Понятие человеческой деятельности: Деятельность человека — основные виды и типы

Содержание

3. Человеческая деятельность, ее особенности и виды.

Проявления человеческой сущности многообразны. Однако отличительным для человека признаком, выделяющим его из всего мира живых существ, определяющим его сущность, является человеческая деятельность.

Деятельность – присущий только человеку способ отношения к миру, представляющий собой процесс, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Именно человеческая деятельность является основой единства биологического и социального в человеке.

Посредством деятельности человек изменяет условия своего существования, преобразует окружающий мир в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями. Человеческая деятельность невозможна в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективная, социальная. Вне деятельности невозможна ни жизнь общества, ни бытие каждого отдельного человека. В процессе человеческой деятельности создается мир материальной и духовной культуры и при этом сама деятельность является феноменом человеческой культуры.

Основными видами человеческой деятельности являются труд и творчество. Труд – это целесообразная материально-предметная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной среды для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Труд – это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми.

С трудовой деятельностью тесно связана деятельность творческая. Творчество – способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности, созидать новую реальность, соответствующую общественным потребностям. К творческой деятельности можно отнести научные исследования, создание произведений литературы и искусства и т.д.

Труд и творчество неразрывно связаны: материальный труд содержит в себе интеллектуальную составляющую, моральный и эстетический аспекты, т.е. элементы творчества. Человеческая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности.

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек» – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид» указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида. Понятие «личность» обозначает целостность социальных свойств человека, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Личность – это носитель правовых, этических, эстетических и иных социальных норм, это субъект познания и преобразования мира.

Понятия «человек» – «индивид» – «личность» диалектически взаимосвязаны: они соотносятся соответственно как общееединичноеособенное.

Понятие «личность» является интегрирующим, объединяющим в единое целое и биологическое, и психическое, и социальное в человеке. Поэтому в структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психический, социальный.

Личность обладает морфологическими отличиями, особенностями своей телесной организации: фигурой, походкой, выражением лица, манерой говорить. Биологический уровень личности подчеркивает также тесную связь человека с окружающей его природной средой. Биологический компонент является необходимым условием обеспечения целостности личности, ее проявления.

Психологическим стержнем личности является ее характер, воля. Характер личности проявляется в достижении социально значимых целей, в соответствии выработанным обществом идеалам. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно общественное самоутверждение индивида как личности.

В то же время человек является личностью не по своей телесной или психической организации, а по социальным качествам. Личность формируется в процессе коллективной деятельности и общения. Эти факторы проявляются в процессе социализации. Социализация

– это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Необходимым условием становления личности является формирование мировоззрения – системы взглядов на мир и место человека в нем. Только выработав определенное мировоззрение, личность получает возможность осознать смысл своего бытия в мире, возможность самоопределения в жизни, реализации своей сущности.

Личность включает в себя:

-общие черты, присущие ей как представителю человеческого рода,

-особенные признаки в качестве представителя определенного общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями,

-уникальные индивидуальные особенности, обусловленные наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется (семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.), а также неповторимым индивидуальным опытом.

Деятельность – Гуманитарный портал

Деятельность — это особая форма активного отношения человека к внешнему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Понятие деятельности представляет собой одну из фундаментальных категорий классической философской традиции, фиксирующее в своём содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия — с другой.

Соответственно этому в структуре деятельности традиционно выделяются субъектные компоненты (целеполагающий субъект) и объектные компоненты (предмет деятельности, орудия деятельности и продукт деятельности). Таким образом, деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратившись из материала в продукт деятельности. Связи внутри объектной компоненты деятельности (изменение свойств предмета деятельности, трансформирующее его в продукт) осмысливаются как выражающие собой фундаментальные закономерности мироздания (взаимодействие предмета и орудий деятельности, равно как и превращение предмета деятельности в её продукт — по законам природы или общества, что, собственно, и заставляет человечество отказаться от поисков философского камня).

Всякая осмысленная деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности; неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность — реальная движущая сила как индивидуальной, так и общественной жизни, и условие существования человека, общества (см. Общество) и культуры (см. Культура). Принято считать, что именно материально-преобразующей предметной деятельности обязан человек как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. Вместе с тем, деятельность как таковая не может считаться исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей, которые хотя в определённой мере и детерминируются деятельностью, но тем не менее и сами выступают в качестве её рамок. Современное научно-техническое развитие с очевидностью демонстрирует, что не только деятельность в сфере нравственности или искусства, но и научно-познавательная деятельность получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравственной ориентированности, от её влияния на человеческое существование.

В свою очередь зависимость самой деятельности от других социальных и культурных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, осознаваясь то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

В зависимости от того, каким образом соотносятся между собой субъектная и объектная компоненты деятельности (то есть как именно конфигурирована структура деятельности), она может быть дифференцирована на различные типы (соответственно, могут быть выделены различные варианты протекания деятельности): уже в античной традиции различались между «noietis» как деятельности по реализации привнесённой извне программы (императива) и «chretis» как деятельности субъекта, выступающего одновременно и субъектом целеполагания, и субъектом реализации данной цели (творческая разновидность «chretis» осмысливалась как «ргахis»). В рамках традиционных форм философствования также принята дифференциация деятельности по предметному критерию: материальная деятельность как реализуемая в процедурах взаимодействия человека и природы в контексте производства; социальная деятельность как разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная деятельность как реализуемая в интеллектуальном или художественном творческом усилии.

С точки зрения творческой роли деятельности особое значение имеет её деление на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. Синтетизм понятия «деятельность» в отношении к субъект-объектной оппозиции обусловил то обстоятельство, что категория деятельности традиционно конституировалась в качестве базисной при попытках создания универсальной философской методологии.

В истории познания понятие деятельности играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого, объяснительного принципа, во-вторых, методологического основания ряда социальных наук, где деятельность человека становится предметом изучения. В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельности утвердилось, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей культуры. Первые шаги в этом направлении сделал И. Кант. В ранг всеобщего основания культуры деятельность впервые возвёл И. Г. Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не-Я»), ориентируясь при этом на этический идеал. Но поскольку Фихте ввёл в качестве решающих критериев деятельности ряд внедеятельностных факторов (созерцание, совесть и другие), он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Г. В. Ф. Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной деятельности и её высшей форме — рефлексии, то есть самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию деятельности, в рамках которой центральное место занимает проясняющая и тационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), дана характеристика социально-исторической обусловленности деятельности и её форм.

Во многих направлениях послегегелевской философии концепция деятельности, развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике; при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Так, С. О. Кьеркегор противопоставляет разумному началу в человеке волю, а деятельности, в которой он видит отрешённое от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман и другие), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (то есть деятельности) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получает продолжение в экзистенциализме. Вместе с тем, в конце XIX века реализуется и другая философская линия, делающая акцент на межличностных общечеловеческих компонентах культуры, которые выступают как регулятивы деятельности и её направленности (баденская школа неокантианства с её учением о ценностях, Э.  Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Феноменология Э. Гуссерля изначально строилась как методология и отказала в самодостаточности формам деятельности, сложившимся в новоевропейской культуре, поставив эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии «жизненного мира»).

Тенденция к отказу от рассмотрения деятельности как сущности человека и единственного основания культуры усиливается в западной философии на рубеже XIX–XX веков. Это связано с переоценкой восходящего к Просвещению прогрессистского оптимизма и с критикой техницизма, осуществляемой некоторыми направлениями философии. Во второй половине XX века, особенно в связи с многочисленными проявлениями негативных сторон научно-технического прогресса и с осознанием растущего экологического неблагополучия на планете, эта критика усиливается, в частности, как в рамках движения контркультуры, так и в тех философских течениях, которые вообще ставят под сомнение западную цивилизацию и характерную для неё систему ценностей. В целом, в западноевропейской философской традиции определённая идеологизированность интерпретаций деятельности отражает поиск человеком в ней своих потенциальных возможностей (религиозно-идеалистическая, утверждающая приоритет Бога как субъекта деятельности; марксистская, оптимистически оценивающая перспективу подчинения человеку природных и общественных закономерностей; реалистическая, критично оценивающая человека как субъекта деятельности и другие). В постмодернистском философствовании деятельностная установка получила новую интерпретацию как спонтанная процессуальность.

Принцип деятельности как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук и наук о человеке. Например, в культурно-исторической теории Л. С. Выготского мышление (см. Мышление) было рассмотрено как результат интериоризации практических действий и свойственной им логики (см. Логика). В XX веке концепция деятельности сыграла важную роль в развитии гуманитарных дисциплин. Вместе с тем, принцип деятельности при его развёртывании в конкретных исследованиях потребовал углублённого анализа механизмов деятельности и формирующих её факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности, хотя и связанных с ней и влияющих на неё. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс) наряду с анализом рациональных компонентов целеполагающей деятельности подчёркивает значение ценностных установок и ориентаций, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний и так далее, что, однако, приводит к психологизации понятия деятельности.

Одновременно предпринимались попытки построения общей теории деятельности (например, праксеология Т. Котарбиньского), однако все эти попытки неизбежно оставались непоследовательными и противоречивыми. Фундаментальное противоречие попыток построить общую теорию деятельности очевидно заложено в самом онтологическом характере категории «деятельность» с максимальным объёмом понятия. Так, противоречие частных наук, использующих категорию деятельности как объяснительный принцип при попытках познания самой деятельности, приводит к необходимости отказа от метода и предмета этой науки и переноса познавательной активности на методологические проблемы. Поэтому частные науки, как правило, доходят до разработки схем актов деятельности или действия (акт речевой деятельности Ф. де Соссюра, акт деятельности у Дж. Г. Мида, социальное действие М. Вебера и Т. Парсонса, психические действия и операции А. Н. Леонтьева), то есть акцентируют внимание на атомарных или элементарных структурах деятельности. Именно необходимость оформления подходов, построенных на альтернативных природе онтологических категориях сознания и деятельности, привели во второй половине XX веке к обособлению методологии (см. Методология) от частных наук (см. Наука) и от философии (см. Философия).

В России оригинальная традиция осмысления деятельности была заложена русской религиозной философией, прерванной, однако, российской трагедией первой половины XX века. Во второй половине XX века в отечественной философии разработка понятия деятельности как принципа объяснения бытия человека и методологического инструмента, была начата Г. С. Батищевым, О. Г. Дробницким и Э. Г. Юдиным, а также Г. П. Щедровицким и его единомышленниками в рамках программы построения содержательно-генетической логики (Московский логический кружок), а затем системо-мыследеятельностной методологии (Московский методологический кружок), где ставилась необходимость разработки общей теории деятельности (см. Системо-мыследеятельностная методология). Основным результатом этих работ по исследованию деятельности стала институционализация методологии как особой деятельности, объектом и предметом которой выступает сама деятельность. В дальнейшем интерес к этой тематике стал активно расти, и она оказалась в центре научных дискуссий по проблемам социальной философии, методологии науки, обществознания и других.

Макс Вебер и Энтони Гидденс.

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22

Условия выживания и воспроизводства общества

1. Общественное производство: целостность общества обеспечивается общественным производством, т.е. Совместной деятельностью людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Общественное производство – длящийся во времени и циклически повторяющийся процесс

2. Духовное производство

3. Социальные связи и социальные отношения: организационно-экономические, производственно- технологические, социально-экономические

4. Институт собственности и социальное неравенство

5. Управление. Политическая система как средство согласования связей и интересов людей

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.
Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.

Представители немецкого идеализма и, в особенности, неокантианства оказали сильное влияние на формирование Вебера как мыслителя. Особенно важной для социолога была вера неокантианцев в то, что реальность представляет собой нечто хаотичное и непостижимое, а всё рациональное и упорядоченное есть продукт концентрации человеческого мышления на тех или иных аспектах действительности и систематизации полученных извне данных.

Вебер не стремился создать некий свод правил, регламентирующих порядок проведения социальных исследований. В противоположность Дюркгейму и Марксу Вебер концентрировал внимание на индивиде и культуре — его метод отчётливо свидетельствует об этом. Если Дюркгейм уделял внимание в первую очередь обществу, то Вебер концентрировался на отдельных его представителях и их действиях.

Вебер был озабочен проблемой соотношения объективности и субъективности. Он различал понятия социального действия и социального поведения. Он отмечал, что социальное действие можно исследовать через призму субъективных взаимоотношений между индивидами. Анализ социального действия посредством интерпретативных способов должен основываться на понимании субъективных смыслов и целей, которые индивиды придают своим действиям. Вебер отмечал, что роль субъективного фактора в социальных науках осложняет процесс выведения общих законов той или иной стороны общественной жизни. Социолог писал, что объём объективного знания, которое когда-либо будет получено в сфере общественных наук, пугающе мал. В целом Вебер поддерживал стремление к построению объективной системы общественно-научных знаний, хотя и считал эту цель недостижимой.


Не существует совершенно никакого «объективного» научного анализа культуры… Всё знание культурной действительности… всегда является знанием, искажённым точкой зрения. …«объективный» анализ культурных событий, проводимый в соответствии с тезисом о том, что идеалом науки является редукция эмпирической действительности до «законов», бессмысленнен… [поскольку]… знание законов общества не равнозначно знанию общественной действительности, но является скорее одним из многих способов, которые наш разум использует для достижения этой цели [знания].

В работах Вебера заметно применение принципа методологического индивидуализма, согласно которому следует рассматривать различные коллективные институты (нации, политические и религиозные структуры, предприятия) исключительно как продукт действий отдельных личностей. Особенно ярко этот подход проявляется в первой главе «Экономики и общества», где Вебер говорит, что лишь индивиды могут рассматриваться в качестве действующих лиц при развитии некоего субъективно понимаемого события. Другими словами, потенциал изучения социальных явлений ограничен областью применения некоторых моделей поведения индивидов (Вебер называл эти модели «идеальными типами», Idealtypus). Идеальные типы никогда не встречаются в чистом виде, но являются определёнными стандартами, позволяющими сопоставлять конкретных личностей.

Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Он считал, что целью социологической науки является анализ социального действия и обоснование причин его возникновения. Пониманием в данном контексте обозначается процесс познания социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Таким образом, предмет социологии составляют все идеи и мировоззрения, детерминирующие поведение человека. Вебер отказался от попыток использования естественно-научного метода в анализе и считал социологию «наукой о культуре».

Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Так, Вебер выделяет 2 признака социального действия:

  1. осмысленный характер;
  2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

  1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики;
  2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий: капитан последним покидает тонущий корабль;
  3. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими: крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды.
  4. аффективное — определяется эмоциями.

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Гидденс скорее ориентировался на веберианский подход «понимающей социологии», сосредоточившись на исследованиях социального действия и мотивах поведения индивидов, однако в своем анализе он отвергает этот подход, утверждая, что общество не является коллективной реальностью, но в то же время не должно изучаться сквозь призму поведения индивида.

Гидденс по существу пытался по-новому и расширительно осмыслить то, что принято называть субъективными моментами социальных отношений. Суть этой попытки заключалась в указании на то, что знание конституирует социальные отношения, а не просто воспроизводит их объективную данность

Гидденс использует логику герменевтической традиции в социологии, отстаивая важность социальных действий в социологической теории и считает, что социальные субъекты-индивиды всегда до некоторой степени осознают то, что они делают. Общественный порядок, следовательно, является результатом некоторых запланированных социальных действий, а не результат механической эволюции. Социологи, в отличие от ученых в естественных науках, должны интерпретировать социальный мир, который уже интерпретирован акторами, населяющими его. Гидденс вводит понятие «дуальности структуры», которая означает, что социальные практики имеют и структурный, и поведенческий компоненты. Именно социальные практики и являются основным объектом изучения социологии. Структурная среда сдерживает поведение индивида, но одновременно делает его возможным. Он также отметил существование специфической формы социального цикла: социологические понятия формируются, затем внедряются в повседневную жизнь и изменят образ мыслей людей. Поскольку социальные акторы способны к рефлексии и склонны следить за текущими событиями и структурные условиями, они адаптируют свое поведение в соответствии с меняющимися представлениями социальной жизни. В результате знания социальной науки об обществе оказывают влияние на деятельность человека. Гидденс называет эту двухуровневую интерпретативую и диалектическую взаимосвязь между социальным научным знанием и человеческой деятельностью «двойной герменевтикой».

Гидденс также подчеркнул важность власти, которая является средством достижения цели и поэтому прямо фигурирует в действиях любого человека. Власть как способность людей изменять социальный и материальный мир, тесно связана со знаниями и пространством-временем. В «Новых правилах социологического метода» Гидденс писал, что:

• Социология не данная априори вселенная объектов, а вселенная, создаваемая активными действиями субъектов.

• Производство и воспроизводство общества, таким образом, должно рассматриваться в качестве квалифицированного поведения со стороны его членов.

• Сфера деятельности человека ограничена. Люди создают общество, но в качестве исторически ограниченных субъектов, а не по их собственному выбору.

• Структуры должны рассматриваться не только как ограничения на человеческого поведения, но как инструменты его реализации.

• Процессы структурирования включают взаимодействие смыслов, норм и власти.

• Социолог не может рассматривать жизнь общества и в качестве независимого «явления», не используя собственные субъективные знания ней, поэтому для него она — «объект расследования». Он всегда конструирует «объект исследования».

• Погружение в социальную жизнь является необходимым и единственным способом для наблюдателя произвести такое конструирование.

• Социологические концепции, следовательно, подчиняются правилам «двойной герменевтики».

• В целом, основными задачами социологического анализа являются: (1) герменевтическое объяснение и объединение различных форм социальной жизни в рамках описательных метаязыков социальной науки; (2) объяснение производства и воспроизводства общества как результата социального действия.

⇐ Предыдущая13141516171819202122

Читайте также:




Концепция человеческой деятельности в этике Аристотеля – InMind Institute

EnglishOpini

InMind Institute

Исследователь института InMind Мейлия Ираван, S.Hum., M.Si. обобщил концепцию человеческой деятельности и этики, основанную на Аристотеле, в своей книге под названием «Нихомаковская этика» (под редакцией Роджера Криспа).

Это понятие было передано Аристотелем в его книге под названием «Нихомаковская этика» (под редакцией Роджера Криспа). В объяснении этики Аристотель имеет отличные от Сократа и Платона концепции. Именно из-за того, что он родился в Стагире, Македония, в 384 г. до н.э. и переехал в Афины в 367 г., он перенял этику из культуры, в которой жил, и наблюдал за обществом, несмотря на то, что считал определенную мораль в Афинах глубоко ошибочной. В этом смысле этика Аристотеля не эгоистична. Он подчеркивал самосознание, процесс, эгоистичное поведение и уважение как характерные для человека виды деятельности.

Человеческая деятельность состоит из интеллектуальной и нравственной. Интеллектуальное есть высшее в человеке, и объект, который постигается созерцанием, есть высшее, что может быть познано, тогда как нравственное, по Платону, связано с душой, принуждая эмоции и влечения к действию или будучи полезным как добродетельный человек, в противоречит аристотелевскому акценту морали и этики на хороших поступках. Суть человечества в том, чтобы установить баланс.

Аристотель пытался связать человеческое действие с целью или назначением. По его идее, у каждого действия есть цель, которая, как считается, направлена ​​на какое-то благо, и поэтому добро было удачно описано как то, к чему все стремится. Аристотель считает, что при большом количестве действий, навыков и науки есть много целей, и, в конце концов, каждое военное действие должно находиться под военной наукой. Подобно тому, как мудрый опыт в распределении лекарств необходим фармацевтической науке. Размышление о мысли Аристотеля – это справедливость, в которой что-то ставится на место, или другое определение: Справедливость – это качество быть справедливым, праведным или нравственно правильным.

Для того, чтобы все это работало, Аристотель полагает, что человеку нужны знания. Знание есть привычка, а привычка не принадлежит Богу, поскольку она есть середина между возможностью и действием. Аристотель полагает, что познание добра должно быть делом самой авторитетной науки, высшей высшей науки. Этот пункт Аристотель подчеркивает навыки и действия, осуществляемые на его факультете в соответствии с наукой и человеческим благом.

Завершение этого текста в соответствии с авторским подходом состоит в том, чтобы фактически вернуть деятельность человека к ее природе. Вернувшись к человеческой природе, человек произведет справедливость, а справедливость принесет счастье. Счастье (эвдемония) есть дух, излучаемый человеческими добродетелями, относящимися к добру как деятельности души. Душа состоит из двух частей: одной иррациональной части души и другой разумной части души, тогда как человеческие добродетели интеллектуальны и нравственны. Интеллектуальное есть высшее в человеке, а нравственность связана с добром.

Аристотель считает счастье первичным или доминирующим благом среди ряда других. Кажется, он утверждает, что счастье следует отождествлять только с одним благом, благом философского созерцания, и его можно найти в упражнении моральных добродетелей. Нравственные добродетели, по мнению Фомы Аквинского, есть вещь, не связанная страстью.

«Нравственная добродетель не может быть страстью. Это понятно по трем причинам. Во-первых, потому, что страсть есть движение чувственного влечения, как сказано выше, тогда как нравственная добродетель есть не движение, а скорее принцип движения влечения, являющийся своего рода привычкой. Во-вторых, потому, что страсти сами по себе не бывают ни добрыми, ни злыми. Ибо добро или зло человека есть нечто, относящееся к разуму, поэтому страсти, рассматриваемые сами по себе, относятся как к добру, так и к злу, насколько они могут согласовываться или не согласовываться с разумом. Ничто из этого рода не может быть добродетелью, поскольку добродетель относится только к добру, как сказано выше. В-третьих, потому что, если допустить, что некоторые страсти каким-то образом относятся только к добру или только к злу; даже тогда движение страсти, как страсти, начинается в влечении и кончается в разуме, так как влечение стремится к согласию с разумом. Наоборот, движение добродетели — обратное, ибо оно начинается в разуме и кончается в влечении, поскольку последнее движимо разумом. Следовательно, определение моральной добродетели гласит, что это «привычка выбирать средства, назначенные разумом, так, как их назначил бы благоразумный человек».

Счастье зависит от проявления добродетели, и оно отождествляется только с одним благом, а именно с философским созерцанием (созерцание или теория есть одновременно и высшая форма человеческой деятельности, и наиболее продолжительная, потому что мы более способны к непрерывному созерцанию, чем к любая другая практическая деятельность) Созерцание есть конечная деятельность интеллекта. Интеллект — высшее, что есть в человеке. Объект созерцания – высший объект. Созерцание может осуществляться непрерывно, поэтому человек может постоянно достигать счастья посредством непрерывного созерцания.

Источник изображения: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Aristotle

Просмотров: 301

Распознавание человеческой деятельности и обнаружение закономерностей

  • Список журналов
  • Рукописи авторов HHS
  • PMC3023457

Повсеместные вычисления IEEE. Авторская рукопись; доступно в PMC 2011 19 января.

Опубликовано в окончательной редакции как:

IEEE Pervasive Comput. 2010 г.; 9 (1): 48.

DOI: 10.1109/MPRV.2010.7

PMCID: PMC3023457

NIHMSID: NIHMS261970

PMID: 21258659

Copyright Compyright и лицензия Discal Alailer

Abtry Abtry Active Active Active Active Active Active Is Antivice Is Anticive Persionsive. его можно применить ко многим реальным проблемам, ориентированным на человека, таким как уход за пожилыми людьми и здравоохранение. Успешные исследования до сих пор были сосредоточены на распознавании простых человеческих действий. Распознавание сложных действий остается сложной и активной областью исследований. В частности, природа человеческой деятельности ставит следующие проблемы:

  • Распознавание параллельных действий

    Люди могут выполнять несколько действий одновременно [3]. Например, люди могут смотреть телевизор, разговаривая со своими друзьями. Такое поведение следует распознавать с использованием подхода, отличного от подхода к последовательной деятельности.

  • Распознавание чередующихся действий

    Определенные действия в реальной жизни могут чередоваться [3]. Например, во время приготовления пищи, если звонит друг, люди приостанавливают приготовление пищи на некоторое время, а после разговора с другом возвращаются на кухню и продолжают готовить.

  • Неоднозначность толкования

    В зависимости от ситуации трактовка сходных действий может быть различной. Например, действие «открыть холодильник» может относиться к нескольким действиям, таким как «готовка» или «уборка».

  • Несколько резидентов

    Во многих средах присутствует более одного резидента. Действия, которые выполняются резидентами параллельно, должны быть признаны, даже если деятельность выполняется совместно резидентами в группе.

Понимание деятельности человека включает в себя распознавание деятельности и выявление закономерностей деятельности. Первый фокусируется на точном обнаружении деятельности человека на основе предопределенной модели деятельности. Поэтому исследователь распознавания деятельности сначала строит концептуальную модель высокого уровня, а затем реализует модель, создавая подходящую всеобъемлющую систему. С другой стороны, обнаружение паттернов активности больше связано с поиском некоторых неизвестных паттернов непосредственно из данных датчика низкого уровня без каких-либо заранее определенных моделей или предположений. Следовательно, исследователь обнаружения паттернов активности сначала строит всеобъемлющую систему, а затем анализирует данные датчиков, чтобы обнаружить паттерны активности. Несмотря на то, что эти два метода различны, они оба направлены на улучшение технологии человеческой деятельности. Кроме того, они дополняют друг друга — обнаруженный шаблон активности можно использовать для определения действий, которые будут распознаваться и отслеживаться.

Целью распознавания деятельности является распознавание обычной человеческой деятельности в условиях реальной жизни. Точное распознавание деятельности является сложной задачей, поскольку человеческая деятельность сложна и очень разнообразна. Для построения моделей деятельности использовалось несколько алгоритмов, основанных на вероятности. Скрытая марковская модель и условное случайное поле являются одними из самых популярных методов моделирования. Мы опишем эти два метода в контексте примера действия , поедающего .

Скрытая модель Маркова (HMM)

Простые действия могут быть точно смоделированы как цепи Маркова. Однако сложные или незнакомые действия часто трудно понять и смоделировать. Например, исследователю, изучающему повседневную деятельность человека с деменцией, будет трудно подобрать модель, если он не является экспертом в области деменции и не разбирается в связанных с ней науках о поведении. К счастью, наблюдение сигналов, исходящих от сложных или незнакомых действий, можно использовать для косвенного построения модели действия. Такая модель называется скрытой марковской моделью или HMM. Наблюдая за эффектами деятельности, HMM может постепенно строить модель деятельности, которую можно дополнительно настраивать, расширять и повторно использовать в аналогичных исследованиях.

HMM — это генеративная вероятностная модель, которая используется для генерации скрытых состояний из наблюдаемых данных [2]. В частности, основной целью этой модели является определение скрытой последовательности состояний (y 1 y 2 … y t ), которая соответствует наблюдаемой выходной последовательности (x 1 ,x 2 …,x т ). Другая важная цель состоит в том, чтобы надежно изучить параметры модели из истории наблюдаемых выходных последовательностей. показывает графическое представление HMM, состоящего из 5 скрытых состояний и 4 наблюдаемых переменных.

Открыть в отдельном окне

Графическое представление HMM

HMM требует двух предположений о независимости для приемлемого вывода:

  • 1 st порядок Марковское предположение перехода

    P ( Y T Y 1 , y 2 , Y 3 ,… 140048 y y y y y y y y y . Р ( у t y t −1 )

    Будущее состояние зависит только от текущего состояния, а не от прошлых состояний [2]. То есть скрытая переменная в момент времени t, y t , , зависит только от предыдущей скрытой переменной y t−1 .

  • Условная независимость параметров наблюдения

    P ( x т у т x 1 x 2 , …,  x t −1 y 1 y 2 y 3 , …,  y t −1 ) =  P ( x t y t )

    The observable variable at time t, x t , зависит только от текущего скрытого состояния y t . Другими словами, вероятность наблюдения x в скрытом состоянии y не зависит от всех других наблюдаемых переменных и прошлых состояний [2].

Чтобы найти наиболее вероятную последовательность скрытых состояний из наблюдаемой выходной последовательности, HMM находит последовательность состояний, которая максимизирует общую вероятность p(x,y) вероятности перехода p ( y t − 1 | Y T ) и вероятность наблюдения P ( x T | Y T ) (это вероятность, что результат X T — в состоянии y

01010101010101010101010101010101010101010101010101010102. [2].

p(x,y)=∏t=1Tp(yt∣yt−1)p(xt∣yt)

Когда HMM используется для распознавания действий, действия являются скрытыми состояниями, а наблюдаемые выходные данные – это данные датчиков. показывает HMM для примера , потребляющего активность .

Открыть в отдельном окне

Пример СММ для пищевой активности

Для повышения точности СММ возможно обучение с предварительным знанием некоторых аспектов модели [2]. Кроме того, индивидуально обученные HMM можно комбинировать для построения более крупной модели HMM (например, сложной деятельности с четкой структурой подвидов деятельности). Обучение иногда необходимо, чтобы «индуцировать» все возможные последовательности наблюдений, необходимые для нахождения совместного распределения p(x,y) HMM.

Условное случайное поле (CRF)

Несмотря на то, что HMM просты и популярны, они имеют серьезные ограничения, в первую очередь сложность представления нескольких взаимодействующих действий (одновременных или переплетенных) [3]. HMM также не может фиксировать дальние или транзитивные зависимости наблюдений из-за очень строгих предположений о независимости (от наблюдений). Кроме того, без серьезной подготовки НММ может быть не в состоянии распознать все возможные последовательности наблюдений, которые могут соответствовать конкретной деятельности.

На практике многие виды деятельности могут иметь недетерминированный характер, когда некоторые этапы деятельности могут выполняться в любом порядке. На практике также многие виды деятельности являются параллельными или переплетаются. Условное случайное поле (CRF) — более гибкая альтернатива HMM, отвечающая таким практическим требованиям. Это дискриминантная и порождающая вероятностная модель зависимости скрытой переменной х от наблюдаемой переменной х [2]. И HMM, и CRF используются для поиска скрытого перехода состояния из последовательностей наблюдений. Однако вместо того, чтобы находить совместное распределение вероятностей p(x,y), как это делает HMM, CRF пытается найти только условную вероятность p(y|x). CRF допускает произвольные, не независимые отношения между последовательностями наблюдений, что обеспечивает дополнительную гибкость. Другим важным отличием является ослабление предположений о независимости, при котором вероятности скрытых состояний могут зависеть от прошлых и даже будущих наблюдений [2]. CRF моделируется как неориентированный ациклический граф, гибко фиксирующий любое отношение между наблюдаемой переменной и скрытым состоянием [2]. показывает CRF-эквивалент модели НММ пищевой активности, показанной на рис.

Открыть в отдельном окне

Пример ИРК для пищевой активности

ИРК использует потенциальную функцию вместо совместной функции вероятности [2]. Предположим, что есть скрытые переменные y = (Y 1 , Y 2 , , Y T 1 , y T ) и наблюдение Variables , y T ) и наблюдение , y T ) и наблюдение , y T ) и наблюдение , y T ) и наблюдение , y T ) и наблюдение , y T ) 1 . 1 2 , к ). Две вероятности, переход и наблюдение, HMM заменены тем, что называется переходной функциональной функцией 9[0048 r ( y t −1 , y t ) и функция признака состояния s ( y 3 t 90 ), 0048 y 3 t соответственно]. Обе функции признаков возвращают 1 в простейшем случае, если между его переменными есть корреляция. Потенциальная функция p(Y | X) вычисляется по следующему уравнению [2].

p(Y∣X)=1Z(X)exp(∑iλi∑t=1nfi(yt−1,yt,X,t))

где , f i ( y t −1 , y t , X , t ) = r ( y t −1 , y t ) или s ( y t , X )

и где λ i — вес корреляции, который представляет фактический потенциал. В примере с едой значения λ i показаны на , которые являются значениями, оцененными на основе данных обучения. Z( X ) — это коэффициент нормализации для преобразования потенциального значения в значение вероятности от 0 до 1 [2].

Условное случайное поле с пропуском цепи (SCCRF)

Приведенная выше потенциальная функция очень проста и приводит к тому, что известно как CRF с линейной цепочкой. Хотя линейно-цепочечные CRF более гибкие, чем HMM (из-за ослабленных предположений о независимости), они оба имеют ограничение, заключающееся в том, что они подходят только для действий, которые носят последовательный характер. Для моделирования сложных действий с одновременными и чередующимися поддействиями необходимы более сложные потенциальные функции для захвата долгосрочных зависимостей (с пропуском цепочки). В этом случае CRF называется CRF с пропуском цепи или SCCRF. Учитывая, что Skip Chain по сути является Linear Chain с большим расстоянием между двумя переменными, легко определить потенциальные функции SCCRF как продукты нескольких Linear Chains [2]. Такие потенциальные продукты являются дорогостоящими в вычислительном отношении, особенно для большого количества цепочек пропуска между действиями [2].

Возникающие закономерности (EP)

Возникающая закономерность — это вектор признаков каждого действия, описывающий существенные изменения между двумя классами данных [3]. Рассмотрим набор данных D , состоящий из нескольких экземпляров, каждый из которых имеет набор атрибутов и соответствующие им значения. Среди доступных атрибутов есть те, которые поддерживают класс больше, чем другие. Например, вектор признаков {location@kitchen, object@burner} является EP кулинарной деятельности , а {object@cleanser, object@plate, location@kitchen} является EP Очистка обеденного стола, действие [3]. Чтобы найти эти атрибуты, support и GrowthRate вычисляются для каждого атрибута X [3].

Supp (x) = ThenumberOfInStancesContingSipingXindThenUmberOfinStancesInd

Учитывает два различных класса наборов данных D1 и D2 , скорость роста набора элементов x от D1 до D2 — DEF DEF D1 до D2 — DEF.

GrowthRate(X){0ifSupp1(X)=0andSupp2(X)=0∞ifSupp1(X)=0andSupp2(X)>0Supp2(X)Supp1(X)иначе

EP — это наборы предметов с большими темпами роста от D1 до D2 . Эти ВП извлекаются из последовательных данных датчиков и применяются для распознавания чередующихся и одновременных действий [3].

Другие подходы

Количество моделей машинного обучения, которые использовались для распознавания действий, варьируется почти так же сильно, как и типы распознаваемых действий и типы используемых сенсорных данных. Наивные байесовские классификаторы использовались с многообещающими результатами для распознавания активности [6]. Эти классификаторы идентифицируют активность, которая с наибольшей вероятностью соответствует набору (предполагаемых условно независимыми) значений датчиков, которые наблюдались. Другие исследователи использовали деревья решений для получения читаемых логических описаний действий [7].

Сравнение методов распознавания активности

сравнивает представленные методы распознавания активности по трем ключевым аспектам. Методы Skip-Chain CRF и Emerging Pattern распознают параллельные и чередующиеся действия. За исключением Emerging Patterns, все методы требуют обучения с учителем, что, в свою очередь, требует обучающих данных для распознавания реальной деятельности, что является основным ограничением при выполнении автоматической маркировки. Когда среда датчика изменяется, это влияет на каждую модель и также должна быть изменена соответствующим образом.

Table 1

Comparison of activity recognition models

HMM Linear Chain CRF Skip Chain CRF Emerging Pattern
Concurrent & interleaved activity Not recognized Не распознан Признан Признан
Метод обучения маркировке Под наблюдением Supervised Supervised Partially unsupervised
Scalability Change of HMM graph required Change of CRF graph required Change of SCCRF graph required EP mining required

Open в отдельном окне

Дополнением к идее распознавания активности является автоматическое распознавание моделей активности без присмотра. Отслеживание только предварительно выбранных действий игнорирует важную информацию, которую могут дать другие обнаруженные закономерности о привычках жителей и характере окружающей среды. Кроме того, если автоматически обнаруженные действия распознаются и отслеживаются, данные не нужно предварительно маркировать и использовать для обучения алгоритмов распознавания.

Обнаружение распорядка дня на основе тематической модели

Одним из интуитивно понятных способов поиска распорядка дня является построение иерархической модели деятельности. Действия более низкого уровня, такие как сидение, стояние, прием пищи и вождение автомобиля, распознаются с помощью алгоритма обучения под наблюдением. Более высокий уровень модели обнаруживает комбинации действий более низкого уровня, которые представляют собой более сложные модели действий.

В подходе тематической модели к обнаружению паттернов деятельности [4] паттерны деятельности распознаются способом, подобным тому, как темы могут быть извлечены из документа с использованием подхода набора слов. Смесь тем можно смоделировать как полиномиальное распределение вероятностей p(z | d) над темами z . Важность каждого слова для темы z также моделируется как распределение вероятностей p(w | z) по словам в словаре. Уравнение ниже показывает распределение слов, ожидаемое для набора тем:

p(w∣d)=∑z=1Tp(w∣z)p(z∣d),d:document,w:word,z:topic где слова соответствуют признанным действиям, а повседневные дела соответствуют активации темы. В качестве примера процесс был применен к сбору сенсорных данных для одного субъекта. (вверху) показывает интуитивное описание действий, отмеченных субъектом, а (внизу) показывает действия, которые были автоматически обнаружены с помощью соответствующих p(w | z) значений.

Обнаружение шаблонов данных активности

Альтернативный подход к обнаружению шаблонов активности заключается в визуальном наблюдении за действиями и извлечении отдельных поз из видеоданных. Затем действия могут быть представлены путем построения вероятностных контекстно-свободных грамматик с использованием поз в качестве грамматического алфавита [5]. показаны примеры поз, которые соответствуют сбору последовательностей ключевых кадров видео.

Открыть в отдельном окне

Извлечение паттернов движения из данных датчиков [5]

Затем из данных извлекаются определенные классы правил, которые представляют собой повторяющиеся последовательности поз и сложных комбинаций, как показано на рис. Например, действие «удар ногой» состоит из трех пар поз, обозначенных как q1–q3 в (слева). Если действие «удар ногой» сочетается с распознаваемым объектом, таким как «футбол», комбинация соответствует более конкретному действию, которое можно распознать, например, «играть в футбол».

Открыть в отдельном окне

Составные действия [5]

Помимо кластеризации нескольких примитивных действий, они объединяются с объектами и создают более конкретные составные действия. Например, если действие «удар» сочетается с объектом «футбол», это порождает более конкретное действие, такое как «играть в футбол».

После обнаружения действий они могут стать основой для модели, позволяющей распознавать действия, отслеживать их возникновение и даже использовать информацию для оценки уровня благосостояния человека или предоставления услуг с учетом действий. Таким образом, эти технологии обнаружения и распознавания активности полезны для оказания всесторонней помощи в повседневной жизни человека.

Таблица 2

Темы и ее деятельность [4]

.
Тема Контент Десяти тем
1

Открытая в окне

2

Открыть в отдельном окне

Занятия сидя/за столом (0,99)
3

Открыть в отдельном окне

обедать (0,5), свободно ходить (0,26), брать еду из столовой (0,06), стоять в очереди (0,06), без маркировки (0,04)
4

открывать в отдельном окне (0,69), свободно ходить (0,18), стоять в очереди (0,06)

5

Открыть в отдельном окне

водить машину (0,33), ходить и носить что-либо (0,21), сидеть/за столом (0,2 ), пешком (0,14), без маркировки (0,08)
6

Открыть в отдельном окне

Пользоваться туалетом (0,69), свободно ходить (0,17), обсуждать у доски (0,06), сидеть/за столом (0,03)
7

Открыть в отдельном окне

обед (0,77), работа за столом (0,1), мытье посуды (0,08), без этикетки (0,04)

Открыть в отдельном окне

НЕКАЗАЛЬНЫЙ (0,87)
10

Открыто в отдельном окне

Просмотр фильма (1,0)

Открыто в отдельном окне

1. Boses obsering absering absering absering absering absering abserving absering abserving absering abserving abserving

. людей с использованием распределенных механизмов обнаружения и отслеживания явлений. Материалы Международного семинара по практическому применению сенсорных сетей; 2008. [Google Scholar]

2. Саттон С., МакКаллум А. Введение в условные случайные поля для реляционного обучения. В: Гетур Л., Таскар Б., редакторы. Введение в статистическое реляционное обучение. Массачусетский технологический институт Пресс; 2006. [Google Академия]

3. Gu T, Wu Z, Tao X, Pung HK, Lu J. epSICAR: подход на основе возникающих шаблонов к распознаванию последовательных, чередующихся и параллельных действий. Материалы Международной конференции IEEE по всеобъемлющим вычислениям и коммуникациям; 2009. [Google Scholar]

4. Хуинь Т., Фриц М., Шиле Б. Обнаружение паттернов деятельности с использованием тематических моделей. Труды Десятой Международной конференции по вездесущим вычислениям; 2008. С. 10–19. [Google Scholar]

5. Огале А., Карапуркар А., Алоимонос Ю. Представление-инвариантное моделирование и распознавание действий человека с использованием грамматик. Материалы Международного семинара по динамическому видению; 2005. [Google Академия]

6. Munguia-Tapia E, Intille SS, Larson K. Распознавание активности дома с помощью простых и распространенных датчиков. Труды PERVASIVE. 2004: 158–175. [Google Scholar]

7. Maurer U, Smailagic A, Siewiorek D, Deisher M. Распознавание и мониторинг активности с помощью нескольких датчиков в разных положениях тела. Материалы Международного семинара по носимым и имплантируемым сенсорным сетям тела; 2006. С. 99–102. [Академия Google]

Распознавание человеческой деятельности: все, что вы должны знать

31 марта 2022

Автор Татьяна Исакова

Технический прогресс привел в движение множество непревзойденных чудес, облегчающих нашу жизнь. Обнаружение изображений, компьютерное зрение и распознавание лиц — все это примеры новаторских алгоритмов, которые также привели к распознаванию человеческой деятельности. Последнее — еще одно техническое благо, связанное с исследованиями в области машинного обучения.

Хотя его потенциал еще не раскрыт, он доказал свою полезность в различных областях, включая спортивные тренировки, безопасность, развлечения, жизнь в условиях окружающей среды, а также мониторинг и управление здоровьем.

Оценка позы человека, в частности, получила большое распространение благодаря своей полезности и универсальности. Согласно многочисленным исследованиям, надежные метки осанки в больничных условиях могут дополнить исследования и помочь лучше контролировать клинические поездки пациентов.

На этой ноте давайте рассмотрим распознавание человеческой деятельности с помощью обработки изображений. Мы также рассмотрим технические аспекты этого явления и то, как оно усиливает оценку позы человека.

Но сначала основы

Прежде чем погрузиться в технологические дебри, давайте рассмотрим очевидное: что такое распознавание человеческой деятельности и почему это важно?

Распознавание человеческой деятельности или HAR — это процесс интерпретации человеческого движения с использованием компьютерных технологий и технологий машинного зрения. Движения человека можно интерпретировать как действия, жесты или поведение, которые регистрируются датчиками. Затем данные о движении преобразуются в команды действий для компьютеров, которые выполняют и анализируют код распознавания человеческой деятельности.

В чем же тогда дело? Что ж, как и любое другое подмножество на основе ИИ, отслеживание поз способствует автоматизации. То есть отслеживание активности позволяет как прогнозировать, так и анализировать поведение человека, тем самым раскрывая невидимые преимущества и устраняя ручной ввод.

Распознавание действий человека с помощью видео позволяет автономным транспортным средствам более точно определять и прогнозировать поведение пешеходов, способствуя более последовательному вождению. Вы даже можете использовать его, чтобы научить нового сотрудника правильно выполнять задачу или отработать свои движения во время танцев или тренировок. Более того, эту технологию можно использовать во многих различных случаях, таких как игровые контроллеры, взаимодействие человека и робота и даже сценарии виртуальной реальности. На некоторых наиболее популярных приложениях мы остановимся далее в статье.

Как работает распознавание человеческой деятельности при глубоком обучении?

С технической точки зрения распознавание человеческой деятельности компьютерным зрением остается сложной областью. Сложность обнаружения активности и количество жителей, присутствующих в анализе, являются основными проблемами.

Во-первых, сложность оценки позы человека была решена с помощью традиционных методов. Последние включали в себя методы скрытых марковских моделей и методов опорных векторов. Однако им не удалось запечатлеть сложные движения с последовательностью микродействий. Вот почему исследователи воспользовались недавним сдвигом в методах машинного обучения и интеллектуального анализа данных. Это сделало глубокое обучение преобладающей технологией для решения проблемы обнаружения активности.

Входные данные моделей HAR — это считывание необработанного набора данных распознавания активности человека, полученного датчиком, а выходные данные — это прогноз действий пользователя. Вот что между ними.

Все системы HAR можно разделить на две категории. Первый основан на распознавании активности на основе датчиков. Это означает, что человек должен разместить на теле носимые датчики, чтобы система собирала данные.

Второй подход основан на зрении, т.е. распознавании действий человека по видео или изображениям. В этом случае система собирает данные с камеры для идентификации действий. Распознавание человеческой деятельности с помощью смартфонов также является широко распространенным источником данных.

В обоих случаях полученные данные обрабатываются алгоритмами, которые затем генерируют ряд чисел, описывающих каждое действие человека на машинном языке.

Таким образом, пошаговый процесс распознавания человеческой деятельности следует следующим шагам:

На основе движений алгоритмы производят прогнозы или идеи для дальнейшего анализа. Профессиональные спортсмены, например, используют системы HAR для улучшения своих результатов. Их можно найти даже в Apple Watch Series 4 для определения падений. Таким образом, если устройство обнаружит резкое падение, оно может помочь вам связаться с аварийными службами, если это необходимо.

Модели глубокого обучения для распознавания человеческой деятельности

Классификация деятельности по существу является проблемой временных рядов. Классификация временных рядов — это тип контролируемого машинного обучения. Он используется для прогнозирования будущих значений на основе прошлых данных с использованием статистических методов, а также для прогнозирования и выгрузки данных датчиков.

На сегодняшний день нейронные сети оказались наиболее эффективными в распознавании действий. В частности, для этой задачи наиболее широко используются два подхода, включая модели сверточных нейронных сетей и модели рекуррентных нейронных сетей.

Так как же с помощью этих моделей работает распознавание человеческой деятельности? Посмотрим.

Модели рекуррентных нейронных сетей

Модели рекуррентных нейронных сетей (RNN) — это мощные модели последовательностей, которые могут легко обрабатывать данные временных рядов. Основным отличием этих моделей является то, что они основаны на предопределенных параметрах. Таким образом, они питаются входными данными с фиксированными размерами и выводят результат, который также является фиксированным.

Преимущество RNN состоит в том, что они предоставляют последовательности переменной длины как для ввода, так и для вывода. Это делает их идеальным вариантом для проницательных движений.

Вот как работают рекуррентные нейронные сети для классификации активности:

  • Сначала система векторизует видеофайлы и вычисляет дескрипторы (они нужны для описания элементарных характеристик активности).
  • Затем система формирует набор слов для представления данных для дальнейшей классификации.
  • Затем дескрипторы передаются на входной слой.
  • Слои RNN затем анализируют и классифицируют данные.
  • Система выводит результат.

Мы можем продемонстрировать эту модель с помощью следующей схемы классификатора:

RNN довольно популярны для задачи распознавания активности. Так, исследователи Мичиганского университета представили алгоритм, который поможет автономным автомобилям распознавать направление и предсказывать движения пешеходов.

Собрав данные с камеры и GPS, разработчики создали набор данных и обучили рекуррентную нейронную сеть прогнозировать движения человека с точностью до 10 см. Модель называется Bio-LSTM. Это рекуррентная нейронная сеть с LSTM, которая может предсказать местоположение и трехмерную позу пешехода на основе предыдущего кадра.

Модели сверточных нейронных сетей

Сверточные нейронные сети (CNN) — это особый тип нейронной сети, доказавший свою эффективность при обработке визуальных данных. CNN были реализованы в распознавании изображений, автоматическом считывании номерных знаков и программном обеспечении для беспилотных автомобилей. Сверточные нейронные сети приобрели огромную популярность благодаря своей устойчивости к изменениям масштаба, поворотам, искажениям и другим видам изменений данных.

Давайте продемонстрируем, как работает эта модель. В прошлом году группа ученых из США представила алгоритм 3D CNN, который может с высокой точностью реконструировать трехмерную позу животного. В отличие от большинства современных подходов, этот метод не требует прикрепления маркеров к животным. Это значит, что это приложение будет удобно для наблюдения за животными не только в лабораториях, но и в дикой природе.

Для обучения нейросети ученые собрали набор данных из семи миллионов кадров синхронизированного видео и меток с анатомическими ориентирами крыс с нескольких ракурсов. Пошаговый процесс следует следующим этапам:

Это было краткое объяснение основных моделей глубокого обучения для распознавания человеческой деятельности. Теперь давайте рассмотрим один из самых ярких примеров решений искусственного интеллекта — оценку позы.

Что такое оценка позы человека?

Распознавание человеческой деятельности является основой для многих приложений. Некоторые из наиболее востребованных включают биометрическую подпись, расширенные вычисления, мониторинг здоровья и фитнеса, а также уход за пожилыми людьми.

Одной из основных проблем в области распознавания активности является оценка позы человека. Традиционно это делалось с помощью созданной вручную модели, которая требует тщательной инициализации и оценки параметров, но благодаря недавним достижениям в области глубокого обучения теперь можно использовать нейронные сети для отслеживания поз.

Хотя всплеск опубликованных исследований и статей произошел в 2017–2019 годах, эта область исследований растет с каждым днем. Таким образом, оценка позы — это задача компьютерного зрения, целью которой является оценка трехмерной позы объекта по одному изображению. Его можно использовать, например, чтобы позволить виртуальным персонажам представлять объекты в правильной ориентации и положении, когда они взаимодействуют с пользователями.

Сама поза относится к положению и ориентации объекта в пространстве. Поза человека может быть представлена ​​точкой (поза головы) и двумя векторами (верхние конечности) вместе с центром тела.

Оценка позы для бизнеса сложна, поскольку она опирается на огромную базу знаний, включая геометрические соотношения, внешний вид, свойства материалов, условия освещения и другие.

Эта дисциплина традиционно делится на два вида оценки, основанные на количестве измерений. Таким образом, оценка 2D-позиции определяет расположение ключевых точек в 2D-пространстве относительно входных данных. Для каждой ключевой точки модель вычисляет координаты A и B. Цель 2D-оценки позы состоит в том, чтобы получить матрицу камеры и ее инверсию, которые можно использовать в качестве входных данных для таких приложений, как 3D-моделирование, 3D-визуализация, дополненная реальность и т. д. Добавляя C-размер, 3D-оценка позы преобразует объект. в 2D-изображении в 3D-объект.

Трехмерное отслеживание позы позволяет разработчикам более точно оценивать пространственное позиционирование объекта. Однако это сложнее, чем 2D, поскольку алгоритмы должны учитывать множество условий, включая фон, свет и другие.

Типы моделей для оценки позы человека

Моделирование человеческого тела является наиболее важным аспектом оценки позы человека.
Три наиболее распространенных типа моделей человеческого тела включают модели на основе скелета, модели на основе контуров и модели на основе объема.

  • Скелетные или кинематические модели – методы оценки позы на основе скелета отличаются от других методов, поскольку они не полагаются на сегментацию объекта. Вместо этого в этих методах используется набор функций изображения, которые кодируют позиционные отношения между частями тела (например, информацию о соединении скелетных суставов) и используют данные для оценки в 2D и 3D.
  • Контурные или плоские модели – обеспечивают детальное двухмерное представление естественной формы тела. Модель фиксирует контур и приблизительную ширину тела, туловища и конечностей. Это помогает модели точно воспроизводить различные формы и позы человека.
  • Объемная модель — эта модель оценивает трехмерную структуру объекта по одному или нескольким двумерным изображениям. Он состоит из различных геометрических фигур, таких как цилиндры, конические и треугольные сетки. Затем выходные данные используются для трехмерной оценки позы человека на основе глубокого обучения.

Кроме того, существует два основных подхода к оценке поз. Это восходящие модели и нисходящий подход. Первый сначала идентифицирует сустав тела и создает уникальную позу, а второй запускает модуль обнаружения, чтобы найти кандидатов-людей, а затем определяет ключевые точки человека.

Восходящий подход обеспечивает идеальное соотношение точности оценки и вычислительных затрат. Он не зависит от количества людей-кандидатов на изображении. В то же время нисходящий подход делит задачу на более простые подзадачи, т. е. обнаружение объекта и оценку позы одного человека.

Оценка позы головы

Отслеживание позы также может быть применено к определенной части нашего тела. Таким образом, оценка позы головы — это процесс извлечения информации о позе головы из визуальных стимулов. Он включает в себя прогнозирование трехмерной ориентации головы в 2D-изображении, которое можно использовать для распознавания лиц, эмоций и жестов.

Эта задача обычно сводится к определению углов Эйлера головы — рыскания, тангажа и крена. Если алгоритм дает точное предсказание этих трех, он узнает, в каком направлении будет смотреть человеческая голова.

Отслеживание положения головы — сложная задача для компьютерного зрения. Несмотря на то, что за прошедшие годы было разработано несколько стратегий для решения этой проблемы, она все еще остается предметом исследований, особенно в неограниченных ситуациях.

Другие специальные задачи для оценки позы включают отслеживание позы на видео, оценку позы животного и обнаружение автомобиля. Каждое из этих приложений поставляется с уникальным набором ограничений. Последнее может происходить из-за ограниченных помеченных данных (для животных) или из-за окклюзии (для видео).

Важность оценки позы человека

До отслеживания поз машины воспринимали людей как квадраты, не обращая внимания на язык человеческого тела. Интеллектуальная оценка позы позволяет компьютерам достичь более высокого уровня рассуждений. Это также один из основных компонентов технологии безмаркерного захвата движения (MoCap). Анимация персонажей и клиническое исследование нарушений походки — это лишь некоторые из возможностей технологии MoCap.

Однако только человеческое распознавание в режиме реального времени может помочь нам получить массу преимуществ. Оценить, сколько людей находится в комнате — просто глядя на их силуэты — может быть очень полезно для понимания тонкостей человеческой деятельности. Возможность надежного отслеживания людей во времени и пространстве находит применение в правоохранительных органах, здравоохранении, спортивных достижениях, эргономике рабочего места — этот список можно продолжить.

Возьмем беспилотные автомобили Waymo. Эти автономные транспортные средства по своей сути безопасны для использования на дорогах. Тем не менее, Waymos, как правило, сбивают водители из-за неожиданной остановки, вызванной переходом улицы пешеходом. Но с оценкой позы Waymos сможет избежать ошибок, лучше прогнозируя поведение пешеходов.

Давайте оценим жизнеспособность глубокого обучения распознаванию человеческой деятельности, взглянув на другие реальные приложения.

Распознавание человеческой деятельности с помощью обработки изображений: приложения

Оценка позы является важной предпосылкой для понимания человеческого поведения. Поэтому его методы нашли множество применений в видеонаблюдении, играх, анимации и других. А по мере того, как проекты распознавания активности человека с помощью смартфонов становятся популярными, использовать их в качестве альтернативы HAR становится еще проще (при условии, что они оснащены богатым набором датчиков). Давайте посмотрим, как этот факт способствовал массовому применению.

Человеко-компьютерное взаимодействие

Человекоподобные андроиды раньше были концепцией научной фантастики. Сегодня у нас уже есть андроиды, такие как Sophia и Tesla Bots от Hanson Robotics. Однако процесс изобретения гуманоида сложен (мягко говоря). Трехмерная оценка позы в основном предназначена для того, чтобы помочь компьютерам лучше понять поведение человека. Используя API оценки позы, робот может выполнять задачи более точно, особенно если он также может понимать трехмерные позы, действия и эмоции людей.

Когда робот распознает трехмерное положение человека, склонного к падению, например, он может предпринять соответствующие действия. Кроме того, если роботы-помощники смогут воспринимать трехмерные позы человека, они смогут лучше общаться с пользователями-людьми. Еще одно популярное применение отслеживания поз — обучение роботов определенным ремеслам.

Видеонаблюдение

Распознавание аномальной активности — еще одна область исследований. В настоящее время видеонаблюдение имеет большое значение для общественной безопасности. Для обеспечения общественной безопасности правительства, как правило, устанавливают камеры видеонаблюдения для наблюдения за активностью толпы. Однако, несмотря на то, что камеры производят большое количество визуальных данных, нам нужна интеллектуальная и автоматическая система для распознавания жестокого или подозрительного поведения. И здесь на помощь приходит отслеживание движения.

Основываясь на положении ключевых точек, система может генерировать оповещения в режиме реального времени, когда происходит потенциальное нападение. Идентификация людей с поднятыми вверх или лежащими руками также может быть связана с тревожной ситуацией, как предполагают некоторые исследования.

Анализ спортивных результатов

Отслеживание положения суставов человека можно использовать для отслеживания различных показателей спортивных результатов, которые чрезвычайно полезны для спортсменов и тренеров. Кинематическая коррекция позы, например, может использоваться для мгновенной обратной связи по тренировкам и количественной оценки результатов спортсмена. Кроме того, оценку движений можно использовать для оценки и обучения любителей плавания, тайцзицюань и футбола.

Для фитнеса с искусственным интеллектом отслеживание поз может помочь конечным пользователям пройти ряд тренировок. Это поможет обеспечить соблюдение правил безопасности и обратную связь в режиме реального времени для домашних тренировок.

Психология

Применение трехмерных поз человеческого тела также было сделано для здоровья человека. Таким образом, эта технология потенциально может быть использована в телемедицине. Например, врач сможет провести количественную оценку моторики прямо у пациента дома. Распознавание атипичного поведения также важно для выявления аутизма, поскольку раннее выявление важно для улучшения жизни человека. В целом, отслеживание движения может определять психическое состояние людей, а также их эмоциональное состояние.

Мода и розничная торговля

Виртуальная примерка — это новый способ вывести модную электронную коммерцию в 21 век. Вместо того, чтобы покупать онлайн и надеяться на лучшее, пользователи могут увидеть, как одежда будет смотреться на их собственном теле, прежде чем совершить покупку. Эта технология полезна не только для людей с ограниченными возможностями, которым трудно одеваться или покупать одежду, но также может помочь потребителям совершать более выгодные покупки в целом. 3D-оценка позы является основой для виртуальной примерки путем синхронного вращения предмета с углами лица или формой тела.

Практический результат

Распознавание человеческой деятельности с помощью компьютерного зрения — захватывающая область исследований. Он призван произвести революцию во многих отраслях, включая здравоохранение, спорт и развлечения. Но хотя перспективы кажутся радужными, оценка позы в 3D по-прежнему остается сложной задачей. Отсутствие реальных наборов 3D-данных, большого пространства состояний поиска для каждого сустава или закрытых суставов может снизить скорость и точность идентификации движения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts