненности» экспериментальной ситуации, в его отрыве от той самой «реальной деятельности человека». Правда, справедливости ради надо заметить, что указание на «методологические извращения» относились преимущественно к интроспекционизму как научному принципу, а не к свойственному ему исследовательскому методу самонаблюдения. И это напоминает ситуацию с критикой тестирования, которое объявлялось «порочной практикой и «научно ошибочным и отвергнутым советскими психологами применением тестов», в то время как сами тесты рассматривались весьма полезными способами получения психологической информации. Представляется, что признание, объективной обусловленности сознания совсем не обязательно должно вести к принижению самонаблюдения как исследовательского метода, данные которого имеют научную ценность якобы только при условии их проверки объективными методами или соотнесения самим субъектом этих данных с «их реализацией в объективном акте».
Думается, что данные интроспекции имеют не меньшее значение для познания внутреннего мира человека, чем данные «объективных» методов, которые сами неизбежно несут печать субъективизма, исходящего от исследователя (экспериментатора, интервьюера, диагноста). Ценность показаний самонаблюдения не столько в относительной непосредственности связи между субъектом и объектом наблюдения, сколько в возможностях преодоления пространственно-временных ограничений чувственного познания, в возможностях отлета от конкретики объективизированных проявлений психики, в возможности включения в самонаблюдение элементов высшей абстракции. Это раскрывает перспективы к переходу от познания внутреннего мира человека на макроскопическом уровне его организации (что олицетворяется термином «психика») к его познанию на космическом уровне его организации (что олицетворяется понятием «душа» и непривычным пока для нашего научного слуха понятием «универсум»). Блестящие примеры использования само-» наблюдения как метода не только познавательного, но и метода регуляции, дает многовековая традиция многих восточных учений, ориентированных на самосовершенствование человека. В современной науке впечатляют данные трансперсональной психологии, получаемые с помощью самонаблюдения.
Классик гуманистической психологии, автор всемирно известных «Я-концепции» и «клиенто-центрированной психотерапии»К. Роджерс считал, что интроспекция как обращение к внутреннему опыту есть «основной путь познания, это глубокое организменное чувствование, на базе которого мы формируем и уточняем наши сознательные представления и концепции». На эвристический характер данных самонаблюдения указывал крупный отечественный ученый С. В. Кравков, считая и сам метод источником постановки неизвестных проблем.
Таким образом, следует признать, что «интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас во внешний – природный и социальный – мир».
Относительно советской психологии следует указать на излишне жесткое противопоставление материализма и идеализма, что в современных условиях представляется некоторым анахронизмом времен идеологического противостояния. Именно таким бескомпромиссным отвержением идеализма, видимо, продиктовано и отношение советской психологии к интроспекции: поскольку этим методом широко пользовались ученые-идеалисты, постольку он неприемлем для марксистско ориентированной психологии. Отсюда и соответствующие определения интроспекции: «Ошибочный метод психологии, уточненный понятием самонаблюдения»; «Основной метод идеалистической психологии. В научной материалистической психологии метод интроспекции служит подсобным методом, требующим объективного контроля»; «Нужно различать самонаблюдение как наблюдение, направленное на самого себя, на самопознание, и собственно интроспекцию, т. е. определенную порочную трактовку самонаблюдения»; «Конечно, интроспекция не может претендовать на роль единственного метода познания психики, как это пыталась утверждать идеалистическая психология. Она вообще вряд ли является научным методом».
Из-за указанной «запятнанности» интроспекции идеализмом в отечественной психологии советского периода предпочитался термин «самонаблюдение». Эта традиция жива и по сей день. Но в силу двойственности понятия «самонаблюдение» размывается его значение как исследовательского метода. Так, в одном из лучших наших психологических словарей «самонаблюдение» трактуется как психическое явление, а не как научный метод. Там прямо указывается, что «самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом». Хотя такой взгляд редок, но он оттеняет двусмысленность категории-»самонаблюдение».
Искусственное дистанцирование советских психологов от интроспекции приводило даже к уклонению от прямого использования термина «самонаблюдение» и замене его на неуклюжее «использование данных самонаблюдения». Верхом виртуозности в подобной терминологической эквилибристике было изобретение термина «моноспекция». Воистину, «цель оправдывает средства»!
Открещивание от интроспекции, а в ее лице и от идеализма, довело это «правое дело» до отказа «моноспекции» в статусе метода: «Регистрация фактов сознания – не метод научного исследования, а лишь один из способов получения исходных данных». Не будем спорить, является ли «использование данных самонаблюдения» научным методом, но насчет того, что «способ получения исходных данных» – это не метод, следует возразить категорически. Любой эмпирический метод есть лишь способ получения первичных (исходных, сырых) данных об объекте и предмете исследования. Превращение этих данных во вторичные, в результаты производится не на эмпирическом этапе исследования, а на стадии их обработки.
Несогласованность, а следовательно, и зыбкость позиций советской психологии в этом вопросе иллюстрируется следующим высказыванием: «В отличие от самонаблюдения как метода получения эмпирических данных, какими бы «глубинными» они ни были, интроспекция представляет собой методологический принцип, лежащий в основе не только получения, но и понимания психологического материала».
Большинством отечественных психологов самонаблюдение все же рассматривается и как разновидность восприятия, и как научный метод. Но при этом ему, как правило, отказывается в самостоятельности. Особо подчеркивается невозможность научного объяснения наблюдаемых фактов в рамках самонаблюдения. Типичны в этом отношении следующие суждения: «В целом самонаблюдение нельзя признать самостоятельным методом психологии, оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме»; «…самонаблюдение дает лишь исходный материал для объективного причинного объяснения процессов и фактов сознания»; «…самонаблюдение не может дать объяснения психических явлений, но дает иногда очень ценные сведения, которые должны становиться объектами для дальнейшего анализа и синтеза». Представляется, что все сказанное по поводу объяснительных возможностей самонаблюдения с равным успехом можно отнести на счет любого эмпирического метода, если рассматривать его как способ сбора данных об объекте исследования. Объяснение получаемых фактов – это уже иной этап исследования, а именно стадия интерпретации результатов, а не составная часть эмпирического метода, коим является и самонаблюдение. Иначе говоря, признак «объяснительности» присущ научному исследованию (как один из его этапов) и исследователю (как его способностей к научному анализу и синтезу), а не эмпирическому методу, направленному не на объяснение, а на добывание психологических фактов. Таким образом, если снять с метода самонаблюдения незаслуженный упрек в невозможности с его помощью объяснить наблюдаемые психические явления, то автоматически снимаются и претензии к его несамостоятельности. Самонаблюдение столь же самостоятельный способ сбора данных, как и любой другой эмпирический метод.
В связи с этим, по-видимому, целесообразно реабилитировать в нашей науке термин «интроспекция» как обозначение самонаблюдения в смысле исследовательского приема, исключающего его параллельную трактовку как психологического феномена. Такой подход просматривается в психологическом словаре руководителя: «Интроспективный метод – метод психологии, основанный на самонаблюдении в процессе восприятия, мышления и т. п. и последующем словесном отчете; используется в научной материалистической психологии наряду с объективными методами изучения психики». Особенно привлекают в этом определении два момента. Во-первых, это указание на самонаблюдение как на психическое явление, лежащее в основе метода. И второе – признание самонаблюдения естественным компонентом других психических процессов: восприятия, мышления и т. п. Это означает, что вне протекания восприятия, мышления, воображения, памяти, чувств самонаблюдение невозможно. Но эта несамостоятельность самонаблюдения как психического явления вовсе не означает несамостоятельности его как научного метода.
Именно как метод самонаблюдение обладает самостоятельным статусом и включает в себя перцептивные, мнемические, опознавательные, мыслительные, аффективные, волевые и другие процессы.
Итак, интроспекцию следует признать полноправным эмпирическим методом, в основе которого лежит способность человека к самонаблюдению, понимаемому как сложное взаимодействие всех его психических процессов, функций и свойств. Более того, в силу такой психической основы и процедурных особенностей интроспекцию следует особо выделить из всей совокупности эмпирических методов психологии как ее предельно специфический метод.
Именно это обстоятельство вынудило в историографии психологической науки выделить в качестве ее специального направления «интроспективную психологию». Это направление объединяет плеяду великих ученых, зачастую выступавших резкими оппонентами друг другу. Это направление объединяет весьма раз-, неплановые школы и течения в психологии, нередко занимающие непримиримые мировоззренческие позиции. Но в одном onw были едины – это признание и плодотворное применение интроспективного метода.
Истоки интроспекционизма восходят к взглядам Р. Декарта (1596–1650) и Д. Локка (1632–1704). Они считали, что внутренний мир человека может познаваться принципиально иначе, чем мир внешний. У Декарта эти взгляды отражены в его учении о непосредственной достоверности самосознания и о «врожденных идеях». У Локка – в учении об «идеях ощущений» (и соответствующих первичных объективных качествах физического мира) и «идеях рефлексии» (и соответственно вторичных субъективных качествах, в которых отражаются первичные).
В период формирования психологии как самостоятельной экспериментальной науки метод, намеченный Декартом и Локком, был принят на вооружение В. Вундтом. Как известно, Вундт соединил интроспекцию с экспериментом. Главное в этом соединении заключалось в двух особенностях. Во-первых, строго регламентированные условия, в которых проводится самонаблюдение, способствуют повторяемости процедуры и проверяемости полученных в самоотчетах данных. Такой объективный контроль: повышает надежность и «научность» свидетельств испытуемого. Именно это обстоятельство позволяло Вундту противопоставить свой метод предшествующей умозрительной «ненаучной» интроспекции. Строгость данных особо повышалась, по мнению Вундта, тем, что наблюдению подлежали не сложные многосоставные акты психической жизни типа мышления и воли, а простые структурные элементы психики («атомы» сознания) – ощущения и их представления в памяти, а также простейшие чувства. Этим фактом предопределилось наименование вундтовского направления – «структурная психология». Вторая специфическая черта метода Вундта – это формирование у испытуемых особой аналитической установки, помогающей постигать психологическую реальность. Такой специальный настрой на восприятие элементов психической деятельности усиливался выработкой навыков самоотчета о том, что испытуемый непосредственно осознает в момент предъявления раздражителя. Ответы формулировались в терминах ощущений. Ответы в терминах раздражителей Титченер называт «ошибкой стимула».
Несколько иной вариант интроспекционизма представлял немецкий философ Ф. Брентано и его последователи К. Штумпф, Т. Липпс и О. Кюльпе. Они видели задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать все переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эти идеи были восприняты возглавляемой О. Кюльпе Вюрцбургской школой. Не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, эта школа соединила ее с ретроспекцией – последующим воспроизведением того, что раньше испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Таким образом, применение интроспекции в сочетании с экспериментом было распространено на изучение сложных психических образований (мышление).
С интроспекцией связаны и исследования гештальт-психологии. Но в отличие от Вундта, гештальтисты широко применяли интроспекцию для изучения не «элементов» психики, а ее целостных функциональных конструкций (гештальтов). Расчленяющая «аналитическая» установка структурной психологии была заменена на естественную «феноменологическую» установку, предполагающую свободное и непредвзятое описание переживаний во всей их полноте, целостности и конкретности так, как они обнаруживают себя наблюдателю. Отрицание гештальт-психологией вундтовско-титченеровского структурализма отнюдь не мешало ей эффективно использовать метод интроспекции.
В России проводником интроспекции в вундтовском варианте был Н. Н. Ланге, стоявший у истоков отечественной экспериментальной психологии. В целом дореволюционная российская психология, хотя и критично, но довольно интенсивно пользовалась интроспекцией.
Однако интроспекция встречала и множество противников. Крайняя точка зрения заключалась в признании невозможности самонаблюдения как психического явления. Весьма резко эту позицию выразил основоположник позитивизма и социологии Огюст Конт (1798–1857). Исходный тезис «позитивной философии» Конта – требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явления и отринула «метафизику» как учение о сущности явлений. Он уподоблял самонаблюдение в психологии попытке глаза увидеть самого себя или попытке человека выглянуть в окно, чтобы посмотреть, как он сам проходит мимо по улице. Самонаблюдение невозможно, по Конту, потому, что невозможно самораздвоение человека на субъект и объект познания одновременно. Либо человек что-то переживает, либо он наблюдает. В первом случае некому наблюдать, так как субъект поглощен переживанием. Во втором случае нечего наблюдать, так как сосредоточившись на наблюдении, субъект ничего не переживает. Но, несмотря на все изящество аргументации Конта, отрицание самонаблюдения как психического явления есть, по сути, отрицание возможности осознания наших переживаний, а в конечном счете и существования сознания. А этого позитивизм в принципе не отрицал.
