Понятие и классификация способностей: Классификация способностей

Классификация способностей

16.05.2012

Существует несколько классификаций способностей человека. Во-первых, различают природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные; и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.


Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Примером таких способностей является способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, и формируются на их основе при наличии жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. К числу специфически человеческих способностей относятся общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, а также теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.

Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Общие и специальные способности у человека сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям.

Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие способности необходимы для создания предметов материальной и духовной культуры, производства новых идей, открытий и изобретений.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.

п. Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

Для успешного выполнения какой-либо деятельности необходимы не отдельные способности, а их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Ключевые слова: Способности

Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Материалы по теме

Развитие способностей у дошкольников

Урунтаева Г. А., Детская психология

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Проявление и условия развития способностей

Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.

Понятие и виды способностей

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Концепции способностей

Поликарпов В.А., Психология личности

Методы изучения способностей и интеллекта

Развитие способностей

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Принципы изучения способностей

Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с….

9. Способности, их классификация и развитие.

Пытаясь понять и объяснить, почему мы такие разные, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые условия, достигаем разных успехов, часто обращаемся к понятию « способности». Способный к чему-либо человек- тот, который хорошо умеет делать соответствующее дело, причем так, что это получает высокую оценку со стороны большинства окружающих людей. Неспособный человек, который не в состоянии что-либо делать или делает это плохо, на низком уровне. Понимание способностей человека, которое характерно для современной психологии, сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и в различные периоды развития психологии под способностями понимали различные вещи. С древнейших времен и до XVII в., способностями души назывались все возможные психологические качества, присущие человеку. Это было наиболее широкое и неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика способностей как таковых на фоне других психологических свойств человека.

Когда было доказано, что способности являются врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания. Способностями стали называть лишь такие психологические, которые человек приобретает в процессе жизни. Это произошло в XVIII-XIX вв. Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в XX в.

Способности – это индивидуально-психологические устойчивые особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности делятся на:

  1. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения – это умственные способности, уровень интеллекта, развитие памяти и речи, точность и тонкость движений рук и т. п.;

  2. специальные, — определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие;

  3. коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми).

Способности формируются на основе задатков.

Задатки – это активно-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.

Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Многие задатки, данные человеку от природы, могут остаться нереализованными, не превратиться в реальные способности и достижения человека. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью. Одаренность –это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Быть одаренным означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

Высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом. Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый — это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Такой человек добился значительных успехов, т.е выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.

Высшая степень творческих проявлений личности называется – гениальность. Гениальный человек- человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов.

Способности — прижизненные образования, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, среда и воспитание активно формируют их. Развитие способностей происходит поэтапно.

Выделяют следующие уровни способностей:

— репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения;

— творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.

Следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или формированием на их основе нужных функциональных органов (возраст 6-7 лет). Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.

Развитию способностей помогают различные игры, занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Чтобы деятельность помогла развитию способностей необходимо:

1.деятельность должна вызывать у человека сильные положительные эмоции и желание ею заниматься и выполнять работу как можно лучше;

2.деятельность по — возможности должна быть творческой;

3.цели должны немного превосходить имеющиеся возможности.

Развитие способностей зависит от биологических причин (сензитивный период) и от социальных.

В основе художественных способностей лежит преобладание правого полушария при переработке информации о внешнем мире. Правое полушарие обеспечивает комплексное восприятие чувственных сигналов, оно доминирует в непроизвольных процессах, например в интонационной окраске речи, выразительных эмоциональных компонентах действий. Задатками художественных способностей являются чувство ритма, впечатлительность и др.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

Учебные и жизненные навыки: классификация – навык мышления

«Одним из основных различий в успеваемости одаренных детей и других учащихся является репертуар стратегий, которые одаренные дети развивают и используют надлежащим образом. Многие ученики никогда не разработают спонтанно стратегию для более эффективного выполнения задачи, но они могут изучить и использовать стратегию, которой их учат». Туэль, Ф.С. и Баллард, Р.К. 1993. Развитие мышления высшего порядка в предметных областях K-12

Я призываю родителей активно обучать своих детей этим стратегиям посредством прямого обучения навыкам рассуждения более высокого порядка. В следующих нескольких колонках мы рассмотрим некоторые из основных мыслительных навыков, которые считаются предикторами успеха в школе, — важные навыки и стратегии для воспитания более вдумчивых детей. В этой статье мы начнем с навыка классификации.

И OLSAT (тест школьных способностей Отиса-Леннона), и CogAT (тест когнитивных способностей) состоят из подразделов, в которых оцениваются способности учащихся к классификации. Оба содержат подразделы, в которых оценивается классификация с использованием форм (изобразительная классификация) и слов (словесная классификация). OLSAT также включает подраздел под названием «Классификация изображений». Эти оценки широко используются для измерения когнитивных способностей, которые считаются важными строительными блоками обучения и предсказывают успехи в школе. Учащиеся, демонстрирующие высокий уровень владения этими навыками, получают доступ к программам для одаренных и талантливых, благодаря которым у них будет возможность расширить свое использование. Учащиеся, демонстрирующие низкий уровень владения этими навыками, часто будут определены как нуждающиеся во вмешательстве.

Классификация является одним из навыков, необходимых для получения и упорядочивания информации для понимания. Классификация определяется как систематическая группировка предметов по виду. Развитие способности классифицировать вещи, которые мы видим, испытываем и о которых узнаем, помогает нам понять и осмыслить наш мир. Эти навыки классификации также помогают нам организовать то, что мы знаем, способами, которые имеют для нас более глубокое личное значение или дают нам новое понимание.

Большинство из нас помнит несколько систем классификации со школьных лет, например, в биологии – классификация организмов и в математике – классификации или классы действительных чисел. Дети имеют возможность работать с системами классификации с самого раннего возраста. Примеры систем классификации, общих для раннего детства и начальной школы: цвет, размер и форма.

Родители могут развивать и укреплять способности своего ребенка к классификации в любом возрасте. Вот несколько советов для вас:

При работе с классификациями потребуйте более высокого уровня мышления, попросив вашего ребенка не только определить форму и группу фигур, к которой она принадлежит, но и объяснить специфические признаки группа, в которую классифицируется эта форма, и характеристики группы, которая делает предметы, изображения или слова похожими. Если вы внимательно прислушаетесь, вы услышите, как ваши дети делают свои собственные классификации. Некоторые из них будут правильными, а другие — ошибочными — часто потому, что ребенок не учел все атрибуты. Когда вы слышите, что такая умственная работа проделывается, прежде всего – признайте, признайте и похвалите ее. Правильно ли понимает ребенок, не так важно, как тот факт, что он «думает» и пытается организовать свое понимание своего мира. Это начало ее школьных успехов. Аплодируем!

После аплодисментов обсудите с ней, чем похожи предметы или вещи, которые она классифицирует, и чем они отличаются. Приведите примеры похожих, но не «совпадающих» предметов и помогите ей определить атрибуты этих предметов, чтобы определить «соответствие». Превратите это в игру и попросите ее проверить вас, придумав свои собственные тестовые задания, которые могут подойти или не подойти классу.

Например, работая с ребенком над классификацией фигур, спросите ребенка, показывая прямоугольную фигуру, в чем ее сходство с набором квадратов; в чем его отличия? Или, другими словами: что делает их одинаковыми и в чем они различаются? Затем помогите ребенку определить, по какому признаку прямоугольник будет «соответствовать» квадратам, если вообще будет. Подсчитав стороны и измерив стороны, дети могут помочь понять для себя, что делает квадрат квадратом, и как квадрат может быть прямоугольником, но прямоугольник не может быть классифицирован как квадрат. Этот тип обучения гораздо интереснее, чем более распространенные методы, которые дают определение квадрата, а затем требуют, чтобы ребенок запомнил это определение, не имея возможности открыть его для себя.

Используя набор блоков атрибутов, различные измерения, на которых основывается классификация, могут расширяться в геометрической прогрессии. Блоки атрибутов позволяют создавать наборы на основе различий в размере, форме, цвете и толщине. Родители должны учить как можно больше словарного запаса характеристик и делать это постепенно – толще, толще, тоньше, тоньше, названия цветов, названия форм, расширяя синонимы и более продвинутый словарный запас по мере того, как больше времени тратится на занятие.

Родители, приложив немного усилий, могут расширить словарный запас своих детей, просто играя с синонимами. Ребенка можно научить тому, что есть несколько слов, называемых синонимами, которые можно использовать вместо слова «квадрат»: четырехгранный, прямоугольный, прямоугольный, четырехугольный, четырехугольный. Или те, что описывают толщину: широкая, толстая, широкая. И, возможно, вы захотите расширить их словарный запас некоторыми синонимами слова «красный» — румяный, румяный. Затем подумайте, как использовать антонимы, чтобы не было скучно! И, пока вы это делаете, познакомьтесь с основами измерения, взяв линейку, чтобы измерить стороны этого квадрата, прямоугольника и треугольника.

Наконец, научите ребенка мыслительному словарю вместе с навыком. Навык — классификация. Это значит, что мы группируем похожие вещи по характеристикам (классу) — форме, цвету, размеру, толщине. Когда мы соединяем вещи таким образом, что они похожи друг на друга, мы можем больше понять о них: рыбы плавают и живут в воде. Мы можем предсказать, как они будут действовать: птицы откладывают яйца, млекопитающие рождают живых детенышей. Или мы могли бы понять, что предмет или вещь, которая не относится к этой группе, скорее всего, не будет вести себя так же, как эта группа.

Что ж, я надеюсь, что это дало вам некоторые идеи и некоторую мотивацию для поощрения вашего ребенка к более глубокому использованию классификации как стратегии и навыка для осмысления своего обучения.

5.1 — Характеристики и классификация навыков

, опубликованные по ibsehsnotes

5,1,1 — Определите термин навык

9003 9004

9003

    59. человек

  • Движение, которое было изучено и имеет заранее определенную цель
  • Это не действие, которое человек может совершить естественным образом

Основные характеристики навыка

  • , ориентированные на гол
  • .
    • Использование навыка позволит достичь конечного результата
      • Забивание мяча для гольфа в лунку
      • Сейв в футболе

 

  • Достижение цели производительности с максимальной уверенностью
    • Сохранение равновесия при езде на велосипеде
    • Выполнение 90% бросков в баскетболе

 

  • Достижение цели производительности с минимальными затратами энергии
    • Сохранение обтекаемости в воде во время фристайла
    • Катание на лыжах параллельно склону

 

  • Наученный на практике
    • Требуется некоторый опыт, повторение или обратная связь от учителя или тренера

5,1,2 — Опишите различные типы навыков

Типы навыка

. 0002  

  • Когнитивный
    • Требуется много размышлений
      • Шахматы

 

  • Перцептивный
    • Навык использования чувств и равновесия
      • Чтение поля для гольфа

 

  • Двигатель
    • Подчеркивает движение
      • Спринт

 

  • Перцептивный и двигательный
    • Интерпретация стимулов окружающей среды
      • Ведение мяча в футболе

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

 

  • Дискретные навыки
    • Имеет четкий старт и финиш
    • Обычно кратко и четко определено
      • Кувырок вперед в гимнастике
      • Качели для гольфа
      • Пенальти в хоккее на траве
        • Каждое из этих умений четко определено и очевидно, когда движение начинается и останавливается

 

  • Серийные навыки
    • Включает объединение навыков для формирования длинного и сложного движения
      • Серия сальто и сальто в гимнастике
      • Тройной прыжок – Прыжок, прыжок, прыжок

 

  • Непрерывные навыки
    • Где конец одного цикла движения является началом следующего
    • Они повторяются, ритмичны и имеют место в течение длительного периода мелодии
    • Расстояние или заданное время обычно определяют время выполнения навыка.
      • Плавание
      • Велоспорт
      • Работает

 

5.1.3 – Outline the different approaches to classifying motor skills

 

  • MAGILL (1998) Предлагает 3 критерия классификации навыков на основе:

 

  1. Характеристика движения
    1. Дискретная моторика, серийная моторика, непрерывная моторика
  2. Стабильность окружающей среды
    1. Закрытые моторные навыки, Открытые моторные навыки
  3. Размер вовлеченной мускулатуры
    1. Мелкая моторика, Общая моторика

КОНСТРУКЦИЯ КОНСТРУКЦИИ

  • Используется в классификационных навыках, когда не существует определенных дискретных переменных, а навык не может быть установлен в соответствии с линейными навыками.

 

ПРОСТОЙ VS КОМПЛЕКС

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ0036

 

THE STABILITY OF THE ENVIRONMENT

 

THE DISTINCTIVENESS OF THE MOVEMENT

 

THE INTERACTION CONTINUUM

 

НАВЫК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПИСАНИЕ ПРИМЕР
Физическое лицо Навыки, которые выполняются изолированно от других – в определенное время задействован только один исполнитель
  • Стрельба из лука
  • Прыжок в высоту
Коактивный Навыки, которые выполняются с кем-то другим, но нет прямой конфронтации
  • Спринт
Интерактивный Когда другие исполнители принимают непосредственное участие и могут привести к конфронтации – Это происходит потому, что существует активное противодействие, и это напрямую влияет на навык
  • Регби
  • Водное поло

5,1,4 — Сравните профили навыков для контрастного спорта . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕР Брутто Движения, задействующие большие группы мышц: руки и ноги

  • Ходьба
  • Прыжки
  • Работает
Штраф Движения, задействующие небольшие группы мышц, и более тонкие движения точности
  • Дротики
  • Ловля мяча
Открыть Влияет на координацию окружающей среды: изменчива и непредсказуема: соответственно адаптирует движение
  • Прыжки на подбор в баскетболе
Закрытый Стабильная и предсказуемая среда: внутренние шаблоны
  • Стрельба из лука
Дискретный Движения чистого старта к финишу
  • Кувырок вперед в гимнастике
  • Качели для гольфа
Серийный номер Связывает вместе навыки сложных движений: выполните серию движений
  • Тройной прыжок
  • Вольные упражнения по гимнастике
Внешний Окружающая среда включает противников: следует обратить внимание: контроль скорости движения
  • Футбол
Внутренний Исполнитель контролирует навык скорости выполнения на
  • Копье
  • Обсудить
Физическое лицо Навыки, выполняемые изолированно от других
  • Стрельба из лука
  • Прыжок в высоту
Познавательный Навыки, выполняемые с другими, но без прямого контакта
  • Спринт

5,1,5 — Схема способности

  • .
  • Это перцептивные и двигательные атрибуты, унаследованные от наших родителей, которые позволяют нам выполнять навыки
  • Способности дают нам возможность выполнять навыки

5,1,6 — Различие между способностями физического мастерства Fleishman (физические факторы) и моторные способности восприятия

9003

9003 9003

9003 9003

9003

9003 9000 9000 2 9003 9003 9000 2 . ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Контрольная точность (контроль над быстрыми, точными движениями, использующими большие участки тела) Экстентная (или статическая) гибкость Координация нескольких конечностей Динамическая гибкость Ориентация ответа (выбор подходящего ответа) Статическая прочность Время реакции Динамическая прочность Скорость движения руки Взрывная сила Скорость контроля (совпадение-упреждение) Сила ствола Ловкость рук Общая координация тела Подставка под руку Общее равновесие тела Запястье – скорость пальцев (координация быстрых движений запястья и пальцев) Выносливость (сердечно-сосудистая система) Цель Постуральная дискриминация (координация при закрытом зрении) Интеграция реакции (интеграция сенсорной информации для создания движения)

 

5. 1.7 – Define the term technique

 

  • TECHNIQUE – A way of carrying out a particular task, especially the execution or performance of an artistic работа или научная процедура

 

5.1.8 – Укажите взаимосвязь между способностями, навыками и техникой

 

СРОК СУММ
Навык
  • Чему мы учимся
  • Требуется практика
Способность
  • То, с чем мы родились
  • Перцептивные и моторные признаки
Техника
  • То, как человек контролирует свои связи
  • Базовое движение, выполняемое отдельным лицом для выполнения конкретной задачи

 

COMBINED TERMS / WRITTEN FORMULA

 

SKILL = ABILITY + SELECTION OF CORRECT TECHNIQUE

 

5.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts