1. Понятие конфликтной ситуации.
Тема: Конфликт и конфликтные ситуации.
План.
1. Понятие конфликтной ситуации.
2. Понятие конфликта; динамика его развития.
3. Стили поведения педагога в конфликтной ситуации.
Способы разрешения конфликтов.
4. Управление конфликтными ситуациями.
5.
6.
Литература.
1. Гребенюк О.С. Общая педагогика.- Калининград.:1996, с77-105.
2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001,
с.106-118.
3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.
-с. 164-169.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: 2000.,
-с.90-99.
5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.: 1999.
6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт.- М.: 1992.
7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.:2001., с.1006-119.
8. Сергеева В.
9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… .- стр.64-90.
10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-
М.: 2004.
«Конфликтная ситуация –это ситуация, в которойучастники (оппоненты)отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объектаконфликта».
Оппоненты (участники, субъекты конфликта- противники в споре)- отличаются друг от друга позицией, «силой», рангом (т.е. социальными характеристиками). Каждый оппонент имеет свои цели и интересы. У каждого – свои мотивы и своё отношение к объекту конфликта и друг к другу. У них уже сложены определённые отношения друг с другом.
Объект конфликта— это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию; это то, по поводу чего возникло(ли) непонимание или раздражение.
Конфликтная ситуация:
-Цели — ОП-ОБ КОН —ОП- —Цели
-Мотивы ПО- ЪЕ ФЛИ —ПО- -Мотивы
-Интересы НЕ- КТ КТА -НЕ- -Интересы
НТ-1 -НТ-2
О Т Н О Ш Е Н И Я.
Среди потенциально конфликтных ситуаций выделяют-
(виды потенциально конфликтных ситуаций):
— ситуации деятельности;
— ситуации поведения;
— ситуации отношений.
Ситуации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конфликтные) — возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и не учебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя, и пр.
Ситуации ПОВЕДЕНИЯ(конфликтные) – возникают в связи с нарушением правил поведения при условии, когда учитель, не выяснив мотивов и не вникнув в ситуацию, делает поспешный и ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся.
Ситуации ОТНОШЕНИЙ(конфликтные) – возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности; когда деловые отношения подменяются межличностными; когда даются отрицательные оценки не поступку, а личности ученика.
Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? –НЕТ! Конфликтные ситуации имманентно(т.е. внутренне, объективно) присущи всему процессу обучения и воспитания.
Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектоммогут выступать, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий; право учащихся распоряжаться своим свободным временем; право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства, и т.п. Другими словами, возможность конфликтных ситуаций заложена … в должностных функциях учителя (!).
Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт.
В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя!
Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.
Конфликтная ситуация — Психологос
Фильм «Мост»
Конфликтная ситуация — ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт.
Конфликтной легко становится любая трудная жизненная ситуация. Если у людей всего с запасом и в избытке, конфликты рождаются реже. Однако, когда у людей кончается пища, не хватает теплой одежды и воды, ситуация накаляется.
Однако и во вполне благополучной жизни конфликт разгорается, когда на один интересный предмет претендуют две (или более) стороны. Например, на работе: должность одна — претендентов несколько. Или: на одного мужчину претендует две женщины, одна из которых законная жена, другая — привлекательная любовница… Это — объективный конфликт интересов.
Вариант конфликта интересов — разногласия. Он хочет на Белое море, она — на Черное. Он хочет на футбол, она тянет его на дачу.
Часто становится конфликтной ситуацией чье-то конфликтное поведение или общение. Провокации, конфликтогены, невыполнение обещаний, договоренностей или обязанностей — типичные причины бытовых конфликтов. Например продавец, вместо того чтобы обслуживать вас, треплется с другим продавцом.
Или барон Мюнхгаузен обещает жениться на Марте, и по факту ситуацию саботирует.На работе распространенная конфликтная ситуация — это неопределенность и неясность в обязанностях и ответственности. Договоренности отсутствуют, либо путаны и неясны. Кто что должен делать — толком не ясно. Кто за что отвечает — непонятно… Чем это закончится?
Отдельно стоит упомянуть конфликт статусов: ситуация, когда один собеседник (или тем более оба) ведет себя неуважительно или с позицией превосходства. Шире это можно рассмотреть как столкновение внутриличностных позиций. Если в общении один из партнеров говорит из позиции Взрослый-Взрослый, а другой как Родитель, обращаясь к ребенку, то такая несогласованность позиций порождает конфликтную ситуацию. Или — столкновение жизненных позиций. Ответственным людям трудно работать рядом с безответственными. Романтики часто сердятся на прагматизм Потребителей и Творцов, Паразиты — обижаются на всех, кто их не обслуживает.
Нередко конфликтную ситуацию понимают шире, включая в нее особенности участников. Тогда к конфликтным ситуациям уже будут относиться конфликтное поведение одной из сторон, участие конфликтных личностей, конфликтные отношения участников, а также недопонимания и недоразумения между людьми. Подробнее — Причины конфликтов
Конфликтные ситуации желательно предупреждать. Чтобы не создавать конфликтные ситуации:
- Не перекладывайте ответственность на других
- Вырабатывайте договоренности
- Определенно и ясно распределяйте функциональные обязанности
- В случае неясности, недоговоренности и (возможного) недовольства ищите возможность трудный вопрос обговорить. Пока конфликта нет, это сделать легче. Позиция «отмалчивания» ведёт к скрытому конфликту.
Если предмет конфликта можно устранить — устраните, и мудрые люди не особенно интересуются (по крайней мере, собственно в момент конфликта), кто на самом деле должен это делать: вы, посторонний дядя или сам же тот крокодил, который вас сейчас кусает.
Он голодный, потому что сам же себя вовремя не покормил. Но вместо того чтобы ему это неопровержимо доказывать и оказаться дополнительно покусанной, легче быстро сготовить яичницу, накормить голодного троглодита и благополучно перейти к следующему пункту.
Чем меньше вы будете думать о справедливости, тем больше у вас шансов погасить конфликт. Ты можешь — ты и делай↑, и чем больше ты можешь, тем больше дел лежит именно на тебе. Ну не на людей же рассчитывать, в самом деле!
Понимание конфликта — значение и фазы конфликта
Всякий раз, когда два человека высказывают разные мнения, возникает конфликт. На языке непрофессионала конфликт есть не что иное, как драка либо между двумя индивидуумами, либо между членами группы.
Нет двух людей, которые могут мыслить одинаково, и определенно есть разница в их мыслительном процессе, а также в их понимании. Разногласия между людьми приводят к конфликтам и дракам.
Конфликт возникает всякий раз, когда люди имеют разные ценности, мнения, потребности, интересы и не могут найти средний путь .
Давайте лучше разберемся в конфликте
Тим и Джо работали в одной команде и были лучшими друзьями. В один прекрасный день их попросили внести свой вклад в конкретный проект, порученный им их начальником.
Произошло серьезное столкновение в понимании проекта, и оба не могли согласиться друг с другом во мнениях. Тим хотел реализовать проект особым образом, что не устраивало Джо. Результатом расхождения во мнениях стал конфликт между ними, и теперь они оба просто терпеть не могут друг друга.
Несходство в интересах, мыслительном процессе, характере и отношении Тима и Джо привели к конфликту между ними.
Конфликт определяется как столкновение между людьми, возникающее из-за различий в мыслительных процессах, отношениях, понимании, интересах, требованиях и даже иногда восприятиях . Конфликт приводит к жарким спорам, физическому насилию и, безусловно, к потере мира и гармонии. Конфликт действительно может изменить отношения.
Друзья могут стать врагами в результате конфликта, как в случае с Тимом и Джо.A Конфликт может возникнуть не только между отдельными людьми, но и между странами, политическими партиями и государствами. Небольшой конфликт, не урегулированный в нужное время, может привести к большой войне и расколу между странами, что приведет к большим волнениям и дисгармонии.
Общеизвестно, что соседи являются нашим самым большим достоянием, поскольку они всегда поддерживают нас, когда мы в них нуждаемся. Возьмем пример Индии и Китая или, если уж на то пошло, Индии и Пакистана. Индия и Пакистан — сестры-близнецы, так как почти нет различий в культуре, религии, климатических условиях, пищевых привычках людей, проживающих в обеих странах, но все же две страны всегда враждуют, и причина на самом деле неизвестна. Небольшие проблемы между двумя странами вызвали конфликт между ними, который теперь стал серьезной проблемой для обеих стран.
Непонимание, а также столкновение эго также приводят к конфликтам. Каждый человек по-своему смотрит на вещи и реагирует на различные ситуации.
Майк хотел встретиться с Джейсоном в церкви. Он позвонил Джейсону, и последовал разговор между ними.
Майк — Джейсон, я хочу встретиться с тобой завтра в 9
.Джейсон несколько раз набирал номер Майка, но не мог с ним поговорить. Майк целый день ждал Джейсона, и в конце концов между ними произошла крупная драка. Для Майка 9означало 9 утра, тогда как Джейсон неправильно понял, что это 9 вечера, и, следовательно, между ними возник серьезный конфликт.
Во избежание недопонимания и конфликтов всегда рекомендуется быть предельно ясным и конкретным. Любая обратная связь или предложение человека может не очень понравиться другому человеку, что приведет к серьезному неудовольствию. Это может повредить самолюбию другого человека, что приведет к драке и серьезным разногласиям.
Фазы конфликта
Конфликт состоит из пяти фаз.
- Прелюдия к конфликту — Он включает в себя все факторы, которые могут привести к возникновению конфликта между людьми. Отсутствие координации, различия в интересах, различия в культуре, религии, образовании – все это способствует возникновению конфликта.
- Инициирующее событие — Никакой конфликт не может возникнуть сам по себе. Должно произойти событие, которое вызывает конфликт. Дженни и Али никогда не ладили друг с другом. Они принадлежали к разным культурам, а это очень сильный фактор для возможности конфликта. Али был в середине презентации, когда Дженни встала и раскритиковала его за отсутствие соответствующего содержания в его презентации, что спровоцировало конфликт между ними.
- Фаза инициации — Фаза инициации — это фаза, когда конфликт уже начался. Горячие споры, оскорбления, словесные разногласия — все это предупреждающие сигналы, указывающие на то, что драка уже началась.
- Фаза дифференциации — Это фаза, когда люди высказывают свои различия друг против друга. Причины конфликта выявляются на этапе дифференциации.
- Фаза разрешения — Конфликт ведет в никуда. Люди должны попытаться до некоторой степени пойти на компромисс и быстро разрешить конфликт. На этапе разрешения исследуются различные варианты разрешения конфликта.
Конфликты могут быть разных типов, таких как словесный конфликт, религиозный конфликт, эмоциональный конфликт, социальный конфликт, личный конфликт, организационный конфликт, общественный конфликт и так далее.
Конфликты и борьба друг с другом никогда не приводят к заключению. Если вы не находитесь на одной линии с другим человеком, никогда не ссорьтесь, вместо этого старайтесь изо всех сил разобраться в своих разногласиях. Обсуждение всегда лучше и мудрее, чем конфликты.
Следующий ❯❯
Похожие статьи
Просмотреть все статьи
Примеры конфликтов на рабочем месте – сценарии и решения
Конфликт на рабочем месте неизбежен.
Так как же нам настроиться на то, чтобы справляться с конфликтами максимально конструктивно и профессионально?
В конце концов, конфликт является необходимым и здоровым элементом всех человеческих отношений. Главное — убедиться, что сдерживаемые эмоции и/или неконтролируемые вспышки не приводят к токсичности на рабочем месте.
Именно поэтому мы организовали интерактивный чат с Шэрон Рэй, экспертом по разрешению конфликтов с более чем 25-летним опытом работы в сфере управления персоналом.
Смотреть чат
«Каждый раз, когда вы имеете дело с людьми, у вас возникнут какие-то разногласия или конфликты. Конфликт на рабочем месте — это упражнение в убеждении. Умение решать проблемы и находить наилучшее решение для обеих сторон. »
Шэрон ответила на вопросы сообщества PowerToFly о том, как справляться с рядом примеров конфликтов на рабочем месте.
Сценарий 1.
Вы ошиблись с новым коллегойВы ошиблись с новым коллегой.
Они просят вас помочь ответить на запрос клиента, но вы отказываетесь протянуть руку помощи, потому что вы работаете в сжатые сроки и не хотите терять время. С тех пор между вами возникло напряжение, и теперь вам нужна их помощь в проекте, но они не очень реагируют.
Как вы выздоравливаете?
Предлагаемое решениеСтань владельцем! Найдите подходящее время, чтобы подойти к ним и сказать: «Я понимаю, что мы ошиблись. Приношу свои извинения за это. Я пытаюсь решить X. Можем ли мы поговорить об этом?»
Независимо от того, с кем конфликт — с сотрудником, начальником и т. д., они будут думать о вас лучше, если вы продемонстрируете самосознание. Разговор может быть неловким, но это лучше, чем напряженные отношения, которые могут длиться годами из-за того, что вы встали не с той ноги.
Key Focus : Все дело в том, как вы подходите к ситуации.
Постарайтесь сохранить уважение в разговоре и поймите, что это не значит, что вы полюбите друг друга в конце разговора. В конце дня вы пытаетесь решить что-то, чтобы вы могли двигаться вперед и выполнять любой проект или план, который вам нужно выполнить.
Сценарий 2. Кто-то отправляет вам срочные запросы в нерабочее время.
Вы расстроены, потому что ваш коллега во Франции продолжает писать вам сообщения в 5 утра (по вашему времени). Они посылают вам, казалось бы, срочные запросы, когда вы спите или только просыпаетесь, и вам надоело, что вас засыпают 11 запросами еще до того, как вы сядете за стол. Вы чувствуете, что вы им не очень нравитесь, и вы не знаете, как к ним подойти.
Предлагаемое решениеИзбегание конфронтации делает вашу ситуацию хуже, а не лучше! Назначьте время для общения с ними по телефону или видеосвязи.
Вдохните дух сотрудничества!
Раскройте корень проблемы, задавая вопросы — «Есть ли какая-то особая причина, по которой вы отправляете мне запросы до того, как я встаю? Я отвечаю вам слишком поздно?»
Как только вы поймете, почему они это делают, вы сможете помочь им сформулировать свои потребности. Может быть, они отправляют вам 11 сообщений в 6 утра, потому что это прямо перед их обеденным перерывом, и они не хотят забывать свои вопросы, когда уходят на перерыв.
Теперь придумайте решение, которое устроит вас обоих. Могут ли они отправить себе напоминание в Slack, чтобы пинговать вас своими вопросами, когда вы находитесь за своим столом? Можете ли вы просто игнорировать их сообщения до тех пор, пока вы не отметитесь сейчас, когда вы понимаете, что они не зависят от времени? Следует ли вам запланировать утреннюю проверку, чтобы просмотреть эти запросы в режиме реального времени, а не через сообщения?
Ключевой фокус: Поговорите откровенно, чтобы снять напряжение, которое может возникнуть на расстоянии.
Сценарий 3. Между вами и вашим другом по работе возникли неловкие ситуации после того, как вы получили повышение
Вы получили повышение, на которое рассчитывал и ваш друг на работе. Теперь между вами неловко. Вы определенно хотите сохранить дружбу, но они даже не разговаривают с вами вне командных собраний.
Предлагаемое решениеШэрон предлагает подойти к человеку и завладеть им. Скажите им, что вы знаете, что это неудобная ситуация, и что вы хотели бы продолжить отношения. Эти ситуации сложны, но радикальная откровенность важна — узнайте больше о том, как практиковать ее на рабочем месте, здесь.
Ключевой фокус: Будьте активны. Начать. Придумайте, как работать вместе.
Важное примечание. Никогда не извиняйтесь за свое повышение/продвижение по карьерной лестнице. Приготовьтесь быть довольным решением другого человека, если он больше не заинтересован в продолжении дружбы.
Не видите свой конкретный сценарий в списке выше? Не стесняйтесь просмотреть полное видео, чтобы узнать больше о сценариях конфликтов на рабочем месте и решениях!
Вот некоторые выделенные вопросы из чата и узнайте:
- Какие шаги я должен предпринять для разрешения конфликтов на работе? (4:21)
- Что делать, если компания, в которой вы работаете, не имеет отдела кадров, Должны ли мы ожидать, что владелец компании будет посредником? Если да, то есть ли инструменты, на которые он/она мог бы ссылаться в подобных ситуациях? (4:29)
- Как узнать, когда нужно передать проблему коллеге? (10:35)
- Какие предложения следует предпринять, если руководство отказывается решать конфликтные вопросы? (10:42)
- Я чувствую, что моя команда всегда борется с моими идеями.