Понятие о личности: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий

Содержание

4.1. Понятие о личности. Антропология [Учебное пособие]

4.1. Понятие о личности

Сегодня в науке слово «личность» означает особое качество или характеристику человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. Следовательно, понятие личности обозначает особый способ существования человека – как члена общества, представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строгом научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека.

Развитие личности представляет собой процесс вхождения индивида в определенную социокультурную сферу, т. е. в определенное сообщество, обладающее сложной социальной структурой, иерархией членов и групп сообщества, обладающее установившимися правилами и нормами поведения.

В процессе становления личности человек проходит фазы:

адаптации (на ранних этапах развития) – связана с процессами относительно бесконфликтного усвоения социальных ценностей, правил и норм поведения;

индивидуализации – происходит развитие генетически заложенных факторов личности;

интеграции индивидуальных черт и социальных норм.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», т. е. комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам.

Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса. Роль – это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности – способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т. е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человеку в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция – это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность – это субъект, свободно определяющийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и во времени истории.

Однако занять позицию в отношениях с другими раз и навсегда невозможно. В каждой точке существования вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. А потому личность – это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность есть способ действия, образ бытия; это субъект поступания.

Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Личность есть специфический способ существования человека, но не обязательный. Личностным способом человек может и не жить: он может жить, например, индивидным (в патологии), субъектным способом, душевными пристрастиями и влечениями.

Личность может утверждать себя и на негативных нормах и ценностях, существующих в человеческой культуре. Потому личность нельзя рассматривать только с положительным знаком. Особенно наглядно это проявляется в так называемых исторических личностях. Среди них много героев и прогрессивных деятелей, но и немало злодеев и темных личностей.

Пространство личности – это пространство социального поведения человека, его поступки, т. е. личность проявляется и формируется через поступки. Психологические образования личности, обеспечивающие человеку возможность совершать поступки, позволяющие ему осуществить акт свободного, самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать собственную позицию, составляют особый уровень и особую структуру субъективности. С этой точки зрения субъектность человека, способности и механизмы его душевной жизни входят в психологические образования личности в качестве их особых предпосылок.

Характер также неотделим от личности, поскольку реализует главные жизненные устремления человека. Принципиальная общность личности и характера проявляется в присущей им совокупности основных жизненных отношений человека. Различия же проявляются в том, что личность определяет специфику позиции человека, мотивов и смыслов его социального действия, нравственных ориентиров, на которых оно строится, в то время как характер по преимуществу определяет способы действия, способы достижения намеченных целей. На личностном уровне человек должен преодолевать недостатки своего характера: личность в своем развитии «снимает характер».

Личность – это субъект (распорядитель, инициатор) социального поведения и в этом качестве включает в себя основные субъектные структуры. Определяя личность человека, С. Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место поэтому в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей, и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности».

Действительно, личность человека представляет собой особое измерение, которое получает человек как субъект общественных отношений и деятельности.

Таким образом, ведущим компонентом в структуре личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивых мотивов, определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы. И вместе с тем для описания психологии личности используются понятия, отражающие факт включенности субъекта в социальные связи и отношения, описывающие человека как социокультурную реальность. Это такие понятия, как личностные ценности, личный выбор, моральность личности, самостоятельность, ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности, личный характер, перспективы, цели личности, личное время и т.

 д.

Понятие личностных ценностей связывают с освоением конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных ценностей, или

ценностных ориентаций личности.

Основное содержание ценностных ориентаций личности составляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми. Развитые ценностные ориентации – признак зрелой личности, показатель меры ее социальности, степени вхождения индивида в общественно-социальные учреждения и общности. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования.

Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков.

Они влияют на процесс личностного выбора. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки своих поступков, честного ответа перед самим собой о мотивах своего социального поведения. Человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, которые получат социальную оценку, заранее принимает на себя ответственность за последствия этих действий.

Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характеристики человека как личности. Самостоятельность действия – это действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы, без обращения к подсказке другого, к авторитету. С этой точки зрения личностный поступок обдумывается человеком наедине с собой, обсуждается в диалоге с внутренним собеседником, со своим «Я». Ответственность – это способность человека отвечать за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой.

В межличностном взаимодействии хорошо различима эта характеристика поведения человека. Человек, признающий свою ошибку, вызывает уважение других. Напротив, стремление уйти от ответа за совершенные действия однозначно оценивается другими как внутренняя слабость, личностная недоразвитость, а нередко и безнравственность.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали. Поэтому личность – это моральная категория. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обществе, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотношений: так принято поступать, а так не принято в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности, которая предполагает ориентацию на частные, исторические конкретные оценки других, сообщества. Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения принятым в данном сообществе и разделяемым им самим требованиям морали переживается в эмоции стыда. Стыд переживается как неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя.

Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Сообщество признает за индивидом право быть личностью, быть способным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т. е. быть субъектом социального поведения. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

Становление, формирование личности осуществляется в трех сферах: в деятельности, общении, самосознании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Совет 45 Понятие об эволюции

Совет 45 Понятие об эволюции Солнечная система – наш общий дом Эволюция – понятие непростое, нешуточное. Это одна из форм движения: непрерывные, постепенные перемены, приводящие к качественным сдвигам в развитии личности, общества или всей природы. Ну мыслимо ли

4.1. Общее понятие о музыкальном мышлении

4.1. Общее понятие о музыкальном мышлении Познание объективной действительности, начинаясь с ощущения и продолжаясь в восприятии, переходит к мышлению. Мышление, выходя за пределы чувственных данных, расширяет границы познания и углубляет его. Оно соотносит данные

1.1. Понятие «школьная неуспеваемость» в современной науке

1.1. Понятие «школьная неуспеваемость» в современной науке В трудах многих классиков педагогики прослеживается тенденция разностороннего подхода к анализу причин неуспеваемости школьников и намечаются различные пути ее преодоления и предупреждения.Изучением

2.1. Понятие конфликта

2.1. Понятие конфликта Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.Другой подход

3.1. Понятие внутриличностного конфликта

3.1. Понятие внутриличностного конфликта Внутриличностный конфликт это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться,

Лабораторно-практическое занятие 2 Тема: «Понятие и типология конфликтов»

Лабораторно-практическое занятие 2 Тема: «Понятие и типология конфликтов» Задание 1. Проанализируйте определения конфликта и дайте им свою оценку. Укажите, с чем согласны и что вас не устраивает в том или ином определении; в чем состоит сходство и различие

1.

1. Понятие об антропогенезе

1.1. Понятие об антропогенезе Этап эволюционных процессов происхождения и формирования человека обычно обозначают понятием «антропогенез». Антропогенетические знания представляют собой разнородную совокупность сведений о первобытном человеке.Уже в глубокой

2.1. Понятие о человеке как индивиде

2.1. Понятие о человеке как индивиде Человек в качестве индивида предстает в своих природных, биологических особенностях как человеческий организм. В основе понятия индивида, по Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему

3.1. Понятие о человеке как субъекте

3.1. Понятие о человеке как субъекте Другая проекция человека – это его существование как субъекта. Б. Г. Ананьев указывал на такие субъективные проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как субъект

4.3. Понятие человеческой индивидуальности

4.3. Понятие человеческой индивидуальности Особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях

Известные личности

Известные личности Исторические, духовные и государственные деятели Богатейшая история Табасарана дала огромную плеяду великих личностей, выдающихся учёных-арабистов, просветителей, философов, общественных и политических деятелей, спортсменов, которые прославляют

Понятие «интенсификации» обучения в методе Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ

Понятие «интенсификации» обучения в методе Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ Обучение иностранным языкам по системе Г. А. Китайгородской, которое получило название метода «Активизации возможностей личности и коллектива», во многом повторяет систему Г. Лозанова (только на

Откуда взялось понятие об интроверсии?

Откуда взялось понятие об интроверсии? Посеянное семя внушает надежду. Неизвестный автор С незапамятных времен люди пытались разгадать тайну человеческого характера. Уже во времена Гиппократа греки заметили, что поведение человека распадается на определенные

Человек как личность. Понятие личности в философии

Понятие личности является одним из основных понятий философской антропологии. Личностью обладает только человек, и никто более в материальном мире. В процессе раскрытия сущности философского отношения «универсум – человек», понимание особенностей личности и ее качеств будет играть важную роль, т. к. оно позволяет понять, почему мир природы так сильно отличается от мира человека, и почему он остается человеческим лишь на основе сохранения разнообразия индивидуальных различий между людьми. 

Основы понятия личности

В истории философии и науки проблема личности является одной из самых многогранных. Каждая из наук понимает природу и суть личности по своему – такой подход присущ всем наукам, педагогике и психологии, политологии и социологии, геронтологии и ювенологии, истории и остальным социальным и гуманитарным наукам.

Философия изучает личность сквозь призму универсальности, всеобщности в системе отношений «универсум – человек», в то время как другие науки трактуют личность с позиции узкой специальности, исходя лишь из предмета собственного исследования.

С объективной точки зрения личность человека формируется, складывается, развивается и функционирует в обществе. Личность является мерой человека в качестве субъекта общественных и социальных отношений, мерой индивидуальности и проявлением персональности. Сущность человека – это не абстракт, который свойственен лишь отдельным индивидам. Как полагал К. Маркс, сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Личность человека формируется под воздействием системы общественных отношений, в которых он существует (в соответствии со сферами жизни общества). Эти отношения являются предметными и определяются человеческой целеполагающей деятельностью. В то же время важно учитывать ту закономерность, что личность, находясь под воздействием каких-либо социальных отношений, сама оказывает на них влияние, изменяет и развивает их. Более того, специфические черты личности обусловлены ее собственными генетическими и физиологическими особенностями, личной культурой и сознанием. Для того, чтобы представить личность в данной интерпретации, нам важно разграничить такие антропологические понятия как «человек», «индивид» «индивидуум» и «индивидуальность».

Определение 1

Человек — это родовое понятие, которое отражает общие черты, свойственные человеческому роду.

Т.к. человек – это биосоциальное существо, то в данное понятие включаются также общесоциальные характеристики, которыми он обладает (общение, речь, культура, интеллект, деятельность), и биологические (природоестественные), т.к. именно человеческий организм является носителем его социальной сущности. Более того, у человека есть ментальные черты, т.к. он является отражением духовных ценностей народа, формирующихся исторически и тесно связанных с его социальной сущностью. 

Определение 2

Индивид – это отдельный человек в человеческом мире. Индивидом называют представителя человеческого рода, он обладает общими свойствами и параметрами человека, которые отличают его от других биологических видов нашей планеты.

Если на просторах Вселенной существует разум, то человек в качестве индивида будет обладать своими планетарными земными отличиями по сравнению с инопланетными социальными существами. Физиологические и биологический характеристики человека индвидно-конкретны – к ним относятся отпечатки пальцев, глазные яблоки, роговица глаза, походка, тембр голоса, осанка, нервная система, строение тела и отдельных его частей.

Определение 3

Индивидуум – это человек с характерными для него социальными чертами, обладатель социальной неповторимости и своеобразия: у него есть собственные идеалы и привычки, социальные функции и определенные способности, особенности умений и знаний, избирательный круг общения, уникальный набор профессиональных качеств, своя оценка происходящего в мире и собственный взгляд на него.

Индивидуум обладает собственными взглядами, мнениями и суждениями, которые будут всегда содержать свое «Я», даже при случае общности их у разных людей. Также у индивидуума есть собственные способности и потребности.

Индивидуальность выражается в природных и психических свойствах человека. Каждый homo sapiens обладает определенным единством социальной и биологической оригинальности, неповторимости, специфичности, которое охватывает единство качеств человека как индивида и индивидуума. Индивидуальностью называют совокупность особенностей и свойств индивида, которые отличают его от массы других. В данном контексте в обществе не может быть стопроцентных двойников, что делает беспочвенной даже новомодную позицию о проблеме клонирования.

Определение 4

Индивидуальностью называют биологически и социально неповторимого человека, который обладает определенным статусом в обществе и исполняет конкретную социальную роль.​​​​​​

Поэтому, если нужно подчеркнуть биологическое своеобразие человека, то используется понятие «индивида», если хотят обозначить его социальную уникальность – то «индивидуум», если же собираются говорить о биосоциальной целостности и оригинальности человека – то «индивидуальность».

Понятие личности в философии

Этимология слова «личность» в русском языке связана с терминами «лицо» и «лик».

В то же время понимание сущности личности связано с рядом ее структурных качеств – деятельностью, психической направленностью, сознательной ориентированностью, индивидуальной культурой (знаниями, умениями и установками).

Определение 5

Под личностью понимают человека, который оценивается не только с позиции его базовых свойств (качеств), но и со стороны его духовных, социальных и физиологических особенностей.

Т.е. в данном контексте мы можем рассуждать о мере самой личности, проявляющейся в ее свойствах и особенностях и выражающейся в деятельности и различных общественных позициях. Наиболее часто встречается сочетание достоинств и скрытых наклонностей человека, что прямо и косвенно определяет протекание разных общественных явлений и процессов. Если мы говорим о мере личности, то можно связать и охарактеризовать такие социальные явления как диктатура и гуманизм, конформизм и авантюризм, революция и террор и т.д. Также в этом случае можно определить и классификацию личности. Например, с данной целью методологически возможно использовать персоны В.И. Ленина и императора Николая II, Фрунзе и Врангеля, Гитлера и Сталина, Ельцина и Хрущева и др.

Самое важное качество человека как личности – это его целеполагающая деятельность. Личность – это активно действующий социальный субъект, который может изменить среду своего обитания. Также личностью является мыслящий (обладающий интеллектом и функциональным сознанием) и психически здоровый человек, у которого есть своя культура. Данные качества неразрывно связаны между собой. Поэтому личностью является не только носитель общественных отношений, но и человек, оказывающий обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными свойствами, особенностями и способностями, интеллектом и опытом, профессионализмом и организованностью, а также своей собственной культурой.

Вне зависимости от того, следует ли индивид мнению большинства или же предпочитает выяснять все самостоятельно эмпирически, в каждом отдельном случае он демонстрирует персональную позицию человека, которая соответствует его пониманию реальности вместе с условиями бытия.

Личность является общественно и социально-деятельным и индивидуально неповторимым человеком.

Концепции личности

На протяжении развития истории философии и гуманитарной мысли постоянно разрабатывались новые концепции личности. Рассмотрим некоторые из них.

Психологическая концепция личности. В психологии личность изучают в качестве совокупности психических свойств, отношений, процессов, которые отличают одного человека от другого. При этом природные особенности и свойства индивида выступают как социально-обусловленные элементы в личности. Ввиду того, что приобретенные и врожденные качества людей индивидуальны, для психолога различен и потенциал каждого отдельно взятого человека. Индивидуальность позволяет отобразить уникальность биологических, психических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо общности или группы. То, что индивид способен изменять мир в процессе совместной деятельности с другими индивидами и таким образом преобразовывать себя, становясь личностью, обусловливает возникновение в психологии личности как системного качества. Личность изучается в единстве (но не в тождестве) чувственной сущности индивида и условий социальной среды. В рамках идеалистической психологии личность рассматривается как особая и неизменная духовная сущность, «целиком психическое существо». В психоанализе, «гармонической психологии» личность трактуется как совокупность иррациональных бессознательных влечений. В парадигме бихевиоральной психологии проблемы личности не существовало вовсе, т.к. ей не оставалось места в механической схеме «стимул – реакция».

Социологическая концепция личности. Социологи используют понятие «личность», социальный субъект для того, чтобы описать социальную суть и социальные качества человека в процессе совместной деятельности. В рамках современной социологии личность в качестве субъекта – это активное социальное начало, конкретный тип способности к деятельности. Если социолог проводит исследование, то его интересуют в первую очередь не индивидуальные человеческие особенности, а социальная среда, социальный институт, социальная организация, в которую человек включен и в которой он выполняет конкретные социальные функции. В связи с этим именно в социологии получила развитие ролевая концепция личности, несмотря на то, что ее зарождению способствовала социальная психология.

Ролевая концепция личности. Сущность данной концепции заключается в том, что люди в процессе жизнедеятельности осуществляют разные функции, выполняют различные социальные роли. Существуют первичные функции, отражающие статусную позицию человека, которая определяется его профессиональной деятельностью и должностью, которую он занимает. И существуют вторичные функции, которые человек выполняет благодаря разным факторам бытия, обусловленным его способностями и потребностями. Основная особенность заключается в том, что человека в рамках общества включают в большое количество социальных образований – семью, вуз, школу, фирму, предприятие, спортивную секцию, товарищество садоводов, клуб любителей домашних животных, сообщество филателистов и т.д. В каждом из них он играет определенную социальную роль и обладает своими интересами. Социальной ролью называют способ поведения людей в зависимости от их позиции и статуса в обществе. Личностью в данном случае называют ролевой субстрат конкретного социального института со свойственными ему разными функциональными установками.

Философская концепция личности. Личность в философии – это общественный субъект, социальный генератор системы общественно-социальных отношений (в соответствии с 10-тью сферами жизни общества, системообразующими институтами, основанными на базовых формах общественной деятельности), с характерной для него психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в рамках которых зарождается и развивается личность, диалектична, а не статична – т.е. в данном процессе будет работать система обратных связей, определенных существующим бытием. Личностью в таком случае – это исторический тип человека, который способен к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность – это мера индивидуальности и человека. 

Значение личности, личность, руководство по социологии

Главная >> Личность >> Значение личности

Термин личность происходит от латинского слова persona, означающего маску. Личность — это систематизированная совокупность привычек, черт, установок и идей индивидуума, поскольку они внешне организованы в роли и статусы, а внутренне связаны с мотивацией, целями и различными аспектами самости.

Согласно Роберту Парку и Эрнесту Берджессу, личность — это сумма и организация тех черт, которые определяют роль индивидуума в группе.

Согласно Линтону, личность включает в себя полную организованную совокупность психологических процессов и статусов, относящихся к индивидууму. Парсональность говорит, что Маклвер — это все, чем индивидуум является и что он пережил, поскольку все это может быть понято как единство. Согласно Лундбергу, термин «личность» относится к привычкам, установкам и другим социальным чертам, характерным для поведения данного человека.

Под личностью Огберн понимает интеграцию социально-психологического поведения человека, представленного привычками действий и чувств, установками и мнениями.

Дэвис рассматривает личность как психический феномен, который не является ни органическим, ни социальным, а возникает в результате их сочетания. По Юнгу личность представляет собой совокупность поведения индивида с заданной системой тенденций, взаимодействующей с последовательностью ситуаций.

На основании этих определений можно сказать, что существуют два основных подхода к изучению личности:

  1. Психологический
  2. Социологический

Психологический подход рассматривает личность как определенный стиль, свойственный индивидууму. Этот стиль определяется характерной организацией психических тенденций, комплексов, эмоций и чувств. Психологический подход позволяет понять явления дезорганизации личности и роль желаний, душевного конфликта, вытеснения и сублимации в развитии личности. Социологический подход рассматривает личность с точки зрения статуса индивида в группе, с точки зрения его представления о своей роли в группе, членом которой он является. То, что другие думают о нас, играет большую роль в формировании нашей личности.

Таким образом, личность представляет собой совокупность представлений, установок и ценностей человека, которые определяют его роль в обществе и составляют неотъемлемую часть его характера.

Личность приобретается индивидуумом в результате его участия в групповой жизни. Как член группы он усваивает определенные системы поведения и символические навыки, которые определяют его идеи, отношения и социальные ценности. Эти идеи, отношения и ценности, которых придерживается индивидуум, составляют его личность.

Вкратце можно сказать:

  1. Личность связана не только с телесной структурой. Он включает в себя как структуру, так и динамику.
  2. Личность является неделимой единицей.
  3. Личность не бывает ни хорошей, ни плохой.
  4. Каждая личность уникальна
  5. Личность относится к устойчивым качествам личности. Он выражает постоянство и регулярность.
  6. Личность приобретена.
  7. На личность влияет социальное взаимодействие. Это определяется с точки зрения поведения.

Что такое личность? Определение, детерминант, характеристики, природа, теории

Что такое личность?

Личность можно определить как те внутренние психологические характеристики, которые определяют и отражают то, как человек думает и действует в окружающей среде.

Внутренние характеристики личности – это определенные качества, атрибуты, черты, факторы и манеры, которые отличают одного человека от других людей. Личности, вероятно, будут влиять на выбор продукта и магазина. Они также влияют на то, как потребитель реагирует на коммуникационные усилия фирмы.

Содержание

  • 1 Что такое личность?
  • 2 Личность Значение
  • 3 Определение личности
  • 4 Личность в организационном поведении (ОП)
  • 5 Детерминанты личности
    • 5.1 Биологические факторы
      • 5.1.1 Наследственность
      • 5.1.2 Мозг
      • 5.1.3 Биологическая обратная связь
      • 5.1.4 Физические характеристики
    • 5.2 Культурные факторы
    • 5.3 Семейные факторы
    • 5.4 Социальные факторы
    • 5.5 Ситуационные факторы
  • 6 Характеристики личности
    • 6.1 Локус контроля
    • 6.2 Самоэффективность
    • 6.3 Самоуважение
    • 9 0017 6.4 Самоконтроль
    • 6.5 Положительное/отрицательное влияние
    • 6.6 Принятие риска
    • 6.7 Тип личности А и тип В
  • 7 Теории личности
    • 7.1 Психоаналитическая теория
    • 7. 2 Теории типов
    • 7.3 Теории черт
    • 7.4 Я-теория
  • 8 Природа личности
    • 8.1 Совокупность действий
    • 8.2 Личность и окружение
    • 8.3 Личность Изображает согласованность
    • 8.4 Личность – это целенаправленное поведение
    • 8.5 Время Интегрирующая структура
    • 8.6 Личность Структура
  • 9 Индивидуальность бренда
    • 9.1 Искренность бренда
    • 9.2 Волнение
    • 9.3 Компетентность
    • 9.4 Утонченность
    • 9.5 Прочный
  • 10 Личность в потребительском поведении
    • 10.1 Оптимальный уровень стимуляции
    • 10.2 Потребность в познании
    • 10.3 Догматизм 9 0018
    • 10.4 Подверженность влиянию
    • 10.5 Самоконтроль поведения

Личность — это паттерн устойчивых состояний и характеристик человека, влияющий на его поведение в направлении достижения цели. У каждого человека есть уникальные способы защиты этих состояний.

Личность является фундаментальным и главным фактором, определяющим индивидуальное поведение. Он стремится интегрировать физиологические и психологические аспекты человека, чтобы привести их в действие. Личность состоит из индивидуальных характеристик и отличительных способов поведения.

Вероятно, наиболее осмысленным подходом было бы включение и человека, и роли, как это делает Флойд Л. Рух в своем определении. Он утверждает, что:

Человеческая личность включает в себя:

  • Внешний вид и поведение или значение социального стимула.
  • Внутреннее осознание себя как постоянной организующей силы.
  • Конкретный паттерн или организация измеримых черт, как «внутренних», так и «внешних».

Личность Значение

Слово личность происходит от греческого слова « личность », что означает « говорить через ». Личность – это совокупность характеристик или качеств, формирующих уникальную идентичность человека.

Означает роль, которую человек играет на публике. У каждого человека есть уникальная, личная и главная детерминанта его поведения, которая определяет его/ее личность.


Определение личности

Определение личности, данное авторами : Общего определения личности до сих пор не выработано. Каждый человек определяет личность по-своему, включая черты характера и внешний вид.

Динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его уникальные приспособления к окружающей среде Гордон Олпорт

Личность — это широкое, аморфное обозначение, относящееся к фундаментальным подходам людей к другим и самим себе. Для большинства психологов и исследователей поведения этот термин относится к изучению характерных черт личности, отношений между этими чертами и того, как человек приспосабливается к другим людям и ситуациям Дж. Б. Коласа

Личность очень разнообразна и разнообразна. сложная психологическая концепция. Слово «личность» может означать что-то вроде общительных, бодрящих межличностных способностей… но мы также должны признать и объяснить тот факт, что развитие приводит к тому, что человек приобретает отличительность или уникальность, которая придает ему идентичность, которая позволяет ему и нам признать его отличным от других. . Эти отличительные характеристики резюмируются термином «личность». Джеймс Д. Томпсон и Дональд Ван Хаутен

Личность – это то, как люди влияют на других и как они понимают и воспринимают себя, а также их модель внутренних и внешних измеримых черт и взаимодействие человека с ситуацией Фред Лутанс

как наиболее адекватная концептуализация поведения индивида во всех его деталях, которые ученый может обеспечить в момент timeMcClelland

Читайте также: Что такое организационное поведение?


Личность в организационном поведении (OB)

Личность в Организационное поведение человека играет чрезвычайно важную роль в оценке поведения человека в организации.

Если человек, занимающий руководящую должность в организации, имеет неправильный тип личности, это может очень плохо сказаться на отношениях и, в конечном итоге, привести к протестам и беспорядкам на рабочем месте.

Иногда личностные трудности являются основной причиной забастовок. Независимо от того, насколько хорош начальник в технических знаниях или других поведенческих характеристиках, именно «темперамент» начальника имеет решающее значение для обеспечения сердечного взаимодействия с подчиненными. Многие компании осознали важность лидерства в организации в формировании личности сотрудников


Детерминанты личности

детерминанты личности можно сгруппировать в пять широких категорий:

  1. Биологические факторы
  2. Культурные факторы
  3. Семейные факторы
  4. Социальные факторы
  5. Ситуационные факторы

Биологические факторы

Изучение биологического вклада личности может изучаться по трем направлениям:

Наследственность

Наследственность относится к тем факторам, которые были определены при зачатии . Физическое телосложение, привлекательность лица, пол, темперамент, мышечный состав и рефлексы, уровень энергии и биологические ритмы — это характеристики, которые считаются унаследованными от родителей.

Наследственный подход утверждает, что окончательным объяснением личности человека является молекулярная структура генов, расположенных в хромосомах.

Мозг

Второй биологический подход заключается в том, чтобы сосредоточиться на роли, которую мозг играет в личности. Психологи не в состоянии эмпирически доказать вклад человеческого мозга во влияние на личность.

Предварительные результаты исследования электрической стимуляции мозга (ESB) дают указание на то, что лучшее понимание человеческой личности и поведения может быть получено благодаря изучению мозга.

Биологическая обратная связь

До недавнего времени физиологи и психологи считали, что определенные биологические функции, такие как структура мозговых волн, желудочная и гормональная секреция, а также колебания артериального давления и температуры кожи, находятся вне сознательного контроля.

Теперь некоторые ученые считают, что этими непроизвольными функциями можно сознательно управлять с помощью методов биологической обратной связи . В BFT человек изучает внутренние ритмы определенного процесса тела с помощью электронных сигналов, которые являются обратной связью от оборудования, подключенного к телу.

Физические характеристики

Жизненно важный компонент личности, внешний вид человека, определяется биологически. Действие f о том, что человек высокий или низкий , толстый или худой, черный или белый , повлияет на влияние человека на других , а это, в свою очередь, повлияет на самооценку .

Культурные факторы

Среди факторов, влияющих на формирование личности, культура, в которой мы воспитаны, ранняя обусловленность, нормы, преобладающие в 0052 семья, друзья и социальные группы и другие различные события, которые влияют на нас.

Культура c во многом определяет отношение к независимости, агрессии, соперничеству, сотрудничеству и множеству других человеческих реакций.

По словам Пола Х. Массена , «каждая культура ожидает и обучает своих членов вести себя приемлемым для группы образом. В значительной степени культурная группа ребенка определяет диапазон переживаний и ситуаций, с которыми он, вероятно, столкнется, а также ценности и личностные характеристики, которые будут закреплены и, следовательно, усвоены».

Семейные факторы

В то время как культура обычно предписывает и ограничивает то, чему можно научить человека, именно семья, а затем социальная группа отбирает, интерпретирует и распределяет культуру. Таким образом, семья, вероятно, оказывает наиболее существенное влияние на раннее развитие личности.

Значительное количество эмпирических данных указывает на то, что общая домашняя среда, созданная родителями , в дополнение к их прямому влиянию, имеет решающее значение для развития личности .

Родители играют особенно важную роль в процессе идентификации, важном для раннего развития человека.

По словам Мишеля, процесс можно рассматривать с трех разных точек зрения.

  • Идентификацию можно рассматривать как сходство поведения, включая чувства и отношения между ребенком и моделью.
  • Идентификацию можно рассматривать как мотивы или желания ребенка быть похожим на модель.
  • Его можно рассматривать как процесс, посредством которого ребенок фактически приобретает атрибуты модели.

Со всех трех точек зрения процесс идентификации лежит в основе понимания развития личности. Дом Среда также влияет на личность человека. Братья и сестры (братья и сестры) также вносят свой вклад в формирование личности.

Социальные факторы

Роль других соответствующие лица, группы и особенно организации, которые сильно влияют личность отдельного человека. Это обычно называют процессом социализации.

Социализация включает в себя процесс, посредством которого человек приобретает из чрезвычайно широкого диапазона поведенческих возможностей, которые открыты ему или ей, те, которые в конечном счете синтезируются и усваиваются.

Социализация начинается с первого контакта между матерью и ее новорожденным ребенком. После младенчества другие члены ближайшей семьи – отец, братья, сестры и близкие родственники или друзья, затем социальная группа: сверстники, школьные друзья и члены рабочей группы – играют влиятельные роли.

Процесс социализации особенно актуален для организационного поведения, поскольку этот процесс не ограничивается ранним детством, а происходит на протяжении всей жизни. В частности, накапливаются данные о том, что социализация может быть одним из лучших объяснений того, почему сотрудники ведут себя так, как они ведут себя в современных организациях .

Ситуационные факторы

На личность человека также влияют ситуационные факторы. Влияние окружающей среды довольно сильное. Знания, навыки и язык явно приобретаются и представляют собой важные модификации поведения .

Личность человека, в целом стабильная и последовательная, меняется в различных ситуациях. Различные требования различных ситуаций вызывают различные аспекты личности.

Согласно Милгрэму , «Ситуация оказывает на человека сильное давление. Он осуществляет ограничения и может обеспечить толчок. В определенных обстоятельствах не столько человек человек, сколько ситуация, в которой он находится, определяет его действия». Поэтому мы не должны рассматривать личностные паттерны изолированно.

Прочтите: Что такое личность?


Характеристики личности

Менеджеры должны как можно больше узнать о личности, чтобы понять своих сотрудников. Были выявлены сотни личностных характеристик.

7 характеристик личности, влияющих на человека:

  1. Локус контроля
  2. Самоэффективность
  3. Самоуважение
  4. Самоконтроль
  5. Положительное/отрицательное влияние
  6. Риск
  7. Тип A и тип B Индивидуальность
Характеристики личности

Локус контроля

Степень, в которой люди воспринимают контроль над ситуацией как внутренний или внешний, называется локусом контроля.

Локус контроля относится к ряду убеждений, которых придерживаются люди в отношении самоконтроля ( внутренний локус ) или под контролем других или ситуации ( внешний локус ).

Самоэффективность

Обобщенная самоэффективность относится к вере в собственную способность справляться с событиями и проблемами.

Высокая самоэффективность приводит к большей уверенности в своих профессиональных способностях эффективно функционировать на работе. Успех в предыдущих ситуациях приводит к повышению самоэффективности перед настоящими и будущими вызовами.

Самоуважение

Индивидуальная самооценка называется самооценкой. Люди с высокой самооценкой положительно относятся к себе.

Низкая самооценка люди сильно зависят от того, что о них думают другие, и негативно относятся к себе.

Самоконтроль

Степень, в которой люди основывают свое поведение на сигналах от других людей и ситуаций, является самоконтролем.

Люди с высоким уровнем самоконтроля обращают внимание на то, какое поведение уместно в определенных ситуациях, наблюдая за другими и ведя себя соответственно.

Низкий уровень самоконтроля индивидуумы предпочитают, чтобы их поведение отражало их отношение, и не так гибко адаптируют свое поведение к ситуационным сигналам.

Положительный/отрицательный аффект

Индивидуумы демонстрируют положительное или отрицательное отношение к ситуациям.

Склонность индивидуума подчеркивать положительные аспекты ситуаций называется положительным аффектом, в то время как те, кто акцентирует менее оптимистичные взгляды, называются имеющими негативное влияние .

Работники с положительным аффектом реже отсутствуют на работе. Люди с негативным влиянием сообщают о более высоком уровне стресса на работе.

Готовность к риску

Люди отличаются своей готовностью рисковать. Менеджеры, склонные к высокому риску , принимали более быстрые решения и использовали меньше информации при выборе, чем менеджеры, склонные к низкому риску.

Индивидуальность типа А и В

Индивидуальность типа А человек агрессивно вовлечен в хроническую борьбу за достижение все большего и большего за все меньшее и меньшее время, и, если это необходимо, против противодействующих усилий других вещей или других людей.

Личностей типа B редко беспокоит желание получить все большее количество вещей или участвовать в бесконечно растущей серии событий за все сокращающееся количество времени.


Теории личности

Со временем исследователи разработали ряд теорий личности, и ни одна из теорий не является полной сама по себе.

Теории личности можно условно разделить на четыре типа: 0495 4. Я-теория

Теории личности

Психоаналитическая теория

Психоаналитическая теория личности долгое время привлекала внимание психологов и психиатров. Зигмунд Фрейд, его создатель, оказал большое влияние.

Он уделяет внимание трем основным проблемам, а именно id , эго и суперэго . Психоаналитики говорят, что вся человеческая личность состоит из этих тесно интегрированных функций.

Теории типов

Теории типов представляют собой попытку упорядочить хаос теории личности. Теория типов представляет собой попытку научно описать личность, классифицируя людей по удобным категориям.

Ниже объясняются две категории теорий типов:

Теория физиогномики Шелдона: Уильям Шелдон представил уникальную модель темперамента типа телосложения, которая представляет собой связь между определенными анатомическими особенностями и психологическими чертами с отличительными характеристиками человека и его поведение.

Теория экстраверта-интроверта Карла Юнга: Тип личности можно определить по поведенческим или психологическим факторам. Интровертный и экстравертный типы Юнга являются примером.

Теории черт характера

Некоторые ранние исследователи личности считали, что для того, чтобы понять людей, мы должны разбить модели поведения на ряд наблюдаемых черт.

Согласно теории черт , объединение этих черт в группу формирует личность человека. Черту личности можно определить как «устойчивое свойство человека, проявляющееся постоянно в различных ситуациях». В совокупности такие черты отличают одну личность от другой.

Черты личности Гордона Олпорта: Утверждает, что черты личности — это реальные объекты, физически расположенные где-то в мозгу. Каждый из нас наследует свой собственный уникальный набор исходного материала для определенных черт, которые затем формируются нашим опытом.

16 личностных факторов Рэймонда Кеттелла: Рэймонд Кеттелл считал личность набором черт, дающих ключ к пониманию и предсказанию поведения человека.

Кеттел выделил два типа:

  • Поверхностные черты
  • Исходные черты

Теория Я

Психоаналитические теории, теории типов и черт представляют более традиционный подход к объяснению сложной человеческой личности.

Карл Роджерс наиболее тесно связан с его подходом к самотеории. Роджерс и его коллеги разработали эту теорию личности, которая делает акцент на индивидууме как на инициирующем, созидающем и влиятельном детерминанте поведения в рамках окружающей среды.

Согласно Роджерсу, основные составляющие личности:

  • Самоактуализация: Карл Роджерс считал, что у людей есть один основной мотив — стремление к самоактуализации, т. е. к реализации своего потенциала и достижению наивысшего уровня ‘ мы можем.
  • Я-концепция: Я-концепция определяется как «организованный, последовательный набор восприятий и убеждений о себе».

Читайте также: Теории личности


Природа личности

Личность – это психологический рост и развитие в условиях изменений.

Хьюберт Боннер выделяет шесть предложений , чтобы прояснить природу личности. Эти предложения имеют отношение к принятию решений администратором.

  1. Совокупность действий
  2. Личность и окружающая среда
  3. Личность Изображает согласованность
  4. Личность – это целенаправленное поведение
  5. Время Интегрирующая структура
  6. Структура личности
Природа личности

Совокупность действий

В организации человеческое поведение является кульминационной точкой, которой предшествует ряд действий. Именно совокупность этих актов в форме ответного поведения имеет отношение как к индивидууму, так и к организации. Изолированный психологический или физиологический аспект индивидуума в личности бесполезен для принятия управленческих решений или действий.

Личность и среда

Личность и среда — две взаимозависимые переменные человеческого поведения. Личность формируется в соответствии с окружающей средой, она также факт, что именно среда побуждает личность к действию.

Личность Демонстрирует постоянство

Нормальная личность динамична из-за окружающих его условий. Личность может быть гибкой до точки постоянства в различных условиях окружающей среды.

Личность – это целенаправленное поведение

Каждый человек через свою личность стремится достичь желаемой цели. Процесс выбора цели сам по себе является динамическим качеством личности, которое также формирует единство между личностью и целенаправленным поведением.

Время Интегрирующая структура

Личность обеспечивает синтез ретроспективы и перспективы, потому что будущее так же связано с прошлым, как прошлое с будущим.

Структура личности

Структура личности состоит из трех измерений – детерминант, стадий и черт.

Читайте также: Что такое обучение?


Индивидуальность бренда

Мы можем разделить или изучить индивидуальность бренда по пяти параметрам:

  1. Искренность бренда
  2. Волнение
  3. Компетентность
  4. Сложный
  5. Прочный

Искренность бренда

Образ бренда как приземленного, очень честного и веселого. Искренние бренды всегда выполняют свои обещания. Потребители получают от них желаемую выгоду.

Некоторые бренды, такие как Raymond и Hero Honda Passion, считаются искренним брендом, поскольку люди доверяют этим брендам, и они никогда не разочаровывают потребителей.

Волнение

Некоторые бренды позиционируют себя как смелые, изобретательные и энергичные. Эти бренды нацелены на авантюрных людей, людей с гедонистическими мотивами и людей, которые хотят экспериментировать.

Такие бренды, как Mountain Dew и Bajaj Pulsar, связаны с этим типом личности, где люди демонстрируют удивительные трюки, вызывающие воодушевление потребителей.

Компетентность

Надежные, умные и успешные люди. Этим брендам доверяют больше всего, и они имеют ассоциацию с потребителями. Говорят, что они очень ориентированы на потребителя и знают, чего хотят их потребители. Они продвигаются таким образом, что их основные компетенции и история успеха раскрываются между потребителями.

Пример: Airtel и LIC из Индии надежны и также успешны.

Изысканность

Эти бренды ассоциируются с высшим классом. Они очаровательны, и каждый мечтает владеть такими брендами. Эти бренды имеют стильный и гламурный образ.

Такие бренды, как Mercedes и Tommy Hilfiger, считаются престижными и очаровательными.

Rugged

Это бренд с очень западным и мужественным имиджем. Они считаются жесткими и уличными. Они связаны с мужчинами или, в некоторых случаях, с женщинами, с


Личность в поведении потребителей

Гарольд Х. Кассарджян и Мэри Джейн Шеффет рассмотрели более 300 исследований личности и пришли к выводу, что результаты «двусмысленны». Некоторые исследования, по-видимому, показывают определенную связь между личностью и поведением потребителей, другие исследования указывают на отсутствие связи.

Большинство исследований показывают, что если вообще существует какая-либо связь между личностью и поведением, то она слишком слаба, чтобы иметь какое-либо практическое значение для маркетологов.

Некоторые типы личностных качеств могут быть больше связаны с потребительским поведением, чем другие, например

  • Оптимальный уровень стимуляции (OSL)
  • Потребность в познании (NFC)
  • Догматизм
  • Подверженность воздействию
  • Самоконтроль поведения

Оптимальный уровень стимуляции

Некоторые виды деятельности обладают большим потенциалом для обеспечения физиологического возбуждения. Есть другие, которые предпочитают спокойную, простую и незагроможденную жизнь, в то время как другие предпочитают новое, сложное, захватывающее существование.

Исследования в этой области показывают, что высокие оптимальные уровни стимуляции связаны с большей готовностью идти на риск; быть инновационным, пробовать новые продукты и активно искать информацию, связанную с покупками.

Потребность в познании

Потребность в познании относится к степени желания человека думать и получать удовольствие от участия в обработке информации. Такие люди склонны искать информацию, которая требует осмысления. В противоположность этому будут те, кто уклоняется от такой информации и сосредотачивается на периферийной информации (модель ELM).

Например, потребитель с высокой потребностью в познании (НК) и просматривающий рекламу компьютеров Apple с большей вероятностью изучит и сосредоточится на информации, содержащейся в рекламе.

С другой стороны, потребитель с низкой потребностью в познании был бы более склонен смотреть на красивую картинку iMac, игнорируя подробную информацию о модели компьютера.

Догматизм

Потребители также могут различаться в зависимости от того, насколько они открыты или закрыты. Догматизм — это черта личности, которая указывает на степень жесткости человека по отношению ко всему, что противоречит его / его собственным устоявшимся убеждениям.

Судя по всему, человек устойчив к переменам и новым идеям. Можно было бы ожидать, что крайне догматичные потребители будут относительно невосприимчивы к новым продуктам, акциям или рекламе.

Восприимчивость к влиянию

Потребители различаются по своей склонности к попыткам убеждения со стороны других, особенно когда эти попытки происходят межличностно или лицом к лицу.

Потребители с более низкой социальной уверенностью и уверенностью в обработке информации больше подвержены влиянию рекламы по сравнению с теми, кто более уверен в себе.

Самоконтроль поведения

Индивидуальные потребители различаются по степени, в которой они обращаются к другим за указаниями о том, как себя вести. Люди с высоким уровнем самоконтроля обычно обращаются к другим за руководством и соответствующим образом управляют своим поведением. Они более чувствительны и реагируют на рекламу, ориентированную на изображения, и готовы попробовать такие продукты. Они с меньшей вероятностью будут потребительскими новаторами.

С другой стороны, люди с низким самоконтролем руководствуются собственными предпочтениями или стандартами и с меньшей вероятностью поддаются влиянию чужих ожиданий. Они уделяют больше внимания рекламным сообщениям, в которых основное внимание уделяется характеристикам, качеству и преимуществам продукта. Кроме того, они также, вероятно, попытаются доплатить за эти продукты и являются потребительскими новаторами.


Ссылка

  1. Роббинс, Стивен П. 2010. Организационное поведение. Нью-Дели: Прентис-Холл.
  2. Фред Лутанс, Организационное поведение, McGraw Hill Book Co., 1995.
  3. Кит Дэвис, Поведение человека на рабочем месте, издательство M.McGraw Hill Book Co., 1991.
  4. Кеттелл Р. Б. «Личность придавлена», Psychology Today, июль 1973 г.

Часто задаваемые вопросы


Продолжай, делись и помогай другу

Мы что-то упустили в учебнике «Организационное поведение » или вам нужно что-то еще? Ну давай же! Расскажите нам, что вы думаете о нашей публикации о характеристиках личности , детерминантах | Организационное поведение в разделе комментариев и поделитесь этим постом с друзьями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts