Как узнать характер человека по рисункам
В статье мы расскажем:
- Расшифровка рисунков в психологии
- Расположение рисунка на листе
- Значение нарисованных предметов
- Значение рисунков: анализ по размеру
- О чем говорит цвет рисунка
- Линии на рисунке
- Заключение
Замечали за собой такое? В момент разговора, учебы, задумчивости, когда в руке есть ручка, вы начинаете неосознанно рисовать.
В психологии эту «неосознанность» научились расшифровывать. Оказывается эти рисунки могут рассказать все о нас. Это связано с тем, что наша центральная нервная система и мелкая моторика рук взаимосвязаны.
В статье мы расскажем, что означают рисунки, которые мы рисуем, их размер и цвет. И как узнать характер человека по рисунку.
Расшифровка рисунков в психологии
Точной расшифровкой рисунка взрослого занимается психолог, но вы можете попробовать сами, если хотите.
-
Движения рук зависят от эмоций, которые испытывает человек в данный момент. Именно эти эмоции характеризуют внутреннее состояние человека. Это можно объяснить с помощью простого примера жестикуляции. Когда люди общаются между собой, они передают информацию не только разговором, но и невербально. Именно поэтому жесты могут многое рассказать о характере человека.
-
Рисунки обычно изображают внутренние переживания и желания человека. Изображения – это особый способ общения с внешним миром. Например, при общении с другими, разговор должен проходить через серию фильтров, чтобы не сказать что-то плохое. Рисунок как раз помогает освободиться от ограничений.
На что надо обращать внимание при анализе рисунка?
-
Как построена композиция;
-
Как расположены предметы на бумаге;
-
Какого цвета они;
-
Какие есть линии и штрихи в рисунке;
-
Насколько был сильный нажим;
-
Пропорциональны ли объекты.
Расположение рисунка на листе
Расположение рисунка | Характеристика человека |
Ближе к верхнему краю |
– Довольно высокая самооценка; – Недовольство своим положением в обществе; – Ощущение недостатка признания со стороны окружающих. |
Ближе к нижнему краю |
– Неуверенность в себе; – Нерешительность; – Незаинтересованность в повышении своей значимости. |
Слева |
– Ностальгическое настроение; – Акцент на переживания, которые были в прошлом; – Ориентир только на опыт прошлого. |
Справа |
– Стремление приблизить будущее; – Неудовлетворенность нынешним положением; – Жажда изменений к лучшему. |
Центр | Жизнь гармонична |
Значение нарисованных предметов
Геометрические фигуры
Для начала нужно обратить внимание на углы фигуры. Чем больше на рисунке острых углов, тем увереннее настроен художник. Если фигура имеет 6 и больше углов – это значит, что автор рисунка слишком внимательный к окружающим событиям.
-
Круг. Человек не любит конфликты, он добрый и уравновешенный.
-
Прямоугольники и квадраты. Человек любит определенность, ясность и порядок.
-
Треугольники (острые углы). Чаще всего такие фигуры рисуют те, кто четко знают свои желания и цели, но не понимают, как их достичь.
-
Геометрические композиции. Это творческие и увлекающиеся личности.
Волны и спирали. Такой человек углублен в мир собственных переживаний. Ему не нужны мнение и советы окружающих. Ему нужно самому постепенно разобраться в себе. Большие спирали говорят о нужде комфорта и уюта. Маленькие – человек переживает сильный эмоциональный дисбаланс. Волны относят к прорисовке сексуального подтекста. Автору рисунка не хватает внимания от партнера.
Бесплатно только до 21 октября
3 важных шага, которые
должна пройти каждая
женщина
Аника Снаговская ТОП-5 по РФ среди авторов и ведущих женских тренингов
Три урока из закрытой базы, где 9 из 10 девушек
испытали пользу на себе и рекомендуют подругам.
- Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
- Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
- Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе» Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
Скачать их вы можете совершенно бесплатно:
Скачать материалы бесплатно 152 mb
Уже скачали 8512
Свое имя/подпись
Рисунок
человека-
Маленький и схематический – давление со стороны, беспомощность. Желание остаться наедине. Страх перед общением.
-
Изображение прямо – отсутствие страха перед общением. Чем больше смотрит в сторону, тем более скрытная личность.
-
Непропорционально большая голова – интеллектуал, эрудиция, философия. Очень маленькая – технический склад ума.
-
Чем детальнее прорисована внешность, тем больше она волнует самого художника.
-
Маленькие, плохо прорисованы глаза – актуальный страх чего-либо.
-
Чем больше уши, тем важнее мнение окружающих. И наоборот.
-
Широкие плечи – внутренняя сила и уверенность.
-
Сутулость – чувство вины.
-
Длинные ноги – желание быть независимым. Короткие – ощущение неловкости.
-
Закрытый рот – человек не хочет ничего никому рассказывать.
Элементы природы (растения, цветы, солнце)
В неосознанном рисовании при разговоре по телефону такие рисунки могут означать следующее:
-
скорее всего человек доволен тем, как проходит телефонный разговор;
-
вероятнее всего, слушая собеседника, он попутно уже мечтает и фантазирует о чем-то приятном;
-
также, наоборот, это может указывать на потребность в красоте и радости;
-
стремление внести в свою жизнь положительные эмоции.
Другие элементы:
Значение рисунков: анализ по размеру
При анализе важно обратить внимание не только на размер всего рисунка, но и каждой ее части:
-
Маленькие рисунки и маленькие фигурки говорят о неуверенности, застенчивости, тревожности художника.
-
Размещение изображения над центральной линией страницы указывает на завышение самооценки и неудовлетворенность своей ролью в социуме.
-
Чрезмерный размер изображения, которое имеет тенденцию выходить за границы листа, указывает на низкий самоконтроль, склонность к необдуманным поступкам.
О чем говорит цвет рисунка?
Линии на рисунке
Виды линий | Характеристика человека |
Зигзаги |
– Импульсивность – Противоречивость характера |
Прямые линии |
– Твердость характера – Упрямство |
Стрела |
– Направление вверх – ориентированность на других – Вниз – на себя – Влево – ориентир на прошлое – Вправо – надежда на будущее |
Сплошные линии |
– Стабильность в эмоциональном плане – Спокойствие и уверенность в себе |
Прерывистые линии |
– Неопределенность – Неустойчивость |
Жирные линии |
– Стремление к успеху – Внутренняя неуверенность |
Тонкие линии |
– Избегание внимания и общения – Желание уединиться |
Заключение
Как мы видим, рисунок человека может многое сказать о нем. О его характере, эмоциях и чувствах, которые он испытывал при рисовании.
Понаблюдайте за своими рисунками, тогда поймете, что все правила, которые мы рассказали, работают. И вопрос «Как узнать человека по рисунку?» не будет казаться уже таким смешным и странным.
Конечно, не рекомендуем полностью полагаться только на рисунки человека. Возьмите информацию только с тех, в которых четко виден мотив, только такие рисунки помогут вам узнать больше о человеке.
Что можно узнать о характере человека по рисункам? Тест «Дом-Дерево-Человек» | Психология
Попробуйте выполнить этот тест сами: нарисуйте дом, дерево и человека. Вам даётся 5 минут на каждый рисунок.
Пока не нарисуете, дальше статью не читайте!
Теперь смотрим ваше творчество и анализируем.
Дом
Масштаб рисунка
Какую долю занимает рисунок относительно листа? Если менее 1/3, то психологи считают, что у автора занижена самооценка. Размер рисунка соответствует тому месту, которое человек отводит себе в окружающем мире.
Окна
Посмотрим на количество окон в доме. Психологи считают, что оно примерно соответствует количеству значимых для вас людей. Если кто-то нарисовал глухую избушку без окон, без дверей, то с ним всё понятно.
Крыша
Соотношение размеров крыши и остальной части дома говорит о фантазии человека. Чем больше доля крыши, тем сильнее у человека развито воображение. Обычное соотношение крыши и дома примерно 1:3.
Коттедж или многоквартирный дом?
Если человек изобразил многоквартирный дом, тем паче небоскрёб, то он ощущает себя частью общества. Это человек общественный, коллективист, в противоположность индивидуалисту, изобразившему личную дачу, усадьбу или избушку.
Дверь
Посмотрите, велика ли (и есть ли) в доме дверь? Открыта ли она? Легко ли попасть в дом? Всё это говорит об открытости человека, о его желании сотрудничать с внешним миром. Если к двери ведёт высокая лестница, пробиться к внутреннему миру такого человека нелегко. Если на двери висит амбарный замок — этот человек наглухо от всех закрыт.
Жилой ли дом?
Есть ли в доме занавески? Идёт ли дым из печной трубы? Цветут ли цветы на подоконнике? Всё это говорит о самоощущении человека в семье. Если дом мёртвый и наглухо заколоченный, похоже, человек в депрессии. Ещё хуже, если дом полуразрушенный.
Много ли в доме повторяющихся деталей?
Если на рисунке много однотипных окон, тщательно прорисована черепица крыши, кирпичи и т. п., то это можно трактовать как тревожность, либо как педантичность. Тревожные люди успокаиваются, изображая однотипные предметы. Кстати, это можно понять и без теста, наблюдая за тем, какие каракули человек выводит на листке, разговаривая по телефону (если у него есть такая привычка). Повторяющиеся детали могут быть свидетельством склонности застревать на каких-либо ситуациях и формах поведения.
Есть ли пристройки к дому?
Обилие пристроек, построек типа колодцев, сараев, беседок также свидетельствуют о тревожности человека. Ему требуется дополнительная защита для возвращения уверенности.
Дерево
Хвойное или лиственное?
Психологи считают, что хвойное, колючее дерево — признак человека, к которому непросто найти подход. Если человек нарисовал какое-то экзотическое дерево, то он ощущает себя «не в своей тарелке», переживает о чём-то.
Пышна ли крона?
Богатая листвой крона говорит о мощной жизненной энергии и готовности к действиям. Чахлое деревце — признак упадка сил, депрессии.
Растут ли на дереве плоды?
Если дерево обильно усыпано плодами, человек активно размышляет о продолжении рода, о детях.
Виден ли корень дерева?
Ярко выраженный корень свидетельствует об ответственности человека и уверенности в принимаемых решениях.
Ствол
Форма ствола дерева свидетельствует о сложившейся жизненной ситуации человека. Если он широкий и прямой, то жизнь человека идёт по накатанной колее. Если ствол искривлён, жизнь свернула куда-то не туда. Если ствол раздваивается — человек стоит перед каким-то важным выбором и не может пока принять решение.
Дупло
Если в стволе есть дупло, то человека что-то беспокоит, возможно, болезнь или какие-то страхи.
Человек
Изображая абстрактного человека, по мнению психологов, вы рисуете самого себя.
Пол
Если пол нарисованного человека не соответствует полу автора, то это свидетельствует о несоответствии своей социальной самоидентификации общепринятым стандартам. Мужчина, изобразивший женщину, демонстрирует свою повышенную эмоциональность, чувствительность, а женщина, изобразившая мужчину — импульсивность, агрессивность.
Голова
Размер головы говорит о самооценке интеллектуальных возможностей. Маленькая или чрезвычайно большая голова указывает на некоторые комплексы.
Руки
В изображении рук проявляются агрессивные инстинкты. Если руки прорисованы нечётко, это проявление агрессии. Если спрятаны в карманах, агрессия скрытая, сдерживаемая. Если человек что-то держит в руках, это говорит о его потребности в защите. Если руки охватывают талию, человек пытается соответствовать общим требованиям и правилам.
Лицо
Наличие или отсутствие органов чувств (глаза, нос, рот, уши) указывает на желание человека контактировать с внешним миром. То есть: если есть только глаза, то человек по жизни наблюдатель, если есть рот, то любит поговорить, если есть ещё и уши — готов слышать других, если есть всё, включая нос — человек в полном контакте с окружающим миром.
Волосы
Причёска, закрывающая лицо, говорит о закрытости человека от мира.
Ноги
Если ноги развёрнуты, видны ступни, обувь, то человек демонстрирует ощущение устойчивости, уверенности в принятии решений. Спрятанные или босые ноги свидетельствуют о беззащитности и неуверенности в себе и положении в окружающем мире.
Ну вот, теперь, когда вы протестировали себя, можете поупражняться в определении психологических типов близких, знакомых и коллег. Помните, что данные интерпретации рисунков не являются истиной в последней инстанции, они выведены для среднего человека по большому числу наблюдений и экспериментов. Но каждый ваш подопытный — яркая индивидуальность, и не всё вышесказанное ему в точности подходит. Многое также зависит от текущего настроения человека, отношения к вам и вашему заданию.
Теги: психологические типы, тесты, рисунки, психологические проблемы, характер
Определение характера человека по рисункам.
Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? Где разместим, как нарисуемПочти все из нас разговаривая по телефону или слушая монотонную лекцию машинально выводят на бумаге всякие загогулины или орнаменты. Психологи доказали, что по этим каракулям можно довольно точно определить характер человека или его настроение в данный момент.
Как это сделать?
Обратите внимание на величину рисунка. Во всех психологических тестах с использованием рисунка на этот параметр обращают внимание в первую очередь. Чем крупнее рисунки, тем более уверен в себе их автор. Раскрепощенные и открытые люди обычно рисуют крупные узоры прямо посредине листа, а неуверенные в себе и своих силах особы, изображают скромные закарлючки где-нибудь в углу. Если рисунки расположены плотно и занимают всю поверхность без пробелов, этот человек пытается всеми силами обратить на себя внимание, подминая под себя всех остальных. Бывает так, что человек рисует только по краям листа, оставляя пустым центр. Это говорит о том, что автор таких рисунков еще не нашел себя в жизни и находится так сказать «в творческом поиске».
А теперь присмотритесь к самому изображению. Если это абстракция, обратите внимание на углы. Те кто рисует острые углы обычно отличаются неуживчивым характером. Такие люди часто вступают в споры и имеют достаточно «колючий» характер. Если же линии плавные и волнистые – это характеризует художника как спокойную и уравновешенную натуру. Обилие волн на рисунке может также обозначать однообразие и рутину в обыденной жизни и желание избавится от нее. Размашистые рисунки с нажимом характеризуют активного и несдержанного человека, возможно холерика по темпераменту, который стремится к свободе и независимости. Бывает так, что человек рисует не абстракции, а конкретные предметы. Что они означают?
Значение рисунков
- Дома или комнаты рисуют чаще всего одинокие люди. Холостяки подсознательно выражают таким способом стремление к уюту и домашнему очагу
- Геометрические узоры рисуют карьеристы и амбициозные люди. Такие особы зачастую бывают излишне придирчивы как к себе, так и к окружающим.
- Нетрудно догадаться, что цветочки, бабочки и облачка рисуют люди, склонные к романтическому мировоззрению. Такие люди любят помечтать и часто влюбляются
- Звезды рисуют те кто втайне мечтает о славе, а вот звезды с многими лучами – тревожный признак. Человек, изображающий такие рисунки может находиться в депрессии.
Неосознанные каракули могут многое рассказать о психологическом состоянии человека
Разберем те рисунки , которые мы изображаем автоматически на совещаниях или за деловыми разговорами по телефону.
На работе мы совершаем множество звонков. Перед нами, как правило, лежит блокнот, в котором мы во время разговора автоматически рисуем различные фигуры, линии и даже целые картины. Да и на совещаниях часто рука выводит на листах бумаги узоры. Оказывается, каждый такой знак может обозначать скрытые переживания, радости, а некоторые — даже предрасположенность к тому или иному виду деятельности.
Изображения, которые мы выводим на бумаге, отражают внутреннее состояние человека, — говорит практикующий психолог Вера Бекреева. — В жизни каждого случаются события, а также определенные эмоциональные реакции на эти события. Потребность в рисовании — это потребность эти эмоции перенести наружу. Рисунки мы делаем бессознательно, когда заняты каким-либо делом. Вот когда мы от этого дела автоматически отвлекаемся, тогда мы проявляем то, что на самом деле у нас внутри.
Рассмотрим группы рисунков, которые могут рассказать о вашем эмоциональном состоянии.
Геометрические фигуры — фигуры наших эмоциональных реакций. Есть даже такой психогеометрический тест, по которому определяется тип человека по эмоциональному состоянию: человек-треугольник, круг, квадрат и т. д. Также можно определить эмоции человека по рисункам на автомате .
Кругляшки или обведенная в круг информация — такому человеку свойственно сглаживать углы, уходить от конфликтов и сложностей, они за то, чтобы не провоцировать какой-либо конфликт, сложную ситуацию. Но у любого рисунка есть две полярности. Вторая интерпретация изображения кругов — это то, что человек не может справиться со сложившейся ситуацией, задачей, старается обвести ее в круг, чтобы придать целостность. Негативные ощущения, переживания, связанные с надписью, он как бы обводит в круг.
Квадрат — исполнительность, системность, целенаправленность, четкость, последовательность. Люди, которые изображают подобные рисунки, привыкли жить по плану, им не свойственна спонтанная эмоциональность и непредсказуемые реакции на события. Такие люди в большей степени предсказуемы сами и того же хотят от других. Любое событие, которое выходит за рамки системы, вызывает у них внутренний дискомфорт. Обычно они выбирают профессии, в которых ставятся конкретные решаемые проблемы. Причем когда таким людям вместо конкретных ставят задачи на эмоциях, они теряются. Например, к этому типу относятся системные администраторы. Им лучше давать четкие задания: не работает клавиатура, мышка и т. д. В этом случае специалист быстро все решит. Если же звонят и говорят: «У меня здесь что-то сломалось, не могу понять что, на экране какая-то ерунда» — в общем, дают эмоции, — то сисадмин не поймет, что от него хотят.
Треугольники — люди, которые знают, чего хотят и как этого добиться. Они устремлены к достижению цели. Если треугольники на автомате рисует руководитель, то он двигается к поставленной цели, у подчиненных в данном случае проявляется невыраженная способность показать свои возможности. Это люди, которые много чего могут, но не знают, как об этом сказать. Боясь себя вообще никак не проявить, они хватаются за многие дела. Таким людям необходимо четко определять вектор своего движения и направить все силы туда, где им легко можно сделать успешную карьеру.
Прямые линии — человеку хочется спокойствия и уравновешенных мыслей. У таких людей очень много переживаний в голове, они много на себя берут. Рисование линий успокаивает их, тем самым они уравновешивают себя, ставят все на свои места, в свои рамки.
Картины природы (цветы, растения, солнце) — люди с положительной эмоциональностью, энергетически сильные, внутренне настроены на постоянный позитив, нацелены идти вперед. У таких людей всегда есть потребность в красоте, радости, они стремятся внести в свою жизнь положительные эмоции. Если на совещании человек начинает рисовать цветы или солнце, это говорит о том, что ему поскорее хочется завершить это дело, он хочет, чтобы все благополучно закончилось. Такому работнику не свойственно зависать в одном состоянии, он не любит долгих переговоров или совещаний, ему требуется смена деятельности.
Если на рисунке часто вместе встречаются солнце и цветы, то таких людей обычно называют «спасителями человечества». Они готовы отдать всю свою энергию другим, сделать их счастливыми. Иногда эта потребность сделать счастливыми всех переходит в понятие самоотверженности и жертвенности. Но не следует забывать, что, если вы хотите сделать счастливыми других, вы, в первую очередь, должны быть счастливы сами. Отдавая энергию людям, в конечном итоге вы сами будете нуждаться в подпитке, а другие к этому уже не готовы: вы ведь даете им энергию, они видят в вас исключительно дающего. Необходимо любить себя, и тогда другим вы будете непроизвольно дарить радость, думайте о себе.
