Понимание души как формы реализации способного к жизни тела принадлежит: Аристотель о душе, о процессах познания, о чувствах и характере

Аристотель



Аристотель

384-322 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Аристотель

Аристотель (384-322 до Р. Х.) — величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты Ш. В 367 г. до Р.Х., когда Аристотелю было семнадцать лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем — в Метилену. Через некоторое время он — воспитатель сына македонского царя Филиппа Александра. Спустя три года Филипп умирает, Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому школу называли перипатетической (от греческого слова «перипатео» — прогуливаюсь).

После смерти Александра (323 г. до Р.Х.) в Афинах произошло антимакедонское восстание. Аристотель всегда выступал за связи с Македонией. Ему было предъявлено обвинение в «безбожии», но он не стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на о. Эвбея, где и умер через год в 322 г. до Р.Х.

Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды под названием «Органон», куда входят «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные произведения — «Физика», «О небе», «О частях животных» и др.; этические произведения — «Никомахова этика»; трактат «Политика»; работы по риторике и поэтике — «Искусство риторики», «О поэтике». Перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых вопросов. Еще находясь в стенах платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях.

В последующем подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет под собой рационального значения, так как идеи — это просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию. Отделение идей от вещей приводит к тому, что это удваивает то, что должно быть объяснено.

Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при помощи идей, т.е., по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей и вещей, но Платон отрицает какую-либо причинную зависимость между ними. Идеи, по Платону, — это образцы вещей, но это образное выражение, а не философское объяснение. Кроме того, поскольку вещь многообразна, она должна иметь в таком случае несколько образцов, т.е. несколько идей.

Согласно Аристотелю, платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же время оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что сущность вещи оторвана от самой вещи. Аристотель в своих философских рассуждениях исходил прежде всего из признания существования объективного мира, который материален.

Исходя из своей критики платоновских «идей», находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.

По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство «материи» и «формы». «Форма» понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма -это «то, из чего состоят вещи». Каждая вещь выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность «формы» и «материи» для Аристотеля относительна. Медь может выступать материей по отношению к одному предмету (например, шару) и формой по отношению к другому предмету (например, физическим элементам). Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму, как возможность. Т.е. форма — есть реализованная возможность материи. Таким образом, у Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме и наоборот.

Эта иерархия форм приводит к высшей «форме», которая является последней и за которой уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой выступает перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя и форма, у Аристотеля, представляют собой единство, взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как оформление материи.

Аристотель разработал оригинальное учение о четырех видах причин. Он различает четыре вида причин: 1) материальную, или материю; 2) формальную, или форму; 3) производящую; 4) конечную, или цель. Материальная причина — это материя, она «обозначает входящий в состав вещи материал, из которого, вещи возникают» [Аристотель. Метафизика. V, 2, 1013а24-1013в21]. Формальная причина состоит в том, что под воздействием формы материя превращается в действительность. Производящая причина — это то, что создает вещи. «Так, например, человек, давший совет, является причиной того, что делается, и то, что изменяет — причина того, что изменяется» [Там же]. Целевую причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то.

«Например, цель гулянья — здоровье». Теория причин Аристотеля может быть объяснена примером, приводимым им самим: архитектор строит дом, в этом случае материал — это материя, план дома — это форма, архитектор — это производящая причина, а законченное здание — это цель. В вопросе соотношения формы и материи он полагал, что материя пассивна и бесформенна, а форма — активна, деятельна. Форма, таким образом, превращалась в сущность бытия. Более того, форма рассматривалась как такое начало, которое предшествует материи, ввиду того, что форма деятельна, а материя пассивна.

Проблема формы и материи ввела в философию два очень важных понятия — это возможность и действительность, которые имели огромное значение для последующего развития философии, так как позволили на основе их применения решать проблему возникновения, которое в этом случае объяснялось конкретными особенностями вещи. Эти категории указывали на источник движения, рассматриваемый уже не как внешний по отношению к вещи, а как лежащий внутри нее.

Природа для Аристотеля выступала как превращение возможности в действительность. Он уподоблял жизнь природы человеческой деятельности, указывая, что подобно тому, как скульптор создает из глыбы мрамора фигуру, превращая возможности мрамора в реальность, так и в природе возможности семени актуализируются в растении. Аристотель различал «первую» и «последнюю» материи. «Первая» материя — это основа всякого бытия, она только возможность, которая может выступить любой действительностью, но сама не является действительностью, она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку существования. В отличие от «первой» материи «последняя» представляет собой и возможность какой-либо формы, и в то же время действительность, так как эта материя обладает определенными признаками и о ней может быть высказано, сформулировано понятие.

В рассматриваемом ранее примере такой «последней» материей является медь, шар. Рассмотренные выше вопросы о материи, форме, причинах охватывают область так называемой первой философии как учения о неизменных и неподвижных сущностях, хотя и в их связи с движением. Эти вопросы рассматриваются Аристотелем в его «Метафизике», получившей свое название случайно, в силу того, что в собрании Андроника Родосского, составившего список произведений Аристотеля, эта работа находилась «после физики». Однако слово «метафизика» получило в дальнейшем свой, особый смысл — как учение о принципах бытия, не раскрываемых физикой, т.е. умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие философские положения. Аристотелем было сделано много ценного и важного в области натурфилософии, физики, хотя последняя не отделена резкой границей от первой философии. Физика Аристотеля — это не физика в современном понимании, а те же общефилософские вопросы, но тесно связанные с пониманием природы, т.е. натурфилософия. Конкретные физические вопросы рассматриваются Аристотелем в трактатах: «Метеорологика», «О возникновении и уничтожении» и др. Важный вклад в философию внесен Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает четыре вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3) количественное изменение, т.

е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля — движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения и к которому сводятся все остальные виды. Исследуя движение в пространстве как таковое, Аристотель подразделяет его на отдельные виды, а именно: 1) круговое движение; 2) прямолинейность; 3) сочетание прямоугольного движения с круговым.

Из них основными видами движения являются круговое и прямолинейное. С учением Аристотеля о видах движения связано его учение о физических элементах природы. Он полагал, как и Эмпедокл, что природа состоит из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли, каждый из которых характеризуется сочетанием двух качеств, образующих два класса — активные и пассивные качества. Огонь обладает качествами теплого (активное) и сухого (пассивное), воздух — теплого (активное) и влажного (пассивное), вода — холодного (активное) и влажного (пассивное), земля — холодного (активное) и сухого (пассивное). Кроме перечисленных элементов, существует, по Аристотелю, еще пятый — эфир, который заполняет все мировое пространство и из которого состоят небесные тела. По своей природе он отличается от других четырех элементов. Эфир обладает свойством неизменности и совершенства. Для Аристотеля сочетание четырех стихий, или элементов, в различных количественных соотношениях образует сложное тело, в котором эти стихии проникают друг в друга и растворяются друг в друге. В этом для Аристотеля выражались текучесть и изменчивость явлений в природе, идея всеобщей связи вещей в окружающем нас мире, идея взаимопереходов и взаимосцепления явлений. Однако эти взгляды на природу не были результатом эмпирического изучения мира, а являлись натурфилософскими положениями, выведенными из философской системы, а потому зачастую приводившими к несоответствующим действительности выводам. Так, например, если следовать Аристотелю, меньшее тело, смешиваясь с большим, теряет свои свойства и принимает свойства большего, и наоборот: смешав вино с водой, мы получим воду, если воды больше, и вино, если вина больше. Аристотель выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует так как даже самая маленькая частица материи состоит из четырех элементов, в противном случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает все тело. Натурфилософские взгляды Аристотеля пронизывает телеология. По Аристотелю, любое явление предполагает возможность изменения и цель, к которой стремится это изменение. Реализацию, осуществленность данной цели Аристотель называет энтелехией, являющейся своего рода программой изменения. В живых организмах понятие цели Аристотель связывает с понятием души. Но он переносит целесообразные функции души на мир в целом. Для Аристотеля телеологичность определяет целесообразный характер всего мирового процесса, который направляется к единой цели. Целенаправленное движение природы осуществляется бессознательно. Космология Аристотеля была шагом назад по отношению к космологии атомистов и пифагорейцев.

В центре мира находится неподвижная Земля, она не совершает круговые движения, а стремится к центру мира. Тем самым он отвергает гелиоцентрическую идею, в то время только зарождавшуюся. Согласно Аристотелю, Земля, находясь в центре шарообразного мира, сама имеет шарообразную форму. Вокруг Земли в процессе вращения находятся сферы, на них закреплены планеты и небо со звездами. Эта космологическая схема впоследствии была разработана Птолемеем и принята всеми до открытия Николая Коперника. Большую роль в истории философии сыграло учение о познании Аристотеля. Здесь он исходит из положения, что независимо от человека существует объективный мир, который материален, независим от познающего субъекта. Первая стадия познания — чувственное познание посредством ощущений, которые являются отражением внешнего мира, они — отпечатки форм познаваемых предметов. Хотя ощущения представляют собой источник теоретического мышления, они дают лишь знание единичного. Результатом повторяемости ощущений выступают общие представления. Высшая ступень знания состоит не в ощущениях, а в понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое осуществляется посредством теоретической деятельности мышления. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвященные логике. Для Аристотеля логика выступает прежде всего орудием любой науки, посредством которого достигаются определенные результаты, логика — это своего рода наука о доказательстве, формах мышления, применяемых при познании.

Аристотель заложил основы логики как науки, если понимать в данном случае науку не как особую отрасль знания, а как совокупность методологических положений при исследовании. Основной метод логики Аристотеля — сведение, состоящее в том, чтобы различать условия, при которых осуществляются доказательства. Аристотель четко сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключенного третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно). Большой вклад Аристотель внес в создание теории о категорическом силлогизме. Он пишет: силлогизм — это речь, «в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что положенное есть» [Аристотель. I Аналитика. I, 246]. Из положения, что все люди смертны и Сократ -человек, вытекает, что Сократ смертей. Силлогизм представляет собой вывод от общего к частному, т.е. дедукцию. Но Аристотель признавал и индукцию — вывод от частного к общему.

Индукцию Аристотель рассматривал как путь познания общего. В логике Аристотеля большое значение имела разработка им вопроса об общих принципах доказательства. Первый принцип состоит в том, чтобы доказательство осуществлялось последовательным рядом шагов, начиная с аксиом, как наиболее очевидных утверждений. Второй принцип состоит в принятии правил, которые гарантируют формальную правильность выводов. Заслуга Аристотеля в том, что он определил общие принципы доказательства, правила силлогизма как умозаключения, приводящего к доказательству. Он дал определение суждения как формы мышления, разработал всестороннее учение о категориях. Аристотель впервые предложил классификацию категорий, которых насчитывал десять: 1) сущность — основа всех остальных свойств; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) страдание. Аристотель — создатель не только логической науки, но и психологии, представленной в трактате «О душе», где дается понимание души, явлений восприятия и памяти. Душа, по мнению Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела. В душе находится ум (нус), который не возникает и не подлежит гибели, разрушению. Аристотель делает попытку создать теорию растительной, животной и разумной души, лежащей в основе деления — живых существ на растения, животных и людей. Органическая часть философского наследия Аристотеля — его взгляды по вопросам развития общества и государства. Он отвергает проект «идеального государства» Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Это государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. «В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина -.наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше» [Политика. I, 9, З]. Рабство как явление Аристотель считал существующим от природы. Он рассматривал раба «говорящим орудием», который принадлежит господину, являющемуся «общественным животным». Аристотель выделял следующие формы государства: монархию, аристократию, политик? (это все нормальные формы) и тиранию, олигархию, демократию (ненормальные). Наиболее совершенной формой государственного устройства для Аристотеля представлялась политая. Он стоял за устоявшееся социальное расслоение общества. Так, он писал: «Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут делить между собой состояние богатых?» [Там же. Ш, 6, I]. Вместе с тем он считал, что значительное богатство — результат противоестественного способа его приобретения, который «противен человеческому разуму и государственному устройству».

Социально-политические взгляды Аристотеля тесно переплетаются с его взглядами на мораль. Полагал, что государство, которое он не отделял от общества, должно требовать от члена общества добродетельного поведения, без чего невозможна жизнь последнего. Добродетели у Аристотеля разделяются на этические, основанные на привычке и обычае, и дианоэтические — разумные, основанные на рассуждении. Этические добродетели деятельны, дианоэтические — созерцательны, хотя и связаны с поведением. Поэтому этику Аристотель называл практической философией. Добродетельный член общества стремится избегать чрезмерности во всех отношениях, так как нравственность состоит в соблюдении определенной меры. Среди добродетелей Аристотель особо выделяет справедливость. Для него справедливость бывает двух видов — уравнительная и распределительная. Первый вид справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинствами граждан. Этику Аристотель характеризует как проповедь активной деятельности человека. Он отвергает стремления к власти и наслаждениям. Такая жизнь — паразитическая и животная, и он называет ее «рабским образом мышления». Заслуживающей внимания считает жизнь, которая характеризуется как практическая (политическая) или теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его мнению, не только знать, что такое добродетель, но и действовать согласно с нею.

Аристотелю принадлежит значительный вклад в античную эстетику. Для него искусство имело познавательное значение, и в этом он резко расходился с Платоном, который разделял и противопоставлял искусство и познание. Искусство, как считает Аристотель, воспроизводит действительность, используя при этом все возможности творчества. Высшим видом искусства для Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства. Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре — с ее начала вплоть до IV века до Р.Х. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу Аристотеля

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

2.

2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля

Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) вошел в историю как основоположник психологии как науки: его трактат «О душе» — первый специальный историко-теоретический труд по психологии. Аристотель был сыном известного врача Никомаха при македонском царе. Поступив в Академию (366 г. до н.э.), он становится учеником Платона. Несмотря на уважение к своему учителю, Аристотель создает свое оригинальное учение, отличающееся существенно от идей Платона. В 336 г. он открывает в Афинах собственную школу, названную Ликеем. Здесь, прогуливаясь с учениками по аллеям, Аристотель вел занятия. Поэтому научная школа Аристотеля получила название «перипатетика», что в переводе с греческого означает «прогулка», «гуляющие в садах».           Аристотель был не только философом, но и тонким и глубоким исследователем природы. Его работы в области биологии, особенно «История животных», в течение многих веков использовались учеными как богатейший источник эмпирических фактов. Аристотель являлся воспитателем будущего императора Александра Македонского (342-336 гг. до н.э.), который впоследствии, совершая военные походы, отправлял своему учителю образцы растений и животных из завоеванных им стран. Накапливалось огромное количество фактов — сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших основой для эмпирического анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, легло в основу психологического учения Аристотеля.           Аристотель создал новый подход к изучению и пониманию души как предмета психологического знания. Основным объектом исследования душевных явлений у него выступали не физические тела (как у натурфилософов) и не бестелесные идеи (как у Платона), а организм, с которым телесное и душевное составляют неразделимую целостность.           Понятие «организм» предполагало его рассмотрение с точки зрения его организации и функционирования как включенного в систему взаимодействия со средой, направленного на решение конкретных задач жизнедеятельности. Устройство организма и его функционирование рассматривались в единстве. Душа в этой целостности выступала как активное начало, как источник, форма реализации способного к жизни тела. Тело — субстанция, душа — то, что определяет ее жизнь и функционирование. Душа, согласно Аристотелю, выступает как «сущность, форма естественного тела, потенциально одаренного жизнью». Обращаясь к зрению, он образно замечает: «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение». Признаки души — быть функцией органа, его деятельностью, управителем объекта.           Душа, по Аристотелю — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. У души нет самостоятельной субстанции; ею является тело, поэтому как тело не может существовать без души, являющейся источником его жизнедеятельности, так и душа не существует без тела. Давая определение души, он говорил: «Правильно думают те, кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Тем самым он создает монистическое учение о единстве души и тела, отвергая как взгляды натурфилософов, для которых душа была тончайшим телом, так и Платона, дуалистически разъединившего душу и тело. Исходным в концепции Аристотеля был человек; мыслитель утверждал, что переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм: «Сказать, что душа гневается, — писал он, — равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома».           Поскольку душа бестелесна, она не может быть разделена на части. Поэтому попытке выделения частей души Аристотель противопоставляет рассмотрение различныхуровней способностей организма к деятельности, в которых воплощается и проявляется жизнь души. При этом им намечается схема иерархии способностей как функций души: а) вегетативной (представленной на уроне растений), б) чувственно-двигательной (существующей у животных и человека), в) разумной (присущей только человеку). Функции души выступают в качестве уровней ее развития. Иерархичность их строения проявляется в том, что высшие функции предполагают низшие и развиваются на их основе: вслед за вегетативной (растительной) функцией формируется способность ощущать, на ее основе возникает и развивается способность мыслить. Тем самым в психологию вводилась в качестве важнейшего объяснительного принципа генетическая идея. Функции души выступают как уровни ее эволюции.           Развитие души у Аристотеля соотносится не с природой вообще, а только с биологическим миром. Указав, что неразвитая душа ребенка сопоставима с животной, он тем самым заложил основу биогенетического закона, согласно которому в ходе развития каждого человека повторяются те ступени, которые прошел в ходе эволюции весь органический мир.           Предметом особого внимания Аристотеля являлась ощущающая способность души. Он выделяет ее отличия от растительной способности: объект при восприятии не поглощается в его материальной ипостаси; происходит восприятие только его формы. Выделены основные предпосылки осуществления и компоненты акта восприятия: объект, находящийся вне человека и органы чувств, воспринимающие его; установление взаимодействия между объектом и воспринимающей системой; промежуточные среды, преобразующиеся по образу переносимого свойства; «общее чувствилище» (познающее общие качества объектов, сами акты ощущения, осуществляющее их различения).           Аристотелем была открыта особая область психических образов, возникающих без непосредственного воздействия предметов на органы чувств, названная им «фантазиями» (представления памяти и воображения — в современной терминологии), описан механизм их функционирования — связь представлений (механизм ассоциации — в системе современной терминологии).           Объясняя развитие характера, он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Учение о формировании характера в реальных поступках, упражнении в разного рода делах является предтечей деятельностной концепции психического развития человека.           Аристотель придает новый смысл основному принципу научного объяснения — принципу причинности (детерминизма). Среди различных типов причинности он выделил особую целевую причину — «то, ради чего совершается действие». Конечный результат процесса (цель) воздействует на его ход. Кроме этого, он ввел разделение на практический и теоретический разум.

Аристотель о душе

Аристотель о душе
Материя и Форма
  1. Аристотель использует знакомое ему различение материи и формы, чтобы ответить на вопрос. «Что такое душа?» В начале De Anima II.1, он говорит, что есть три вида субстанции:
    1. Материя (возможность)
    2. Форма (актуальность)
    3. Соединение материи и формы
  2. Аристотель интересовался соединениями, состоящими из живой . Эти растения и животные — это вещи, у которых есть душа. Их души это то, что делают живыми существами.
  3. Поскольку форма — это то, что делает материю «этим», душа — это форма живого существа. (Не его форма, а его действительность , которая в силу
Степени Актуальности и Потенциальности
  1. Аристотель различает два уровня действительности ( энтелехия ). В 412a11 он приводит , зная , и , посещающих , как примеры этих два вида действительности. (Стало традицией называть эти первыми и вторая актуальность соответственно.) В 412a22-26 он уточняет это. пример и добавляет этот: спит против бодрствует . Но он не разъясняет полностью это важное различие до II.5 (417a22-30), к которому мы сейчас обратимся.
  2. В 417а20 Аристотель говорит, что существуют разные типы как потенциальности, так и потенциальности. и действительность. Его пример касается различных способов, которыми кто-то может быть описывается как знающий . Человека можно назвать знающим в том смысле, что он или она:
    1. — человек.
    2. владеет грамматикой.
    3. что-то делает.
    Знающий в смысле (а) — это тот, у кого есть только потенциал знать что-то, но никаких реальных знаний. (Конечно, не все имеет такой потенциал. Например, камень или дождевой червь не имеют такого потенциала.) Знающий в смысле (б) имеет какое-то фактическое знание (например, она может знать, что неграмотным сказать «с Джоном и мной», хотя на самом деле она не думает об этом прямо сейчас. Знающий в смысле (с) на самом деле применяет свои знания (например, она думает «это неграмотно», когда слышит кто-то скажет «с Джоном и мной»).
  3. Обратите внимание, что (b) включает в себя как актуальность, так и потенциальность. Знающий в чувство (б) на самом деле знает что-то, но это действительное знание само по себе просто возможность думать определенные мысли или выполнять определенные действия. Таким образом, мы можем описать наших трех познающих следующим образом:
    1. Первая потенциальность
    2. Вторая потенциальность = первая актуальность
    3. Вторая актуальность
  4. Вот еще один пример (не аристотелевский), который может помочь прояснить различие.
    1. Первая возможность: ребенок, не говорящий по-французски.
    2. Вторая возможность (первая актуальность): (молчаливый) взрослый, говорящий по-французски.
    3. Вторая актуальность: взрослый, говорящий (или активно понимающий) по-французски.
    Ребенок (в отличие от камня или дождевого червя) может (научится) говорить по-французски. А Француз (в отличие от французского младенца и в отличие от большинства американцев) на самом деле может говорить по-французски, хотя в данный момент он молчит. Кто-то, кто на самом деле говорящий по-французски — это, конечно, парадигмальный случай французского оратор.
  5. Аристотель использует понятие первой актуальности в своем определении души. (412а27):
    Душа — это первая актуальность природного тела, потенциально обладающего жизнью.
  6. Помните, что первая актуальность — это разновидность потенциальности: способность заниматься деятельностью, которая соответствует секундам актуальности. Итак, душа — это способность, но способность делать что?
  7. Душа живого существа – это его способность заниматься деятельностью, которая свойство живых существ в своем естественном виде. Что это за деятельность? Некоторые из них перечислены в DA II. 1; другие в DA II.2:
    • Самопитание
    • Рост
    • Разлагаться
    • Движение и отдых (в зависимости от места)
    • Восприятие
    • Интеллект
  8. Итак, все, что питает себя, что растет, распадается, движется (на своем собственное, а не только под влиянием чего-то другого), воспринимает или думает, что жив . И способности вещи, благодаря которой она делает эти вещи составляют его душу. Душа это то, что причинно-следственный для одушевленного поведения (жизненной деятельности) живого существа.
Степени души
  1. Существует вложенных иерархий функций или действий души (413a23).
    1. Рост, питание, (размножение)
    2. Передвижение, восприятие
    3. Интеллект (= мысль)
  2. Это дает нам три соответствующие степени души:
    1. Питательная душа (растения)
    2. Чувствительная душа (все животные)
    3. Разумная душа (люди)
  3. Это вложенных в том смысле, что все, что имеет более высокую степень души также имеет все низшие степени. Все живое растет, питается себя и размножаться. Животные не только делают это, но и двигаются и воспринимают. Люди делают все вышеперечисленное и рассуждают также. (Есть дополнительные подразделения на различных уровнях, которые мы будем игнорировать.)
Душа и тело
  1. Ключевой вопрос для древних греков (как и для многих людей сегодня) может ли душа существовать независимо от тела. (Тот, кто верит в личном бессмертии стремится к самостоятельному существованию души.) Платон (как мы знаем из « Федона ») определенно считал, что душа может существуют отдельно. Вот что Аристотель говорит по этому поводу:
    . . . душа не существует без тела и не тело какое-то. Ибо это не тело, но принадлежит телу, и по этой причине присутствует в теле, и в теле такого-то рода (414a20ff).
    Итак, по мнению Аристотеля, хотя душа и не материальный объект, она не отделяемый от корпуса. (Однако, когда дело доходит до интеллекта, Аристотель колеблется. См. DA III.4)
  2. Картина Аристотеля — это , а не Декартово:
    1. . Нет внутреннего/внешнего контраста. Душа не внутренний зритель, в прямой контакт только со своими собственными восприятиями и другими психическими состояниями, имеющими сделать вывод о существовании тела и «внешнего» мира.

      Таким образом, не существует понятия конфиденциальности опыта, неисправимости ментального и т. д. в картине Аристотеля.

    2. Душа не является независимо существующей субстанцией. Это связано с тело более непосредственно: это форма тела, а не отдельная субстанция внутри другого вещества (тела) другого вида. Это емкость , а не то, что имеет емкость.

      Таким образом, это не отделимая душа. (В лучшем случае это чистая мысль, лишенная личности, которая, по Аристотелю, отделима от тела.)

    3. Душа имеет мало общего с личной идентичностью и индивидуальностью. Есть нет причин думать, что одна (человеческая) душа в каком-либо важном отношении отличается от от любой другой (человеческой) души. Форма одного человека такая же, как форма любого другого.

      В этом смысле есть только душ , а не душ. У нас с тобой разные души, потому что мы разные люди. Но мы разные люди существ, потому что мы разные соединения формы и материи. То есть разные оба тела одушевлены одним и тем же набором способностей, одним и тем же (видом) душа.


Перейти к предыдущему лекцию о субстанции, материи и форме.

Вернуться на домашнюю страницу PHIL 320


Copyright © 2004, С. Марк Коэн


Три типа душ Аристотеля

Аристотель для меня был, пожалуй, величайшим мыслителем всей древней Эллады. Современная наука и психология в значительной степени доказали ошибочность его идей, но они не менее интригуют ее. Одной из таких теорий является теория трех типов душ. Как писал сам Аристотель:

«Познание души, по общему признанию, очень способствует продвижению истины в целом и, прежде всего, нашему пониманию Природы, ибо душа в некотором смысле является принципом животной жизни. […] Достигнуть любое достоверное знание о душе — одна из самых трудных вещей в мире».

Душа, по Аристотелю, является своего рода основополагающим принципом. Это реализация жизни. Душа — это то, что позволяет телу участвовать в необходимых жизненных действиях, и они опираются друг на друга. чем большим количеством частей души обладает существо, тем оно развитее и развитее. три типа души — это питающая душа, чувственная душа и разумная душа.

Питательная душа является первой и наиболее распространенной среди всех живых существ. Ибо можно сказать, что все, что питается, вырастает из этого питания и, в конце концов, с течением времени распадается, имеет душу. Растения, например, обладают только питательной душой, в то время как это одна из двух или трех частей души, которыми обладают животные и люди. Питательная душа — это то, что побуждает любое существо защищать себя, когда это возможно, но также и производить потомство в любой форме, потому что его собственная жизнь конечна.

Душа чувственная, или душа восприятия, — это часть души, которая позволяет нам воспринимать окружающий мир. Он охватывает чувства, но также позволяет нам помнить то, что с нами произошло, испытывать боль и удовольствие, иметь аппетиты и желания. Большинство животных и все люди обладают разумной душой, а растения — нет. Конечно, не все животные обладают одинаковыми способностями к восприятию. те, которые обладают органами чувств только для одного чувства, потенциально не могут быть реализованы чувственной душой и более подобны растениям, обладающим только питательной душой. Сверчок, например, или моллюски.

Аристотель считал, что и животные, и люди обладают чувственной душой. Однако он задает вопрос, обладают ли животные способностью верить. Вера, казалось бы, подразумевает убеждение. Убеждение, казалось бы, подразумевает, что существо было убеждено, потому что нельзя быть убежденным в чем-то, не будучи каким-то образом убежденным. Наконец, убеждение, казалось бы, подразумевает рациональную функцию измерения возможностей и выводов, функцию, которой, по мнению Аристотеля, животные не обладали.

Разумная душа принадлежит только человеку. Разумная душа есть то, благодаря чему мы обладаем способностью к рациональному мышлению. Аристотель делит рациональное мышление на две группы. Во-первых, это пассивный интеллект. Это часть нашего разума, которая собирает информацию и сохраняет ее для последующего использования. Это почти расширение чувственной души в том смысле, что оно позволяет нам действовать в соответствии с информацией, собранной этой частью души.

Активный интеллект — это та часть, которая позволяет нам участвовать в реальном процессе мышления. Это позволяет нам использовать наши сенсорные данные, объединять их с нашими воспоминаниями и навыками и применять их для нашего совершенствования. Аристотель также считал, что активный интеллект отвечает за нашу способность рассматривать абстрактные понятия, которые мы никогда не воспринимали. Благодаря активному интеллекту становится возможной философия, и именно эта способность отличает людей от животных.

Современная наука опровергла многие идеи Аристотеля о душе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts