Почитание родителей в православии: Почитание родителей и послушание родителям / Православие.Ru

Как правильно понимать заповедь о почитании родителей? / Православие.Ru

Вопрос:

Батюшка, скажите, пожалуйста, как правильно понимать «почитай отца и мать твою»? Какой в это вложен Божий смысл? Спасибо за ответ.

Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других – об отношениях человека к человеку. Так вот, отвечая на Ваш вопрос, хочу обратить внимание, что непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу в Десятословии следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: «Не убий», «Не укради» и все остальные. Уже из этого можно заключить какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Раньше слова этой заповеди знали с самых младых ногтей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле».

Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь:

«да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей.

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это – наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

Не случайно в мудрости народов в ряду самых мерзкий грехов – грех Хама, а в ряду самых отвратительных пороков – неблагодарность родителям.

Заповеди Божии непреложны, и их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле – как многое бы переменилось! Христианину нельзя ждать, когда государство или общество изменят свое отношение к заповеди Божией. Господь ждет от нас сейчас, в обстоятельствах, в которые мы поставлены Промыслом Божиим, исполнения этой заповеди без самооправданий и лукавства.

5 января 2006 г.

Протоиерей Андрей Лоргус: О почитании родителей

В культурном центре «Покровские ворота» продолжается цикл лекций психолога протоиерея Андрея Лоргуса. Предлагаем вниманию читателей  лекцию, посвященную  почитанию родителей и исполнению пятой заповеди.

 Андрей Лоргус

Должные ли выросшие дети слушаться родителей? В чем разница между почитанием и подчинением? Как относились к своим родителям библейские праотцы? Как относиться к родителям ребенку, который вырос в приемной семье?

В том, что выполнение пятой заповеди вызывает у современного человека определенные проблемы, ведущие вечера, практические психологи, знают по своему профессиональному опыту, а протоиерей Андрей Лоргус — еще и по опыту пастырскому. Именно с этими проблемами люди часто приходят на консультацию к психологу и задают вопросы священнику на исповеди и в личных беседах.

В аудитории культурного центра «Покровские ворота» вопросы по теме детско-родительских отношений тоже накопились у многих, и в конце вечера была возможность их задать. «Должен ли я во всем слушаться маму, чтобы быть хорошим сыном?» — спросил у психологов мужчина лет сорока, и вопрос этот был выстраданным.

Что нам делать с родителями?

Проблемы возникают не с пониманием пятой заповеди, а именно с ее исполнением. Конечно, я люблю своих родителей, они — мои самые родные люди. Но что такое особенное Церковь велит мне по отношению к ним делать? Почитание — это что-то возвышенное, что-то важное? Представляется, что почитание это — очень сложная и трудноисполнимая вещь.

С другой стороны, воплотить тот идеал любви к родителям, который хотелось бы, оказывается в жизни непросто. Часто нам, взрослым детям, приходится слышать от мамы упреки. Значит, наши отношения — несовершенны?

С тех пор, как психология стала популярна, взаимоотношения человека с родителями стали притчей во языцех. Тезис о том, что во всех проблемах человека виновата семья, в которой он вырос, что называется, «пошел в народ», и родители оказались виноваты во всем — от детских травм до пресловутого Эдипова комплекса, о котором сейчас рассуждают даже бабушки на лавочке. Проблемы действительно есть, но какое все это имеет отношение к выполнению пятой заповеди? С этим мы и попробуем разобраться.

Главная проблема заключается в том, что наше субъективное отношение к родителям, которое начало складываться с первых месяцев нашей жизни, и даже еще раньше, до нашего рождения и современное представление о том, как мы должны к ним относиться, между собою, мягко говоря, не совпадают. То, как мы должны относиться к отцу с матерью и то, как мы реально к ним относимся, оказывается очень разными вещами. Почему так?

Праотцы не были «папенькиными сынками»

Что подразумевает Церковь, говоря о почитании родителей? Эта норма взята из десяти заповедей, данных Моисею, и в ней сказаны очень важные вещи, на которые стоит обратить внимание. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». То есть почитай родителей и хорошо тебе будет на земле, долговечен ты на ней будешь.

Здесь есть определенная выгода. В этой заповеди звучит не обязанность почитать родителей, а предлагается по сути дела, прагматический подход: если будешь почитать родителей, тебе будет хорошо, а, кроме того, ты приобретешь еще и долголетие.

Почему? Ведь все примеры из современной нам жизни говорят об обратном. Разве хорошо детям, которые попали в зависимость от родителей? Маменькин сынок, не имеющий своего мнения, и взрослая дочь, которая всю жизнь просидела возле маминой юбки — разве мы видим их счастливыми и долголетними?

Весь наш современный опыт говорит о том, что дети, которые находятся в зависимости у родителей, в своей жизни терпят бедствие. Они не могут наладить свою семейную жизнь, неуспешны в профессии, а психологически они бывают разрушены, или просто не состоялись как личности. Разве это подразумевается под послушанием, такая зависимость, такая привязанность? Конечно — нет!

Обратите внимание, на героев самых известных библейских сюжетов о почитании родителей. Как ведут себя Сим или Исаак, которые прославились еще и как патриархи, праотцы? Эти люди в свое время проявили совершенно феноменальное послушание, но оно не помешало им всю жизнь поступать независимо, принимать решения самостоятельно. Любовь к родителям, которую они проявляли, не мешала им совершать смелые, необыкновенные и довольно неожиданные поступки, они сами определяли свой жизненный путь.

Вот уж точно Исаак не «папенькин сынок»! Он совершенно другой человек, мощный, мужественный, величественный. Когда Авраам собирался принести его в жертву, ему было около 14 лет, и послушание, проявленное им в этом возрасте, нисколько не помешало ему стать великим, точно так же как не помешала стать великим Симу добродетель, проявленная в почитании отца.

В Библии есть много других сюжетов, которые подтверждают нам библейскую заповедь о почитании родителей. Но почитание родителей не отрицает поколенческой свободы, творчества, риска, самостоятельности.

Ветхий завет — анатомия родства

Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то увидим очень важную закономерность. Перед нами — книга потомств, книга родов. Ветхий завет не мог бы состояться, если бы в отношениях между поколениями не существовало согласованности и глубоких связей. Причем, это не вещи, связанные с духовным подвигом, но некая антропология, анатомия родства, анатомия благоденствия семьи, человека, рода. И в основании этого благоденствия лежит почитание родителей. Это почитание, которое нисколько не отнимает у следующего поколения его свободы, творчества, риска. Это и есть библейский идеал почитания родителей.

Но есть вещи, которые связаны с волей родителей. Одна из таких вещей, которые достаточно жестко прослеживаются в жизни Авраама, Исаака, Иакова — отношение к Богу, вторая — благословение на брак. Это принципиальные моменты, за которыми отцы очень строго следили.

Новозаветное отношение к почитанию родителей несколько шире. Новизна здесь такая — Господь говорит апостолам: «Бросайте все и идите за Мною». Спрашивали ли апостолы благословения родителей, чтобы пойти за Христом? Скорее всего — нет. Скорее всего, это был достаточно смелый и неожиданный поступок.

От идеализации — к принятию, от подчинения — к почитанию

Глядя на здорового ребенка, который растет в полной семье, мы можем обнаружить следующие этапы развития отношений с родителями.

Дети 6–9 лет (у девочек это период от 6 до 8 лет, у мальчиков — от 7 до 9) родителей идеализируют, относятся к ним совершенно некритично: «Папа все может», «Мама самая красивая». При этом своих родителей дети не очень знают, скорее, воспринимают их, как неких всемогущих и всезнающих существ. Привязанность ребенка к родителям и эмоциональная и физическая, зависимость — полная. Мы привыкли говорить, что ребенок родителя слушается. На самом деле, речь идет о подчинении и повиновении.

Послушание, как духовная добродетель — это не для детей. Просто мы привыкли использовать это слово. Почему ребенок повинуется и подчиняется? Потому что у ребенка еще нет своей воли, она только формируется, ребенок еще себя плохо контролирует и за себя еще не отвечает. Ребенку предстоит постепенно овладеть своей волей и привыкнуть к ответственности. В этот период родителям очень важно его не перегружать, а с другой стороны — давать ему возможность научиться ответственности.

В подростковом возрасте все меняется. Одна женщина сказала: «Когда я пришла в первый класс, меня постигло страшное разочарование — я увидела, что моя мама не самая красивая». В школьном возрасте ребенок начинает родителей сравнивать, у родителей появляется конкурент — первая учительница. В пик подросткового возраста отношения с родителями претерпевают очень серьезные изменения, происходит обесценивание родительских фигур. Если подросток говорит: «Я никогда не буду такой дурой, как моя мама», или «таким дураком, как мой папа» — это здоровый подросток.

Зачем нужно обесценить родителей? Зачем нужно проявлять независимость и неповиновение? Подростку нужно почувствовать себя отдельной личностью, другим, не таким, как родители. Ведь ему потом жить-то придется одному! Если он останется в этой идеализации, ему невозможно будет потом уйти в свою жизнь. В этот период дети ни в чем не хотят быть похожими на родителей. Это — нормально, точнее это — нормальный этап развития личности. Иначе сложно будет оторваться от родительского гнезда.

Взрослый человек в норме воспринимает своих родителей реально. Он видит и сильные их стороны, и слабые. При этом взрослый человек родителей принимает и ценит. И на этом этапе, обладая свободой, самостоятельностью, волей и ответственностью, взрослый человек может проявить по отношению к своим родителям почитание. Почитание — это осознанный выбор. Ребенок почитать не может, он может только подчиняться.

Застревание взрослого человека в детстве (идеализация родителей) или в подростковом возрасте (обесценивание родительских фигур) ведет к перекосу в отношениях взрослых детей с родителями, к инфантилизации отношений.

Когда от взрослых уже людей родители, апеллируя к тому, что их надо почитать, требуют повиновения и подчинения, это относится не к заповеди почитания, а к младшему школьному возрасту. От взрослых людей, у которых есть своя воля и своя ответственность, требовать полного подчинения и повиновения, значит — возвращать их в детство, инфантилизировать, а это можно приравнять к жестокому обращению.

Заповеди — не для детей!

Исполнить заповеди может только взрослый человек, и не просто взрослый по возрасту, а духовно зрелый. Если человек инфантилен, никаких заповедей он исполнить не может.

Мы можем наблюдать, как люди застревают на той или иной стадии отношений с родителями. Например, можно услышать от взрослого мужчины, что его мама — лучшая женщина в его жизни. Отношение к родителям как к святым, лучшим на свете, действительно, похожи на идеализацию. Слабости и недостатки есть у каждого из нас, идеализируя своих родителей, человек становится слепым и невольно повторяет родительские ошибки. Легко ли человеку, для которого лучше папы и мамы никого нет, найти себе пару? Зачастую такие люди, всю жизнь остаются в родительских семьях, не находя пары. Здоровая критичность в общении для взрослых людей необходима.

Родители — не идеальны, но и монстрами они, как правило, не являются. Но, тем не менее, значительная часть людей застревает именно в подростковом периоде. Узнавая в себе папу, или маму, человек начинает с собой бороться. Люди тратят существенные усилия не на то, чтобы найти свой путь, а на то, чтобы «не повторить путь родителей». Это ни к чему хорошему не приводит.

Но мы рассмотрели, как развиваются отношения в здоровой, идеальной ситуации. Но бывают ситуации, когда в детстве ребенку очень сложно идеализировать своих родителей, когда их поведение не только не дает повода для идеализации, но и вызывает у ребенка страх и тревогу.

Тогда идеализация, мечта о хорошем родителе, будет жить в сердце у человека. Это — опасно. Потому что с этой мечтой об идеальном родителе сложно не только принять реального родителя, но и зачастую — невозможно построить нормальные супружеские отношения, потому что в них будет воспроизводиться детско-родительская модель. Выбирая супруга, такой человек либо ищет родителя, либо «усыновляет» партнера.

Казалось бы, человек, у которого в сердце живет некий идеальный родитель, должен сам быть родителем, как минимум, неплохим. Но это, к сожалению, не так. Такие люди, как правило, либо предъявляют к своему родительству завышенные требования, изо всех сил воплощая идеал в жизнь, либо вовсе отказываются от воспитания детей, перепоручая их кому-то, становясь«матерями-ехиднами»по принципу: «зачем пытаться, если идеального родителя из меня все равно не получится?»

Как же должно выглядеть отношение взрослого человека к своим родителям? В идеале оно должно состоять из 4-х компонентов: признания, принятия, уважения и благодарности. Заметьте, здесь нет ни подчинения, ни принятия родительских ценностей, ни соглашения. Для того, чтобы исполнить пятую заповедь, не нужно подчиняться родителям, не нужно спрашивать у них разрешения, не нужно согласовывать свои действия и свои свободные выборы с их волей. Все это не входит в почитание родителей.

Спасибо за то, что родили!

Что такое признание? Казалось бы, какие проблемы — мой отец — мой отец, моя мать — моя мать. Но нередко возникают попытки отказаться, не принять родителей: «Ты мне не отец!», «Ты мне не мать» — иногда это фразы, бросаемые в пылу ссоры, а иногда — выношенные в сердце злобные подростковые мечты. Это и есть тяжкий грех не почитания — непризнание своих родителей родителями.

Принятие означает, что я принимаю родителя, как часть себя, часть своей природы. Это принятие осуществляется не умом, а сердцем, это — некая решимость человека принять своих родителей.

А как быть, если родители — алкоголики? А если они бросили младенца в роддоме? У нас могут быть причины непринятия своих родителей. Но заповедь настаивает на принятии. В ней не написано: «Чти отца и мать своих за то, что они для тебя сделали», — там вообще нет никаких условий. Почитай родителей — долголетен будешь.

Уважение к родителям не должно зависеть от их качеств и поступков, оно должно быть не за их добродетели, а уже по самому факту рождения (безусловное уважение).

Благодарность родителям — акт принятия того дара, который они нам передали. От них, мы приняли самый большой подарок, нашу жизнь. Ведь с подарком можно поступить по-разному, например, сказать дарителю: «Спасибо, но мне не надо», или «Заберите, я этого не хотел!» Не почитание родителей, неуважение к ним лишает человека силы. Причем, мы лишаем силы не только себя, но и своих детей, вырываем себя из рода.

Хамство как непочитание родителей для нашего времени очень актуально. Хам — тот, кто ниспровергает отца, уничтожает его, смеется над ним и живет по-другому, своим порядком. Собственно, то, что произошло с русской нацией, и есть хамово — преступление, которое ведет к искоренению рода, в данном случае — искоренению нации. Сейчас к сожалению, именно хамство стало одной из ведущих современных национальных черт.

Иногда мы говорим: «Самое главное — это спасение от Господа». Но спасение прикладывается к тому, кто уже есть. Наше рождение — в руках Божьих и в руках родителей, поэтому и наша благодарность родителям за этот дар — высочайшей пробы.

Не могу простить своих родителей

Тема, которая часто возникает на консультациях психолога: «Не могу простить своих родителей». Как связано прощение родителей с почитанием?

Откроем страшную тайну: мы, как дети, не имеем права прощать или не прощать родителей просто потому, что не имеем права их судить. Мы своим родителям — не судьи, поэтому говорить о прощении мы тоже не можем. Потому, что прежде чем простить, сначала надо осудить и вынести приговор. По отношению к отцу и матери осуждение недопустимо по иерархии.

Дети всегда ниже родителей. Они не могут ни со стороны, ни свысока посмотреть на их жизнь, не могут быть им судьями, они всегда смотрят на своих родителей снизу вверх, вне зависимости от своего роста и возраста.

Но это совершенно не значит, что мы не можем оценивать поступки родителей и анализировать их ошибки. Критический взгляд вполне возможен, это нормально. Без критичности мы впадем в идеализацию. Но на основе этой критики мы не имеем права родителей судить или осуждать. И, кстати не имеем права их оправдывать, поскольку мы не судьи, не адвокаты, не обвинители. Ни суда, ни адвокатуры.

Биологические? Родные!

Иногда современный человек говорит «биологические родители». Очень неприятный термин, обесценивающий, потому что он уже заранее отметает духовную часть. Мы предпочитаем говорить «родные родители», подчеркивая, что в родстве есть и духовная, и телесная часть.

А как же быть в случае, если ребенок усыновлен? Нужно ли человеку уважать мать, которая отказалась от него в роддоме? Сможет ли выросший ребенок уважать родителей, которые над ним издевались?

Очень важно то, что с библейской точки зрения приемные родители не могут быть заменой родных. Важно понять, что родные родители никуда не исчезают. Приемные родители могут быть, могут не быть, а родные остаются всегда, ведь именно их кровь течет в жилах ребенка. Ребенок не может почитать приемных родителей, если он не почитает родных.

Заповедь о почитании родителей дана взрослому человеку, к младенцу, которого родили, но не выкормили, и он умер, ее применить невозможно. А если человек вырос в приемной семье и своих родителей никогда не видел? Должен ли он почитать их? Несомненно — должен. Потому что в нем течет их кровь, и, отказываясь от нее, не принимая ее, он не принимает себя.

Если уподобить приемного ребенка дереву, то корнями этого дерева являются родители. Приемные родители, которые человека вырастили, в этой схеме выполняют роль подпорки, благодаря которой деревце не погибло. Но что будет с деревом, которое откажется от своих корней?

Почитать приемных родителей, безусловно, можно и нужно, но отказываться от родных, и не уважать их — нельзя. Даже если принять их поступки по отношению к ребенку, бывает непросто, а порой и просто — невозможно.

Нужно ли сохранять тайну усыновления? Человек должен знать, кто его родил, иметь, если возможно, информацию об этих людях. Совсем необязательно выстраивать с ними отношения, или общаться, но знать — нужно. Невозможность узнать ничего о своих родных родителях — страшная трагедия для человека и такие примеры многократно повторялись в нашей истории.

Тема отношений приемных родителей с детьми очень обширна, серьезна и, безусловно, заслуживает отдельного разговора.

Нам такой зять не нужен!

Одним из критериев зрелости является то, что, совершая свободный выбор, человек не чувствует вины перед родителями, даже если его мнение не совпадает с родительским. Чувство вины, даже если оно присутствует, не влияет на его решение.

Но, к сожалению, родители не всегда принимают и одобряют наш выбор супруга. Что же делать человеку, который собрался вступить в брак, зная, что его избранник или избранница не нравится родителям? Нужно ли в этом случае отказываться от своей любви?

Благословение на брак — не разрешение, но получить его супругам желательно, потому что благословение — это передача дара жизни.

Отсутствие благословения родителей не означает, что супруги должны друг от друга отказаться. Выбор брачного партнера является зоной личной ответственности человека, а не его родителей. С кем прожить свою жизнь, человек должен решать сам, ведь жить-то с супругом именно ему.

Можно вступить в брак без разрешения родителей, но все-таки потом, не сразу, а через какое-то время, получить благословение родителей все равно нужно, но иногда его приходится дожидаться. Рано или поздно родители благословляют своих детей, хотя иногда это происходит после рождения внуков.

Уважение важнее заботы

Взрослому человеку, имеющему собственную семью, нелегко бывает заботиться о родителях. И, положа руку на сердце, можно сказать — иногда очень трудно бывает отделить заботу от манипуляции. Например, если мать требует, чтобы взрослый сын, бросив беременную жену и больного ребенка, немедленно отвез ее в театр, нужно ли проявлять такую заботу? Способ бороться с манипуляциями один, и он очень простой — взрослеть. Манипулировать взрослым, зрелым человеком — невозможно.

А бывает, что наши родители заболевают и становятся беспомощными, как дети, как заботиться о них тогда — как о родителях, или как о детях? Забота — не есть почитание. Почитание может быть и без заботы, забота — тема отдельная и о ней в Библии тоже говорится.

Мы часто заботимся о родителях, но при этом их не уважаем. Будет ли это почитанием? Нет. Потому что в почитание входит уважение, а не забота. Забота без уважения — не почитание. Заботясь о родителях, престарелых и беспомощных, мы удовлетворяем их насущные потребности, без которых они не могут выжить. Но это вовсе не означает, что мы должны заботиться об удовлетворении духовных и эмоциональных потребностей своих родителей. Развлекать родителей — не наша задача, это зона ответственности самого человека.

Если наши родители больны, требуют ухода, если они впадают в маразм или превращаются как больные, в маленьких детей, становимся ли мы тогда им родителями? Никогда! Это страшное нарушение заповеди почитания. Иерархия сохраняется всегда, она не меняется со временем. Грех тому ребенку, который не почитает больного родителя, относится к нему с пренебрежением. Лучше уход за больным перепоручить другим людям, но сохранить к родителям уважение.

Родные — не всегда близкие

Выстраивать отношения с родителями, будучи взрослым человеком, не всегда просто. Некоторые из нас со своими родителями духовно близки, другим каждый раз, общаясь с ними, приходится делать усилие. Стоит ли рассчитывать на то, что мы с родителями будем друзьями? Это бывает далеко не всегда.

Нужно ли как в детстве делиться с родителями всем, что на душе? Поверять маме свои планы и каждый раз терзаться потом чувством вины за то, что она их не одобрила? Сохранять детскую доверчивость, будучи взрослым человеком, сложно, да и не нужно. Доверчивость и доверие это разные вещи. К сожалению, наши родные и наши близкие — это не всегда одни и те же люди. Но пятая заповедь применима ко всем родителям без исключения.

Почитание — это радость

Но не стоит думать, что выполнение пятой заповеди — это некое особое искусство или не очень приятная обязанность. Но на самом деле, почитать родителей — это огромное счастье. Быть взрослым ребенком взрослых родителей — очень приятное ощущение. Пока наши мама и папа живы, у нас в жизни совсем другая мера ответственности, это они находятся на переднем краю, на передовой жизни, когда наши родители уйдут, это место придется занять нам.

Подготовила Алиса Орлова


Вы прочитали статью Протоиерей Андрей Лоргус: О почитании родителей. Читайте также:

Нужно ли почитать плохих родителей? (+ ВИДЕО)

Наши родители: как улучшить отношения с ними?

Все на свете могут наши мамы?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Почитание — ПравославнаяВики

Материал из ПравославнойВики

Перейти к: навигация, поиск

Эта статья является частью серии
Православная духовность
Святые Тайны
Крещение — Миропомазание
Исповедь — Евхаристия
Брак — Рукоположение
Елеосвящение
Трехступенчатый
Катарсис/Очищение
Теория/Озарение
Теозис/Обожение
Исихазм
Непсис — Метанойя
Исихия — Фронема
Мистицизм — Ноус
Аскетизм
Целомудрие — Послушание
Стабильность — Пост
Бедность — Монашество
Достоинства
Смирение — Щедрость
Целомудрие — Кротость
Умеренность — Довольство
Усердие
Молитва
Богослужение — Почитание
Молитвенное правило — Иисусова молитва
Реликвии — Крестное знамение
Отцы Церкви
Отцы Апостольские
Отцы Пустынники
Каппадокийцы
Добротолюбие
Лестница Божественного Восхождения
Изменить это поле

Почитание (гр. дулия ) — это способ проявить большое уважение и любовь к святому. Это относиться к чему-то или кому-то с почтением, глубоким уважением и честью. Почитание отличается от поклонения (гр.

, латрея ), ибо поклонение — это полная отдача себя, чтобы соединиться с Богом, а почитание — это проявление восторга от того, что сделал Бог. Может возникнуть путаница, потому что можно почитать то, чему поклоняешься, так же, как и других. Почитание является частью поклонения православных верующих, но они проявляют любовь и уважение к большему, чем к Богу, которому они поклоняются.

Содержание

  • 1 Акты поклонения
    • 1.1 Поцелуй
    • 1.2 Почетный поклон
  • 2 Почитание икон
  • 3 Поклонение кресту
  • 4 Почитание мощей святых
  • 5 Почитание Евангелия

Акты поклонения

Поцелуй

Поцелуй – действие, прочно укорененное в Православии. Когда они входят в церковь, у православных принято прикладываться к иконам или целовать их. Это показывает любовь и уважение. Верующие также могут время от времени целовать правую руку священника. Это тоже акт благоговения. Народ почитает Первосвященство Христово, участником которого является приходской священник.

Почетный поклон

Поклонение может быть знаком поклонения, например, поклонение Христу перед Его иконой или перед Его крестом. Чаще поклоны – это почитание как при поклонах друг другу, так и святым у их икон.

Иконопочитание

Иконы-образы. Однако почтение и почитание, оказываемое иконам, направлено не просто на краски, дерево или камни, а на изображенных святых. Даже когда чудотворная икона высоко почитается, почитается истинный источник чудес (Бог, по заступничеству конкретного святого).

Почитание креста

Эта статья или раздел является заглушкой (т.е. нуждается в дополнительном материале). Вы можете помочь Православной Вики по номеру , дополнив его .

Почитание мощей святых

В мощах христиане почитают живую и животворящую силу Святого Духа, делающую их не только нетленными, но и исцеляющими. В Священном Писании известно, что от прикосновения костей пророка Елисея воскресал мертвец (4 Цар. 13:21). Также женщина с кровотечением получила исцеление от прикосновения к краю одежды Спасителя (Мф. 9).:20-22). В другом исцеляли больных и бесноватых, возлагая на них платки и опоясания апостола Павла (Деян. 19:12). Та же Божественная сила дарует нетление и чудотворную силу телам святых для укрепления веры христиан.

Почитание Евангелия

Православные верующие считают Библию словесной иконой Христа. Седьмой Вселенский Собор постановил, что Евангелие и святые иконы должны почитаться одинаково. В каждой православной церкви Евангелие занимает почетное место на престоле; его несут процессией за Божественной литургией и за утреней по воскресеньям и в праздничные дни. Таково уважение Православной Церкви к Слову Божию.

Крестное воспитание 101

Это известная практика в Православной Церкви, что каждый человек, ребенок или взрослый, должен иметь крестный родитель (спонсор) в то время, когда они входят в веру через Святое Крещение и Миропомазание.

Быть крестным одновременно большая честь и огромная ответственность. Бог просит каждого крестного помогать вести души по узкому пути, ведущему к Царство Небесное. По этой причине роль крестного родителя не быть сведена к минимуму или упрощена. На самом деле это роль святая и нужно отнестись серьезно.

Задача рулевого управления дитя на узком пути и воспитывая его по Закон Божий, возможно, является величайшей из всех вещей в жизни. Святой Феофан Затворник говорит, что нет более святого деяния. Что может быть лучше мы предлагаем нашим детям, чем вести их к нашему Господу и учить их подражать Ему в своей жизни.

Задача поднять воспитание ребенка в учениях Бога, возможно, сегодня намного выше, чем когда-либо прежде. Мы боремся со многими негативными влияниями, которые нести с собой большую привлекательность. Из-за падшего состояния, в котором мы находимся, и неисцеленные страсти, которые остаются в нас, то, что самое вредное — это то, что больше всего соблазняет.

Со многими препятствиями и соблазнов, родители вместе с крестными должны помочь драгоценные души, доверенные им на протяжении всей жизни.

Пока это честь просят быть крестным родителем, следует убедиться, что потенциальный спонсор возьмет на себя ответственность. Роль должна уважать и не воспринимать легкомысленно. Каждый крестный будет нести ответственность Богу относительно того, выполнил ли он или она свои обязанности. Перспективный крестные должны знать свою веру или, по крайней мере, быть в процессе обучения свою веру и посвятить себя жизни во Христе. Сегодня одна проблема заключается в том, что люди, призванные быть крестными, не знают своего веру и не являются постоянными участниками жизни Церкви. Этот верно и для некоторых родителей. Следовательно, ребенок, которого крестят может никогда ничего не узнать об Иисусе Христе и Церкви.

В ранней церкви тяжелый упор делался на просвещение верующих и желающих прийти в христианскую веру. По мере распространения христианства в языческом мире, необходимость обучать людей до их крещения стала решающей. Систематическое наставление, которое было подготовительным этапом к крещению был и называется «катехизис».

Во время катехизиса один усвоил основные элементы христианской веры и нравственной жизни. Мы увидеть важность этих учений и самих учений в 4-я Предкрещальная катехизация св. Кирилла Иерусалимского. Кандидат должен был быть представлен одним из верующих по имени анадохос , (будущий крестный родитель) и пройти обследование у «врачей» (епископов) которые отвечали за оглашенных, чтобы обеспечить ясное духовное мотивы побудили его войти в Церковь. Кроме случаев срочности, крещение не было чем-то поспешным. Мало того, что кандидат нужно понимать учение Христа и Церкви, но он также приходилось жить ими.

анадохос , что означает тот, кто получает (человек из купели), несет ответственность для кандидата и сыграл очень важную роль в процессе его катехизации и даже после крещения кандидата. Этот очевидно, имели место в основном со взрослыми кандидатами или молодежью. Однако по мере распространения веры и прихода целых семей в Тела Христова, крещение младенцев стало скорее нормой, чем исключение. С появлением и повсеместной практикой крещения младенцев, anadochos был призван быть представителем младенец при крещении.

Крестный, значит, является представителем младенца, принимаемого в Церковь Христа. Он говорит за младенца и клянется, что сделает все, что в его силах. может гарантировать, что ребенок будет истинным воином Христа и преданный член Его Церкви. Он принимает на себя священную ответственность направлять ребенка к пониманию и практике учений Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Крестный делает публичное исповедание Никейского символа веры во время Крещения. Так же, его отречение от дьявола совершается от имени кандидата в Крещение. Крестный родитель неявно клянется помочь своему крестнику в любых нуждах, которые могут возникнуть, но особенно в предоставлении хорошего православного примера крестнику.

Как следует выбирать крестного родителя?

1. Родители должны заниматься спортом величайшую осторожность при выборе крестных родителей для своих детей. Конечно, они никогда не выберут атеистов или агностиков или людей, равнодушны к Церкви. Это, очевидно, противоречит цели иметь крестного родителя с точки зрения их роли.

2. Крестный должен привнести в ребенка благочестие и святость. Крестные – это родители, представляющие Бог или родители от имени Бога.

3. Родители не должны выбирают крестных родителей, потому что они чувствуют себя обязанными, или потому что они думают что если они не спросят определенного человека или пару, что они будут обиженный. Во многих, если не в большинстве ситуаций, когда люди, выбравшие кто-то, чтобы быть крестным родителем из чувства вины или обязательства, в конечном итоге будет иметь катастрофические последствия.

4. Вера крестного и их участие в сакраментальной жизни Церкви имеет решающее значение. Человек, исповедующий Иисуса Христа своим Господом, не может игнорировать и нарушают словом и делом эту веру. Как он может обещать Богу, что он позаботится о том, чтобы ребенок вырос истинным последователем Христа, когда он сам живет жизнью неверия и непослушания?

5. Само собой разумеется что крестный должен быть православным человеком. Как мог кто-то, кто не православный дать надлежащее религиозное образование, пример и вдохновение для своего крестника? Следует также отметить, что православный Христианин, не освятивший брак в православии Черч лишен возможности пользоваться привилегией быть крестным отцом, потому что они не считаются на хорошем счету у церкви.

6. Церковь также предостерегает нам выбрать человека, достигшего возраста разума и моральной ответственности (не моложе 12 лет). Также хорошо искать крестных на улице. семьи. Таким образом, семья растет и создаются особые связи.

Что еще ожидается от крестного родителя?

1. Это грубое недоразумение думать, что единственная обязанность крестного — купить новый наряд и крестик для младенца. Конечно, это красивая традиция, но ударение должно быть не на материальном, а скорее на духовном. Много раз люди были так озабочены одеждой, крестом, числом 9.0196 martyrika , (значки свидетелей) и обед после этого, что они забыть величие и величие великой тайны и великий дар Святого Крещения. И родители, и крестные должны будьте осторожны, чтобы не попасть в эту ловушку, а вместо этого держите свой разум сосредоточены на самом важном аспекте, и это само крещение.

2. Крестный должен взять на себя верное обязательство присоединиться к борьбе с родителями, руководствуясь Церковью бережно и с молитвой нести младенца по трудная дорога в рай.

3. После крещения служба окончена, крёстный отдаёт ребёнка на руки матери перед собравшимися. Как она принимает ребенка, теперь крещеная, запечатанная и просветленная, она целует руку крестному отцу в знак духовной связи, которая устанавливается между крестный отец и семья. Это христианское выражение благодарности и уважение.

4. Если крестный жив в этом же городе принято, чтобы крестный приводил младенца (или сопровождать недавно просветленного взрослого) к Святому Причастию с зажгла крестильную свечу на ближайшие три воскресенья. После трех воскресений свеча уже не используется, но крёстному хорошо взять ребенка к причащению каждую неделю.

5. Верный крестный отец приложит усилия, чтобы поддерживать тесный контакт со своим крестником, построение их отношений. Однако основной упор делается на прогресс ребенка в познании и практике христианской жизни. Он должны всегда быть примером, подобным Христу. По этой причине важно, чтобы крестный оставался на вершине своей духовной жизни. Крестный должен молиться, поститься, читать Священное Писание, участвовать в сакраментальной жизни Церкви. По мере того, как они растут и созревают в веру, они, в свою очередь, смогут предложить своему крестнику все больше и больше кто им доверен. Пренебрегать своим духовным жизнь в конечном итоге состоит в том, чтобы пренебречь духовной жизнью своего крестника.

6. Крестные родители поощряются напомнить священный и радостный момент Крещения, который можно сделать, участвуя в «Воскресенье крестных родителей», национальном Соблюдение Греческой Православной Церковью в Америке.

7. Надлежащее вручение подарков по случаю именин, дня рождения или крещения крестника день, может включать в себя такие вещи, как иконы, Библия и религиозные книги это будет полезно для созидания духовной жизни ребенка. Это самое важное, но не будет ошибкой дать и другие вещи. а также то, что ребенок будет наслаждаться и использовать.

8. Больше всего, больше всего Обязанность крестного – усердно молиться за своего крестника, чтобы Бог всегда будет присматривать за ними и направлять их на протяжении всей своей жизни. Акафист Богородице-Воспитительнице детей мог быть читали крестные и могли просто заменить слово «ребенок» с «крестником».

Роль и ответственность Крестного Родителя можно резюмировать в Божественной Заповеди, которая читать из Святого Евангелия на службе Крещения. «Научите их соблюдай все, что Я повелел тебе; и вот, я всегда с тобой, до скончания века». Поистине честь быть призванным быть крестным. Давайте жить жизнью близкой к Церкви, ища помощь от Христа, чтобы мы могли выполнить свой священный долг как крестных родителей способом, угодным Богу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts