Личность | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии
ЛИЧНОСТЬ — отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Первоначально слово «личность» (лат. — persona) означало маску, роль, исполнявшуюся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида, которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности — это проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности раскрывается через понятие свободы, ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому решению; самосознания и саморазвития. Действия личностного характера есть фактор саморегуляции общественного организма. Личность в философии исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции — поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам — поступкам. Личность в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности.


- Назад
- Вперёд
Понятие личности в философии [править] История развития взглядов на личность
В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек).
В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
В философии романтизма личность понималась как герой.
Понятие личности в философии [править] История развития взглядов на личность
В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]
В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
В философии романтизма личность понималась как герой.
[Править] Современные концепции личности
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
[Править] Персонализм
Согласно
логике персонализма, существование
индивида, вплетенное в сложную сеть
общественных отношений, подчиненное
социальным изменениям, исключает для
него возможность утвердить своё
собственное, неповторимое «Я». Поэтому
необходимо различать понятия индивида
и личности. Человек как часть рода (Homo
Sapiens), как часть общества есть индивид.
О таком человеке — биологическом
или социальном атоме — ничего не
известно. Он аноним (по выражению
Кьеркегора) — лишь элемент, часть,
определяемая соотношением с целым.
Человек как личность может утвердить
себя только путём свободного волеизъявления,
посредством воли, которая преодолевает
и конечность жизни человека, и социальные
перегородки как бы изнутри человека.
[Править] Атрибуты личности
Воля
Свобода
Разум
Чувства
[Править] Понятие личности в психологии
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
[Править] Комплекс устойчивых компонентов личности
Темперамент
Характер
Способности
Мотивация
[Править] Личность, индивид и индивидуальность
Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
Способность к сознательному руководству собственным поведением.
Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
Человек — индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности.
Индивид (от лат. Individuum — неделимое), первоначально
— лат. Перевод греческого понятия ‘атом’
(впервые у Цицерона), в дальнейшем —
обозначение единичного в отличие от
совокупности, массы; отд.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Индивидуальность
не только обладает различными
способностями, но еще и представляет
некую их целостность. Если понятие
индивидуальности подводит деятельность
человека под меру своеобразия и
неповторимости, многосторонности и
гармоничности, естественности и
непринужденности, то понятие личности
поддерживает в ней сознательно-волевое
начало. Человек как индивидуальность
выражает себя в продуктивных действиях,
и поступки его интересуют нас лишь в
той мере, в какой они получают органичное
предметное воплощение. О личности можно
сказать обратное, в ней интересны именно
поступки.
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:
человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой — работа по определению смысла жизни.
Человек — совокупность всех общественных отношений.
Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;
натуралистическое (биологическое) понимание человека;
сущностное понимание человека;
целостное понимание человека.
Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
В29.
Философия и личность: «Я» и идентичность
Играя на стыке науки и искусства, философия и личность тесно связаны с поиском смысла и истины как в уникальных, так и в коллективных аспектах идентичности. У нас есть встроенная способность осознавать свои мысли и поведение и принимать решения против нашей воли.
Концепции для изучения в рамках философии и личности:
- Вопрос о настойчивости
- Личность
- Персонализм
- Предположения (Природа/Воспитание, Уникальность/Универсальность, Свобода/Детерминизм, Активность/Реактивность, Оптимизм/Пессимизм)
Вопрос Настойчивости
Какие критерии необходимы и адекватны для кого-либо существовать в настоящий момент, основанный на прошлых и будущих характеристиках того же самого себя? Популярные высказывания, такие как «потерять себя» в проекте или стать свидетелем того, как люди с деменцией, например, «потеряли свой характер». Люди, борющиеся с изнурительными зависимостями, часто называют себя «оболочками» своего прежнего «я».
Другой (хотя и крайний) пример для рассмотрения — пациент в вегетативном состоянии: ни воспоминаний о прошлом, ни осознания настоящего. Нейроны внутри мозга фактически перестали передавать информацию друг другу.
Вопрос устойчивости, сформулированный в альтернативном формате:
Если человек x существует в одно время, а человек y существует в другое время (в прошлом или будущем), при каких возможных обстоятельствах это происходит что х это и ?Чтобы предотвратить чувство диссонанса, мы стремимся к чувству внутреннего единства. С раннего возраста нам дается выбор (и привилегия) выбирать любимый цвет, музыку и еду. Или, возможно, наши предпочтения тонко контролировались и зависели от прошлых действий и решений.
Личность
Где проходит грань между сознательным человеком и бессознательным — и кто ее проводит? В случае медицинских процедур: это хирург, пациент, друзья или семья? Важные и серьезные этические проблемы возникают, когда люди сами не могут принимать решения относительно своего разума или тела.
Индивидуальность имеет дело с серой областью сознания и способностью интуитивно чувствовать сплоченную и относительно непротиворечивую идентичность. Могут ли люди иметь личность, не осознавая полностью ее черты? Как деперсонализация и дереализация влияют на это уравнение?
Как насчет случая множественного расстройства личности — какое «я» в конечном счете является по умолчанию или правдой? Зависит ли это от частоты конечных поведенческих явлений или от широко обсуждаемой концепции нормальности? Онтология, философское исследование , будучи , и сам опыт могут пролить свет на вопрос о личности.
Персонализм
В качестве радикально альтернативного взгляда на полностью самоуправляемую идентичность персонализм представляет собой:
«…в рамках общей метафизики [люди проявляют свою личную] исключительную ценность и существенную роль».
– Стэнфордская энциклопедия философии
В сочетании с антропологией и социологией персонализм занимает смелую позицию в отношении природы добровольных ролей. Благодаря Аристотелю и Платону, заложившим основу для дальнейшего развития, персонализм получил поддержку в различных областях философии.
«Persona est naturae rationalis individua substantia».
– Боэций (ок. 480-524)
(английский перевод: Человек обрабатывает рациональную природу). или объекты исключительно в соответствии с предполагаемым сознанием. Он предлагает взгляд на внутреннюю ценность и смысл развития того, что навязывает человеку и божественные, однако определяются каждым индивидуально.
Предположения в философии и личности
Природа против воспитания Личность записана в генах или сформирована воспитанием и культурой? Уникальность и универсальность Все ли люди уникальны по своей личности и опыту или обладают одинаковыми факторами и эмоциями? Свобода против детерминизма Можно ли развить и по существу « построить» личность на протяжении всей жизни, или развитие характера предопределено? Активный и реактивный Изменяется ли личность в результате активных, самонаправленных действий или это результат реакции на происходящие события? или0031 видеть прогресс, как чашка наполовину пуста? Все результаты пяти вышеупомянутых точек зрения находятся где-то между двумя крайними точками шкалы и могут сильно различаться в зависимости от человека. Личность поддается множеству интерпретаций и методов измерения, при этом психометрия представляет собой количественное изучение черт.
Является ли природа личности постоянно меняющейся и текучей?
Уильям Джеймс, американский философ и психолог, утверждает:
«Ни одно исчезнувшее состояние не может повториться и быть идентичным тому, что было раньше».
Как только любой человек — сознательно или бессознательно — пережил событие и сделал выбор, возможность точно почувствовать то, что когда-то было, исчезает. Таким образом, постоянно меняющийся настоящий момент становится одновременным бесконечным, но эфемерным опытом, который мгновенно списывается как прошлое; просто воспоминание.
Биологическая перспектива: взгляд на гены
Биологические взгляды на личность в целом предполагают набор генетических поведенческих детерминант. На каждом жизненном этапе происходит процесс роста с предопределенными допущениями в соответствии с определенными чертами и «естественными» тенденциями. Половое созревание, например, вызывает ряд резких гормональных и поведенческих изменений.
Является ли личность ближе к заложенной в ее генетическом коде или результат современных взаимодействий и опыта, ее определение остается спорным. Сколько метафорического клея нужно социальной маске, чтобы стать частью чьей-то идентичности, или сам акт размазывания клея указывает на определенные черты?
Можно ли точно определить личность под влиянием изменяющих сознание веществ или доктрин? Может ли человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, взять на себя ответственность за любое из своих действий? Поведенческая эпигенетика теперь делает свой грандиозный шаг.
Философия и Личность: Заключительные мысли
Абстрактное понятие самости является предметом горячих споров как философов, так и психологов, поскольку является основой понимания личности. Концепция тождество , как открытое и субъективное в целом, побуждает психологию личности работать с качественными показателями.
Философия и личность тесно связаны, я-концепция, которая требует нескольких линз знания, чтобы полностью интегрировать и сплести в целостную (и стабильную) идею. Через размытые этапы роста от детства до взрослой жизни продолжается цикл развития личности и характера.
Ссылки
Чебили, С.. (2008). Личность: философский подход. 84. 213-218. https://doi.org/10.1684/ipe.2008.0308.
Глас, Геррит. (2006). Человек, личность, самость и идентичность: философски обоснованный концептуальный анализ. Журнал расстройств личности . 20. 126-38; обсуждение 181. https://doi.org/10.1521/pedi.2006.20.2.126.
Гуннарссон, Л. (2009). Философия личности и множественной личности. Философия личности и множественной личности . 1-230. https://doi.org/10.4324/9780203872635.
Левитт М. (2013). Восприятие природы, воспитания и поведения. Науки о жизни, общество и политика , 9 , 13. https://doi.org/10.1186/2195-7819-9-13.
Сааринен, Эса и Корхонен, Яакко. (2015). Контекстуализированная личность, помимо личностных черт: пример лекций по философии жизни . Европейский журнал личности. 29. 344-345.
Соллбергер Д. (2013). Об идентичности: с философской точки зрения. Детская и подростковая психиатрия и психическое здоровье , 7 (1), 29. https://doi.org/10.1186/1753-2000-7-29.
Вайнхольд Б. (2006 г.). Эпигенетика: наука об изменениях. Перспективы гигиены окружающей среды , 114 (3), A160–A167. https://doi.org/10.1289/ehp.114-a160.
Учебник Houghton Mifflin — дополнительная информация
Философские вопросы теории личности Заключительная глава учебника включает сравнение теорий личности с точки зрения их позиции в отношении некоторых фундаментальных философских вопросов. Философские вопросы теории личности Заключительная глава учебника включает сравнение теорий личности с точки зрения их отношения к некоторым фундаментальным философским вопросам.
Дисциплины личности и философии, очевидно, различны; каждый из них разработал свой собственный словарь, исследовательские программы и профессиональные сообщества. Они размещены в совершенно отдельных отделах в университетах. Однако, как показывает способность «сопоставлять» основные теории личности с фундаментальными философскими вопросами, эти две области явно связаны. Связь между теориями личности и философиями предполагает, что одна может породить другую. Возможно, по мере того, как мы переживаем жизнь и разрабатываем объяснения нашего опыта, мы разрабатываем философию, которую затем применяем к людям в форме теорий личности. Или, возможно, по мере того, как мы переживаем жизнь и разрабатываем объяснения нашего опыта, мы разрабатываем теории личности, на основе которых затем формируем философию. В любом случае представляется вполне правдоподобным, что наша философия и наши теории личности взаимодействуют, когда мы пытаемся осмыслить людей и мир, с которыми сталкиваемся. Культурные переменные, несомненно, влияют на этот процесс формирования личностных теорий или философий для объяснения того, с чем мы взаимодействуем. Эндрю М. Померанц, доктор философии Вопросы критического мышления:
Веб-ссылки: Related Posts |