Понятие личности в философии: Личность в философии

Личность | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

ЛИЧНОСТЬ — отдельный  человек, характеризуемый со стороны его целостности,  осознанно-волевых проявлений. Первоначально слово «личность» (лат. — persona) означало маску, роль,  исполнявшуюся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида,  которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности — это  проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности  раскрывается через понятие свободы,  ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому  решению; самосознания и  саморазвития. Действия личностного  характера есть фактор саморегуляции  общественного организма. Личность в философии  исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции — поиска смысла жизни, осмысления  собственной судьбы, размышлений о  жизни и смерти и способности к  преднамеренным свободным  поведенческим актам — поступкам. Личность в социологии исследуется в  качестве продукта социальных  взаимосвязей и субъекта социальной  активности.

В общей психологии личность — это системное качество,  приобретенное индивидом в процессе  деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок). В  социальной психологии личность  рассматривается со стороны ее  взаимоотношений с социальной  группой. Важнейшая особенность личности — умение избегать отождествления себя как  определенной целостности с  конкретными формами своего социального поведения, умение «быть» и  «казаться». Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на  меняющиеся социальные требования — есть важный элемент  регулирования социальных взаимодействий. С точки зрения ролевой  концепции личности, исследующей  возможности человеческой  способности «казаться» (Т. Парсонс, М. Вебер в социологии, Дж. Мид, М.Кун, Ч.Кули в социальной психологии), не существует «человека вообще». Существуют лишь явления, «роли». Человек всегда проявляет свои  потребности, актуализирует жизненные смыслы в конкретных  социальных взаимодействиях.
Человек всегда есть «кто-то» — носитель определенных норм, идеалов, традиций, он не бывает «никем». Социальная роль не означает  сознательно принятого на себя  актерства, одевания «маски». В рамках теории ролей личность в каждой конкретной роли  проявляет себя как индивид, как носитель групповых норм. Марксизм,  фактически выступая сторонником  данной концепции, расширяет  групповой интерес до классового и  общесоциального, что делает  невозможной безболезненную смену ролей для личности, обессмысливается  само понятие роли. Роль  превращается в призвание, миссию, срастаясь с личностью. Изменение социальной роли оказывается возможным  только с изменением самих социальных отношений, в которых существует и действует индивид. Способность личности осознавать включенность в ролевые отношения, способность выхода за рамки роли, потребность в самореализации и представления о себе как уникальной целостности также являются важным  механизмом социальной регуляции. В  ситуации выхода за рамки роли  актуализируются другое качества личности — потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие  способности, самопроективность.
  Личность в данном случае проявляет  себя не как носитель общих норм,  ценностей; не как индивид, но как  индивидуальность. В психологической теории самоактуализации (А. Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс)  сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление  человека к самовыражению. В  философии (персонализм,  экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования,  самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения «Я» с Другим. Общение,  понимаемое как субъект-субъектное  отношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (соотношение личности с  абсолютными ценностями и их  носителем — абсолютной  Личностью). В философии марксизма присутствуют элементы  понимания личности как  самопроективного процесса, однако ее  развитие неотделимо от реального  изменения социальных отношений и обязательно воплощается в  нормативном социальном поведении.

  • Назад
  • Вперёд

Понятие личности в философии [править] История развития взглядов на личность

  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек).

    Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]

  • В средневековой философии личность понималась как сущность Бога

  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин

  • В философии романтизма личность понималась как герой.

Понятие личности в философии [править] История развития взглядов на личность

  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]

  • В средневековой философии личность понималась как сущность Бога

  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин

  • В философии романтизма личность понималась как герой.

[Править] Современные концепции личности

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

[Править] Персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека.

В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

[Править] Атрибуты личности

  • Воля

  • Свобода

  • Разум

  • Чувства

[Править] Понятие личности в психологии

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

[Править] Комплекс устойчивых компонентов личности

  • Темперамент

  • Характер

  • Способности

  • Мотивация

[Править] Личность, индивид и индивидуальность

  • Индивид выражает общие свойства человека, как организма.

  • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

  • Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

  1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

  2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Человек — индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности.

Индивид (от лат. Individuum — неделимое), первоначально — лат. Перевод греческого понятия ‘атом’ (впервые у Цицерона), в дальнейшем — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд.

Живое существо, особь, отд. Человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:

  1. человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или

  2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой — работа по определению смысла жизни.

Человек — совокупность всех общественных отношений.

  1. Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;

  2. натуралистическое (биологическое) понимание человека;

  3. сущностное понимание человека;

  4. целостное понимание человека.

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

В29.

Философия и личность: «Я» и идентичность

Играя на стыке науки и искусства, философия и личность тесно связаны с поиском смысла и истины как в уникальных, так и в коллективных аспектах идентичности. У нас есть встроенная способность осознавать свои мысли и поведение и принимать решения против нашей воли.

Концепции для изучения в рамках философии и личности:

  • Вопрос о настойчивости
  • Личность
  • Персонализм
  • Предположения (Природа/Воспитание, Уникальность/Универсальность, Свобода/Детерминизм, Активность/Реактивность, Оптимизм/Пессимизм)

Вопрос Настойчивости

Какие критерии необходимы и адекватны для кого-либо существовать в настоящий момент, основанный на прошлых и будущих характеристиках того же самого себя?

Популярные высказывания, такие как «потерять себя» в проекте или стать свидетелем того, как люди с деменцией, например, «потеряли свой характер». Люди, борющиеся с изнурительными зависимостями, часто называют себя «оболочками» своего прежнего «я».

Другой (хотя и крайний) пример для рассмотрения — пациент в вегетативном состоянии: ни воспоминаний о прошлом, ни осознания настоящего. Нейроны внутри мозга фактически перестали передавать информацию друг другу.

Вопрос устойчивости, сформулированный в альтернативном формате:

Если человек x существует в одно время, а человек y существует в другое время (в прошлом или будущем), при каких возможных обстоятельствах это происходит что х это и ?

Чтобы предотвратить чувство диссонанса, мы стремимся к чувству внутреннего единства. С раннего возраста нам дается выбор (и привилегия) выбирать любимый цвет, музыку и еду. Или, возможно, наши предпочтения тонко контролировались и зависели от прошлых действий и решений.

Личность

Где проходит грань между сознательным человеком и бессознательным — и кто ее проводит? В случае медицинских процедур: это хирург, пациент, друзья или семья? Важные и серьезные этические проблемы возникают, когда люди сами не могут принимать решения относительно своего разума или тела.

Индивидуальность имеет дело с серой областью сознания и способностью интуитивно чувствовать сплоченную и относительно непротиворечивую идентичность. Могут ли люди иметь личность, не осознавая полностью ее черты? Как деперсонализация и дереализация влияют на это уравнение?

Как насчет случая множественного расстройства личности — какое «я» в конечном счете является по умолчанию или правдой? Зависит ли это от частоты конечных поведенческих явлений или от широко обсуждаемой концепции нормальности? Онтология, философское исследование , будучи , и сам опыт могут пролить свет на вопрос о личности.

Персонализм

В качестве радикально альтернативного взгляда на полностью самоуправляемую идентичность персонализм представляет собой:

«…в рамках общей метафизики [люди проявляют свою личную] исключительную ценность и существенную роль».

– Стэнфордская энциклопедия философии

В сочетании с антропологией и социологией персонализм занимает смелую позицию в отношении природы добровольных ролей. Благодаря Аристотелю и Платону, заложившим основу для дальнейшего развития, персонализм получил поддержку в различных областях философии.

«Persona est naturae rationalis individua substantia».

– Боэций (ок. 480-524)

(английский перевод: Человек обрабатывает рациональную природу). или объекты исключительно в соответствии с предполагаемым сознанием. Он предлагает взгляд на внутреннюю ценность и смысл развития того, что навязывает человеку и божественные, однако определяются каждым индивидуально.

Предположения в философии и личности

Природа против воспитания
Личность записана в генах или сформирована воспитанием и культурой?

Уникальность и универсальность
Все ли люди уникальны по своей личности и опыту или обладают одинаковыми факторами и эмоциями?

Свобода против детерминизма
Можно ли развить и по существу « построить» личность на протяжении всей жизни, или развитие характера предопределено?

Активный и реактивный
Изменяется ли личность в результате активных, самонаправленных действий или это результат реакции на происходящие события? или0031 видеть прогресс, как чашка наполовину пуста?

Все результаты пяти вышеупомянутых точек зрения находятся где-то между двумя крайними точками шкалы и могут сильно различаться в зависимости от человека. Личность поддается множеству интерпретаций и методов измерения, при этом психометрия представляет собой количественное изучение черт.

Является ли природа личности постоянно меняющейся и текучей?

Уильям Джеймс, американский философ и психолог, утверждает:

«Ни одно исчезнувшее состояние не может повториться и быть идентичным тому, что было раньше».

Как только любой человек — сознательно или бессознательно — пережил событие и сделал выбор, возможность точно почувствовать то, что когда-то было, исчезает. Таким образом, постоянно меняющийся настоящий момент становится одновременным бесконечным, но эфемерным опытом, который мгновенно списывается как прошлое; просто воспоминание.

Биологическая перспектива: взгляд на гены

Биологические взгляды на личность в целом предполагают набор генетических поведенческих детерминант. На каждом жизненном этапе происходит процесс роста с предопределенными допущениями в соответствии с определенными чертами и «естественными» тенденциями. Половое созревание, например, вызывает ряд резких гормональных и поведенческих изменений.

Является ли личность ближе к заложенной в ее генетическом коде или результат современных взаимодействий и опыта, ее определение остается спорным. Сколько метафорического клея нужно социальной маске, чтобы стать частью чьей-то идентичности, или сам акт размазывания клея указывает на определенные черты?

Можно ли точно определить личность под влиянием изменяющих сознание веществ или доктрин? Может ли человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, взять на себя ответственность за любое из своих действий? Поведенческая эпигенетика теперь делает свой грандиозный шаг.

Философия и Личность: Заключительные мысли

Абстрактное понятие самости является предметом горячих споров как философов, так и психологов, поскольку является основой понимания личности. Концепция тождество , как открытое и субъективное в целом, побуждает психологию личности работать с качественными показателями.

Философия и личность тесно связаны, я-концепция, которая требует нескольких линз знания, чтобы полностью интегрировать и сплести в целостную (и стабильную) идею. Через размытые этапы роста от детства до взрослой жизни продолжается цикл развития личности и характера.

Ссылки

Чебили, С.. (2008). Личность: философский подход. 84. 213-218. https://doi.org/10.1684/ipe.2008.0308.

Глас, Геррит. (2006). Человек, личность, самость и идентичность: философски обоснованный концептуальный анализ. Журнал расстройств личности . 20. 126-38; обсуждение 181. https://doi.org/10.1521/pedi.2006.20.2.126.

Гуннарссон, Л. (2009). Философия личности и множественной личности. Философия личности и множественной личности . 1-230. https://doi.org/10.4324/9780203872635.

Левитт М. (2013). Восприятие природы, воспитания и поведения. Науки о жизни, общество и политика , 9 , 13. https://doi.org/10.1186/2195-7819-9-13.

Сааринен, Эса и Корхонен, Яакко. (2015). Контекстуализированная личность, помимо личностных черт: пример лекций по философии жизни . Европейский журнал личности. 29. 344-345.

Соллбергер Д. (2013). Об идентичности: с философской точки зрения. Детская и подростковая психиатрия и психическое здоровье , 7 (1), 29. https://doi.org/10.1186/1753-2000-7-29.

Вайнхольд Б. (2006 г.). Эпигенетика: наука об изменениях. Перспективы гигиены окружающей среды 114 (3), A160–A167. https://doi.org/10.1289/ehp.114-a160.

Учебник Houghton Mifflin — дополнительная информация

Философские вопросы теории личности

Заключительная глава учебника включает сравнение теорий личности с точки зрения их позиции в отношении некоторых фундаментальных философских вопросов.

Философские вопросы теории личности

Заключительная глава учебника включает сравнение теорий личности с точки зрения их отношения к некоторым фундаментальным философским вопросам. К этим основным философским вопросам относятся следующие:

  • Свободны ли люди в принципе в выборе собственного поведения, или же поведение определяется факторами, находящимися вне нашего сознательного контроля?
  • В какой степени наследственность и окружающая среда влияют на личность и поведение?
  • В какой степени личности людей можно объяснить универсальными законами, а не уникальными объяснениями для каждого человека?
  • Люди больше ориентированы на прошлое, настоящее или будущее (проактивный или реактивный акцент)?
  • В какой степени люди способны к изменениям (оптимизм или пессимизм)?

Дисциплины личности и философии, очевидно, различны; каждый из них разработал свой собственный словарь, исследовательские программы и профессиональные сообщества. Они размещены в совершенно отдельных отделах в университетах. Однако, как показывает способность «сопоставлять» основные теории личности с фундаментальными философскими вопросами, эти две области явно связаны. Кто-то мог бы выдвинуть аргумент, что теория личности на самом деле является типом философии. Если теория личности не является полностью разработанной философией сама по себе, она может быть важным компонентом такой философии или, возможно, приложением философии к индивидуальному человеческому поведению.

Связь между теориями личности и философиями предполагает, что одна может породить другую. Возможно, по мере того, как мы переживаем жизнь и разрабатываем объяснения нашего опыта, мы разрабатываем философию, которую затем применяем к людям в форме теорий личности. Или, возможно, по мере того, как мы переживаем жизнь и разрабатываем объяснения нашего опыта, мы разрабатываем теории личности, на основе которых затем формируем философию. В любом случае представляется вполне правдоподобным, что наша философия и наши теории личности взаимодействуют, когда мы пытаемся осмыслить людей и мир, с которыми сталкиваемся.

Культурные переменные, несомненно, влияют на этот процесс формирования личностных теорий или философий для объяснения того, с чем мы взаимодействуем. Культура может основываться на широком диапазоне переменных, включая этническую принадлежность, расу, пол, возраст, социально-экономический статус, сексуальную ориентацию, религию и многие другие. Взаимодействие этих факторов влияет на то, как формируются наши теории личности. Ученые в области личности часто сосредотачивались на личной жизни выдающихся теоретиков, чтобы оценить культуры, в которых они жили, и размышлять о том, как такие культурные переменные могли сформировать теории, которые они создали.

Эндрю М. Померанц, доктор философии
Southern Illinois University Edwardsville

Вопросы критического мышления:

  1. Как связаны дисциплины философии и теории личности? Чем они отличаются?
  2. Как культура влияет на развитие и принятие теорий личности?
  3. Какой из фундаментальных философских вопросов (перечисленных выше) вызывает наиболее явные разногласия в отношении теорий личности, рассматриваемых в учебнике?

Веб-ссылки:
http://www.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts