Политическое манипулирование это: Манипулирование политическое | это… Что такое Манипулирование политическое?

Манипуляция в политической PR-кампании

Филипп Котлер в своей работе «Основы маркетинга. Краткий курс» пишет, что отличительной особенностью политического маркетинга является использование специализированных пропагандистских приемов, которые позволяют манипулировать общественным мнением [2, с. 199].

Под политическим манипулированием подразумевается скрытое, неосознанное объектом, управление политическим сознанием и поведением, главной целью которого является действие или бездействие в интересах субъекта управления [5, с. 199]. Манипулирование всегда присутствовало в политическом процессе и является его неотъемлемой частью.

Для политического манипулирования характерны такие черты, как создание иллюзий, закрытость, психологическое воздействие.

Цель политического манипулирования заключается в достижении, реализации последующего сохранения власти. На сегодняшний день, это чаще всего происходит путем выборов. Для того, чтобы победить на них нужна общественная поддержка. Отсюда следует, что задача манипуляторов сводится к формированию у электората определенного образа и связанного с ним мнения по поводу тех или иных персон.

Таким образом, манипулятору необходимо сделать анализ социальных ожиданий общества и на его основе составить оптимальный образ кандидата, его программу. Если трактовать политическую манипуляцию в узком смысле, то собой она представляет теоретико-практическую основу политических технологий и соответственно является базой для разработки методики проведения предвыборной кампании.

Политическая манипуляция базируется на следующих факторах (по В. Амелину):

  1. Внедрение в сознание масс желанного для манипулятора информации под видом объективной истины.
  2. «Удар» по болевым точкам, в результате которого можно получить сильную эмоциональную реакцию общества (тревогу, страх, ненависть и т.д.).
  3. Достижение целей, которые ставит перед собой манипулятор, реализуемых с поддержкой обществом [1].

Средства политического манипулирования можно классифицировать по разным критериям:

  1. Соответствие существующему законодательству: регламентированные законом и выходящие за рамки, установленного государством закона.
  2. Способ воздействия: скрытые и прямые.
  3. Функция: установление и поддержание связей с общественностью, призывы к действию (агитация).
  4. Форма: экономические, агитационные, административные, провокационные.
  5. Содержание: реклама и антиреклама.
  6. Уровень воздействия: массовые, групповые и межличностные.
  7. Носитель: печатный, электронный, наружный [4].

Совокупность средств политического манипулирования базируется на создании и внедрении в сознание общества различных социальных мифов. Под социальным мифом следует понимать массив идей, которые преследуют цели манипуляторов и принимаемых большим количеством людей на веру.

Интернет формирует новый уровень доверчивости к социальным мифам. Огромный поток информации сложен для осмысления, поэтому многое принимается на веру, без должного осмысления. Несмотря на то, что сегодня совершенствуется законодательная база, регламентирующая поведение в Интернет-пространстве, все еще появляется много фейковой информации, которая принимается людьми на веру [6]. Среди отдельных законодательных актов, призванных очистить информационное поле от засилья манипулятивной информации стоит отметить Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».

На сегодняшний день главными каналами манипуляции в Интернете стали сайты, форумы, личные блоги, а также Telegram-каналы. Стоит отметить, что согласно проведенному нами исследованию им доверяет значительная часть опрошенных респондентов – 16,7%, и это с учетом, что официально на территории Российской Федерации Telegram заблокирован. На первом месте находятся крупные Интернет-издания, статьям которых доверяют 43,3%. Также влиянием обладают и блогеры, которым доверяют 21,7% респондентов. Пост в ленте в социальной сети вызовет доверие 18,3% опрошенных (рис.).

Рис. Результаты опроса

Основной технологией политической манипуляции в Интернет-пространстве является создание «подставных» блогов [3, с. 256]. В таких блогах чаще всего публикуется непроверенная информация, направленная на дискредитацию тех или иных лиц. Например, на сегодняшний день популярностью пользуется Telegram-канал «Футляр от виолончели» (@rospres), в котором ежедневно публикуются непроверенные материалы по поводу политических и финансовых сделок чиновников и государственных деятелей, зачастую носящая компрометирующий характер. На канал подписано более трехсот тысяч пользователей мессенджера. Стоит отметить, что канал необязательно должен специализироваться на политической сфере, чтобы осуществлять политическую манипуляцию. Например, достаточно часто заказные посты появляются на канале «Антиглянец» (@sncmag), ориентированном на освещении светской жизни. Тем не менее, их аудитория весьма лояльно принимает такие посты и рассматривает данную информацию в качестве достоверной.

Активно в политической манипуляции используется и платформа YouTube. Например, канал Алексея Навального «Навальный LIVE», на котором он публикует компрометирующие ролики собрал почти восемьсот тысяч подписчиков.

Таким образом, развивающиеся информационные технологии становятся мотивационным фактором для поисков новых моделей политического управления, тесно связанного с политическим манипулированием. Следует отметить, что данный канал используется не только оппозицией, но и властями, которые активно сотрудничают с крупными Интернет-СМИ, а также позиционируют себя в социальных сетях.

Текст статьи

Медиа-манипулирование общественным политическим сознанием: Телевидение и Интернет

Новости

Книги издательства

Как купить

Издание книг на заказ

Об издательстве

Сотрудничество

Встречи с издателем на ТВ

Наши авторы

Избранные главы

Рецензии

In English

От издательства: К двадцатилетию серии книг «Национальная история»

Печатное издание

350 Р

Купить
Электронная версия (PDF) 1. 8 МБ

После оплаты вам будет отправлена ссылка для скачивания

270 Р

Купить

Медиа-манипулирование общественным политическим сознанием: Телевидение и Интернет

Черкасова В.П.

2019 г.

М.: Издательство «Весь Мир»

ISBN 978-5-7777-0761-1

60×90 1/16

Переплет

152 с.

Книга представляет собой одно из первых комплексных исследований воздействия медиа-манипулирования на политическое сознание граждан через два канала массовой коммуникации – телевидение и Интернет. Не претендуя на всеобъемлющий анализ воздействия медиа-манипулирования в какой-либо конкретной стране или регионе, автор исследует общий механизм медиа-манипулирования, осуществляемый при помощи различных инструментов.

В работе раскрываются практики, технологии и примеры медиа-манипулирования в современном мире. Современные технологии служат сегодня не только инструментом по передаче и обмену информацией, они выстраивают новые отношения между властью и обществом, являются неотъемлемой частью политического управления. Автор рассматривает и средства защиты общества от медиа-манипулирования. Одним из таких средств могла бы стать развитая система общественного телерадиовещания, создающая условия для здоровой политической конкуренции между разными политическими силами.

Хронологические рамки работы охватывают период с середины XX в., когда началось массовое распространение телевидения, вплоть до наших дней, когда наблюдается возрастающее влияние Интернета как одного из наиболее быстро развивающихся каналов информации и коммуникации.

Книга адресована политологам, журналистам и читателям, интересующимся ролью СМИ в современном мире.

  • От автора

    «Кто владеет информацией — тот владеет миром». Это выражение, ставшее афоризмом, принадлежит британскому банкиру и политику Натану Ротшильду. «Владеть» в данном случае означает умение использовать информацию в своих целях, что всегда было важно для власти и гражданского общества,…
  • Нами манипулируют! Это очевидно, но как это делается и что делать нам?

    Книга молодого автора Варвары Черкасовой представляет собой отличный аналитический очерк на тему воздействия ТВ и Интернета на общественное политическое сознание.

Черкасова Варвара Петровна

Бакалавр политологии, магистр международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ. С 2012 года работает в отделе внешних связей и коммуникаций компании Coca-Cola HBC Россия.

Другие книги рубрики

Европа в кризисном мире

Новинка

отв. ред. Ал.А. Громыко

2022 г.

Декабрь-91.

Моя позиция

Новинка

Горбачев М.С.

2022 г.

Трампизм: раскол общества и элиты

Новинка

Самуйлов С.М.

2022 г.

Михаил Горбачев. Понять перестройку, отстоять новое мышление.

Новинка

2022 г.

Технологии этнонациональной мобилизации в многосоставных обществах (на примере черкесов России и Турции)

Новинка

Цибенко В. В., Цибенко С.Н.

2021 г.

Политическая хронология России (1998–2000)

Новинка

Фёдоров В.П.

Отв. ред. Ал.А. Громыко

2021 г.

Политическая манипуляция и манипулятивные приемы в современном украинском обществе | Мирослава Зеленская

Объявлен фейк. Реальные новости просочились.

За годы независимости в Украине произошли существенные изменения, которые затронули все составляющие функционирования нашей страны, в том числе и ее политической системы. Общество сталкивается с новыми политическими явлениями, как положительными, так и отрицательными. Примером таких новых процессов является практика негативного манипулятивного воздействия на общественное мнение. Манипулирование свободой волеизъявления людей является актуальной проблемой, так как имеет большое влияние на дальнейшее развитие государства и его управления.
Анализируя современные политические явления, большинство исследователей приходят к выводу, что манипулятивные технологии и их распространение стали главной проблемой исследования и функционирования политической жизни.

Опросы, проведенные Институтом социологии НАН Украины в 1994–2005 гг., показывают, что большинство граждан уверены в том, что политики заботятся только о собственном благополучии, не обращая внимания на социальные проблемы. В такой ситуации чрезвычайно важным становится манипулирование общественным и массовым сознанием, поскольку именно посредством манипуляции могут быть реализованы подобные сценарии. Основная задача политической манипуляции — дать массам иллюзию участия в управлении обществом, контроля над политиками и элитой.

Следует отметить, что основательное исследование проблемы политического манипулирования было начато в начале ХХ века, когда главной задачей ученых был поиск средств создания в обществе иллюзорного состояния «бессознательного толпа», которая позволила бы успешно управлять манипулируемым обществом. В современной политической науке можно выделить несколько направлений изучения проблемы: психологическая школа — Брауна, Лебона, Московичи, Гудена, социологическая школа — Аронсона, Паккарда, политология — Кара-Мурза, Цуладзе, политическая лингвистика — Бацевича. , Хронска.

Манипулирование требует особой гибкости в стратегиях, однако имеет ряд существенных преимуществ перед силовыми и экономическими методами господства, управления и контроля, так как осуществляется неизбирательно в отношении объектов манипулирования, обычно не требует значительных материальных затрат, не не влечет за собой прямых потерь и человеческих жертв.

В научной литературе политическая манипуляция рассматривается как система средств идеологического, духовного и психологического воздействия на массовое сознание с целью навязывания определенных идей и ценностей; целенаправленное воздействие на общественное мнение и политическое поведение с целью направления их в заданное русло. В Большом Оксфордском словаре политическая манипуляция определяется как выгодное и коварное влияние на людей с целью достижения личной выгоды средствами массовой информации.

К технологии общего социального манипулирования относятся определенные социальные мифы, которые интерпретируются в общественном сознании с помощью следующих способов манипулирования: 1) ложь — прямое явное манипулирование фактами и распространение ложной, ложной информации; 2) замалчивание — блокирование достоверной информации о деятельности того или иного субъекта политики, событиях и т. п.; 3) полуправда — распространение информации, объективно и подробно освещающей мелкие детали и в то же время замалчивающей важные факты и (или) искажающей события; 4) внедрение образов и клише — укоренение в общественном сознании желаемых для правящей элиты стереотипов по отношению к тем или иным субъектам политики, идеологическим учениям, отдельным событиям и фактам; 5) навешивание ярлыков — необоснованное навязывание отрицательной оценки по большинству категорий с целью компрометации отдельных политических субъектов. Однако рассмотрение манипуляции как полностью негативного явления необъективно. Считается, что манипулирование может быть положительным явлением. А. Цуладзе пишет об этом: «Манипуляции нужны и полезны, но где тот предел, на котором заканчивается полезное действие манипулятивной деятельности?». Конечно, манипулирование во имя справедливости теоретически возможно, но его реализация на нынешнем уровне политической культуры весьма сомнительна.

О том, что в украинском обществе благоприятна атмосфера для манипулирования, свидетельствуют слова известного политолога В. Полохало: «Манипулирование сознанием (в общем смысле понятия) в контексте последствий и рисков финансовая глобализация становится нормой для части украинской политической системы».

В такой ситуации неизбежно встанет вопрос о существующих средствах защиты от разного рода манипулятивных действий. Социально-психологическая литература предлагает множество различных средств защиты от манипуляций. Предложенная типология Е. Доценко представляется нам наиболее удачной. В первую очередь нужно стараться держать дистанцию ​​с агрессором, в активной форме — убежать, отступить; или пассивная форма — изгнание, уничтожение агрессора. Если дистанция не была соблюдена, контролируйте характер воздействия, например, постановку препятствий: барьер, поиск укрытия или применение контрмер: контроль над агрессором, подчинение и управление. В случае контакта с агрессором нужно замаскироваться, замереть или хотя бы игнорировать или отрицать саму угрозу. Но защита объекта манипуляции, согласно этой классификации, возможна только в том случае, если им известно о самой манипуляции. Суть манипуляции, как мы теперь уверены, в сокрытии.

Источники политического воздействия используют специфические психологические и технологические способы воздействия на политическое сознание граждан и, соответственно, требуют применения законодательных и государственно-правовых и государственно-политических средств ограничения своего негативного влияния, не позволяющих полностью превратить свободный выбор граждан в формальный акт.

Как отмечает Осика Г.О., основными средствами существенного ограничения манипулятивных возможностей электронных источников политического влияния являются: 1. Развитие плюрализма информационного пространства и свободы выбора источников информации; 2. Укрепление демократических политических убеждений населения с помощью целенаправленного, честного идейно-политического воздействия на основе формирования соответствующих структур; 3. Активное использование Интернета как инструмента защиты прав человека, общественной активности и политической самоорганизации общества; 4. Обеспечение постоянного общественно-политического диалога с возможностью электронной обратной связи между органами власти и гражданами в режиме реального времени с целью преодоления рецидивов административно-командной системы на всех уровнях иерархии власти; 5. Развитие эффективной информационно-коммуникационной конкуренции в сегменте завоевания и сохранения политической власти.

Ввиду этого актуальность заявленной проблемы не вызывает сомнений, ведь конструктивное, а не искаженное понимание гражданами социального положения является залогом развития демократического общества.

Как политические лидеры стратегически манипулируют нами

Источник: Предоставлено Роуз Макдермотт

4 марта 2020 г. в Клубе Брауна в Большом Сан-Франциско профессор Роуз Макдермотт обсудила тему «Лидерство и стратегическое эмоциональное манипулирование политической идентичностью». Макдермотт — профессор международных отношений Университета Дэвида и Марианы Фишеров в Университете Брауна и член Американской академии искусств и наук. Она опубликовала множество исследовательских статей и три книги по политической психологии, склонности лидеров к риску и влиянию президентской болезни на принятие решений.

Ее выступление и последующие вопросы и ответы доступны в подкасте Pacific Heart (SoundCloud, Stitcher и iTunes). В этом сообщении в блоге я обобщил и перефразировал некоторые из ее ключевых идей, но я рекомендую вам прослушать доклад полностью.

Основные выводы:

  • Лидеры заставляют людей следовать за собой, даже если это не отвечает их экономическим или иным интересам.
  • Лидеры используют эмоции и идентичность для привлечения последователей и манипулирования ими
  • Они определяют свою и чужую группу, манипулируя эмоциями, особенно страхом, гневом и возмущением. ( Я хотел бы отметить, что использование президентом Трампом термина «иностранный вирус» и приказ о запрете въезда иностранных граждан из Европы в его речи в Овальном кабинете 11 марта 2020 года соответствует его модели обвинения в проблемах посторонних и неамериканцев. — RC )
  • Они укрепляют внутреннюю группу и подчеркивают единство против некоторой внешней группы, которая, по их утверждению, представляет угрозу.
  • Эмоции предоставляют информацию для принятия решений, особенно при распределении ресурсов для своих групп и против чужих групп.
  • Эмоция фокусирует внимание.
  • «Эмоции — эффективный способ лидера манипулировать последователями».
  • Определенные эмоции используются стратегически.
  • Гендерные различия в эмоциях важны. Белые женщины из пригородов, например, действительно стали ключевой свинг-группой с 2016 по 2018 год.
  • «Идентификация довольно взаимозаменяема». Мы классифицируем друг друга по разным признакам (раса, пол, класс, религия и т. д.)
  • Мы выбираем идентичность, чтобы повысить самооценку, создать сообщество, усилить чувство статуса и силы и позволить себе чувствовать себя хорошо.
  • Лидеры могут воспользоваться этим и снова, используя идентичность стратегически.
  • Но наши представления об идентичностях и их границах меняются — например, гендерная идентичность теперь признается более подвижной, а не бинарной.
  • Путем эмоционального убеждения лидеры заставляют последователей придерживаться определенной партийной идентичности.
  • Лидеры подчеркивают, что, придерживаясь их, последователи могут избежать вреда.

Из периода вопросов и ответов:

Мы все знаем, что на нас постоянно влияют и нами манипулируют. Каково ваше ощущение светлой и темной стороны этого? Если бы вы были политиком, какие структуры вы бы создали для продвижения благотворного цикла?

  • Доброжелательный лидер, помнящий нужды избирателей, — это действительно хорошая возможность. У нас было распространение эгалитаризма с течением времени.
  • Потому что, когда лидер эксплуатирует избирателей, избиратели, по сути, отвергают это.
  • Ключевыми будут институты, которые проверяют лидера — например, законы о конфликте интересов.
  • Кроме того, полагаясь не на одного лидера, а на группу. Ядерные кодексы и т. д. не могут находиться в ведении только одного человека.

Что касается «процесса проверки» — даже в Республиканской партии было много людей, которые не хотели, чтобы Дональд Трамп баллотировался или побеждал, по этическим или другим причинам. Например, некоторые предлагают пройти полное психиатрическое обследование для всех кандидатов.

  • Мы обсуждали такой экзамен — но кто будет его проводить и будут ли они беспристрастными? Кроме того, будет ли и должна ли медицинская информация быть конфиденциальной (например, если женщина-кандидат сделала аборт или кандидату-мужчине удалили яичко по медицинским показаниям)?

Есть ли способ остановить подобные эмоциональные манипуляции?

  • Почему бы не сделать Facebook платным сервисом? Это избавило бы от многих проблем (с рекламой и т. д.) Цукерберг сознательно не делает выбор, и никто кроме него не выигрывает.
  • Социальные сети должны регулироваться так же, как и другие СМИ. Почему Facebook не подпадает под действие закона о клевете?
  • Также укрепляющее образование. Это была систематическая политика Республиканской партии. Республиканцы ломали хребет профсоюзам и недофинансировали образование в течение 30 лет.

Байден, кажется, колеблется между надеждой («эти выборы касаются души нашей страны») и гневом. Можете ли вы прокомментировать?

  • Объединяющей темой кажется победа над Трампом. Гнев может лучше работать с мужской аудиторией. Проблемы Байдена с заиканием могут улучшиться по мере того, как он станет более уверенным в этой гонке, поскольку заикание усугубляется тревогой.

Похоже, что за последние пять десятилетий наблюдается рост индивидуализма, а вместе с ним гнев и антагонизм. Вступаем ли мы в новую фазу, когда мы потеряли гражданскую активность и связь с сообществом (особенно потому, что мы проводим больше времени в Интернете), и теперь у нас осталось больше антагонистических эмоций — или это просто фаза, которую мы пройдем?

  • Проблема заключается в том, что ее преодоление осуществляется посредством реальных социальных взаимодействий, а не посредством устройств. Чем больше у вас друзей на Facebook, тем меньше у вас доверенных лиц. Устранив Facebook, вы можете улучшить свое благосостояние и социальные связи.

Что должен делать избиратель, чтобы быть в курсе и свести к минимуму эмоциональное манипулирование?

  • Выйдите из социальных сетей.
  • Найдите надежный медиа-ресурс и регулярно подписывайтесь на него.
  • Спросите себя, какие вопросы для вас наиболее важны, и узнайте, какую позицию по этим вопросам занимают кандидаты.

Не могли бы вы сравнить и сопоставить кандидатов?

  • Все кандидаты пожилые и имеют проблемы со здоровьем. Никто из них не отличается особой харизмой. Сандерс и Трамп, в частности, апеллируют к гневу, и это утомляет. Но это все еще, кажется, поджигает базу Трампа.

Может ли выбор ПО изменить динамику, предоставив харизму или какой-то другой ключевой ингредиент?

  • Думаю, Байден выберет либо Стейси Абрамс, либо Сьюзен Райс.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts