Понятие о деятельности внешняя и внутренняя деятельность: 9.2.2. Понятие внутренней деятельности

Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации

12.07.2012

В процессе обсуждения положений теории деятельности могло создаться впечатление, что речь идет о внешней практической деятельности человека. Фактически так оно и есть, так как именно с анализа внешней практической деятельности началась разработка теории деятельности.

Существует ли «внутренняя» деятельность? И если да, то что такое «внутренняя деятельность» человека?

Представим содержание той работы, которая называется «умственной», которой человек занимается постоянно. Всегда ли это мыслительный процесс, т. е. решение интеллектуальных и научных задач? Нет, не всегда. Часто умственная работа носит характер размышлений, во время которых человек как бы проигрывает предстоящие действия. «Проигрывание» действий в уме входит и в обдумывание поступков (поступок — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений).

Что человек делает, когда думает как поступить? Представляет какое-то действие свершившимся и смотрит на его следствия. По ним он и выбирает тот поступок, который ему кажется наиболее подходящим.

Зачастую функция внутренней работы заключается в том, что она подготавливает внешние действия,экономизирует условия, дает возможность субъекту выбрать нужные действия, возможность избежать грубых ошибок.

В отношении таких форм активности субъекта теория деятельности выдвигает 2 тезиса:
Во-первых, подобная активность — это деятельность, которая имеет то же строение, что и внешняя, но отличается от нее формой протекания. Внутренняя деятельность как и внешняя побуждается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Психофизиологические функции в организации внутренней деятельности выполняют ту же роль, что и во внешней деятельности.

Разница состоит в том, что в случае внутренней деятельности, действия совершаются не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального материального продукта получается умственный, воображаемый результат.

Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации (Пиаже, Жане, Валлон, Брунер).

Определение. Интериоризацией называется переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания.

В результате интериоризации внешние процессы подвергаются специфической трансформации — обобщаются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. При этом отдельные действия и операции могут выпадать вовсе.

Однако передать средство, способ выполнения какого-либо процесса невозможно иначе, как во внешней форме — в форме действия или в форме внешней речи. Таким образом высшие специфические человеческие процессы могут родиться во взаимодействии человека с человеком, т. е. как интерпсихологические, и лишь затем начинают выполняться самостоятельно. При этом некоторые из них утрачивают свою исходную внешнюю форму, превращаясь в интрапсихологические.

Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное переплетение. Физический труд все более «интеллектуализируется» и требует выполнения сложнейших умственных действий и, наоборот, труд исследователя наполняется процессами, которые по своей форме являются внешними действиями. Такое единение описывается не только понятием интериоризации внешней деятельности. Оно необходимо предполагает существование переходов в противоположном направлении от внутренней к внешней деятельности. Это процесс экстериоризации.

Определение. Экстериоризации — процесс порождения внешней деятельности на основе ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней деятельности человека.

Сами переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение.

Если вновь вернуться к макроструктуре деятельности, то фактически ее можно было бы определить следующим образом:

  1. потребность
  2. мотив
  3. цель
  4. действие
  5. операция
  6. психофизиологические функции.

Очень заманчиво отличать одну деятельность от другой, сравнивая их но целям, действиям и операциям. Однако, главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различении их предметов. Ведь именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. Таким образом мы вновь возвращаемся к понятию мотива, но это уже тема следующего практического занятия.

Ключевые слова: Деятельность

Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Сущность деятельности руководителя

Трусь А.А., Психология управления

Связь мышления с логикой, практической деятельностью и личностью

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Влияние стрессов на деятельность

Психология: учебное пособие: в 2 т.

Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск :…

Темперамент и деятельность

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Деятельность и активность

Петровский В.А., Психология неадаптивной активности

Общая психологическая характеристика деятельности

Маклаков А. Г. — Общая психология

Основные признаки совместной деятельности

Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности

Структура личности в деятельностном подходе

Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь

КАТЕГОРИИ:

Главная
Случайная страница
Познавательное

Новые статьи
Контакты


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

12Следующая ⇒

Деятельность – это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объектив­ные) и внутренние психические (субъективные) компо­ненты. По своей сущности они представляются абсолют­но разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и меха­низм их связи.

Внешние и внутренние компоненты деяте­льности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов деятельности осуществля­ются реальные контакты человека с предметами и явлени­ями окружающего мира, их преобразование, воссоздание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деяте­льности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной дея­тельности соотношение внутренних и внешних компо­нентов может быть разным. В зависимости от этого выде­ляют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую).

Примером внешней деятель­ности может служить любой физический труд.

Учебная де­ятельность является примером внутренней деятельности.

Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существо­вание у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует. Деятельность человека обладает способностью к раз­витию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергети­ческие затраты, трансформируется структура, сокращает­ся количество ошибочных действий, изменяется их после­довательность и оптимальность. Одновременно происхо­дит изменение соотношения внешних и внутренних ком­понентов деятельности: внешние компоненты сокраща­ются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преоб­разование деятельности по форме.

Из внешней, практиче­ской и развернутой во времени и пространстве, она стано­вится внутренней, психической и сокращенной (сверну­той). Этот процесс в психологии называется интериоризацией.
Именно таким образом происходит порождение и развитие психики – на основе преобразования деятельно­сти. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. По­этому она легко трансформируется и выражается во внеш­них компонентах. Переход внутренних компонентов дея­тельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой прак­тической деятельности. Например, мысль, как психиче­ское образование, может легко преобразоваться в практи­ческое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности лю­бые психические явления (процессы, свойства, состоя­ние): намерения, цели, мотивы, различные познаватель­ные процессы, способности, эмоциональные пережива­ния, черты характера, самооценку и т. д. Но для этого не­обходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.

По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией чело­века. Иначе говоря, он получает ее не по законам генети­ки как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуаци­ях, социально принятым способом удовлетворять свои потребности и т. д. Именно в ходе освоения различных видов деятельности он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выпол­нении человек прямо или косвенно соотносится с дру­гими людьми, которые выступают как ее содеятели и со­участники. Особенно ярко и отчетливо это прослежива­ется в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда сопри­сутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

 

 

12Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 9486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Внутренняя деятельность

  1. Администрирование Oracle Field Service Cloud
  2. Настройка Oracle Field Service Cloud

Просмотр типов внутренних действий

Внутренние действия — это действия, не связанные с клиентами, которые ресурс выполняет в рамках своих повседневных обязанностей. Внешняя деятельность — это деятельность, при которой требуются ресурсы для поездок для выполнения определенного типа услуг.

Для многих ресурсов их первым действием может быть посещение склада. Примерно в середине смены будет обед. Последнее действие также может быть складским, выполняя свои задачи на конец дня. Это пример того, как внутренняя деятельность является частью ежедневных обязанностей ресурса.
  1. Щелкните Конфигурация.

  2. В разделе «Ресурсы, действия, запасы» щелкните «Типы действий».

    Появится экран «Типы активности». Внутренние действия перечислены под заголовком Внутренние. Цвета обозначают цвета, используемые в представлении «Время», «Список» и «Карта».

  3. Прокрутите вниз, чтобы просмотреть типы действий различных групп.

Добавить массовое действие

Когда вы создаете операцию для одного ресурса, которую хотите использовать для других ресурсов, вы можете создать массовую операцию . Например, если все технические специалисты должны посещать обучение, вы добавляете массовое мероприятие.

  1. Добавьте действие к ресурсу, как обычно.

  2. Заполните поля «Примечания к действию», «Позиция в маршруте», «Длительность», «Начало SLA», «Конец SLA» и «Временной интервал».

  3. Щелкните Массовая активность.

    Флажок Массовая активность отображается только для тех видов активности, для которых он настроен.

  4. Щелкните Добавить новый.

    Отобразится дерево ресурсов.

  5. Выберите ресурсы, которые вы хотите включить в это действие.

  6. Нажмите OK.

    Действие назначено всем выбранным ресурсам.

Добавить повторяющиеся действия к маршруту ресурса

Вы можете добавить действия к маршруту ресурса, которые повторяются в течение определенного периода времени. Примеры повторяющихся действий включают встречи и обеденные перерывы.

  1. В дереве ресурсов выберите ресурс, которому вы хотите назначить действие.

  2. Щелкните значок шестеренки и выберите Добавить действие.

    Появится экран Добавить действие [имя ресурса].

  3. Заполните эти поля:

  4. Нажмите OK.

    Действие добавлено к маршруту ресурса.

Оповещения об активности

Вы видите предупреждающие сообщения при перемещении активности. Эти сообщения помогут вам в этом процессе. Доступны следующие оповещения:

Оповещение о сверхурочных работах: Это оповещение уведомляет вас о том, что расчетное время завершения операции превышает конец рабочего дня ресурса.

Предупреждение о несоответствии мягких навыков: Это предупреждение отображается, когда вы перемещаете действие на ресурс, который не имеет предпочтительного уровня квалификации для навыка действия.

Рабочий навык Предупреждение о несоответствии: Это предупреждение отображается, когда вы перемещаете действие на ресурс, который не имеет требуемого и предпочтительного уровня квалификации навыка действия. В зависимости от ваших настроек предупреждение о несоответствии рабочих навыков либо запрещает вам перемещать действие, либо дает вам возможность переместить его или отменить перемещение.

Оповещение о запрете перемещения: Это оповещение отображается, когда вы пытаетесь переместить тип действия, которому не разрешено перемещаться между ресурсами. Типы активности настраиваются на странице Добавить тип активности.

Внешняя деятельность по сравнению с внутренней деятельностью – знание этого может существенно повлиять на эффективность ваших переналадок

Переналадки необходимы для того, чтобы мы могли удовлетворить различные потребности клиента. Сокращение времени на перенастройку является ключом к тому, насколько быстро мы можем реагировать на потребности клиентов. Кроме того, быстрая переналадка означает меньшее время простоя, что приводит к большей эффективности, производительности и количеству деталей!

Как достигается быстрое переключение? Все начинается с отождествления внешней и внутренней деятельности.

Любая деятельность, выполняемая при работающем оборудовании/машине, называется внешней деятельностью.

Любая деятельность, которая должна выполняться при выключенном оборудовании/машине, называется внутренней деятельностью.

Рассмотрим пример:

Процесс: Стирка одежды в стиральной машине

Машина: Стиральная машина

Как вы думаете, загрузка одежды в машину — это внешнее или внутреннее действие?

Чтобы узнать это, вам нужно спросить, может ли стиральная машина работать, пока вы загружаете белье? Точно нет! Следовательно, это внутренняя деятельность.
Источник изображения: Swathi Mohan

Теперь представьте, что вы делаете пончики.

Процесс: Жарка пончика

Оборудование: Фритюрница

Делать дырку в пончике — это внешнее или внутреннее действие?

Опять же, нам нужно спросить, можно ли сделать отверстие при работающей фритюрнице? Да мы можем. Тогда это внешняя деятельность.
Источник изображения: Swathi Mohan

Эту концепцию можно распространить на машину при выполнении переналадки. Какие действия можно выполнять, пока машина еще работает и изготавливает детали? Эти действия необходимо определить и выполнить до или после переключения, чтобы оптимизировать время простоя машины.

Перспектива внутренней и внешней деятельности должна быть разработана в каждой функции организации, участвующей в переходе. Например, специалисты по наладке должны знать, что они должны выполнить все подготовительные работы (подготовку) перед выключением машины для переключения. Линейный руководитель должен понимать разницу между внутренней и внешней деятельностью, чтобы дать техническому специалисту достаточно времени для подготовки к переключению. Оператор должен уметь различать внешние и внутренние действия, чтобы он был готов сделать первую хорошую деталь сразу после завершения внутренних действий. Матрица ответственности, указывающая, кто несет ответственность, подотчетен и кто должен поддерживать деятельность, может быть очень полезна для достижения этой цели.

Какие действия в текущем процессе перехода вы преобразуете во внешние действия? Комментарий ниже или в сообщении LinkedIn.

Свати Мохан

Свати Мохан — востребованный эксперт по непрерывному совершенствованию с более чем 12-летним опытом работы в производственной отрасли. Обладатель черного пояса по методологии Lean Six Sigma и очень влиятельный преподаватель для взрослых. Анализ первопричин, методология решения проблем Toyota, внедрение бережливых систем и комплексное техническое обслуживание — вот некоторые из областей ее компетенции. Не стесняйтесь связаться с ней, чтобы получить помощь в решении ваших операционных проблем.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts