Понятие чувства: Чувства. Что такое «Чувства»? Понятие и определение термина «Чувства» – Глоссарий

Содержание

Определение чувства вины в классических зарубежных психологических школах

Автор: Шевель Ирина Сергеевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.11.2021 2021-11-05

Статья просмотрена: 48 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 5 (pdf)

Библиографическое описание:

Шевель, И. С. Определение чувства вины в классических зарубежных психологических школах / И. С. Шевель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 293-294. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85150/ (дата обращения: 18.10.2022).



В статье рассмотрено понятие чувства вины с точки зрения представителей различных зарубежных школ психологии.

Ключевые слова: чувство вины, сознание вины, невротическая личность, внешний авторитет, онтологическая вина.

Рассмотрением понятия чувства вины, стыда и совести занимались многие представители психологических школ. В данной статье освещается взгляд представителей зарубежных школ психологии на чувство вины и его природу.

Начиная с психоанализа, отметим, что психоаналитики исходят из того, что чувство вины может возникнуть у человека как вследствие осуществления им преступного или противоморального деяния, так и вследствие имеющегося у него соответствующего намерения.

Клинический психоанализ имеет дело с невротическим чувством вины, возникающим на почве внутрипсихических конфликтов, разыгрывающихся в душе человека.

З. Фрейд уделял значительное внимание рассмотрению вопроса о происхождении чувства вины и сознания вины. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) он показал, что чувство вины у человека может существовать до свершения им проступка. Оно не возникает из проступка. Напротив, сам проступок совершается потому, что человек до этого испытывал чувство вины [1].

В трудах позднего периода З. Фрейд развил свои представления о чувстве вины. В работе «Недовольство культурой» (1930) он назвал сознанием вины то напряжение, которое возникает в психике человека между Сверх-Я и Я. В качестве двух источников чувства вины им рассматриваются страх перед авторитетом и позднейший страх перед Сверх-Я (требованиями совести). Страх перед авторитетом заставляет человека отказываться от удовлетворения своих влечений, в результате чего у него не остается чувства вины.

Отказ от влечений, обусловленных страхом перед Сверх-Я, не устраняет чувства вины, так как от совести невозможно скрыть запретные желания. С психоаналитической точки зрения, человек оказывается как бы обреченным на «напряженное сознание виновности» [2].

Изучение неврозов способствует пониманию отношений между чувством вины и сознанием вины. С точки зрения З. Фрейда, при неврозе навязчивых состояний чувство вины навязывается сознанию и играет значительную роль в жизни больного. В случае иных неврозов оно остается неосознанным, находит свое выражение в бессознательной потребности в наказании. Чаще всего чувство вины ощущается в качестве некой тревоги, так как оно является разновидностью страха.

Изучая труды представителей неофрейдистской школы хочется выделить Эриха Фромма, который рассматривал чувство вины в контексте совести.

Фромм ввёл понятие «авторитарной совести». Авторитарная совесть — это голос интернализованного внешнего авторитета: родителей, государства или любого другого авторитета, являющегося таковым в данной культуре. И чувство вины, рассматривалось Фроммом как порождение чувства страха перед этим внешним авторитетом [3].

В своей книге «Гуманистический психоанализ» Фромм описывает возникновение чувства и переживания вины как следствия выражения собственной воли. Когда человек не то чтобы идёт против авторитета, а даже просто поступает так, как сам по себе считает нужным.

В детско-родительских отношениях чувство вины трактуется Фроммом как основополагающее для развития неврозов как в подростковом, так и во взрослом возрасте. Фромм отмечал, что даже здравая критика авторитета родителей влечёт за собой переживание вины. Вина по Фромму используется как инструмент подчинения ребёнка воли родителя. Взросление же неразрывно связано с переживанием чувства вины [3].

Карен Хорни, так же являющаяся представительницей неофрейдизма, в своей книге «Невротическая личность нашего времени» аналогично характеризовала чувство вины как основополагающее чувство в картине проявлений неврозов [4]. Невротическая личность склонна к острому переживанию собственной вины по любому поводу. Особенно, что касается покорности авторитетам. Здесь прослеживается связь с теорией коллеги Хорни — Эрихом Фроммом. Хорни отмечает, что нервотическая личность тем острее ощущает свою вину, чем более самостоятельной является.

В теории К. Хорни за чувством вины часто скрывается либо тревожность, либо отчаянная защита личности от этой тревожности. Если рассматривать полностью схему, которую приводит Хорни, то первопричиной чувства вины является страх неодобрения, который вызывает тревожность и затем уже чувство вины. Чувство вины и сопровождающие его самообвинения не только являются результатом (а не причиной) страха неодобрения, но также являются защитой от этого страха.

Важный момент отмечаемый Карен Хорни — это то, что самообвинения не позволяют человеку увидеть необходимость изменений и в действительности служат заместителем таких изменений. Этот процесс можно часто наблюдать в повседневной жизни. Если человек сожалеет о том, что сделал или не смог чего-то сделать, и поэтому хочет восполнить это или изменить свое отношение, из-за которого так получилось, он не будет погружаться в чувство вины. Если все-таки это происходит, то указывает на его уход от трудной задачи изменения себя. В самом деле, много проще заниматься раскаянием, чем самоизменением [4].

Ролло Мэй в своей книге «Экзистенциальная психология», описывали чувство вины, как чувство наступающее вследствие неисполнения индивидом своего потенциала и осознания этого. Однако стоит заметить, что он выделял вину онтологическую (т.е. сущностную, естественную) и невротическую. Онтологическая вина — возникает по причине того, что индивид воспринимает себя как того, кто имеет выбор поступать так или иначе, или отказаться от этого выбора вообще. Каждое развитое человеческое существо имело эту онтологическую вину, хотя ее содержание различалось в зависимости от той или иной культуры, которая оказывает на вину большое влияние. Невротическая же вина — следствие вытеснения вины Онтологической. Если индивид не может принять свою вину, то это чувство его невротизирует [5].

Представители и неофрейдистской школы, и экзистенциальной психологии замечали взаимосвязь чувства вины у человека и его желания следовать некоему «авторитету». Выглядеть перед «правильным» перед этим авторитетом, а так же страх того, что поступая тем или иным образом, мы рискуем навлечь на себя недовольство тех, в чьём одобрении нуждаемся.

Литература:

  1. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. — Харьков: Фолио, 2013. — 252 c — Текст: непосредственный
  2. Фрейд, З. Недовольство культурой / З. Фрейд. — Харьков: Фолио, 2013. — 256 c. — Текст: непосредственный
  3. Фромм, Э. З. Гуманистический психоанализ / Э. З. Фромм. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — 127 c. — Текст: непосредственный.
  4. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе / К. Хорни.
    — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 304 c. — Текст: непосредственный.
  5. Мэй, Р. Экзистенциальная психология / Р. Мэй. — Москва: Эксмо Апрель-Пресс, 2001. — 624 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): чувство вины, сознание вины, внешний авторитет, невротическая личность, онтологическая вина, авторитет, вина, зарубежная школа психологии, неофрейдистская школа, переживание вины.

Ключевые слова

чувство вины, сознание вины, невротическая личность, внешний авторитет, онтологическая вина

чувство вины, сознание вины, невротическая личность, внешний авторитет, онтологическая вина

Похожие статьи

Тема

вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского…

Библиографическое описание: Гибайдуллина, В. Р. Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / В. Р. Гибайдуллина.

Соня Мармеладова советует Родиону принять страдание и искупить свою вину. В финале романа мы видим героя иным.

Основные термины (генерируются автоматически):

вина

Онтологический подход к пониманию вины делает акцент на ее дуалистическую природу. С одной стороны,

вина — это вид определенных эмоций, эмоциональное состояние человека, которое наступает при совершении какого-либо негативного поступка.

Возрастные особенности

переживания чувства вины у молодых…

Чтобы изучить особенности проживания чувства вины у молодых матерей, для начала необходимо посмотреть на то, как это чувство впервые проявляется и зарождается у человека, в каком возрасте, и как оно трансформируется в течение жизни. Вина — это чувство, которое…

Краткая история

зарубежного психоанализа в контексте изучения…

История становления и развития зарубежного психоанализа насчитывает уже более сотни лет.

Учение Зигмунда Фрейда о психоанализе личности разрабатывалось в контексте изучения

Психоаналитическая школа объектных отношений исследовала преимущественно…

Основные факторы и направления в социально-психологической…

 Разными школами и направлениями в зарубежной и отечественной психологии различная роль отводится таким основным факторам в развитии и функционировании морального и правового сознания, как врожденные особенности; внешние условия (прежде всего…

Отождествление понятия

вины с понятием преступления

Кроме того, вина является одним из признаков преступления.

