Какие нормативы сдают на физкультуре студенты?
Советские студенты сдавали нормы ГТО и потом с гордостью носили заветный значок на лацканах пиджаков. А какие нормативы по физкультуре сдают сегодня в вузах? Чтобы это выяснить, мы отправились на пары в Белорусский государственный технологический университет.
Сачковать себе дороже
Спортзалов здесь несколько: в одном юноши играют в волейбол, в другом у девушек аэробика, в третьем занимается группа ЛФК. Видно, что пары по физре студенты не сачкуют. По крайней мере накануне сессии. Ведь прогулы, если их много и без уважительной причины, надо отрабатывать. Без сдачи нормативов зачет не поставят, а значит, и не допустят к экзаменам.
Физкультурой студенты занимаются на протяжении четырех курсов, рассказывает заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, доктор педагогических наук, профессор Николай Филиппов:
– В начале учебного года – легкая атлетика, с наступлением холодов – игровые виды спорта и аэробика в зале, со второго семестра – лыжная подготовка.
Девчонки «пресса» не боятся
Сдать норматив по подниманию туловища из положения лежа на спине будущему экономисту Ольге Пекарь помогает одногруппница Юля Тымчук: фиксирует на полу ноги, согнутые в коленях. На десятку надо сделать 65 раз.
– Время не ограничивают, – чуть отдышавшись, подмечает Оля. – Для меня это не тяжело, за три года натренировалась. Да и в школе физкультуру любила. Для девушки в любом возрасте важно держать себя в форме. А для студентки это хороший способ отвлечься от нагрузок: у нас тяжелая учеба, и спорт дает мозгу отдохнуть.
Диана Савельева качает пресс в паре с Марией Матылевич. Девушки уверены, что справятся на отлично. Впрочем, оценки их не напрягают:
– Сколько баллов получишь за норматив, не так уж важно, потому что оценок по физкультуре не ставят. И на стипендию это никак не влияет, главное – получить зачет. Тем, кто постоянно тренируется, ходит на занятия, «хвосты» по физре не грозят.
Про нормы ГТО, которые некогда сдавали советские студенты, Диана и Мария не слышали. А вот Ольга Пекарь видела золотые значки у родителей:
– Они часто вспоминали, как было круто и почетно их получить, показывали всем с гордостью. Думаю, мне бы тоже удалось сдать прежние нормы. По крайней мере попробовала бы с удовольствием.
Армия впереди, поэтому надо быть сильным
На высокой перекладине Алексей Мякинко запросто подтягивается 20 раз. Для сдачи норматива на отлично хватит и 17, но у будущего инженера-технолога есть спортивный азарт – сделать как можно больше:
– В здоровом теле – здоровый дух. Если заниматься с детства, не пропускать занятий, нормативы не страшны. Подтягивания – моя сильная сторона, слабая – бег на длинную дистанцию. Но и в этом можно быть лучше: по весне начну бегать вдоль набережной. Тем более со второго семестра физкультуры на четвертом курсе уже нет.
Студент 4-го курса факультета лесного хозяйства Стас Голубенко виснет на перекладине и сразу признается, что подтягивается не очень хорошо. Но для зачета девяти раз хватит:
– Подтягивания – точно не мое. Я больше люблю волейбол, футбол, баскетбол. Играю за команду факультета. Считаю, что к нормативам по физре надо относиться философски, получается – хорошо, не получается – ничего страшного. Для студента важны технические навыки в игровых видах спорта. В жизни и работе пригодится умение играть в команде. Но то, что физкультура в вузе нужна, это бесспорно. Еще армия впереди, так что любому из нас надо быть сильным.
Преподаватель физкультуры Иосиф Хадасевич ведет занятия у студентов уже более 30 лет. Замечает, что раньше ребята были сильнее и лучше сдавали нормативы:
– Подтягивались точно все. Сейчас на хорошо и отлично выполняют норматив процентов 60. Не знаю, с чем это связано. Возможно, питание, экология были другими.
Профессор Николай Филиппов не согласен:
– Я не считаю, что нынешние студенты слабее предшественников. Десятку сейчас получить сложнее, чем в свое время золотой значок. В Советском Союзе, чтобы разработать нормы ГТО, проводили масштабные научные исследования, тестировали молодежь, смотрели, как она выполняет те или иные упражнения, и уже потом ставили планку. Современные контрольные нормативы по физической подготовке студентов жестче по сравнению с нормами, которые действовали в советское время, и ничем не обоснованы. Например, на десятку сегодня девушке надо поднять туловище 65 раз, а для золотого значка ГТО достаточно было 50 подъемов. Юноше на отлично необходимо подтянуться 17 раз. Это очень много, поэтому и выполняют такой норматив не более десяти процентов студентов.
Нормативы по физкультуре — cehov.info
Физкультура является одной из главных составляющих здорового образа жизни. Недостаток движений ослабляет организм, и именно физическая нагрузка помогает поддерживать в работоспособном состоянии сердечно-сосудистую и костно-мышечную систему.
Во время занятий физкультурой организм потребляет гораздо больше кислорода, чем в спокойном состоянии. Это благоприятно сказывается на работе всех органов. При регулярных тренировках возрастает объем легких, улучшается газообмен, что приводит в тонус сердечно-сосудистую систему, способствует снижению артериального давления, препятствует возникновению инсультов и инфарктов.
Упражнения стимулируют выработку инсулина, что помогает организму поддерживать в норме уровень сахара. Людям, страдающим диабетом, физкультура помогает контролировать болезнь. Кроме того, умеренные физические нагрузки способствуют повышению защитных сил организма, что помогает ему противостоять респираторным заболеваниям.
Занятия физкультурой способствуют развитию воли. Они учат преодолевать различные трудности и добиваться поставленной цели. Эти качества наиболее важны для подростков, а также пассивных по натуре людей.
Физические упражнения укрепляют костно-мышечную систему. Они благотворно влияют на двигательный аппарат, препятствуют развитию возрастных изменений. Умеренные тренировки усиливают приток лимфы к позвоночнику, а это является отличной профилактикой остеохондроза.
Физическая нагрузка активизирует центральную нервную систему, в результате чего ускоряются не только обменные, но и психические процессы. Дети, которые занимаются физкультурой, лучше усваивают школьный материал. У взрослых возрастает выносливость, повышается работоспособность.
Таблица нормативов по физкультуре для школьников 2017-2018Нормативы по физкультуре за 1 класс
Упражнения | Мальчики | Девочки | |||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | ||
Бег 30 м (сек) | 6,1 | 6,9 | 7,0 | 6.6 | 7,4 | 7,5 | |
«Челночный бег» 3х10 м (сек.) | 9.9 | 10.8 | 11,2 | 10.2 | 11,3 | 11,7 | |
Ходьба на лыжах 1 км. | 8.30 | 9,00 | 9,30 | 9. | 9,30 | 10,0 | |
Кросс 1000 м. (мин.,сек.) | без времени | без времени | |||||
Прыжок в длину с места (см) | 140 | 115 | 100 | 130 | 110 | 90 | |
Метание набивного мяча (см) | 295 | 235 | 195 | 245 | 220 | 200 | |
Метание малого мяча 150г (м) | 20 | 15 | 10 | 15 | 10 | 5 | |
Метание в цель с 6 м | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 40 | 30 | 15 | 50 | 30 | 20 | |
Поднимание туловища за 1 мин. | 30 | 26 | 18 | 18 | 15 | 13 | |
Подтягивание в висе (раз) | 4 | 2 | 1 | ||||
Подтягивание в висе лёжа (раз) | 12 | 8 | 2 | ||||
Наклон вперёд сидя (см) | 9 | 3 | 1 | 12,5 | 6 | 2 |
Нормативы по физкультуре за 2 класс
Упражнения 2 класс, примерные нормативы | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 4×9 м, сек | 12,0 | 12,8 | 13,2 | 12,4 | 12,8 | 13,2 |
Челночный бег 3×10 м, сек | 9,1 | 10,0 | 10,4 | 9,7 | 10,7 | 11,2 |
Бег 30 м, с | 5,4 | 7,0 | 7,1 | 5,6 | 7,2 | 7,3 |
Бег 1. | без учета времени | |||||
Прыжок в длину с места, см | 165 | 125 | 110 | 155 | 125 | 100 |
Прыжок в высоту способ перешагивания, см | 80 | 75 | 70 | 70 | 65 | 60 |
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | 70 | 60 | 50 | 80 | 70 | 60 |
Подтягивание на перекладине | 4 | 2 | 1 | |||
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | 23 | 21 | 19 | 28 | 26 | 24 |
Приседания (кол-во раз/мин) | 40 | 38 | 36 | 38 | 36 | 34 |
Многоскоки — 8 прыжков м. | 12 | 10 | 8 | 12 | 10 | 8 |
Нормативы по физкультуре за 3 класс
Упражнения 3 класс, примерные нормативы | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 3×10 м, сек | 8,8 | 9,9 | 10,2 | 9,3 | 10,3 | 10,8 |
Бег 30 м, с | 5,1 | 6,7 | 6,8 | 5,3 | 6,7 | 7,0 |
Бег 1. 000 метров | без учета времени | |||||
Прыжок в длину с места, см | 175 | 130 | 120 | 160 | 135 | 110 |
Прыжок в высоту способ перешагивания, см | 85 | 80 | 75 | 75 | 70 | 65 |
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | 80 | 70 | 60 | 90 | 80 | 70 |
Подтягивание на перекладине | 5 | 3 | 1 | |||
Метание теннисного мяча, м | 18 | 15 | 12 | 15 | 12 | 10 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | 25 | 23 | 21 | 30 | 28 | 26 |
Приседания (кол-во раз/мин) | 42 | 40 | 38 | 40 | 38 | 36 |
Многоскоки — 8 прыжков м. | 13 | 11 | 9 | 13 | 11 | 9 |
Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). (м) | 6 | 4 | 2 | 5 | 3 | 1 |
Нормативы по физкультуре за 4 класс
Упражнения 4 класс, примерные нормативы | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 3×10 м, сек | 8,6 | 9,5 | 9,9 | 9,1 | 10,0 | 10,4 |
Бег 30 м, с | 5,0 | 6,5 | 6,6 | 5,2 | 6,5 | 6,6 |
Бег 1.000 метров, мин | 5,50 | 6,10 | 6,50 | 6,10 | 6,30 | 6,50 |
Прыжок в длину с места, см | 185 | 140 | 130 | 170 | 140 | 120 |
Прыжок в высоту способ перешагивания, см | 90 | 85 | 80 | 80 | 75 | 70 |
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин. ) | 90 | 80 | 70 | 100 | 90 | 80 |
Подтягивание на перекладине | 5 | 3 | 1 | |||
Метание теничного мяча, м | 21 | 18 | 15 | 18 | 15 | 12 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | 28 | 25 | 23 | 33 | 30 | 28 |
Приседания (кол-во раз/мин) | 44 | 42 | 40 | 42 | 40 | 38 |
Многоскоки — 8 прыжков м. | 15 | 14 | 13 | 14 | 13 | 12 |
Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). (м) | 7 | 5 | 3 | 6 | 4 | 2 |
Нормативы по физкультуре за 5 класс
Упражнения, 5 класс | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 4×9 м, сек | 10,2 | 10,7 | 11,3 | 10,5 | 11,0 | 11,7 |
Бег 30 м, с | 5,5 | 6,0 | 6,5 | 5,7 | 6,2 | 6,7 |
Бег 60 м, с | 10,0 | 10,6 | 11,2 | 10,4 | 10,8 | 11,4 |
Бег 300 м, мин, с | 1,02 | 1,06 | 1,12 | 1,05 | 1,10 | 1,15 |
Бег 1000 м, мин, с | 4,30 | 4,50 | 5,20 | 4,50 | 5,10 | 5,40 |
Бег 2000 м | Без учета времени | |||||
Кросс 1,5 км, мин, с | 8,50 | 9,30 | 10,0 | 9,00 | 9,40 | 10,30 |
Подтягивание на перекладине из виса, раз | 7 | 5 | 3 | |||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз | 15 | 10 | 8 | |||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 17 | 12 | 7 | 12 | 8 | 3 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки на груди скрестно за 1 мин, раз | 39 | 33 | 27 | 28 | 23 | 20 |
Прыжок в длину с места, см | 170 | 160 | 140 | 160 | 150 | 130 |
Прыжок в длину с разбега, см | 340 | 300 | 260 | 300 | 260 | 220 |
Прыжок в высоту с разбега, см | 110 | 100 | 85 | 105 | 95 | 80 |
Бег на лыжах 1 км ,мин, сек | 6,30 | 7,00 | 7,40 | 7,00 | 7,30 | 8,10 |
Бег на лыжах 2 км ,мин, сек | Без учета времени | |||||
Одновременный бесшажный ход Подъем «елочкой» Спуск в «ворота» из палок Торможение «плугом» | Техника на лыжах | |||||
Ведение мяча бегом в баскетболе | Техника | |||||
Прыжки со скакалкой за 1 мин | 70 | 60 | 55 | 60 | 50 | 30 |
Прыжок со скакалкой, 15 сек, раз | 34 | 32 | 30 | 38 | 36 | 34 |
Плавание без учета времени, м | 50 | 25 | 12 | 25 | 20 | 12 |
Нормативы по физкультуре за 6 класс
Упражнения, 6 класс | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 4×9 м, сек | 10,0 | 10,5 | 11,5 | 10,3 | 10,7 | 11,5 |
Бег 30 м, с | 5,5 | 5,8 | 6,2 | 5,8 | 6,1 | 6,5 |
Бег 60 м, с | 9,8 | 10,2 | 11,1 | 10,0 | 10,7 | 11,3 |
Бег 500 метров, мин | 2,22 | 2,55 | 3,20 | |||
Бег 1. 000 метров, мин | 4,20 | 4,45 | 5,15 | |||
Бег 2.000 метров | без времени | |||||
Бег на лыжах 2 км, мин | 13,30 | 14,00 | 14,30 | 14,00 | 14,30 | 15,00 |
Бег на лыжах 3 км, мин | 19,00 | 20,00 | 22,00 | |||
Прыжки в длину с места, см | 175 | 165 | 145 | 165 | 155 | 140 |
Подтягивание на перекладине | 8 | 6 | 4 | |||
Отжимания в упоре лежа | 20 | 15 | 10 | 15 | 10 | 5 |
Наклон вперед из положения сидя | 10 | 6 | 3 | 14 | 11 | 8 |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз | 40 | 35 | 25 | 35 | 30 | 20 |
Прыжки на скакалке, за 20 секунд | 46 | 44 | 42 | 48 | 46 | 44 |
Нормативы по физкультуре за 7 класс
Упражнения, 7 класс | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 4×9 м, сек | 9,8 | 10,3 | 10,8 | 10,1 | 10,5 | 11,3 |
Бег 30 м, с | 5,0 | 5,3 | 5,6 | 5,3 | 5,6 | 6,0 |
Бег 60 м, с | 9,4 | 10,0 | 10,8 | 9,8 | 10,4 | 11,2 |
Бег 500 метров, мин | 2,15 | 2,25 | 2,40 | |||
Бег 1. 000 метров, мин | 4,10 | 4,30 | 5,00 | |||
Бег 2.000 метров, мин | 9,30 | 10,15 | 11,15 | 11,00 | 12,40 | 13,50 |
Бег на лыжах 2 км, мин | 12,30 | 13,30 | 14,00 | 13,30 | 14,00 | 15,00 |
Бег на лыжах 3 км, мин | 18,00 | 19,00 | 20,00 | 20,00 | 25,00 | 28,00 |
Прыжки в длину с места, см | 180 | 170 | 150 | 170 | 160 | 145 |
Подтягивание на перекладине | 9 | 7 | 5 | |||
Отжимания в упоре лежа | 23 | 18 | 13 | 18 | 12 | 8 |
Наклон вперед из положения сидя | 11 | 7 | 4 | 16 | 13 | 9 |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз | 45 | 40 | 35 | 38 | 33 | 25 |
Прыжки на скакалке, за 20 секунд | 46 | 44 | 42 | 52 | 50 | 48 |
Нормативы по физкультуре за 8 класс
Упражнения, 8 класс | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 4×9 м, сек | 9,6 | 10,1 | 10,6 | 10,0 | 10,4 | 11,2 |
Бег 30 м, с | 4,8 | 5,1 | 5,4 | 5,1 | 5,6 | 6,0 |
Бег 60 м, с | 9,0 | 9,7 | 10,5 | 9,7 | 10,4 | 10,8 |
Бег 1. 000 метров, мин | 3,50 | 4,20 | 4,50 | 4,20 | 4,50 | 5,15 |
Бег 2.000 метров, мин | 9,00 | 9,45 | 10,30 | 10,50 | 12,30 | 13,20 |
Бег на лыжах 3 км, мин | 16,00 | 17,00 | 18,00 | 19,30 | 20,30 | 22,30 |
Бег на лыжах 5 км, мин | без учета времени | |||||
Прыжки в длину с места, см | 190 | 180 | 165 | 175 | 165 | 156 |
Подтягивание на перекладине | 10 | 8 | 5 | |||
Отжимания в упоре лежа | 25 | 20 | 15 | 19 | 13 | 9 |
Наклон вперед из положения сидя | 12 | 8 | 5 | 18 | 15 | 10 |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз | 48 | 43 | 38 | 38 | 33 | 25 |
Прыжки на скакалке, за 25 секунд | 56 | 54 | 52 | 62 | 60 | 58 |
Нормативы по физкультуре за 9 класс
Упражнения, 9 класс | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 4×9 м, сек | 9,4 | 9,9 | 10,4 | 9,8 | 10,2 | 11,0 |
Бег 30 м, с | 4,6 | 4,9 | 5,3 | 5,0 | 5,5 | 5,9 |
Бег 60 м, с | 8,5 | 9,2 | 10,0 | 9,4 | 10,0 | 10,5 |
Бег 2. 000 метров, мин | 8,20 | 9,20 | 9,45 | 10,00 | 11,20 | 12,05 |
Бег на лыжах 1 км, мин | 4,30 | 4,50 | 5,20 | 5,45 | 6,15 | 7,00 |
Бег на лыжах 2 км, мин | 10,20 | 10,40 | 11,10 | 12,00 | 12,45 | 13,30 |
Бег на лыжах 3 км, мин | 15,30 | 16,00 | 17,00 | 19,00 | 20,00 | 21,30 |
Бег на лыжах 5 км, мин | без учета времени | |||||
Прыжки в длину с места, см | 210 | 200 | 180 | 180 | 170 | 155 |
Подтягивание на перекладине | 11 | 9 | 6 | |||
Отжимания в упоре лежа | 32 | 27 | 22 | 20 | 15 | 10 |
Наклон вперед из положения сидя | 13 | 11 | 6 | 20 | 15 | 13 |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз | 50 | 45 | 40 | 40 | 35 | 26 |
Прыжки на скакалке, за 25 секунд | 58 | 56 | 54 | 66 | 64 | 62 |
Нормативы по физкультуре за 10 класс
Упражнения, 10 класс | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 4×9 м, сек | 9,3 | 9,7 | 10,2 | 9,7 | 10,1 | 10,8 |
Бег 30 м, с | 4,7 | 5,2 | 5,7 | 5,4 | 5,8 | 6,2 |
Бег 100 м, с | 14,4 | 14,8 | 15,5 | 16,5 | 17,2 | 18,2 |
Бег 2 км, мин | 10,20 | 11,15 | 12,10 | |||
Бег 3 км метров, мин | 12,40 | 13,30 | 14,30 | |||
Бег на лыжах 1 км, мин | 4,40 | 5,00 | 5,30 | 6,00 | 6,30 | 7,10 |
Бег на лыжах 2 км, мин | 10,30 | 10,50 | 11,20 | 12,15 | 13,00 | 13,40 |
Бег на лыжах 3 км, мин | 14,40 | 15,10 | 16,00 | 18,30 | 19,30 | 21,00 |
Бег на лыжах 5 км, мин | 26,00 | 27,00 | 29,00 | без учета времени | ||
Прыжки в длину с места, см | 220 | 210 | 190 | 185 | 170 | 160 |
Подтягивание на перекладине | 12 | 10 | 7 | |||
Подъем переворотом в упор на высокой перекладине | 3 | 2 | 1 | |||
Отжимания в упоре лежа | 32 | 27 | 22 | 20 | 15 | 10 |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, раз | 10 | 7 | 4 | |||
Лазание по канату без помощи ног, м | 5 | 4 | 3 | |||
Наклон вперед из положения сидя | 14 | 12 | 7 | 22 | 18 | 13 |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз | 52 | 47 | 42 | 40 | 35 | 30 |
Прыжки на скакалке, за 25 секунд | 65 | 60 | 50 | 75 | 70 | 60 |
Нормативы по физкультуре за 11 класс
Упражнения, 11 класс | Мальчики | Девочки | ||||
отл | хор | уд | отл | хор | уд | |
Челночный бег 4×9 м, сек | 9,2 | 9,6 | 10,1 | 9,8 | 10,2 | 11,0 |
Бег 30 м, с | 4,4 | 4,7 | 5,1 | 5,0 | 5,3 | 5,7 |
Бег 100 м, с | 13,8 | 14,2 | 15,0 | 16,2 | 17,0 | 18,0 |
Бег 2 км, мин | 10,00 | 11,10 | 12,20 | |||
Бег 3 км метров, мин | 12,20 | 13,00 | 14,00 | |||
Бег на лыжах 1 км, мин | 4,30 | 4,50 | 5,20 | 5,45 | 6,15 | 7,00 |
Бег на лыжах 2 км, мин | 10,20 | 10,40 | 11,10 | 12,00 | 12,45 | 13,30 |
Бег на лыжах 3 км, мин | 14,30 | 15,00 | 15,50 | 18,00 | 19,00 | 20,00 |
Бег на лыжах 5 км, мин | 25,00 | 26,00 | 28,00 | без учета времени | ||
Бег на лыжах 10 км, мин | без учета времени | |||||
Прыжки в длину с места, см | 230 | 220 | 200 | 185 | 170 | 155 |
Подтягивание на перекладине | 14 | 11 | 8 | |||
Подъем переворотом в упор на высокой перекладине | 4 | 3 | 2 | |||
Отжимания в упоре лежа | 32 | 27 | 22 | 20 | 15 | 10 |
Наклон вперед из положения сидя, см | 15 | 13 | 8 | 24 | 20 | 13 |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, раз | 12 | 10 | 7 | |||
Наклон вперед из положения сидя | 14 | 12 | 7 | 22 | 18 | 13 |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз | 55 | 49 | 45 | 42 | 36 | 30 |
Прыжки на скакалке, за 30 секунд | 70 | 65 | 55 | 80 | 75 | 65 |
Прыжки на скакалке, за 60 секунд | 130 | 125 | 120 | 133 | 110 | 70 |
автор, автор
Беларусь | НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Терминология
2. Типология образования
2.1 Государственное образование
2.2 Негосударственное образование 9000 5
2.3 Другие типы школ
3. Управление и правила
3.1 Правила по отдельным уровням образования
- Уход за детьми младшего возраста и образование (Поступление/учреждение ○ Финансовая деятельность ○ Качество преподавания и обучения ○ Равный доступ ○ Гарантия качества, мониторинг и подотчетность)
- Начальное и среднее образование (Поступление/Учреждение ○ Финансовая деятельность ○ Качество преподавания и обучения ○ Равный доступ ○ Обеспечение качества, мониторинг и подотчетность)
- Высшее образование (Поступление/Учреждение ○ Финансовая деятельность ○ Качество преподавания и обучения ○ Равный доступ ○ Обеспечение качества, мониторинг и подотчетность)
3.2 Многоуровневые правила
3.3 Дополнительные частные уроки
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (2011/2019 г. № 243-3; далее Кодекс об образовании) образовательные учреждения могут быть государственными или частными (статья 19:6). Право на осуществление образовательной деятельности также может быть предоставлено индивидуальным предпринимателям (статья 11). В Гражданском кодексе (статья 22) указано, что индивидуальные предприниматели не создают юридическое лицо, а должны зарегистрироваться в налоговых органах. Они могут работать независимо (например, в качестве индивидуальных репетиторов) или в группе. В отличие от частных учреждений, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими, индивидуальные предприниматели, согласно Закону «О предпринимательстве» (статья 1), занимаются приносящей доход деятельностью.
Статья 137.2 Кодекса об образовании устанавливает, что частные образовательные учреждения получают средства от учредителей, от приносящей доход деятельности, благотворительных средств от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и из других источников, не запрещенных законодательством.
Государственные школы
Начальное и среднее образование в Беларуси состоит из 9-летнего базового обязательного цикла (начальное образование с 6 лет (уровень МСКО 1) и неполное среднее образование – класс 5-9(уровень МСКО 2)) и необязательный полный цикл средней школы (уровень МСКО 3), который может быть академическим (10 и 11 классы школы) или профессиональным. Право на бесплатное начальное, общее среднее и профессиональное образование гарантируется Конституцией Республики Беларусь .
Кодекс об образовании (статья 16) предусматривает, что образование можно получить как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Однако большинство школ (начальных и общеобразовательных) (99,5% в 2019 г.) в Республике Беларусь являются государственными школами (МО, 2019 г.)., п. 30).
Негосударственные, государственные школы
Информация не найдена.
Нефинансируемые государством, государственные школы
Несмотря на отсутствие конкретных школ, не финансируемых государством, Кодекс об образовании (статья 137) разрешает частным лицам заниматься государственным образованием. Помимо республиканского и (или) местных бюджетов, государственные образовательные учреждения могут получать средства от учредителей, средства, полученные от приносящей доход деятельности, благотворительные средства от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством. Образовательные учреждения также вправе быть членами ассоциаций и некоммерческих организаций и осуществлять международное сотрудничество, в том числе внешнеторговое (статья 20).
Такую диверсификацию внебюджетных ресурсов и негосударственных субъектов можно понять на фоне снижения государственных расходов на образование за последние два десятилетия (с 6% ВВП в 1999 г. до 4,6% в 2020 г.).
Наконец, международные организации играют важную роль в оказании помощи, как денежной, так и неденежной, белорусскому правительству в его усилиях по поддержанию и развитию уровня образования. Например, текущий проект модернизации финансируется за счет кредитов Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Проект направлен на создание современной учебно-образовательной среды (например, восстановление зданий и помещений, модернизация оборудования) общеобразовательных школ и совершенствование механизмов информационных систем управления образованием.
Официальных статистических данных о видах и объемах негосударственного финансирования начального и общего среднего образования не обнаружено.
2.2 Негосударственное обеспечение образованияСамостоятельные, негосударственные школы
По данным статистического отчета Образование в Республике Беларусь (2019 г.), за последнее десятилетие количество частных школ увеличилось увеличились, хотя их доля остается весьма незначительной. Если в 2012 учебном году было 10 школ, то в 2018/2019было 16 школ (доля 0,4%). За тот же период охват учащихся увеличился с 638 до 1031 учащихся. Однако процент учащихся, посещающих частные школы, по-прежнему ниже 0,1% (0,07% в 2018 г.) (НСК, 2018 г.).
В целом частный сектор занимает скромное место в белорусской системе образования. Доля частных школ в 2018/2019 году составила 0,5%. 7 из этих школ давали начальное образование (183 учащихся) и 9 – общее среднее образование (848 учащихся). С другой стороны, соотношение учеников и учителей в частном секторе было почти в три раза выше, чем в государственных школах. В частных школах на одного учителя приходилось по 3-4 ученика. Напротив, в государственных школах этот показатель был равен 9.:1 (мои расчеты).
В сфере среднего профессионального образования доля частного сектора сравнительно больше. По данным Национального статистического комитета, в 2018 году насчитывалось 13 профтехучилищ частной собственности, в которых обучалось 10,3 тыс. учащихся (доля 5,75%, охват 9,09%) (НСК, 2018). Кроме того, имелось также 4 (2,22%) техникума (МО, 2019, стр. 36; данных о наборе не обнаружено).
Данных о стоимости обучения, учебных программах и источниках финансирования частных школ Беларуси не найдено.
Бюджетные (государственные), негосударственные школы
Информация не найдена.
Контрактные, негосударственные школы
Информация не найдена.
2.3 Другие типы школДомашнее обучение
Домашнее обучение допускается только в том случае, если учащийся временно или постоянно не может посещать школу по медицинским показаниям (Кодекс об образовании, статья 160). Вместе с тем, статья 167:6 дает право одаренным учащимся и учащимся, которые «по уважительным причинам» не могут посещать школу, обучаться по индивидуальному плану, который должен быть разработан образовательной организацией. В этой формулировке не поясняется, что это могут быть за «уважительные причины» и допускаются ли одаренные ученики к обучению на дому. В любом случае учащиеся на дому должны соответствовать требованиям к учебной программе, установленным государством.
Рынок с контрактом (Ваучерные школы)
Информация не найдена.
Белорусская система образования сильно централизована. Все образовательные учреждения подчиняются непосредственно Министерству образования, которое отвечает за нормирование, лицензирование, аккредитацию и контроль качества образования на всех уровнях – от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.
С момента обретения независимости Беларусь не имеет государственной религии. В стране нет органа, ведающего религиозными делами в негосударственном образовании.
Видение: Частные образовательные учреждения, имеющие лицензию, регулируются Кодексом об образовании и в основном следуют тем же правилам, что и государственные. Согласно Стратегии развития государственной молодежной политики до 2030 года, правительство планирует разработать эффективную систему государственно-частного партнерства для обеспечения потребностей граждан в формальном и неформальном образовании.
3.1 Правила по различным уровням образования
- Воспитание и воспитание детей младшего возраста
Дошкольное образование в Беларуси предоставляется детям в возрасте от 1 года до 5 лет в государственных и частных учреждениях или у индивидуальных предпринимателей на бесплатной или платной основе (Кодекс об образовании, статья 147). Существует множество форм организации дошкольного образования, в том числе детские сады, семейные детские сады, группы подготовки к школе и т. д. Также возможно получение дошкольного образования на дому.
В 2018 г. в Беларуси действовало 12 частных дошкольных образовательных учреждений (0,3%), в которых обучалось 0,43% всех детей дошкольного возраста. Кроме того, 224 ребенка посетили воспитатели на дому. 11 из 12 частных дошкольных учреждений расположены в Минске (7) и Минской области (4) (МО, 2019, стр. 27).
Согласно Стратегии развития государственной молодежной политики до 2030 года, государство планирует развивать сеть корпоративных и частных детских садов.
Въезд/учреждение
Регистрация и утверждение: См. Многоуровневые правила .
Лицензия : См. Многоуровневые правила .
Финансовая операция
Получение прибыли: См. Многоуровневые регламенты .
Налоги и субсидии : См. Многоуровневые правила .
Качество преподавания и обучения
Учебная программа или стандарты обучения: ., белорусский и русский), Образование Кодекс (статья 90) позволяет учреждениям дошкольного образования осуществлять обучение на языках национальных меньшинств.Согласно Закону «О национальных меньшинствах» (статья 1) к национальным меньшинствам относятся лица, постоянно проживающие на территории Беларуси и имеющие белорусское гражданство, отличающихся по происхождению, языку, культуре и традициям от основного населения республики. Подробнее см. Многоуровневые правила .
Учительская профессия : См. Многоуровневые правила .
Равный доступ
Установление платы : См. Многоуровневые правила 9000 3 .
Отбор и процедуры приема : Информация не найдена.
Политика для уязвимых групп: Хотя обеспечение учебниками и учебными материалами является платным для большинства детей (см. выше), дошкольников с задержкой психофизического развития и инвалидностью, детей-сирот, детей, больных раком или туберкулезом , а детям из социально-экономически неблагополучных групп предоставляется бесплатное обеспечение учебниками и учебными материалами (Кодекс об образовании, статья 39:2).
Обеспечение качества, мониторинг и отчетность
Требования к отчетности : Информация не найдена.
Проверки: См. Многоуровневые правила .
Оценки детей: Информация не найдена.
Санкции: Информация не найдена.
- Начальное и среднее образование
Въезд/Учреждение
Регистрация и утверждение: См. Многоуровневые правила .
Лицензия : См. Многоуровневые правила .
Вода, санитария и гигиена (Wash) : , в то время как не было обнаружено конкретных правил по промыванию, T HE Вопросы о безопасности и защите студентов принадлежат основным требованиям для организации. образовательного процесса (Кодекс об образовании, статья 91). Как было сказано выше, соблюдение санитарных норм и гигиенических нормативов и обеспечение безопасных условий обучения также являются одним из основных условий получения лицензии.
Финансовая операция
Получение прибыли: См. Многоуровневые регламенты .
Налоги и субсидии : См. Многоуровневые правила .
Качество преподавания и обучения
Учебный план или стандарты обучения: Начальные и средние школы обязаны следовать государственным образовательным стандартам, которые определяют содержание, структуру и ожидаемые результаты образовательных программ и максимальную нагрузку учащихся. Образовательные стандарты общего среднего образования устанавливаются и утверждаются Министерством образования по согласованию с Министерством финансов, Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения Республики Беларусь (Кодекс об образовании, статья 154).
В дополнение к официальным языкам (т.е. белорусскому и русскому – см. Многоуровневые правила) Кодекс об образовании (статья 90) разрешает учреждениям начального и общего среднего образования вести обучение на языках национальных меньшинств (см. определение ВОДМ) .
Учебники и учебные пособия : Согласно Кодексу об образовании (статья 39) использование учебников в государственных и частных (включая индивидуальных предпринимателей) учреждениях начального и общее среднее образование, плата, рассчитанная на большинство детей. Для учащихся начальных и средних школ такая плата составляет 0,5% от стоимости учебников. Статья 39 Кодекса об образовании гласит, что пользование учебниками и учебными материалами может быть как бесплатным, так и платным.
Учительская профессия : См. Многоуровневые правила .
Телесные наказания : В соответствии с Кодексом об образовании преподаватели всех видов учреждений должны «уважать честь и достоинство учащихся» (статья 53) и выбирать «педагогически обоснованные формы и методы обучения». и воспитание» (статья 52). Однако прямого запрета телесных наказаний в образовательных учреждениях нет.
Прочие меры безопасности и COVID-19 : Информация не найдена.
Равный доступ
Установление платы : См. Многоуровневые правила .
Отбор и процедуры приема : Как правило, прием в средние учебные заведения зависит от места жительства абитуриента (Кодекс об образовании, статья 159).). Однако согласно статье 58 Кодекса прием в частные школы и к индивидуальным предпринимателям может осуществляться на конкурсной основе. При этом правила и порядок отбора и зачисления определяются учредителем школы. Единственное ограничение – количество принимаемых студентов должно соответствовать нормам и правилам, установленным санитарными нормами и гигиеническими нормами.
Политика для уязвимых групп : В то время как предоставление учебников и учебных материалов является платным для большинства детей (см. учащимся из социально-экономически неблагополучных групп предоставляется бесплатное обеспечение учебниками.
Обеспечение качества, контроль и отчетность
Совет школы : Согласно Кодексу об образовании, руководитель учреждения общего среднего образования назначается или освобождается от должности его учредителем (статья 1 57). Совет, возглавляемый директором школы, является основным органом самоуправления. Кроме того, статья 157 предусматривает создание педагогических советов, попечительских и родительских советов, которые могут заниматься управлением школой. Согласно статье 192, назначение руководителя учреждения среднего профессионального образования должно быть согласовано с Министерством образования.
Требования к отчетности : Информация не найдена.
Проверки: См. Многоуровневые правила .
Оценки учащихся: Информация не найдена.
Дипломы и ученые степени : См. Многоуровневые правила .
Санкции: Информация не найдена.
- Высшее образование
В Республике Беларусь высшее образование, согласно Конституции (статья 49), можно получить бесплатно в государственных учебных заведениях на конкурсной основе.
Система высшего образования Республики Беларусь состоит из 51 высшего учебного заведения (вуза). 42 из них государственные университеты и 9являются частными (17,65%), в которых обучается 17,4 тыс. студентов (6,5% всех студентов вузов (в 2018 г.). За последнее десятилетие количество частных вузов осталось прежним, а количество государственных вузов немного увеличилось. сократилось (с 45 в 2012 г. до 42 в 2018/2019 гг.)
Государственные вузы имеют право принимать студентов на платной основе В 2018 г., например, 56% всех студентов вузов платно обучались, из них 86% в государственных вузах (MO, 2019, стр. 134-136)
В 2020 году правительство запустило проект модернизации высшего образования, который будет финансироваться Всемирным банком.
Въезд/предприятие
Регистрация и утверждение: См. Многоуровневые правила .
Лицензия : См. Многоуровневые правила .
Финансовая операция
Получение прибыли: См. Многоуровневые регламенты .
Налоги и субсидии : См. Многоуровневые правила .
Качество преподавания и обучения
Учебный план или стандарты обучения: См. Многоуровневые правила 9 0003 .
Учительская профессия : См. Многоуровневые правила .
Равный доступ
Установление платы : См. Многоуровневые правила .
Отбор и процедуры приема : Условия и порядок отбора и приема в вузы регулируются специальными правилами, в соответствии с которыми отбор в вузы как государственной, так и частной формы собственности осуществляется на конкурсной основе. Частные вузы имеют право самостоятельно определять максимальное количество студентов. Однако количество допущенных студентов должно быть в пределах, предусмотренных лицензией.
Обеспечение качества, мониторинг и отчетность
Совет : Статья 208:3 Кодекса об образовании гласит, что руководитель частного вуза назначается и освобождается от должности министром образования по предложение его основателя. Вуз может также иметь попечительский совет и иные органы самоуправления, которые могут быть созданы по решению Президента Республики Беларусь (статья 208.9).).
Требования к отчетности : Информация не найдена.
Проверки: См. Многоуровневые правила .
Оценки учащихся: Информация не найдена.
Дипломы и ученые степени : См. Многоуровневые правила .
Санкции: Информация не найдена.
3.2 Многоуровневые правила
Этот раздел охватывает все уровни образования, от дошкольного образования до высшего образования .
Вступление/Учреждение
Регистрация и согласование: В соответствии со статьей 21 Кодекса об образовании помимо официальных государственных органов и органов местной исполнительной власти образовательная организация может быть создана юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь иностранными государствами, международными организациями, транснациональными формированиями и иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, если иное не установлено законодательными актами. Некоторые типы учебных заведений (в основном те, которые готовят в областях, связанных с государственной безопасностью), могут быть созданы только государством.
В Кодексе об образовании не указано, имеют ли право религиозные организации открывать образовательные учреждения. В то же время в нем четко указано, что создание религиозных организаций и любая форма их деятельности в школах запрещены (статья 2:3). Признавая влияние религиозных организаций на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, Кодекс позволяет школам взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями во внеурочное время. Однако порядок, содержание, условия и формы такого взаимодействия подлежат утверждению Правительством и Президентом (статья 2:4). Другими словами, несмотря на то, что Кодекс об образовании прямо не запрещает, религиозные организации имеют ограниченные возможности управлять учебным заведением.
Для регистрации учредителю образовательного учреждения или индивидуальному предпринимателю необходимо предоставить документы, подтверждающие выполнение всех лицензионных требований (см. ниже).
Лицензия: Для осуществления образовательной деятельности образовательные учреждения должны получить лицензию (Кодекс об образовании, статья 109). Министерство образования является единственным органом, имеющим право выдавать (или отзывать) лицензии.
Лицензионные требования к образовательным учреждениям перечислены в указе президента О лицензировании отдельных видов деятельности (статья 33). Независимо от формы собственности, для получения лицензии образовательное учреждение или индивидуальный предприниматель должны соответствовать ряду требований, которые касаются 1) кадрового состава (не менее 70% ППС должно иметь образовательное учреждение как основной работодатель и весь персонал должен иметь соответствующую профессиональную квалификацию), 2) учебные планы (по каждому уровню, специализации и (или) профилю), 3) помещения и оборудование (образовательное учреждение должно иметь помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские и необходимое оборудование; также должны иметь библиотеку и помещения для занятий физической культурой и спортом (все помещения должны соответствовать санитарным нормам и правилам и гигиеническим нормативам). Лицензия не имеет срока действия (статья 56), но может быть приостановлена или отозвана в случае реорганизации или нарушения лицензионных требований (статья 75).
Финансовая деятельность
Получение прибыли : Как государственные, так и частные образовательные учреждения имеют право оказывать платные услуги. Согласно Кодексу об образовании (статья 138) приносящая доход деятельность не может осуществляться вместо или в рамках образовательной деятельности, финансируемой из республиканского или местных бюджетов. Учреждения вправе тратить доходы от платных услуг по своему усмотрению.
Налоги и субсидии : Независимо от формы собственности образовательные учреждения в Беларуси освобождены от уплаты ряда налогов. В соответствии со статьей 118 Налогового кодекса платные образовательные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость (статья 118), налогом на прибыль (статья 181:11) и налогом на имущество (статья 226:5).
При этом в соответствии со статьей 210 НК РФ родители, дети которых получают первое среднее профессиональное или высшее образование на платной основе, имеют право на налоговый вычет.
Качество преподавания и обучения
Учебный план и стандарты образования : Кодекс об образовании (статья 92) требует всех учебных заведений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, соблюдать стандарты, установленные государством. В статье 154 указано, что эти стандарты определяют содержание образования, организацию образовательного процесса, максимальную нагрузку и ожидаемые результаты обучения для каждой ступени образования. Соответствие установленным официальным учебным планам является основным условием государственной аккредитации (см. выше) и основой контроля качества. В Кодексе об образовании не указано, вправе ли частные образовательные учреждения и индивидуальные предприниматели создавать собственные/специализированные учебные планы в дополнение к обязательным.
Также стоит отметить, что согласно статье 17 Конституции в стране два государственных языка – белорусский и русский. Статья 50 предусматривает право каждого на получение образования на родном языке. Оба языка являются обязательными во всех школах, дающих общее среднее образование (Кодекс об образовании, статья 5). (См. также соответствующие разделы в ВОДМ и начальном и среднем образовании).
Учительская профессия : В соответствии со статьей 20 образовательные учреждения самостоятельны в подборе, назначении и распределении преподавательской нагрузки в пределах, предусмотренных законом. В статье 51 перечислены некоторые категории учителей, которые не вправе заниматься преподавательской деятельностью; среди них лица с судимостью и лица, отстраненные или лишенные права преподавания.
Особых правил в отношении преподавательского состава в частных учебных заведениях нет: они вольны выбирать учителей, подходящих для этой работы. Квалификационные требования и обязанности разных категорий педагогических работников перечислены в специальном квалификационном справочнике.
Статья 53 обязывает учителей повышать свой профессиональный уровень и проходить аттестацию, условия и порядок которой определяются Министерством образования. Учебные заведения и индивидуальные предприниматели также могут устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные законом.
Равный доступ
Установление платы : Статья 26:3 Кодекса об образовании позволяет директору среднего профессиональным и высшим учебным заведениям предоставлять скидки от установленной платы за обучение. Однако общих положений об установлении платы обнаружено не было.
Обеспечение качества, контроль и отчетность
Проверки: Согласно приказу Министерства образования основной целью государственного контроля качества образования является проверка соответствия образовательных учреждений установленным государственным стандартам и с требованиями законодательства. Контроль качества может осуществляться надзорными органами (министерства образования, здравоохранения, культуры, обороны и др.), а также самими учреждениями (внутренний контроль). В Министерстве образования есть специальный Департамент контроля качества образования, который отвечает за лицензирование, аккредитацию и мониторинг качества образования.
В соответствии со статьей 29 Кодекса об образовании государственная аккредитация образовательных учреждений необходима для установления соответствия их деятельности законодательству, а также соответствия содержания и качества оказываемых услуг требованиям образовательных стандартов. Аккредитацию необходимо подтверждать каждые пять лет.
Дипломы и степени : В Кодексе об образовании (статья 101) указано, что частные образовательные учреждения и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию и аккредитацию степени и квалификации.
3.3 Дополнительное частное репетиторство
Официальных статистических данных или правил образования о репетиторстве не обнаружено. Статья 118 Налогового кодекса определяет частное репетиторство как «консультационные услуги по учебному предмету(ам), дисциплине(ам), области(ям) или теме(ам), включая помощь в подготовке к централизованному тестированию».
Въезд/учреждение
Информация не найдена.
Финансовая деятельность и качество
Частное репетиторство относится к образовательным услугам и освобождается от налога на добавленную стоимость.
Учительская профессия
Информация не найдена.
Как Лукашенко поощряет белорусов заниматься спортом? Давайте подведем итоги спортивных достижений Беларуси
Сейчас спортсмены тренируются в рамках подготовки к летним Олимпийским играм, которые состоятся в 2024 году в Париже. Каждая страна, как всегда, хочет завоевать как можно больше медалей. Безусловно, у Беларуси амбициозные планы. Даже если нашим спортсменам не разрешат выступать под национальной символикой, белорусский президент убежден, что нельзя отрывать флаг и гимн от сердца настоящих спортсменов. В этом выпуске мы, конечно же, поговорим о спорте высших достижений. Но сначала разберемся: можно ли белорусов считать спортивной нацией? Почему президент Беларуси Александр Лукашенко критикует спортсменов и чиновников? А какой вид спорта больше всего любит глава государства? Подробности — в новом выпуске YouTube-проекта БелТА «После фактов: решения Лукашенко».
Почему Лукашенко так внимательно следит за спортсменами?
Что делает страну спортивной державой? Некоторые основывают свое мнение на количестве олимпийских медалей. Другие скрупулезно изучают рейтинги спортивных федераций. Мы также рассмотрим эти показатели. Но есть и другое мнение. Да, рекорды и награды – это смысл жизни любого спортсмена. Победы объединяют людей и прославляют страны. К ним определенно стоит стремиться. Но что делает нацию сильной и красивой, так это, прежде всего, здоровый образ жизни.
Именно массовое физкультурное движение Александр Лукашенко называет основанием пирамиды под названием «спорт высших достижений». Поэтому развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетов социальной политики Беларуси. И президент уделяет этой работе пристальное внимание не просто так.
«Развитие массовой физической культуры, спорта и туризма – важное направление эффективной воспитательной работы среди молодежи, фактор укрепления международного авторитета страны. Только благодаря здоровому образу жизни, активной физкультуре и спорту белорусы могут стать сильной и красивой нацией. Беларусь была, есть и будет спортивной державой!» Глава государства рассказал, что зимой 2005 года был открыт национальный горнолыжный центр «Силичи»9.0005
Какие спортивные мероприятия проходят в Беларуси?
Ежегодно в Беларуси проводится около 22 тысяч массовых спортивных мероприятий. Одним из самых ярких событий последних лет является культурно-спортивный фестиваль «Вытоки». Соревнования «Белорусская лыжня» и «Минский полумарафон» стали традиционными.
Председатель Белорусской федерации легкой атлетики Иван Тихан сказал: «В этом году мы сделаем белорусскую беговую лигу. Он объединит серию гонок во всех регионах. Мы организуем по три конкурса в каждом регионе: один в областном центре и два в районных центрах. Участники лиги смогут участвовать во всех гонках. Хоть в семь. Мы еще не доработали регламент, но по крайней мере в семи гонках. Они будут набирать очки, эти очки будут суммироваться, и во время нашего финального соревнования – Минского полумарафона – они будут бегать и соревноваться друг с другом. В конце будет церемония награждения».
В 2006 году по распоряжению главы государства возобновлены республиканские спартакиады школьников. Ежегодно в стране проводится более 100 турниров для детей и подростков, в том числе соревнования по футболу «Кожаный мяч», соревнования по гандболу «Стремительный мяч», турнир по биатлону «Снежный снайпер», национальный хоккейный турнир на призы президента «Золотая шайба». А хоккейные соревнования среди любителей уже можно считать визитной карточкой Беларуси.
«Если у тебя нет спорта, ты никогда не станешь руководителем. У тебя будет живот и ты будешь толстым и неуклюжим, извини меня за грубость. Спорт важен для здоровья. Потому что руководитель тоже должен быть здоров. Послушай, какой он или она руководитель, если они плохо выглядят? И это спорт. Поэтому я должен не только заниматься сам, не только учить своих детей, но и демонстрировать всем людям, что заниматься спортом нужно. Это обязательно», — подчеркнул Александр Лукашенко на встрече со студентами Академии государственной службы в 2019 году..
Зачем Беларуси столько ледовых дворцов?
В стране более 23 тысяч физкультурно-спортивных сооружений. В каждом областном центре Беларуси есть свой дворец спорта, крытый каток. В регионах строится все больше крупных объектов. Власти так старались создать все условия для любителей спорта и активного отдыха, что даже вызвали критику: зачем такой маленькой стране столько ледовых арен?
Генеральный секретарь Белорусской федерации хоккея Андрей Башко сказал: «В нашем человекоориентированном государстве построено и продолжает строиться сравнительно большое количество ледовых арен. Почему сравнительно? Приходится учитывать наших соседей по мировому рейтингу и размеры этих стран. Например, сейчас в Австрии около 80 ледовых арен, в Казахстане — 160, в Беларуси — 44».
При этом чиновник отметил, что нельзя построить ледовую арену и рассчитывать, что она наполнится сама по себе. На первый план выходит работа с детьми. «Федерация хоккея с шайбой запустила проект «Хоккей к детям» в Брестской области в 2021 году. На первом курсе детишек приглашали заниматься этим видом спорта на внеклассной основе. На втором году обучения этот предмет был добавлен в учебную программу, как и базовые дисциплины, такие как математика, белорусский язык и русский язык. Некоторое время спустя мы увидели, что это дало результаты. Ледовые арены работают на полную мощность. Дети даже по выходным приводят родителей на массовые катания. Сейчас они очень заинтересованы в том, чтобы заниматься этим видом спорта», — подчеркнул генеральный секретарь Белорусской федерации хоккея.
Президент Беларуси неоднократно подчеркивал: «Новые спортивные объекты должны стать домом для национальных спортивных команд. В общем, что создано, что построено – всем надо заниматься с утра до вечера. Эта дверь вообще не должна быть закрыта для людей, не говоря уже о спортсменах. Спортсмены должны быть в приоритете, а затем… Сюда должны приходить люди. Не в больницу, не в аптеку за лекарствами, а к вам. Созданы условия для занятий физической культурой для всех слоев населения».
Какой вид спорта любит Лукашенко?
Это не просто слова. Александр Лукашенко подает личный пример здорового образа жизни и любви к спорту. Скептики возразят: весь этот президентский хоккей, биатлон и лыжи — просто пиар. Мы бы согласились с этим утверждением, если бы глава государства выходил на лед или лыжню раз в пять лет во время очередной избирательной кампании. Но для белорусского президента спорт – это вся жизнь.
С самых юных лет и по сей день в распорядке дня Александра Лукашенко всегда было несколько часов тренировок. А если он не катается на коньках и не на лыжах, будьте уверены, что он машет тяжелым топором на своей ферме или, по крайней мере, играет в теннис на корте с сыновьями.
Футбол, хоккей, беговые и горные лыжи, лыжероллеры, биатлон, велоспорт и теннис. Все эти виды спорта были и остаются интересными для белорусского президента. Но начинал он, как и все деревенские дети, с игры в футбол на поле возле своего дома. Александр Лукашенко до сих пор называет себя футболистом. Правда, травма колена заставила его сменить спортивную направленность. А глава государства уже много лет известен как руководитель любительской хоккейной команды. Его сыновья серьезно занимаются хоккеем, по примеру отца. Президент играет в одной команде со своим младшим сыном Николаем.
«Я вообще не хожу в спортзал, хотя много времени уделяю спорту. Для меня нормально посвящать спорту два часа или чуть больше в день. Это обязательно. Я советую вам сделать то же самое. Дети пойдут по вашим стопам. А вам советую больше заниматься на свежем воздухе. Это прекрасно, особенно утром. Вы можете выйти на улицу и бежать. Утром надо заниматься спортом 30-45 минут. Особенно это должны делать мужчины, чтобы быть настоящими мужчинами», — сказал Александр Лукашенко на встрече с активистами БРСМ в октябре 2018 года9. 0005
Президент также известен как заядлый фанат спорта. Причем он следит не только за выступлениями белорусских спортсменов на международных чемпионатах, но и за национальными чемпионатами, особенно когда в них участвуют команды из регионов. Однажды Александр Лукашенко даже стал инициатором нашумевшей суперсерии между минским «Динамо» и командой экстралиги. Выяснилось, что хоккеисты чемпионата страны ничем не хуже игроков из богатого по белорусским меркам клуба. В целом игры доставили удовольствие болельщикам и позволили спортивным функционерам сделать определенные выводы.
Что происходит с белорусским хоккеем?
Некоторые до сих пор недоумевают, зачем Беларуси столько ледовых дворцов, ведь страна не блистает на зимних олимпиадах и чемпионатах мира. Но, с другой стороны, посмотрите на последний рейтинг Международной федерации хоккея. Сборная Беларуси занимает 14-е место из 56 стран – между Францией и Австрией. В лучшие годы мы поднимались на 8 строчку. Я думаю, что результаты хорошие. Плюс ко всему, критики почему-то не учитывают, что катки предназначены не только для профессионального спорта. Отсюда и растет будущее белорусского Олимпа. Кроме того, люди приобщаются к активному отдыху и здоровому образу жизни.
Андрей Башко сказал: «Нам понадобится несколько лет, чтобы вернуться в топ-8, потому что очки рейтинга начисляются в зависимости от вашего ранга и за год исправить ситуацию невозможно. Нам придется двигаться шаг за шагом. В настоящее время я ожидаю как минимум шестую позицию в мировом рейтинге с учетом наших перспектив и ребят, которые у нас есть».
Что белорусы думают о спорте?
Примерно 93% белорусов старше 16 лет считают свое здоровье хорошим и удовлетворительным. Почти треть населения занимается физической культурой и спортом. Еще в 2010 году этот показатель был ниже на 5%. При этом самой спортивной в стране является молодежь. Половина населения в возрасте 16-29 летнаходит время для физических упражнений или занятий спортом. Но стараются не отставать и пожилые: 28% людей старше 60 лет занимаются спортом.
В настоящее время в Беларуси реализуется государственная программа «Физическая культура и спорт». Его основные цели – успешное выступление белорусских спортсменов на Олимпийских играх и других крупных соревнованиях; приобщение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом; создание условий для развития детского и юношеского спорта.
Петр Ворон, начальник отдела физической культуры Управления планово-организационной работы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, отметил: «Основная наша работа – привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, организация различных спортивных мероприятий. события. Вы могли заметить, что в стране проходит большое количество различных спортивных мероприятий».
1 января в Беларуси прошла первая в этом году спортивно-массовая акция «Бег трезвости».
Какое место в мире занимают белорусы?
В целом ежегодно белорусскими спортсменами на международных соревнованиях завоевывается около 500-600 медалей. Беларусь входит в число 25-30 сильнейших спортивных держав мира. Беларусь занимает 32-е место в Мировом рейтинге стран по спорту высших достижений. После официального признания Национальным олимпийским комитетом белорусы выступили на четырнадцати Олимпийских играх. Получено 112 наград.
Белорусские олимпийцы не одержали рекордного количества побед на последних играх в Пекине. Но по их результатам Беларусь заняла 24-е место в общекомандном зачете. Любопытно, что на этих играх белорусы попали в другой рейтинг: популярный американский журнал People составил топ самых запоминающихся форм команд на церемонии открытия соревнований. Всего в модном списке оказались 17 команд из почти 100 претендентов. Белорусам присудили 11-е место.
Что происходит с белорусским футболом?
Белорусские теннисисты, биатлонисты, фристайлисты, батутисты, гимнасты, байдарочники известны далеко за пределами страны. Но что больше всего раздражает? Положение дел в самом популярном виде спорта — футболе. В рейтинге ФИФА мы на 97 месте. Сборная Беларуси идет рядом с командами Вьетнама и Экваториальной Гвинеи. Мы даже не мечтаем увидеть белорусов в финале ЧМ, но хотя бы иметь возможность в нем участвовать? Ведь только по официальным спискам в стране 23 тысячи человек, которые занимаются профессиональным футболом. Почему мы не можем найти среди них пару десятков? Судя по всему, Александру Григорьевичу Лукашенко придется возобновить занятия футболом.
Александр Лукашенко не так давно сказал: «Состояние этого вида спорта, как и многих других, ужасное. Чемпионат мира продолжается. Никого из наших футболистов я там почему-то не заметил. Или я просто плохо смотрю ЧМ? Мы даже не близки. Более того, я сравниваю то мастерство, которое демонстрируют наши футболисты, с тем, что сегодня там демонстрируют спортсмены. И учтите, что такие результаты они показывают зимой. А мне, как бывшему футболисту, который много играл в футбол, просто становится страшно».
youtube.com/embed/B9Eieza19Fo?rel=0″>Получается, что с физкультурой и любительским спортом в Беларуси все в порядке, а спорта высших достижений нет. Где теряются юные спортсмены? Они занимаются всеми видами спорта. Но как только дело доходит до сборной, ребята теряются. «Нужно искать здесь проблемы и решать их», — считает президент.
Два года назад президент сказал: «Государство вкладывает огромные средства в развитие всех видов спорта. Сегодня все спортсмены сидят в основном на плечах государства. Вероятно, это одна из причин, почему мы не так хороши в спорте высших достижений. Всем слишком хорошо, никуда ходить не надо, ни у кого не надо просить, потому что государство обеспечит. Пока, особенно в футболе, я не вижу никакого результата».
Как тренируются белорусы в условиях западных санкций?
Паралимпийское движение набирает обороты и в Беларуси. В целом эти спортсмены самые целеустремленные, потому что главная мотивация для них — сама жизнь. Это настоящие герои, которые добиваются побед упорным трудом. Но они также получают самые болезненные удары сбоку.
Помните, весной прошлого года Международный паралимпийский комитет передумал о допуске спортсменов из России и Белоруссии к Играм в Пекине в нейтральном статусе и полностью снял их с Паралимпийских игр? К этим играм спортсмены готовились больше года. А осенью Международный паралимпийский комитет временно приостановил членство Беларуси и России, фактически лишив спортсменов возможности выступать на международном уровне.
С аналогичными ограничениями сталкиваются и другие спортсмены. Но наши страны нашли выход и провели совместные сборы и соревнования. Они имели место и в предыдущие годы. Но если в 2021 году в них приняли участие 595 белорусов и около 1800 представителей России, то в 2022 году состоялось 487 совместных мероприятий, в которых приняли участие около 4500 белорусов и 3700 россиян. Удвоилось и количество представленных видов спорта с 22 до 48.
Председатель Белорусской федерации легкой атлетики Иван Тихан сообщил: «Подготовка к Олимпиаде идет полным ходом.