Другая критика интроспекции связана не с ее отрицанием, а с указанием на трудности самонаблюдения и в связи с этим ненадежности получаемых с его помощью данных. Первое, на что обращалось внимание, это на несовместимость одновременно двух процессов – наблюдения и того, который подлежит этому наблюдению. Тогда самонаблюдение, по существу, становится не интроспекцией, т. е. непосредственным восприятием настоящего, а ретроспекцией, т. е. восстановлением воспринятого ранее. Вто-. рой сомнительный момент в интроспекции – это влияние наблюдения на предмет наблюдения, поскольку любое обращение внимания на собственное переживание вносит в последнее искажение, не дает протекать этому процессу свободно и независимо. Но такого рода трудности – естественный атрибут любого познавательного акта в системе «субъект – объект». Просто для самопознания через самосозерцание и самоанализ эти трудности становятся очевидными, тогда как для познания внешних объектов они не обнажены. Нужны были десятилетия напряженного труда во всех областях научного знания, чтобы признать неизбежность влияния наблюдателя на «объективные» характеристики наблюдаемого объекта. Следовательно, признание наличия таких эффектов самонаблюдения вовсе не должно означать отказа от него как от метода, поставляющего достоверные знания. С. Л. Рубинштейн по этому поводу справедливо замечал: «В показателях самонаблюдения, которые представляются субъекту непосредственными данными сознания, всегда имеются опосредования, которые в них лишь не раскрыты. Каждое мое утверждение о моем собственном переживании заключает в себе соотнесение его с объективным миром. Эта предметная отнесенность факта сознания вычленяет его из туманности «чистого» переживания и определяет его как психологический факт».
В советской психологии интроспекции как методу и интроспекционизму как направлению в изучении психики помимо уже отмеченных «пороков» идеализма и буржуазности инкриминировалось и еще не менее серьезное деяние: «Данные самонаблюдения интроспекционизм рассматривает не как эмпирический материал, а как непосредственное знание о сущности и механизмах психических процессов, причем эти знания добываются не исследователем, а испытуемым, которому передаются функции исследователя». Согласиться с этим мнением никак нельзя.
Представляется, что такое обвинение может быть направлено только отдельным наиболее ортодоксальным представителям интроспекционизма, причем скорее не в психологии, а в философии, но ни в коем случае не всему течению в целом. Те же Вундт, Титченер, Кюльпе, Вертгеймер, Кёлер, Ах отнюдь не отождествляли интроспекцию с непосредственным усмотрением истины. Наоборот, они к интроспекции относились подчеркнуто как к эмпирическому методу получения данных о психике человека, подлежащих последующей интерпретации. Что касается передачи исследовательских функций испытуемому, то, во-первых, любой психолог никак не может обойтись без сопоставления своих впечатлений о собственном внутреннем мире с данными «объективной» психологии. Во-вторых, специальный целенаправленный научный самоанализ ученого для психологии явление совершенно естественное, хотя для современной науки и не очень характерное (по крайней мере, не слишком рекламируемое и публикуемое). Кстати, отчеты о самонаблюдении в экстремальных ситуациях – весьма ценные источники научной информации в любой науке, часто оцениваемые как проявление личного мужества и научного героизма. Вспомним хотя бы отчет И. П. Павлова о своих ощущениях в последние минуты жизни. Целенаправленное самонаблюдение исследователя является неотъемлемым элементом и некоторых психологических методов. Например, в профессиографии используется метод внедрения ученого в изучаемый процесс, овладения им определенными производственными операциями с последующим самоотчетом о результатах его самонаблюдения. В-третьих, роль исследователя, не только отчитывающегося о своих переживаниях, но и интерпретирующего их иногда сознательно передается испытуемому. Но испытуемому квалифицированному, специально подготовленному. Таковы были многие опыты в школе Вундта. И здесь опять же нет ничего антинаучного. Наконец, хотим мы того или нет, но в каждом случае изучения психики с помощью субъективных методов исследователь вынужден в той или иной мере делегировать свои функции испытуемому и полагаться на его умения и навыки в изучаемой психической деятельности, его откровенность, ответственность, добросовестность. И тут интроспекция ничем не отличается от любого субъективного метода, базирующегося на самонаблюдении.
Итак, и сущность интроспекции, и ее история убедительно говорят о том, что она является естественным, полезным и перспективным методом изучения психики, причем методом, специфически присущим психологии.
Стратегии самоконтроля для детей — Набор инструментов ОТ
Одним из важнейших исполнительских навыков является способность самоконтроля. Стратегии самоконтроля играют роль в способности замечать, что происходит в мире вокруг нас и что происходит в нашем собственном теле. Способность «проверять» себя и отслеживать действия, поведение и мысли по мере их возникновения играет роль в нашей способности решать проблемы. Используйте приведенные ниже советы, чтобы помочь детям научиться самоконтролю и решению проблем. Эти стратегии самоконтроля для детей применимы в классе, дома, на спортивной площадке или в социальных ситуациях.
В качестве сопутствующих ресурсов попробуйте эти занятия по самоанализу для детей. Вам также понравятся эти другие бесплатные раздаточные материалы для развития исполнительских навыков: Раздаточные материалы по организации.
Связанное чтение: Вот еще ресурсы для исполнительных функций, которые пополнят ваш набор инструментов для терапии!
Что такое самоконтроль
Самоконтроль — это процесс метапознания. Метапознание — это способность планировать и выполнять задачу, контролировать свои действия, анализировать проблему, применять стратегию, удерживать внимание, а также оценивать или контролировать завершение деятельности. В идеале метапознание должно происходить естественно и инстинктивно, когда мы занимаемся какой-либо деятельностью.
Способность к самоконтролю состоит из двух основных областей:
1.) Наблюдение- На этом этапе ребенок способен идентифицировать конкретное поведение, мысль или действие, которое произошло. Это может произойти во время действия или после него.
У ребенка, которому трудно говорить в классе, он может поймать себя на том, что перебивает. Другой ребенок может понять, что заговорил вне очереди, только после того, как учитель упомянет, что его перебили.
В обоих случаях ребенок может определить, какое поведение имело место, посредством самооценки. Этот уровень самоконтроля является настоящей борьбой для некоторых учащихся и работой над способностью замечать поведение или действия, которые неэффективны или неуместны в данной ситуации. Способность наблюдать и распознавать поведение или действия — это навык, и эта способность к самоконтролю требует много размышлений, а также способность распознавать идеальную реакцию или подходящее поведение для конкретной ситуации.
2.) Запись- Эта стадия самоконтроля является средством перехода от осознания действий и поведения к функционированию. На этапе записи самоконтроля дети могут отмечать свои действия и вносить изменения в зависимости от того, что произошло в конкретных ситуациях.
Наличие набора стратегий для удовлетворения потребностей в саморегуляции, потребности во внимании или эмоциональной поддержки выгодно для использования в данный момент. Записывание отклонений от целевого поведения может помочь детям лучше понять, что произошло в конкретной ситуации, и как они могут внести коррективы в будущем, чтобы избежать определенного поведения, или как они могут использовать приспособления и инструменты саморегуляции, чтобы реагировать и реагировать больше. соответственно.
3.) Посмотрите, какие потребности должны быть удовлетворены, чтобы достичь желаемого будущего- Очень часто дети знают, что делают неверный выбор, но не знают, как остановить этот рутинный выбор. Если они могут использовать самоанализ, чтобы определить, как и что они чувствуют и почему, они могут реагировать на этот выбор с готовым планом.
Это письмо себе в будущее — отличный инструмент для определения областей изменений и начала разбивки целей. Следуйте нашей лестнице целей в качестве еще одной стратегии, чтобы шаг за шагом продвигаться к этой будущей визуализации.
Стратегии самоконтроля
Говоря о навыках самоконтроля, давайте сначала обсудим, что такое самоконтроль и что означает для детей самоконтроль своих действий, мыслей и поведения.
Наблюдение или самооценка могут потребовать работы, чтобы ребенок понял целевое поведение.
Запись или измерение действий может осуществляться несколькими способами:
- Контрольные списки
- Таблицы для общения родителей/учителей/учащихся (где ребенок вводит данные о своем поведении в течение дня)
- Ведение журнала в блокноте или в таком инструменте, как Impulse Control Journal
- Листы сбора данных
- Формы сбора данных о частотах
- Автограф
- Списки соответствующих действий или моделей поведения
- Простые стратегии воздействия на самоконтроль
- Визуальные подсказки
- Вербальные сигналы
- Напоминания
- Постановка целей
- Ведение журнала в блокноте или в таком инструменте, как Impulse Control Journal
- Коучинг
- Ролевая практика
- Разговор с самим собой
- Моделирование от аналогов
Цель этого этапа — помочь учащимся перейти от поддержки самооценки учителем/родителем/терапевтом/взрослым к статусу самооценки, при котором ребенок определяет поведение и действия, не соответствующие цели.
Способность ребенка оставаться организованным может оказать большое влияние на самоконтроль. Используйте мероприятия и стратегии организации, указанные здесь.
Почему важен самоконтроль?
Когда дети контролируют свои действия и мысли, развиваются и развиваются многие области:
- Внимание
- Поведение
- Способность решать проблемы
- Оглядываясь назад
- Предвидение
- Стойкость
- Смена
Вы можете увидеть, как каждый из исполнительных навыков влияет на способность к самоконтролю и как навыки самоконтроля влияют на развитие и использование каждого из других исполнительных навыков.
Способность к самоконтролю действий, поведения, мыслей влияет на обучение, мышление, социальные и эмоциональные навыки и функциональное участие в повседневных задачах.
Функция самоконтроля воздействия
Существуют также функциональные навыки, которые развиваются и улучшаются посредством самоконтроля:
- Обучение
- Связь
- Поведение
- Запуск задачи
- Завершение задачи
- Социально-эмоциональное взаимодействие
- Доработка полученных навыков
Стратегии самоконтроля
Ниже вы найдете дополнительные стратегии самоконтроля, которые могут помочь детям, способным выявлять, оценивать и корректировать поведение, которое может происходить в классе, дома или в другой среде.
Существует много примеров стратегий самоконтроля, которые можно использовать, чтобы помочь учащимся развить этот навык. Один из методов заключается в использовании связей между текстом и самим собой, которые включают в себя просьбу учащихся связать новую информацию с их собственным опытом или предыдущими знаниями.
Это может помочь им лучше понять материал и установить связи, которые улучшат их память и запоминание. Другая стратегия заключается в том, чтобы сосредоточиться на навыках исполнительных функций, таких как тайм-менеджмент, организация и планирование. Обучая учащихся самоконтролю этих навыков, они могут стать более независимыми и успешными в своей академической и личной жизни.
Эти стратегии следует рассматривать как вспомогательные средства, которые ребенок может использовать самостоятельно, следуя инструкциям и указаниям для обучения методам стратегии.
- Составьте план письменных заданий, домашних заданий или многошаговых заданий, чтобы ребенок не отвлекался от задания.
- Используйте график самоконтроля. Попросите ребенка остановиться и самостоятельно проверить свои действия, поведение или мысли, чтобы убедиться, что они выполняют задание.
- Попробуйте использовать каталожные карточки или другие визуальные напоминания на столах, чтобы получить список соответствующих действий.
- Используйте социальные истории, чтобы научить правильно действовать и реагировать на определенные ситуации дома или в классе.
- Включите график стратегий саморегуляции для удовлетворения сенсорных потребностей, внимания и концентрации. В этом может помочь сенсорная диета.
- Научите ребенка проверять и перепроверять. Научите детей останавливаться и проверять, а затем перепроверять свое поведение.
- Научите ребенка стратегиям разговора с самим собой.
- Научите учащихся смотреть на выполненное задание глазами учителя. Это может помочь им взглянуть со стороны на выполненную работу или действия в классе и скорректировать их по мере необходимости.
- Сенсорные или копинг-стратегии, запланированные в течение дня для сенсорного ввода или двигательных перерывов.
- Используйте таймер для запланированной самооценки и самоанализа поведения или действий и записи данных.
- Работайте над угасанием визуальных и физических сигналов самоконтроля, а также средств сбора данных.
- Научите ребенка вести дневник событий. Журнал контроля импульсов может быть полезным инструментом для детей, которые могут писать или диктовать взрослому.
Прочтите по теме – Здесь вы найдете множество стратегий и занятий для повышения внимания у детей.
Раздаточный материал по самоконтролю
Хотите получить доступ к этой статье в формате PDF для печати и использовать ее в качестве раздаточного материала? Используйте версию для печати в образовании для родителей, учителей, терапевтов и других специалистов. Просто распечатайте версию для печати и добавьте ее в свой набор инструментов для терапии.
Примечание. Чтобы получить доступ к этому файлу, вам потребуется ввести свой адрес электронной почты. Это позволяет нам отправлять PDF прямо на вашу электронную почту. Это 5-страничный план стратегии самоконтроля для обучения тех, кто работает с детьми, навыкам самоконтроля у детей.
The Impulse Control Journal… ресурс для печати, помогающий детям разработать стратегию развития исполнительных навыков. Когда просто недостаточно сказать «успокойся»…
Когда ребенок легко «возбудится» и, кажется, тает при любых признаках громкого шума или волнения…
Когда вам нужна помощь или начало научить детей саморегуляции стратегий…
Когда вы изо всех сил пытаетесь мотивировать или перенаправить ребенка, не вызывая у него нервного срыва…
Когда вы боретесь с помогите детям исследовать свои эмоции , развить навыки саморегуляции и преодоления трудностей, управлять своими эмоциями и размышлять над ними, определять свои эмоции и многое другое по мере их взросления…
Возьмите журнал контроля импульсов, чтобы создать организационные стратегии, планирование, расстановка приоритетов, привычки и мышление у детей.
самоконтроль
Самоконтроль является важным навыком, который необходимо развивать людям, особенно тем, кто работает с исполнительными навыками. Это включает в себя внимание к собственному поведению, мыслям и эмоциям и корректировку их по мере необходимости. Самоконтроль может помочь людям определить свои сильные и слабые стороны, распознать модели поведения, которые могут быть проблематичными, и разработать стратегии для повышения производительности. Используя стратегии самоконтроля для решения поведенческих и академических проблем, специалисты и преподаватели могут помочь учащимся стать более самосознательными и развить больший самоконтроль.
Пошаговый самоконтроль
Пошаговое обучение самоконтролю — эффективный способ помочь учащимся освоить этот навык. Он начинается с определения поведения или навыка, за которым необходимо следить, постановки конкретных целей для улучшения и обучения учащегося тому, как отслеживать свой прогресс.
Это можно сделать с помощью контрольного списка самоконтроля, в котором описаны этапы процесса и четкий план достижения успеха. С практикой учащиеся могут стать более опытными в использовании стратегий самоконтроля, чтобы отслеживать свое поведение и улучшать свои академические и социальные навыки.
Для учащихся с СДВГ полезным инструментом может стать контрольный список самоконтроля. Это может помочь им оставаться сосредоточенными и выполнять задачу, следить за своим поведением и отслеживать прогресс в достижении целей.
Контрольный список может включать такие элементы, как:
- продолжение выполнения задачи
- следуя инструкциям
- выполнение заданий вовремя
Отмечая элементы в списке, учащиеся могут видеть свои успехи и испытывать чувство выполненного долга. Его также можно использовать для обратной связи с родителями и учителями, которые при необходимости могут оказать поддержку и поддержку.
Самоконтроль также можно использовать в качестве вмешательства для учащихся, которые борются с поведением или академическими проблемами. Выявляя проблемное поведение или навык и обучая учащегося отслеживать и корректировать его, специалисты и преподаватели могут помочь учащемуся улучшить свои результаты и развить больший самоконтроль. Навыки самоконтроля можно использовать в различных условиях, в том числе в классе, дома и в обществе.
Существует множество различных инструментов самоконтроля, которые могут помочь учащимся развить этот навык. Эти инструменты могут включать наглядные пособия, такие как диаграммы и контрольные списки, или цифровые инструменты, такие как приложения и программы.
Ключевым моментом является поиск подходящего инструмента для каждого учащегося и обеспечение постоянной поддержки и поощрения по мере развития навыков самоконтроля. С практикой и настойчивостью люди могут стать более самосознательными, улучшить свое поведение и успеваемость, а также развить большую уверенность и независимость.
Коллин Бек, OTR/L, трудотерапевт с 2000 года, работает в школах, мануальной терапии, амбулаторных педиатрических отделениях, EI и SNF. Колин создала The OT Toolbox , чтобы вдохновить терапевтов, учителей и родителей простыми и забавными инструментами, которые помогут детям развиваться. Прочтите ее историю о переходе от ОТ, зарабатывающего 3 доллара в час (после оплаты ухода за детьми), до постоянного создателя ресурсов ОТ для миллионов читателей. Хотите сотрудничать? Отправьте электронное письмо по адресу [email protected].
Рабочий лист самонаблюдения — инструмент для вашего набора инструментов личностного роста
26 апреля 2018 г. | Без рубрики
Я рад сообщить, что пишу книгу «Тренируй себя сам» о своем подходе к самокоучингу. Формат книги позволяет мне добавлять мощный новый контент и инструменты помимо того, что есть в одноименной программе для занятий в классе.
Одним из новых инструментов является рабочий лист самонаблюдения, предназначенный для помощи людям в развитии и поддержке их практики самонаблюдения.
Для чего нужен лист самонаблюдения?
Во-первых, позвольте мне напомнить вам, какое место самонаблюдение занимает в процессе самокоучинга. Самокоучинг направлен на то, чтобы помочь людям совершить устойчивый поведенческий сдвиг вокруг того, что они считают самоограничивающим поведением. Самонаблюдение означает обращать внимание на то, «что происходит с вами», когда вы участвуете в поведении, которое пытаетесь изменить.
• Вместо того, чтобы пытаться сделать быстрое исправление, очень полезно сначала подробно наблюдать за своим поведением в течение долгого времени. Это позволяет вам добраться до чувств, историй и триггеров, лежащих в основе поведения. С наблюдением приходит понимание. Затем вы можете определить основную историю и, в конечном итоге, бросить вызов этой истории и поэкспериментировать, действуя по-другому.
Ознакомьтесь с рабочим листом
Предположим, вы решили работать над изменением самоограничивающего поведения (SLB), например, «часто перебивать других» или «молчать на собраниях». Использование рабочего листа дает вам единое место для сбора и систематизации всех ваших размышлений, касающихся этого поведения.
Есть два раздела, очерчивающих «внешнюю» работу (верхняя часть) и «внутреннюю» работу (нижняя часть). Это мощное визуальное напоминание о важности внутренней работы для поддержки внешних (поведенческих) изменений. Также полезно увидеть, какие внутренние силы поддерживают продолжение вашего текущего поведения. Это может помочь вам лучше понять, почему внесение именно этого изменения не так просто.
Вот несколько полезных советов о том, как лучше всего использовать этот инструмент.
1. Задокументируйте самоограничивающее поведение (SLB), которое вы хотели бы изменить. Рабочий лист дает вам некоторые идеи по выбору самоограничивающего поведения для работы.
2. Создайте «перевернутое» желательное утверждение. Вы с большей вероятностью совершите и поддержите изменение поведения, если оно поможет вам стать лучше. В рабочем листе содержатся ссылки на идеи из программы «Тренируйте себя» о том, как создать мощное вдохновляющее заявление.
3. Используйте нижнюю половину рабочего листа, чтобы зафиксировать ключевые выводы из ваших текущих практик самонаблюдения. Как упоминалось выше, самонаблюдение означает обращать внимание на то, «что происходит с вами», когда вы ведете себя так, как хотите изменить.