Наличие вины как таковой является необходимым элементом состава преступления — только виновное совершение запрещенного УК РФ деяния может служить основанием для привлечения к уголовной…

Проблемы определения формы

вины в уголовном праве РФ…

В настоящей статье дается общая характеристика форм вины в уголовном праве. Отмечается догматическая и концептуальная разработанность данного института. С учетом развития правоотношений, усложнения способов совершения преступления, развития представлений о…

Статьи по ключевому слову «

чувство вины» — Молодой учёный

«чувство вины«: Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г. — Котельникова А. А. Социально-демографические признаки, влияющие на развитие преступных форм поведения личности.

Определение чувства вины в классических зарубежных психологических школах.

Похожие статьи

Тема

вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского…

Библиографическое описание: Гибайдуллина, В. Р. Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / В. Р. Гибайдуллина.

Соня Мармеладова советует Родиону принять страдание и искупить свою вину. В финале романа мы видим героя иным.

Основные термины (генерируются автоматически):

вина

Онтологический подход к пониманию вины делает акцент на ее дуалистическую природу. С одной стороны, вина — это вид определенных эмоций, эмоциональное состояние человека, которое наступает при совершении какого-либо негативного поступка.

Возрастные особенности

переживания чувства вины у молодых…

Чтобы изучить особенности проживания чувства вины у молодых матерей, для начала необходимо посмотреть на то, как это чувство впервые проявляется и зарождается у человека, в каком возрасте, и как оно трансформируется в течение жизни. Вина — это чувство, которое…

Краткая история

зарубежного психоанализа в контексте изучения…

История становления и развития зарубежного психоанализа насчитывает уже более сотни лет.

Учение Зигмунда Фрейда о психоанализе личности разрабатывалось в контексте изучения

Психоаналитическая школа объектных отношений исследовала преимущественно…

Основные факторы и направления в социально-психологической…

 Разными школами и направлениями в зарубежной и отечественной психологии различная роль отводится таким основным факторам в развитии и функционировании морального и правового сознания, как врожденные особенности; внешние условия (прежде всего…

Отождествление понятия

вины с понятием преступления

Кроме того, вина является одним из признаков преступления.

Наличие вины как таковой является необходимым элементом состава преступления — только виновное совершение запрещенного УК РФ деяния может служить основанием для привлечения к уголовной…

Проблемы определения формы

вины в уголовном праве РФ…

В настоящей статье дается общая характеристика форм вины в уголовном праве. Отмечается догматическая и концептуальная разработанность данного института. С учетом развития правоотношений, усложнения способов совершения преступления, развития представлений о…

Статьи по ключевому слову «

чувство вины» — Молодой учёный

«чувство вины«: Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г. — Котельникова А. А. Социально-демографические признаки, влияющие на развитие преступных форм поведения личности.

Определение чувства вины в классических зарубежных психологических школах.

Откуда мы знаем, что нам следует чувствовать в разных ситуациях? – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А

Обычная версия сайта

Откуда мы знаем, что нам следует чувствовать в разных ситуациях?

В Издательском доме НИУ ВШЭ готовится к публикации учебник Скотта Харриса «Приглашение в социологию эмоций» в переводе Ольги Симоновой, доцента кафедры общей социологии НИУ ВШЭ. Редакция IQ публикует фрагмент из книги, в котором рассказывается о социальных нормах, влияющих на наши эмоции, переживания и способы их проявления, а также объясняется, почему эти нормы часто противоречивы и как используются для воспроизводства неравенства между людьми.

Для того чтобы сделать первый шаг в направлении социологического понимания эмоций, начнем с одного из самых популярных понятий в социологии: социальных норм. Даже если вы не записаны ни на один курс по социологии, у вас, вероятно, есть некоторое представление об этом понятии, которое стало доступно широкой публике.

Социальные нормы — это культурные ожидания относительно того, как людям следует себя вести в определенных ситуациях. В процессе социализации люди осваивают определенные образцы поведения, которые они начинают считать «лучшими», самыми «естественными», «логичными» или «моральными» направлениями для действия. Эти нормы управляют практически всем, что мы делаем, — определяют, какую одежду носить, какую выбрать еду и даже то, на что приемлемо смотреть.

Также читайте

Представьте себе молодого человека — ученика старших классов, который ходит в школу в юбке, ест насекомых на обед и не смотрит в глаза преподавателям. У этого молодого человека, вероятно, тяжелая жизнь. Он, возможно, пользуется дурной славой, одноклассники сплетничают о нем, бросают неодобрительные взгляды, дразнят, подвергают остракизму и даже бьют. Его одноклассники вполне убеждены, что он все делает «неправильно». Даже близкие друзья могут спрашивать: «Что с тобой не так? Почему ты так робок с нашими учителями? Почему ты носишь юбку, как девчонка? Твой обед — отвратителен! Ты больной, что ли?».

Бесспорно, каждый из одноклассников думает и поступает так, поскольку прошел процесс социализации именно в этой культуре. Но если бы они выросли в другой культуре, то они равным образом были бы уверены, что мальчики носят юбки (например, килт), что такос с червями или шоколад с кузнечиками — деликатесы, и что избегать взгляда учителя — нормальный способ выражения уважения к старшим.

Понятие эмоциональных норм является расширением понятия «социальной нормы» и может быть определено как культурные ожидания относительно того, что́ следует людям чувствовать в разных типах ситуаций; или как социально разделяемые стандарты оценки приемлемости эмоций, которые мы переживаем и выражаем. Например, поведение старшеклассника, который плачет, получив оценку «В» за небольшое домашнее задание, или который все время радостно смеется, что бы ни сказал учитель, может рассматриваться со стороны его сверстников как эмоционально девиантное.

Как меняются нормы ревности в отношениях?

Исследования Гордона Клэнтона содержат интересный и доступный для понимания пример социологического исследования эмоциональных норм. На основе «Руководства для читателей периодической литературы» (Readers Guide to Periodical Literature) Клэнтон изучил все научно-популярные журнальные статьи, написанные о ревности за 40 лет, с 1945 по 1985 годы. Автор фокусируется особенно на тех статьях, где ревность рассматривается в брачных и романтических отношениях. При внимательном изучении статей (опубликованных в таких журналах, как «Redbook») Клэнтон заметил «осевой сдвиг» в предлагаемых советах и дискуссиях.

С 1945 года и до конца 1960-х годов ревность в изученных статьях рассматривалась как «доказательство любви» к партнеру. Небольшая ревность считалась «хорошей вещью»: она была показателем того, что человек ценит отношения с партнером. Ревность была свидетельством, что каждый партнер — «живой человек», а также демонстрацией любви, способствующей близости. К патологической и навязчивой ревности относились неодобрительно, но главный акцент делался на рутинной разновидности этого эмоционального переживания, неизбежной, но позитивной.

Начиная с 1970-х годов журнальные статьи «переключаются» на новое понимание ревности как эмоции, которая укоренена в низкой самооценке или дефекте личности. Теперь она рассматривалась не как доказательство любви, а как знак незащищенности или неспособности доверять. Читателей настраивали на то, чтобы они подавляли или избавлялись от этой собственнической эмоции, разрушающей романтические отношения и ограничивающей дружеские контакты между мужчинами и женщинами. Для предотвращения появления ревности предлагали профессиональную терапию или техники самопомощи.

Клэнтон показывает, что новому взгляду на ревность способствовали общие изменения в культурных представлениях о романтических отношениях, которые произошли в США. «В 1950-х и начале 1960-х годов акцент делался на привязанности или “родстве душ”… По контрасту с этим, в конце 1960-х и начале 1970-х годов многие люди уже стремились в личной свободе в отношениях, часто ценой потери прошлых форм привязанности». В результате этого большого культурного сдвига новое представление о ревности вытеснило старое, однако не заменило его полностью. Сегодня сохраняются оба представления, которые могут обусловливать ожидания относительно переживания и выражения ревности.

Вы можете спросить себя, какого из этих верований вы придерживаетесь? Склонны ли вы наказывать себя и своих возлюбленных за слишком сильную ревность или за полное её отсутствие?

Вездесущи, хотя часто невидимы

Трудно начать изучать социальные нормы, поскольку мы обычно их не замечаем. Когда друг разговаривает НЕМНОГО ГРОМЧЕ ОБЫЧНОГО или стоитближеобычного — именно тогда мы осознаем, что мы и наши собеседники подчиняемся трудноуловимым ожиданиям, о которых мы обычно не задумываемся. Это верно и в случае эмоциональных норм. Когда кто-то благодарит нас за небольшую услугу, мы это едва замечаем. Но наступает «мертвая тишина», когда благодарность не последовала. Если вы когда-нибудь открывали дверь для группы людей, которые при этом совершенно не замечали вас, то вы, наверное, понимаете, что я имею в виду. 

Эмоциональные нормы «становятся видимыми в те моменты, когда они нарушаются». К примеру, выражения зависти должны максимально контролироваться. Друг, который постоянно говорит вам: «Я хочу выглядеть так же хорошо, как и ты!», — скорее всего, нарушает общепринятое правило о неприемлемости выражения завистливых чувств, если высказывание, конечно, не носит эксцентричного характера, а делается раздосадованным тоном.

Иногда мы подспудно осознаем эмоциональные нормы, когда понимаем, что наши собственные чувства рискуют оказаться неприемлемыми. Как пишет Хокшилд, люди испытывают что-то вроде «укола» всякий раз, когда есть несоответствие между тем, что они действительно чувствуют, и тем, какие чувства от них ожидаются. Например, на вечеринке в канун Нового года нормой является то, что люди будут радоваться, улыбаться, дудеть в бумажные рожки и обнимать окружающих, как только часы пробьют полночь. 

Участники вечеринки, которые находятся в сонном или пессимистическом настроении по поводу уходящего времени или испытывают дискомфорт, находясь с другими людьми, испытывающими радостное настроение, вероятно, не настроены на эмоциональный тон сборища (gathering). Поэтому они могут сами себя внутренне подбадривать: «Давай! Тебе должно все это нравиться!».

Также читайте

Поскольку эмоциональные нормы обычно принимаются на веру, их довольно трудно обнаружить. Но чем больше вы практикуетесь, тем легче сможете применять это понятие к анализу происходящего. Задача заключается в том, чтобы а) выделить специфические условия или социальное взаимодействие и б) представить эмоциональную реакцию (или наблюдать реальную), которая окажется неподходящей, аморальной или культурно «неестественной» для большинства людей, которых вы знаете.

Приводятся в действие санкциями

Полицейские применяют санкции, например, штраф за превышение скорости, когда останавливают нас за нарушение правил на дороге. Эти санкции служат наказанием и механизмом, удерживающим от нарушения закона. Такая же, но немного менее формальная, «полиция взаимодействия» начинает действовать, когда дело доходит до имплицитных правил, регулирующих эмоции.

Наши собеседники могут использовать целое разнообразие стратегий, чтобы приводить в действие социальные и эмоциональные нормы. Люди могут одаривать нас неодобрительными взглядами или замечаниями; они могут разрушить нашу репутацию, распуская о нас сплетни. Остракизм — это максимально сильная санкция, которая может применяться за нарушение эмоциональных норм. 

Человек, который признается «слишком нервным» или «никогда не бывает счастливым», может не найти друзей, супруга(у) или иметь проблемы в общении с родственниками. В конце концов может быть задействовано даже экономическое давление. Следствием эмоциональной девиации могут стать низкие возможности на рынке труда или отсутствие финансовой поддержки собственной семьи. Несвоевременное выражение неприемлемых эмоций — тревоги, фрустрации или даже шутливого настроения — может способствовать провалу на собеседовании при приеме на работу.

В одном из хорошо известных исследований Саймон, Эдер и Эванс в течение трех лет вели наблюдение на среднем Западе за развитием эмоциональных норм у девушек-подростков из средней школы. Исследователи обнаружили, что юные девушки используют поддразнивание, сплетни и ссоры как способы социализации или усвоения «подходящих» чувств: «Следует иметь романтические чувства только к одному человеку противоположного пола» или «Не следует испытывать романтических чувств к парню, который уже встречается с кем-то другим». Например, такое выражение привязанности к подруге (человеку того же пола), как игриво присесть к ней на колени, может быть встречено с мягкой насмешкой («Ты точно не мой тип») или дразнящим хором вздохов «О-о-о!», намекающим на гомосексуальные отношения.  

Девочки, чей физический внешний вид или поведение обнаруживают недостаток интереса к мальчикам, уничижительно обзываются странными, «розовыми» или пацанками. Романтические чувства к мальчикам поощряются. Иногда группы сверстниц открыто обсуждают свою коллективную привязанность к одному мальчику. Однако как только одна из девушек этой группы начинает активно его добиваться или вступает в отношения с этим мальчиком, ни одна из подруг не сможет продолжать выражать чувства к нему, не подвергаясь санкциям.

Во взрослых отношениях эмоциональная девиация также имеет определенные последствия. Например, «нервное» поведение подозреваемого при даче показаний может быть понято присяжными как признак того, что он лжёт; сдержанное или равнодушное поведение, с другой стороны, может рассматриваться как недостаток раскаяния или отсутствие совести. Жертвы, которые выражают чувства несоразмерно событию — недостаточно потрясены тяжким преступлением и слишком потрясены не тяжким преступлением, — зачастую менее благосклонно воспринимаются присяжными. 

Представьте себе финансового советника, который проявляет признаки зависти при виде больших денег своих клиентов: «О, пусть мой пенсионный счет будет таким же большим, как Ваш! Вам повезло получить такие деньги по наследству». Финансовые советники, которые, не стесняясь, нарушают нормы выражения зависти, могут поставить под вопрос доверие клиента и способность соблюдать правила этикета. Такой работник быстро потеряет своих клиентов или по крайней мере получит меньше положительных рекомендаций.

Интересно, что не только другие люди отслеживают и налагают санкции за наше эмоциональное поведение, мы применяем санкции и в отношении самих себя. Наставления типа «Возьми себя в руки!» могут исходить от нас самих, от наших друзей, сотрудников или родственников. Когда я закончил колледж, мои недавно разведенные родители пригласили меня, моих братьев и сестер и моих друзей на ланч. Я был немного взвинчен в этой странной ситуации и не мог дождаться конца этой встречи. Позже я понял, что, наверное, мои родители ожидали от меня тоста или небольшой речи, в которой им выражалась бы благодарность за финансовые вложения в мое образование. Тут я почувствовал себя виноватым и стал себе говорить: «Как глупо, как же я мог об этом забыть!» Эти мои мысли и чувства можно считать санкциями в отношении самого себя, своего рода наказанием и предупреждением подобного поведения в будущем. Мои негативные эмоции привели меня к тому, что я написал особые благодарственные открытки родителям, чтобы все исправить и выразить свою благодарность.

Изучаются в процессе социализации

Есть искушение определить эмоциональные нормы как просто естественные или логичные паттерны поведения. Некоторые виды выражения эмоций, или эмоционального дисплея (emotional displays), могут показаться очевидными и неизбежными — «конечно», выпускник колледжа должен выразить благодарность своим родителям за денежную поддержку.

Здесь важно отметить, что слово display используется для указания именно на внешнее выражение эмоций в сопоставлении с внутренним переживанием эмоций, тем самым подчеркивая, что они могут не совпадать. Словосочетание «эмоциональный дисплей» уже довольно часто используется в социологической литературе.

Чтобы определить нормативный аспект эмоционального поведения, попробуйте следующий прием: представьте себе группу людей, обладающих другой «конечно»-культурной перспективой. Вообразите себе благополучную и финансово обеспеченную семью, в которой платить за образование детей считается обычным обязательством, а не существенной или значительной финансовой нагрузкой. В этой гипотетической группе людей, возможно, от выпускника не требуется и не ожидается выражение большой или публичной благодарности родителям.

Для дальнейшего прояснения культурного измерения эмоциональных норм давайте проведем аналогию с гендерными нормами, касающимися наготы. Жарким летним днем маленькие дети могут играть на виду в разных состояниях «раздетости». В большинстве районов в США плавки являются достаточным прикрытием для детей, бегающих около разбрызгивателей воды или играющих в салки. 

В определенный момент дети начинают осознавать свою наготу. Это относится в основном к девочкам, для которых ходить раздетыми становится в большей степени запрещено. Когда девочка приближается к шестилетнему возрасту, ее родители могут сказать ей, что она теперь «большая» и должна, в отличие от мальчиков, носить не только плавки, но и верхнюю часть купальника. 

Так протекает прямой процесс социализации: когда другие открыто говорят нам, каковы нормы в данном контексте. В другом случае девочка может и не нуждаться в прямых указаниях, а просто оглядеться вокруг и заметить, что ни одна из старших девочек и взрослых женщин не показываются на людях без верхней части купальника. Это непрямой или опосредованный процесс социализации: когда другие косвенным образом передают нам социальные нормы.

Некоторым американцам нормы, касающиеся одежды, могут казаться естественными, неизбежными или просто «логичными». Однако они таковыми не являются. В некоторых культурах отсутствует табу на обнаженную женскую грудь, тогда как в других — институционализируются гораздо более строгие нормы, согласно которым требуется закрывать ноги, руки и голову. Эти правила социально конструируются, и мы усваиваем их, рассматривая эти искусственные конвенции, как будто просто так и есть или должно быть.

Как и в случае с нормами о допустимой наготе, усвоение эмоциональных норм в процессе социализации может происходить прямо или косвенно (а между ними часто размещаются смешанные способы). Некоторые утверждения представляют собой прямые указания или инструкции по поводу чувств, которые культура (или субкультура) считает приемлемыми:

 «Не забудь сказать «спасибо!»

 «Ты должен гордиться тем, что…»

 «И не стыдно тебе?..»

 «Бьюсь об заклад, что ты будешь волноваться, когда…»

 «Не будь таким мрачным!»

Другие выражения могут быть более неопределенными, но также указывать на культурно ожидаемые эмоциональные состояния:

 «У тебя дурной характер!»

 «Что с тобой (не так)?»

 «Успокойся — ничего страшного!»

 «Твой положительный настрой так мотивирует!»

 «Ты неисправимый оптимист!»

Так прямая и непрямая эмоциональная социализация происходит посредством позитивных и негативных подкреплений. Люди вознаграждаются за «позитивный» эмоциональный дисплей (например, посредством комплиментов) или наказываются за «негативный» (например, через критику).

Все негативные санкции, которые мы обсуждали ранее, включая вербальные замечания, сплетни, остракизм, физическое насилие и финансовое давление, могут способствовать согласию с эмоциональными нормами. Даже ребенок, который устраивает истерики, может получить шлепок или потерять расположение.

Непрямое усвоение эмоциональных норм в процессе социализации также является довольно распространенным механизмом. В детстве, когда я посещал католическую мессу в приходской церкви, то обращал внимание на серьезные лица вокруг и приглушенные голоса присутствующих. Молитвы произносились с тихой серьезностью, церковные гимны пелись торжественными голосами. После церемонии на ступенях церкви мои родители говорили со своими друзьями уже оживленными голосами, но во время мессы эмоциональный тон был сдержанным. Даже когда прихожане приглашались пожать руки или обнять друг друга во время мессы (т. е. к взаимодействию), сказав: «Мир да будет с вами», — я не припомню ни смеха, ни выражений радости. 

Если бы я тогда в церкви крикнул своему другу, находящемуся на двенадцать рядов дальше от меня: «Мир тебе, Даг!», — и весело помахал ему, то, естественно, меня одернули и осудили бы, хотя о том, что это неуместно, мне никто впрямую не рассказывал. Я мог только наблюдать, что громкие приветствия и приветствия на большом расстоянии друг от друга запрещены в церкви. Таким образом я узнал о неявных нормах, регулирующих мое поведение, включая эмоциональный дисплей.

Подобным образом фанаты, находящиеся в бурлящей толпе на футбольном матче в колледже, могут определить правила чувствования (feeling rules), переняв их у окружающих — комментаторов, чирлидеров, «детей-талисманов» и других зрителей.

Правила чувствования — один из важнейших терминов теории Арли Хокшилд, но автор не часто его упоминает, поскольку пишет об эмоциональных нормах в целом. Согласно Хокшилд, в каждом специфическом контексте взаимодействий существуют два основных типа норм: правила чувствования (или, точнее, правила переживания эмоций) и правила выражения чувств (display rules). Первые определяют, какие эмоции и с какой интенсивностью следует переживать и чувствовать в данной ситуации, должны ли эмоции быть негативными или позитивными, какова должна быть их длительность. Вторые правила предписывают, когда и как нужно выражать эмоции. Помимо этого, Хокшилд указывает и на «фреймирующие правила» (framing rules), которые относятся к самому контексту взаимодействия, описывают его и в определенном смысле формируют правила для переживания и выражения чувств.

Насколько взволнованными должны быть болельщики? Насколько можно гордиться своей командой или испытывать к ней презрение за поражение в игре? Сколько уважения и неприязни следует выражать к команде-сопернику? Сколько сочувствия, страха, восторга следует выражать при опасной атаке или ранении игрока? Посредством слов, действий и даже посредством выбора одежды участники матча передают неформальные указания на ожидаемые эмоциональные реакции. Иногда создается впечатление, что сдержанные эмоциональные реакции или их полное отсутствие наиболее уместны. Так, состязающиеся гребцы, полицейские, школьные администраторы и другие группы могут обучаться тому, какие эмоции следует подавлять или скрывать, чтобы выглядеть серьезными и компетентными.

Прямая и непрямая социализация происходит через опосредованные и непосредственные взаимодействия лицом к лицу. Телевизионные шоу и фильмы, книги и журналы, видеоигры и музыка могут передавать явные инструкции или неявные модели поведения. Каждая романтическая комедия и реалити-шоу, заканчивающиеся предложением руки и сердца, не только разряжают драматическое напряжение, но и транслируют возможный образец (или назидательную историю) выражения эмоций в ситуации, когда потенциальный жених задает вопрос. Статьи о самопомощи в журналах, в которых даются советы о построении отношений, могут также способствовать распространению эмоциональных норм, согласно которым регулируются выражения гнева, ревности или любви.

Меняются со временем и отличаются в разных группах 

Если бы эмоциональные нормы устанавливались по воле природы или по воле Бога, то можно было бы надеяться на то, что они останутся неизменными. Однако, поскольку мы — человеческие создания, представления о «приемлемых чувствах» меняются то быстро, то медленно.

Легко представить, как могли бы измениться ожидания относительно подавления чувств в моем церковном приходе. Если добавить к этому появление нового священника и нового капельмейстера или появление новых требований в связи с демографическими изменениями в приходской общине, то, возможно, церковь могла бы постепенно сделать свои службы более радостными и эмоционально экспрессивными. Прихожане старшего возраста при этом будут нуждаться в мягкой ресоциализации — постепенных изменениях или объяснениях, почему новый подход «лучше», а юные прихожане будут расти и думать, что церковь была такой всегда.

Возвращаясь в сферу спорта, можно сказать, что некоторые комментаторы заметили изменения эмоционального дисплея у игроков в теннис. За прошедшие десятилетия для спортсменов на корте стало характерным (приемлемо, привычно и широко распространено) громко говорить самим себе такие фразы, как «Вперед!» или «Давай!», их теперь можно постоянно слышать после хорошего или плохого удара. То есть изменились социальные ожидания относительно выражений энтузиазма или фрустрации. 

Также читайте

Другие правила, такие как запрет выкриков по поводу соперника, изменяются они или нет, остаются культурными по своему происхождению. Они выглядят моральными и естественными с точки зрения определенной перспективы, но и другие представления о них также возможны. (Хорошим аргументом здесь будет, что данный «словесный мусор» оживляет теннисные матчи.) 

Между тем в Национальной футбольной лиге (NFL) неоднократно предпринимались усилия, чтобы установить правила, запрещающие «кричалки» болельщиков, с целью упростить ожидания относительно приемлемого поведения болельщиков после успешной игры. Некоторые виды поведения (такие как прокалывание мяча, танцы, сальто назад) могут рассматриваться как провокационные или как «неподобающие спортсмену-мужчине», особенно если эти жесты направлены в сторону команды-соперника. Каждый раз, когда Национальная футбольная лига согласовывает правила для болельщиков, можно утверждать, что правила эмоционального поведения в данном контексте трансформировались или полностью изменились.

Таким образом, эмоциональные нормы не обязательно остаются постоянными или стабильными. В рамках культуры или субкультуры правила действительно со временем могут меняться — мы можем назвать это явление темпоральной, или исторической, вариативностью. Более того, эмоции также изменяются от группы к группе — это мы можем назвать кросс-культурной вариативностью.

Обсудим нормы аффективного поведения (affection) между новобрачными. В США обычные ожидания относительно поведения людей, вступающих в брак, заключаются в публичном выражении любви друг к другу посредством объятий, поцелуев, прикосновений, обмена подарками и клятвами. Недостаточное количество таких выражений на свадебной церемонии и в течение последующих за ней месяцев дают повод для тревоги со стороны семьи и друзей. 

В некоторых культурах, однако, от молодоженов ожидается гораздо более сдержанное поведение. Представьте себе общества, где традиция диктует, чтобы невеста переехала в дом своего мужа и жила вместе с родителями мужа и его братьями (и их женами). Также вообразите, что члены этой семьи заинтересованы (по социальным и экономическим причинам), чтобы их большое домохозяйство не разбивалось на части, т.е. именно в том, против чего может протестовать находящаяся под властью свекрови молодая жена. В этих условиях могут существовать сильные эмоциональные нормы против страстного выражения чувств между молодоженами, чтобы не побуждать молодого мужа проявлять большую приверженность своему браку, чем своим родственным связям.

Также читайте

Нормы, регулирующие проявления горя, могут также различаться в разных группах. В некоторых культурах смерть считается поводом для празднования, когда близкий человек достиг завершения своего пути и перешел в рай, в других рассматривается как глубокая печаль, разбивающая сердце. В обществах, где половина рожденных детей могла умереть, не достигнув пятилетнего возраста, от родителей не ожидалось, что они будут долго горевать о смерти своего ребенка, в отличие от обществ с низкой детской смертностью (где умирает один на сто детей).  

Высокий уровень смертности может привести к тому, что смерть ребенка будет рассматриваться не как «трагедия, а как предсказуемая и относительно небольшая невзгода, которая будет принята хладнокровно, со смирением, как неизбежный факт человеческого существования». Подобным образом и смерти супруга(и) не придается большого значения в тех культурах, где продолжение рода гораздо важнее частных семейных отношений.

Неоднозначны и иногда противоречат друг другу

Эмоциональные нормы, можно сказать, «управляют» тем, как мы чувствуем, почти в каждой ситуации. Вера в естественность или правильность наших культурных норм часто заставляет нас чувствовать себя обязанными подчиняться им и настаивать на их выполнении. Тем не менее важно осознавать, что эти правила отнюдь не являются нерушимыми, пространство для маневра при их выполнении также существует. Разногласия могут возникать даже между людьми, которые прошли социализацию в одной и той же или похожих социальных группах. Они могут происходить по причине двусмысленности или неопределенности самих норм, а также по причине личностно-индивидуальных различий, разных намерений или быть проявлением принадлежности к разнообразным субкультурам.

Например, после получения подарка в день рождения ожидается выражение благодарности. Но как много нужно выразить благодарности и в какой форме — словами, объятиями, благодарственными письмами или каким-то другим образом? В данном случае может и не быть точной формулы, но могут возникнуть различные мнения по поводу способа, которым выражается благодарность. Восторженные высказывания, такие как: Ух ты! Какой классный подарок!», — могут быть восприняты как «достаточные» для благодарности, если даритель получает удовлетворение от этого и поскольку со стороны получателя подарка эта благодарность ожидается. 

С другой стороны, некоторые перфекционисты могут быть глубоко убеждены, что слово «спасибо» должно непременно прозвучать, причем более одного раза. В моей большой семье существуют разногласия относительно того, следует ли послать написанное от руки благодарственное письмо или будет достаточно письма по электронной почте или смс со словом «Спасибо!»

Разногласия не обязательно означают, что эмоциональные нормы иллюзорны, как не означают и того, что они непреложны и полностью ясны. Проведем аналогию с модными образцами. Два брата или сестры могут спорить о выборе одежды, оставаясь в поле общих культурных ожиданий. Они могут не соглашаться по поводу того, подходит ли рубашка к брюкам, и при этом разделять более общие представления относительно наготы (насколько должно быть закрыто тело), гендерных различий (какой стиль предпочесть — мужской или женский), цвета (не носить брюки серебряного цвета) и сочетаний (не совмещать одежду в полоску с вещами в горошек).

Саймон и его коллеги в своем исследовании показали разногласия девочек из средней школы относительно нормы: «Следует испытывать романтические чувства только к одному мальчику в одно и то же время». Некоторые девочки поддерживали отношения с несколькими мальчиками и даже бахвалились этим: если мальчики не пересекаются в одном месте и не знают друг о друге, то кому это навредит?! Другие девочки, однако, не соглашались с этим и подвергали критике такое поведение. По мере взросления девочек, как обнаружили исследователи, рос также и уровень общего согласия и подчинения «моногамной» норме.

Возможно даже, что отсутствует индивидуальное согласие с принятым способом переживать чувства в определенной ситуации. Когда сосед по квартире в очередной раз оставляет беспорядок на кухне, то является ли это достаточной причиной для выражения легкого раздражения, или здесь уместно открытое возмущение (anger) как реакция на несправедливость, или это повод для веселья в ответ на смехотворность ситуации? Когда на вашей машине на парковке вдруг появляется «загадочная» вмятина, приемлемо ли в данном случае громко ругаться? Плакать? Смеяться? 

Поскольку сначала мы реагируем и затем ретроспективно обдумываем наши реакции, то мы можем быть совсем не уверены в приемлемости наших чувств. Иногда мы считаем себя ненадежными — способными ошибаться в наших изначальных реакциях на ситуации, что ведет нас к принятию конфликтующих интерпретаций наших эмоций, нашего Я и ситуаций, в которых мы оказываемся.

Двойственность в этом случае не обязательно является признаком диссоциативного расстройства личности или другой слабости. Жизнь сложна, а мы можем смотреть на нее продуктивно с разных точек зрения. Более того, многие ситуации подразумевают противоречивые требования, требуя от нас сбалансировать или гармонизировать конфликтующие эмоциональные нормы.

От студента, который превосходит других на экзамене, ожидается понимание и сочувствие по отношению к хуже успевающим однокурсникам; как врачи, так и танцоры, исполняющие экзотические танцы, могут нуждаться в балансе между интимностью и бесстрастной манерой взаимодействия с клиентами; жертвы преступления обязаны давать показания по возможности спокойно и «рационально», хотя в этой ситуации они сообщают о серьезном страдании или травме. 

Коротко говоря, люди в современных обществах подчиняются широкому ряду эмоциональных норм, которые часто неясны и противоречивы. Следовательно, люди могут не просто соблюдать правила, а советоваться по их поводу и творчески использовать эмоциональные нормы, поскольку они «интерпретируют, оценивают и подтверждают свои собственные чувства и чувства других, а также способы их выражения».

Отражают и поддерживают социальное неравенство

Давайте вернемся к аналогии между законами и эмоциональными нормами и проведем сравнение на шаг дальше — в сфере политики. Многие заметили, что система законов не является «нейтральным судьей» на страже справедливости. Скорее, законы являются отражением политической борьбы и политических интересов и при их создании, и при их применении. Следует ли женщинам позволить голосовать? Могут ли заключать брак партнеры одного пола? Какое наказание (и нужно ли оно) должно последовать за хранение марихуаны или кокаина?

Законы не обязательно служат интересам каждого. Скорее, они отражают и воспроизводят отношения власти: доминирующие группы оказывают сравнительно большее влияние при создании, принятии и приведении в исполнение социетальных правил . Тот факт, что доход от заработка облагается налогом более высоким, чем доход от инвестиций, отражает политику, выгодную самым богатым американцам, и может быть выражен в ироническом варианте «золотого правила»: те, кто владеют золотом, задают и правила.

Социетальных здесь — общих для всех сфер общества.

Также можно задуматься над вопросом о том, являются ли эмоциональные нормы просто культурными предпочтениями, которые варьируют в соответствии с особенностями различных групп, или создаются в соответствии с интересами властей предержащих? Рассмотрим семейные отношения. Хотя родители и дети оказывают взаимное влияние друг на друга, проще утверждать, что дети обычно намного меньше могут сказать об эмоциональных нормах своей семьи. 

Безусловно, дети нуждаются в обучении манерам, чтобы уметь контролировать настроение, вести себя вежливо и проявлять эмпатию по отношению к другим. Родители могут усердно «цивилизовать» своих детей, передавая им свою эмоциональную компетентность — «управлять своими телами так, чтобы они могли приемлемым образом участвовать в социальном порядке и в рамках домашней жизни, и на более широких аренах взаимодействия». 

С другой стороны, иногда родители эгоистически или тиранически требуют исполнения эмоциональных норм. «Не дерзи!» — т.е. нельзя неуважительно спорить с родителями — данная эмоциональная норма может быть использована с целью установить безусловное доминирование или ограничить демократическое начало в этих отношениях.

Предположение, что женщины более эмпатичны и заботливы «от природы», также может вести к поддержанию неравенства, несмотря на то что подчас это выглядит как комплимент или добродетель. Жены могут выполнять свои обязанности, подчиняясь правилам чувствования, требующим от них быть более доступными, чувствительными и заботливыми, чем их мужья, что, в свою очередь, ведет к неравному разделению труда в домашней сфере. Гендеризованная природа эмоциональных норм помогает объяснить, почему матери целуют оцарапанные коленки, утирают больше слез, более внимательно слушают и выполняют больше «межличностной» работы, сохраняющей близкие отношения в семье и делающей семьи более функциональными.

Также эмоциональные нормы производят неравенства и вне дома. Обсудим такой контекст, как рабочее место. Часто наименее оплачиваемые работники обязаны выполнять наиболее трудные задачи: к примеру, когда в сфере обслуживания нижестоящие работники принимают на себя всю тяжесть недовольства клиента и его неподобающего поведения. В сравнении с ними менеджеры среднего и высшего звена более защищены от негативных эмоций и «организационными щитами» (когда, например, административные помощники ограничивают свой контакт с публикой), и «статусными щитами» (властью и престижем, которые не дают другим выместить на них негативные чувства).

Здесь вслед за Хокшилд используется метафора «статусный щит». Хокшилд использует эту метафору и в отношении норм («нормативный щит»), и в отношении статуса («статусный щит»). «Социальный щит» указывает на привилегии, ресурсы, которые защищают обладателя определенной социальной позиции от бремени интенсивной эмоциональной работы.

Работодатели, таким образом, могут требовать от работников низшего звена, чтобы они строго придерживались определенных эмоциональных норм («Всегда улыбаться и никогда не отвечать на возмущение клиента»), что подчеркивает существующие неравенства по доходу и властным полномочиям. Эмоциональные нормы могут также акцентировать гендерное и расовое неравенство на рынке труда. Например, от женщин могут ожидать больших усилий в деле эмоциональной поддержки клиентов, пациентов или студентов. Чернокожие мужчины в сравнении с белыми мужчинами не могут также свободно выражать недовольство на рабочем месте из страха прослыть «разгневанными чернокожими мужчинами».

В оригинале «an angry black man», этот термин позаимствован из статьи А.Х. Вингфилд, профессора социологии Университета Вашингтона в Сент-Луисе, США, указавшей на стереотипное представление о чернокожих мужчинах, согласно которому они легко выходят из себя. Поэтому там, где в силу расового неравенства доминируют белые люди, им приходится более жестко контролировать свои эмоции, а некоторые совсем не показывать.

Эмоциональные нормы неочевидным образом содержатся даже в идеологиях, которые легитимируют классовое и политическое неравенство, охватывающее общество в целом. В феодальных обществах существенные экономические различия объяснялись благородным происхождением и «божественным правом королей»; рабство, в свою очередь, оправдывалось с помощью представлений о врожденной неполноценности рабов. Эти когнитивные системы верований обычно сопровождаются соответствующими эмоциональными нормами. 

Если неравенство обосновано, то подчиненные должны испытывать спокойное смирение или, возможно, стыд вследствие своей низкой позиции, но никак не враждебность или негодование (outrage). Сегодня многие американцы верят, что общество США представляет собой меритократию, где экономический успех является главным образом результатом таланта и усердной работы. 

В рамках этой идеологии успешные люди должны испытывать гордость за свои очевидные для всех умения и целеустремленность, а бедные должны чувствовать смущение или сожаление по поводу своего трудного положения. При этом многочисленные факторы, не связанные с меритократией и обусловливающие успех, преуменьшаются, например, происхождение из богатой семьи, финансовый доступ к качественному образованию и здравоохранению, получение образования во время экономического подъема, а не во время экономического кризиса, связи с людьми из высших кругов и проч. Меритократический миф служит причиной самообвинений в экономической несостоятельности, а не побуждает к культивированию эмоций, которые могли бы привести к требованию реформ или бунту против существующих социальных условий.
IQ

26 августа, 2020 г.

Социология Фрагмент


5 способов отнять власть над своими решениями у чувств

Миф о том, что на работе нет чувств, абсолютно не соответствует реальности. На самом деле человек не может прожить без чувств и минуты. Как невозможно какое-то время не дышать или не переваривать еду — так невозможно и «не чувствовать». Можно только скрывать, подавлять, вытеснять чувства. Мы можем их не осознавать, загонять их вглубь, не сверяться с ними — но они есть, и они мстят нам, если мы не умеем с ними обращаться.

Откуда взялась идея о том, что такой огромный фактор как человеческие отношения, можно просто взять и «запихать себе в…»? Откуда вообще взялась идея о беспристрастии на работе?

Эта идея родилась и обрела популярность в индустриальную эпоху. Заводы и машины усовершенствовались, стали эффективными. Тогда идея об эффективности стала распространяться и на людей, которые с ними работают. Люди казались дополениями к машине, и чтобы быть хорошими функциями, они должны были максимально «механизироваться». Рабочего надо сделать эффективным винтиком. Менеджера — эффективным управляющим. Организация труда и управления — вроде инженерии.

А что такого мог в ту пору человек, чего машина не могла? Конечно, думать, анализировать. Эта функция и казалась самой ценной.

Теперь времена изменились, и мы видим другую картину. Маркетинг намного сильнее производства и финансов. Искусственный интеллект сильнее человеческого разума. Единственное, чего не может машина в наше время — это soft skills: сотрудничество, интуиция; все, что основано на эмоциях.

Точно так же изменилось и понятие рабочей эффективности. В 1950-60 годах можно было «засунуть чувства себе в…» и «думать только о деле». Правда, это все равно никогда полностью не получалось, но и такого уж большого вреда от этого не было. По клеточкам тетрадки думали все бизнесы.

Теперь те, кто «засовывают» чувства, — проигрывают тем, кто их использует. Тот, кто думает по клеточкам, проигрывает тем, кто может думать по диагонали, криволинейно, над плоскостью бумаги.

1. Отреагировать и не застрять

Животное может выразить агрессию сразу и непосредственно, а человеку приходится накапливать и конвертировать эмоции. Это сложная работа, которой невозможно избежать, так как мы — животные социальные, цивилизованные. Но не стоит еще сильнее усложнять дело. С отреагированием чувств не стоит долго ждать. Когда мы тратим слишком много времени на то, чтобы держать чувства в себе, они накладываются друг на друга слой за слоем. Так копится утомление. Застрявшие чувства — это не только наша гипертония, но и наша эффективность.

Стоит снизить свой ценз отреагирования чувства и подумать, как можно его быстро переупаковать. Быстро пошутить, скорчить рожу зеркалу, сделать фигу в кармане, яростно выругаться в туалете (шепотом) — все это необходимая гигиена офисных чувств.

2. Конфликтовать плодотворно

Если чуть меньше бояться поссориться и высказать несогласие, оно не будет накапливаться, а конфликты станут более плодотворными. Стоит привыкнуть к умеренным дозам выраженной агрессии на работе. Скрытая агрессия хуже тем, что в каждый текущий конфликт просачиваются поводы из прошлых конфликтов и утяжеляют конфликт текущий. Люди, которые «не додрались» в прошлый раз, инстинктивно избегают драться и в этот раз, потому что понимают, что у них уже накопился друг на друга здоровый «зуб».

Наоборот, плодотворный конфликт — это конфликт только про здесь и сейчас. Открытый. Конечно, он должен быть цивилизованным, но и высказывать все лучше ясно. Именно если не бояться конфликтовать резко и открыто — парадоксальным образом приходишь к nothing personal only business. Потому что все персональное давно ясно, никаких личных обид не копится — территория поделена, границы установлены, и можно посвятить сегодняшний раунд исключительно обсуждению текущих дел. Когда мы всегда можем эмоционально сказать коллеге «это просто смешно», «это бред», «это супер», честно признаться ему «я не могу разобраться», «что-то слишком мудрено», «у тебя круче» — конфликты перестают быть чем-то страшным, таким, чего надо избегать.

Когда мы конфликтуем открыто, мы больше не держим в уме необходимость поддерживать статус. Рабочий вопрос не становится поводом кого-то унизить или возвыситься самому.

3. Устанавливать границы

Когда мы функции и не пользуемся чувствами, мы воспринимаем свое положение на работе исключительно через иерархию, статус. Кто кого? Кто выше? Кто ниже? Кто круче?

На самом деле у каждого из нас намного больше мест и характеристик, чем «верх» и «низ». С чувствами устанавливать границы мы можем надежнее и безопаснее, а сам процесс делается менее тревожным и конкурентным.

Мы дифференцируем не только «опасность» и «пользу» от конкретного человека, но и такие ранее необязательные параметры, как общительность, скорость мышления, доброжелательность, склонность прийти на помощь, свою необъяснимую симпатию к нему.

Мы лучше устраиваемся в своих границах и впускаем туда людей теперь по своему желанию, а если не желаем — спокойно храним их от посягательств. Мы чувствуем себя в большей безопасности и не вынуждены тратить энергию на защиту.

4. Принимать решения

Когда-то человек принимал решения без контроля сознания, сразу после получения импульса. Так как обстановка вокруг сильно изменилась, «импульсивность» стала нередко восприниматься чем-то вроде недостатка. «Не принимайте решения на эмоциях» — общее место, с которым, казалось бы, не поспоришь.

Как все общие места, оно уязвимо. Иногда принимать решения можно и нужно именно на эмоциях. Или, по крайней мере, учитывать их как важнейший фактор.

«Прислушайся к себе» — другое общее место, которое противоречит первому, а по сути значит то же самое.

Наши импульсы берутся не с потолка. Они сигнализируют о важных вещах. Мы почувствовали смутную опасность, еще не зная, почему — и отпрыгнули. Если бы начали анализировать и рационализировать, то попали бы под грузовик, который решил проехать на красный.

Так бывает и на работе. Инвестиции, переговоры, рабочие обсуждения, выбор формулировок, принятие решений в условиях неопределенности — более эффективно, если мы учитываем наши до-сознательные, нерациональные импульсы. Иногда задним числом приходит и рациональное понимание — но если бы мы его дожидались, то опоздали бы. Время на анализ и необходимые данные для него доступны не всегда.

5. Не закисать

Работник продал свое время, но он не может превратиться в рабочую функцию. Чувства надо обязательно конвертировать, иначе «работа» и «жизнь» становятся противоположными понятиями.

Вопрос ведь не только в том, чтобы люди были мотивированы, но и в том, чтобы им было куда «принести» свои чувства. В каждом офисе есть корзинка для мусора. Она не порочит офис. Точно так же — должна быть возможность отреагировать чувства. Высказаться, выговориться, сказать хотя бы самому себе, как тебя раздражает коллега. Невозможно быть на 100% «сдержанным и позитивным» — нужно целенаправленно снимать свое раздражение, понимать, зачем и почему я обиделся или разозлился.

Вот тогда чувства на работе перестанут бурлить, как в скороварке, и становиться хозяевами наших решений.

Определение трепета | Что такое благоговение

Прокрутите вверх

Что такое трепет?

Благоговение — это чувство, которое мы испытываем в присутствии чего-то огромного, бросающего вызов нашему пониманию мира, например, когда мы смотрим на миллионы звезд в ночном небе или восхищаемся рождением ребенка. Когда люди испытывают трепет, они могут использовать другие слова для описания своего переживания, такие как удивление, изумление, удивление или трансцендентность.

Наиболее распространенными источниками благоговения являются другие люди и природа, но благоговение может вызываться и многими другими переживаниями, такими как музыка, искусство или архитектура, религиозные переживания, сверхъестественное или даже собственные достижения.

Мы часто думаем о благоговении перед редкими и яркими событиями, такими как восход солнца над Гранд-Каньоном или наблюдение за тем, как олимпийцы бьют мировые рекорды. Но благоговение можно найти и в повседневной жизни — когда смотришь, как листья дерева гинкго меняют цвет с зеленого на желтый, или видишь, как незнакомец кормит бездомного.

Ученые считают, что благоговение, возможно, помогло нашим эволюционным предкам выжить перед лицом неопределенной среды, которая требовала группового сотрудничества. Сегодня исследователи открывают преимущества благоговения для ясного мышления, хорошего здоровья и близких отношений.

Хотя современный взгляд на трепет в западном обществе в подавляющем большинстве случаев положительный, трепет — это сложная эмоция, которая может быть очень приятной или наполненной страхом, в зависимости от контекста. Благоговение может ощущаться в ответ на способность природы к разрушению (например, грозы), принудительную харизму лидера (например, Адольфа Гитлера) или наше восприятие разгневанного и карающего Бога. Более ужасных переживаний благоговения окрашены страхом и угрозой и могут не иметь таких преимуществ, как потрясающий опыт удивления или изумления.

Подробнее: Прочтите эссе Дачера Кельтнера «Почему мы чувствуем трепет» или посмотрите его видео «Почему трепет — такое важное чувство».

Подробный обзор того, откуда берется благоговение, в чем его преимущества и как его развивать, прочитайте в этом специальном информационном документе о науке благоговения.

Каковы ограничения?

Избранные статьи

Зачем практиковаться?

Почему мы испытываем благоговение? Научные исследования благоговения все еще находятся на ранней стадии, но они предполагают, что благоговение — это нечто большее, чем сиюминутное хорошее чувство; переживания благоговения могут иметь долгосрочные последствия для нашего разума, тела и социальных связей. Вот некоторые из самых захватывающих результатов зарождающихся исследований благоговения.

  • Благоговение вызывает приятные ощущения: переживание благоговения не просто заставляет людей испытывать удивление и изумление. Люди также склонны испытывать каскад других положительных эмоций, таких как радость и благодарность, которые связаны с улучшением здоровья и благополучия.
  • Благоговение делает нас счастливее: исследования показывают, что люди чувствуют себя лучше в те дни, когда испытывают благоговение, по сравнению с днями без благоговения. В другом исследовании участники, которые представляли себе, что смотрят на Париж с Эйфелевой башни, сообщали, что чувствовали себя более довольными жизнью, чем участники, которые представляли себе вид на простой пейзаж.
  • Благоговение поощряет любопытство и творчество. Например, люди, испытывающие благоговение, больше интересуются абстрактными картинами и дольше решают сложные головоломки.
  • Благоговение делает нас более щедрыми, побуждая нас помогать другим, даже если это нам дорого обходится.
  • Благоговение заставляет нас чувствовать себя меньше, что помогает нам видеть перспективу.
  • Благоговение связано с улучшением физического здоровья: склонные к благоговению люди показывают более низкие уровни биомаркера (ИЛ-6), которые снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний, депрессии и аутоиммунных заболеваний.
  • Кажется, что время расширяется, когда мы чувствуем благоговение и погружаемся в настоящий момент, отрешившись от наших обычных мирских забот.
  • Благоговение обостряет наш мозг, поощряя критическое мышление.

Подробнее: Узнайте, почему не все переживания благоговения одинаково полезны. Переживания благоговения, окрашенные страхом, такие как благоговение перед зверствами войны или гневом Матери-природы, вызывают чувство бессилия и не дают таких же преимуществ для благополучия, как более позитивные переживания благоговения.

Избранные статьи

Как мне его вырастить?

Потенциальные преимущества благоговения для вашего разума, тела и социальных связей делают его эмоцией, которую стоит развивать. Но вам не обязательно совершать путешествие на Эверест, чтобы воспользоваться его преимуществами. Вот несколько научно обоснованных занятий, которые помогут вам культивировать благоговение в повседневной жизни, с нашего сайта «Больше добра в действии»:

  • Видео с благоговением. Быстро вызовите чувство благоговения, просмотрев этот четырехминутный видеоролик.
  • Рассказ о благоговении: напишите о времени, когда вы испытали чувство благоговения.
  • История благоговения: прочитайте короткую историю, которая вызовет благоговейный трепет.
  • Замечание природы: помните о природе, чтобы чувствовать больше благоговения и связи.
  • Awe Walk: выключите свой мобильный телефон, прогуляйтесь и увеличьте свое чувство удивления.

Вот еще несколько способов усилить благоговение:

  • Проведите время с маленьким ребенком. Для детей все ново и загадочно. Они могут помочь вам увидеть мир их глазами и усилить чувство благоговения перед простыми чудесами, которые мы, взрослые, часто принимаем как должное.
  • Прочтите биографию человека, который вас вдохновляет.
  • Трепет повсюду в Интернете — поищите в Google или YouTube самые впечатляющие места или видеоролики.
  • Наблюдайте за бескрайними пейзажами нашей планеты в Планета Земля . Природа часто вызывает благоговение, и есть причина, по которой сцены из этого видео часто используются, чтобы вызвать благоговение в лаборатории.
  • Посетите художественный музей, музей истории или музей науки, чтобы увидеть новые и умопомрачительные экспонаты, которые вызывают чувство благоговения.

Имейте в виду: Одним из ключей к благоговению является их новизна, поэтому повторение одной и той же прогулки, просмотр одного и того же видео или слишком частое посещение одного и того же музея может уменьшить новизну, а вместе с ней и ваше чувства благоговения.

Избранные статьи

чувство — определение и значение

  • Дайте определение
  • Связать
  • Список
  • Обсудить
  • См.
  • Прослушать
  • и Любовь

Определения

из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.

  • сущ. Осязание.
  • сущ. Ощущение, переживаемое через это чувство.
  • сущ. Физическое ощущение, отличное от ощущения прикосновения.
  • сущ. Эмоция, такая как радость или печаль.
  • сущ. Сильное психическое возбуждение или волнение, связанное с эмоциями.
  • сущ. Эмоция привязанности; нежность.
  • сущ. Способность испытывать утонченные эмоции; чувствительность; чувствительность.
  • сущ. Восприимчивость к эмоциональным реакциям; чувства.
  • сущ. Осознание или впечатление.
  • сущ. Мнение, основанное на эмоциях; настроения: синоним : вид .
  • сущ. Общее впечатление, производимое человеком, местом или предметом.
  • сущ. Эмоции, которые, как считается, должны быть переданы или предназначены для произведения искусства.
  • сущ. Благодарное отношение или понимание.
  • сущ. Интуитивное осознание или способность; чувство.
  • прилагательное Эмоционально легко возбудим; симпатичный.
  • прилагательное Выражает чувствительность или эмоции.

из словаря века.

  • Обладающие или пораженные чувствительностью; легко затрагивается или перемещается; испытывать эмоции, особенно симпатию или сострадание: как, чувство друга или защитника.
  • Выражает чувствительность; проявление эмоций или серьезности; эмоциональный; серьезно: как, чувство взгляд или жест; он говорил с чувством красноречия.
  • Волнующая чувствительность; глубоко прочувствовано или осознано; влияет.
  • Ощутимо ощущаемый или осознаваемый; эмоционально переживаемый; яркий.
  • сущ. Акт ощущения или восприятия посредством ощущения. В частности
  • сущ. Сенсация. В частности
  • сущ. Непосредственное качество того, что присутствует в сознании в ощущении, желании или эмоции, рассматриваемом отдельно от всякой деятельности мысли; чистый чувственный элемент в сознании; в свободном употреблении — любой элемент сознания, не распознаваемый как мысль или воля.
  • сущ. В узком смысле, удовольствие или боль; любое состояние или элемент сознания, имеющий приятный или болезненный аспект.
  • сущ. Следовательно, эмоция, поскольку она непосредственно присутствует в сознании, независимо от физиологического нарушения, являющегося одним из ее элементов; способность к эмоциям; психическое состояние, предрасположенность или способность в отношении эмоций: как чувство сочувствия; чувство гордости за историю своей страны. См. эмоции, 2.
  • сущ. В частности Тонкая или утонченная чувствительность; прекрасная эмоциональная одаренность; особенно нежность или нежность сердца; восприимчивость; в неблагоприятном смысле, сентиментальность: как, человек чувств: иногда во множественном числе: как, ранить или ранить свои чувства.
  • сущ. Неясное или расплывчатое восприятие; убеждение, причины которого не совсем понятны: так как у каждого было чувство истинности этого утверждения.
  • сущ. Мнение или определение, основанное на эмоциях или вытекающее из них.
  • сущ. В изобразительном искусстве впечатление или эмоция, выраженная общим выражением произведения искусства, его части или детали, особенно как воплощение определенной эмоции или концепции художника.
  • сущ. Синонимы Мысль и т. д. См. настроения.

из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.

  • прилагательное Обладающий большой чувствительностью; легко затрагивается или перемещается.
  • прилагательное Выражает большую чувствительность; сопровождаемый или проявляющий чувствительность.
  • сущ. Чувство, с помощью которого ум через определенные нервы тела воспринимает внешние объекты или определенные состояния самого тела; то одно из пяти чувств, которое находится в общих нервах ощущений, распределенных по телу, особенно на его поверхности; осязание; нервная чувствительность к внешним объектам.
  • сущ. Действие или состояние восприятия с помощью вышеописанного чувства; акт захвата любого объекта; акт или состояние восприятия состояния самой души; сознание.
  • сущ. Способность души к эмоциональным состояниям; высокая степень восприимчивости к эмоциям или состояниям чувствительности, не зависящим от тела
  • сущ. Любое эмоциональное состояние; осуществление способности к эмоциям; любое психическое состояние
  • сущ. Это качество произведения искусства, которое воплощает в себе душевные эмоции художника и рассчитано на то, чтобы воздействовать аналогичным образом на зрителя.

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License.

  • прилагательное Эмоционально чувствительный.
  • сущ. Ощущение, особенно через кожу.
  • сущ. Эмоция; впечатление.
  • сущ. всегда во множественном числе Эмоциональное состояние или благополучие.
  • сущ. всегда во множественном числе Эмоциональное влечение или желание.
  • сущ. Интуиция.
  • сущ. Мнение, отношение.
  • глагол Настоящее причастие чувства.

Этимологии

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License

From feel +‎ -ing .

Опора

Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), используя слово «чувство».

Примеры

  • Некоторые говорят, что Чейни « чувствует жару» из-за возможных расследований/Избирательные чиновники Кентукки задержаны в результате мошенничества с голосованием с сенсорным экраном мошенничество с голосованием ‘; yahooBuzzArticleSummary =’ Статья: Некоторые наблюдатели подозревают, что Чейни нервничает по поводу призывов к расследованию в отношении администрации Буша и переходит в наступление в своих последних атаках на президента Обаму.

    Некоторые говорят, что Чейни «чувствует жар» из-за потенциальных расследований / Избирательные чиновники Кентукки арестованы в результате мошенничества с голосованием с сенсорным экраном

  • Лечение в таких случаях частично психическое; пусть больной знает, что озноб чувство всего лишь _чувство_, и ничего тревожного.

    Статьи о здоровье

  • Так вырастает в его сердце чувство прекрасного, чувство к ней, желание внести ее в свою работу; и новый вид верности — верность «чувству», а не факту (если я могу сейчас говорить на обманчивом языке дуализма) — начинает вплетаться в его художественное сознание.

    Что такое и чем может быть исследование образования в целом и начального образования в частности

  • _не_ чувство боль, в материю _чувство_ боли состоит только в изменении своей «формы», и, если процесс «изменения формы» не имеет «следствий» в случае чувствительной и нечувствительной материи, мы должны признать, что это _также_ не имеет никакого «последствия» в случае ощущения боли и _не_ ощущения боли материи.

    Жизнь и письма Льюиса Кэрролла (преподобный К.Л. Доджсон)

  • _ чувство _ за _веру_; как легко нам, не знающим сердца, принять в них проявление чувства за свидетельство веры.

    Сбор драгоценностей Секрет красивой жизни: Памяти мистера и миссис Джеймс Ноулз. Выбрано из их дневников.

  • стр, 279, л. 25 _ ощущение в_. 1724 ‘чувство’.р. 282, л.

    Работы Афры Бен, Том II

  • « чувство существования (_sentiment d’existence_), которое я назову _внутренним чувством_, [183] ​​чтобы отделить от него идею общего состояния (_généralité_), которой оно не обладает, так как оно не общим для всех живых существ и даже не для всех животных, является

    Ламарк, основатель эволюции Его жизнь и работа

  • Айверс не мог понять моего чувства ; и, кроме того, я не осмеливаюсь сообщить ему, что было сказано одним из его собственной клики, чтобы _он не был привит тем же самым чувством_. »

    Повороты судьбы и другие сказки

  • Мое главное чувство состоит в том, что мое студенческое время, особенно последний год, было поистине самым счастливым периодом моей жизни.

    Разговор с Зэди Смит о красоте

  • Мое главное чувство заключается в том, что управление движением никогда не заменит «традиционное» управление в каком-либо абсолютном смысле просто потому, что для некоторых жанров, на мой взгляд, это станет скорее помехой, чем воротами к доступности.

    Доступность, доступность, доступность

Чувство концепции современного градиентного плоского стиля Векторное изображение

Чувство концепции современного градиентного плоского стиля Векторное изображение
  1. лицензионные векторы
  2. org/ListItem»> Различные векторы
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменять
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены $ $ .

Оплата с Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены $ $ .

Оплата с Стоимость изображения
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts