Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода
Ключевые слова: свобода, абсолютная и относительная свобода, почему абсолютная свобода невозможна, свобода человека и ответственность, свобода и ответственность в ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, безграничная свобода и ее проблемы, свободный человек
В современном обществе свобода личности является неоспоримой ценностью.
То, насколько свобода деятельности человека влияет на его духовное развитие, было осмысленно еще античными философами.
Каждый человек стремиться к абсолютной свободе. Однако абсолютной свободы не существует.
Полная, неограниченная свобода подразумевает ущемление интересов и прав других людей, нанесение ущерба чужим желаниям.
ПОЧЕМУ НЕ БЫВАЕТ БЕЗГРАНИЧНОЙ СВОБОДЫ?
Ярким примером является желание человека послушать музыку в ночное время.
Эта свобода ограничивается правом другого человека, живущего по соседству, на полноценный отдых.
Именно поэтому свобода человека неразделима с его обязанностями. По мнению многих философом свобода неразделима с понятием необходимости.
Чтобы быть свободным, человеку необходимо осознавать цену этой свободы, которая выражается в знании и признании чужих прав и свобод.
Чаще всего необходимость представляет собой ряд объективных жизненных обстоятельств, которые выступают сдерживающим фактором в свободной деятельности человека.
Необходимость не всегда зависит от сознания человека.
ВЫБОР В УСЛОВИЯХ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Внешние обстоятельства не всегда определяют вектор мышления и деятельности человека. Основную направленность деятельности, так же как ее цели формирует психика индивида.
Сознание человека анализирует информацию, которая поступает извне, и принимает верные решения. Таким образом, человеку предоставлена альтернатива деятельности и мышления. Выбор человека в альтернативных условиях зависит от многих факторов, в частности от уровня нравственности.
Именно поэтому многие люди, имея выбор жить по закону, или нарушать его, все же становятся на преступный путь. Человек, который формирует вектор своей деятельности, согласовываясь с нравственностью, не сталкивается с духовным разложением.
Каждый дееспособный человек, прежде чем принимать решения, которые влияют на ход общественных отношений, должен полностью осознавать их возможные последствия.
Из нескольких существующих альтернатив, человек должен выбрать для себя наиболее приемлемый «сценарий» развития событий, который соответствовал бы его личным целям, не задевая при этом чужие права и свободы.
СУЩНОСТЬ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Сущность свободы – осознанный выбор человека, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора), за который он всегда несет ответственность.
Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:- с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
- с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
- социализация.
Виды ответственности:
- Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
- Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
- Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
- Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)
ВЗАИМОСВЯЗЬ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ
Вопрос 53. Свобода и ответственность личности
Вопрос 53. Свобода и ответственность личности.
Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.
Свободы человека; Часть вторая: Воспитание для свободы
«Недостаточно сказать: «Я свободен», — имел обыкновение говорить блаженный Иоанн Павел II, — нужно также сказать: «Я несу ответственность». Человеческая свобода — это и дар. и ответственность. Этого невозможно достичь без тяжелой работы по преодолению эгоизма, развитию самодисциплины, обучению послушанию, развитию добродетели и постоянным усилиям возрастать в любви к Богу и людям. В первой части этой серии мы рассмотрели природу человеческой свободы и потребность в Божьей благодати для преодоления рабства греху и достижения зрелой свободы. Теперь давайте рассмотрим образовательные шаги, необходимые для совершения этого путешествия с Божьей помощью. Поступая так, нам следует помнить, что Бог создал нас для вечного счастья и что Он наделил нас естественными желаниями, которые помогают нам расти в свободе.
Этап дисциплины
Фр. Серве Пинкерс, О.П., известный моральный теолог и ученый-томист, выделяет три стадии образования в свободе: стадию дисциплины, стадию прогресса и стадию зрелости (см. «Источники христианской этики», стр. 359-371). Его идеи могут оказать большую помощь в понимании того, как расти и продвигаться в человеческой свободе. Сегодня я рассмотрю первый из этих этапов.
Учиться свободе — это то же самое, что учиться исполнять красивую музыку или готовиться к участию в Олимпийских играх. Это требует, чтобы мы узнали ценность основных правил и хороших учителей. Нам нужно научиться, что делать и чего избегать. С их помощью и с помощью Божьей благодати мы можем привить личную дисциплину, которая позволит нам последовательно применять правила на практике.
Чтобы оценить роль учителей в этом деле, полезно вспомнить происхождение слова «дисциплина». Оно образовано от слова ученик. Дисциплине учатся, следуя хорошему примеру и прозрениям достойного учителя. Мы видим это в жизни апостолов, которым выпала великая честь быть среди первых учеников Господа Иисуса.
Избавление от вредных привычек
Мы никогда не будем свободны, пока не избавимся от вредных привычек, противоречащих милосердию и добру. Это требует, чтобы мы искали в своем сердце эгоистичные модели поведения и любую моральную инерцию и лень, которые мешают следованию Божьему закону, ведущему нас к свободе. Прежде чем мы сможем заменить неправильное отношение хорошим, мы должны обнаружить и искоренить то, что неправильно. Большим подспорьем в этом деле является изучение Десяти Заповедей и других законов, открытых Богом в Священном Писании или переданных в Церкви.
Свободу ограничивает грех, а не заповеди Божии; а расширяет свободу послушание нравственному закону. Как сказано в Катехизисе (№ 1740): «Отклоняясь от нравственного закона, человек нарушает свою свободу, замыкается в себе, разрушает ближнее общение и восстает против божественной истины».
Когда мы начинаем следовать закону Бога, происходит чудесная вещь: мы обнаруживаем, что он резонирует с нашим врожденным нравственным чувством. Наша человеческая природа, созданная любящим Творцом, помогает нам на пути к свободе.
Природа создана для свободы
Согласно святому Фоме Аквинскому, природа является источником свободы человека. Мы можем быть свободными благодаря нашим естественным наклонностям, а не вопреки им. Некоторых это удивляет, поскольку наш опыт искушений и грехопадения кажется тесно связанным с человеческой природой. Но духовные побуждения внутри нас, препятствующие свободе, исходят от нашей «падшей» человеческой природы, от шрамов, оставленных первородным грехом. В начале такого не было. Бог создал человеческую природу не таким образом, чтобы она мешала свободному росту. Напротив, Он вселил в нас и желание быть свободными, и естественные духовные склонности и нравственное чувство, которые позволяют нам быть свободными (я не говорю здесь о низших животных инстинктах, но о вдохновениях более высокого качества, заложенных в человеческих личностях Богом). ).
Каждое природное духовное влечение святой Фома Аквинский называет «инстинктом Святого Духа». Бог создает нас, другими словами, с духовным внутренним содержанием, которое служит своего рода отправной точкой для развития свободы. Мы, можно сказать, духовно настроены на сотрудничество со Святым Духом, чтобы преодолеть все, что препятствует свободе, а затем с благодарностью принять многие дары Божьи, которые позволяют нам возрастать в послушании и добродетели.
Вот почему Папа Бенедикт говорит нам, что только в отношении к Богу человек может познать, что такое истинная человеческая свобода, и впоследствии продвинуться в жизни этой свободы.
Лучшие примеры человеческой свободы, что неудивительно, дают Иисус и Мария. Дева, зачатая без греха, могла совершенно свободно сказать Богу в момент Благовещения (Лк 1:38): «Се, раба Господня. Да будет мне по слову Твоему». С таким же упованием на Своего Небесного Отца Господь Иисус молился в Гефсиманском саду (Лк 22:42): «Отче! если хочешь, возьми от Меня чашу сию; все же не Моя воля, но Твоя да будет». Это полная свобода; это послушание, построенное на полном доверии; это свободное решение любви искупило мир.
Насколько отличается свобода Иисуса и Марии от популярной концепции свободы, описываемой как человеческая воля к самоопределению, в которой человек настаивает на радикальном отличии себя от всех остальных. Свобода, которую мы видим в Марии и Иисусе, охватывает все три стадии роста человеческой свободы и многое другое. Это помогает нам, когда мы стремимся выполнить первую стадию, увидеть великую ценность подчинения в доверии воле Бога.
В следующем номере «Католического солнца» мы продолжим рассмотрение человеческой свободы, переходя к рассмотрению второй стадии образования в свободе: Стадии прогресса в добродетели.
Ответственность, свобода, расширение прав и возможностей и психическое здоровье
Очистите свой разум
Источник: iStock Кредит: Nuthawu
С экзистенциальной точки зрения свобода и ответственность неразделимы. Они составляют основу для понимания нашего опыта, развития нашего чувства идентичности и ведения целенаправленной и значимой жизни.
Психологическая или личная свобода, в отличие от политической свободы или свободы, хотя и влияет на нашу способность делать политический выбор, связана с нашей способностью делать выбор в действиях, которые, в свою очередь, определяют возможности и возможности, которые мы создаем для нашего будущего. Ваша жизнь есть (и будет) сумма всех действий и бездействий, которые вы совершаете (и не совершаете).
Личная свобода представляет собой высшую ценность в экзистенциализме. Этот вид свободы является внутренней свободой и требует самосознания. Недостаток самосознания означает жизнь, в которой доминирует иллюзия свободы и отсутствие экзистенциального выбора.
Иллюзия свободы
Настоящая свобода является внутренней, поскольку она связана с осознанием (и позднее освобождением) психологической и социальной обусловленности, которая была наложена на нас со дня нашего рождения и с тех пор постепенно усиливалась. .
Учитывая нашу хрупкость и уязвимость, когда мы были ребенком, нам было полезно научиться быть послушными и уступчивыми, выполняя желания и ожидания наших опекунов. В то время у нас не было другого выбора, кроме как быть зависимыми, чтобы о нас заботились. Так возникло наше неподлинное или ложное «я» (например, перфекционизм или стремление угодить людям).
Однако по мере взросления эта зависимость перестает быть полезной. Чтобы стать свободным взрослым, нам нужно научиться отпускать эту зависимость. Это включает в себя постоянное давление, чтобы соответствовать и угодить другим.
Неспособность сделать это означает жить в постоянном детском состоянии, запертом внутри тела взрослого человека. Это значит продолжать делать бессознательный жизненный выбор из-за принуждения или обусловленности. Со временем это, скорее всего, поставит под угрозу наше психическое здоровье (например, вызовет депрессию, тревогу и даже отчаяние). Это психологические индикаторы, говорящие нам, что пришло время вернуть наше подлинное или истинное «я» (нашу свободу).
Это восстановление нашего истинного «я» влечет за собой самодифференциацию путем расхламления нашего разума и освобождения себя от внешних ожиданий, структур убеждений, ролей, обязанностей и обязательств, которые были навязаны нам. Этот процесс самоосвобождения не означает, что нам не нужно выполнять какие-либо внешние ожидания или не иметь убеждений, ролей или обязанностей. Это означает, что мы выбираем их свободно, делая сознательный жизненный выбор.
Таким образом, свобода означает осознание того, что мы можем сделать, чтобы полностью реализовать свой человеческий потенциал. Только когда у нас есть выбор, мы можем пользоваться своей свободой. Это требует самосознания.
Свобода и самосознание
Не может быть свободы без самосознания. Быть свободным означает иметь выбор, из которого можно выбирать. Единственный способ иметь выбор — это осознать себя, поэтому самосознание дает нам выбор в жизни. Самосознание – это ясность в отношении того, кто мы есть. Это включает в себя знание нашей личности, сильных и слабых сторон, мыслей, взглядов, убеждений и эмоций. Самосознание также позволяет нам понимать других и то, как они нас воспринимают, и нашу реакцию на них. Это первый шаг в создании того, что вы хотите, когда вы сосредотачиваете свое внимание и реакции, чтобы определить, куда вы идете в жизни. Преимущества обретения самосознания включают большую ясность и душевное спокойствие.
Самое главное, самоосознание трансформирует, поскольку оно приводит к самотрансформации – оно меняет то, как вы смотрите на себя и как воспринимаете другие. Как только мы осознаем себя, мы сможем узнать, за что брать на себя ответственность. Личная свобода приходит, когда мы берем на себя ответственность за выбор, чтобы жить по-настоящему.
Взятие на себя ответственности придает силы и ведет к свободе
Взятие ответственности наделяет нас силой, заставляя нас нести ответственность за собственное поведение, критически мыслить, хорошо работать в условиях стресса и с легкостью справляться с трудностями.
Принятие решений позволяет нам полностью сосредоточиться на том, чего мы хотим. Ответственность начинается с того, что мы знаем, чего мы хотим, и создаем план, как этого добиться — не из-за чувства долга, а из-за нашего собственного желания.
Когда мы берем на себя ответственность, мы берем на себя ответственность за поведение и его последствия. Мы принимаем наш выбор и его результаты, не обвиняя других или жизненные обстоятельства. Это делает нас сильными и выносливыми.
Степень свободы, которую мы испытываем в жизни, прямо пропорциональна степени ответственности, которую мы берем на себя.