Плюсы и минусы анкетирования в психологии: Анкетирование как метод исследования, как составить вопросы, правила, виды и анализ опроса, метод письменного опроса респондентов, цель анкетирования, как оформить результаты

Анкетирование как метод исследования, как составить вопросы, правила, виды и анализ опроса, метод письменного опроса респондентов, цель анкетирования, как оформить результаты

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Содержание

Анкетирование в социологии общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование, респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное проводится с одним участником,
  • групповое анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»,
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это»,
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю,
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке,
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»,
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»,
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»,
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»,
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»,
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

6. Метод анкетирования в педагогической психологии

Метод анкетирования является одним из методов педагогической психологии. Это эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

АНКЕТА (от фр. enqukte — расследование, дознание, анкета; англ, questionnare) — разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса, включающий: а) указание организации, проводящей опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но необязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели опроса и его адресата. Объем анкеты варьирует от 2-3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. Анкеты малого объема чаще линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации. Синонимами слова «анкета» являются слова «вопросник», «опросник», «опросный лист».

Анкета это метод получения экспресс-информации. Быстро, но поверхностно. Можно проводить многократно. Порядок следования вопросов чаще всего случайный. Подвергается качественной и количественной обработке.

Анкетер — лицо, непосредственно проводящее анкетный опрос.

Существенная особенность анкетирования — опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим» от лат. responsare — отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем рес­пондент (по возможности) сам читает предлагае­мые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

В зависимости от числа одновременно опрашиваемых анкетирование может быть групповым или индивиду­альным.

По процедуре анкетирование может быть очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутство­вать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому анкетированию (рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому анкетированию (респонденты вырезают опубликованную в перио­дическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю).

Анкетирование может быть аноним­ным или персонифицированным (обычно 1-й по­буждает респондента к большей откровенности). А так же устным или письменным.

Типы анкет: 1. Открытые. 2. Закрытые (альтернативные или развернутые) 3. Смешанные 4.Утверждения с ответом.

Требования: краткость вопроса, ясность формулировки, желательна шкала лжи.

Надежность анкетных опросников зависит от:

-Распространенность их в обществе.

-Правильный выбор адресата.

-Умение мотивировать респондента.

-Соответствие вопросов цели и задачи.

-Должны быть соблюдены правила построения опросника.

-Понятность инструкций и вопросов.

-Полнота и сбалансированность списка ответов.

-Использование разных типов вопросов.

-Отсутствие намеков на желаемый результат.

Достоинства. Сравнительная экономичность. Возможность охвата больших групп исследуемых. Применимость к самым различным сторонам жизни людей. Хорошая формализуемость результатов. Минимум влияния Э на И.

Недостатки. Невозможность контролировать процесс заполнения анкет, двухсмысленность вопросов, сложный процесс сбора при заочных анкетах, сложность интерпретаций.

О составлении анкеты. Ан­кеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представитель­ную. Достоверные результаты получаются лишь при тщатель­ной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Можно получить результаты, откло­няющиеся от результатов опроса всей группы не более, чем на 3-4% в обе стороны. Ан­кета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отноше­нию к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме.

Составле­ние научно ценной анкеты – как правило, коллективная работа. Первый этап в разработке – определение содержания анкеты. Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знани­ях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также ин­тенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответствен­ная шкала оценок. Второй этап в разработке анкеты – выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми – позволяющими стро­ить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме, и закрытыми – допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». По функции вопросы могут быть основными или наводящими, кон­трольными или уточняющими и пр.

Анкетирование проводится в виде письменного и устного опроса и как средства психодиагностики детей имеют свои особенности. Главная из них состоит в том, что ответы детей на предлагаемые вопросы изменчивы и зависят от многих обстоятельств. Сильное влияние на них оказывает понимание детьми обращенных к ним вопросов, мера осознания изучаемых качеств. Применяя метод анкетирования на практике необходимо добиваться того, чтобы дети правильно и однозначно их понимали. Это особенно важно тогда, когда с помощью опросов изучаются психология и поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психолог или педагог, проводящий опрос, предварительно должен выяснить, правильно ли дети понимают обращенные к ним вопросы, и дать необходимые разъяснения прежде, чем дети начнут сами отвечать на его вопросы.

Применение метода анкетирования в психодиагностических целях нередко затруднено или вообще невозможно из-за недостаточного уровня развития самосознания детей. Так, например, большинство детей вплоть до старшего школьного возраста не в состоянии правильно оценивать мотивы своих поступков. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают у себя многие черты характера, и зачастую бессмысленно напрямую спрашивать их о том, какие качества личности им присущи. Для изучения психологических свойств и особенностей, недостаточно осознаваемых самими детьми, необходимо применять не опрос, а иные, более надежные средства исследования: тесты, анализ документов, изучение продуктов деятельности, эксперимент.

Анкетный метод сбора данных: преимущества и недостатки

РЕКЛАМА:

Прочтите эту статью, чтобы узнать о преимуществах и недостатках анкетного метода сбора данных.

Преимущества Анкеты:
(1) Эконом:

Это экономичный способ накопления информации. Это экономно как для отправителя, так и для респондента по времени, усилиям и затратам. Стоимость проведения исследования методом анкетирования очень низкая. В вопроснике исследователь должен потратить только на печать бумаги и почтовые расходы. Нет необходимости посещать каждого респондента лично. Поэтому не требует больших затрат на проведение исследования.

(2) Широкое покрытие:

Вероятно, это лучший метод сбора информации по сравнению с другими методами, такими как интервью или наблюдение, когда выборка распределена по большой территории. Это позволяет общенациональное или даже международное покрытие.

РЕКЛАМА:

Анкета

позволяет связаться со многими людьми, с которыми иначе нельзя было бы связаться. Он может охватывать большую группу одновременно. Гуд и Хатт говорят, что, когда исследователю нужно охватить группу респондентов, которые разбросаны по всему миру, он может использовать анкету, чтобы минимизировать затраты.

Например, если исследователь хочет провести опрос членов Американского социологического общества, транспортные расходы на проведение интервью будут чрезмерными как с точки зрения денег, так и времени. На необходимое интервью может не хватить времени.

Тем не менее, всем этим членам можно раздать анкеты и получить от них информацию. Это может сделать один исследователь без больших средств, необходимых для найма интервьюирующего персонала для проведения интервью.

(3) Скорость:

Ответы могут быть получены очень быстро методом анкетирования. В этом случае нет необходимости лично посещать респондента или продолжать исследование в течение длительного времени. Прежде всего, по сравнению с другими методами, анкета по почте является самым быстрым методом.

(4) Подходит для специального типа реагирования:

РЕКЛАМА:

Информацию о некоторых личных, секретных делах лучше всего получать методом анкетирования. Например, информацию о сексуальных отношениях, супружеских отношениях, тайных желаниях и т. д. можно легко получить, «сохранив анонимность имен респондентов».

(5) Повторяющаяся информация:

По сравнению с другими методами, такими как расписание, интервью или наблюдение, метод анкетирования считается более полезным и дешевым, при котором повторяющаяся информация должна собираться через равные промежутки времени.

(6) Более простой способ: Анкета

является относительно более простым методом планирования, составления и администрирования. Это не требует особых технических навыков или знаний.

(7) Это оказывает меньшее давление на респондентов:

Это меньше требует от респондентов немедленного ответа. Он может ответить на него в свое удовольствие, тогда как интервью или наблюдение требуют определенной фиксации времени и ситуации,

(8) Однородность:

РЕКЛАМА:

Помогает сосредоточить внимание респондента на всех значимых предметах. Поскольку он проводится в письменной форме, его стандартизированные инструкции по регистрации ответов обеспечивают некоторое единообразие. Анкета не допускает больших вариаций.

(9) Полезный предварительный инструмент: Анкета

может быть использована в качестве предварительного инструмента для проведения в дальнейшем углубленного исследования любым другим методом.

(10) Расширенный срок действия: Анкета

обладает некоторыми уникальными достоинствами в отношении достоверности информации. В таких методах, как интервью и наблюдение, надежность ответов зависит от того, как исследователь их записал. Здесь они могут представить собственную предвзятую или предвзятую информацию. Но в методе анкетирования ответы субъектов доступны на их родном языке и в их версии. Поэтому он не может быть неправильно истолкован исследователем.

(11) Анонимность: Анкета

обеспечивает анонимность респондентов. Респонденты имеют большую уверенность в том, что их никто не идентифицирует за то, что они высказали ту или иную точку зрения или мнение. С помощью этого метода они чувствуют себя более комфортно и свободно выражают свое мнение.

(12) Самый гибкий инструмент для сбора данных:

РЕКЛАМА:

Анкета

, несомненно, является наиболее гибким инструментом для сбора как количественной, так и качественной информации.

Недостатки анкеты:
(1) Ограниченный ответ:

Одним из основных ограничений анкеты является то, что ее можно применять только к тем респондентам, которые имеют значительный уровень образования. Его нельзя использовать ни для неграмотных, ни для малограмотных лиц.

Анкета довольно часто не охватывает очень занятых и озабоченных лиц среди респондентов, ленивых и равнодушных, типа респондентов, которым необходимо многое скрывать о себе, легкомысленных и прогульщиков среди респондентов, лица, испытывающие необоснованное презрение к исследованиям и реформам, и лица, которые без необходимости сомневаются в намерениях, искренности, преданности и приверженности исследователя.

Это люди, которые составляют очень важный сегмент респондентов, которые должны быть охвачены при сборе данных, но их редко удается поймать. Таким образом, вопросники вряд ли подходят для большей части этого типа населения.

(2) Отсутствие личного контакта:

РЕКЛАМА:

Так как в случае анкетирования исследователь не выезжает в поле, он не имеет возможности наладить надлежащие личные отношения с респондентами. Если респондент не понимает каких-то технических терминов или у него есть какие-то сомнения, разъяснить эти технические термины или сомнения некому.

Несмотря на то, что исследователь пытается наилучшим образом сделать анкету простой, точной и удобной, цель и задача анкеты могут быть объяснены лично гораздо лучше, чем с помощью любых других средств. Без должного личного контакта очень сложно мотивировать респондента заполнить анкету.

(3) Плохой ответ:

В случае метода рассылки анкет процент возврата обычно низкий. Факторами, которые могут повлиять на результаты, являются: структура анкеты, ее размер, организация, проводящая исследовательскую работу, характер обращения, тип респондентов, выбранных для исследования, побуждение к ответу и т. д.

(4) Ненадежность:

Информация, собранная с помощью анкеты, не может считаться очень надежной или достоверной. Если испытуемый неправильно истолковывает вопрос или дает неполный или неопределенный ответ, очень мало что можно сделать, чтобы связать такой ответ. В отличие от этого, в интервью всегда есть возможность перефразировать вопросы для дальнейшего уточнения.

РЕКЛАМА:

Вопросы могут быть повторены с соответствующей проработкой, если это необходимо. Но в анкетном методе нет возможности повторять вопросы, объяснять их или уточнять сомнения по тому или иному ответу. Поэтому в нем вряд ли можно проверить обоснованность ответа респондента.

Следователь здесь не имеет возможности наблюдать за жестами и мимикой респондентов. Он не может перепроверить несоответствия или искажение ответов. Таким образом, при анкетном методе достоверность ответов очень низкая.

(5) Неразборчивость:

Неразборчивый почерк респондента иногда создает большие трудности для понимания исследователем ответов. Иногда респонденты стирают и переписывают слишком много. Это создает много трудностей при чтении ответов.

(6) Неполные записи:

Зачастую большинство респондентов очень плохо заполняют анкету. Иногда они вообще пропускают многие вопросы или заполняют их таким образом, что следователю становится очень трудно уследить за этими ответами. Помимо этого, могут быть проблемы с языком, использованием сокращений и двусмысленных терминов и т. д. Все это делает анкету неполной.

(7) Возможность манипулирования записями:

РЕКЛАМА:

При проведении опроса следователь напрямую взаимодействует с респондентами лично и интенсивно в ситуации «лицом к лицу». Он может оценить респондента, его отношение, понимание темы исследования и, при необходимости, может задать несколько перекрестных вопросов для исправления различных ошибок.

Обычно респондент не может манипулировать своим ответом. Но в анкете очень сложно обнаружить ошибки респондентов. Здесь у следователя нет возможности проверить достоверность и достоверность информации. В отсутствие исследователя респонденты могут предоставить манипулированную информацию.

(8) Бесполезно в углубленных исследованиях:

При анкетном методе исследователь не может проводить интенсивное или углубленное изучение чувств, реакций и настроений респондентов. Все это требует здорового взаимодействия исследователя с респондентами. Но при анкетном методе исследователь не присутствует на месте, поэтому ничего нельзя сделать для установления контакта с респондентом. Из-за отсутствия взаимодействия с респондентом исследователь не может вдаваться в подробности жизни респондента. Таким образом, методом анкетирования невозможно провести углубленное исследование.

(9) Ответ от ненадлежащего представителя группы людей:

Респонденты, сдавшие анкеты, не могут составлять репрезентативную часть всей группы. Только ответственные, исследовательские или те, кто поддерживает этот вопрос, могут предпочесть ответить. Некоторые из важных секций группы могут вообще хранить молчание. Это обесценивает окончательные выводы и выводы.

(10) Отсутствие взаимопонимания с субъектом :

Есть много людей, которые не хотели бы делиться какой-либо важной информацией до тех пор, пока они не будут впечатлены обоснованием исследования и личностью исследователя. Анкета не дает исследователю возможности установить контакт с испытуемым, что не может привлечь респондента к лучшему ответу.

(11) Не подходит для деликатных тканей:

Некоторые из областей исследования настолько деликатны, деликатны, сложны и конфиденциальны по своей природе, что становится трудно сформулировать вопросы по ним. Некоторые деликатные вопросы невозможно изложить в письменной форме.

Преимущества и недостатки вопросников

Преимущества и недостатки вопросников

Эта статья направлена ​​на выявление и объяснение некоторых преимуществ и недостатков вопросников. Анкеты часто используются исследователями в количественных исследованиях, поскольку считается, что они очень полезны для сбора больших объемов данных от большой выборки людей.

 

Однако анкеты не лишены некоторых ограничений. Поэтому для исследователей важно изучить их преимущества и недостатки, прежде чем решить, следует ли им использовать этот инструмент в своих исследованиях или нет.

 

Определение анкеты

Согласно Кембриджскому словарю (2023 г.), анкета представляет собой список вопросов, которые задают нескольким людям для сбора информации о чем-либо.

 

Анкета — это исследовательский инструмент, который исследователи используют, чтобы задать респондентам определенные вопросы. Затем ответы можно систематизировать и отображать в виде диаграмм, таблиц и т. д.

 

Анкета может иметь различные формы; тем не менее, как правило, он характеризуется несколькими чертами, включая акцент на стандартизированном задании людям вопросов, использование стандартизированного набора вопросов и использование стандартизированных методов анализа данных.

 

Согласно Pew Research Center (2023), анкета похожа на беседу, которая должна быть организована по темам и проходить в логическом порядке. Задавая простые вопросы, исследователи могут сделать его полезным, удобным, интересным и привлекательным для респондентов.

 

Преимущества вопросников

Существует несколько преимуществ, которые исследователи могут учитывать при выборе вопросника в качестве предпочтительного инструмента сбора данных. Они следующие:

 

Анкетирование простое в проведении и, безусловно, от большого количества респондентов можно получить большой объем информации. Анкеты также экономически эффективны, когда исследователи нацелены на большую группу населения.

 

Широкий охват: с помощью анкеты можно легко связаться с местными, национальными и международными респондентами. Интернет и особенно социальные сети упростили контакт с респондентами издалека.

 

Одним из основных преимуществ анкет является откровенность и анонимность получаемых ответов. В отличие от интервью, анкеты хороши для деликатных и связанных с эго вопросов.

 

Проведение исследования с помощью анкет занимает меньше времени, и респонденты также могут заполнять анкеты в удобное время.

 

Анкеты обычно предоставляют исследователям количественные данные. Количественная информация может быть использована для подтверждения или опровержения существующих гипотез. Исследователи также могут легко количественно оценить результаты анкет либо вручную, либо с помощью пакетов программного обеспечения, таких как SPSS.

 

Недостатки вопросников

Существует ряд недостатков вопросников, которые не позволяют исследователям выбирать вопросник в качестве предпочтительного инструмента сбора данных. Они следующие:

 

Нет разъяснений по неоднозначным вопросам. Многие эксперты утверждают, что анкеты неадекватны для понимания человеческого поведения, отношения, чувств и т. д. Точно так же анкеты иногда могут быть слишком загроможденными и слишком длинными.

 

Анкеты более жесткие, чем интервью. Если исследователь не оставит интервьюируемому место для написания ответов, респондент может выбирать только из диапазона ответов, предоставленных исследователем (Открытый университет, 2023).

 

Точно так же неадекватная мотивация к ответу является проблемой. Непривлекательный стиль и формат вопросников могут оттолкнуть некоторых респондентов.

 

Согласно NBRI (2022), плохо разработанные анкеты обычно не учитывают потребности людей с физическими и умственными ограничениями или людей из разных слоев общества и культур.

 

Некоторые вопросы могут быть плохо сформулированы, в то время как другие могут быть очень прямыми. Эти вопросы бесполезны для получения хорошей информации. Многие исследователи также утверждают, что анкеты недостаточно достоверны, поскольку они дают информацию без объяснения причин.

 

Низкая доля ответивших, поскольку вопросники могут просто не подходить для некоторых респондентов. Точно так же, если исследователи решат использовать почтовую анкету, многие люди могут отказаться отвечать.

 

Многие вопросы могут быть истолкованы респондентами не так, как предполагалось исследователями, что приведет к получению нерелевантных данных. Точно так же исследователю также трудно сказать, насколько правдивы были респонденты.

 

Типы анкет

Обычно существует два типа анкет: закрытые и открытые. «Закрытые» вопросы ограничивают ответы, которые могут дать участники исследования. «Открытые» вопросы позволяют им выразить и объяснить свои чувства по поводу изучаемой темы.

 

Пример закрытого/структурированного вопроса:

 

  • С кем вы летите этим рейсом?
  1. Никто
  2. Супруга
  3. Супруга и дети
  4. Друзья

 

Ниже приведен пример открытого/неструктурированного вопроса?

 

  • Какие шаги, по вашему мнению, необходимы для повышения качества жизни в развивающейся стране?

 

Советы по написанию хороших вопросов

Исследователи должны использовать язык, который знаком и удобен для их респондентов. Им следует избегать использования слишком большого количества отраслевых терминов или сложной лексики. Вместо этого очень полезно использовать язык, понятный респондентам.

 

Исследователям следует избегать наводящих вопросов. Наводящий вопрос – это вопрос, предполагающий конкретный ответ. Например: «Вам нравится делать покупки в Tesco, не так ли?» предполагает, что всем нравится делать покупки в Tesco. Вместо этого исследователи должны задавать нейтральные вопросы, которые не предполагают определенного ответа.

 

Чрезвычайно важно задавать уместные вопросы. Перед разработкой вопросника исследователям необходимо проанализировать цели и задачи своего исследования, чтобы убедиться, что они не задают неуместных вопросов.

 

Исследователи должны задать себе вопрос, почему они проводят исследование, что они надеются узнать и как исследование поможет им достичь своих целей. Это позволит им сосредоточиться, что должно привести к разработке очень хорошей анкеты.

 

Обзор преимуществ и недостатков анкет

Анкета является полезным инструментом сбора данных, когда исследователям необходимо задать одни и те же вопросы большому количеству людей. Хотя его легко использовать, он может быть менее точным и полезным, чем другие методы.

 

Чтобы избежать потенциальных ловушек, исследователи должны убедиться, что использование языка удобно для респондентов, и они избегают наводящих вопросов. Они также должны задавать простые вопросы в начале.

 

Надеемся, что статья «Преимущества и недостатки анкет» была вам полезна. Если вам понравилось, поделитесь им с другими в социальных сетях, чтобы поддержать наше исследование.

 

Вам также может быть интересно прочитать:

Преимущества и недостатки интервью

Преимущества и недостатки простой случайной выборки .

 

Другие соответствующие статьи для вас:

Преимущества и недостатки первичного и вторичного исследования

Dif различия между дедуктивным и индуктивным подходами к исследованию

Преимущества и недостатки онлайн-обучения

PESTEL анализ Великобритании

SWOT-анализ GAP

Комплекс маркетинга Burger King

 

Последнее обновление: 06 января 2023 г.

 

Ссылки:

Кембриджский словарь (2023 г.) Опросник, доступен по адресу: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/questionnaire (по состоянию на 6 января 2023 г.)

NBRI (2022 г.) Можно ли преодолеть последствия плохо спланированного опроса? анкета? Доступно по адресу: https://www.nbrii.com/customer-survey-white-papers/is-it-possible-to-overcome-the-effects-of-a-poorly-designed-questionnaire/ (по состоянию на 21 июня 2022 г.). )

Pew Research Center (2023) Написание вопросов для опроса, доступно по адресу: https://www.pewresearch.org/our-methods/u-s-surveys/writing-survey-questions/ (по состоянию на 6 января 2023 г.)

Открытый университет (2023 г.) Навыки последипломного обучения, доступно по адресу: https://help.open.ac.uk/using-a-questionnaire (по состоянию на 5 января 2023 г.)

Автор: М. Рахман

М. Рахман много пишет онлайн и офлайн с упором на управление бизнесом, маркетинг и туризм.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts