7 причин, почему ребенок плохо учится
19 997
РодителямПрактики how to
1.Незаинтересованность в учебе
Мотивация бывает внешней и внутренней. У младших школьников преобладает внешняя: им важно, чтобы их хвалили учителя и родители.
Если вы хвалите ребенка, но он все равно не хочет делать уроки, попробуйте добавить в обучение элементы игры: выполняйте упражнения на скорость, используйте любимые игрушки ребенка, берите дополнительные подручные инструменты, например, маркерную доску. Чем интереснее процесс обучения, тем больше у ребенка будет желание получать новые знания.
В подростковом возрасте дети уже начинают задумываться о будущем, поэтому для них главной становится внутренняя мотивация. Но она бывает недостаточно сильной из-за того, что подросток хочет проводить больше времени с друзьями, не понимает ценность образования и просто ленится.
У подростков уже есть свое мнение, амбиции и авторитеты, в число которых родители часто не входят, поэтому взрослым сложно повлиять на мотивацию старших школьников. Чтобы ребенок начал прислушиваться к вашему мнению, нужно регулярно обсуждать с ним его интересы и акцентировать внимание на важности обучения.
Но главное — не давить и не навязывать свою позицию, а приводить весомые аргументы и пытаться вдохновить.
2.Отсутствие индивидуального подхода
Все дети воспринимают информацию по-разному. Одни школьники аудиалы и им все легче дается на слух, другим важно прочитать материал. А кому-то для запоминания нужно сделать зарисовки и конспект прочитанного. Поэтому задача родителя — помочь ребенку с выбором удобного способа обучения и научить применять его в жизни.
3.Большое количество дополнительных занятий
Многие родители стараются вырастить детей разносторонними личностями, поэтому отдают их в многочисленные кружки и секции. Конечно, при таком плотном графике у ребенка не остается времени и сил на выполнение домашней работы и подготовку к урокам. Как итог, снижается успеваемость.
Если вы видите, что ребенок сильно устает, откажитесь от части дополнительных занятий и оставьте только те, которые нравятся ему больше всего. У него обязательно должно быть свободное время для полноценного отдыха.
4.Страх перед плохими оценками
Боязнь двоек и троек мешает школьнику сосредоточиться и показать хороший результат. И чаще всего этот страх формируется из-за завышенных ожиданий со стороны родителей. Если с детства внушать ребенку, что тройка — это катастрофа, то он не сможет сосредоточиться на выполнении заданий и показать свой уровень знаний — вместо этого будет панически бояться того, что его отругают дома.
Узнали в этой ситуации себя? Тогда ваша основная задача — пересмотреть собственное поведение и перестать требовать от ребенка идеальных оценок. Гораздо важнее объяснить школьнику, зачем ему нужна учеба, как эти знания пригодятся ему в будущем.
Не ругайте его за плохие оценки. Лучше объяснить, как их исправить и не допустить в дальнейшем. Такое отношение позволит приучить подрастающего человека к преодолению трудностей. И он не будет сдаваться при первой неудаче.
5.Недопонимания с учителем
При наличии конфликта между ребенком и учителем следует узнать мнения обеих сторон. Разговор с ребенком должен происходить дома, в спокойной для него обстановке. Дайте ему выговориться и не критикуйте учителя. С преподавателем общайтесь наедине, без ребенка.
Причины конфликта могут быть самые разные, но большинство из них можно решить с помощью конструктивного диалога. Если это не удалось, то следующий шаг — обращение к руководству школы.
6.Отсутствие примера для подражания
Дети копируют поведение родителей в любом возрасте. Если мама и папа много работают, ведут активный образ жизни, занимаются спортом, много читают, учат языки, занимаются самообразованием, то именно такой образ жизни становится для ребенка нормой, и он стремится походить на них.
Аналогичная ситуация, только с обратным эффектом, наблюдается в семьях, где досуг взрослых ограничивается просмотром сериалов и пристрастием к вредным привычкам. Тогда ребенок не видит смысла в хорошей учебе и стремлении к чему-то большему.
7.Конфликты с одноклассниками
Если ребенок отказывается идти на занятия или приходит из школы в подавленном состоянии, то, возможно, у него есть сложности во взаимоотношениях с одноклассниками. Если это так, не бегите в школу, чтобы лично разбираться с обидчиками. Особенно если дело касается подростков — вы можете еще больше навредить его «репутации» в классе.
Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта самостоятельно — так он научится решать проблемы в будущем. Но в случае, когда своими силами конфликт не разрешается, нужно ставить в известность классного руководителя и школьного психолога.
Чтобы решить проблему низкой успеваемости, следует, во-первых, понять ее истинную причину и помочь ребенку с ней разобраться. А во-вторых, не требовать от школьника учиться исключительно на отлично. Старайтесь воспитывать в нем правильную мотивацию к получению знаний и достижению результатов, а не взращивайте страх перед плохими оценками.
Об эксперте:
Анастасия Никонова — методист онлайн-школы репетиторов.
Источник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Бум на жиротопку в соцсетях: китайское упражнение, которое сделает ваш живот плоским
«Свекровь говорит, что я нагуляла ребенка, а муж не заступается за меня и не помогает»
Как повысить креативность: советы от маркетолога Nike
Двойные стандарты: почему людям не нравится, когда жена старше мужа
Родители-манипуляторы: 3 типичные тактики
«Как без врача и терапии облегчить симптомы ОКР?»
«Мужчина пил и бил меня. Обещает исправиться, если вернусь. Верить ли ему?»
«Весь в меня»: как характер родителей влияет на жизнь детей — ответ психологов
Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться
Фото с сайта allobok.ru, где размещена специальная съёмка онлайн-журнала psychologies.ru
Александр Лобок, кандидат философских наук, доктор психологических наук: «Для меня пространство сегодняшнего мира – с планшетами, интернетом, видеорядом – это роскошная среда, которую я могу побеждать».
– Неуспевающие дети – они существуют? Или на самом деле двоечники – это дети со своей образовательной траекторией, не похожие на своих одноклассников?
– Успеваемость происходит от слова «успевать». Успевание – это скорость. Успевающий ученик успевает освоить заданное учителем и уложиться в назначенный срок. Многие талантливые люди были неуспевающими учениками. Альберт Эйштейн плохо учился в школе. Андрей Дмитриевич Сахаров был, как известно, тугодумом, и все делал медленно. Это не значит, что всякий неуспевающий ребенок – будущий Эйнштейн или Сахаров. Но тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом – часто бывает очень глубоким ребенком. А теперь представим: этот глубокий ребенок попадает в класс к учителю, для которого успевание – это и есть скорость. Такой учитель начинает нервничать из-за того, что ребенок не успевает. Из-за этого ученик испытывает двойной стресс. Хуже всего, когда нервничать из-за успеваемости ребенка начинают родители. Ребенок – существо интонационное. Ребенок по отношению к родителями – это мощное эмоциональное зеркало. Он воспринимает и усиливает все микро-детали, которые считывает со своих родителей. И мыслит при этом отнюдь не так, как мы думаем. Когда родители нервничают из-за детской неуспеваемости, у ребенка усиливается ощущение, что он – неполноценный, что он – хуже других. Он это видит во взглядах взрослых. Ему могут говорить: все замечательно, все хорошо, мы с тобой, мы в тебя верим. Но родители говорят это с такой интонацией, что ребенок видит: это – неправда! А вранье он чувствует сразу.
Есть такая проблема в педагогике – инфантильные дети (как бы странно ни звучало словосочетание «инфантильный ребенок»). Такой ребенок никогда не берется за сложные задачи. В такой ситуации он стремятся спрятаться и сказать: ой, мне это вовсе не интересно! Сейчас я занимаюсь в детском саду с подготовительной группой.
Фото с сайта improvelifehere.comИ есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.
– Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…
– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.
Ребенок — это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг — это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг — это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, — значит, они не доверяют своему ребенку.
Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.
– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?
– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?
Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.
Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?
– Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?
– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.
Фото с сайта pravobraz.ruПодчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».
Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.
А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…
У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением — вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?
– «Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»
– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.
И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.
– Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?
– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.
Фото с сайта allobok.ru
Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.
– А может быть, дети не хотят учиться читать по другой причине? Они перестали воспринимать книги и чтение, живя в визуальном мире, среди компьютерных игр? Может быть, их уже нельзя увлечь чтением?
– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.
– Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?
– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…
– Иногда мне хочется плакать…
— Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!
– Иногда мне хочется слушать музыку.
– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.
Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.
Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.
То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.
Фото с сайта apessay.com– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…
– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.
– Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?
– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.
За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.
Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.
Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.
Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?
– Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?
– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…
– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?
– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.
– Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…
– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.
С Александром Лобком, автором книг «Другая математика», «Вероятностный мир», «Антропология мифа», «Картография детства», «Наука ученичества» – мы беседуем в гостиной (одновременно библиотеке) детского сада. На нас смотрят куклы ручной работы, короли, королевы, принцы, кучера и даже впряженные в карету лошади. Каждая почти в рост ребенка. Это – персонаж истории о Золушке. Перед диваном на коврах расставлены японские столики с перламутровыми инкрустациями. За этими столиками родители читают детям старые детские книги. Книги стоят плотными рядами здесь же, на полках. Это – семейный читальный зал дошкольного отделения № 3 московской школы № 15. Проще говоря, детского сада. В гостиную доносились голоса огромных попугаев, которые живут среди пальм в стеклянном зимнем саду. Зимних садов – два. Их обитатели дремлют в московских сумерках. Только обезьянка приветливо тянет к гостям лапку через прутья клетки. «Не пытайтесь в ответ пожать ей лапу. Она просит у вас банан!» – объясняют мне сотрудники детского сада. И соискательнице тут же доставляется просимое. А за стеклянными стенами зимнего сада, на обычной пришкольной территории, окруженной многоэтажными домами, живут в теплых вольерах пони, которые катают детей. Что говорит по этому поводу санэпидстанция? Не знаю. Это – муниципальный детский сад. Таких тысячи. Просто нашлись люди, которые захотели, чтобы дети каждый день приходили в сказку…Образование | ЮНИСЕФ
Программа
Каждый ребенок имеет право учиться.
ЮНИСЕФ/UN0526284/АлОбиди
Право ребенка на образование влечет за собой право учиться. Тем не менее, для слишком многих детей во всем мире школьное образование не ведет к обучению.
Более 600 миллионов детей и подростков во всем мире не могут достичь минимального уровня навыков чтения и математики, хотя две трети из них учатся в школе. Для детей, не посещающих школу, базовые навыки письма и счета еще более недоступны.
Этот кризис обучения — разрыв между уровнем образования, которое получают дети, и тем, в чем нуждаются они, их сообщества и экономика в целом, — достиг глобального масштаба еще до того, как пандемия COVID-19 остановила работу систем образования.
Во всем мире дети лишены образования и обучения по разным причинам. Бедность остается одним из самых непреодолимых барьеров. Дети, живущие в условиях экономической нестабильности, политической нестабильности, конфликтов или стихийных бедствий, с большей вероятностью будут отрезаны от школы, как и дети с ограниченными возможностями или представители этнических меньшинств. В некоторых странах возможности получения образования для девочек по-прежнему сильно ограничены.
Даже в школах нехватка подготовленных учителей, неадекватные учебные материалы и плохая инфраструктура затрудняют обучение многих учащихся. Другие приходят в класс слишком голодными, больными или измученными работой или домашними делами, чтобы извлечь пользу из уроков.
Усугубляет это неравенство цифровое неравенство, вызывающее растущую озабоченность: около двух третей детей школьного возраста в мире не имеют дома подключения к Интернету, что ограничивает их возможности для дальнейшего обучения и развития навыков.
Без качественного образования дети сталкиваются со значительными препятствиями на пути к трудоустройству и потенциальному заработку в более позднем возрасте. Они с большей вероятностью пострадают от неблагоприятных последствий для здоровья и с меньшей вероятностью будут участвовать в принятии затрагивающих их решений, что ставит под угрозу их способность формировать лучшее будущее для себя и своего общества.
Как реагирует ЮНИСЕФ
Темы в образовании
Дошкольное образование
Качественное дошкольное образование — основа пути ребенка: каждый последующий этап образования зависит от его успеха. Тем не менее, несмотря на доказанные и пожизненные преимущества, почти половина всех детей дошкольного возраста во всем мире не посещают дошкольное образование.
Узнать больше
Начальное образование
Равный доступ к возможностям обучения и развитию улучшенных навыков в начальном образовании, включая базовые, цифровые и передаваемые навыки, является ключом к обеспечению того, чтобы каждый ребенок был готов к жизни, работе и активной гражданской позиции.
Узнать больше
Образование и навыки подростков
Подростки растут в меняющемся мире. Технологии, миграция, изменение климата и конфликты меняют общество, заставляя людей во всем мире приспосабливаться к неожиданным изменениям в их жизни и работе. Чтобы не отставать, подростки должны уметь использовать возможности и противостоять вызовам.
Узнать больше
Образование для девочек
Инвестиции в образование девочек преображают сообщества, страны и весь мир. Девочки, получившие образование, с меньшей вероятностью выйдут замуж в молодом возрасте и с большей вероятностью будут вести здоровую и продуктивную жизнь.
Они получают более высокие доходы, участвуют в принятии наиболее важных для них решений и строят лучшее будущее для себя и своих семей.Узнать больше
Инклюзивное образование
Приблизительно 93 миллиона детей во всем мире живут с инвалидностью. Как и все дети, дети с ограниченными возможностями имеют амбиции и мечты относительно своего будущего. Как и всем детям, им необходимо качественное образование, чтобы развивать свои навыки и полностью реализовывать свой потенциал. Тем не менее дети с инвалидностью часто упускаются из виду при разработке политики, что ограничивает их доступ к образованию и обучению.
Узнать больше
Цифровое обучение
Доступность и потенциал технологий делают цифровое обучение важной услугой для каждого ребенка. ЮНИСЕФ возглавляет глобальные инициативы по подключению миллионов детей и молодых людей к цифровым решениям мирового класса, чтобы они могли совершить скачок в светлое будущее.
Узнать больше
Обучение в чрезвычайных ситуациях
Войны, эпидемии и стихийные бедствия не щадят детей. В странах, затронутых чрезвычайными ситуациями, дети теряют своих близких и дома. Они теряют доступ к безопасной питьевой воде, медицинскому обслуживанию и продуктам питания. Они теряют безопасность и рутину. А без доступа к образованию они рискуют потерять свое будущее.
Узнать больше
Укрепление систем образования
Системы образования сложны. Чтобы все дети ходили в школу и учились, требуется согласованность между семьями, педагогами и лицами, принимающими решения. Для этого требуются общие цели и национальная политика, в центре которой стоит обучение. Также требуется сбор данных и регулярный мониторинг, чтобы помочь политикам определить, что работает, кто приносит пользу, а кто остается позади.
Узнать больше
Что мы делаем
Образование является основным правом человека. В 147 странах мира ЮНИСЕФ работает над предоставлением возможностей для качественного обучения, которые подготавливают детей и подростков к знаниям и навыкам, необходимым им для успешного развития. Мы ориентируемся на:
Равный доступ : Доступ к качественному образованию и развитию навыков должен быть равным и инклюзивным для всех детей и подростков, независимо от того, кто они и где живут. Мы прилагаем целенаправленные усилия для охвата детей, исключенных из образования и обучения по признаку пола, инвалидности, бедности, этнической принадлежности и языка.
Качественное обучение : Впервые в истории в школе больше неучащихся, чем вне школы. Результаты должны быть в центре нашей работы, чтобы сократить разрыв между тем, что изучают учащиеся, и тем, что им нужно для процветания в своих сообществах и будущей работы. Качественное обучение требует безопасной, дружественной среды, квалифицированных и мотивированных учителей, а также обучения на языках, которые учащиеся понимают. Это также требует, чтобы результаты обучения отслеживались и учитывались в обучении.
Образование в чрезвычайных ситуациях : Дети, живущие в условиях конфликтов, стихийных бедствий и перемещенных лиц, срочно нуждаются в образовательной поддержке. Кризисы не только останавливают обучение детей, но и сводят на нет их успехи. Во многих чрезвычайных ситуациях ЮНИСЕФ является крупнейшим поставщиком образовательной поддержки в рамках гуманитарного реагирования, работая с УВКБ ООН, ВПП и другими партнерами.
Наша стратегия
Прочтите нашу последнюю глобальную стратегию в области образования, чтобы узнать, как ЮНИСЕФ планирует помочь каждому ребенку учиться к 2030 году.
Наши результаты
Ознакомьтесь с нашими последними глобальными результатами в области образования.
Наша защита
Базовые навыки чтения и математики являются основой для любого обучения. Но даже до пандемии более половины всех 10-летних детей в странах со средним и низким уровнем дохода не могли прочитать или понять простой рассказ.
Помогите нам преодолеть кризис обучения.
Наши инициативы и партнерские отношения
Переосмысление образования
В мире, столкнувшемся с кризисом обучения, цифровое обучение должно стать важной услугой. ЮНИСЕФ стремится к тому, чтобы каждый ребенок и молодой человек, а к 2030 году их будет около 3,5 миллиарда, были подключены к цифровым решениям мирового уровня, обеспечивающим персонализированное обучение.
Паспорт учащегося
A TIME Лучшее изобретение 2021 года. Эта платформа обеспечивает высококачественное и гибкое обучение для детей в любом месте, чтобы сократить разрыв в уровне обучения.
Generation Unlimited
Если самое многочисленное поколение молодых людей в истории будет подготовлено к переходу на работу, потенциал глобального прогресса неограничен.
Мы помогаем молодым людям стать продуктивными и активными членами общества.Giga
Инициатива Giga была запущена для подключения каждой школы к Интернету, а каждого молодого человека к информации, возможностям и выбору.
Образование не может ждать
«Образование не может ждать» — это глобальный фонд Организации Объединенных Наций для образования в условиях чрезвычайных ситуаций и затяжных кризисов. Мы поддерживаем и защищаем целостные результаты обучения, чтобы никто не остался без внимания.
EdTech Hub
EdTech Hub — это глобальное исследовательское партнерство, которое расширяет возможности людей, предоставляя им данные, необходимые им для принятия решений о технологиях в образовании.
Глобальное партнерство в интересах образования
GPE — единственное в мире партнерство и фонд, ориентированный на предоставление качественного образования детям из стран с низким уровнем дохода.
Глобальный образовательный кластер
Глобальный образовательный кластер работает над предсказуемым, справедливым и хорошо скоординированным ответом на проблемы образования населения, пострадавшего от кризиса.
Инициатива Организации Объединенных Наций в области образования девочек
Благодаря сбору фактических данных, скоординированной информационно-пропагандистской деятельности и коллективным действиям партнерство UNGEI работает над устранением гендерного разрыва в образовании.
All in School
В сотрудничестве со Статистическим институтом ЮНЕСКО эта инициатива предоставляет правительствам полезные данные для выявления барьеров, ведущих к исключению, и разработки политики и программ, которые помогут большему количеству детей завершить свое образование.
Публикации и ресурсы
Образование в мире после COVID
к БЫСТРОЙ трансформации
Посмотреть полный отчет
Преобразование образования с помощью справедливого финансирования
Выводы по данным за 2010-2022 гг.
Посмотреть полный отчет
Проверка пульса
О цифровом обучении
Посмотреть полный отчет
Информационный бюллетень ЮНИСЕФ
Дети с ограниченными возможностями
Посмотреть полный отчет
Посмотреть все
Данные и исследования
Новости и особенности
Миссия: восстановление образования в 2021 году
Три приоритета, чтобы все дети могли безопасно вернуться в школу
Посмотреть полный отчет
Конфликт на востоке ДРК оказывает разрушительное воздействие на образование детей
Посетите страницу
ЮНИСЕФ призывает де-факто власти разрешить девочкам немедленно вернуться в среднюю школу в Афганистане
Прочитай сейчас
Месяц спустя более 850 000 детей остаются перемещенными лицами в результате смертоносных землетрясений на юге Турции и в Сирии.
Посетите страницу
Что делать, если ваш ребенок отстает в школе
Независимо от возраста вашего ребенка, иногда школьные затруднения — это нормально. Но когда эта борьба становится закономерностью, она часто вызывает беспокойство со стороны родителей и/или учителей.
Если вы подозреваете, что что-то не так, доверьтесь своим инстинктам и выскажитесь!
Поговорите со своим педиатром
Американская академия педиатрии (AAP)
рекомендует поговорить с педиатром вашего ребенка о любых проблемах в школе. Отсутствие успеваемости у ребенка часто является симптомом более сложных проблем, таких как различные типы и комбинации поведенческих, психологических трудностей и трудностей в обучении. Социальный стресс, болезни и хронические медицинские проблемы также могут играть роль.
Не знаете, когда сообщить о проблемах?
Ежегодный осмотр вашего ребенка — хорошее время.
Педиатры отслеживают рост и развитие вашего ребенка на ежегодных осмотрах, включая академический рост с момента вашего последнего визита. Чтобы подготовиться к этим проверкам, составьте список тем, о которых вы хотите поговорить, например:
готовность к школе, проблемы с поведением, проблемы со сном, проблемы с питанием или проблемы с психическим здоровьем. Обсудите их со своим педиатром в начале визита.
Копайте глубже в поисках подсказок.
Узнайте о специальных рекомендациях и оценках.
Ваш педиатр может направить вашего ребенка на психологическое и педагогическое обследование для выявления возможных нарушений развития нервной системы и речи, нарушений обучаемости и умственных способностей, проблем с эмоциональным здоровьем и источников стресса. Не пугайтесь, если вы получите направление!
Эти углубленные оценки могут быть выполнены такими профессионалами, как педиатры по развитию и поведению, детские нейропсихологи, детские неврологи, детские психиатры, детские психологи, а также логопеды, детские эрготерапевты и детские физиотерапевты.
Результаты этих оценок могут помочь определить, почему ваш ребенок испытывает трудности в школе, помочь вам понять, что нужно вашему ребенку, и предложить стратегии, которые могут помочь и поддержать вашего ребенка.
Получите поддержку в школе
После осмотра педиатры могут помочь семьям запросить и отстаивать лучшее Индивидуальная программа обучения (IEP) или 504 план в детской школе. В IEP излагаются академические цели вашего ребенка и описываются конкретные виды образования, услуг и дополнительной поддержки, которые будет предоставлять школьный округ.
Чтобы помочь вашему ребенку вернуться на правильный путь, нужна командная работа.
Если ребенок отстает в школе, важен командный подход между семьей, школой и медицинскими работниками ребенка. Вы и ваш ребенок являетесь центром этой команды.
Отличные команды строятся на эффективном общении. И родители часто являются теми, на чьи плечи ложится обеспечение того, чтобы вся информация была передана всем в команде здравоохранения вашего ребенка. Получите советы по эффективному общению со всеми членами команды здесь.
Будьте терпеливы в процессе
Решение таких сложных вопросов может быть долгим и трудным процессом. Как лучший защитник вашего ребенка, вам, возможно, придется рассмотреть результаты анализов, обдумать доступные варианты и поработать с лечащим врачом вашего ребенка, чтобы составить план, который позволит вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Это может занять время, и терпение является ключом к тому, чтобы держать стресс под контролем.
(И не забудьте вовлекайте вашего ребенка в любые процессы принятия решений, если он достаточно взрослый; это может помочь повысить самооценку, утраченную из-за отставания в школе).
ТИПЫ | ПРИМЕРЫ |
---|---|
Специфические нарушения обучаемости |
|
Сердце, кровь и система кровообращения |
|
Инфекционные болезни | |
Травма | |
Токсическое воздействие | |
Внимание, аффективные/настроения, аутизм и родственные расстройства |
|
Неврологический | |
Социальный |
|
Сенсорный |
|
Сон |
|
Речь и язык |
|
Хронические болезни | |
Рак у детей | |
Другое |
Дополнительная информация:
Должен ли мой ребенок остаться на второй год?
Нарушения обучаемости: что нужно знать родителям
Как выразить беспокойство по поводу развития речи и языка ребенка: что можно и чего нельзя делать
Готов ли ваш дошкольник к детскому саду?
Мой ребенок получает специальное образование в школе.