Плюсы и минусы гуманистического мировоззрения: плюсы и минусы, характеристика и примеры

что это, примеры гуманизма в жизни

Главная » Семья » Психология личности

Опубликовано:

Гуманистическое мировоззрение отражает систему взглядов, признающих ценность человеческой личности, утверждающих право индивида на свободу, развитие, счастье. Концепт гуманности определяет благо индивида, как основной оценочный критерий деятельности социальных институтов. В контексте гуманистической психологии желаемые нормы взаимоотношений между людьми – равенство, справедливость, доброта, сострадание.

Содержание

  1. Определение в психологии
  2. Теория Маслоу
  3. Признаки
  4. Современный гуманизм
  5. Примеры

Определение в психологии

Гуманистическое мировоззрение – это идеология, которая определяет абсолютную ценность и значимость человеческой жизни. В рамках идеи отвергается разделение людей по национальному, экономическому или другим признакам. В контексте идеологии формируются этические установки, которые предполагают ответственность каждого члена социума, в том числе ученых и политиков.

Необходимость отвечать за действия обусловлена возможными негативными последствиями деятельности людей для человечества и окружающей среды. В первую очередь это касается научных открытий и принятых политических решений, способных нанести вред природе, физическому и психическому здоровью членов общества. Гуманизм, как мировоззрение, следует рассматривать с учетом значения термина.

Слово «humanitas» в латинском языке означает «человеколюбие». Идеи гуманизма с древних времен вели человека к вершинам развития, вселяли надежду на счастливое будущее, стимулировали улучшать условия жизни, как уже было упомянуто в философских источниках. В современном обществе на фоне улучшения материального благополучия нередко наблюдается духовное обеднение личности, отчужденность, жестокость, бесчувствие.

Гуманность и милосердие – понятия, основанные на единых взглядах и жизненных ценностях. Милосердие рассматривается психологами как готовность помочь ближнему из человеколюбия, сострадания. Принципы гуманизма – фундамент знаний, которые служат объединению людей, препятствуют духовной и нравственной деградации личности. Гуманистические взгляды – это совокупность принципов, которые отражают общечеловеческие ценности и приоритеты:

  1. Мир и свобода.
  2. Социальная справедливость.
  3. Взаимодействие между представителями разных этнических групп и культурных сообществ.
  4. Хранение и соблюдение нравственных устоев.
  5. Защита окружающей среды.

Гуманный и гуманистический – близкие по смыслу понятия, которые определяют характеристики человека (в первом случае) или особенности взглядов, принципов, общества (во втором случае). Простыми словами, гуманный человек отличается гуманистическими взглядами. Общая характеристика гуманизма включает совокупность таких воззрений, как признание, принятие и уважение прав и свобод личности.

Ценность каждого индивида – неоспоримый тезис и непререкаемый ориентир независимо от уровня его благосостояния и занимаемого положения в обществе. В центре гуманистической системы – интересы индивида. Гуманное отношение к окружающему миру предполагает проявление чуткости, отзывчивости ко всему живому – людям, представителям фауны и флоры. Гуманные цели:

  • Осмысление собственной индивидуальности и единства представителей человеческого рода.
  • Осознание неприкосновенности человека, принятие человеческой жизни, как высшей ценности.
  • Ответственность перед потомками.
  • Сохранение и накопление совокупного духовного опыта.
  • Конструктивный диалог между представителями разных народностей и культурных сообществ.
  • Уважение к народным традициям и истории.

О гуманистической направленности личности говорят, когда поведение индивида соотносится с нормами этики и гуманистической морали. Потребности – основные структурные компоненты, определяющие направленность личности. Идеал – ориентир, который выступает в качестве эталона. На основе идеала формируется система нравственных устремлений, определяется система критериев, которые служат опорой при оценке поступков и поведения в разных жизненных ситуациях.

В значениях слов «гуманизм» и «гуманность» отсутствует разница, если речь идет о проявлении человеколюбия и сострадания, доброжелательном отношения к человеку. Определение слова «гуманизм» во втором значении подразумевает прогрессивное движение, зародившееся в эпоху Возрождения, направленное на формирование новых взглядов, свободных от застойных влияний феодализма и католицизма.

Гуманисты эпохи Возрождения провозгласили свободу личности, обозначили право человека на удовлетворение потребностей и счастье, выступили против религиозных догматов, принуждающих к аскетизму и всесторонним ограничениям. В представлении современных философов гуманизм – забота о благе людей, создание условий, благоприятных для развития личности и комфортной жизни.

Теория Маслоу

Автор теории гуманистической психологии А. Маслоу утверждал, что каждый человек – уникальное целое. Гуманистическая психология представляет собой совокупность теоретических подходов к понятию личности и природы человека. Американский психолог рассматривал отдельного человека, как цельную индивидуальность, которую некорректно рассматривать как набор дифференцированных компонентов.

Маслоу утверждал, что мотивация влияет на поведение индивида в целом, а природа человека характеризуется, как нейтральное или положительное начало. В этом вопросе взгляды Маслоу кардинально противоположны мнению Фрейда, который относился к природе человека с пессимизмом, считал, что поведение индивида определяют бессознательные, иррациональные силы.

По мнению Маслоу, жестокость, бессердечие, желание крушить и разрушать возникают вследствие фрустрации – невозможности удовлетворить потребности. Индивид, осознающий самоценность, способен к самосовершенствованию и саморазвитию. Маслоу придерживался позитивного взгляда на человечество, возвышая личность, ведущую осмысленную, значительную жизнь.

В рамках мировоззренческой позиции Маслоу акцентировал внимание на творческом потенциале индивида. Он полагал, что творческие способности заложены в каждом человеке от рождения. Любая форма творчества ведет к самовыражению и самореализации. Чрезвычайно важной в теории Маслоу представляется мотивация, которая стимулирует определение личных целей и их достижение.

Маслоу полагал, что человек редко достигает состояния полного удовлетворения. Индивиду свойственно желать, удовлетворять потребности и ставить перед собой новые задачи, обусловленные новыми желаниями и потребностями. В иерархии потребностей на первом месте находятся физиологические нужды (желание есть, пить, спать). Индивид нуждается в защите и чувстве безопасности, в любви и самоуважении, в личном самосовершенствовании.

Признаки

Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в результате стремления человека объединить желаемое и действительное. Гуманность, как сущность отношения к ближнему, определил древнегреческий философ Панетий Родосский, живший в 185-110 годы до нашей эры. Гуманные качества – это совокупность свойств, которые указывают на приоритетную ценность человеческой жизни. Признаки гуманной личности:

  1. Уважение достоинства других людей.
  2. Приятие факта непохожести людей, как источника дополнительных ресурсов для совместной конструктивной деятельности.
  3. Человечность, способность к сочувствию и состраданию.
  4. Толерантность, терпимость, эмоциональная устойчивость.

Диалог в контексте гуманистического отношения к окружающим характеризуется социальной природой, является реализацией потребности общаться, сотрудничать, взаимодействовать, заниматься совместным творчеством. В структуре диалога преобладают когнитивный и чувствительный компоненты, что отражается в характеристиках взаимоотношений:

  • Эмпатия, способность сопереживать собеседнику.
  • Неприятие стереотипов при оценке личности собеседника.
  • Гибкость мышления, восприятие других на основе принципов толерантности и человеколюбия.

Гуманисты не приемлют иных целей и задач кроме поиска способов взаимопонимания между людьми, построенных на принципах безопасности, психической комфортности, ситуативной адаптивности и адекватности. Выделяют виды гуманизма – либеральный, социалистический, эволюционный.

В первом случае предполагается высшая ценность каждого отдельного человека. Для социалистического гуманизма характерно доминирование интересов коллектива над потребностями и желаниями отдельной личности. Эволюционный гуманизм отражает теорию о высшей ценности человека, который в процессе эволюции развивается или деградирует.

Современный гуманизм

Мировоззрение неразрывно связано с моралью, общими правилами нравственности. Став целостной, сформировавшейся личностью, индивид намечает цели и осознает смысл жизни. Человек, который придерживается принципов добра, честности, порядочности, благородства и других нравственных идеалов, демонстрирует значимые в контексте пользы обществу модели поведения и ориентиры деятельности.

Выбранные ценности, в том числе гуманистические, служат основанием оценки событий, явлений, направляют процессы целеполагания и будущую деятельность. Современный гуманизм отражает гармонизацию взаимодействия социальных и природных систем. Отношения в рамках элементов человек-общество-природа строятся на основе принципов:

  1. Экофильный. Предполагает рациональное природопользование.
  2. Копинговый. Предполагает противодействие стрессовым воздействиям, развитие стрессоустойчивости, резистентности к негативным влияющим факторам.
  3. Коммуникативный. Предполагает формирование толерантности, эмпатии.

По мнению многих философов, в том числе И. Канта, совершенствование и прогрессивное развитие индивида невозможно без формирования планетарного сознания (приоритет общечеловеческих ценностей над частными интересами). Концепт современного гуманизма предусматривает укрепление психической конгруэнтности – достижение состояния, когда индивид пребывает в согласии с собой и внешним миром.

Примеры

Примеры гуманности – благотворительность, волонтерство, что предполагает бескорыстную помощь нуждающимся людям и животным. Примером гуманистического общения в семье служит забота, помощь, внимание к своим детям, друзьям, возлюбленным. Примеры гуманизма в жизни ассоциируются с работой врачей, спасателей, пожарных.

Пример гуманности членов общества – признание ценности человека по факту его рождения, реализация понятий человечности, когда обеспечивается равное отношение к людям разных национальностей независимо от уровня дохода, внешней привлекательности, наличия образования. Понятие гуманности предполагает:

  • Желание и готовность понять окружающих людей.
  • Стремление помочь ближним, нуждающимся в поддержке.
  • Признание прав и свобод других людей.
  • Предоставление зрелой личности возможности выбирать, самостоятельно принимать решения.

Принципы человечности предполагают сострадание и великодушие, умение закрывать глаза на недостатки и непохожесть других людей, способность радоваться от осознания чужого счастья и сочувствовать чужому горю. В гуманистическом обществе неприемлемо насилие в отношении человека и другого живого существа, в том числе в отношении животных, отрицается необходимость подчинять кого-либо своей воле.

Гуманистическое мировоззрение – способность и желание относиться к каждому человеку по-доброму независимо от его национальной принадлежности и социального статуса, проявлять к окружающим уважение и великодушие.

0 3 080 просмотров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

FORMATION OF HUMANISTIC CULTURE AS A PROBLEM OF MODERN RUSSIA

Research article

Davletshina G. R.

Issue: № 1 (20), 2014

Published:

2014/02/08

Давлетшина Г.Р.

Кандидат философских наук, старший преподаватель, Башкирский государственный медицинский университет

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК  ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена гуманизму в современном российском  обществе, которая имеет возможности реально развиваться, преодолевать различные рубежи. Гуманизм в России представляет собой культурную, растущую систему знаний и способов, которые включают в себя установленные раннее ценности и новые мировоззрения о мире, обществе, человеке, личности.

Ключевые слова: гуманизм, личность, гуманистические ценности.

Davletshina G. R.

Candidate of Philosophy, senior lecturer of the chair of philosophy and social and humanitarian sciences, Bashkir State Medical University

FORMATION OF HUMANISTIC CULTURE AS A PROBLEM OF MODERN RUSSIA

Abstract

The article is devoted to humanism in contemporary Russian society, which has the possibility of real progress, overcome various frontiers. Humanism in Russia is a cultural, a growing body of knowledge and methods, which include early established values and new outlook on the world, society, man, person.

Keywords: humanism, person, humanitarian values.

Современное общество необходимо так перестраивать, изменять, чтобы культура, знания создавались в его материальных политических духовных, социальных производствах. Такая реорганизация общества необходима для того, чтобы высшей целью вновь созданного общества было, формирование и развитие личности и основная суть индивида определялась базой знаний, построенной на интересах личности в обществе, а не на базе безличностных идей, взглядов.

В период установления гуманистического общества должно произойти  переход общества потребления материальных благ на производство духовных ценностей. Первозадачей гуманизма в связи с этим, является повсеместное поглощение знаний, а уже производство материальных благ будет вытекать как  результат производства знаний.

Главное отличие гуманистического общества от других типов западного и постсоветского обществ заключается именно в производстве знаний на государственном уровне, т.е., гуманистическое общество считается обществом знаний. Причем, в ближайшем будущем  производство знаний будет реализовываться помимо культуры во всех общественных областях.

В любых народных, национальных обычаев есть свои плюсы и минусы. Также в каждом народе есть хорошие и плохие люди, есть благородные и подлецы, есть патриоты и предатели, есть бесстрашные и трусы. Поэтому очень важный принцип гуманизма заключается в том, что к человеку нужно относиться по его личным качествам, а не от его национальной принадлежности, социального происхождения, материального достатка, занимаемого  положения в обществе.

В связи с чем, необходимо учиться в первую очередь находить недостатки у себя, чем у других и развивать в себе определение о чести и достоинстве. Также необходимо каждому учиться быть гражданином свой страны и осознавать свой долг и обязанность перед собой и страной.

Однако, несмотря на не слишком благоприятную общественную атмосферу, российские гуманисты считают, что альтернативы гуманизму у нашей страны просто нет. По их мнению, ни религиозный фундаментализм и национализм, ни декаденствующий постмодернизм не в состоянии предложить реальные пути оздоровления общественной жизни. Современные российские светские гуманисты, пишет В.А. Кувакин, не будут обреченно ждать, когда счастливая судьба, сильный справедливый и добрый правитель или снизошедшая с небес «русская идея» наконец-то спасут Россию. Они убеждены в том, что «активное отношение к себе и окружающему, деятельная, мужественная, творческая, самостоятельная и жизнестойкая позиция может обеспечить достойное положение человека в обществе» [1]/

Отличительная черта гуманизма состоит в том, что он в контексте мировоззрения основное внимание уделяет на положительные и глубокому раскрытию его возможностей. То есть гуманизм с человеческим лицом помогает раскрыть возможности личности в полной возможности и внедряет моральную и человеческую  установку на то, как нужно и необходимо поступать, учит быть ответственным, порядочным, сдержанным, нравственным, наконец.

История нашего общества дает отпечаток и на развитие гуманизма в целом. В настоящее время в современном российском обществе  царит наглость, необразованность. Соответственно, эти факторы дают, сказываются на явление гуманизма. И он в предыдущие сложные переходные времена для нашей страны потерял свою актуальность и был не востребован.

В настоящее время, когда в России формируется демократия, правовое, социальное государство, гражданское общество, можно сказать что ценности в государствах с такими требованиями дают положительные результаты. Россия с учетом своих национальных особенностей может развивать и поддерживать их на должном уровне. Поэтому важно для нас осмыслить и принять для себя те мировые гуманистические ценности, которые пойдут только на благо общества.

Задача же государства поддержать и развивать гуманизм на уровне предписанных в основном законе страны – Конституции требований о правах человека, демократического общества. Только тогда наше государство сможет реализовать свои возможности. Много за всю историю человечества были сделаны попытки для создания гуманистического общества, основанного на уважении, любви друг к другу, на том, чтобы каждый мог реализовать свои возможности и таланты. Для построения такого общества выбирались совершенно разные способы его реализации: начиная от революций вплоть до объединения стран или даже создания сект, различных иных некоммерческих организаций.

Некоторые проекты добровольно прекратили свое существование, кто-то не выдержал жесткие условия, кто-то успешно продолжает существовать (Армия Спасения), кто-то находится в процессе развития. То, что эти проекты существуют, объясняются гуманным характером и основой их создания и существуют за счет поддержки членов этих обществ.

Поэтому в вопросе гуманизма важно не столько государственная установка, но и заинтересованность и поддержка людьми.

Главная от власти в этом вопросе – это грамотная и действенная политика в данной области гуманизма.

Литература

  1. Современный гуманизм: Документы и исследования. — М., 2000. — 141 с.

Гуманистический подход — Таблица преимуществ и недостатков в A Level и IB Psychology

Преимущества

  • Подчеркивает автономию и свободную волю при выборе поведения. Подход направлен на поиск альтернативного подхода к научной психологии (концентрируется на субъективном опыте людей и его значении, которое не может быть изучено в экспериментах)
  • Это единственный подход в психологии, который ставит во главу угла субъективный опыт и смыслы человека
  • Это не редукционизм. Индивидуум не рассматривается как продукт возбуждения нейронов или связей между стимулом и реакцией
  • Это целостно — фокусирует внимание на личности в целом
  • Клиент-центрированная терапия (CCT) поддерживает людей с проблемами и относится к ним с уважением – это рассматривается как недирективная форма терапии
  • Просматривает человека как активного агента
  • Продвигает идею личной ответственности
  • Утверждает, что субъективные переживания важны и ценны
  • Клиент-центрированная терапия используется сегодня психологами и консультантами в терапии

Недостатки

  • Это слишком позитивно в отношении человеческого поведения — это означает, что предполагается, что люди по своей сути хороши и будут выбирать позитивный путь в своей жизни, однако свобода воли и выбор ограничены для некоторых людей
  • Слишком много внимания уделяется субъективному опыту — трудно изучать
  • Подход не научный- Не использует никаких строгих, объективных методов и не делает прогнозов, которые можно доказать или опровергнуть
  • Акцент делается на сознательном осознании — это ограничивает рамки гуманистического подхода, поскольку он игнорирует вещи, находящиеся вне сознательного осознания
  • Клиент-центрированная терапия имеет ограниченную помощь людям со сложными проблемами
  • Трудно подделать
  • Отсутствие эмпирической поддержки

Оценка

  • Психология
  • Подходы
  • A2/A-level
  • AQA

10 Сильные и слабые стороны гуманистического подхода

Гуманизм, гуманист и гуманист – это психологические термины, которые относятся к подходу к изучению человека в целом, а также его или ее уникальности. Эти термины упоминаются в психологии, чтобы иметь тот же подход. Гуманистический подход в некотором смысле называют феноменологическим, при котором изучение личности сосредоточено на субъективном опыте индивида.

Будет ли гуманистический подход благоприятным способом решения различных аспектов человеческого существования? Возможно, ряд сильных и слабых сторон может служить ориентиром для обоснования этого вопроса.

Список сильных сторон гуманистического подхода

1. Фокус на индивидуальном поведении
Вместо того, чтобы сосредоточиться на бессознательном поведении, генах и разуме среди прочего, он переключил свое внимание на отдельного человека или человека в целом.

2. Удовлетворяет представлениям большинства людей
Поскольку гуманистический подход ценит самореализацию и личные идеалы, он удовлетворяет представление большинства людей о смысле быть человеком. Это больше фокусируется на позитивной природе человечества и свободе воли, которая связана с изменениями.

3. Дополнительные сведения о поведении
Легче получить истинное понимание и полную информацию благодаря качественным данным, которые можно связать с поведением.

4. Индивидуалистические методы обучения
Это подчеркивает важность более идиографических и индивидуалистических методов обучения. Гуманизм также может быть благоприятен для различных профессий, включая криминалистику, историю и литературу, потому что гуманистическая мысль имеет основу, которая дает намёк во всём, что считается человеческим.

5. Личностно-ориентированное консультирование
Ненаправленный характер личностно-ориентированного консультирования позволит клиентам чувствовать себя более комфортно при общении с консультантами. Более того, клиенты считаются равными себе, поскольку они не претендуют на звание экспертов.

Список слабых сторон гуманистического подхода

1. Способствует разочарованию клиентов
Предоставление клиентам возможности думать самостоятельно может сбивать с толку тех, кто на это не способен. Точно так же их клиенты могут чувствовать разочарование, потому что им не будут предоставлены объяснения их проблем.

2. Оппозиция детерминистическим законам науки
Гуманистический подход поддерживает свободную волю, в которой сторонники имеют противоположные убеждения в детерминистских законах. Соответственно, детерминизм утверждает, что возможен только один ход событий, что противоречит существованию свободы воли.

3. Этноцентричность гуманистического подхода
Такой подход может быть предвзятым и ориентироваться только на западную культуру. В этом отношении можно сказать, что это повлияет на тех, у кого разные культуры, которым следует следовать и перенимать, даже если это противоречит их убеждениям.

4. Требуется опыт
Например, в классе очень важную роль в успехе гуманистического подхода играют способности учителя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts