Понятие душа в психологии: Что такое душа? Размышляют психологи и раввин //Психологическая газета

Происхождение понятия «Душа»

Многие знают, что психология дословно с греческого — это наука о душе («психон» — душа).

Но мало кто знает откуда берет свое начало самый термин души — «ψυχή».

Понятие души происходит из греческого мифа об Эроте и Психее: Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была недовольна выбором сына (т.к. Психея была простой смертной) и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что это произвело глубокое впечатление на богов и богинь. И они помогли ей выполнить все требования Афродиты. А Зевс превратил Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Влюбленные были соединены навеки. Психея стала образцом истинной любви – высшей реализации человеческой души.

Этот лиричный миф, в свою очередь, символизирует предтечи развития психологического направления в философии. Именно неугомонные размышления о сути человеческого сознания, о душе, вылились в итоге в одну из самых манящих и таинственных наук настоящего.

Предполагается, что даже у далеких предков, сознание которых было на зачаточном уровне, уже возникали мысли о собственном существовании. Ключевым моментом было понимание того, что смерть является особенным состоянием, переходом в неизвестное. Именно догадки и предположения о том, что происходит «после» захватывали умы и, надо думать, развивали мышление первобытных людей. На это просто нельзя было не обращаться внимание, об этом невозможно было не думать.

Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах различных народов. Это представления о Ка и Ба в древнем Египте, Атмане и Брахмане в Индии, эллинские представления о посмертной жизни в царстве Аида и т.д. Существующие у многих народов так называемые «книги мертвых» повествуют о жизни души после ухода из тела.

В большинстве случаев душа рассматривалась как нечто сверхъестественное, как «сущность внутри животного, сгусток внутри человека». Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием. Сон или транс представляют собой временное, а смерть – постоянное отсутствие души. Предохраниться от смерти можно либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. С этой целью принимались различные меры предосторожности в виде запретов или табу.

В мифах античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида, унесенная туда Танатосом.

Так или иначе, во всех этих верованиях существование души было несомненным.

Возникает вопрос: «А почему представление о душе в разных культурах, в разное время, никогда не сообщавшихся меж собою, так схожи?». И вопрос этот, как вы понимаете, религиозный. Историки древних времен давно задаются вопросом о схожести религиозных верований народов, некоторые из которых удивительны.

Я думаю ответ кроется не в исторических искажениях и не мистических тайнах, а в … психологии человека и социума.

Какими бы ни были разными условия жизни первобытных людей в разных уголках мира, но начальном этапе формирования культуры народы имеют мало развилок и путей индивидуализации. Как ростки деревьев когда зелены — все похожи намного значительно сильнее, чем далее по развитию. И чем старше становятся, тем более отличаются.

Так же и наши дети — в детстве мало различаются, индивидуальность не выраженная. Но по мере взросления обретают все больше уникальных черт как внешних, так и внутренних.

Так вот схожесть культуры — они невольно похожи, т.к. путь в начале был по сути один. В племенах рождались дети, их воспитывали. Люди поняли, что когда-то у всех были родители. Но кто были родителем самых первых людей?

Бог.

Люди понимали свое отличие от животных. А значит их отец — Бог — сделал их особенными.

А вот что касается души, то тут, по моему мнению, причина в формировании аффективного аппарата: чем сознательнее становились люди, тем сильнее были их эмоции и привязанность. Тем сложнее было подумать о том, что умерший соплеменник просто разлагается, как труп, ведь люди особенные в силу воли Отца. Кроме того было еще и необъяснимое загадочное состояние сна.

Тогда-то и появился миф о душе и ее вариациях. Душа не подвластна страшной однозначной неотвратимой смерти, она спасает от горечи потери любимого или близкого человека, смягчает скорбь по нему, ведь он не просто перестал существовать, но перешел на иной уровень. Не исчез без следа, но где-то «здесь» или «там». Это похоже на то, как маленьким детям придумывают какую-нибудь осторожную сказку, чтобы не травмировать со ставкой «подрастет — поймет», в которую верили всем племенем.

Чувствую, что требуется уточнение. Мое «похоже» нисколько не значит, что я отрицаю существование души, но лишь подчеркиваю похожесть теории формирования мифа о душе. Еще не скоро мы сможем узнать, как же было на самом деле. Но возможность узнать теоретически имеется, теперь получить бы инструмент для этого.

Дочитали? Обнимаю. Берегите свою душу.

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143

Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.

подробнееСкачать PDF

13

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131

Шойгу Ю. С.

подробнееСкачать PDF

12

Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115

Лобанова Т. Н.

подробнееСкачать PDF

10

Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101

Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.

подробнееСкачать PDF

13

Хронический стресс и временная саморегуляция у ме- неджеров по продажам

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.80–90

Широкая М.Ю. Горбатых М.В.

подробнееСкачать PDF

10

Адаптивность как пре- диктор изменений функциональных состояний участников морской научной экспедиции в Арктику

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.65–79

Симонова Н.Н. Тункина М.А. Корнеева Я.А. Трофимова А.А.

подробнееСкачать PDF

11

Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.53–64

Блинникова И. В. Матюшин В.В. Гущин М.В. Ланге М.Д.

подробнееСкачать PDF

9

Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.42–52

Абдуллаева М. М.

подробнееСкачать PDF

11

Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.29–41

Белякова Е.Г. Быков С.А.

подробнееСкачать PDF

11

Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте

Национальный психологический журнал 2022.

№ 4. c.19–28

Карабанова О.А. Молчанов С. В.

подробнееСкачать PDF

8

Профессиональная идентичность в динамике технологического развития информационного общества

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.9–18

Емелин В.А.

подробнееСкачать PDF

9

Современные тенденции в развитии психологических исследований труда и трудящегося в динамичной профессиональной и организационной среде

Национальный психологический журнал . № . c.3–8

Барабанщикова В.В. Кузнецова А.С.

подробнееСкачать PDF

9

Как слово наше отзовется

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130

Цукерман Г.А.

подробнееСкачать PDF

682

Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125

Утробина В.Г.

подробнееСкачать PDF

703

Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118

Лидская Э.В. Панов В.И.

подробнееСкачать PDF

652

душ | религия и философия

Ключевые люди:
Сократ Аристотель Платон Моисей Мендельсон Марсилио Фичино
Похожие темы:
потеря души несколько душ по хун ба

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

душа , в религии и философии нематериальный аспект или сущность человеческого существа, то, что придает индивидуальность и человечность, часто считается синонимом разума или личности. В теологии душа далее определяется как та часть личности, которая причастна божественности и часто считается, что она переживет смерть тела.

Многие культуры признавали некий бестелесный принцип человеческой жизни или существования, соответствующий душе, и многие приписывали души всем живым существам. Даже среди доисторических народов есть свидетельства веры в некий аспект, отличный от тела и пребывающий в нем. Однако, несмотря на широко распространенную и давнюю веру в существование души, различные религии и философы разработали множество теорий относительно ее природы, ее связи с телом, ее происхождения и смертности.

Еще из Британники

Христианство: бессмертие души

Среди древних народов и египтяне, и китайцы представляли себе двойную душу. Египтянин ка (дыхание) пережил смерть, но остался возле тела, тогда как духовный ба проследовал в область мертвых. Китайцы различали низшую, чувствительную душу, исчезающую со смертью, и рациональный принцип, хун, , переживающий могилу и являющийся объектом поклонения предкам.

Ранние евреи, по-видимому, имели представление о душе, но не отделяли ее от тела, хотя более поздние еврейские авторы развили идею души дальше. Библейские ссылки на душу связаны с концепцией дыхания и не устанавливают различия между эфирной душой и телесным телом. Христианские концепции дихотомии тела и души зародились у древних греков и были введены в христианское богословие в ранние времена св. Григорием Нисским и св. Августином.

Древнегреческие представления о душе значительно различались в зависимости от конкретной эпохи и философской школы. Эпикурейцы считали, что душа состоит из атомов, как и все остальное тело. Для платоников душа была нематериальной и бестелесной субстанцией, родственной богам, но частью мира изменения и становления. Представление Аристотеля о душе было неясным, хотя он и утверждал, что это форма, неотделимая от тела.

В христианском богословии св. Августин говорил о душе как о «всаднике» на теле, делая ясным разделение между материальным и нематериальным, где душа представляет «истинную» личность.

Однако, хотя тело и душа были разделены, невозможно было представить себе душу без тела. В средние века св. Фома Аквинский вернулся к представлению греческих философов о душе как о движущем принципе тела, независимом, но требующем субстанции тела для создания личности.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Начиная со средних веков существование и природа души и ее связь с телом продолжали обсуждаться в западной философии. Для Рене Декарта человек был союзом тела и души, каждая из которых была отдельной субстанцией, воздействующей на другую; душа была эквивалентна уму. Для Бенедикта де Спинозы тело и душа составляли два аспекта единой реальности. Иммануил Кант пришел к выводу, что душа не может быть доказана с помощью разума, хотя разум неизбежно должен прийти к выводу, что душа существует, потому что такой вывод был необходим для развития этики и религии. Для Уильяма Джеймса в начале 20-го века душа как таковая вообще не существовала, а была просто набором психических явлений.

Точно так же, как существовали разные представления об отношении души к телу, существовало множество представлений о том, когда душа возникает, когда и умирает ли она. Древнегреческие верования были разнообразны и развивались с течением времени. Пифагор считал, что душа имеет божественное происхождение и существует до и после смерти. Платон и Сократ также признавали бессмертие души, в то время как Аристотель считал, что только часть души, noûs, или интеллект, обладает этим качеством. Эпикур считал, что и тело, и душа умирают. Раннехристианские философы восприняли греческую концепцию бессмертия души и считали душу сотворенной Богом и вселяемой в тело при зачатии.

В индуизме атман («дыхание» или «душа») — это универсальное, вечное «я», частью которого является каждая индивидуальная душа ( джива или джива-атман ). джива-атман также вечен, но при рождении заключен в земное тело. В момент смерти джива-атман переходит в новое существование, определяемое кармой, или кумулятивными последствиями действий. Цикл смерти и возрождения ( сансара ) вечен, по мнению некоторых индуистов, но другие говорят, что он продолжается только до тех пор, пока душа не достигнет кармического совершенства, сливаясь, таким образом, с Абсолютом (9).0031 брахман ). Буддизм отрицает концепцию не только индивидуального «я», но и атмана , утверждая, что любое ощущение наличия индивидуальной вечной души или причастности к постоянному универсальному «я» иллюзорно.

Мусульманская концепция, как и христианская, утверждает, что душа возникает одновременно с телом; после этого он живет своей собственной жизнью, и его союз с телом является временным состоянием.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Мэттом Стефоном.

BBS2910 453..498

%PDF-1.3 % 1 0 объект > транслировать Acrobat Distiller 7.0 (Windows)3B2 Total Publishing System 8.07f/W2006-12-08T14:43:35+05:302006-12-08T14:43:35+05:30application/pdf

  • BBS2910 453.
  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts