Тема 13. Свобода и ответственность личности – SOOCIETY
ЕГЭ 2018 по обществознанию — Человек
В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.
Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:
– историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
– индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Образец задания
B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ____________(1). Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ____________(2). В свободной деятельности человек добивается поставленных ____________(3) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой ____________(4), или все его поступки обусловлены внешней ____________(5), под которой понимали предопределение, Божий промысел, ____________(6), рок».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) воля Б) смысл Г) индивидуальность Д) индивид
Б) необходимость Е) цель Ж) судьба З) ответственность
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: ЗГЕАБЖ.
Тема 1. Познание мира →
← Тема 12. Поведение
Вопрос 53. Свобода и ответственность личности
Вопрос 53. Свобода и ответственность личности.
Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.Например, французский экзистенциалист Ж. П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. “Быть свободным, — писал он, — значит быть проклятым для бытия – свободы”. Его же знаменитое выражение: “Мы приговорены к свободе”.Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов. Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой.. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.
Свободы человека; Часть вторая: Воспитание для свободы
«Недостаточно сказать: «Я свободен», — имел обыкновение говорить блаженный Иоанн Павел II, — нужно также сказать: «Я несу ответственность». Человеческая свобода — это и дар. и ответственность. Этого невозможно достичь без тяжелой работы по преодолению эгоизма, развитию самодисциплины, обучению послушанию, развитию добродетели и постоянным усилиям возрастать в любви к Богу и людям. В первой части этой серии мы рассмотрели природу человеческой свободы и потребность в Божьей благодати для преодоления рабства греху и достижения зрелой свободы. Теперь давайте рассмотрим образовательные шаги, необходимые для совершения этого путешествия с Божьей помощью. Поступая так, нам следует помнить, что Бог создал нас для вечного счастья и что Он наделил нас естественными желаниями, которые помогают нам расти в свободе.
Этап дисциплины
Фр. Серве Пинкерс, О.П., известный моральный теолог и ученый-томист, выделяет три стадии образования в свободе: стадию дисциплины, стадию прогресса и стадию зрелости (см. «Источники христианской этики», стр. 359-371). Его идеи могут оказать большую помощь в понимании того, как расти и продвигаться в человеческой свободе. Сегодня я рассмотрю первый из этих этапов.
Учиться свободе — это то же самое, что учиться исполнять красивую музыку или готовиться к участию в Олимпийских играх. Это требует, чтобы мы узнали ценность основных правил и хороших учителей. Нам нужно научиться, что делать и чего избегать. С их помощью и с помощью Божьей благодати мы можем привить личную дисциплину, которая позволит нам последовательно применять правила на практике.
Чтобы оценить роль учителей в этом деле, полезно вспомнить происхождение слова «дисциплина». Оно образовано от слова ученик. Дисциплине учатся, следуя хорошему примеру и прозрениям достойного учителя. Мы видим это в жизни апостолов, которым выпала великая честь быть среди первых учеников Господа Иисуса.
Избавление от вредных привычек
Мы никогда не будем свободны, пока не избавимся от вредных привычек, противоречащих милосердию и добру. Это требует, чтобы мы искали в своем сердце эгоистичные модели поведения и любую моральную инерцию и лень, которые мешают следованию Божьему закону, ведущему нас к свободе. Прежде чем мы сможем заменить неправильное отношение хорошим, мы должны обнаружить и искоренить то, что неправильно. Большим подспорьем в этом деле является изучение Десяти Заповедей и других законов, открытых Богом в Священном Писании или переданных в Церкви.
Свободу ограничивает грех, а не заповеди Божии; а расширяет свободу послушание нравственному закону. Как сказано в Катехизисе (№ 1740): «Отклоняясь от нравственного закона, человек нарушает свою свободу, замыкается в себе, разрушает ближнее общение и восстает против божественной истины».
Когда мы начинаем следовать закону Бога, происходит чудесная вещь: мы обнаруживаем, что он резонирует с нашим врожденным нравственным чувством. Наша человеческая природа, созданная любящим Творцом, помогает нам на пути к свободе.
Природа создана для свободы
Согласно святому Фоме Аквинскому, природа является источником свободы человека. Мы можем быть свободными благодаря нашим естественным наклонностям, а не вопреки им. Некоторых это удивляет, поскольку наш опыт искушений и грехопадения кажется тесно связанным с человеческой природой. Но духовные побуждения внутри нас, препятствующие свободе, исходят от нашей «падшей» человеческой природы, от шрамов, оставленных первородным грехом. В начале такого не было. Бог создал человеческую природу не таким образом, чтобы она мешала свободному росту. Напротив, Он вселил в нас и желание быть свободными, и естественные духовные склонности и нравственное чувство, которые позволяют нам быть свободными (я не говорю здесь о низших животных инстинктах, но о вдохновениях более высокого качества, заложенных в человеческих личностях Богом). ).
Каждое природное духовное влечение святой Фома Аквинский называет «инстинктом Святого Духа». Бог создает нас, другими словами, с духовным внутренним содержанием, которое служит своего рода отправной точкой для развития свободы. Мы, можно сказать, духовно настроены на сотрудничество со Святым Духом, чтобы преодолеть все, что препятствует свободе, а затем с благодарностью принять многие дары Божьи, которые позволяют нам возрастать в послушании и добродетели.
Вот почему Папа Бенедикт говорит нам, что только в отношении к Богу человек может познать, что такое истинная человеческая свобода, и впоследствии продвинуться в жизни этой свободы.
Лучшие примеры человеческой свободы, что неудивительно, дают Иисус и Мария. Дева, зачатая без греха, могла совершенно свободно сказать Богу в момент Благовещения (Лк 1:38): «Се, раба Господня. Да будет мне по слову Твоему». С таким же упованием на Своего Небесного Отца Господь Иисус молился в Гефсиманском саду (Лк 22:42): «Отче! если хочешь, возьми от Меня чашу сию; все же не Моя воля, но Твоя да будет». Это полная свобода; это послушание, построенное на полном доверии; это свободное решение любви искупило мир.
Насколько отличается свобода Иисуса и Марии от популярной концепции свободы, описываемой как человеческая воля к самоопределению, в которой человек настаивает на радикальном отличии себя от всех остальных. Свобода, которую мы видим в Марии и Иисусе, охватывает все три стадии роста человеческой свободы и многое другое. Это помогает нам, когда мы стремимся выполнить первую стадию, увидеть великую ценность подчинения в доверии воле Бога.
В следующем номере «Католического солнца» мы продолжим рассмотрение человеческой свободы, переходя к рассмотрению второй стадии образования в свободе: Стадии прогресса в добродетели.
Свобода и ответственность: как выбор и ограничения помогают детям развивать характер
Представлено Паулой Лиллард Прешлак
Одними из наиболее неправильно понимаемых понятий в подходе Монтессори являются «свобода и ответственность» и «развитие воли».
Хрупкий баланс свободы и ответственности ведет к развитию воли. Все трое взаимодействуют по восходящей спирали, что дает детям постепенный, возрастающий успех в принятии решений и управлении собственной жизнью. Это конечная цель образования на всю жизнь, которое делает эти аспекты одними из самых важных аспектов жизни маленького ребенка в школе и дома. Чтобы понять этот процесс развития воли, подумайте о свободе как о выборе, а об ответственности как об ограничениях. Таким образом, свобода и ответственность являются результатом, а не отправной точкой развития ребенка. Выбор и ограничения ведут ребенка к свободе и ответственности.
Зачем развивать волю?
Сначала наши младшие дети руководствуются своими импульсами. Они могут брыкаться, щипать или хватать из-за импульсов, которые они еще не научились контролировать. Предоставляя выбор, мы помогаем ребенку развить собственную волю, чтобы он мог выбирать, мыслить самостоятельно и стать по-настоящему свободным. Тогда управление исходит из внутри ребенка, а не извне; так ребенок наделяется силой своей развивающейся воли. Постепенно, благодаря повторяющемуся опыту принятия решений с ограничениями, маленькие дети становятся более уравновешенными, менее импульсивными, более самодисциплинированными, готовыми присоединиться к другим, комфортными и по-настоящему свободными.
Опыт помогает ребенку принимать новые решения. Например, если ребенку предлагается выбор между бананом и яблоком, но он никогда не пробовал яблоко, он может импульсивно выбрать одно или другое, не будучи уверенным, что хочет. Знания приходят с опытом, поэтому, попробовав яблоко и решив, что оно ему не нравится, в следующий раз он может сделать более осознанный выбор. Его воля вступает в игру, когда в другой день ему предлагают варианты: «Я знаю, что мне действительно нравятся бананы больше, чем яблоки, потому что я пробовал и то, и другое» и «Сейчас я выберу банан».
Эти новые знания позволяют ребенку сделать выбор. Делая выбор, он пробуждает интерес к происходящему. Повторение этого цикла (выбор-познание-интерес-следующий выбор. ..) позволяет ребенку развивать свою волю, укрепляя его способность принимать собственные решения и формируя его характер. «Воля» — это способность остановиться и сделать выбор, основываясь на мысли. Когда воля более развита, это означает, что у ребенка есть сила остановиться и принять решение, принимая во внимание выбор и ограничения своего окружения.
Зачем давать выбор?
Чтобы добиться такого успеха, нам нужна среда, в которой маленькие дети могут делать выбор и быть активными. Взрослый может помочь маленькому ребенку направить его энергию на позитивные действия, предложив варианты занятий, которыми он сможет активно заняться.
Дома мы хотим предоставить нашим маленьким детям два варианта, когда это возможно. (Два выбора обеспечивают необходимый предел.) Выбор между двумя вещами позволяет нашим детям практиковать — снова и снова — волю над импульсом. Поскольку дети в возрасте до трех лет находятся в глубоком процессе развития своей воли, их поведение может быть «трудным», если мы не осознаем, что именно это и происходит. Мы также можем помешать процессу, предоставив слишком много вариантов выбора или позволив ребенку иметь все и вся. Время сна, время отхода ко сну, приемы пищи, одежда, игрушки — все это может сбивать с толку, если нет структуры или ограничений. С другой стороны, мы можем расстроить процесс ребенка, никогда не предлагая четкого выбора между двумя доступными вариантами. Два доступных варианта дают нашим годовалым и двухлетним детям возможность делать именно то, что им нужно: развивать свою волю с помощью простых решений снова и снова.
Пожалуйста, обратите внимание, мы не говорим о первом году жизни, потому что, когда детям около 15-18 месяцев, предоставление им выбора между двумя вещами становится очень важным; это когда развитие воли является центром их развития. Этот фокус может вдохновить на поведение, заслужившее неудачное выражение «ужасные двойки». Когда мы понимаем, что фрустрированное поведение двухлетних детей происходит из-за непреодолимого желания делать собственный выбор и стремления к ограничениям в этом выборе, мы можем действовать, чтобы удовлетворить их потребности и уменьшить фрустрацию.
Дайте вашему маленькому ребенку два варианта, когда это будет разумно: два продукта питания, две книги перед сном — всего несколько раз в день — и посмотрите, какую разницу вы заметите. Давать выбор каждые раз, когда что-то вот-вот должно произойти, может быть слишком часто и вызывать у ребенка тревогу или контроль, поэтому просто ищите разумное время, чтобы у маленького человека был выбор. Чем больше они могут самостоятельно залезать в автокресло, нести свою сумку, наливать себе воду, вытирать пролитую жидкость, выбирать между двумя продуктами, тем лучше. Но нет смысла покупать две пары обуви или два пальто только для того, чтобы ребенок мог выбирать между ними! В жизни есть естественные ограничения, когда часто есть только один вариант, и есть много моментов, когда есть много вариантов, когда мы хотим представить нашим детям только два из них.
Примеры выбора:
Хотите яблоко или банан?
Ты собираешься надеть синие носки или красные?
Ты хочешь сесть рядом со мной или рядом с дедушкой?
Дойти до машины пешком или нести?
Выбирайте только разумные варианты, которыми вы довольны. Если вы не можете носить своего ребенка, это не вариант делать предложение; так что вместо этого вы можете спросить: «Хотели бы вы идти, держа моя рука или я держать твою руку?» (Удивительно, но иногда даже это может удовлетворить потребность маленького ребенка в достаточном уважении, чтобы он мог сделать выбор в этом вопросе.)
Постепенно к шести годам вы можете предложить три разумных варианта, а иногда ребенок может предложить другой приемлемый вариант. это показывает, что они становятся более ответственно независимыми. Некоторым детям нужно больше ограничений (меньше вариантов), а некоторых вполне устраивает больший выбор (больше свободы). Это не оценочные суждения, потому что дать ребенку то, что ему или ей нужно, — это лучший способ достичь конечной цели — сделать правильный выбор самостоятельно. Понаблюдайте за своими детьми, чтобы решить, легко ли они справляются с выбором. Придерживаться двух вариантов всегда хорошая стратегия, если вы не уверены.
Зачем давать ограничения?
Реальная среда настроена со встроенными ограничениями. Последствия естественны. Они настоящие. Стекло разбивается, когда его бросают на пол, и мы подметаем его и выбрасываем в мусорное ведро. Вода проливается, когда чашка опрокидывается, и мы вытираем ее шваброй. Метла, мусорное ведро и швабра являются частью окружающей среды, так что все готово для участия ребенка на всех этапах реалистичного процесса. В каждом обществе есть принципы, помогающие нам существовать в гармонии, и наши маленькие дети усваивают эти принципы, когда их приглашают взаимодействовать с реальной средой, в которую встроены ограничения. Ограничения обеспечивают безопасность и ориентацию.
Мы также можем добавить рекомендации, указывающие нашим детям на ограничения, которые им помогают. Мы можем пришить кружок ниток к салфетке, чтобы показать, где можно поставить тарелку, и кружок меньшего размера для чашки и контур ложки для размещения столовых приборов. Мы могли бы использовать направляющую для подметания (деревянный полукруг), чтобы маленькие дети могли сметать кучу пыли в определенное место в комнате.
Существуют также логистические ограничения: возможно, ребенок выбирает яйцо на обед, но когда яйцо готово к употреблению, он решает, что вместо этого хочет кусочек индейки. Мы обеспечиваем разумный предел: «Теперь у нас есть яйцо. Завтра вы можете выбрать индейку. Ммм, это яйцо выглядит очень хорошо. Еще тепло». Если она решит, что не хочет этого сейчас, это ее выбор; мы не будем заставлять. Но мы не собираемся сдаваться и менять питание. Это было бы снятием ограничения, которое помогает ей сделать свой выбор завтра и осознать силу собственного принятия решений.
Я думаю, это может быть причиной того, что дети, которым дают все, что они хотят, очень беспокоятся, потому что они на самом деле чувствуют себя бессильными, а не сильными. Ничто не имеет смысла, потому что то, что взрослые дают им все, что они хотят, показывает, что у них нет границ для жизни, нет безопасности, нет стен. Ребенок, который на собственном опыте осознает, что на следующий день он снова может сделать выбор и может выбрать кусок индейки (или яйцо!), вполне реально ощущает контроль над ситуацией. Теперь, если кусочков индейки больше нет, потому что папа ел их со вчерашнего дня… что ж, это добавляет еще один слой реальности; теперь мы планируем пойти позже в продуктовый магазин и пополнить наш запас. Единственный выбор — это то, что доступно, как бы разочаровывающе это ни звучало.
Что такое ответственность?
Думайте об ответственности как о результате осуществления выбора в определенных пределах. Ответственность не стоит на первом месте, например: «Веди себя ответственно, и тогда я увижу, что ты ответственен». Дети не могут знать, как быть ответственными, пока они не разовьют способность реагировать собственными решениями. Другими словами, способные к ответу : способные ответить, потому что они могут выбирать свои собственные действия, а затем выполнять их.
Ограничения в окружающей среде дают детям границы, на которые они могут практиковаться в реагировании. Благодаря своему постоянному опыту принятия решений в рамках ограничений дети становятся все более способными реагировать. Поскольку они реагируют на ограничения в окружающей среде и делают выбор с учетом этих ограничений, мы называем их поведение «ответственным».
Что такое свобода?
Доктор Монтессори часто говорила о важности предоставления детям свободы. Многие люди неправильно понимают эти утверждения, думая, что она имела в виду, что нам нужно «отпустить детей». Но доктор Монтессори очень четко заявила, что мы не должны позволять детям делать все, что они хотят, тренируя свою импульсивность. Это не приведет к развитию у детей внутренняя свобода, основанная на собственной способности принимать решения и самоконтроле. Монтессори говорила о предоставлении детям свободы с выбором и движением в соответствии с указаниями их разума, но это не свобода для всех. На самом деле, она указала, что сначала дети реагируют на свои прихоти и не являются по-настоящему свободными, а скорее пленниками импульсов.
Термин свобода в контексте Монтессори на самом деле относится к внутренней свободе, которая является результатом, а не отправной точкой процесса развития воли. Да, ребенку нужна свобода передвижения и свобода принятия решений, но это очень специфические свободы, которые мы можем рассматривать как выбор . И если нет ограничений в этом выборе и какой-либо целенаправленной деятельности, которая движет телом и разумом (такой как подметание пролитой воды или наливание воды в чашку), не может быть процесса, посредством которого можно достичь истинной внутренней свободы.
Внутренняя свобода является конечной целью в этом процессе. Мы все жаждем внутренней свободы, чтобы думать своими мыслями, принимать собственные решения и следовать своей силе воли, чтобы строить свою жизнь. Но только пределы мира делают это возможным. У нас не может быть ничего, о чем мы мечтаем, и эти границы реальности дают нам безопасность, ощущение места и цели. Свобода — это не лицензия; это не импульсивное поведение. Свобода — это развитие самоконтроля, чтобы сделать выбор, и силы воли, чтобы решить и воздержаться от одного варианта, чтобы иметь другой. Это ставит нас в отношения с нашим окружением. Мы находимся в гармонии с нашим окружением, когда наши действия связаны со следующим моментом и с другими людьми, объектами и условиями. Наши дети обретут эту чудесную гармонию.
Образование на всю жизнь
Если у вас есть дети старшего возраста, вы можете полагаться на пределы реальности, когда делаете разумный выбор. Естественные, встроенные последствия часто создают ограничения в реальном мире. Родители могут причинить больше вреда, чем пользы, если мы слишком сильно вмешиваемся в то, что возможно, оставляя больше возможностей, чтобы попытаться успокоить наших детей. Мы также можем отвлечь наших детей от естественных последствий, думая, что нам нужно изобрести ограничения. Типичным примером может быть случай, когда подросток решает не делать домашнее задание, а его родители выдвигают такое последствие, как: «Ты не можешь есть мороженое сегодня вечером, пока не выполнишь домашнее задание». Это может работать только до тех пор, пока подросток не перестанет заботиться о мороженом, когда ограничение выглядит довольно глупо и нереалистично. И сообразительный подросток может сообразить, что она все еще может получить мороженое, только после того, как все лягут спать! Теперь у родителя возникает новая проблема: поведение нужно дополнительно скорректировать другим придуманным следствием, и цикл продолжается. А дело в том, что выдуманное следствие в данном случае даже не понадобилось, потому что уже было реальное последствие: если подросток не выполняет школьные задания, он, вероятно, не усвоит материал, что отразится на ее оценках или других показателях ее успеваемости или способности продолжать. Подростку решать, важны ли оценки. Здесь мы должны сопротивляться желанию сделать проблему нашего ребенка нашей проблемой. Это очень трудно сделать, но если мы воспитаем наших детей так, чтобы они с самого начала имели настоящие отношения с естественными ограничениями жизни — например, с разбитым стеклом и заканчивающимся временем приема пищи, — тогда она, скорее всего, будет думать, что ее оценки — ее проблема, а не ваша. Она более склонна реагировать на то, как пересекаются ее действия и пределы жизни. Это образ жизни.
Обозначение собственных родительских ограничений, например: «Я беру в аквапарк детей, которые делают школьные задания на неделю» или «Я вожу детей на футбол, которые пытались хорошо учиться в школе», может помочь вам сформулировать свою роль в поддержании ответственного поведения, но реальным последствием является предел жизни. Лучше всего мы поступаем, когда (в разумных пределах) не встаем между реальными пределами жизни и нашими детьми.
Применение Монтессори-подхода дома с выбором и ограничениями помогает вашим отношениям между родителями и детьми с самых ранних лет до взрослой жизни.