Подростки 13 лет: Ребенку 13 лет ✔️ Что должен знать и уметь ребенок

Содержание

Психология подростка: 7 проблем современного подростка

Содержание статьи

  • Психология подростка
  • Проблемы современных детей
  • Особенности возрастной психологии
  • Преодоление психологического кризиса
  • О современных подростоках и их родителях

Психология подростка

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

— А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми — всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Читайте также — [Видео] Протоиерей Алексий Уминский: Когда подростки уходят из Церкви…

Фото: furper, photosight.ru

В начале года всех потрясли несколько подряд подростковых самоубийств. Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.

— По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.

Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.

Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.

Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.

Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.

Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.

Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.

— Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.

— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.

Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.

Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.

Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.

А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?

— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, Сергий Радонежский. Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?

— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.

И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.

Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.

Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.

Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.

Преодоление психологического кризиса

— Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?

— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).

Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему — раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.

С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.

Читайте также — Синий чулок или белая ворона? [+ Видео ]

Фото: Larisa Zharko, photosight.ru

— А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?

— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.

Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.

И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.

Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.

— Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.

Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.

Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.

По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.

При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.

Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.

О современных подростоках и их родителях

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?

— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала.

Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

Беседовал Леонид Виноградов

Читайте также:

  • О проблемах детей и молодежи в храмах
  • Переходный возраст: бои без правил
  • Синдром Вертера
  • Колыбель на ветру

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подростковый возраст и его особенности — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом». Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы.

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из–за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т.д.)

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, подростки признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» — постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Пути решения проблемы.

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием.

Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности.

Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.

Рекомендации для родителей

— Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
— Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
— Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.
— Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
— Научите преодолевать трудности.
— Постоянно контролируйте ребёнка, но без гиперопеки.
— Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.
— Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
— Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).

-Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
— Советуйте следить за своей внешностью.
— Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
— Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.
— Помните: недоверие оскорбляет!
— Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.
— Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!

Анкета «Хорошие ли вы родители
На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю».
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.

9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать — это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

Статья подготовлена педагогом-психологом центра Вервайн А.В.

по материалам сайта nsportal.ru

Рост и развитие подростков | NorthShore

Безопасность подростков | Злоупотребление наркотиками и алкоголем | Обсуждение секса | Рост и развитие | Физическое развитие | Когнитивное развитие | Эмоциональное и социальное развитие | Сенсорное и моторное развитие | Сон, питание и упражнения

К подростковому возрасту вашего ребенка часто относятся с большим опасением. Физические и эмоциональные изменения в сочетании со все еще зрелым мышлением могут сделать эти годы трудными для подростков и их родителей. Твердые границы, открытое общение и здоровые привычки, которые вы поощряете, помогут вашему ребенку перейти во взрослую жизнь.

Несмотря на то, что ваш подросток теперь может быть подвержен меньшему количеству приступов обычных заболеваний из-за более развитой иммунной системы, регулярные ежегодные медицинские осмотры у педиатра по-прежнему очень важны.

Подростки также должны быть в курсе прививок.

По мере того, как ваш ребенок продолжает расти и становиться взрослым, у него, вероятно, начнут возникать вопросы или проблемы со здоровьем, которые лучше решать с помощью врача, специализирующегося на лечении взрослых. Когда вашему ребенку исполняется 18 лет, важно начать процесс поиска и перехода к врачу-терапевту или семейному врачу.

Безопасность подростков

Случайные травмы представляют собой один из самых больших рисков для вашего ребенка в подростковом возрасте. По мере того, как дети в подростковом возрасте становятся более независимыми, они становятся более ответственными за собственную безопасность. Поэтому, чтобы обеспечить безопасность вашего ребенка, важно обсудить с ним правила безопасности.

Важные вопросы, которые следует учитывать, включают:  

  • Безопасность автомобиля. Убедитесь, что ваш подросток всегда пристегнут ремнем безопасности, не пользуется мобильным телефоном во время вождения и соблюдает правила дорожного движения
  • Защита от солнца – поощряйте использование солнцезащитного крема и защитной одежды
  • Интернет-безопасность. Обсудите потенциальные опасности пребывания в сети и потенциальные опасности социальных сетей
  • Велосипедная безопасность. Надевайте защитное снаряжение при езде на велосипеде, роликах и скейтборде
  • Безопасность огнестрельного оружия. Расскажите подростку об опасностях и безопасном хранении любого огнестрельного оружия

Злоупотребление наркотиками и алкоголем

Злоупотребление алкоголем и наркотиками является основной причиной смерти или травм подростков, связанных с автомобильными авариями, самоубийствами, насилием и утоплением. Несмотря на это, давление со стороны сверстников, наряду с желанием попробовать что-то новое, выглядеть взрослым и идти на риск, может сделать алкоголь и табак привлекательными для подростков. Поэтому установление твердых границ и ожиданий имеет решающее значение. Злоупотребление психоактивными веществами может привести к плохой успеваемости в школе, проблемам с семьей и друзьями и, возможно, к проблемам с законом на всю жизнь.

Хотя все подростки могут столкнуться с употреблением наркотиков или алкоголя на определенном этапе, некоторые из них могут быть более склонны к злоупотреблению психоактивными веществами, чем другие, из-за определенных факторов риска. Например, те, у кого есть члены семьи с проблемами злоупотребления психоактивными веществами, с большей вероятностью будут иметь их сами. Кроме того, большему риску подвержены подростки с низкой самооценкой, проблемами психического здоровья или натянутыми семейными отношениями.

Вы можете помочь предотвратить злоупотребление психоактивными веществами у своего подростка, будучи образцом для подражания, открыто и прямо делясь своими убеждениями и ожиданиями, устанавливая строгие правила с последствиями и поощряя здоровую социальную активность. Начинайте разговоры о злоупотреблении психоактивными веществами рано и продолжайте вести их в подростковом возрасте. Убедитесь, что ваш подросток понимает риски, юридические и личные последствия и ожидаемое поведение.

Предупреждающие знаки

Вы также должны знать о предупреждающих знаках злоупотребления психоактивными веществами, в том числе:

  • Меньше внимания уходу за собой
  • Красные глаза и другие проблемы со здоровьем
  • Меньший интерес к школе и мероприятиям
  • Неожиданное изменение школьных или спортивных результатов
  • Новые друзья, не связанные с семьей или школой
  • Потеря аппетита/необъяснимая потеря веса
  • Ветошь или бумага, пропитанные химикатами
  • Необычная краска или другие пятна на одежде, руках и лице
  • Отсутствие заботы о будущем
  • Изменения в поведении, особенно скрытность
  • Ухудшение настроения или отношения
  • Чрезмерный уход от семьи

Если вы считаете, что ваш подросток употребляет наркотики или алкоголь, отнеситесь к проблеме серьезно и решите ее немедленно, без осуждающего или резкого тона. Если это единичный случай или что-то, что произошло всего несколько раз, может потребоваться обсуждение и подкрепление ожиданий. Однако, если ваш подросток злоупотребляет психоактивными веществами, знайте, когда обратиться за помощью. Врач или консультант могут помочь в определении лечения, чтобы помочь вашему подростку.

Обсуждение секса с подростком

Еще до того, как подростки перейдут период полового созревания и начнут больше интересоваться сексом, важно постоянно обсуждать вопросы сексуальности, безопасного секса и рисков. Хотя это может быть неудобная тема для обсуждения, для вас лучше предоставить ребенку правильную информацию, чем верить, что он или она получает правильную информацию от других. Если вам слишком некомфортно, обратитесь за помощью к врачу или члену семьи, которому вы доверяете.

При разговоре с ребенком убедитесь, что он или она полностью понимает риски, связанные с сексом, такие как беременность, эмоциональное воздействие и инфекции, передающиеся половым путем (ИППП). Две трети ИППП возникают у лиц моложе 25 лет, причем подростки подвергаются особо высокому риску. Держите разговор открытым и не обвиняющим, и имейте в виду, что он или она, скорее всего, не захотят обсуждать эту тему.

Вы также должны обсудить с подростком сексуальные надругательства и нападения. Убедитесь, что он или она знает, что говорить «нет» — это нормально, и как действовать, если он или она чувствует себя некомфортно или испытывает давление. Научите подростка знать, что лучше избегать уединенных мест, доверять своим инстинктам, избегать алкоголя и наркотиков и оставаться в группе. Помните, что главная цель этих обсуждений — предоставить подростку информацию, необходимую ему или ей, чтобы оставаться в безопасности.

Рост и развитие

По мере роста самостоятельности ваш подросток будет развиваться в четырех основных областях: физическом, когнитивном, эмоциональном и социальном, а также сенсорном и двигательном.

Все подростки разные. Всегда спрашивайте своего педиатра, если у вас есть вопросы или опасения.

Физическое развитие

К 15 годам большинство подростков испытывают некоторые физические изменения, связанные с половым созреванием.

Девочки обычно испытывают скачок роста прямо перед половым созреванием, что может временно отставать мальчиков в росте. В то время как большинство девочек достигают своего полного взрослого роста к 15 годам, мальчики продолжают набирать рост и вес в подростковом возрасте.

К этому возрасту у большинства девочек также наступает первая менструация, начинает расти грудь и растут волосы на лобке. Во время полового созревания у мальчиков растут лобковые волосы, а также волосы на лице.

Эти изменения могут сопровождаться большим волнением и тревогой как у мальчиков, так и у девочек. Будьте внимательны к чувствам вашего ребенка. Сверстники, а также образы в средствах массовой информации могут негативно повлиять на образ тела вашего ребенка, поэтому обязательно подчеркните важность здоровья и обсудите нереалистичные и недостижимые образы, которые он или она видит. Примите меры, если вы считаете, что у вашего ребенка может развиться расстройство пищевого поведения.

Когнитивное развитие

К 13 годам и примерно к 11 годам ваш подросток начнет понимать и больше думать о долгосрочных последствиях своих действий. Он или она также начинает рассматривать проблемы как менее «черно-белые». Поощряйте его или ее развивать эти зрелые способы мышления, вовлекая вашего подростка в домашние решения и правила, а также помогая подростку ставить конкретные и достижимые цели.

По мере того, как ваш подросток растет, его или ее способности думать об абстрактных идеях и понимать других людей будут расширяться. Тем не менее, большинство будет продолжать думать, что он или она чаще всего «правы».

Эмоциональное и социальное развитие

Когда ваш ребенок станет взрослым, он или она станет более независимым и может стремиться проводить меньше времени с семьей.

Доктор Джеральд Левин встречается с одним из своих пациентов-подростков

Некоторые дети становятся более чувствительными и желают большего уединения. Друзья также могут заменить семью в качестве ближайших доверенных лиц и источников совета. Несмотря на то, что вы должны уважать стремление вашего подростка к независимости, позаботьтесь о том, чтобы он или она были включены и вовлечены. Поддержка семьи остается неоценимой, даже если он или она не хочет ее иметь.

Эмоции подростка часто могут быстро меняться в процессе развития. Пока ваш подросток пытается понять свою личность, подчеркните, что эти изменения и переживания нормальны.

Сенсорное и моторное развитие

По мере того, как физический рост девочек выравнивается, мальчики продолжают становиться сильнее и подвижнее даже после достижения половой зрелости. И мальчики, и девочки должны регулярно заниматься физическими упражнениями, чтобы улучшить свою силу и координацию, а также выработать здоровый образ жизни, который они будут вести во взрослой жизни.

Развитие хороших привычек: сон, питание и физические упражнения

В связи с растущими требованиями школы и общественной жизни подростки часто не получают восьми-десяти часов сна, которые им необходимы каждую ночь. Поощряйте вашего ребенка делать сон приоритетом и постарайтесь помочь устранить препятствия на пути к хорошему сну (например, использование мобильного телефона, просмотр телевизора и использование компьютера, когда он пытается заснуть).

В отношении питания и упражнений следует помнить правило 5, 4, 3, 2, 1:

  • 5 — Ешьте 5 порций фруктов/овощей каждый день
  • 4 — Пейте не менее 4 стаканов воды каждый день
  • 3 — Ешьте 3 порции молочных продуктов каждый день (обезжиренное молоко, йогурт, сыр)
  • 2 — Ограничьте просмотр телевизора, видеоигр и экранного времени до 2 часов в день
  • 1 — Занимайтесь физической активностью не менее 1 часа каждый день

Рост и развитие подростков: от 13 до 18 лет (подростки)

Подростки, переживающие период полового созревания, претерпевают множество изменений в своем развивающемся теле, а также прогрессируют в своем социальном и эмоциональном росте.

Существует широкий диапазон времени, в течение которого у детей происходят скачки роста, связанные с половым созреванием:

  • Половое развитие большинства девочек начинается в возрасте от 8 до 13 лет (средний возраст — 12 лет), а скачок роста отмечается в возрасте от 10 до 14 лет.
  • Половое развитие большинства мальчиков начинается в возрасте от 10 до 13 лет и продолжается до 16 лет.

Насколько вырастет мой подросток?

Подростковый возраст также называют подростковым. Подростковый возраст — это период всплесков роста и изменений, связанных с половым созреванием. Подросток может вырасти на несколько дюймов за несколько месяцев, после чего следует период очень медленного роста, а затем еще один всплеск роста. Изменения по мере полового созревания (полового созревания) могут происходить постепенно, или одновременно могут проявляться несколько признаков. Некоторые подростки испытывают эти признаки зрелости раньше или позже, чем другие.

Какие изменения происходят в период полового созревания?

Половая зрелость и другие физические изменения в период полового созревания являются результатом гормональных изменений. У мальчиков трудно точно определить, когда наступает половое созревание. Есть изменения, которые происходят, но они часто происходят постепенно, а не как единичное событие.

Половое созревание девочек воспринимается как последовательность событий. Каждая девушка уникальна и может пройти через эти изменения по-разному. Ниже приводится средний возраст, когда могут произойти изменения полового созревания:

  • Начало полового созревания: от 8 до 13 лет
  • Первое половое изменение: развитие молочных желез
  • Развитие лобковых волос: вскоре после развития груди
  • Волосы под мышками: 12 лет
  • Менструальные периоды: в среднем 12 лет; нормальный диапазон от 10 до 15 лет

У мальчиков период полового созревания также представляет собой последовательность событий, которые обычно начинаются позже, чем у девочек. Несмотря на то, что все подростки мужского пола разные, ниже приведены средние возрасты, в которых могут произойти изменения полового созревания:

  • Начало полового созревания: от 9 до 14 лет
  • Первое пубертатное изменение: увеличение яичек
  • Увеличение полового члена: примерно через год после начала увеличения яичек
  • Развитие лобковых волос: 13,5 лет
  • Ночные поллюции (или поллюции): 14 лет
  • Волосы на лице и под мышками, изменения голоса и прыщи: 15 лет

Что понимает мой подросток?

Подростковый возраст приносит много изменений не только в физическом, но и в умственном и социальном плане. В эти годы подростки повышают свою способность мыслить абстрактно и, в конечном итоге, строить планы и ставить долгосрочные цели. Каждый ребенок может прогрессировать с разной скоростью и может иметь разное представление о мире. В целом, у вашего подростка могут проявляться следующие способности:

  • Думает более абстрактно
  • Интересуется философией, политикой и социальными вопросами
  • Думает о долгосрочной перспективе
  • Ставит цели
  • Сравнивает себя со сверстниками

По мере того, как ваш подросток начинает стремиться к независимости и контролю, могут произойти многие изменения. Ниже приведены некоторые темы, которые могут возникнуть на подростковом этапе:

  • Развитие независимости от родителей
  • Влияние сверстников и признание становятся важными
  • Романтические или сексуальные отношения становятся важными
  • Может показать долгосрочные отношения

Подростки в основном общаются как взрослые, и их зрелость растет в старшей школе. По мере того, как подростки стремятся к независимости от семьи и устанавливают свою собственную идентичность, они начинают мыслить абстрактно и начинают интересоваться моральными проблемами. Все это формирует то, как они думают и общаются.

В этот период подростки большую часть дня проводят вне дома — в школе, на внешкольных мероприятиях, на работе и со своими друзьями. Но важно стараться каждый день разговаривать с подростком, чтобы делиться мнениями, идеями и информацией. Вот несколько советов, которые помогут вам общаться с подростком:

  • Найдите время в течение дня или вечера, чтобы узнать о деятельности вашего подростка; убедитесь, что он или она знает, что вы активно интересуетесь и внимательно слушаете.
  • Не забывайте разговаривать с подростком, а не только с ним.
  • Задавайте вопросы, которые выходят за рамки ответов «да» или «нет», чтобы стимулировать более развернутую беседу.
  • Используйте время во время автомобильных поездок, чтобы поговорить с подростком.
  • Найдите время для спортивных и школьных мероприятий, игр и разговоров о текущих событиях.

Развитие речи у подростков

Подростки должны понимать значение и контекст слов, понимать пунктуацию и образовывать сложные синтаксические структуры (как складываются слова). Однако общение — это больше, чем использование и понимание слов, оно также включает в себя то, как подростки думают о себе, своих сверстниках и авторитетных фигурах. Объяснения могут стать более образными и менее буквальными. Подростки также будут понимать абстрактный и образный язык, такой как сравнения, метафоры и идиомы.

Когда вам следует обратиться за помощью, чтобы улучшить языковые навыки вашего подростка?

Чтобы понять общие языковые навыки и прогресс вашего подростка, постоянно общайтесь с его учителями. Если учителя подозревают неспособность к обучению на основе языка, потребуется всестороннее тестирование. Это может включать проверку слуха, психолого-педагогическую оценку (стандартизированное тестирование для оценки стиля обучения, а также когнитивных процессов) и оценку речи и языка.

Родители часто считают подростковый возраст трудным в общении, когда для подростков нормально бросать вызов родителям и сопротивляться авторитету. Но поведение, которое приводит к серьезным нарушениям в семье, не может быть нормальным подростковым бунтом. Если вы чувствуете, что ваши отношения особенно трудны, поговорите об этом с врачом вашего ребенка.

Как я могу помочь своему подростку развиваться в обществе?

  • Рассмотрите следующие способы развития социальных способностей вашего подростка:
  • Поощряйте подростка принимать новые вызовы.
  • Поговорите со своим подростком о том, чтобы не терять себя из виду в групповых отношениях.
  • Поощряйте вашего подростка говорить со взрослым, которому он доверяет, о проблемах или беспокойствах, даже если они хотят поговорить не с вами.
  • Обсудите способы борьбы со стрессом.
  • Обеспечьте последовательную, любящую дисциплину с разумными ограничениями, ограничениями и вознаграждениями.
  • Найдите способы проводить время вместе.

В подростковом возрасте дети могут потерять интерес к физической активности. Между школой, домашними заданиями, друзьями и даже подработкой они совмещают множество интересов и обязанностей. Но регулярная физическая активность может помочь вашему подростку почувствовать себя более энергичным, улучшить концентрацию и внимание, а также улучшить мировоззрение. Регулярная физическая активность также может помочь подростку поддерживать здоровый вес и предотвратить сердечные заболевания, диабет и другие проблемы со здоровьем, возникающие в более позднем возрасте.

Фитнес в подростковом возрасте

Руководящие принципы физической активности для подростков рекомендуют ежедневно уделять минимум 1 часу умеренной или сильной физической активности. Кроме того:

  • Большая часть физической активности должна быть аэробной, при которой задействуются большие мышцы и продолжаются в течение определенного периода времени. Примерами аэробных упражнений являются бег, плавание и танцы.
  • Любая активность от умеренной до высокой засчитывается для достижения 60-минутной цели.
  • Подростки могут заниматься спортом и структурированными программами упражнений, включающими упражнения для укрепления мышц и костей.
  • Если ваш подросток интересуется силовыми тренировками, это должно быть под наблюдением квалифицированного взрослого.

Мотивация подростков к активности

Родители должны дать подросткам возможность контролировать, как они решают быть физически активными. Подчеркните, что это не то, что они делают — им просто нужно быть активными. При наличии возможности и интереса подростки могут получить пользу для здоровья практически от любого занятия, которое им нравится: катание на скейтборде, сенсорный футбол, йога, плавание или танцы.

Все подростки должны ограничивать время, проводимое в сидячем положении, например, смотреть телевизор, играть в видеоигры и пользоваться компьютерами, смартфонами или планшетами. Мотивация подростков сменить сидячий образ жизни на физическую активность может быть самой сложной задачей. Однако, как только подростки начинают заниматься физической активностью, многие из них наслаждаются чувством благополучия, снижением стресса и увеличением силы и энергии, которые они получают от упражнений. В результате некоторые начинают регулярно заниматься спортом без подталкивания родителей.

Помогите своему подростку оставаться активным, найдя план упражнений, соответствующий его расписанию. У них может не быть времени на командные виды спорта в школе или в местной лиге, но большинство подростков могут включить физическую активность в повседневную рутину, например, ходить в школу пешком, выполнять работу по дому или найти активную работу на неполный рабочий день. Тренажерные залы также могут быть вариантом, так как многие спортивные залы предлагают членство для подростков. Некоторые подростки могут чувствовать себя более комфортно, просматривая домашние видеоролики с упражнениями или видеоигры с упражнениями (например, теннис или боулинг). Это могут быть хорошие варианты, но важно также выполнять ежедневные умеренные или сильные действия.

Когда нужно поговорить с врачом

Если вас беспокоит физическая форма вашего подростка, поговорите с его врачом. Вот некоторые случаи, в которых может потребоваться участие врача вашего подростка:

  • Если у вашего подростка избыточный вес или он ведет малоподвижный образ жизни, возможно, ему придется постепенно начинать физическую активность, его врач может помочь вам составить план физической подготовки или порекомендовать местный программы.
  • Если у вашего подростка хроническое заболевание или инвалидность. Вашему подростку не следует запрещать заниматься фитнесом, но вам следует поговорить с его врачом о том, какие занятия безопасны. Некоторые действия, возможно, придется изменить или адаптировать, а некоторые могут быть слишком рискованными в зависимости от состояния.
  • Если ваш подросток переусердствует. На молодых людей, занимающихся спортом, может оказываться давление с целью похудеть или нарастить мышечную массу с помощью опасных веществ. Поговорите со своим врачом, если у вас есть проблемы.
  • Если ваш подросток жалуется на боль во время или после занятий спортом и физической нагрузкой.

Как долго мой подросток должен спать?

Правильное количество сна важно для всех, кто хочет хорошо сдать тест или показать свои лучшие результаты в спорте. К сожалению, многие подростки не высыпаются. Большинству подростков необходимо около 8-10 часов сна каждую ночь.

Сон подростков отличается от сна взрослых или детей младшего возраста. В подростковом возрасте циркадные ритмы организма (внутренние биологические часы) сбрасываются, что говорит подростку позже засыпать и позже просыпаться. Это изменение, вероятно, связано с гормоном мелатонином в головном мозге, который высвобождается позже ночью у подростков, чем у детей и взрослых. Это может затруднить подросткам раннее засыпание.

Ознакомьтесь с нашими советами по здоровому сну для подростков, чтобы получить дополнительную информацию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts