Конкретные и абстрактные понятия
Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «землетрясение», «поэма В.В. Маяковского «Хорошо!»
Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»).
Относительные и безотносительные понятия
Относительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — учитель», «начальник» — «подчинённый»).
Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы. Существующие самостоятельно, вне зависимости от другого («дом», «человек», «доменная печь»).
Положительные и отрицательные понятия
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок.
Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом, и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «безупречность», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными.
Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствуют в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «бескорыстная помощь»).
Собирательное и несобирательные понятия
Собирательные называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая»). Проверяем так. Об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом.
Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и единичными(«созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека»).Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»).
Приведём примеры полной логической характеристики некоторых понятий.
«Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
«Недобросовестность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.
«Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
Отношения между понятиями
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определённых отношениях. Далёкие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются
Сравнимые понятия делятся на совместимые (объёмы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые, объёмы которых не совпадают ни водном элементе.
Виды понятий — Содержание и форма
Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые. Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «великий американский писатель Теодор Драйзер»; «река Кама»). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «велосипед», «компьютер» и др.). Задание: Приведите примеры общих и единичных понятий. Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т.е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называются универсальными). Например, натуральные числа — в арифметике, растения — в ботанике и др. Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустой класс (например, «вечный двигатель», « человек, проживший 300 лет», «Снегурочка», «Дед Мороз», персонажи сказок, басен и др.). Задание: Приведите примеры пустых понятий. Чему равен объем понятий (общие, единичные или пустые): «столица России»; «столица», «город», По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий. Конкретные и абстрактные понятия Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальных, так и идеальных). К их числу относятся понятия « школа», «опера», «Александр Македонский», «землетрясение» и др. Конкретные — это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: «академия», «студент», «романс», «дом», «поэма А. Блока «Двенадцать» и др. Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», « честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», « сходство» и др.). Задание: Приведите примеры абстрактных понятий. Относительные и безотносительные понятия Относительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», « начальник» — «подчиненный», «северный полюс магнита» — « южный полюс магнита»). Безотносительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («карандаш», «город», «овца», «сильное наводнение»). Положительные и отрицательные понятия Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «отстающий ученик», «красивый поступок» и т. д. Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное свойство отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» или «без» («бес»): «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок» и др. Если частица «не» или «без» («бес») слились со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «беспечность», « безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, называются положительными. В русском языке нет понятия «нависть» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «ненависть» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»). В словах иностранного происхождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «агностицизм», «аморальный» и др. Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями. Собирательные и несобирательные понятия Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом, а один футболист не составляет футбольную команду. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «детский хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской Академии образования»). Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка», «растение»). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным. В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. Возьмем суждение: «Все яблоки в этой корзине спелые». В нем понятие «яблоко в этой корзине» является общим и употребляется в несобирательном смысле, т. е. каждое отдельное яблоко является спелым. В суждении «Все яблоки в этой корзине весят 5 кг» понятие « яблоки в этой корзине» употреблено в собирательном смысле, так как они весят 5 кг все вместе, а не каждое в отдельности. Задание: Приведите примеры пустого и конкретного понятия. Приведите примеры отрицательного конкретного понятия. Приведите примеры отрицательного абстрактного понятия. Приведите примеры отрицательного пустого понятия. Приведите примеры отрицательного единичного понятия. Приведите примеры положительного единичного понятия. Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие «невнимательность» — общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения. Таким образом, логическая характеристика понятий может выглядеть, например, следующим образом: «коллекция» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное; «нерешительность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное; «поэма» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
Упражнения: Запишите логическую характеристику следующих понятий (укажите объем, раскройте содержание – можно воспользоваться словарем), определите их вид и укажите какие-либо элементы объема: а) человек, имеющий брата, но не имеющий сестры; б) населенный пункт, расположенный севернее Новгорода и южнее Москвы; в) жидкость, которая кипит при нормальном атмосферном давлении при 1000°С; г) государство; д) столица. |
|
Различия в содержании абстрактных и конкретных понятий
. 2005 г., 10 сентября; 29(5):719-36.
doi: 10.1207/s15516709cog0000_33.
Катя Катя Вимер-Гастингс 1 , Сюй Сюй
принадлежность
- 1 Факультет психологии Университета Северного Иллинойса.
- PMID: 21702791
- DOI: 10.1207/s15516709cog0000_33
Бесплатная статья
Катя Катя Вимер-Гастингс и др. Знания наук. .
Бесплатная статья
. 2005 г., 10 сентября; 29(5):719-36.
doi: 10.1207/s15516709cog0000_33.
Авторы
Катя Катя Вимер-Гастингс 1 , Сюй Сюй
принадлежность
- 1 Факультет психологии Университета Северного Иллинойса.
- PMID: 21702791
- DOI: 10.1207/с15516709cog0000_33
Абстрактный
Свойства понятий являются неотъемлемой частью теорий представления и обработки понятий. На сегодняшний день мало что известно о концептуальных свойствах абстрактных понятий, таких как идея. В этом эксперименте систематически сравнивалось содержание 18 абстрактных и 18 конкретных понятий с использованием задачи генерации признаков. Тридцать один участник перечислил характеристики понятий (т. е. свойства элемента) или их соответствующий контекст (т. е. свойства контекста). Абстрактные понятия имели значительно меньше внутренних свойств элементов и больше свойств, выражающих субъективный опыт, чем конкретные понятия. Ситуационные компоненты, генерируемые для абстрактных и конкретных понятий, различались по виду, но не по количеству. Абстрактные понятия были преимущественно связаны с социальными аспектами ситуаций. Свойства были значительно менее специфичны для абстрактных понятий, чем для конкретных. Таким образом, абстрактность возникла как функция нескольких качественных и количественных факторов.
2005 Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс, Инк.
Похожие статьи
Различия в обработке языка между слепыми и зрячими людьми и разница между абстрактным и конкретным понятием.
Canessa E, Chaigneau SE, Морено С. Канесса Э. и др. Знания наук. 2021 окт;45(10):e13044. doi: 10.1111/cogs.13044. Знания наук. 2021. PMID: 34606124
Семантические представления абстрактных и конкретных понятий на основе эмодзи.
Вике П., Болоньези М. Вике П. и др. Процесс познания. 2020 ноябрь;21(4):615-635. doi: 10.1007/s10339-020-00971-x. Epub 2020 7 мая. Процесс познания. 2020. PMID: 32383010
Абстрактные и конкретные понятия имеют структурно разные репрезентативные рамки.
Костыль SJ, Уоррингтон EK. Костыль С.Дж. и соавт. Мозг. 2005 г., март; 128 (часть 3): 615–27. дои: 10.1093/мозг/awh449. Epub 2004, 17 ноября. Мозг. 2005. PMID: 15548554
Модуляция семантической системы образностью слова.
Сабсевитц Д.С., Медлер Д.А., Зайденберг М., Биндер Дж.Р. Сабсевитц Д.С. и соавт. Нейроизображение. 2005 г., 1 августа; 27 (1): 188–200. doi: 10.1016/j.neuroimage.2005.04.012. Нейроизображение. 2005. PMID: 15893940 Клиническое испытание.
Границы обоснования абстрактных понятий.
Печер Д., Зеленберг Р. Печер Д. и соавт. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018 5 августа; 373 (1752): 20170132. doi: 10.1098/rstb.2017.0132. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018. PMID: 29915000 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Влияние языка на восприятие и формирование понятий в модели глубокой нейронной сети, ограниченной мозгом.
Хеннингсен-Шомерс М.Р., Гараньяни М., Пульвермюллер Ф. Henningsen-Schomers MR, et al. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023 13 февраля; 378 (1870): 20210373. doi: 10.1098/rstb.2021.0373. Epub 2022 26 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023. PMID: 36571136 Бесплатная статья ЧВК.
Усвоение религиозных слов: диалогическое и индивидуальное построение значения слова.
Viertel FE, Reis O, Rohlfing KJ. Viertel FE и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023 13 февраля; 378 (1870): 20210359. doi: 10.1098/rstb.2021.0359. Epub 2022 26 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023. PMID: 36571128 Бесплатная статья ЧВК.
Социальная семантика: организация и обоснование абстрактных понятий.
Pexman PM, Diveica V, Binney RJ. Пексман П.М. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023 13 февраля; 378 (1870): 20210363. doi: 10.1098/rstb.2021.0363. Epub 2022 26 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023. PMID: 36571120 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.
Проверка косвенного обоснования абстрактных понятий с использованием мультимодальной семантики распределения.
Уцуми А. Уцуми А. Фронт Псих. 2022 4 октября; 13:906181. doi: 10.3389/fpsyg.2022.906181. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36267060 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние социального опыта на абстрактные понятия в семантической подготовке.
Яо З., Чай И., Ян П., Чжао Р., Ван Ф.