БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ | Энциклопедия Кругосвет
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в психологии – вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует смешивать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе (т.е. заниматься интроспекцией). Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз.
Многие века мыслители, изучавшие человеческую природу, считали, что понятие бессознательного внутренне противоречиво. Однако некоторые философы – Августин, Г.Лейбниц, И.Гербарт, а также Г.Фехнер и Г.Гельмгольц, занимавшиеся экспериментальной психологией, отмечали, что психологические операции могут производиться без их осознания субъектом действия.
Роль бессознательного в развитии психических расстройств была продемонстрирована в трудах психологов и психиатров. Так, Ж.Шарко показал, что симптомы возникшего в результате травмы невроза являются результатом не поражения нервной ткани, а бессознательных воспоминаний о перенесенной травме. П.Жане применил понятие «бессознательных идей фикс» к анализу истерии и пришел к выводу, что травматические представления, хотя и отделенные от сознания, проявляются в форме истерического синдрома. Жане сообщил об излечении нескольких больных истерией с помощью гипноза, который он применял с целью обнаружения первоначальной травмы и вторичного переживания ее пациентом. Й.Брейер лечил больную истерией путем введения ее в гипнотическое состояние с последующим разъяснением обстоятельств, связанных с ее трудностями. Как только ситуация травмы оказалась раскрытой, симптомы истерии исчезли.
Фрейд заменил гипноз особыми методиками свободных ассоциаций и толкования сновидений. Он утверждал, что содержания бессознательного не только сами уходят, но и «вытесняются», т. е. насильно изгоняются из сознания. Невротические симптомы выражают конфликт между вытесняющими силами и вытесняемым материалом, и этот конфликт вызывает сопротивление, с которым сталкивается психоаналитик, когда пытается раскрыть вытесненный материал. Кроме случайных психических травм, вытесняется целый период раннего детства, включая эдипову ситуацию (бессознательное влечение к родителю противоположного пола). У нормального человека эти события раннего детства незаметно для него самого воздействует на мысли, чувства и поступки; у невротика они определяют широкое разнообразие симптомов, которые психоаналитик старается проследить вплоть до их бессознательных источников. Иррациональные установки пациента по отношению к психоаналитику во время психоаналитического лечения получили название «переноса» или «трансфера»; они являются возрождением старых забытых установок по отношению к родителям. Задача психоаналитика – вместе с пациентом проанализировать его сопротивление и «перенос», с тем чтобы пациент мог полностью осознать свою бессознательную мотивацию.
Юнг считал, что бессознательное – это независимая часть психики, обладающая собственной динамикой и дополняющая ее сознательную часть. Он различал индивидуальное и коллективное бессознательное, считая последнее вместилищем «архетипов» – универсальных символов, заряженных психической энергией. В качестве нового способа исследования бессознательного Юнг предложил тест словесных ассоциаций, как спонтанных, так и направленных, и свой собственный подход к толкованию сновидений. Целью его терапевтического метода было воссоединение сознания и бессознательного, через которое, как он считал, человек может достичь «индивидуации» – полноты раскрытия своей личности.
Концепции бессознательного Фрейда и Юнга предлагают ключ к трактовке не только многочисленных данных, полученных психологией, психиатрией, этнографией и социологией, но и к интерпретации произведений литературы и искусства. Исследование бессознательного было также обогащено применением экспериментального гипноза и проективных психологических тестов.
См. также НЕВРОЗ; ПСИХОАНАЛИЗ.
что это такое, примеры проявления, значение
Существует довольно распространенное мнение, согласно которому, психические процессы протекают только на уровне сознания. Однако, наука это опровергла. У каждого человека имеется некоторая скрытая область мышления, где протекает множество процессов, не контролируемых сознанием. Эта область называется «бессознательное». В этой статье рассмотрим: что такое бессознательное, как оно проявляется и как его характеризовали З.Фрейд и К.Юнг. Обо всём по порядку.
Что такое «бессознательное» ?
Бессознательное — это совокупность психических процессов и явлений, которые не являются частью сознания субъекта, то есть, в отношении этих процессов отсутствует контроль со стороны сознания.
Термин «бессознательное» получил довольно широкое распространение в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии и множестве других наук и областей. Психология в большинстве случаев противопоставляет бессознательное сознательному.
Если рассматривать определение с точки зрения его психического содержания, то подразумевается нечто, что на текущий момент недоступно осознанию, и это нечто может быть зафиксировано как результат неосознанных действий, сновидений человека либо его бессвязных мыслей и умозаключений. Это объясняется постоянной активностью психики, которая вынуждена одновременно выполнять огромное количество функциональных обязанностей как во время бодрствования, так и сна. Стоит отметить, что среди огромного количества психических процессов лишь небольшая определенная часть является сознательной.
З. Фрейд был одним из тех, кто уделил большое количество времени изучению «бессознательного». Он даже основал собственное учение о бессознательном, где рассматривал его в качестве динамической системы.
Примеры проявления бессознательного
Существует огромное количество разновидностей проявления бессознательного в повседневном поведении каждого человека. К примеру, это оговорки, повадки или манеры, которые проявляются при общении с другими людьми. Очень часто бессознательное обнажает истинные мотивы человека, которые тот пытается скрыть, но они проявляются, когда вступают в конфликт с сознательным. Подобный конфликт и приводит к оговоркам и спонтанным проявлениям поведения.
К категории бессознательного также могут быть отнесены действия, которые человек довел до автоматизма. Изначально их выполнение происходит осознанно, а затем уже превращается в бессознательное. Например, одним из типичных проявлений бессознательного действия является управление автомобилем опытным водителем. Несмотря на то, что вождения требует внимательности: следить за знаками, светофорами, перестроениями — человек может полностью «уйти в себя» и делать это всё на полном «автопилоте». Кроме того, сны также являются одним из проявлений бессознательного. Они являются вместилищем мечтаний, мыслей и страхов человека.
Зачастую бессознательным выступают негативные эффекты подсознания и человеческого поведения. Здесь можно выделить человеческую агрессию, которая не имеет под собой мотивации, неуместные слова, проблемы в общении. К категории подобных проблем также может быть отнесен стресс, проблемы в отношениях, а также тяга к саморазрушению.
Однако не стоит воспринимать бессознательное только в качестве хранилища первобытных рефлексов, которые временами вырываются оттуда. Бессознательное оказывает существенное влияние на человека, которое в большинстве случаев является позитивным. Многие представители социальной психологии полагают, что именно этот компонент оказывает наибольшее влияние на высшие психические процессы, к которым могут быть отнесены решения и суждения.
К примеру, именно бессознательное помогает детям и подросткам адаптироваться к реалиям взрослого мира. Практически вся социализация проходит при активном участии бессознательного. Интуиция человека, его мотивация и влечения также формируются из бессознательного, которое является некоторым хранилищем автоматических навыков, воспоминаний и фантазий.
Концепция «бессознательного» З. Фрейда
Именно Зигмунд Фрейд заложил основу для глобального и всеобъемлющего рассмотрения бессознательного. Фрейд является основателем психоанализа, и в одной из своих работ он выдвинул идею противопоставления бессознательного и сознания. Фрейд уделял большое количество внимания бессознательному, полагая, что это одна из наиболее важных частей и компонентов человеческой личности.
Именно бессознательное, по мнению Фрейда, является хранилищем и накопителем чувств, мыслей, побуждений и желаний, которые скрываются от человека, поскольку их вытесняет сознание. Именно из-за такой особенности работы сознания в подсознательном больше всего откладываются негативные и неприемлемые компоненты. К подобному разряду могут быть отнесены душевная боль, беспокойство или внутренний конфликт. По такому принципу работают защитные механизмы психики, которые оберегают сознание от излишнего возбуждения негативными воспоминаниями.
Также Фрейд считал, что поведение человека во многом определяется бессознательным, и человек не может контролировать данный процесс при всем желании. Его можно несколько ограничить за счет постоянного анализа снов или оговорок. Фрейд выдвинул утверждение, что для преодоления стресса и проблем с психикой следует столкнуться и разобраться со своим подсознанием и бессознательным.
Именно Фрейд создал одну из наиболее проработанных моделей бессознательного. Тем не менее, она также не лишена недостатков, поскольку основывалась на его субъективных восприятиях при работе с психически больными людьми.
Концепция «бессознательного» К. Юнга
Психиатр из Швейцарии К.Г. Юнг выступил одним из наиболее ярких критиков концепции и постулатов Фрейда, несмотря на то, что долгое время он поддерживал своего учителя. Основное их разногласие сводилось к особенностям понимания природы бессознательного. Юнг, в отличие от своего учителя, провел четкую дифференциацию между коллективным и индивидуальным бессознательным. Он формулировал их следующим образом:
- Индивидуальное бессознательное является способом отражения личностного опыта отдельного человека, а также полностью состоит из переживаний, когда-то являвшихся сознательной частью;
- Коллективное бессознательное – скрытые следы памяти человеческого прошлого, то есть расовая и национальная история.
Юнг сумел создать крайне подробную модель бессознательного, причем ее детализация настолько велика, что психологи продолжают свои попытки познать ее. При этом Юнг призывал отказаться от теории, что бессознательное выступает в качестве подавителя и накопителя негативных эмоций. Он утверждал, что
При этом Юнгу также удалось доказать, что сознание и разум вместе с подсознательным составляют одно единое неделимое целое, которое мы и называем «я». Нарушения подобной целостности приводят к неврозам.
Исходя из всего этого, работы Юнга позволили ему сделать вывод, что бессознательное является истинным источником всего человеческого сознания. Каждая из человеческих способностей в один из моментов времени являлась частью бессознательного и лишь со временем реализовалась на сознательном уровне.
Влияние бессознательного на человека
Современные исследования ученых показывают, что именно бессознательное берёт на себя ряд функций мозга, в том числе занимается обработкой эмоций и чувств. Сила бессознательного заключается не в подавлении каких-либо неприятных ощущений и эмоций, а в скорости и эффективности принимаемых решений и действий. Это эффективный эволюционный механизм, который быстро адаптируется и действует по ситуации. Он позволяет мозгу обрабатывать объемы информации за значительно меньшее количество времени без отвлечений на мелочи.
Примером подобного могут являться неожиданные спонтанные решения — инсайты, появившиеся не после тщательного обдумывания, а внезапно. Исследования профессора психологии из Голландии Ап Диикстериуса продемонстрировали, что несознательный выбор приносит больше удовольствия, чем сознательный. Однако здесь следует ввести важное замечание, что бессознательное не подходит для принятия каких-либо сложных решений, по типу нахождения ответов в математической задаче.
Таким образом, каждый человек и его поведение являются сложной смесью сознательных и бессознательных психических процессов. Отталкиваясь от этого, требуется серьезно воспринимать бессознательное, как равноценную часть разума.
Заключение
Бессознательное обладает серьезным влиянием на жизнь человека. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. В зависимости от степени принятия собственного бессознательного жизнь человека может упрощаться за счет более быстрого преодоления проблем. Для этого достаточно осознать наличие бессознательного и окунуться в некоторые тайны собственного «я».
Зигмунд Фрейд — Теория бессознательного
10 минут
Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .
Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.
Теория бессознательного, сформулированная Зигмундом Фрейдом, стала важной вехой в истории психологии. Этот странный и увлекательный подземный мир был генератором фантазий, провалов и неконтролируемых порывов. Это позволило нам, наконец, по-другому взглянуть на психические расстройства. Их больше не будут рассматривать как соматические или церебральные заболевания, а как конкретные изменения психики.
В наши дни многие скептики смотрят на работы отца психоанализа с легкой иронией. Такие понятия, как «зависть к пенису» в развитии женской сексуальности, считаются устаревшими и нелепыми. И тоже всегда найдется кто-то, кто считает их наследие лженаукой. Они считают, что их теории не согласуются с выводами экспериментальной психологии.
«Бессознательное — это самый большой круг, который включает в себя наименьший круг сознательного. Все сознательное имеет предварительную ступень в бессознательном. в то время как бессознательное может остановиться на этом шаге и по-прежнему претендовать на полную ценность психической деятельности».
-Зигмунд Фрейд-
Тем не менее, для тех, кто поддерживает эти идеи, важно указать на ряд основных размышлений. Когда Зигмунд Фрейд впервые опубликовал свою работу о бессознательном, коллеги заклеймили его как «злодея». До этого момента психиатрия основывалась на органике железа или биологическом субстрате. Фрейд был первым, кто заговорил об эмоциональных травмах, душевных конфликтах и скрытых воспоминаниях разума.
Несомненно, к его теориям можно отнестись скептически. Но никто не может недооценивать его наследие, его вклад, его революционный подход к изучению разума. А также его подход к личности, к полю сновидений и к необходимости переформулировать психологию, объединив органическое поле со сценарием, в котором царят силы разума. Властвуют бессознательные и инстинктивные процессы. Наших, конечно.
Таким образом, наследие Фрейда не имеет срока годности. И никогда не будет. Настолько, что сегодня нейробиология следует некоторым идеям, постулированным в свое время отцом психоанализа.
Марк Солмс — известный нейропсихолог из Кейптаунского университета. Он напоминает нам, например, что сознательный разум способен обращать внимание на 6 или 7 вещей одновременно. Тем не менее, одновременно, наше бессознательное отвечает за сотни процессов. От чисто органических мыслей, управляемых нервной системой, до многих решений, принимаемых ежедневно.
Если мы отрицаем ценность и значимость бессознательного в нашей жизни, мы тем самым отрицаем большую часть того, чем мы являемся. Большая часть того, что лежит под этой маленькой верхушкой айсберга…
Любопытный случай Анны О
В 1880, году человек, позже известный как «пациент 0», пришел на консультацию к австрийскому психологу и физиологу Йозефу Брейеру. . Этот человек позволил Зигмунду Фрейду заложить основы психотерапии и начать изучать структуру разума и бессознательного.
«Бессознательное человека может реагировать на бессознательное другого человека, не проходя через сознательный разум».
-Зигмунд Фрейд-
Мы, конечно, говорим об «Анне О», псевдониме Берты Паппенгейм, пациентки с диагнозом «истерия». Ее клинический случай поставил Брера в тупик, заставив его обратиться за помощью к своему коллеге и другу Зигмунду Фрейду. Молодой девушке был 21 год, и с того момента, как она взяла на себя заботу о своем больном отце, она начала страдать от изменений. Они были столь же серьезными, сколь и странными. Ее поведение было настолько странным, что некоторые люди даже осмелились сказать, что она была одержимой.
«Истерические» симптомы Анны О.
- Правда в том, что сам случай как нельзя более своеобразен. Девушка страдала от эпизодов слепоты, глухоты, частичного паралича и глазного косоглазия. Самым ярким симптомом из всех было то, что она потеряла способность говорить или даже общаться на других языках, таких как английский или французский.
- Фрейд и Брейер интуитивно догадались, что ее дистресс выходит за рамки классической истерии. Был момент, когда Берта Паппенгейм перестала пить. Ее состояние было настолько тяжелым, что отец психоанализа прибегнул к гипнозу, чтобы вызвать у нее воспоминание. Она вспомнила, что няня напоила ее из той же емкости, что и ее собаку. После «разблокировки» этого бессознательного воспоминания юная леди снова смогла пить жидкости.
С этого момента сеансы шли по той же схеме – доведение до сознания травм прошлого. Актуальность случая Анны О (Берты Паппенгейм) была такова, что позволила Фрейду ввести новую революционную теорию в свои исследования истерии. Одна о человеческой психике, новая концепция, полностью изменившая основы разума.
Что такое бессознательное для Фрейда?
Между 1900 и 1905 годами Зигмунд Фрейд разработал топографическую модель разума, с помощью которой он описал его структурные и функциональные характеристики. Он использовал аналогию, с которой мы все слишком хорошо знакомы, — аналогию с айсбергом.
- На поверхности находится сознательный разум , в котором происходят все наши мысли и на котором мы фокусируем наше внимание. Эти мысли помогают нашему развитию, используются немедленно и легкодоступны.
- Предсознательный разум накапливает все, что наша память может легко вспомнить.
- Третья и самая важная область — это подсознание . Оно обширно, широко, временами безгранично и всегда загадочно. Это та часть айсберга, которую мы не можем видеть и которая фактически занимает большую часть нашего разума.
Концепция бессознательного Фрейда не была новой идеей
Зигмунд Фрейд не был первым, кто использовал этот термин, эту идею. Неврологи, такие как Жан Мартен Шарко или Ипполит Бернгейм, уже говорили о бессознательном. Однако именно Фрейд сделал это понятие основой своих теорий, тем самым придав ему новое значение:
- Бессознательный мир не выходит за рамки сознательного. Это не абстрактная сущность, а вполне реальный, хаотичный, широкий и существенный пласт ума. Тот, к которому у нас нет доступа.
- Этот бессознательный мир раскрывается перед нами по-разному. Через наши мечты, наши умственные ошибки и наши неудачные действия.
- Таким образом, бессознательное является для Фрейда внутренним и внешним. Внутренний, потому что он распространяется внутри нашего сознания, и внешний, потому что он влияет на наше поведение.
С другой стороны, в «Исследованиях об истерии» Фрейд представил концепцию диссоциации в ином и революционном ключе. Способ, который отличался от того, что использовали первые гипнотизеры, такие как Моро де Тур, Бернхейм или Шарко. До этого момента этот механизм разума заключался в том, что отдельные части разума, которые должны быть объединены, хранятся отдельно. К ним относятся восприятия, чувства, мысли и воспоминания. Это объяснялось исключительно соматическими причинами и заболеваниями головного мозга, связанными с истерией.
Фрейд рассматривал диссоциацию как защитный механизм. Это была стратегия разума, с помощью которой он мог отделять, скрывать и подавлять определенные эмоции и переживания в бессознательном, потому что сознательный разум просто не мог их терпеть или принимать.
Структурная модель разума
Мы знаем, что Фрейд не открыл бессознательное. Он не был первым исследователем, использовавшим этот термин, это правда. Однако в г. он был первым, кто сделал это понятие конститутивной системой человека. Фрейд посвятил этой идее всю свою жизнь, вплоть до утверждения, что большинство наших психических процессов на самом деле бессознательны. Кроме того, сознательные процессы представляют собой не что иное, как изолированные или фрагментарные действия всего основного субстрата, который является скрытым телом айсберга.
Между 1920 и 1923 годами Фрейд сделал еще один шаг и немного переформулировал свою теорию психики. Затем он представил теорию, известную сегодня как структурная модель психических инстанций, включающую классические сущности «Ид, Эго и Супер-Эго». Давайте поближе познакомимся с этими сущностями.
Структурная модель психики
- Id: Структура человеческой психики, которая находится на поверхности. Он первым появляется на протяжении всей нашей жизни и контролирует наше поведение в раннем детстве. Этот аспект ищет немедленного удовольствия. Руководствуется инстинктом, самыми примитивными измерениями нашей сущности. Он представляет желания, с которыми мы боремся ежедневно.
- Эго: По мере того, как мы растем и достигаем возраста 3-4 лет, наше представление о реальности начинает развиваться. Здесь возникает наша потребность выжить в контексте, который нас окружает. Таким образом, с развитием нашего «Эго» появляется и новая потребность: потребность контролировать «Ид» в каждый момент времени. Или необходимость совершать действия для удовлетворения своих побуждений социально приемлемым и правильным образом. Точно так же, чтобы гарантировать, что наше поведение не будет наглым или слишком раскованным, мы начинаем использовать защитные механизмы.
- Суперэго: Это измерение возникает в результате социализации, давления со стороны наших родителей и схем нашего социального контекста. Все это передает нам поведенческие правила, ориентиры и ограничения. Эта психическая сущность имеет конечную цель, которая очень конкретна. Его цель — обеспечить соблюдение моральных правил. Это непростая задача. С одной стороны, у нас есть Ид, которое ненавидит мораль и желает удовлетворять ее порывы. А с другой стороны, у нас есть Эго, которое хочет только выжить, сохранить равновесие…
Суперэго противостоит обоим и заставляет нас чувствовать себя виноватыми, например, когда мы чего-то желаем, но не можем получить из-за установленных социальных норм.
Важность наших снов как пути к бессознательному
В превосходном фильме Альфреда Хичкока «Очарованные» мы погружаемся в мир грез главного героя благодаря наводящим на размышления сценам, которые Сальвадор Дали создал для фильма. Правда в том, что мы редко видели этот бессознательный мир с таким совершенством. Эта вселенная скрытых травм, подавленных воспоминаний и скрытых эмоций.
«Толкование снов — это верный путь к познанию бессознательной деятельности ума»
-Зигмунд Фрейд-
самые глубокие уголки разума – анализ сновидений. Фрейд считал, что постижение мира сновидений является истинным путем к бессознательному. Таким образом, мы можем победить наши защитные механизмы и добраться до всего того содержания, которое подавлено как искаженное, разрозненное и причудливое.
Мир бессознательного в наше время
Теория бессознательного Фрейда в свое время считалась достоверной. Позже его оценили как основу поведенческого анализа и понимания. В настоящее время он рассматривается как теоретический корпус, не свободный от технических ограничений, научных гарантий и эмпирических перспектив.
Сегодня мы знаем, что не все наше поведение, личность или поведение можно объяснить этой бессознательной вселенной. Тем не менее мы знаем, что существуют сотни и тысячи повседневных процессов, которые бессознательны. Это связано с простой умственной экономией, с необходимостью автоматизировать эвристику, позволяющую быстро принимать решения. Это, конечно, чревато увековечиванием некоторых несправедливых ярлыков.
Современная психология и неврология не уменьшают ценность бессознательного мира. На самом деле все наоборот. Это увлекательный мир, который имеет большое значение для понимания нашего поведения, повседневного выбора и личных предпочтений. Это психическая ткань, которая составляет большую часть того, кто мы есть. Открытие и формулировка бессознательного, без сомнения, принадлежат Зигмунду Фрейду.
Это может вас заинтересовать…7.6 Бессознательное – Введение в психологию
Глава 7. Состояния сознания
Ап Дейкстерхейс
Бессознательные психологические процессы издавна увлекали людей. Идея о том, что у людей должно быть бессознательное, основана на идее о том, что (а) в нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание; и что (б) если вы не верите, что сознание причинно не связано с другими телесными и психическими процессами, сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем. Не только логика подсказывает, что действие начинается бессознательно, но и исследования убедительно свидетельствуют об этом. Более того, бессознательные процессы очень часто очень важны для функционирования человека, и многие явления, такие как формирование отношения, стремление к цели, стереотипизация, творчество и принятие решений, невозможно полностью понять, не принимая во внимание роль бессознательных процессов.
Цели обучения
- Понять логику, лежащую в основе предположения о важности бессознательных процессов.
- Получить общее представление о некоторых важных исторических мыслях о бессознательных процессах.
- Узнайте о некоторых важных психологических экспериментах над бессознательным.
- Оцените разницу между сознанием и вниманием.
Вы когда-нибудь брали шоколадку, жевательную резинку или журнал, когда покупали продукты? Эти известные «импульсивные покупки» поднимают интригующий вопрос: что такое действительно влияет на ваши решения? Хотя, с одной стороны, вы можете возразить, что именно ваше сознание решает, что вы покупаете, что едите и что читаете. С другой стороны, вам, вероятно, придется признать, что эти журналы о знаменитостях и соленый шоколад на самом деле не были в вашем списке покупок вместе с яйцами и хлебом. Так откуда взялось желание их приобрести? Как мы увидим в этом модуле, на ваше мышление и решения воздействует ряд сил, о которых вы, возможно, даже не подозреваете; все они обрабатываются бессознательным.
Хотя термин « бессознательное » был введен совсем недавно (в 18 веке немецким философом Платнером, немецкий термин «Unbewusstsein»), относительная «бессознательность» человеческой природы вызывала как удивление, так и разочарование у более чем два тысячелетия. Сократ (490–399 до н. э.) утверждал, что свобода воли ограничена, или, по крайней мере, так кажется, после того как заметил, что люди часто делают то, чего на самом деле делать не хотят. Он назвал это
Эти две идеи, впервые сформулированные Сократом и Плотином соответственно, были и до сих пор являются предметом горячих споров в психологии, философии и неврологии. То есть ученые по-прежнему исследуют, в какой степени человеческое поведение является (и/или кажется) произвольным или непроизвольным, и ученые по-прежнему исследуют относительную важность бессознательных и сознательных психологических процессов или умственной деятельности в целом. И, возможно, неудивительно, что оба вопроса до сих пор остаются спорными.
Рис. 7.31. Еще древние греки интересовались загадкой кажущегося отсутствия контроля, которое мы проявляем при принятии решений. Что бы подумал Сократ, если бы увидел, как современные люди ориентируются в типичном супермаркете?г. Во время научной революции в Европе наше бессознательное было, так сказать, отнято у нас французским философом Декартом (1596–1650). Дуализм Декарта повлек за собой строгое различие между телом и разумом. Согласно Декарту, разум производит психологические процессы, и все, что происходит в нашем сознании, по определению является сознательным. Некоторые психологи назвали эту идею, в соответствии с которой мыслительные процессы, протекающие вне сознательного сознания, стали невозможными, картезианской катастрофой . Науке потребовалось более двух столетий, чтобы полностью оправиться от обнищания, продиктованного Декартом.
Нельзя сказать, что все современники Декарта и более поздние мыслители соглашались с дуализмом Декарта. Фактически, многие из них не соглашались и продолжали теоретизировать о бессознательных психологических процессах. Например, британский философ Джон Норрис (1657–1711) сказал: «У нас могут быть идеи, которые мы не осознаем. . . . В нашем уме запечатлено бесконечно больше идей, чем мы можем уделить внимание или воспринять». Иммануил Кант (1724–1804) соглашался: «Поле наших чувственных восприятий и ощущений, которых мы не осознаем… . неизмеримо». Норрис и Кант использовали логический аргумент, на который до сих пор любят указывать многие сторонники важности бессознательных психологических процессов:0022 В нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание.
Самый известный защитник важности бессознательных процессов появился на сцене в конце 19 века: австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Большинство людей ассоциируют Фрейда с психоанализом, с его теорией ид, эго и суперэго, а также с его идеями о вытеснении, скрытых желаниях и мечтах. Такие ассоциации вполне оправданы, но Фрейд опубликовал и менее известные общетеоретические работы (например, Фрейд, 1915/1963). Эта теоретическая работа звучит, в отличие от его психоаналитической работы, очень свежо и современно. Например, Фрейд уже утверждал, что человеческое поведение никогда не начинается с сознательного процесса (сравните это с экспериментом Либета, обсуждаемым ниже).
Фрейд, а также Вильгельм Вундт указали на еще один логический аргумент в пользу необходимости бессознательных психологических процессов. Вундт сказал об этом так: «Наш ум так удачно оснащен, что он дает нам самые важные основания для наших мыслей, даже если мы не имеем ни малейшего представления об этой работе по их разработке. Только результаты этого становятся сознательными. Этот бессознательный разум для нас подобен неведомому существу, которое создает и производит для нас и, наконец, бросает спелые плоды нам на колени». Другими словами, мы можем осознавать множество разных вещей — вкус бокала бургундского, красоту Тадж-Махала или острую боль в пальце ноги после столкновения с кроватью, — но эти переживания не зависают в памяти. воздух, прежде чем они достигнут нас. Они как-то и где-то готовятся. Если вы не верите, что сознание причинно отсоединено от других телесных и психических процессов (например, если кто-то предполагает, что оно управляется богами), сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем.
Немецкий психолог Ватт (1905) в интересном эксперименте показал, что мы сознательно осознаем только результаты психических процессов. Его участникам неоднократно предъявлялись существительные (например, «дуб»), и они должны были как можно быстрее отвечать соответствующим словом. В одних случаях участников просили назвать главное слово («дуб»-«дерево»), а в других случаях просили придумать часть («дуб»-«желудь») или подчиненную («дуб» — «луч») слово. Таким образом, мышление участников было разделено на четыре этапа: инструкции (например, высший уровень), представление существительного (например, «дуб»), поиск подходящей ассоциации и вербализация ответа (например, «дерево»). »). Участников попросили тщательно проанализировать все четыре этапа, чтобы пролить свет на роль сознания на каждом этапе. Третий этап (поиск ассоциации) — это этап, на котором происходит действительное мышление, и поэтому он считался наиболее интересным этапом. Однако, в отличие от других стадий, эта стадия была, как называют ее психологи, интроспективно пустой: участники ничего не могли сообщить. Само мышление было бессознательным, и участники осознавали только всплывающий ответ.
Рис. 7.32. Используя ЭЭГ в лаборатории психологии, экспериментаторы смогли показать, что неосознанная подготовка предшествует сознательному принятию решения.Идея о том, что мы неосознанно готовим действие до того, как осознаем это действие, была проверена в одном из самых известных психологических экспериментов. Некоторое время назад Корнхубер и Деке (1965) провели эксперименты, в которых просили участников выполнить простое действие, в данном случае согнуть палец. Они также измерили ЭЭГ чтобы выяснить, когда мозг начинает готовиться к действию. Их результаты показали, что первый признак неосознанной подготовки предшествовал действию примерно на 800 миллисекунд. Это серьезное количество времени, и это заставило Бенджамина Либета задаться вопросом, появляется ли сознательное осознание решения действовать так же или даже дольше заранее. Либет (1985) воспроизвел эксперименты Корнхубера и Деке, добавив еще одну меру: сознательное осознание решения действовать. Он показал, что сознательные решения следует за неосознанной подготовкой и предшествует фактическому выполнению действия примерно на 200 миллисекунд. Другими словами, бессознательное решает действовать, затем мы осознаем желание выполнить действие и, наконец, действуем.
Эксперимент Либета наделал много шума, и кое-кто попытался спасти положение решающей роли сознания, критикуя эксперимент. Некоторые из этих критических замечаний имели смысл, например представление о том, что последовательность действий в экспериментах Либета начинается не с сигналов ЭЭГ в мозге, а до этого, с инструкции экспериментатора согнуть палец. И это указание воспринимается сознательно. Пыль вокруг точного смысла этого эксперимента еще не полностью осела, и недавно Сун и его коллеги (Soon, Brass, Heinze, & Haynes, 2008) сообщили об интригующем эксперименте, в котором они обошли важное ограничение эксперимента Либета. Участникам приходилось неоднократно делать дихотомический выбор (они должны были нажать одну из двух кнопок), и они могли свободно выбирать, какую именно. Экспериментаторы измеряли активность мозга участников. После того, как участники много раз сделали свой простой выбор, экспериментаторы могли, глядя на разницу в активности мозга для двух разных вариантов в более ранних испытаниях, предсказать, какую кнопку участник нажмет в следующий раз, на десять секунд вперед — действительно, задолго до того, как участник сознательно «решил», какую кнопку нажать дальше.
В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — простое воздействие (Zajonc, 1968). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия происходят, даже когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят.
Рисунок 7.33. Исследования прайминга показывают, что воздействие определенных слов или идей может активировать бессознательные ассоциации, которые непосредственно влияют на наше поведение. Может ли просто вид слова «бинго» заставить вас замедлить шаг?Другим примером современных исследований бессознательных процессов является исследование прайминга . В известном эксперименте, проведенном исследовательской группой под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составлять предложения). на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью.
Такие праймирующие эффекты были показаны во многих различных областях. Например, Dijksterhuis и van Knippenberg (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%.
Холланд, Хендрикс и Аартс (2005) исследовали, может ли простое введение запаха изменить поведение. Они подвергли некоторых участников воздействию запаха универсального чистящего средства без сознательного осознания участниками присутствия этого запаха (ведро было спрятано в лаборатории). Поскольку предполагалось, что запах чистящего средства определяет концепцию уборки, исследователи предположили, что участники, подвергшиеся воздействию запаха, спонтанно начнут уделять больше внимания чистоте. Участников попросили съесть очень рассыпчатое печенье в лаборатории, и действительно, участники, подвергшиеся воздействию запаха, приложили больше усилий, чтобы их среда была чистой и свободной от крошек.
Методы праймингатакже применяются для изменения поведения людей в реальном мире. Latham и Piccolo (2012) случайным образом определили сотрудников колл-центра в условия, при которых сотрудники просматривали фотографии людей, звонящих по телефону в колл-центре, или фотографию женщины, выигравшей гонку. Обе фотографии привели к значительному улучшению производительности труда по сравнению с сотрудниками в контрольной группе, которые не видели фотографии. Фактически, люди, увидевшие фотографии людей, звонящих по телефону, собрали на 85% больше денег, чем люди из контрольной группы.
Исследование бессознательных процессов также значительно улучшило наше понимание предубеждений. Люди автоматически классифицируют других людей в соответствии с их расой, и Патрисия Девайн (1989) продемонстрировала, что категоризация бессознательно приводит к активации связанных с ними культурных стереотипов. Важно отметить, что Дивайн также показал, что активация стереотипов не сдерживалась уровнем явных предубеждений людей. Вывод из этой работы был мрачным: мы бессознательно активируем культурные стереотипы, и это верно для всех нас, даже для людей, которые явно не предвзяты, или, другими словами, для людей, которые не хотят стереотипировать.
Рис. 7.34. «Опыт Эврики» — это момент, когда идея входит в сознание.Понимание бессознательных процессов также повлияло на наши представления о творчестве. Творчество обычно рассматривается как результат трехэтапного процесса. Она начинается с сознательного подхода к проблеме. Вы думаете и читаете о проблеме и обсуждаете вопросы с другими. Этот этап позволяет собрать и систематизировать необходимую информацию, но на этом этапе редко возникает действительно творческая идея. Вторая стадия бессознательна; это стадия инкубации, во время которой люди думают бессознательно. Проблема на время откладывается в сторону, и сознательное внимание направляется в другое место. Процесс бессознательного мышления иногда приводит к « Эврика опыт », посредством чего творческий продукт входит в сознание. На этой третьей стадии снова играет роль сознательное внимание. Творческий продукт должен быть вербализован и передан. Например, научное открытие нуждается в подробном доказательстве, прежде чем его можно будет сообщить другим.
Идея о том, что люди мыслят бессознательно, также применялась к принятию решений (Dijksterhuis & Nordgren, 2006). В недавней серии экспериментов (Bos, Dijksterhuis, & van Baaren, 2008) участникам была представлена информация о различных альтернативах (таких как автомобили или соседи по комнате), различающихся по привлекательности. Впоследствии участники участвовали в отвлекающая задача до того, как они приняли решение. То есть сознательно думали о другом; в данном случае они решали анаграммы. Тем не менее, одной группе перед выполнением отвлекающего задания сказали, что позже им будут заданы вопросы о проблеме принятия решения. Второй группе вместо этого сказали, что они закончили с проблемой решения и больше ни о чем не будут спрашивать. Другими словами, у первой группы была цель продолжить обработку информации, а у второй такой цели не было. Результаты показали, что первая группа принимала лучшие решения, чем вторая. Хотя они делали то же самое сознательно — опять же, решая анаграммы, — первая группа принимала лучшие решения, чем вторая, потому что первая думала бессознательно. Недавно исследователи сообщили о нейробиологических данных о таких бессознательных мыслительных процессах, действительно показывающих, что недавно закодированная информация обрабатывается бессознательно, когда у людей есть цель сделать это (Creswell, Bursley, & Satpute, в печати).
Люди иногда удивляются, узнав, что мы можем делать так много и так много сложных вещей бессознательно. Однако важно понимать, что между вниманием и сознанием нет однозначной связи (см., например, Dijksterhuis & Aarts, 2010). Наше поведение во многом определяется целями и мотивами, и эти цели определяют, на что мы обращаем внимание, то есть сколько ресурсов наш мозг тратит на что-то, но не обязательно то, что мы осознаем. Мы можем осознавать вещи, на которые почти не обращаем внимания (например, мимолетные мечты), и мы можем уделять много внимания чему-то, о чем мы временно не сознаем (например, проблеме, которую мы хотим решить, или важному решению, которое мы принимаем). лицом). Частично путаница возникает из-за того, что внимание и сознание соотносятся. Когда человек уделяет больше внимания поступающему стимулу, вероятность того, что он осознает его, возрастает. Однако внимание и сознание различны. И чтобы понять, почему мы можем делать так много вещей неосознанно, ключом к этому является внимание. Нам нужно внимание, но для целого ряда вещей нам не нужно сознательное осознание.
В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее разумный подход к изучению бессознательных и сознательных процессов состоит в том, чтобы рассматривать (высшие) когнитивные операции как бессознательные и проверять, что (если что-то) добавляет сознание (Dijksterhuis & Aarts 2010; van Gaal, Lamme, Fahrenfort, & Ridderinkhof, 2011; в качестве исключения см. Newell & Shanks, в печати). Однако исследователи по-прежнему расходятся во мнениях относительно относительной важности или вклада сознательных и бессознательных процессов. Некоторые теоретики утверждают, что причинная роль сознания ограничена или практически отсутствует; другие до сих пор считают, что сознание играет решающую роль почти во всем человеческом поведении любого значения.
Примечание. Исторический обзор того, как люди думали о бессознательном, в значительной степени основан на Кестлере (1964).
Авторство изображений
Рисунок 7.31: Mtaylor848, https://goo.gl/GhuC6L, CC BY-SA 3.0, https://goo.gl/eLCn2O
Рисунок 7.32: SMI Eye Tracking, https://goo.gl/xFMw5I, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7
Рисунок 7.33: Эдвин Торрес, https://goo.gl/QvbdGx, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7
Рисунок 7.34: Барт, https://goo.gl/ZMnGFr, CC BY-NC 2.0, https://goo. gl/VnKlK8
Ссылки
Барг, Дж. А., Чен, М., и Берроуз, Л. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии , 71, 230–244.
Бос, М.В., Дейкстерхуис, А. и ван Баарен, Р.Б. (2008). О целезависимости бессознательного мышления. Журнал экспериментальной психологии , 44, 1114–20.
Кресуэлл, Д., Берсли, Дж. и Сатпут, А. (в печати). Нейронная реактивация связывает бессознательные мысли с эффективностью принятия решений. Социальная когнитивная и эмоциональная неврология .
Дивайн, П.Г. (1989). Стереотипы и предрассудки: их автоматические и контролируемые компоненты. Журнал личности и социальной психологии , 56, 5–18.
Дейкстерхуис, А., и Аартс, Х. (2010). Цели, внимание и (не)сознание. Ежегодный обзор психологии , 61, 467–490.
Дейкстерхуис, А., и Нордгрен, Л.Ф. (2006). Теория бессознательного мышления. Перспективы психологической науки , 1, 95–109.
Дейкстерхуис, А., и ван Книппенберг, А. (1998). Связь между восприятием и поведением, или как победить в игре Trivial Pursuit. Журнал личности и социальной психологии , 74, 865–877.
Фрейд, С. (1963). Общая психологическая теория . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. (Оригинальная работа опубликована в 1915 г.)
Холланд, Р. В., Хендрикс, М., и Аартс, Х. (2005). Пахнет чистым спиртом: бессознательное влияние запаха на познание и поведение. Психологическая наука , 16, 689–693.
Кестлер, А. (1964). Акт создания . Лондон: Пингвин.
Kornhuber, HH, & Deecke, L. (1965). Hirnpotentialanderungen bei Wilkurbewegungen und passiv Bewegungen des Menschen: Berietschaftpotential und reafferente Potentiale. Pflugers Archiv fur Gesamte Psychologie , 284, 1–17.
Кунст-Уилсон, В., и Зайонц, Р. (1980). Аффективное различение раздражителей, которые невозможно распознать.