Понятие личность в психологии: определение, структура и основные теории развития.

Понятие личности в психологии

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1618


Социализация личности Структура личности: системные компоненты

Личность в психологии понимается как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. На заре становления психологии как науки личность человека характеризовалась как особая неизменная духовная сущность, как «целиком психическое существо». Глубинная психология трактовала личность как ансамбль бессознательных реакций, доминирующих над сознанием. Бихевиористы личность вообще не рассматривали и не определяли. Гуманистические направления определяли духовную личность как «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств» (У.

Джемс). Отечественный исследователь А.Н. Леонтьев в работе «Индивид и личность» определяет, что «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического раз­вития человека». А психолог Б.Г. Ананьев замечает очень важный факт развития: «Парадокс в том, что те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т.е. их умирание наступает раньше, чем одряхление организма от старости».

В современной психоло­гии нет единого понимания личности. Однако большинство исследовате­лей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индиви­дуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения. Личность человека является интегральной целостностью био­генных, социогенных и психогенных элементов. Ведущим компонентом структуры лич­ности является ее направленность.

Направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеа­лов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изме­няющихся внешних условиях. Направленность личности характеризует­ся уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и дей­ственностью.

Специалисты выделяют три направления развития личности:

· просоциальная личность – личность социально устойчива, не нарушает нормы общества, законы его;

· асоциальная личность – личность, проявляющая себя вопреки правилам общества, нарушающая социальные нормы;

· антисоциальная личность – личность, часто нарушающая законы правовых отношений.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

ЛИЧНОСТЬ — Pro-Psixology.ru

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ

Понятие о личности в психологии

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии, поэтому в данном курсе мы не будем углубляться в детали противоречий между различными психологическими школами, а остановимся на общепризнанных концепциях.

В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) — то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Гордон Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Таким образом, мы можем дать определение личности:

Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Междисциплинарный подход к личности

Понятие личности является важным не только для общей психологии, но и для других наук. При этом конкретное содержание данного термина может отличаться в разных науках (рис. 20.1).

Более того, даже в рамках одной науки — психологии понятие «личность» будет отличаться в зависимости от того, какая отрасль психологии ее изучает (рис. 20.2).

Рис. 20.2. Взгляд на личность в различных отраслях психологии

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7

Личность — Психология личности


Введение


Личность определяется как уникальные поведенческие и когнитивные модели человека; ИЛИ, уникальный последовательный образец мышления, чувств и действий человека. Описывая личность, теоретики пытаются ответить на следующие вопросы.

  • Свобода против детерминизма:
    Определяется ли наше поведение силами, которые мы не можем контролировать, или мы свободны контролировать свое поведение?
  • Наследственность и окружающая среда:
    Наша личность формируется исключительно генетикой, средой, в которой мы растем, или и тем, и другим?
  • Уникальность против универсальности:
    Являются ли люди уникальными или похожими по сравнению друг с другом?
  • Активный против реактивного:
    Мы выбираем поведение по собственной воле или люди просто реагируют на окружающую среду?
  • Оптимистичный и пессимистичный:
    Могут ли люди изменить свою личность или они должны принять себя такими, какие они есть, и остаться прежними?

Продвигаемое Видео


youtube.com/v/nnWdoCXAWxc&hl=en_US&fs=1″ type=»application/x-shockwave-flash» allowscriptaccess=»always» allowfullscreen=»true»/>

Ключевые цифры и теории


Гордон Олпорт
Гордон Олпорт был американским психологом, который сосредоточился на личностях людей. Олпорта иногда называют основателем психологии личности. Он считал, что изучение личности можно охарактеризовать двумя способами. Первый, номотетический, относится к чертам и правилам личности, которые можно обобщить на большое количество и типы людей. Вторая, идиографическая психология, утверждает, что существуют характеристики, которые уникальны для человека. Таким образом, Олпорт попытался объяснить личность, отвечая на вопрос уникальности и универсальности.

Оллпорт разработал теорию черт личности. Он делал это, просматривая словарь и записывая любые термины, описывающие личность человека. Затем он разделил эти термины на 3 типа черт; кардинальные, центральные и второстепенные.

  • Кардинальная черта — Это черта, которая доминирует в жизни, личности и поведении человека. Этот тип черт необычен, потому что люди обычно имеют более одной черты, которая определяет их жизнь.
  • Центральная черта — Это черты, которые есть у всех в той или иной степени.
  • Второстепенная черта — Эти характеристики уникальны для человека.

Оллпорт также придумал слова генотип и фенотип. Генотип — это черта, которую человек имеет внутри себя, которая определяет его поведение по отношению к другим. Фенотипы — это наблюдаемые аспекты того, как человек относится к миру. Например, генотипы могут быть значениями, симпатиями или антипатиями. Фенотип человека с расстройством личности — это модель нарушенных или неадекватных отношений с другими людьми.

Карл Юнг
Карл Юнг был швейцарским психологом, наиболее известным благодаря анализу сновидений, но он также проиллюстрировал теорию личности.

Как и Олпорт, Юнг также отвечает на вопрос уникальности и универсальности в своей теории.

Юнг полагал, что у всех есть определенные невыученные стремления или архетипы. Например, у архетипа матери есть стремление или потребность заботиться о других. Другими словами, архетип — это модель, прототип или стереотип, который используется как структурный компонент развивающейся личности. Вот некоторые примеры архетипов Юнга:

  • Мать: кормит, успокаивает и лелеет.
  • Самость: духовная связь со вселенной
  • Тень: темная, неизвестная и таинственная часть
  • Персона: публичная маска
  • Ребенок: рождение и начало
  • Трикстер: обман
  • Пугало: изгой
  • Мудрец: знание и руководство
  • Герой: спасатель, чемпион

Зигмунд Фрейд
Фрейд разработал модель психики или личности, состоящую из Ид, Эго и Суперэго. Ид работает по принципу удовольствия — оно стремится избежать боли и увеличить удовольствие любой ценой. Она заставляет нас искать пищу, когда мы голодны, отдыхать, когда мы устали, и другие основные импульсы, обеспечивающие наше выживание.

Суперэго действует как моральная полиция и требует, чтобы мы действовали морально и социально приемлемым образом, независимо от обстоятельств. Это работает в прямом противоречии с Id. Эго работает как исполнитель психики, стремясь найти баланс между гедонизмом Ид и морализмом Суперэго.

Фрейд также считал, что на личность влияет материал, хранящийся в бессознательном. Его лечение заключалось в том, чтобы помочь людям сделать бессознательное сознательным, чтобы понять свои мотивы, стоящие за их эмоциями и поведением. Он ожидал, что, как только люди по-настоящему осознают себя, они смогут вносить изменения, чтобы улучшить свое функционирование.

Альфред Адлер
Альфред Адлер был австрийским психологом, который считал, что личность развивается не только благодаря внутренним, но и внешним процессам. Одним из внешних процессов, которые, по мнению Адлера, оказали значительное влияние на развивающуюся личность, был порядок рождения. Например, у старшего ребенка могут быть лидерские способности, младший ребенок часто балуется, а средний ребенок может чувствовать себя вытесненным или игнорируемым.

Адлер предложил модель личности, определяющую определенные модели поведения. Эти паттерны были названы «получение/склонность», «избегание», «управление/доминирование» и «социально полезный». Тип получения / склонения — это эгоистичные личности, которые берут, но никогда или редко отдают. Избегающий тип личности не рискует и не любит много социального взаимодействия. Правящая / доминирующая личность сделает все, чтобы добиться своего, и может очень манипулировать. Наконец, социально полезная личность общительна и хочет делать что-то на благо других.

Роберт Клонингер
Роберт Клонингер охарактеризовал личность тремя измерениями темперамента и тремя типами черт. Он также разработал трехмерный личностный опросник (TPQ) для измерения этих параметров у людей.

Параметры темперамента:

  • Избегание вреда: тревожный, пессимистичный или общительный, оптимистичный
  • Поиск новизны: импульсивный, вспыльчивый против жесткого, вспыльчивого
  • Зависимость от вознаграждения: теплота, поиск одобрения против холодности, отчужденность
  • Настойчивость, то есть настойчивость, честолюбие и легкое разочарование (ПРИМЕЧАНИЕ: это 4-е измерение было добавлено позже)

Три типа черт:

  • Самонаправленность: надежная, целеустремленная или обвиняющая, бесцельная
  • Сотрудничество: терпимость, готовность помочь против предвзятости, мстительности
  • Самопревосхождение: самозабвение, духовность против самосознания, материалистичность

Ганс Айзенк
Ганс Айзенк был британским психологом, изучавшим интеллект и личность. Его модель личности включала два измерения: экстраверсию (Е) и невротизм (Н). Он использовал эти два измерения на графике для классификации личности. С учетом этих двух факторов возможности личности можно разделить на 4 типа.

  • Высокий N и высокий E = холерик
  • Высокий N и Низкий E = меланхоличный тип
  • Low N и High E = тип Sanguine
  • Low N и Low E = флегматический тип


http://intraspec.ca/images/eysenck.gif
Позднее было добавлено третье измерение психотизма.

Айзенк предположил, что интроверты внутренне стимулируются к движению, чем экстраверты. Поэтому экстраверты ищут больше внешней стимуляции, чем интроверты, чтобы сбалансировать свою систему, тогда как интроверты стараются держаться подальше от дополнительной стимуляции, чтобы не перегружаться.

Рэймонд Кеттелл
Рэймонд Кеттелл был британским и американским психологом, предложившим 16-факторную теорию личности. Эти 16 факторов представлены в следующей таблице.

Дескрипторы нижнего диапазона Первичный фактор Дескрипторы высокого диапазона
Безличный, отдаленный, хладнокровный, сдержанный, отстраненный, формальный, отчужденный ( Шизотимия ) Тепло
(А)
Теплый, общительный, внимательный к другим, добрый, легкий на подъем, участвующий, любит людей ( Аффектимия )
Конкретное мышление, более низкие общие умственные способности, меньший интеллект, неспособность решать абстрактные задачи ( Низкие учебные умственные способности ) Рассуждение
(Б)
Абстрактное мышление, более умный, сообразительный, более высокие общие умственные способности, быстрая обучаемость ( Высшие учебные умственные способности )
Эмоционально реактивный, изменчивый, поддающийся чувствам, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивающийся ( Низкая Сила Эго ) Эмоциональная стабильность
(К)
Эмоционально стабильный, адаптивный, зрелый, спокойно смотрит в глаза реальности ( Высшая сила эго )
Почтительный, сотрудничающий, избегающий конфликтов, покорный, скромный, послушный, легко управляемый, послушный, уступчивый (Покорность) Доминирование
(Э)
Доминантный, сильный, напористый, агрессивный, конкурентоспособный, упрямый, властный ( Доминирование )
Серьезный, сдержанный, расчетливый, неразговорчивый, задумчивый, молчаливый ( Desurgency ) Живость
(F)
Живой, оживленный, спонтанный, восторженный, счастливый, веселый, экспрессивный, импульсивный ( Surgency )
Целесообразный, несоответствующий требованиям, игнорирующий правила, потворствующий своим желаниям ( Низкая сила супер-эго ) Правило-Сознание
(G)
Сознательный по правилам, послушный, добросовестный, конформный, моралистичный, уравновешенный, связанный правилами ( Высокая Сила Супер Эго )
Застенчивый, чувствительный к угрозам, робкий, нерешительный, запуганный ( Threctia ) Социальная смелость
(H)
Социально смелый, предприимчивый, толстокожий, раскованный ( Пармия )
Утилитарный, объективный, несентиментальный, упрямый, уверенный в себе, серьезный, грубый ( Harria ) Чувствительность
(I)
Чувствительный, эстетичный, сентиментальный, нежный, интуитивный, утонченный ( Премия )
Доверчивый, ничего не подозревающий, принимающий, безусловный, легкий ( Alaxia ) Бдительность
(Л)
Бдительный, подозрительный, скептический, недоверчивый, оппозиционный ( Protension )
Приземленный, практичный, прозаический, ориентированный на решение, устойчивый, традиционный ( Praxernia ) Абстрагированность
(М)
Абстрактные, с богатым воображением, рассеянные, непрактичные, поглощенные идеями ( Аутиа )
Прямолинейный, искренний, бесхитростный, открытый, бесхитростный, наивный, неприхотливый, вовлеченный ( Бесхитростность ) Конфиденциальность
(Н)
Частный, сдержанный, неразглашаемый, проницательный, изысканный, мирской, проницательный, дипломатичный ( Проницательность )
Уверенный в себе, беззаботный, самодовольный, безопасный, свободный от чувства вины, уверенный в себе, самодовольный ( Безмятежный ) Задержание
(О)
Опасения, сомнения в себе, беспокойство, склонность к вине, неуверенность в себе, беспокойство, самобичевание ( Склонность к вине )
Традиционный, привязанный к знакомым, консервативный, уважающий традиционные идеи ( Консерватизм ) Открытость к изменениям
(Q1)
Открытый к изменениям, экспериментальный, либеральный, аналитический, критический, свободомыслящий, гибкий ( Радикализм )
Ориентированный на группу, аффилиативный, зависимый от присоединяющегося и последователя ( Групповая приверженность ) Самостоятельность
(Q2)
Самостоятельный, одинокий, находчивый, индивидуалистичный, самодостаточный ( Самодостаточность )
Терпит беспорядок, нетребовательна, гибка, недисциплинирована, вялая, конфликтная, импульсивная, небрежно относится к социальным правилам, неконтролируемая ( Низкая интеграция ) Перфекционизм
(Q3)
Перфекционист, организованный, компульсивный, самодисциплинированный, социально корректный, требовательный к силе воли, самоконтроль, сентиментальный ( Высокий контроль самооценки )
Расслабленный, спокойный, спокойный, апатичный, терпеливый, собранный, низкий драйв ( Низкое эргическое напряжение ) Напряжение
(Q4)
Напряженный, энергичный, нетерпеливый, ведомый, расстроенный, переутомленный, ведомый временем. ( Высокое эргическое напряжение )
Первичные факторы и дескрипторы в модели 16 личностных факторов Кеттелла (адаптировано из Conn & Rieke, 1994).

источник: http://en.wikipedia.org/wiki/16_Personality_Factors

Иван Павлов
Иван Павлов был русским психологом, разработавшим теорию классического обусловливания для описания поведения. Его теория поддерживает поведенческий подход к личности и утверждает, что люди просто реагируют на данные им условия и не выбирают сознательно какое-либо поведение. Его теория касается вопроса активности и реактивности.

На самом деле Павлов был врачом, который изучал работу желудка у собак, исследуя их слюну при различных условиях кормления. Во время некоторых своих экспериментов Павлов заметил, что у собак начиналось выделение слюны еще до того, как им давали пищу. При дальнейшем расследовании Павлов обнаружил, что у собак выделялось слюноотделение в ответ на звук механизма, доставляющего пищу. Павлов понял, что происходит что-то «необычное», потому что он знал, что собаки не выделяют слюну инстинктивно в ответ на звук.

После дальнейшего расследования Павлов понял, что собаки «усвоили», что каждый раз, когда они слышат этот звук, их вот-вот покормят. Это «сопряжение» стимула, который естественным образом вызвал биологическую реакцию, с другим стимулом, который рефлекторно не вызвал реакции, составляет сущность классического обусловливания. Жизненно важной частью является сочетание двух стимулов, предшествующее обусловливанию рефлекторной реакции на нейтральный стимул.

Однако условные реакции не являются постоянными. В ходе дальнейшего расследования Павлов обнаружил, что после того, как несколько раз звонили в колокольчик, не давая собакам еды, собаки заново узнавали, что звонок больше не связан с кормлением. Этот процесс называется угасанием. Если условная реакция больше никогда не сочетается с нейтральным стимулом, условная реакция ослабевает, а затем исчезает.

Б. Ф. Скиннер
Б. Ф. Скиннер также был бихевиористом, однако, в отличие от Павлова, который считал поведение непроизвольной реакцией на окружающую среду, Скиннер считал поведение произвольным. Скиннер проиллюстрировал эту концепцию своей теорией оперантного обусловливания. Эта теория утверждает, что люди ведут себя так, потому что их за это подкрепляют или наказывают.

Подкрепление — это то, что увеличивает вероятность продолжения поведения. Наказание — это то, что снижает вероятность того, что поведение будет продолжаться. И подкрепление, и наказание бывают двух типов: положительные и отрицательные. Обычно, когда мы слышим слово «негатив», мы думаем, что это что-то плохое. Однако в этом случае отрицательный просто означает, что что-то было убрано. Положительный означает, что что-то было добавлено. Следующая таблица иллюстрирует эту взаимосвязь.

 

Усиление

Наказание

Положительный Что-то добавлено к увеличить вероятность возникновения поведения Что-то добавить к уменьшить вероятность того, что поведение произойдет
Отрицательный Что-то убрали до увеличили вероятность возникновения поведения Что-то убирается до уменьшается вероятность возникновения поведения

Примером мощного отрицательного подкрепления является кричащий ребенок. Звук настолько раздражает, что многие взрослые дадут ребенку все, что он или она хочет, чтобы прекратить крик. Ребенок перестанет кричать (уберет пронзительный звук), когда взрослый даст ему или ей конфету (повышает вероятность того, что такое поведение произойдет). Дети используют эту технику со взрослыми каждый день. Не нужно быть психологом, чтобы понять, как изменить поведение!

Альберт Бандура
Альберт Бандура был психологом, наиболее известным своей теорией социального обучения. Основная идея теории социального научения состоит в том, что люди учатся, наблюдая за действиями других людей, а затем копируя их поведение. Это называется моделированием. Бандуру также можно рассматривать как теоретика, ориентированного на «воспитание». В ответ на вопрос о том, являются ли наши личности результатом генетики или нашей среды, он сказал бы, что мы действуем так, как мы поступаем, потому что нас воспитывают так поступать.

Джон Холланд
Джон Холланд разработал модель 6 типов личности, которая в основном используется в профориентации. Эти 6 типов личности: Реалистичный, Исследовательский, Артистичный, Социальный, Предприимчивый и Обычный.

  • Реалистичный : любит работать с животными, инструментами, машинами, практичен и реалистичен.
  • Следователь : любит математику, науку, точен и интеллектуален.
  • Артистичный : любит творческую деятельность, очень артистичен, экспрессивен и избегает повторений.
  • Социальный : любит помогать и быть среди людей. Надежен, дружелюбен и любит решать социальные проблемы.
  • Предприимчивый : любит продавать вещи, заниматься политикой и другими руководящими должностями, но не увлекается аналитической деятельностью.
  • Обычный : любит работать с числами и структурированными действиями.


источник: https://edtechvision.wikispaces.com/file/view/Holland03Jobs. gif

Абрахам Маслоу
Авраам Маслоу был психологом-гуманистом, который считал, что личность основана на удовлетворении потребностей выживания и других потребностей. Его теория отвечает на вопрос об уникальности и универсальности, потому что выявленные им потребности универсальны для всех людей. Потребности, которые он определил, были физиологическими, потребность в безопасности, потребность в принадлежности, уважении и самоактуализации.

  • Физические потребности: пища, вода, сон
  • Охрана/безопасность: убежище, безопасная среда
  • Принадлежность и любовь: друзья, семья и близость
  • Уважение: уважение, самоуважение, признание
  • Самореализация: реализация полного потенциала человека

Он организовал эти потребности в треугольник, который он назвал Иерархией Потребностей. Маслоу считал, что у всех людей есть врожденное желание или стремление к самореализации; однако люди удовлетворяли свои потребности в соответствии с определенным порядком или иерархией. Наиболее важными для жизни потребностями являются те, которые обеспечивают физическую поддержку, такие как пища, вода и кров.

Маслоу заявил, что люди должны были удовлетворить эти основные потребности, прежде чем другие потребности, такие как уважение и принадлежность, могли быть удовлетворены. Следовательно, личность может быть отчасти охарактеризована пониманием того, где на карте потребностей находится человек. Например, если человек тратит большую часть своего времени на удовлетворение физических потребностей, его личность не будет отражать потребности или ценности интимных отношений, потому что эта потребность расположена выше в треугольнике.

Карл Роджерс
Карл Роджерс также сосредоточился на вопросе уникальности и универсальности. В отличие от Маслоу, который поддерживал универсальность, Роджерс поддерживал уникальность человека. Его технику называют «клиентоцентрированной» из-за того, что она фокусируется на личности. Роджерс считал, что клиенты являются экспертами в своей жизни и имеют ответы, необходимые им для решения их собственных проблем, но им просто нужна поддержка, чтобы осознать этот факт.

Роджерс считал, что все, что нужно сделать терапевту, — это обеспечить безусловное положительное отношение, т. е. принять чувства клиента без оговорок или суждений, и клиент сможет полагаться на свои внутренние силы и личность для решения проблем.

Мейер Фридман и Рэй Розенман
Фридман и Розенман ввели термины личности типа А и типа Б. Личность типа А представляет собой набор поведенческих черт, благоприятствующих достижениям, соперничеству, срочности, нетерпению и враждебности. Исследователи обнаружили, что характеристики типа А коррелируют с более высоким риском сердечных заболеваний у этих людей. Напротив, люди с типом личности В расслаблены, терпеливы и спокойны.

Оценки


Существует несколько различных тестов, которые психологи используют для оценки личности. Вот несколько наиболее популярных инвентаризаций личности.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ): Этот тест состоит из серии карточек с разными картинками. Цель состоит в том, чтобы человек рассказал историю о том, что, по его мнению, происходит на картинке. Предполагается, что человек будет «проецировать», то есть будет использовать изображение, чтобы рассказать о том, что произошло или имеет для него значение.

Роршах: Эта оценка состоит из серии неоднозначных чернильных пятен, и психолог спрашивает пациента, что он или она видит в чернильных пятнах. Это похоже на то, когда вы смотрите на облака в небе и говорите о том, как они выглядят. Подобно ТАТ, предполагается, что человек «проецирует» свои проблемы, трудности или заблуждения на картинку.

MMPI II: Миннесотский многоэтапный личностный опросник — это длинный тест, состоящий из более чем 500 утверждений, таких как «Я слышу то, что другие люди не могут слышать». На каждый вопрос можно ответить как верно, так и неверно. Результаты представлены по 10 шкалам. Эти шкалы представлены в следующей таблице:

Номер Аббревиатура Описание Что измеряется Кол-во позиций
1 Гс Ипохондрия Обеспокоенность телесными симптомами 32
2 Д Депрессия Симптомы депрессии 57
3 Хай Истерия Осведомленность о проблемах и уязвимостях 60
4 ПД Психопатическое отклонение Конфликт, борьба, гнев, уважение к правилам общества 50
5 МФ Мужественность/Женственность Стереотипные мужские или женские интересы/поведение 56
6 Па Паранойя Уровень доверия, подозрительности, чувствительности 40
7 Пт Психастения Беспокойство, Беспокойство, напряжение, сомнения, навязчивость 48
8 Sc Шизофрения Странное мышление и социальное отчуждение 78
9 Ма Гипомания Уровень возбудимости 46
0 Си Социальная интроверсия Ориентация на людей 69


Источник: http://en. wikipedia.org/wiki/Minnesota_Multiphasic_Personality_Inventory

Индикатор типа Майерс-Бриггс: эта оценка также используется в профориентации и является еще одним личностным опросником, который измеряет личность в соответствии с 4 дихотомиями. Это интроверсия (I) против экстраверсии (E), ощущение (S) против интуиции (N), мышление (T) против чувства (F) и суждение (J) против восприятия (P). Существует 16 возможных комбинаций с использованием этих дихотомий. Дэвид Кирси назвал эти возможные типы личности в следующей таблице:0004

IS I T E J

IS I F E J

IN I F E J

IN I T E J

Инспектор Протектор Советник Вдохновитель

IS E T I P

IS E F I P

IN E F I P

IN E T I P

Крафтер Композитор Целитель Архитектор

ES E T I P

ES E F I P

EN E F I P

ЕН Е Т И П

Промоутер Исполнитель Чемпион Изобретатель

ES I T E J

ES I F E J

EN I F E J

EN I T E J

Супервайзер Провайдер Учитель Фельдмаршал


источник: http://en. wikipedia.org/wiki/Myers-Briggs_Type_Indicator

Расстройства личности


Следующие расстройства представляют собой нездоровые модели поведения, требующие лечения. Обычно эти расстройства не «излечиваются» сами по себе, однако людей, страдающих расстройствами личности, можно научить навыкам преодоления трудностей, которые помогут им справляться со своими симптомами. Расстройства личности подразделяются на 3 группы симптомов; А, В и С.

Кластер А: эти расстройства состоят из странного, эксцентричного мышления или поведения

  • Параноидальное расстройство личности
  • Шизоидное расстройство личности
  • Шизотипическое расстройство личности

Кластер B: эти расстройства состоят из драматических, чрезмерно эмоциональных мыслей или поведения.

  • Антисоциальное расстройство личности
  • Пограничное расстройство личности
  • Истерическое расстройство личности
  • Нарциссическое расстройство личности

Кластер C: эти расстройства состоят из беспокойного, боязливого мышления или поведения.

  • Избегающее расстройство личности
  • Зависимое расстройство личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройство личности

Дополнительные видео


Если вы ничего не знаете о личности (01)
  Если вы ничего не знаете о личности (02): теория черт  
Если вы ничего не знаете о личности (03): Фрейд   Если вы ничего не знаете о личности (04): Адлер  

Психология личности — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Титул «Крестного отца личности» вполне можно приписать Гордону Олпорту, который первым предпринял публичные усилия по продвижению «поля личности» в 1930-х годах (см. ). Психология личности, относящаяся к тому, что, по мнению многих, является самой широкой и всеобъемлющей отраслью психологической науки, может быть определена как изучение динамической организации психологических систем внутри человека, которые создают характерные модели поведения, мыслей и чувств человека. (см. Олпорт 1961, также цитируется Гордоном Олпортом). Область психологии личности занимается как индивидуальными различиями, то есть тем, чем люди отличаются друг от друга, так и внутриличностным функционированием, набором процессов, происходящих внутри любого отдельного человека. Область психологии личности часто объединяется с социальной психологией в исследовательских программах университетов; однако это совершенно разные подходы к пониманию личности. В то время как социальная психология пытается понять человека в межличностном или групповом контексте (т. е. «как люди в целом реагируют на ситуацию А?»), психология личности исследует индивидуальные различия (т. как они реагируют на одну и ту же ситуацию?»). Психология личности имеет долгую историю и как таковая представляет собой чрезвычайно большую и обширную область, включающую большое количество подходов. Внимательные читатели быстро заметят, что текущая глава в значительной степени сосредоточена на том, что стало наиболее часто изучаемым подходом, т. е. на подходе, основанном на признаках. Читатели, интересующиеся другими подходами, могут обратиться к ряду ресурсов, посвященных другим подходам в различных областях.

Другие подходы

Как отмечалось во введении, область психологии личности чрезвычайно широка и разнообразна, и настоящая глава в основном посвящена подходу, основанному на чертах. Читатели, интересующиеся гуманистическими подходами, могут обратиться к Rogers 1961 или Maslow 1999. Dweck and Leggett 1988 представляет собой обзор социально-когнитивного подхода к личности, который также может представлять интерес для многих читателей. McAdams 2001 — отличный справочник для тех, кто интересуется нарративным исследованием личности. Обратите внимание, что это лишь несколько примеров различных подходов в различных областях психологии личности.

  • Двек, К. С. и Э. Л. Леггетт. 1988. Социально-когнитивный подход к мотивации и личности. Психологический обзор 95.2: 256–273.

    DOI: 10.1037/0033-295X.95.2.256

    Авторы представляют модель для объяснения основных паттернов адаптивного и неадаптивного поведения, уделяя особое внимание лежащим в основе социально-когнитивным психологическим процессам. Доступен онлайн для покупки или по подписке.

  • Маслоу, Абрахам Х. 19 лет99. К психологии бытия . 3-е изд. Нью-Йорк: Джон Уайли.

    Классический текст по гуманистической психологии, в котором Маслоу использует исследования типичных здоровых людей для демонстрации процесса «самореализации».

  • МакАдамс, Д. П. 2001. Психология жизненных историй. Обзор общей психологии 5.2: 100–122.

    DOI: 10.1037/1089-2680.5.2.100

    В этой статье рассматриваются и объединяются теория и исследования модели идентичности, основанной на истории жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts