Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками
Более детальный анализ проблем самосознания с обозначением структуры данного процесса предложены в работах И.И. Чесноковой, В.В. Столина, И.С. Кона [16; c. 95-96].
Исследования А.И. Липкиной, М.И. Лисиной раскрывают особенности самооценки, взаимосвязь самооценки с оценкой окружающих, роль Я – образа в развитии общительности, самооценки при аномалиях личности.
В экспериментальных
Важным моментом в анализе содержания
понятия «самооценка» является ее структура,
которая рассматривается
Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах – общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). Общую самооценку понимают как одномерную переменную, отражающую степень самоуважения личности (О.М. Анисимова), а также как иерархически выстроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии (А.И. Липкина, И.И. Чеснокова).
Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности. Показатели, в равной мере относящиеся к той или другой форме самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная – неадекватная, высокая – низкая, стабильная – динамичная, реальная – демонстрируемая, осознаваемая – неосознанная [14; с. 17].
По утверждению И.С. Кон, «самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный опыт «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки» [23; c. 99].
Таким образом, можно отметить высокий интерес зарубежных и отечественных психологов к проблеме самооценки и самосознания. Наличие разных точек зрения к пониманию сущности самооценки свидетельствует о ее сложности и многогранности как психологического феномена. Анализ психологической литературы, изучение подходов исследователей к вопросам самооценки позволяют нам более детально рассмотреть особенности развития и становления самооценки именно в интересующем нас подростковом возрасте.
1.3. Особенности развития
самооценки в подростковом
«Периодом возникновения сознательного «Я», — пишет И.С. Кон, — как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст» [23; с. 87].
Исследования в области
Л.С. Выготский отмечает, что «… это не первичный, а производный факт в психологии подростка и возникает … не путем открытий, а путем длительного развития… и есть не что иное, как определенная историческая стадия в развитии личности, с неизбежностью возникающая из предыдущих стадий» [12; с. 231].
В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя. Сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. В своих исследованиях И.И. Чеснокова указывает, что уже в 7-8 классах подростки выделение своих недостатков «основывают преимущественно на собственном мнении…, в оценках себя охватывают почти все стороны собственной личности: самооценка становится все более обобщенной, суждения относительно своих недостатков также совершенствуются» [36; с. 69].
В своем развитии самооценка становится все более уточненной. При этом, как уже упоминалось, самосознанию подростка свойственно чувство взрослости, поэтому оценка своих качеств происходит с точки зрения осознания степени своей взрослости. Подросток как бы выделяет для себя «эталон взрослости» — восприятие и оценка себя осуществляется через этот «эталон».
Также необходимо отметить, что развитие самооценки в процессе самопознания подростка происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя.
С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что самопознание подростка проходит ряд этапов: «…от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой.
В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от вешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом»[35; с. 679].Как отмечалось выше, в качестве первоисточников
самооценок и оценок в подростковом
возрасте могут выступать мнения
родителей и уважаемых
В связи с этим необходимо определить роль семьи как главного фактора, на основе которого будет формироваться самооценка подростка. Особенности родительской оценки являются главной причиной искаженности самооценок ребенка. В частности, неоправданно частое подчеркивание реальных или мнимых достоинств приводит к формированию у ребенка завышенного уровня притязаний. И наоборот. Влияние внутрисемейных отношений на дальнейшее самооценивание и самоотношение ребенка подчеркивают многие исследователи (Е.Т. Соколова, Ф. Райс, А.И. Липкина, Л.В. Шабалина и др.
Не менее важным фактором, формирующим самооценку подростка, выступает мнение учителя. Доказано, что отрицательная установка учителя по отношению к деятельности ученика приводит к снижению самооценки подростка. С.М. Юлдашева в исследовании показала, что педагогическая оценка способствует формированию неадекватной самооценки учащихся, что объясняется различиями критериев подхода учителя и ученика, недостаточным знанием педагогами свойств личности своих воспитанников [27; с. 14].
Третьим фактором, касающимся формирования
самооценки подростка, является характер
его взаимоотношений в
Отношение к себе, к своей внешности – это четвертый фактор, формирующий уровень самооценки. Особенности физического развития и внешности, не соответствующие принятым в молодежной среде эталонным нормам, стереотипным представлениям могут в значительной степени стать причиной снижения самооценки.
Пятый фактор, влияющий на самооценку – это переживаемый стресс. Исследованиями выявлено, что, чем больше отрицательных событий переживает подросток, тем ниже становится уровень его самооценки [27, с. 15].
Необходимо отметить и такие факторы, как половые различия (исследования указывают на наличие связи между самооценкой и количеством проблем, которые стоят перед мальчиками и девочками, в связи с чем и различия в переживаниях), предрасположенность к невротическому развитию (при таком развитии самооценка становится либо слишком высокой, либо слишком низкой, но, в любом случае, она неадекватна).
Таким образом, в подростковом возрасте на формирование адекватной и устойчивой самооценки влияет множество факторов, знание и учет которых помогут своевременному выявлению нарушений в формировании самооценки и ее коррекции. Задачей педагогов становится формирование положительной самооценки, которая в дальнейшем, в качестве одного из основных внутренних компонентов регуляции личностью своего поведения и деятельности, будет определять степень самостоятельности, независимости этой личности в самых разнообразных и сложных системах взаимосвязей в обществе, во взаимоотношениях с людьми.
1.4. Психологические особенности
межличностных взаимоотношений
подростков в коллективе
Проблемы низкого социального статуса, причины трудностей в общении и взаимодействии со сверстниками привлекали и привлекают внимание многих ученых, в том числе таких крупных отечественных педагогов и психологов как В.А. Сухомлинского, Б.Д. Парыгина, В. Н. Масищева, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Рубинштейна [1; 3; 12; 33; 35] и многих современных психологов — А.В. Захарову, Я.Л. Коломинского, О.В. Соловьеву, И.В. Дубровину, Е.С. Шумилину и др. [11; 20; 21; 24; 30].
Для обозначения отношений между людьми нередко используется термин «взаимоотношения». Я.Л. Коломинский рассматривает это понятие как «обязательно прямые межличностные отношения…, возникающие в процессе совместной деятельности…, при этом они не обязательно предполагают актуальную взаимность…» [21; с. 11-12].
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе – проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Общая тенденция взаимоотношений детей с коллективом выражается в постепенном усилении значения группы сверстников. Так, в дошкольной группе отношения между детьми еще неустойчивы, их структура носит ситуативный характер, критерии взаимных оценок случайны. Для младших школьников роль класса гораздо более значима. Отношения носят избирательный характер и складываются на основе взаимных симпатий и антипатий. Но главенствующее место в определении статуса ребенка занимает позиция учителя, родителей. В подростковом возрасте ситуация меняется — потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных.
Именно в среду сверстников подросток приносит свои мечты, желания, испытывает потребность поделиться с ними своими взглядами и убеждениями. Познание внешнего мира приводит подростка к тому, что доминирующим моментом в системе его интересов становятся психологические качества окружающих людей, и, прежде всего, сверстников. «Развитие интереса к ровесникам обусловливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимоинтересных занятиях, разговорах, обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» воспринятого, пережитого. Все это создает положительно – эмоциональный фон общения. Главным же моментом его содержания выступают более глубокие личные взаимоотношения, связанные с самыми разнообразными эмоциями (симпатии, дружба, любовь и т. д.)» (И.И. Чеснокова) [36; с. 67-68].
Группа подростков, с одной стороны,
поддерживает и защищает его, дает возможности
для самовыражения и
Осознание подростком «системы межличностных отношений в группе, — по утверждению Я.Л. Коломинского, — является важной переменной, составляющей основу когнетивного и эмоционального компонентов установки и влияющей на личностное развитие субъекта, на особенности его взаимодействия с членами группы» [20; с. 27].
Перед подростком встает задача обобщить имеющиеся у него знания, отношения, осмыслить их и выстроить собственную критериальную систему ценностей. Если подросток не справляется с этой задачей, то у него может возникнуть ложное представление о самом себе (путаница социальных ролей), неуверенность в своих силах, заимствование у других определенных критериев, норм оценки, подстраивание под определенный стиль других людей. И в данном случае важным фактором формирования личностных смыслов выступает та значимая группа, в которую входит подросток.
1.5. Психологическая структура школьного класса
В психологии групп принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: формальную (официальную) и неформальную. Первая — соотношение позиций членов группы относительно друг друга, заданное извне, не зависящее от самих членов группы (например, позиция старосты класса). Неформальная структура – это возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть эмоциональной (симпатии), или основываться на других значимых критериях, таких как отношение к общему делу и др.
Формальная и неформальная структура, как правило, не совпадают. В школьном классе формальная структура возникает практически одномоментно с возникновением группы, часто практически отсутствует, зато неформальные отношения играют значительную роль и формируются постепенно.
Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально – психологическим статусом. Статус подростка в коллективе сверстников имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений можно определить следующими значительными позициями: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые» (в некоторых источниках — «принятые» — Л.Д. Столяренко, [32; с. 540]), «изолированные», «отвергаемые». Для характеристики отношений школьного коллектива существенное значение имеет не только оценка положения конкретного ребенка в классе, но и определение общей статусной структуры с помощью социометрической методики. Более подробно на описании данного метода и содержании статусных категорий мы остановимся в практической части нашего исследования.
Проблема взаимодействия подростков со сверстниками в психологии |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология |
Бурцева Надежда Олеговна студентка Научный руководитель Куликова Татьяна Ивановна канд. психол. наук, доцент Ключевые слова: подростковый возраст, личное развитие, взаимодействие со сверстниками, подростковый период.
В нашей стране значительно повысился уровень образования и материального благосостояния людей, что увеличивает возможности молодого поколения в удовлетворении своих духовных и материальных потребностей, но затрудняет формулирование своих желаний и стремлений. Несмотря на то, что в области психологии было проведено множество исследований, направленных на выявление особенностей взаимодействий подростков со сверстниками, ведутся поиски новых и эффективных средств для устранения нарушений во взаимодействии подростков со своим окружением. Список литературы |
Статус групп сверстников подростков играет роль в понимании влияния групп на поведение подростков в раннем возрасте — ScienceDaily
Исследователи обнаружили, что группа сверстников, к которой принадлежит ребенок, по-разному влияет на девиантное, агрессивное и просоциальное поведение. Исследование 526 детей в классах с 5 по 8 показало, что дети из «крутой» группы чаще находились под влиянием своих друзей, чем дети из групп, которым нравились.
Результаты показывают, что принадлежность к популярной группе может иметь некоторые преимущества, но также может увеличить рискованное поведение и социальную агрессию. Дети, которые являются частью крутой группы, более подвержены влиянию своих друзей, чем дети, которые дружат с добрыми, милыми и любимыми сверстниками.
Признавая, что в раннем подростковом возрасте группы сверстников оказывают значительное влияние на поведение детей, исследователи из Университета Западного Онтарио попытались определить, являются ли одни группы сверстников более влиятельными, чем другие. В частности, они сравнили влияние двух типов статуса группы сверстников на девиантное, агрессивное и просоциальное поведение подростков. В группе первого типа (центральность группы) были дети, которые были крутыми и популярными. Второй тип (групповые симпатии) состоял из добрых, милых детей, которые нравятся всем.
Исследователи изучили 526 канадских детей с 5 по 8 классы, которые сообщили о своем девиантном поведении (например, воровство и прогулы в школе), и определили группы сверстников в своем классе. Детей также просили назвать одноклассников, которые были физически агрессивными (дети, которые затевали драки), социально агрессивными (дети, которые исключали других), просоциальными (дети, которые были добры к другим) и которые им нравились больше всего и меньше всего. . Дети, средний возраст которых составил 12 лет, выделили 116 групп сверстников.
В течение трех месяцев исследователи обнаружили, что дети в целом стали более похожи в поведении на других в своей группе. Однако это происходило в гораздо большей степени в популярных группах, чем в популярных группах. Сильное желание детей принадлежать к популярной группе, а также давление со стороны членов группы, чтобы они соответствовали групповым нормам, могут объяснить глубокое влияние таких групп. Групповая симпатия влияла на поведение подростков только тогда, когда группы не любили; Исследователи обнаружили, что члены нелюбимых девиантных групп со временем становились все более девиантными.
«Наши результаты имеют важное практическое значение», — предположила Венди Э. Эллис, доцент психологии Королевского университетского колледжа Университета Западного Онтарио и ведущий автор исследования. «Хотя членство в популярной группе может принести такие преимущества, как положительное социальное поведение и уважение, потенциальные издержки включают в себя более высокий уровень рискованного поведения и социальной агрессии. Сохранение популярного статуса может вывести членов группы за пределы приемлемого поведения и высокой мотивации. принадлежность к популярным группам может привести к тому, что члены группы будут сопротивляться попыткам вмешательства взрослых9.0003
«Однако в долгосрочной перспективе популярные члены группы могут жить лучше, чем нелюбимые дети в девиантных группах, которые мало знакомы с просоциальными моделями поведения и плохими социальными отношениями.»
Исследование было опубликовано в выпуске журнала Child Development за июль/август 2007 года.
Ссылка: Развитие ребенка, Том. 78, выпуск 4, Статус группы сверстников как модератор группового влияния на девиантное, агрессивное и просоциальное поведение детей, Эллис, В.Е., и Зарбатани, Л. (Университет Западного Онтарио).
Каковы 6 типов давления со стороны сверстников?
Давление или влияние сверстников проявляется в нескольких формах, и эти виды давления со стороны сверстников могут иметь огромное влияние на поведение молодого человека. Исследования показывают, что наиболее впечатлительным возрастом для влияния сверстников являются годы средней школы. Это когда ребенок формирует новые дружеские отношения и выбирает личность среди этих друзей.
В этом возрасте чаще всего дети начинают экспериментировать с алкоголем, наркотиками, сексуальной активностью и другими видами рискованного поведения. Очень часто стремление к такому поведению является результатом негативного давления со стороны сверстников. Подростки, у которых более широкий круг друзей, по-видимому, менее подвержены влиянию предложений или действий своих сверстников, но в этом возрасте очень реально ощущать необходимость конформизма.
Вот шесть типов давления со стороны сверстников, с которыми сталкиваются подростки, примеры давления со стороны сверстников и советы для родителей, которые хотят помочь своему ребенку сделать здоровый выбор на всю жизнь.
1. Устное давление со стороны сверстников
Устное давление со стороны сверстников – это когда подросток просит, предлагает, убеждает или иным образом побуждает другого к определенному поведению. Если это делается в среде один на один, получатель влияния имеет больше шансов придерживаться своих основных ценностей и убеждений. Однако если речевое влияние имеет место внутри группы, негативное давление со стороны сверстников, заставляющее их идти вместе с группой, огромно.
2. Негласное давление со стороны сверстников
При негласном давлении со стороны сверстников подросток подвергается воздействию действий одного или нескольких сверстников, и ему предоставляется выбор, хотят ли они следовать за ним. Это может принимать форму выбора одежды, личных взаимодействий или «присоединения» к типам поведения (клубы, клики, команды и т. д.). Многим подросткам не хватает умственной зрелости, чтобы контролировать импульсы и принимать мудрые долгосрочные решения. Из-за этого многие подростки более восприимчивы к негативному влиянию сверстников со стороны старших или более популярных друзей.
3. Прямое давление со стороны сверстников
Этот тип давления со стороны сверстников может быть устным или негласным. Прямое давление со стороны сверстников обычно зависит от поведения. Примерами такого поведения под давлением сверстников могут быть ситуации, когда подросток протягивает другому алкогольный напиток, делает сексуальные домогательства или просматривает работу другого ученика во время контрольной. Другой подросток вынужден принимать решение на месте.
4. Косвенное давление со стороны сверстников
Подобно негласному давлению со стороны сверстников, косвенное давление со стороны сверстников незаметно, но все же может оказывать сильное влияние на впечатлительного молодого человека. Когда подросток подслушивает, как друг сплетничает о другом человеке, а затем реагирует на сплетни, это косвенное давление со стороны сверстников. Или, если ученик средней школы узнает, что популярные детские вечеринки включают алкоголь или наркотики, это косвенное давление может подтолкнуть его к экспериментам, чтобы добиться признания.
5. Негативное давление со стороны сверстников
Побуждение подростка к поведению, противоречащему его моральному кодексу или семейным ценностям, является одним из видов негативного давления со стороны сверстников. Подростки видят действия других подростков с более сильным характером и могут последовать за лидером или уйти. Нередко подростки с высокими моральными принципами обнаруживают, что ведут себя вразрез с их убеждениями просто потому, что хотят, чтобы их приняли. Молодым людям часто не хватает навыков, чтобы придумать предлог или причину, чтобы отказаться от негативного давления со стороны сверстников.
6. Положительное давление со стороны сверстников
Групповая динамика может быть формой положительного давления со стороны сверстников, если поведение является здоровым, соответствующим возрасту и социально приемлемым. Примеры положительного давления со стороны сверстников могут включать группу сверстников, которые хотят получать хорошие оценки и положительно влияют на учебу подростка. Или, если популярный друг хочет заработать денег и накопить на покупку автомобиля, менее общительный подросток также может поддаться влиянию, чтобы найти работу и открыть сберегательный счет. Если члены футбольной команды берут на себя обязательство воздерживаться от употребления алкоголя, чтобы сосредоточиться на сохранении здоровья и проведении победного сезона, другие ученики могут вести себя так же.
Родители могут оказывать самое сильное влияние на жизнь подростка
Родители могут оказывать самое сильное влияние на жизнь своего ребенка, если они понимают и знают о типах давления со стороны сверстников, с которыми сталкивается их подросток. Поддержка здоровых дружеских отношений, моделирование ответственного поведения и поддержание открытого семейного диалога без суждений — важные способы для родителей подать положительный пример давления со стороны сверстников на подростков.