Почему дети гиперактивные: Кто такие гиперактивные дети? | Профилактика депрессий у детей | Профилактика депрессий | Тематические страницы

Гиперактивный ребенок — это норма или патология?

В семьях, где есть гиперактивные дети, родители сталкиваются с целым рядом проблем во взаимоотношениях с ними. Каждая мама мечтает, чтобы ее капризный, упрямый, беспокойный ребенок стал послушным, спокойным и внимательным.Одной из основных причин такого поведения является синдром дефицита концентрации внимания с гиперактивностью (СДВГ). Проблемное поведение детей с СДВГ обусловлено функциональной незрелостью определенных зон головного мозга, что проявляется несдержанной ответной реакцией чаще при хорошем интеллекте. Проявления СДВГ у детей отличаются многообразием:

  • дефицит внимания проявляется крайней отвлекаемостью, неспособностью длительно фокусировать внимание на чем-то одном, особенно не очень интересном, несобранностью, «витанием в облаках»;
  • повышенная двигательная активность выражается в том, что такому ребенку трудно усидеть на месте, он все время находится в движении, как будто бы к нему приделан моторчик, проявляет бесцельную двигательную активность, иногда наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, стремится куда-то, часто без всякого страха и «нулевым» инстинктом сохранения;
  • импульсивность проявляется крайней нетерпеливостью, ребенок постоянно вмешивается в разговор, игру других детей, с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях, часто бывает болтливым, иногда ведет себя «как клоун», может импульсивно ударить без учета последствий и чаще в ситуации провокации других детей;
  • часто наблюдается нарушение сна, повышенная утомляемость, упрямство и негативизм.

Прослеживается определенная зависимость между имеющейся у ребенка симптоматикой и его возрастом. Как правило, нарастание симптомов СДВГ приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. У школьников на первый план выступают проблемы в обучении и нарушения поведения, характерны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудность во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, что в дальнейшем может привести к трудностям в выборе и освоении профессии, к нарушению общественных правил поведения. В связи с этим усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию СДВГ, сведение к минимуму действия факторов, усугубляющих проявления СДВГ и способных трансформировать эти проявления из «минимальных» в весьма драматичные.

К врачам стоит обращаться тогда, когда педагоги и родители не справляются сами с этой проблемой. До 2-3 лет повышенная двигательная активность, импульсивность могут быть вариантом нормального развития. При сохраняющейся гиперактивности важно обратиться за медицинской помощью. Средний возраст обращения – 5-6 лет. Именно в этом возрасте особенно важно обратиться к врачам-специалистам для того, чтобы уточнить степень выраженности проблем и возможно пойти в школу чуть позже, после 7 лет. Важно не рассчитывать на то, что ребенок сам поймет «что хорошо и что плохо», надо контролировать их поведение и формировать внешнее окружение постоянно.

10 правил для гиперактивных детей

1. Установить контакт с гиперактивными детьми очень тяжело. Такие дети нетерпеливы и избегают ситуаций напряжения: им проще отказаться, чем начинать что-то делать. Они «врожденные оппозиционеры»: у них всегда сначала «нет». Они умеют добиваться своего. Отстаивая свои позиции, они способны потерять контроль над своими эмоциями, тогда необходимо время, чтобы успокоиться (две минуты умноженные на возраст ребенка) и только затем следует продолжить разговор.

2. Закон постоянства правил: если нельзя, то нельзя всегда.

3. Порядок и безопасность.

4. Режим во всем. Поведение детей с СДВГ и эффективность их обучения часто определяются «энергетическим» состоянием ребенка: в ситуациях, когда ребенок устал, он становится более неуправляемым. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался и достаточное время бывал на свежем воздухе. Общение с компьютером в этом случае должно быть сведено к минимуму.

5. Правило «кулика»: хвалить чаще, чем ругать. Дети с СДВГ имеют «качели настроения». Им часто бывает «скучно», они особенно нуждаются в новых впечатлениях и не умеют «откладывать удовольствия на потом». Важно это понимать и использовать в воспитании и обучении различные приемы поощрения, причем незамедлительные.

6. Не победа, а участие.

7. «Ветер в парусах»…Найти то, что хорошо получается.

8. Энергию в нужное русло. С этими детьми особенно важно заниматься: отдавать в спортивные секции, творческие студии.

9. Искусство собираться в поход.

10. Родители тоже люди (иметь возможность отдохнуть от гиперактивности ребенка).

 

Гиперактивных детей не очень любят окружающие, но самое страшное, когда их начинают обвинять там, где они не виноваты. Тогда ребенок начинает верить, что он «плохой» и перестает стараться.

Важно, чтобы родители помогали своему ребенку, принимали его таким, какой он есть, сохраняли веру в него, верили, что их ребенок добрый, отзывчивый, очень творческий.

 

врач-реабилитолог (зав. ОМР Супоненко А.В.

Гиперактивные дети | Образовательный центр «Лучик»

Родительство — это путешествие, полное увлекательных открытий, требующее от нас сосредоточения сил и терпения. Наши дети преподносят нам уникальную возможность — совершенствоваться с каждым днем, воспитывая не только своего ребенка, но и себя. В особенности это касается родителей гиперактивных детей, речь о воспитании которых и пойдет в этой статье.

Родители, воспитывающие гиперактивных деток, каждую секунду своей жизни испытывают разный спектр чувств и эмоций! Зачастую маме и папе, воспитывающих чрезмерно активного ребенка, тяжело сдержать свой гнев и не сорваться на окружающих или своего малыша. Родители злятся на ребенка, задаваясь вопросом: почему ребенок не может «взять себя в руки», сосредоточиться, досмотреть до конца мультфильм или дособирать пирамидку, ведь, казалось бы, это не требует больших усилий! Воспринимая подобное поведение, как простое непослушание — родители наказывают деток, например, ставя их в угол (тем самым ограничивая активность малыша, что для гиперактивных деток является недопустимым). Агрессивное поведение родителей обязательно отразится на поведении ребенка, и выльется в серьезные последствия. Для сохранения психологического здоровья себе и ребенку нужно приложить усилия, соблюдая некоторые рекомендации, о которых мы и поговорим ниже.

Для более полного понимания ответим на следующие вопросы:

  • Что понимают под гиперактивностью? Как характеризуются гиперактивные дети?
  • Почему ребенок гиперактивен (причины)?
  • Как отличить активность от гиперактивности?

Под гиперактивностью, в широком смысле слова, понимается нарушение поведения, проявляющееся следующим образом: чрезмерной физической и речевой активностью в любом месте в любых обстоятельствах, высокой отвлекаемостью — неспособностью сконцентрироваться длительное время на одном деле; необдуманными действиями или движениями, направленными на достижение «бесполезного» результата (бесцельная деятельность).

Можно «нарисовать» обобщенный портрет гиперактивного ребенка: беспокойный, крайне разговорчивый (стремится ответить на вопрос даже не дослушав), почти всегда физически занятой (бегающий, прыгающий, лазающий по шкафчикам, под скамейкой). Может начать играть в одну игру и моментально потерять к ней интерес, настаивая на смене игры. При этом может «схватывать» информацию «на лету», интеллектуально развит. Бывает к гиперактивности присоединяется недостаток концентрации внимания, здесь специалисты говорят о синдроме дефицита внимания и гиперактивности, таким деткам сложнее усваивать информацию.

Гиперактивное поведение может наследоваться от родственников, может возникнуть на фоне социальной обстановки, воспитания, развития в целом. Главное отличие гиперактивности от активности заключается в продолжительном и повсеместном характере гиперактивности.

Гиперактивность — ребенок ведет себя одинаково чрезмерно на протяжении долгого времени (от полугода) и в любой обстановке, будь то дом, театр или детский сад.

Основное, что нужно знать родителям гиперактивного ребенка, что гиперактивность — это не просто капризы и характер ребенка, это физиологическая особенность развития полушарий мозга. Процессы возбуждения всегда преобладают над процессами торможения, в отличие от негиперактивных деток.

Именно поэтому с такими детьми должна быть особая стратегия поведения.

Итак, как же взаимодействовать с гиперактивным ребенком?

1. Общайтесь со своим малышом. Внимательно слушайте все, что он вам повествует, не отвлекаясь на собственные мысли. Высказывайте собственные суждения, даже если он их не дослушивает. Старайтесь преподносить информацию интересно, но не перегружая ребенка. Благодаря вам ребенок учится взаимодействовать с миром, строить свои суждения. Ребенок чувствует, что его принимают и любят.

2. Старайтесь давать малышу возможность реализовывать свою энергию в подвижных играх, в физических нагрузках, на свежем воздухе. Хорошо, если дома имеется спортивный уголок. Ограничение движения чревато для таких деток еще большим всплеском энергии.

3. Ставьте перед ребенком задачи. Желательно определять (ограничивать) время для выполнения определенного дела. Для гиперактивных деток очень важен успех, поэтому задания должны быть соизмеримы с возможностями.

4. Утомление при выполнении заданий — враг родителям и малышу, т.к. провоцирует усиление возбуждения.

5. Похвала – обязательно хвалите своего ребенка, поощряйте, разрешая заниматься любимым делом. Но, похвала должна быть небезосновательной. Хвалите за успешно выполненное задание, за малейшее проявление усидчивости и внимания.

6. Старайтесь не применять физические наказания. Это только усугубит ситуацию. Ребенок будет воспринимать родителей как деспотов, что вызовет чувство страха и нежелания взаимодействовать с родителями. Можно заменить физические наказания, например, запретом на просмотр телевизора.

7. Организуйте взаимодействие своего ребенка с детьми. В случае с гиперактивными детьми лучше не пренебрегать посещением детского сада. Ребенку важно общаться и целенаправленно тратить свою энергию.

8. Соблюдение режима дня является важным фактором в грамотном распределении энергии малыша. Старайтесь ввести режим дня, соблюдать особые ритуалы перед приемом пищи, перед сном, даже если не делали этого с рождения. Для гиперактивных деток очень важна предсказуемость, а мы ее можем обеспечить, систематично соблюдая определенный алгоритм действий, обеспечив постоянством спокойствие ребенка.

9. Гаджеты! В современном мире говорить об их исключении из жизни не имеет смысла. Да, планшет или телефон может стать отличным помощником, но, не стоит забывать о том, что «свечение» экрана для нашего мозга (а тем более для мозга ребенка, который и так не в силах контролировать свое возбуждение) выступает как красная тряпка для молодого быка. Нервная система возбуждается настолько, что иногда невозможно даже уснуть ночью. Введите для себя или своей семьи некоторые правила относительно времени пользования телефоном.

10. Это касается и современных мультфильмов, в которых картинка меняется настолько быстро, что мозг маленького ребенка даже не успевает обработать информацию. Просмотр подобных мультфильмов нужно сводить к минимуму. Советские мультфильмы наиболее благоприятны для просмотра, но усадить ребенка просматривать 30-минутный мультфильм зачастую сложно. Рекомендуем отвести определенное время для просмотра мультфильмов и телевизора. Чередовать СОВМЕСТНЫЙ просмотр познавательных фильмов и мультфильмов.

Наверное, ничего нового мы вам не откроем, сказав что лучшее, что мы можем дать своим детям — это любовь, понимание и уважение. Гиперактивных деток это касается самым глубоким образом. Родители должны не только знать индивидуальные особенности своего ребенка, но и понимать и принимать их. Когда на вас в очередной раз нахлынет волна агрессии на своего ребенка, то постарайтесь вспомнить, что малыш не виноват, что он «крутится на карусели» возбуждения, бушующего у него в голове, и не подвластен «спрыгнуть с этой карусели» . Поэтому очень важно для развития вашего малыша, для сохранения гармоничных отношений в семье, для сохранения вашего психологического равновесия говорить о своих чувствах и эмоциях ребенку и членам семьи. Стараться говорить это без претензий, без криков и шлепков, объясняя, какие чувства вызывают поведение и действие ребёнка. Например, «от такого твоего поведения, когда ты кидаешь игрушки в разные стороны, я начинаю злиться, мне хочется кричать и плакать». Обращаем внимание именно на поведение, а не на ребенка (не «ты меня раздражаешь», а «твое поведение меня раздражает»). Такая форма высказывания поможет вам справиться с эмоциями, ребенок получит адекватную оценку своего поведения, при этом зная, что его по-прежнему любят и принимают.

Дорогие мамы и папы, все мы — люди со своими переживаниями, чувствами и эмоциями. И даже самые стойкие и терпеливые злятся и ругаются. Это не нужно скрывать, об этом можно говорить. Наши дети — наше все! Благодаря нашим особенным деткам, мы становимся лучше. Успехов в применении рекомендаций на практике!

Психолог детского сада «Лучик» на Соколе Силина Наталья Владимировна.

Почему мой ребенок такой гиперактивный? СДВГ, сахар, пищевые добавки и многое другое

Автор Джина Шоу

В этой статье

  • Это нормально для их возраста?
  • Может ли это быть СДВГ?
  • Они получили это от меня?
  • Они едят слишком много сахара?
  • Пищевые добавки делают их гиперактивными?
  • Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?
  • Они гиперактивны, потому что недостаточно тренируются?

Ваш ребенок является сгустком энергии по ряду причин, и вы можете многое сделать, чтобы успокоить его.

Это нормально для их возраста?

Если ваш ребенок гиперактивен, это может быть потому, что он еще ребенок. Для детей всех возрастов нормально иметь много энергии.

Дошкольники, например, могут быть очень активными — они часто быстро переключаются с одного занятия на другое. Дети постарше и подростки также энергичны и не так сосредоточены, как взрослые.

Если чрезмерное поведение вашего ребенка регулярно вызывает проблемы в классе, с домашними заданиями или с друзьями и отношениями, проконсультируйтесь с педиатром.

Может ли это быть СДВГ?

Естественно задаться вопросом, не может ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) быть причиной повышенной энергичности вашего ребенка. Но просто быть гиперактивным не обязательно означает, что у вашего ребенка есть это заболевание.

Следите за этими другими признаками СДВГ:

  • Часто ли они прерывают?
  • Имеют ли они проблемы с выполнением инструкций и организацией задач?
  • Они забывчивы?
  • Они нетерпеливы?
  • Часто ли они говорят вне очереди?

Если у вашего ребенка СДВГ, эти проблемы будут возникать в течение длительного периода времени, как правило, дома и в школе.

Они получили это от меня?

Если причиной гиперактивности вашего ребенка является СДВГ, некоторые исследования показывают, что это состояние имеет тенденцию передаваться по наследству.

Могут быть определенные гены, повышающие вероятность развития у людей СДВГ.

Они едят слишком много сахара?

«Мой сын съел все оставшиеся хэллоуинские конфеты и теперь прыгает по стенам!»

Вы когда-нибудь говорили что-то подобное? Многие люди думают, что существует связь между гиперактивностью и употреблением сахара, но исследования этого не подтверждают. В нескольких исследованиях изучалось поведение и обучаемость детей, получавших сахар по сравнению с заменителем сахара, и не было обнаружено никакой разницы.

Другие исследования показали, что родители, которые думают, что их дети ели сахар, оценивают свое поведение как более гиперактивное, чем родители, которые думают, что их дети ели заменитель сахара.

Это, конечно, не означает, что давать ребенку наедаться сахаром — хорошая идея, но исключение его из рациона, вероятно, не решит проблему.

Пищевые добавки делают их гиперактивными?

Итак, сахар тут ни при чем. Но могут ли искусственные красители, красители или другие добавки вызвать у вашего ребенка гиперактивность?

Для большинства детей ответ, скорее всего, нет. Но некоторые исследования показывают, что небольшой процент детей с СДВГ может быть чувствителен к некоторым из этих добавок.

Если вы думаете, что это так, вы можете попробовать «элиминационную диету». Исключите источники искусственных добавок, таких как конфеты, морсы, газированные напитки, хлопья ярких цветов и нездоровую пищу, и посмотрите, заметите ли вы какие-либо изменения в поведении.

Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?

Иногда слишком много шума и активности в вашем доме могут мешать вашему ребенку расслабиться.

Например, слишком много конфликтов в семье, таких как ссоры, могут вызвать стресс. То же самое можно сказать о хаотичном графике и недосыпании.

Так что постарайтесь, чтобы атмосфера была максимально спокойной. И оставьте место в своем календаре для семейного времяпрепровождения. Иногда ребенок, который ведет себя гиперактивно, нуждается в тихом, близком общении с мамой или папой. Устройтесь поудобнее на диване с одеялом и почитайте ребенку, чтобы успокоиться.

Являются ли они гиперактивными из-за того, что недостаточно тренируются?

Дети могут стать беспокойными, если они не получают достаточной физической активности, чтобы сжечь свою энергию. Тем не менее, вы можете помочь своему ребенку получить необходимые ему упражнения. Например, возьмите свою семью на прогулку или в поход. Или покатайтесь на велосипеде или поиграйте в пятнашки во дворе.

Если у вас есть двор, оборудуйте безопасное место для игр, например песочницу.

Почему мой ребенок такой гиперактивный? СДВГ, сахар, пищевые добавки и многое другое

Автор Джина Шоу

В этой статье

  • Это нормально для их возраста?
  • Может ли это быть СДВГ?
  • Они получили это от меня?
  • Они едят слишком много сахара?
  • Пищевые добавки делают их гиперактивными?
  • Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?
  • Они гиперактивны, потому что недостаточно тренируются?

Ваш ребенок является сгустком энергии по ряду причин, и вы можете многое сделать, чтобы успокоить его.

Это нормально для их возраста?

Если ваш ребенок гиперактивен, это может быть потому, что он еще ребенок. Для детей всех возрастов нормально иметь много энергии.

Дошкольники, например, могут быть очень активными — они часто быстро переключаются с одного занятия на другое. Дети постарше и подростки также энергичны и не так сосредоточены, как взрослые.

Если чрезмерное поведение вашего ребенка регулярно вызывает проблемы в классе, с домашними заданиями или с друзьями и отношениями, проконсультируйтесь с педиатром.

Может ли это быть СДВГ?

Естественно задаться вопросом, не может ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) быть причиной повышенной энергичности вашего ребенка. Но просто быть гиперактивным не обязательно означает, что у вашего ребенка есть это заболевание.

Следите за этими другими признаками СДВГ:

  • Часто ли они прерывают?
  • Имеют ли они проблемы с выполнением инструкций и организацией задач?
  • Они забывчивы?
  • Они нетерпеливы?
  • Часто ли они говорят вне очереди?

Если у вашего ребенка СДВГ, эти проблемы будут возникать в течение длительного периода времени, как правило, дома и в школе.

Они получили это от меня?

Если причиной гиперактивности вашего ребенка является СДВГ, некоторые исследования показывают, что это состояние имеет тенденцию передаваться по наследству.

Могут существовать определенные гены, повышающие вероятность развития у людей СДВГ.

Они едят слишком много сахара?

«Мой сын съел все оставшиеся хэллоуинские конфеты и теперь прыгает по стенам!»

Вы когда-нибудь говорили что-то подобное? Многие люди думают, что существует связь между гиперактивностью и употреблением сахара, но исследования этого не подтверждают. В нескольких исследованиях изучалось поведение и обучаемость детей, получавших сахар по сравнению с заменителем сахара, и не было обнаружено никакой разницы.

Другие исследования показали, что родители, которые думают, что их дети ели сахар, оценивают свое поведение как более гиперактивное, чем родители, которые думают, что их дети ели заменитель сахара.

Это, конечно, не означает, что давать ребенку наедаться сахаром — хорошая идея, но исключение его из рациона, вероятно, не решит проблему.

Пищевые добавки делают их гиперактивными?

Итак, сахар тут ни при чем. Но могут ли искусственные красители, красители или другие добавки вызвать у вашего ребенка гиперактивность?

Для большинства детей ответ, вероятно, нет. Но некоторые исследования показывают, что небольшой процент детей с СДВГ может быть чувствителен к некоторым из этих добавок.

Если вы думаете, что это так, вы можете попробовать «элиминационную диету». Исключите источники искусственных добавок, таких как конфеты, морсы, газированные напитки, хлопья ярких цветов и нездоровую пищу, и посмотрите, заметите ли вы какие-либо изменения в поведении.

Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?

Иногда слишком много шума и активности в вашем доме могут мешать вашему ребенку расслабиться.

Например, слишком много семейных конфликтов, таких как ссоры, могут вызвать стресс. То же самое можно сказать о хаотичном графике и недосыпании.

Так что постарайтесь, чтобы атмосфера была максимально спокойной.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts