Понятие направленности личности
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Понятие направленности личности
Направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.
Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности.
Различаются следующие особенности направленности личности.
1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности – нравственность ее повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности
2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов – целеустремленность личности.
3. Степень устойчивости отношений – последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.
Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность – это значимость для человека определенных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.
Социальная адаптация личности – это прежде всего ее приобщение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данный группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство – вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь
Однако люди иногда недооценивают объективно значимые ценности либо, наоборот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. Существуют и мнимые сверхценности. Бывший миллиардер кончает жизнь самоубийством, если в результате биржевых неудач он стал всего лишь миллионером.
Как отмечает В. И. Леви в книге «Искусство быть собой», «при крушении сверхценности, например любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется «депрессивной заслонкой»… Отрицательная сверхзначимость разливается по мозгу черным огнем, и вот ценности гаснут изнутри, внезапно, все сразу, и нет масштабов, и конец целям, запросам и интересам – теряется ощущение смысла жизни».Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.
Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности – это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей.
Деятельность личности направляется этими целями.
Но если цель – основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности – в системе человеческих потребностей.
15. Понятие о направленности личности. Шпаргалка по общей психологии
15. Понятие о направленности личности. Шпаргалка по общей психологииВикиЧтение
Шпаргалка по общей психологииРезепов Ильдар Шамильевич
Содержание
15. Понятие о направленности личности
Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида ( учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (И. Кант). При этом долг рассматривается абстрактно, вне реальных общественных требований.
Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы. Человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге – внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения.
В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других – личными потребностями и интересами, а в третьих – поступает определенным образом на основе чувств. Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной или научной деятельности, другие – в области искусства, а третьи – в общественной деятельности. Конечно, каждый при этом может исходить или из глубоко осознанного и прочувствованного долга – служить людям там, где он осознает наибольшую общественную пользу от своего труда, или из индивидуалистических побуждений, корысти и славы, карьеристских соображений.
Отсюда следует, что при анализе поведения и деятельности следует не только определить основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности, которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.
От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения, когда личность действует под влиянием внутренних побуждений или внешних стимулов, которые не осознаны, т. е. не взвешена их личная и общественная значимость, не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.
В качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы человека, его определенные морально-политические установки и идеалы как компоненты мировоззрения и убеждений, чувства и помыслы.
Изучение мотивов человека имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Одни, например, добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие – в силу сознания долга, а третьи – в интересах достижения карьеристских замыслов.
Все эти характеристики представляют различные уровни социального развития личности.
ЛЕКЦИЯ № 5.
Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролейЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно
Понятие структуры личности
Понятие структуры личности Человек, не прошедший подготовки по транзактному анализу, обычно актуально осознает только одну часть своей личности, считая именно ее всей своей личностью. Часто осознается еще одна часть личности, которую иногда называют внутренним голосом.
3. Понятие и структура личности
3. Понятие и структура личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Социально-психологические особенности лич-ностиВ процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга,
8. Понятие типологии личности
8. Понятие типологии личности Личность как общенаучный и житейский термин означает:1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или
Формы направленности личности
Формы направленности личности Самые простые – это влечения и желания. В основе влечения лежит деятельность на уровне основных инстинктов, присущих и высшим животным, и человеку. Отличием от животных являются их иное содержание и способы удовлетворения. Влечение,
33. Понятие личности преступника
33. Понятие личности преступника Личностью преступника в юридической психологии называют совокупность индивидуальных свойств, присущих человеку, совершающему или совершившему противоправный поступок (преступление), в котором проявляется антиобщественная
33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе
89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек».
Новорожденный ребенокОриентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс)
Ориентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс) Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу.
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В психологии существует множество определений личности. Задачей данного курса является лишь введение в эту труднейшую и богатейшую проблематику. Подробное изучение темы будет рассматриваться в курсе «Теории личности».В психологии применительно к
51. Понятие личности
51. Понятие личности Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т.
9.8. Возрастные изменения направленности личности
9.8. Возрастные изменения направленности личности В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например гуманистическую (общественную) или индивидуалистическую. При этом мотивы общественной
Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя»[42]
Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя»[42] Методика позволяет выявить значимость для учителя некоторых аспектов педагогической деятельности (склонность к организаторской деятельности, направленность на предмет), его потребность в общении,
§ 1.
Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства
Связь между личностью и предпочтительной теоретической ориентацией студентов-клиницистов
%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать 2016-09-15T13:03:51-07:002016-09-15T13:03:51-07:002016-09-15T13:03:51-07:00Appligent pdfHarmony 2.0uuid:9c537df4-a3e0-11b2-0a00-782dad0 00000uuid:9c541dde-a3e0-11b2-0a00-c0d9e758fd7fapplication/pdf
Личность — Психология личности
Введение
Личность определяется как уникальные поведенческие и когнитивные модели человека; ИЛИ, уникальный последовательный образец мышления, чувств и действий человека. Описывая личность, теоретики пытаются ответить на следующие вопросы.
- Свобода против детерминизма:
Определяется ли наше поведение силами, которые мы не можем контролировать, или мы свободны контролировать свое поведение? - Наследственность и окружающая среда:
Наша личность формируется исключительно генетикой, средой, в которой мы выросли, или и тем, и другим? - Уникальность против универсальности:
Являются ли люди уникальными или похожими по сравнению друг с другом? - Активный против реактивного:
Мы выбираем поведение по собственной воле или люди просто реагируют на окружающую среду? - Оптимистичный и пессимистичный:
Могут ли люди изменить свою личность или они должны принять себя такими, какие они есть, и остаться прежними?
Ключевые цифры и теории
Гордон Олпорт
Гордон Олпорт был американским психологом, который сосредоточился на личностях людей. Олпорта иногда называют основателем психологии личности. Он считал, что изучение личности можно охарактеризовать двумя способами. Первый, номотетический, относится к чертам и правилам личности, которые можно обобщить на большое количество и типы людей. Вторая, идиографическая психология, утверждает, что существуют характеристики, которые уникальны для человека. Таким образом, Олпорт попытался объяснить личность, отвечая на вопрос уникальности и универсальности.
Оллпорт разработал теорию черт личности. Он делал это, просматривая словарь и записывая любые термины, описывающие личность человека. Затем он разделил эти термины на 3 типа черт; кардинальные, центральные и второстепенные.
- Кардинальная черта — Это черта, которая доминирует в жизни, личности и поведении человека. Этот тип черт необычен, потому что люди обычно имеют более одной черты, которая определяет их жизнь.
- Центральная черта — Это черты, которые есть у всех в той или иной степени.
- Вторичная черта — Эти характеристики уникальны для человека.
Оллпорт также придумал слова генотип и фенотип. Генотип — это черта, которую человек имеет внутри себя, которая определяет его поведение по отношению к другим. Фенотипы — это наблюдаемые аспекты того, как человек относится к миру. Например, генотипы могут быть значениями, симпатиями или антипатиями. Фенотип человека с расстройством личности — это модель нарушенных или неадекватных отношений с другими людьми.
Карл Юнг
Карл Юнг был швейцарским психологом, наиболее известным благодаря анализу сновидений, но он также проиллюстрировал теорию личности. Как и Олпорт, Юнг также отвечает на вопрос уникальности и универсальности в своей теории.
Юнг полагал, что у всех есть определенные невыученные стремления или архетипы. Например, у архетипа матери есть стремление или потребность заботиться о других. Другими словами, архетип — это модель, прототип или стереотип, который используется как структурный компонент развивающейся личности. Вот некоторые примеры архетипов Юнга:
- Мать: кормит, успокаивает и лелеет.
- Самость: духовная связь со вселенной
- Тень: темная, неизвестная и загадочная часть
- Персона: публичная маска
- Ребенок: рождение и начало
- Трикстер: обман
- Пугало: изгой
- Мудрец: знание и руководство
- Герой: спасатель, чемпион
Зигмунд Фрейд
Фрейд разработал модель психики или личности, состоящую из Ид, Эго и Суперэго. Ид работает по принципу удовольствия — оно стремится избежать боли и увеличить удовольствие любой ценой. Она заставляет нас искать пищу, когда мы голодны, отдыхать, когда мы устали, и другие основные импульсы, обеспечивающие наше выживание.
Суперэго действует как моральная полиция и требует, чтобы мы действовали морально и социально приемлемым образом, независимо от обстоятельств. Это работает в прямом противоречии с Id. Эго работает как исполнитель психики, стремясь найти баланс между гедонизмом Ид и морализмом Суперэго.
Фрейд также считал, что на личность влияет материал, хранящийся в бессознательном. Его лечение заключалось в том, чтобы помочь людям сделать бессознательное сознательным, чтобы понять свои мотивы, стоящие за их эмоциями и поведением. Он ожидал, что, как только люди по-настоящему осознают себя, они смогут вносить изменения, чтобы улучшить свое функционирование.
Альфред Адлер
Альфред Адлер был австрийским психологом, который считал, что личность развивается не только благодаря внутренним, но и внешним процессам. Одним из внешних процессов, которые, по мнению Адлера, оказывали значительное влияние на развивающуюся личность, был порядок рождения. Например, у старшего ребенка могут быть лидерские способности, младший ребенок часто балуется, а средний ребенок может чувствовать себя вытесненным или игнорируемым.
Адлер предложил модель личности, определяющую определенные модели поведения. Эти паттерны были названы «получение/склонность», «избегание», «управление/доминирование» и «социально полезный». Тип получения / склонения — это эгоистичные личности, которые берут, но никогда или редко отдают. Избегающий тип личности не рискует и не любит много социального взаимодействия. Правящая / доминирующая личность сделает все, чтобы добиться своего, и может очень манипулировать. Наконец, социально полезная личность общительна и хочет делать что-то на благо других.
Роберт Клонингер
Роберт Клонингер охарактеризовал личность тремя измерениями темперамента и тремя типами черт. Он также разработал трехмерный личностный опросник (TPQ) для измерения этих параметров у людей.
Параметры темперамента:
- Избегание вреда: тревожный, пессимистичный или общительный, оптимистичный
- Поиск новизны: импульсивный, вспыльчивый против жесткого, вспыльчивого
- Зависимость от вознаграждения: теплота, поиск одобрения против холодности, отчужденность
- Настойчивость, то есть настойчивость, честолюбие и легкое разочарование (ПРИМЕЧАНИЕ: это 4-е измерение было добавлено позже)
Три типа черт:
- Самонаправленность: надежная, целеустремленная или обвиняющая, бесцельная
- Сотрудничество: терпимость, готовность помочь против предрассудков, мстительность
- Самопревосхождение: самозабывчивость, духовность против самосознания, материалистичность
Ганс Айзенк
Ганс Айзенк был британским психологом, изучавшим интеллект и личность. Его модель личности включала два измерения: экстраверсию (Е) и невротизм (Н). Он использовал эти два измерения на графике для классификации личности. С учетом этих двух факторов возможности личности можно разделить на 4 типа.
- Высокий уровень N и высокий уровень E = Холерический тип
- Высокий N и Низкий E = меланхоличный тип
- Low N и High E = тип Sanguine
- Low N и Low E = флегматический тип
http://intraspec.ca/images/eysenck.gif
Позднее было добавлено третье измерение психотизма.
Айзенк предположил, что интроверты внутренне стимулируются к движению, чем экстраверты. Поэтому экстраверты ищут больше внешней стимуляции, чем интроверты, чтобы сбалансировать свою систему, тогда как интроверты стараются держаться подальше от дополнительной стимуляции, чтобы не перегружаться.
Рэймонд Кеттелл
Рэймонд Кеттелл был британским и американским психологом, предложившим 16-факторную теорию личности. Эти 16 факторов представлены в следующей таблице.
Дескрипторы нижнего диапазона | Первичный фактор | Дескрипторы высокого диапазона |
---|---|---|
Безличный, отдаленный, хладнокровный, сдержанный, отстраненный, формальный, отчужденный ( Шизотимия ) | Тепло (А) | Теплый, общительный, внимательный к другим, добрый, легкий на подъем, участвующий, любит людей ( Аффектимия ) |
Конкретное мышление, более низкие общие умственные способности, меньший интеллект, неспособность решать абстрактные задачи ( Низкие учебные умственные способности ) | Рассуждение (Б) | Абстрактное мышление, более умный, сообразительный, более высокие общие умственные способности, быстрая обучаемость ( Высшие учебные умственные способности ) |
Эмоционально реактивный, изменчивый, поддающийся чувствам, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивающийся ( Низкая Сила Эго ) | Эмоциональная стабильность (К) | Эмоционально стабильный, адаптивный, зрелый, спокойно смотрит в глаза реальности ( Высшая сила эго ) |
Почтительный, сотрудничающий, избегающий конфликтов, покорный, смиренный, послушный, легко управляемый, послушный, уступчивый (Покорность) | Доминирование (Э) | Доминантный, сильный, напористый, агрессивный, конкурентоспособный, упрямый, властный ( Доминирование ) |
Серьезный, сдержанный, расчетливый, неразговорчивый, задумчивый, молчаливый ( Desurgency ) | Живость (Ж) | Живой, оживленный, спонтанный, восторженный, счастливый, веселый, выразительный, импульсивный ( Surgency ) |
Целесообразный, несоответствующий требованиям, игнорирующий правила, потворствующий своим желаниям ( Низкая сила суперэго ) | Правило-Сознание (G) | Сознательный по правилам, послушный, добросовестный, конформный, моралистичный, уравновешенный, связанный правилами ( Высокая Сила Супер Эго ) |
Застенчивый, чувствительный к угрозам, робкий, нерешительный, запуганный ( Threctia ) | Социальная смелость (H) | Социально смелый, предприимчивый, толстокожий, раскованный ( Пармия ) |
Утилитарный, объективный, несентиментальный, упрямый, уверенный в себе, серьезный, грубый ( Harria ) | Чувствительность (I) | Чувствительный, эстетичный, сентиментальный, нежный, интуитивный, утонченный ( Премия ) |
Доверчивый, ничего не подозревающий, принимающий, безусловный, легкий ( Alaxia ) | Бдительность (Л) | Бдительный, подозрительный, скептический, недоверчивый, оппозиционный ( Protension ) |
Приземленный, практичный, прозаический, ориентированный на решение, устойчивый, традиционный ( Praxernia ) | Абстрагированность (М) | Абстрактные, с богатым воображением, рассеянные, непрактичные, поглощенные идеями ( Аутиа ) |
Прямолинейный, искренний, бесхитростный, открытый, бесхитростный, наивный, непритязательный, вовлеченный ( Бесхитростность ) | Конфиденциальность (Н) | Частный, сдержанный, неразглашающий, проницательный, изысканный, мирской, проницательный, дипломатичный ( Проницательность ) |
Уверенный в себе, беззаботный, самодовольный, безопасный, свободный от чувства вины, уверенный в себе, самодовольный ( Безмятежный ) | Задержание (О) | Опасения, сомнения в себе, беспокойство, склонность к вине, неуверенность в себе, беспокойство, самобичевание ( Склонность к вине ) |
Традиционный, привязанный к знакомым, консервативный, уважающий традиционные идеи ( Консерватизм ) | Открытость к изменениям (Q1) | Открытый к изменениям, экспериментальный, либеральный, аналитический, критический, свободомыслящий, гибкий ( Радикализм ) |
Групповой, аффилиативный, зависимый от присоединяющегося и последователя ( Групповая приверженность ) | Самообеспечение (Q2) | Самостоятельный, одинокий, находчивый, индивидуалистичный, самодостаточный ( Самодостаточность ) |
Терпит беспорядок, нетребовательна, гибка, недисциплинирована, вялая, конфликтная, импульсивная, небрежно относится к социальным правилам, неконтролируемая ( Низкая интеграция ) | Перфекционизм (Q3) | Перфекционист, организованный, компульсивный, самодисциплинированный, социально корректный, требовательный к силе воли, самоконтроль, сентиментальный ( Высокий контроль самооценки ) |
Расслабленный, спокойный, спокойный, апатичный, терпеливый, собранный, низкий драйв ( Низкое эргическое напряжение ) | Напряжение (Q4) | Напряженный, энергичный, нетерпеливый, ведомый, расстроенный, переутомленный, зацикленный на времени. ( Высокое эргическое напряжение ) |
Первичные факторы и дескрипторы в модели 16 личностных факторов Кеттелла (адаптировано из Conn & Rieke, 1994). |
источник: http://en.wikipedia.org/wiki/16_Personality_Factors
Иван Павлов
Иван Павлов был русским психологом, который разработал теорию классического обусловливания для описания поведения. Его теория поддерживает поведенческий подход к личности и утверждает, что люди просто реагируют на данные им условия и не выбирают сознательно какое-либо поведение. Его теория касается вопроса активности и реактивности.
Павлов на самом деле был врачом, который изучал работу желудка у собак, исследуя их слюну при различных условиях кормления. Во время некоторых своих экспериментов Павлов заметил, что у собак начиналось выделение слюны еще до того, как им давали пищу. В ходе дальнейшего расследования Павлов обнаружил, что у собак выделялось слюноотделение в ответ на звук механизма, доставляющего пищу. Павлов понял, что происходит что-то «необычное», потому что он знал, что собаки не выделяют слюну инстинктивно в ответ на звук.
После дальнейшего расследования Павлов понял, что собаки «узнали», что каждый раз, когда они слышат этот звук, их собираются покормить. Это «сопряжение» стимула, который естественным образом вызвал биологическую реакцию, с другим стимулом, который рефлекторно не вызвал реакции, составляет сущность классического обусловливания. Жизненно важной частью является сочетание двух стимулов, которое предшествует обусловливанию рефлекторной реакции на нейтральный стимул.
Однако условные реакции не являются постоянными. В ходе дальнейшего расследования Павлов обнаружил, что после того, как несколько раз звонили в колокольчик, не давая собакам еды, собаки заново узнавали, что звонок больше не связан с кормлением. Этот процесс называется угасанием. Если условная реакция больше никогда не сочетается с нейтральным стимулом, условная реакция ослабевает, а затем исчезает.
Б. Ф. Скиннер
Б. Ф. Скиннер также был бихевиористом, однако, в отличие от Павлова, который считал поведение непроизвольной реакцией на окружающую среду, Скиннер считал поведение произвольным. Скиннер проиллюстрировал эту концепцию своей теорией оперантного обусловливания. Эта теория утверждает, что люди ведут себя так, потому что их за это подкрепляют или наказывают.
Подкрепление — это то, что увеличивает вероятность продолжения поведения. Наказание — это то, что снижает вероятность того, что поведение будет продолжаться. И подкрепление, и наказание бывают двух типов: положительные и отрицательные. Обычно, когда мы слышим слово «негатив», мы думаем, что это что-то плохое. Однако в этом случае отрицательный просто означает, что что-то было убрано. Положительный означает, что что-то было добавлено. Следующая таблица иллюстрирует эту взаимосвязь.
Усиление | Наказание | |
Положительный | Что-то добавлено к увеличить вероятность того, что поведение произойдет | Что-то добавлено к уменьшено вероятность возникновения поведения |
Отрицательный | Что-то убрали до увеличили вероятность того, что поведение произойдет | Что-то убирается до уменьшается вероятность того, что поведение произойдет |
Примером мощного отрицательного подкрепления является крик ребенка. Звук настолько раздражает, что многие взрослые дадут ребенку все, что он или она хочет, чтобы прекратить крик. Ребенок перестанет кричать (уберет пронзительный звук), когда взрослый даст ему или ей конфету (повышает вероятность того, что такое поведение произойдет). Дети используют эту технику со взрослыми каждый день. Не нужно быть психологом, чтобы понять, как изменить поведение!
Альберт Бандура
Альберт Бандура был психологом, наиболее известным своей теорией социального обучения. Основная идея теории социального научения состоит в том, что люди учатся, наблюдая за действиями других людей, а затем копируя их поведение. Это называется моделированием. Бандуру также можно рассматривать как теоретика, ориентированного на «воспитание». В ответ на вопрос о том, являются ли наши личности результатом генетики или нашей среды, он сказал бы, что мы действуем так, как мы поступаем, потому что нас воспитывают так поступать.
Джон Холланд
Джон Холланд разработал модель 6 типов личности, которая в основном используется в профориентации. Эти 6 типов личности: Реалистичный, Исследовательский, Артистичный, Социальный, Предприимчивый и Обычный.
- Реалистичный : любит работать с животными, инструментами, машинами, практичен и реалистичен.
- Следователь : любит математику, науку, точен и интеллектуален.
- Артистичный : любит творческую деятельность, очень артистичен, экспрессивен и избегает повторений.
- Социальный : любит помогать и находиться среди людей. Надежен, дружелюбен и любит решать социальные проблемы.
- Предприимчивый : любит продавать вещи, заниматься политикой и другими руководящими должностями, но не увлекается аналитической деятельностью.
- Обычный : любит работать с числами и структурированными действиями.
источник: https://edtechvision.wikispaces.com/file/view/Holland03Jobs. gif
Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу был психологом-гуманистом, который считал, что личность основана на удовлетворении потребностей выживания и других потребностей. Его теория отвечает на вопрос об уникальности и универсальности, потому что выявленные им потребности универсальны для всех людей. Потребности, которые он определил, были физиологическими, потребность в безопасности, потребность в принадлежности, уважении и самоактуализации.
- Физические потребности: пища, вода, сон
- Охрана/безопасность: убежище, безопасная среда
- Принадлежность и любовь: друзья, семья и близость
- Уважение: уважение, самоуважение, признание
- Самореализация: реализация полного потенциала человека
Он организовал эти потребности в треугольник, который назвал Иерархией Потребностей. Маслоу считал, что у всех людей есть врожденное желание или стремление к самореализации; однако люди удовлетворяли свои потребности в соответствии с определенным порядком или иерархией. Наиболее важными для жизни потребностями являются те, которые обеспечивают физическую поддержку, такие как пища, вода и кров.
Маслоу заявил, что люди должны были удовлетворить эти основные потребности, прежде чем другие потребности, такие как уважение и принадлежность, могли быть удовлетворены. Следовательно, личность может быть отчасти охарактеризована пониманием того, где на карте потребностей находится человек. Например, если человек тратит большую часть своего времени на удовлетворение физических потребностей, его личность не будет отражать потребности или ценности интимных отношений, потому что эта потребность расположена выше в треугольнике.
Карл Роджерс
Карл Роджерс также сосредоточился на вопросе уникальности и универсальности. В отличие от Маслоу, который поддерживал универсальность, Роджерс поддерживал уникальность человека. Его метод называется «клиент-центрированным» из-за его сосредоточенности на личности. Роджерс считал, что клиенты являются экспертами в своей жизни и имеют ответы, необходимые им для решения их собственных проблем, но им просто нужна поддержка, чтобы осознать этот факт.
Роджерс считал, что все, что нужно сделать терапевту, — это обеспечить безусловное положительное отношение, т. е. принять чувства клиента без оговорок и суждений, и клиент сможет полагаться на свои внутренние силы и личность для решения проблем.
Мейер Фридман и Рэй Розенман
Фридман и Розенман ввели термины личности типа А и типа Б. Личность типа А представляет собой набор поведенческих черт, благоприятствующих достижениям, соперничеству, срочности, нетерпению и враждебности. Исследователи обнаружили, что характеристики типа А коррелируют с более высоким риском сердечных заболеваний у этих людей. Напротив, люди с типом личности В расслаблены, терпеливы и спокойны.
Существует несколько различных тестов, которые психологи используют для оценки личности. Вот несколько наиболее популярных инвентаризаций личности.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ): Этот тест состоит из серии карточек с разными картинками. Цель состоит в том, чтобы человек рассказал историю о том, что, по его мнению, происходит на картинке. Предполагается, что человек будет «проецировать», то есть будет использовать изображение, чтобы рассказать о том, что произошло или имеет для него значение.
Роршах: Эта оценка состоит из серии неоднозначных чернильных пятен, и психолог спрашивает пациента, что он или она видит в чернильных пятнах. Это похоже на то, когда вы смотрите на облака в небе и говорите о том, как они выглядят. Подобно ТАТ, предполагается, что человек «проецирует» свои проблемы, трудности или заблуждения на картинку.
MMPI II: Миннесотский многоэтапный личностный опросник — это длинный тест, состоящий из более чем 500 утверждений, таких как «Я слышу то, что другие люди не могут слышать». На каждый вопрос можно ответить как верно, так и неверно. Результаты представлены по 10 шкалам. Эти шкалы представлены в следующей таблице:
Номер | Аббревиатура | Описание | Что измеряется | Кол-во позиций |
---|---|---|---|---|
1 | Гс | Ипохондрия | Обеспокоенность телесными симптомами | 32 |
2 | Д | Депрессия | Симптомы депрессии | 57 |
3 | Хай | Истерия | Осведомленность о проблемах и уязвимостях | 60 |
4 | ПД | Психопатическое отклонение | Конфликт, борьба, гнев, уважение к общественным правилам | 50 |
5 | МФ | Мужественность/Женственность | Стереотипные мужские или женские интересы/поведение | 56 |
6 | Па | Паранойя | Уровень доверия, подозрительности, чувствительности | 40 |
7 | Пт | Психастения | Беспокойство, Беспокойство, напряжение, сомнения, навязчивость | 48 |
8 | Sc | Шизофрения | Странное мышление и социальное отчуждение | 78 |
9 | Ма | Гипомания | Уровень возбудимости | 46 |
0 | Си | Социальная интроверсия | Ориентация на людей | 69 |
Источник: http://en. wikipedia.org/wiki/Minnesota_Multiphasic_Personality_Inventory
Индикатор типа Майерс-Бриггс: эта оценка также используется в профориентации и является еще одним личностным опросником, который измеряет личность в соответствии с 4 дихотомиями. Это интроверсия (I) против экстраверсии (E), ощущение (S) против интуиции (N), мышление (T) против чувства (F) и суждение (J) против восприятия (P). Существует 16 возможных комбинаций с использованием этих дихотомий. Дэвид Кирси назвал эти возможные типы личности в следующей таблице:0007
IS I T E J | IS I F E J | IN I F E J | IN I T E J |
Инспектор | Протектор | Советник | Вдохновитель |
IS E T I P | IS E F I P | IN E F I P | IN E T I P |
Крафтер | Композитор | Целитель | Архитектор |
ES E T I P | ES E F I P | EN E F I P | ЕН Е Т И П |
Промоутер | Исполнитель | Чемпион | Изобретатель |
ES I T E J | ES I F E J | EN I F E J | EN I T E J |
Супервайзер | Провайдер | Учитель | Фельдмаршал |
источник: http://en. wikipedia.org/wiki/Myers-Briggs_Type_Indicator
Следующие расстройства представляют собой нездоровые модели поведения, требующие лечения. Обычно эти расстройства не «излечиваются» сами по себе, однако людей, страдающих расстройствами личности, можно научить навыкам преодоления трудностей, которые помогут им справляться со своими симптомами. Расстройства личности подразделяются на 3 группы симптомов; А, В и С.
Кластер А: эти расстройства состоят из странного, эксцентричного мышления или поведения
- Параноидальное расстройство личности
- Шизоидное расстройство личности
- Шизотипическое расстройство личности
Кластер B: эти расстройства состоят из драматических, чрезмерно эмоциональных мыслей или поведения.
- Антисоциальное расстройство личности
- Пограничное расстройство личности
- Истерическое расстройство личности
- Нарциссическое расстройство личности
Кластер C: эти расстройства состоят из тревожного, боязливого мышления или поведения.