Абстракции рисуют обычно творческие люди, которые в обычных вещах могут найти необычное. Такие люди могут смотреть на вещи под другим углом. Работать в системе крайне сложно, потому что они могут добиться результата в работе разными способами. Например, начальник дает задание, а люди, рисующие абстракцию, могут добиться цели, используя разные пути решения. Они не привыкли работать по заданному графику, они смогут быть успешными в такой работе, где важен результат. Творческие сотрудники будут находить свои пути достижения цели. Поэтому для начальника важно видеть таких людей и позволять им творить.
Образы, лица, смайлики — человек-наблюдатель. Для него важно внутреннее состояние, эмоции, он больше находится внутри себя, создает защитную оболочку — свои переживания и впечатления не выносит наружу, не готов ими делиться с окружающими. Рисунки лиц — это поиск себя, новых граней своей души. Смайлик — фиксированные эмоции, чаще всего люди рисуют улыбающиеся смайлики, когда им хорошо и спокойно.
Обведенные даты, числа, имена — потребность к акцентированию внимания на этом, «я хочу это запомнить». Написание и обведение собственного имени говорит о недостаточном внимании к себе, человек сам себя не ценит. Поэтому необходимо уважать свои поступки, хвалить себя за них, больше внимания обращать на себя, чем на других людей.
Не рисуют на автомате вообще — люди максимально скрытны, все держат в себе, все контролируют. Такие люди боятся, что их действия могут оценить и применить против них. Поэтому они не рисуют, не показывают своих чувств и эмоций, чтобы, не дай бог, кто-нибудь не рассекретил их. Они также скрытны и в жизни, живут так, чтобы соответствовать общим требованиям и нормам, особо не выделяясь, быть хорошими и правильными.
Кстати
Человек может выявить закономерность в своих рисунках, — подводит итог Вера Бекреева. — Если на протяжении нескольких лет он рисует одни и те же образы, значит, привык к такому состоянию и в нем пребывает, ему нужно пересмотреть отношение к своей жизни. Также одни и те же рисунки, долгое время сопровождающие вашу жизнь, могут говорить о том, что вы не хотите ничего в ней менять, что у вас нет потребности выделиться и вы не знаете, как вести себя, если проявите инициативу.
Определяем настроение по рисунку
Однажды ученые из Института психологии в Бонне провели занимательный эксперимент. Кропотливая работа над ним шла целый год. Все это время ученые пытались выявить связь между бессознательными рисунками людей (которые они изображали во время бесед по телефону и совещаний) и особенностями их характера.
В результате этого исследования ученые пришли к выводу, что по «бессознательным каракулям» можно создать примерный психологический портрет человека на текущий момент времени. Если вы тоже любите рисовать незатейливые фигурки во время телефонных бесед и ряда других дел, то можете прямо сейчас проверить, насколько эти рисунки выдают ваши личностные особенности и жизненный настрой. Для этого рассмотрим наиболее распространенные варианты бессознательного творчества.
Звезды
Такие люди всегда хотят быть в центре внимания. Если у звезды больше пяти концов, то это говорит о сильных переживаниях человека. А вообще звезды (а также луна) — это любимые рисунки прирожденных начальников, людей, обладающих сильной волей. Кроме того, подобные картинки могут говорить об эгоизме.
Домики
Такие рисунки присущи одиноким людям, тоскующим по домашнему уюту. Обычно эти люди очень аккуратны, они любят во всем соблюдать порядок и дисциплину. Это помогает им всегда достигать поставленных целей. Иногда домики рисуют личности, у которых возникли серьезные проблемы в семейной жизни.
Треугольники и квадраты
Любят рисовать люди, обладающие твердым характером. Вообще, углы в рисунках говорят о том, что их авторы — прямолинейные люди, которым не свойственно скрывать свои истинные чувства. Кстати, считается, что чем больше углов — тем напористее человек. А вот если углы связаны в непрерывную цепочку (например, рисунок изображает скалы или елку), то человек желает избежать выполнения неприятной для него работы, но не знает каким образом это сделать.
Круги
Обычно рисуют люди, считающие себя несправедливо обделенными чем-либо: вниманием, деньгами, любовью и т. д. Чем больше кругов — тем сильнее это неприятное чувство.
Волнистые линии
Изображают люди, озабоченные решением какой-либо сложной проблемы. Чем выше волна — тем серьезнее проблема.
Спирали
Рисуют люди, зацикленные на самих себе. Чужие проблемы таких людей, как правило, не интересуют. Также спирали могут говорить о том, что в жизни человека наступили тяжелые времена.
Цветы
Любят изображать романтики. Нарисованные цветы сигнализируют о том, что человеку не хватает в жизни теплых, доверительных отношений. Острые лепестки или листья цветов говорят о склонности к излишней драматизации жизненных событий.
Решетки
Обычно рисуют люди, которые в настоящий момент времени попали в какой-либо жизненный переплет. Как правило, решетка или сетка говорит о неразрешенной проблеме. Однако если в конце рисунок был обведен — это значит, что неприятная ситуация близится к завершению или уже благополучно разрешилась.
Животные
Вообще животные характеризуются по тем качествам, которые им бывают присуще в сказках. Например, если «художник» изобразил лису — скорее всего он хочет кого-то обмануть, нарисовал льва — ощущает свое превосходство над другими и т. д. Также здесь стоит отметить, что красивые веерообразные плавники и хвосты у рыбок, а также крылья у птичек свидетельствуют о легком, даже немного игривом характере человека.
Солнышки и облака
Любят рисовать люди солнечные и позитивные. Это метатели, обладающие безудержной фантазией. Однако если облака сильно закрывают солнце — это говорит о каких-то проблемах в жизни человека.
Повторяющиеся узоры
До бесконечности повторяющийся мотив говорит о наступлении периода однообразия в жизни человека. Тем не менее, именно эти люди в текущий момент времени более всего склонны к совершению экстравагантных поступков.
Знаки препинания
Абсолютно любые знаки препинания (точки, тире, знаки вопроса и др.) свидетельствуют о чрезмерном любопытстве человека.
Глаза
Обычно рисуют люди, которые в настоящее время склонны к самокопанию и самокритике. Такой рисунок свидетельствует о том, что человек настойчиво пытается разобраться в себе или в сложившейся ситуации.
Губы
Как правило, рисуют чувствительные, творческие натуры. Они нуждаются в повышенном внимании к собственной персоне. Если в таком рисунке отчетливо проглядывают зубы, то вероятно человек настроен агрессивно.
Слушая по телефону многословного собеседника или сидя на скучном совещании, мы почти безотчетно начинаем выводить на листке бумаги узоры, рожицы или геометрические фигуры. Как считают психологи, такие каракули немало могут рассказать о характере человека.
Связь между уровнем притязаний и каракулями исследовалась психологом Эллиотом Аронсоном. Он обнаружил, что люди с более сильным стремлением к успеху чаще рисуют множество отдельных не связанных друг с другом отрезков, а при более низкой потребности в достижении чаще изображаются связанные, перекрещивающиеся или замкнутые линии.
О том, как определить характер по рисункам, мы узнаем благодаря немецкому психологу Михаэлю Тилю.
- Пчелиные соты. Они говорят о стремлении к спокойствию, гармонии, к упорядоченной жизни. Они могут означать и желание создать семью. Над последним объяснением стоит особо задуматься. Не исключено, что в данном случае главная проблема — нежелание признаться в такой мечте.
- Спирали, круги, волнистые линии. Определение характера по рисункам не сложный процесс. Подобные фигуры нередко сопровождают честолюбивую и эгоистичную личность. Для такого человека все вращается исключительно вокруг его собственной персоны, чужие заботы ему досаждают и кажутся обременительными. Если рисунок выполнен в тот момент, когда человеку приходится заниматься чужими делами, то, похоже, он стремится покончить с ними как можно скорее. Завитки могут также означать: в настоящий момент мои мысли заняты большой проблемой, которую я не в состоянии решить.
- Цветы, солнце, облака на рисунке. Энергично и размашисто нарисованные цветы сигнализируют: по характеру я — мечтатель, обладающий необузданной фантазией. Более мягкие и округлые формы позволяют распознать глубоко чувственную личность. Облака и солнце скорее характеризуют жизнелюбивого, радостного человека, с оптимизмом гладящего в будущее.
- Решетки и сетки. Частая и нарисованная с большим нажимом сетка означает: человек попал в рискованное или неловкое положение, чувствует себя загнанным в угол. Каждая линия, энергично нанесенная на бумагу, подобна атаке, на которую, однако, не хватает смелости в непосредственном разговоре (линия оказывается перечеркнута!) Если под конец рисунок обведен — это значит, что с проблемой покончено, по крайней мере внешне.
- Определение характера по рисункам, на которых изображены узоры, как на обоях. Острые углы и плавные овалы соединяются в мотив, повторяющийся до бесконечности. Такой узор говорит о том, что человеку скучно, разговор надоел, а может, и весь образ жизни опостылел. Не исключено, что вскоре от человека можно ожидать какого-то экстравагантного поступка, выходящего за привычные рамки.
- Как определить характер по рисункам в виде геометрических фигур? Симметричные формы символизируют любовь к порядку и аккуратность, прямоугольники — расчетливость и склонность к планированию. Этого человека не так легко застать врасплох. Он редко испытывает страх перед своими противниками и конкурентами. Чем более угловаты геометрические фигуры, тем он более агрессивен, хоть внешне это и не всегда заметно. Он ясно видит перед собой вполне реальные цели и полон решимости до конца отстаивать собственное мнение.
- Кресты. В рисунках они встречаются довольно часто. Женщины обычно придают им вид украшений, у мужчин они более строгих очертаний. В обоих случаях кресты выражают чувство вины, возникшее скорее всего в ходе данного разговора. Желательно выяснить причину этого (правда, не обязательно сию же минуту), иначе в отношениях еще долго останется тягостная недоговоренность.
- Человечки. Пусть их забавный вид не вводит вас в заблуждение. Это изображение — признак беспомощности или желания уклониться от какой-то обязанности. Люди обычно рисуют человечков в момент, когда им следовало бы сказать решительное «нет», но они не могут заставить себя произнести это слово.
- Как узнать характер по рисунку на котором изображены шахматные клетки? Рисующий их человек не хочет забыть или умолчать о чем-то в разговоре, но одновременно чего-то опасается. Вероятно, он находится в затруднительном положении и мечтает о ясном и надежном пути, который бы вывел из кризиса. Чем проще рисунок, тем более деловитая личность скрывается за ними.
- Переплетение кругов. Круглые формы, пересекающиеся и касающиеся друг друга, позволяют распознать желание человека участвовать в общем деле или получить разрешение присутствовать в коллективе. Мысль о стабильных личностных связях? Возможно. Переплетающиеся круги сигнализируют о некоторой обделенности человека сторонним вниманием, связаны с его тоской о дружбе, душевной близости.
Теперь вы знаете о том, как определить характер по рисункам.
Тест личности «Дом-человек-дерево» — Практическая психология
Каждый раз, когда мы что-то рисуем, мы подсознательно проецируем нашу личность на лист бумаги. Без нашего ведома даже самый простой рисунок может пролить свет на наши эмоции, интеллект, самооценку и страхи.
Оценка рисунка, известная как тест «дом-дерево-человек», является распространенным методом, который психологи используют, чтобы больше узнать о чертах личности.
Что такое тест «дом-дерево-человек»?
Тест «дом-дерево-человек» (HTP) — это проективный тест, предназначенный для измерения различных аспектов личности. Испытуемым предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Интерпретация этих рисунков используется для создания картины когнитивного, эмоционального и социального функционирования человека.
Качественная оценка, с другой стороны, представляет собой субъективный анализ рисунка, предназначенный для измерения личности испытуемого. Этот тип оценки теста «дом-дерево-человек» очень индивидуален и может варьироваться от одного аналитика к другому. Как и в случае оценки других качественных тестов, существует ограниченное количество эмпирических данных, подтверждающих его достоверность.
Тест «дом-дерево-человек» был разработан ранним клиническим психологом Джоном Баком в 1948 году. Основанный на личностном тесте «Нарисуй человека», созданном Флоренс Гуденаф в 1926 году, он изначально предназначался для оценки интеллекта детей. В 1969 году Бак усовершенствовал тест HTP вместе с психологом Эмануэлем Хаммером.
Тест используется клиническими психологами, эрготерапевтами и педагогами. Он также используется как часть серии тестов личности и интеллекта, включая Роршаха, ТАТ и WAIS, в качестве средства оценки личности. Более того, тест HTP является эффективным инструментом для оценки повреждения головного мозга у пациентов с шизофренией.
Методология теста «дом-дерево-человек»
Тест «дом-дерево-человек» занимает в среднем 150 минут.
Терапевты могут выбирать между одноэтапным тестом, в котором для рисования используется карандаш или мелок, и двухэтапным тестом, в котором на первом этапе используется карандаш, а на втором — карандаш. Каждая фаза состоит из двух частей, где за первым невербальным и творческим шагом следует структурированный вербальный.
Испытуемым предлагается как можно точнее нарисовать дом, дерево и человека на отдельных листах бумаги. Затем им задают ряд вопросов об их рисунках. Бак предложил список из 60 вопросов, однако обученные тестировщики могут создавать свои собственные варианты и задавать дополнительные вопросы.
Вот несколько примеров вопросов, которые могут быть заданы:
Дом:
- Кто живет в доме?
- Люди посещают дом?
- Это счастливый дом?
- Из чего сделан дом?
- Что происходит внутри дома?
Дерево:
- Что это за дерево?
- Сколько лет дереву?
- Какое сейчас время года?
- Дерево живое?
- Кто поливает дерево?
Лицо:
- Кто это лицо?
- Сколько лет человеку?
- Что чувствует этот человек?
- Счастлив ли человек?
- Что человек любит делать?
После того, как респонденты ответили на вопросы, их рисунки анализируются и интерпретируются.
Интерпретация теста «Дом-дерево-человек»
Тест «Дом-дерево-человек» основан на идее, что рисунки отражают чувства. Детали рисунка рассматриваются как представление различных черт личности.
Рисунок дома
Дом считается выражением семейных отношений и семейных ценностей респондента.
- Крыша обозначает интеллектуальную сторону и духовную жизнь человека.
- Стены могут быть связаны с силой характера испытуемого.
- Двери и окна отражают отношение человека к внешнему миру и уровень социальной интеграции.
Рисование дерева
Считается, что дерево указывает на самые глубокие, бессознательные аспекты личности.
- Ветки могут показывать степень социальной связанности. Дерево без ветвей указывает, например, на то, что человек мало общается с другими.
- Хобот часто рассматривается как воплощение внутренней силы.
- Крона дерева символизирует идеи, мысли и самооценку.
Рисунок человека
Человек — это символическое представление идеального «я» и его социальных взаимодействий.
- Голова символизирует интеллект, общение и воображение.
- Глаза указывают на восприятие мира.
- Руки дают информацию об аффективности и агрессивности.
Есть несколько других аспектов рисунков, которые терапевты принимают во внимание при анализе тестов ПВТ:
Размеры объектов
Считается, что размеры объектов на рисунке указывают на уровень самооценки и уверенности. Например, очень маленький дом может свидетельствовать о неудовлетворенности человека жизнью дома.
Уровень детализации
Уровень детализации является еще одним показательным фактором при описании личности респондента посредством рисунка. Очень детальное лицо может указывать на необходимость представить себя в выгодном свете. Наоборот, изображения без деталей часто указывают на депрессию.
Расположение объектов
Расположение объектов на странице также имеет большое значение. Рисунки в верхней части страницы считаются связанными со снами и воображением, а рисунки внизу связаны с физическим миром. Рисунок в правой части страницы связан с будущим, в центре — с настоящим, а слева — с прошлым.
Штрихи и линии
Напор, твердость и основательность штрихов и линий указывают на решимость и способность принимать решения. Одна и та же линия, проведенная дважды, показывает неуверенность, неудовлетворенность или перфекционизм. Эмоциональная сила, высокая самооценка и уверенность, наоборот, отражаются в твердости линий.
Отношение испытуемого
В дополнение ко всем вышеперечисленным элементам терапевты также учитывают отношение, слова и жесты испытуемого во время рисования. Любое проявление разочарования, гнева или удовлетворения принимается во внимание при анализе теста.
Оценка теста «Дом-дерево-человек»
Тест «Дом-дерево-человек» может быть оценен как объективным количественным, так и субъективным качественным образом. Обученные терапевты полагаются на подробное руководство Джона Бака на 350 страниц и руководство по интерпретации при проведении и подсчете результатов тестов HTP.
Количественная оценка дает общую оценку интеллекта. Исследования показывают, что количественная оценка сильно коррелирует с другими хорошо зарекомендовавшими себя тестами интеллекта.
Теодор Т.
Теодор — профессиональный преподаватель психологии с более чем 10-летним опытом создания образовательного контента в Интернете. «Практическая психология» начиналась как полезный сборник статей по психологии, чтобы помочь другим студентам, который расширился до канала Youtube с более чем 2 000 000 подписчиков и веб-сайта с более чем 500 сообщениями.
Что такое ТЕСТ ПО РИСУНОКУ? определение ТЕСТА НА РИСУНОК (Словарь по психологии)
термин, применяемый к тесту, в ходе которого человек рисует человеческую фигуру. Он используется как мера интеллектуального развития или как проективная техника.
Проективный личностный тест, основанный на интерпретации рисунков фигуры человека. Тест основан на предположении, что эти фигуры и способ их выполнения будут являться показательным отражением личности испытуемого, в том числе его образа себя, его отношения к других людей, а также его сознательные или бессознательные модели реакций.
Исследования показывают, что эффективность теста не ограничивается возрастом, художественными способностями или интеллектом и что его можно применять к неграмотным и иностранцам, не знающим языка. Администрация проста, а задача достаточно неоднозначна, чтобы испытуемому было трудно притворяться. Общая процедура состоит в том, чтобы предоставить мягкий карандаш и стопку бумаги для пишущей машинки, чтобы испытуемый мог выбрать лист и расположить его в любой ориентации по своему выбору. .
Подходящее помещение, комфортная обстановка и спокойная атмосфера очень важны. Испытуемому предлагается нарисовать человека. Если же он возражает, что не умеет рисовать, или спрашивает, что это должен быть за человек, ему говорят, что художественные способности не имеют значения и что он должен рисовать все, что хочет и как хочет, но только фигуру цельную, а не фигуру. только голова (см. рис. 16, стр. 364). Абстрактные, стереотипные карикатуры или фигурки не принимаются. После того, как первая фигура нарисована, экзаменатор определяет ее пол и просит рисунок противоположного пола.
Отмечаются словесные выражения испытуемого, последовательность рисунков, телесные жесты и другое поведение, а также его манера поведения (уверенная, осторожная, импульсивная и т. д.), его потребность в дополнительных указаниях и все остальное, что указывает на то, как он справляется с заданием. Не существует единого способа интерпретации рисунков.
Некоторые психологи используют графологический анализ, другие применяют психоаналитические концепции, такие как представление о себе и эго-идеал. Однако большинство экспертов применяют комплексный, недогматический подход, основанный на индивидуальном клиническом опыте. Леви (1950) считает, что полезно исследовать рисунки в целом, чтобы отметить отношения и эмоциональный тон, которые они передают, а затем искать тонкие подсказки в конкретных аспектах каждой фигуры.
В качестве примера такого подхода он интерпретировал один набор рисунков следующим образом: «Женщина: это очень маленькая неряшливая женщина с выдающимся носом и покатым подбородком; она кажется застенчивой» и «мужчина: это мрачный, молчаливый мужчина в высокой шляпе, формальной одежде и с тростью». Интервью с испытуемой показало, что эти фигуры представляли ее и ее отца, которые всегда педантично одевались и садистски критиковали других людей.
Более того, ее изображение себя (женщины) было не тем, как она выглядела на самом деле, а тем, как насмешливый отец заставил ее почувствовать, что она выглядит (Абт и Белиак, 1950). Ниже приведены некоторые из наиболее важных особенностей изображения. рисунков, но приведенные здесь интерпретации представлены просто как иллюстрации метода и не должны восприниматься как свод правил: последовательность рисунков. В исследовании пяти тысяч испытуемых 87% сначала нарисовали свой пол; 13 из 16 открытых гомосексуалистов сначала нарисовали противоположный пол. Однако есть и другие причины для того, чтобы сначала нарисовать противоположный пол, например, сильная привязанность к представителю противоположного пола или зависимость от него, или смешение половой идентичности. Сравнение цифр.
В большинстве случаев мужские и женские фигуры нарисованы по-разному и помогают выявить психосексуальные установки. Например, мужчина может быть маленьким, с руками в карманах и выглядеть пассивным и замкнутым, а женщина может быть крупнее, подвижнее и энергичнее. Общее впечатление в таком случае может быть такое, что субъект мужского пола, нарисовавший картину, является чувствительным, неучастным индивидуумом, который хочет поддержки со стороны материнской фигуры. Место рисования. Рисунки в центре страницы предполагают эгоцентричную, самостоятельную личность.
Рисунки в верхней половине предполагают, что человек неуверен в себе и «висит в воздухе»; но если фигуры нарисованы внизу, они обычно предполагают спокойного, стабильного человека, который «стоит ногами на земле». У детей, которые рисуют в верхней половине страницы, уровень притязаний обычно выше среднего. Движение. Рисунки беспокойных, нервных, гипоманиакальных людей предполагают экстремальное движение. Субъекты с глубокими конфликтами, которые чувствуют, что должны полностью контролировать себя, склонны рисовать неподвижные фигуры.
Если нет ощущения движения, предполагается психоз. Считается, что сидящие или лежащие фигуры указывают на низкий уровень энергии, отсутствие драйва или эмоциональное истощение. Искажения и пропуски любой части фигуры предполагают конфликты — например, люди с ампутированными ногами часто опускают нижние части тела, а люди при сексуальных конфликтах опускать или деформировать область гениталий. Показательны также штриховки, подчистки, усиление и примечания к этим участкам. Зона головы. Это обычно рисуется первым и, как считается, показывает самооценку субъекта.
Большая голова может указывать на агрессивные тенденции, интеллектуальные устремления или приступы мигрени, в зависимости от индивидуума. Важны и специфические признаки: очень большие уши могут свидетельствовать о нарушении слуха, открытый рот, обнажающий зубы, может свидетельствовать о враждебности или садистских наклонностях, борода или усы могут свидетельствовать о стремлении к мужественности, длинная шея может свидетельствовать о шизофренической склонности к дезорганизации. поскольку он отделяет мозг от тела и его физических побуждений. Лечение волос часто показательно.
Девочка в период полового созревания может уделять дополнительное внимание волосам на голове, потому что ее беспокоят волосы на менее открытых частях тела, а у расстроенных или злых людей волосы часто встают дыбом. Инфантильные и регрессивные взрослые также проявляют особую заботу о волосах. Вуайеристы часто опускают или закрывают глаза либо как бессознательное отрицание этой склонности, либо как символическую защиту этих органов из-за чувства вины или страха перед возможным вредом.
Многие шизофреники рисуют причудливые фигуры или показывают внутреннюю анатомию. Предметы одежды. Большинство фигур нарисовано с одеждой. Галстуки особенно важны в мужских рисунках, так как они считаются фаллическими символами. Небольшие связи указывают на неполноценность органов; причудливые, тщательно завязанные галстуки могут свидетельствовать о гомосексуализме. Трубки и трости воспринимаются как символы стремления к мужественности. Линии и оттенки.
Ритм, давление и угловатость линий часто используются при интерпретации. Твердые, толстые линии могут свидетельствовать о напоре и амбициях; колебания давления могут свидетельствовать о нестабильности, импульсивности или циклотимии (перепады настроения). Предпочтение вертикальных штрихов предполагает решимость и самоутверждение, а предпочтение горизонтальных — слабость и отсутствие амбиций. Затенение указывает на тревогу и, возможно, является бессознательной попыткой скрыть часть тела. Существует ряд вариаций базовой техники рисования фигуры.
Карен Маховер (1951), лидер в этой области, использует процедуру, очень похожую на описанную выше, в своем тесте «Нарисуй человека» (D-A-P), хотя она уделяет особое внимание образу тела, отражению пути. субъект на самом деле думает о себе или о том, кем он хотел бы быть. Первоначально она взяла тест Goodenough Draw-A-Man в качестве отправной точки.
При проведении этого теста, предназначенного для оценки IQ, она обнаружила, что спонтанные комментарии и ассоциации ребенка очень показательны. Это предполагало использование рисования фигур в качестве проективного метода. В качестве факультативного метода она сочла полезным попросить испытуемого создать рассказ на основе рисунков, заставив поверить, что изображенный человек является участником романа или пьесы. Леви (1950) разработал аналогичный подход, технику «Нарисуй и расскажи историю», при которой испытуемый рисует две фигуры своего пола и одну фигуру противоположного пола и рассказывает о них историю. Эта треугольная ситуация часто затрагивает эдипальные реакции и реакции соперничества между братьями и сестрами.
В технике Розенберга «Нарисуй человека» испытуемый рисует фигуру, а затем его спрашивают, на что похож этот человек; после этого его просят перерисовать фигуру и, если есть какие-либо изменения, делают дополнительный запрос. Затем исследователь интерпретирует психодинамику, которая, по-видимому, лежит в основе изменения. См. ДИЗАВТОНОМИЯ, ОБРАЗ ТЕЛА.
ТЕСТ ПО РИСУНОКУ: «Джо прошел тест по рисованию, чтобы проверить развитие своего мозга.»
Процитируйте эту страницу: Н., Сэм М.С., «ТЕСТ ПО РИСУНКУ», в PsychologyDictionary.org , 11 мая 2013 г., https://psychologydictionary.org/figure-drawing-test/ (по состоянию на 17 октября 2013 г.). 2022).
Тест «Нарисуй человека» — Джона Лерер
Джона Лерер
Представьте себе мир, в котором интеллект измеряется так:
Ребенок садится за парту. Ей дают лист бумаги и карандаш. Затем ее просят нарисовать мальчика или девочку. «Делайте все, что в ваших силах», — говорят ей. «Убедитесь, что вы нарисовали его или ее целиком». Если ребенок колеблется или просит о помощи, его мягко подбадривают: «Ты рисуешь все сама, а я буду смотреть за тобой. Нарисуй картинку так, как тебе нравится, просто сделай лучшую картинку, какую только сможешь».
Когда ребенок закончит рисовать, картинка будет оценена. Это простой процесс, с небольшой двусмысленностью. Один балл присуждается за «наличие и правильное количество» различных частей тела, таких как голова, глаза, рот, уши, руки и ноги. (Одежда получает еще один балл.) Красота картинки не имеет значения. Вот шесть рисунков четырехлетних детей:
Тест «Нарисуй человека» был первоначально разработан Флоренс Гуденаф, психологом из Миннесотского университета. Основываясь на своей работе с Льюисом Терманом, она помогла пересмотреть и утвердить IQ Стэнфорда-Бине. тест — Гуденаф заинтересовался новой мерой интеллекта, которую можно было бы дать детям младшего возраста. Итак, в 1926 году она опубликовала короткую книгу под названием «Измерение интеллекта по рисункам », в которой описывался тест «Нарисуй человека». ум, и что «характер и содержание детских рисунков зависят прежде всего от интеллектуального развития». Другими словами, эти каракули и каракули не были бессмысленными знаками. Скорее, они отражали что-то фундаментальное в том, как мы осмысляем мир. Акт самовыражения был актом разума и должен рассматриваться как таковой.
В своей книге Гудинаф описала очевидные преимущества своего теста интеллекта. Это было быстро, дешево и весело. Более того, казалось, что он измерял что-то вроде 90 189 реальных 90 190, поскольку дети, как правило, генерировали постоянный набор баллов с течением времени. (Другими словами, тест был надежным.) И все же, несмотря на эти преимущества, к 1970-м годам тест «Нарисуй человека» в значительной степени потерял популярность. Одно из объяснений состоит в том, что его смешивали с другими «проективными» методами, такими как тест Роршаха, который неоднократно демонстрировал свою неточность, слишком запутанный с психоаналитическими спекуляциями.
Однако новое исследование, проведенное Розалинд Арден и ее коллегами из Королевского колледжа Лондона, показывает, что тест Гуденафа по-прежнему можно использовать и что он позволяет количественно оценить что-то важное о развивающемся разуме менее чем за десять минут. «Гений Гуденафа заключался в том, что он взял обычный детский продукт и увидел его потенциал как показатель когнитивных способностей», — пишут они. «Наши данные показывают, что способность представлять на бумаге характерные черты человека в виде схемы является разумным поведением в возрасте 4 лет. Выполнение этой задачи по рисованию зависит от различных когнитивных, моторных, перцептивных, внимания и мотивационных способностей. ”
Как это показали ученые? Проведя тест на 7752 парах британских близнецов, ученые смогли сравнить производительность рисования однояйцевых близнецов, которые имеют общий генетический материал, с таковой у разнояйцевых близнецов, у которых общая только половина. Это позволило им выявить относительную важность генетики при определении результатов теста «Нарисуй человека». (Все пары близнецов воспитывались в одном доме, по крайней мере, до 4 лет, поэтому у них, вероятно, была одинаковая домашняя обстановка.) Результаты оказались интересными, поскольку рисунки однояйцевых близнецов были гораздо более похожими, чем рисунки разнояйцевых близнецов. двойняшки. Гена рисования, конечно, нет, но этот результат предполагает, что рисунки маленьких детей формируются их генетическим наследием. На самом деле результаты одного розыгрыша были такими же наследственными среди пар близнецов, как и их результаты в более традиционных тестах интеллекта.
Кроме того, поскольку у исследователей были результаты этих тестов интеллекта, они смогли сравнить результаты теста «Нарисуй человека» с фактором g испытуемого, или общим интеллектом. Корреляции были статистически значимыми, но относительно скромными, что согласуется с предыдущими исследованиями. Это означает, что не следует пытаться предсказать показатели IQ, основываясь на каракулях малыша; две переменные связаны, но слабо.
Однако со временем появился более интересный результат, когда ученые изучили взаимосвязь между оценками по рисованию в возрасте 4 лет и показателями интеллекта десятью годами позже, когда близнецам было по 14 лет. Согласно полученным данным, детские рисунки были точно так же предсказуемы их показатели интеллекта в возрасте 14 лет, как и различные тесты интеллекта, проводимые в возрасте 4 лет. «Это исследование не объясняет художественный талант, — пишут ученые. значение правдоподобия в раннем рисовании фигур, дети, которые выражают его в большей степени, несколько ярче, чем те, кто этого не делает».
Такие исследования вызывают предсказуемую реакцию родителей. У меня есть трехлетняя дочь — я не мог не рассматривать ее последние рисунки, считая части тела. (Есть даже приложение, которое поможет вам сделать оценку.) Но важно отметить, что все это чепуха; наука не поддерживает мои опасения. «Я слишком копался в старых ящиках, чтобы искать части тела среди магнитных каракулей моего бывшего 4-летнего ребенка», — написал доктор Арден в электронном письме. «Я быстро понял, что ключевой вопрос был не в том, «она сообразительна?», а в том, было ли нам весело? Ценил ли я это чудесное, вспыхивающее со скоростью света детство?» идея, заметив, что, хотя ее «находки интересны, это не означает, что родители должны беспокоиться, если их ребенок плохо рисует. Способность рисовать не определяет интеллект, существует бесчисленное множество факторов, как генетических, так и экологических, которые влияют на интеллект в более позднем возрасте».
Я нахожу это исследование наиболее интересным как контрфактическая история науки, напоминание о том, что существует бесчисленное множество способов измерения человеческого интеллекта, каким бы он ни был. Мы остановились на конкретной концепции интеллекта, определяемой коротким списком измеримых умственных способностей. (Современные тесты IQ, как правило, сосредоточены на таких способностях, как умственный контроль, скорость обработки и количественные рассуждения.) Но инструмент Гуденаф является доказательством того, что загадка интеллекта не имеет единого решения. Тест IQ мог бы быть тестом на рисование.
Звучит как глупая догадка. Но этого не должно быть. Как отмечают ученые, фигуративное искусство – древнее искусство. До того, как появились письменные алфавиты или системы счета, люди рисовали на стенах пещер. (Есть свидетельства того, что дети также участвовали в этих ритуалах, проводя своими крошечными пальчиками по мокрой глине и мягким стенам пещеры.) «Эта длинная история придает тесту по рисованию экологическую достоверность и актуальность в такой степени, что это необычно для психометрии», — пишут ученые.