Понятие о личности структура личности: Личность, ее структура. Активность и направленность личности.

Содержание

Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида (В.В.Петухов)

Фильм «Лекции В.В. Петухова»

​​​​​​​​​​​​​​Три варианта объема понятия «личность»:

а) природный субъект;

б) социальный субъект;

в) культурный субъект.

Первое понимание объема самое широкое:

Личность — это перечень всех свойств, личность — это индивидуальность.

Когда мы используем слово «личность» в широком понимании, то находимся в рамках дифференциальной психологии, а не общей, потому что если мы (общие психологи) так будем определять личность, то личностями мы будем обязаны называть и животных, а нам бы этого не хотелось.

Мы выбираем второй вариант, принятый у Алексея Николаевича Леонтьева:

Социальный и культурный субект — это личность, а природный он называет — индивид.

Это второе понимание, мы проиллюстрировали и именем мирового классика Альфреда Адлера, который говорит: личность начинается с социального чувства.

Третье понимание:

Личность в точном смысле этого слова.

Я сошлюсь на Владимира Викторовича Столина, а среди мировых имен, на Карла Юнга, который личность именовал словечком «самость». Это: «я сам», но без «я». Переживание своей уникальности, единства с человечеством.

Если у нас культурный субъект — это личность, то социального мы тоже назовем — индивид. Тогда получается:

природный индивид — это организм,

социальный индивид — это член общества и личность.

Для пояснения мы возьмем другую фразу Алексея Николаевича Леонтьева: «личность рождается дважды». Первое рождение личности происходит внутри социального индивида. Личностью человек становиться не сам, а только входя в социальное целое. Он внутри социального индивида, внутри своего общества, внутри своего социального слоя, внутри своей группы. В конце концов, в качестве личности в первый раз мы не можем иметь в виду отдельного человека, это обязательно хотя бы двое людей: жрец и его прихожанин, учитель и его ученик, взрослый и ребенок, то есть о самостоятельности в полном смысле, как и об ответственности, речь конечно пока не идет.

Так рождается личность в первый раз.

Второе рождение личности происходит вне социального индивида, то есть второе рождение не имеет социальных опор. Скажем, в выборе профессии человек должен опираться на собственные возможности, чтобы его профессия была выбрана правильно. Создание семьи — правильный выбор тоже должен быть самостоятельным.

Рассмотрим, как в разных теориях личности, называют трех наших субъектов. Мы возьмем таких авторов: Вильям Джемс, Зигмунд Фрейд и Эрик Берн.

Структура личности по В. Джемсу

Природный субъект

Природного субъекта Джемс называет – «физическое» или «материальное я». Казалось бы, имеется ввиду, просто напросто организм, человеческое тело, но это не так. Джемс «физическим я», считает все то, чем мы себя материально отождествляем. «Физическое я», можно перевести так же словечком — «мое». Скажем одежда, которая на мне — это часть моего «физического я». Это бывают мои вещи, предметные окружения предметные, в моей комнате.

Бывает, что члены семьи как бы принадлежат к моему «физическому я», я их опекаю и люблю. Дом англичанина – это его крепость, как иногда говорят. Кстати говоря, у животных мы наблюдаем то же самое, ведь животное помечает территорию, на которой оно считает себя хозяином. Когда мы слышим весеннее пение птиц, мы знаем, что в переводе на человеческий язык, каждая птичка поет только одно: «здесь хозяин я». И кого-то он к себе приглашает, а кого-то отпугивает. Вот этот ареал, эта территория — граница «физического я».

Социальный субъект

У Джемса он так и называется — «социальное я», «я» – для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Я бы добавил — взаимодействия в типовых ситуациях. Пояснение. Способы общения, способы взаимодействия с другими людьми, Джемс называет по-русски, переведем словом, «привычка». Социальные привычки. Зачем они нужны? Социальные привычки, говорит Джемс, упорядочивают нашу общественную жизнь. «Социальное я» обеспечивает общественный порядок.

Джемс считает, что в обычной общественной жизни не должно возникать проблем. Наша обычная общественная жизнь должна быть упорядочена, считает Джемс. Возник вопрос — сразу же должен быть ответ. Какой ответ? Люди общаются друг с другом с помощью знаков. Один автомобилист мне рассказывал следующее. Он говорит, удивительно интересно, а главное спокойно в Финляндии водить автомобиль. Там все разначенно. Какой-то неожиданный перекресток, какая-то ситуация на дороге, что делать? И сразу ответ, в виде определенного знака. Едешь и не беспокоишься, вот что главное. Это обеспечивает «социальное я», говорит Джемс. Маленькое примечание: он говорит, что у нас есть и индивидуальные привычки, помимо социальных. Так вот индивидуальные привычки по Джеймсу — это резерв, для социальных. Может оказаться что эти индивидуальные особенности каких-то людей, будут замечены. Быть замеченным — одна из составных частей потребностей в общении, а основа — самоуважение. Наверно можно привести пример, когда где-то порядка десяти лет назад, в нашей стране стали происходить социальные изменения, то такие индивидуальные качества людей, такие как инициативность, деловая хватка и так далее, были замечены обществом и эти люди стали, как бы резервом для социальных привычек.
Когда-то таких людей наказывали, а теперь считается, что это часть нашего «социального я», как и во всем остальном мире. Инициативный человек должен быть немного богаче, чем другие.

Культурный субъект

Джемс называет его «духовное я». Как только мы говорим «духовное я», возникает ассоциация с религией. Но «духовное я» не ограничивается лишь религиозной верой или принадлежностью к той или иной религии. У «духовного я», определение иное: это источник личностной активности. Какой? Мы когда-то говорили, что главным по Джемсу, достоинством человека, как личности, является воля — возможность принимать решения в неопределенной ситуации. «Духовное я» — это и есть развитие воли.

Кого из этих трех субъектов может изучать психолог? Всех ли? Природного может? Разумеется, потому, что природное существо живет по определенным закономерностям или механизмам, можно выделять закономерные механизмы природной жизни. «Социальное я» тоже имеет механизмы, социальные привычки.

А «духовное я», имеет механизмы? По определению — нет. Если бы «духовное я» имело какие-то механизмы, то ни какой свободы воли не было бы. Выбирайте одно или другое, говорит Джемс: или свободы воли нет и тогда есть некоторые механизмы, либо свобода воли есть и тогда никакой науки о свободе воли или науки о «духовном я» быть не должно. Если вы когда-нибудь услышите словосочетание «духовная психология», вспомните про Джемса, ничего не говорите тому человеку, который произносит слово «духовная психология», надо быть осторожным с такими людьми, их не надо трогать без нужды, но знайте, этот человек не понимает ни что такое духовность, ни что такое психология. Никакой науке о духе, не может быть. Есть уже наука о душе — и это психология. И когда говорят, что нам не хватает духовности в психологии, то это говорят люди, которые либо не имеют базового образования, либо свой диплом они получили зря.

Структура личности по З. Фрейду

Напомним, что Фрейд имеет дело, так сказать, с «больной» личностью. Мы сегодня сказали, что личность рождается дважды, забегая вперед, можно сказать так: пациент Фрейда — это тот, у кого в семье было не все хорошо, и кто неудачно родился в первый раз — как социальный субъект. Он не знает в какой группе ему «пристать». Он и второй раз никак не может родится, например потому, что не понимает разницы между «Я» и «Оно». Давайте назовем природного, социального и культурного субъекта по Фрейду:

а) «Оно», то есть неуправляемая природа, неуправляемое телесное желание;

б) «Я» — социальный субъект, сознающий себя индивид, хозяин своих желаний. У пациента аналитика, это «Я» — очень слабое;

в) «Сверх-Я» находится на самом верху, там где должна быть культура.

И хотя Фрейд говорит иногда, что «Сверх-Я» — это совесть, культура, мы должны добавить, что это профессиональный секрет. Для пациентов аналитика это не культура, это непонятная культура. И основной конфликт пациента психоаналитика – это

конфликт природы с культурой. Он не очень понимает разницу между ними, он может считать, что его принципы удовлетворения собственных нужд — это принципы культуры.

Конфликт неуправляемой природы с непонимаемой культурой — это основной конфликт пациента аналитика. Если пациент аналитика не видит строгой разницы между «Я» и «Оно», он начинает, как говорит Фрейд — защищаться. Подлинная защита для людей — это культура, а невротик строит защитный механизм. И опять нам встретилось слово «механизм». На месте, где должна быть культура у невротика исчезает самое главное — свобода. Невротик не свободен, его свободу заменяет некоторый механизм, защитный механизм. Пример защитного механизма «отрицание»: когда реальное событие, которое меня травмирует, вроде бы обсуждаю, но на самом деле не признаю его реальность. Тогда что я делаю? Я безразличен к логике.

Например: выступает по телевидению знаменитый человек, занимающий видный пост в государстве, и журналист задает ему вопрос, (между прочим скажем в кавычках пометим, сегодняшние журналисты, ребята отважные, но на языке Фрейда – это дикие психоаналитики, они раздобудут какой-нибудь жареный факт и давай его показывать, а Фрейд говорит: «не надо его показывать, худо будет». Так что журналистам худо иногда бывает по их собственной вине, они дикие психоаналитики). Вот такой речистый журналист взял какую-то бумажечку и задает ему вопрос: «А правда ли, что вы, как говориться в этом документе, хотели ввести войска в одну из республик вашей страны? Вы представляете, что было бы, если туда ввести войска?» Видный человек отвечает: «Ну вообще-то надо бы узнать откуда у вас этот документик, как он к вам попал, но это мы узнаем, посмотрим, а вообще-то вы правы, — говорит он. Я отвечаю за все. Когда я принимаю решения, я полностью отвечаю за все их последствия. Да, такое решение было». Хорошо, он сказал. Следующий вопрос журналиста: «А правда ли, что вы, в недавней в зарубежной командировке, служебной, имели в своем окружении, уголовного преступника? Вы знаете, что с таких постов как ваш, в подобных случаях, подают в отставку?» Потом говорит: «Ничего себе, в отставку! Разве я могу отвечать за все последствия своих решений?». Только что человек сказал «А» и рядом «Не-А».

Он не соблюдает логики. Это отрицающий по Фрейду, — это фантазер.

Пример «рационализации»: чего-то не достиг и начинаешь себе объяснять: «а я и не хотел этого достичь»; пятерку не получил, «да нужна она мне эта пятерка, я ради знаний учусь» и так далее, а внутри сидит: «хочу пять, хочу пять». Чрезмерное подчеркивание тоже рационализация.

Вот такие механизмы, говорит Фрейд, занимают место культуры. Их надо изучать, потому, что это механизмы. Если эти механизмы снимать, то человек будет развиваться как личность. Если он избавиться от подобного механизма, он сам решит свою проблему.

Структура личности по Э. Берну

Эрик Берн рассматривает субъекты общения, то есть иными словами, он рассматривает тот период, когда личность и социальный индивид совпадают. Личность в обществе рождается в первый раз. И тогда Эрик Берн называет три инстанции в субъекте общения (психике каждого):

  • Ребенок — природный субъект, дитя неуправляемых желаний;
  • Взрослый — это социальный субъект, основная инстанция по Берну. Это субъект принятия решений в конкретной ситуации, там где люди играют в социальные игры. Мы знаем книги Берна: «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры». Когда играешь в игры, надо принимать решения в игре, этим занимается Взрослый;
  • Родитель — третья инстанция по Берну. Это носитель универсальных культурных принципов. Родитель сам не решает проблем, он лишь формулирует принципы.

В каждом из нас есть свой Родитель, по крайней мере, должен быть. Спросим у Родителя, что такое культурный запрет? Родитель даст два ответа. Почему два ответа? Потому, что один будет адресован Ребенку и совершенно другой ответ Родитель даст Взрослому. Ответ для Ребенка – это тавтология: «нельзя, потому что нельзя». Бессмысленно объяснять Ребенку, почему нельзя, просто не по возрасту. Мы же говорили, в ребячьем возрасте есть вопросы, на которые в принципе не найдешь правильного ответа, а делать чего-то нельзя. Философ, о котором мы часто говорили, Мераб Константинович Мамардашвили, вспоминает: «Когда я был подростком, мне объясняли, почему нельзя ударить женщину, почему нельзя ударить жену или девушку». То есть казалось, что надо с начала все объяснить, построить некое мироздание, осмыслить мир, а только потом сказать: «следовательно, женщину бить нельзя». А потом он понял, бить женщину нельзя, потому, что нельзя и красиво сказал: «и никакой мозговой скрежет к этому отношения не имеет». Это дается на эмоционально-волевом уровне, а не на познавательном.

В словечке «нельзя», мы замечаем два смысла: первый лежит на поверхности — «нельзя, значит запрещено»; а второй смысл он тоже есть, «нельзя – это значит невозможно»: сколько не делай, все равно не сделаешь. Поэтому смысл запрета для Взрослого звучит так: для ребенка «нельзя», потому, что «нельзя», а для взрослого — «не стоит, потому, что все равно ничего не выйдет». Он какие-то себе цели высокие ставит: «мы построим себе какое-нибудь самое совершенное общество, ему говорят — «Не стоит, потому, что все равно ничего не выйдет»».

Есть люди, которые этого не понимают. Например, прекрасный изобретатель-самоучка, великолепный, талантливый человек, в нашей российской истории – Иван Кулибин. Так сложилось, он был мыслитель не вербального, а визуального типа, элементарной физики не понимал, всю свою жизнь он строил вечный двигатель. Восемьдесят процентов его чертежей, это чертежи вечного двигателя. Двадцать процентов, пока он строил вечный двигатель, он какие-то технические предложения предлагал и этим прославился. И он пусть хороший человек, но мы должны сказать правду: это конечно пациент аналитика, потому, что он строит вечный двигатель, он решает проблему, которую решить нельзя. И все остальное, все остальные присказки, как построение какого-нибудь самого совершенного общества, это тоже попытки построить рай на земле. А рай на земле невозможен. И всякий, кто строит рай на земле – это пациент психоаналитика.

Роль природы, общества и культуры в развитие личности

Природа

Мы пометим некоторые ключевые слова, которые вам будут встречаться в разнообразной литературе по личности. Итак, природа. Словосочетание, которое вы встретите, будет таким, — «природные или органические предпосылки развития личности». Природа – это только предпосылка: задатки, способности, свойства темперамента — это предпосылки для личностных проблем. Предпосылки для личностных проблем, даже наша внешность — цвет глаз, форма носа или ушей — начинают вас заботить когда? Когда мы сравниваем себя с другим, то есть на социальном уровне. Там эти предпосылки могут привести, например, к каким-то проблемам. А можно сказать еще и так: природные предпосылки – это исходные данные. Как задачке-головоломке: что-то нам дано и что-то требуется, так вот то, что дано – это и есть природные предпосылки. Это материал для преобразования. Потому что, обычно в головоломке исходные данные менять нельзя, а вот преобразовать, переструктурировать так, чтоб решить задачу, необходимо. Взглянуть по-новому на эти данные. Конечно, природные данные нельзя преобразовывать без границ, там тоже есть природные законы, которые не переступишь. Сколько не придумывай, но объем рабочей памяти все равно будет 7 +/- 2. Единицы могут быть разными, но количества единиц строго определено.

Общество

Социальная среда — есть необходимое условие развития личности. Человек впервые становиться личностью только в обществе. Но тогда мы скажем: «необходимая», для первого рождения личности и «недостаточная» для второго, которое совершается уже без общественных опор. Человек решает проблему самостоятельно.

Культура

Я бы дал три ответа, суммируя все предыдущее:

1. Культурная норма – это универсальный принцип решения конкретных, личностных проблем. Например, задача на теорему Пифагора. Теорема Пифагора — здесь принцип, а уже как ее применять, в данном условии, покажут сами условие.

2. Культурный предмет – это средство преобразования природы, в самом обычном смысле слова.

Леонтьев приводит нам пример, как ребенок научается есть ложкой. Там есть два этапа: на первом этапе ложка в руке ребенка это что-то лишнее, удобно-то есть рукой. То есть это некое приложение к природному органу, если его мама за ручку не держала, то он бы все равно стремился есть рукой. Второй этап, очень трудный, когда Леонтьев говорит: движение постепенно начинает подчиняться логике орудия. Теперь ложка определила движение руки. Что такое теперь рука? Формально — осталась частью тела, как и была. А в психологическом смысле – это преобразованное тело, преобразованная природа. Потому что рука, которая умеет держать ложку и ей пользоваться, глаз, который видит живопись, ухо — которое слышит музыку — это уже искусственные органы, сделанные.

3. Культурный запрет – это защита преобразованной природы.

На бытовом языке: преобразовал природу — изволь ее защитить. Когда появились автомобили, сначала не было никаких правил и пешеходы и автолюбители соревновались друг с другом, кто кого. Потом появились правила дорожного движения и, в принципе, если их соблюдать, то будет на дороге безопасно, по правилам социального Джемсовского «я». Культурные принципы далеко не всегда соблюдаются, но факт остается фактом: будешь соблюдать правила движения, будешь защищен. Наверное, лучше других об этом сказал француз, летчик и писатель, Сент-Экзюпери в своей сказке о Маленьком принце: ты в ответе за тех, кого приручил. Преобразовал — защити. На тебе есть ответственность за то, что ты преобразовал.

Понятие личности, её сущность и структура

Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чём сущность человека как личности, каково её место в мире и в истории. Личность — это понятие весьма богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает своё влияние на развитие личности и её восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Социальная индивидуальность человека возникает не на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом пространстве и времени, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов.
Личность имеет сложную структуру. Так, в психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных ролей или функций, которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включён индивид. На этой основе строится ролевая концепция личности.
Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остаётся “вещью в себе”. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация — это процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определённые общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе ( формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, постоянное становление. Личность, застывшая в своём формировании, в своих устремлениях, — это уже деградирующая личность.
В содержание личности и её оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность её сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем её сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но в не меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Бердяев был во многом прав, когда рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную сущность и качество человека.

Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии

Главная страница =>философия=> к оглавлению

Универсальная концепция структуры личности?

Содействие организационному гражданскому поведению: влияние онлайнового самораскрытия в контексте отбора сотрудников и виртуального лидерства социальная среда в организациях (например, добросовестность, помощь и лояльное поведение) и которая имеет…

«Эра скептицизма» Дисциплинарные споры и кризис как обход Большой пятерки согласие во многом было связано с «эпохой скептицизма» или злокачественным Zeitgeist внутри личности…

Условная активация ассоциативно-смысловых структур: формирование и передача впечатлений личности

  • Ludmila D. Nunes
  • Психология

  • 2012

Tese de Doutoramento, Psicologia (Cognicao Social), Universidade de Lisboa, Faculdade de Psicologia, 2012

Источники структуры: Genetic, и экологически чистое, и артифакция, и артистика, и артистика, и артистика, и артистика, и артистика, и артистика, и артистика, и артистика, и артистика, и артистика, и артистика, и артистика, а также о ковариации черт личности.

  • Р. МакКрей, К. Джанг, У. Ливсли, Р. Риманн, А. Англейтнер
  • Психология

    Журнал личности

  • 2001

Гипотетическая пятифакторная структура была обнаружена как в фенотипических, так и в генетических/семейных ковариациях, и вновь подтверждается ценность генетического анализа поведения для исследования основных причин личностных черт.

Личностные суждения из естественных и составных изображений на лице: больше доказательств «ядра истины» в социальном восприятии

  • Ян С. Пентон
  • Психология

  • 2006

В дополнение к сигнализации, секс, возраст, возраст. и эмоциональное состояние, люди часто используют черты лица в качестве основы для атрибуции личности. Как правило, существует высокая степень консенсуса…

Первое впечатление подростков, основанное на выражении лица

: В обычное время люди могут произвести относительно точное первое впечатление о других по их лицу за очень короткое время. Однако этот период подросткового возраста является особым периодом стремительного человеческого…

Исследование взаимосвязи между точностью «большой пятерки» и восприятием близости дружбы у студентов колледжа

  • Натали Такер
  • Психология , Образование

  • 2021

легко обнаружить, чем другие. Например, одно исследование показало, что у участников, которые оценили себя по экстраверсии, были друзья, точно оценившие их по этому параметру (Funder, 1995). Тем не менее,…

In Your Face(t)—Черты личности взаимодействуют с прототипами лиц лиц при принятии экономических решений

Результаты дополняют предыдущие выводы о выводах, сделанных на основе черт лица и влияния личности на принятие решений, и подчеркивают важность учитывая личность обоих партнеров по взаимодействию, а также потенциальное взаимодействие черт игроков.

Наука лидерства: путь от исследования к полевым экспериментам Фациометрия

  • Дж. Робертсон, Барбара Э. Кингсли
  • Психология

  • 2020

Способность помещать людей в социальные категории обеспечивает важную социальную функцию, позволяя людям решать сложные социальные проблемы …

Расстройства личности. Симптомы и причины

Обзор

Расстройство личности — это тип психического расстройства, при котором у человека наблюдается ригидный и нездоровый образ мышления, функционирования и поведения. У человека с расстройством личности возникают проблемы с восприятием и отношением к ситуациям и людям. Это вызывает серьезные проблемы и ограничения во взаимоотношениях, общественной деятельности, работе и учебе.

В некоторых случаях вы можете не осознавать, что у вас расстройство личности, потому что ваш образ мыслей и поведение кажутся вам естественными. И вы можете обвинять других в проблемах, с которыми вы сталкиваетесь.

Расстройства личности обычно начинаются в подростковом возрасте или в раннем взрослом возрасте. Существует много типов расстройств личности. Некоторые типы могут стать менее очевидными в среднем возрасте.

Товары и услуги

  • Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
  • Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — цифровое издание симптомы. Многие люди с одним расстройством личности также имеют признаки и симптомы, по крайней мере, еще одного расстройства личности. Для постановки диагноза расстройства не обязательно иметь все перечисленные признаки и симптомы.

    Расстройства личности группы А

    Расстройства личности группы А характеризуются странным, эксцентричным мышлением или поведением. Они включают параноидальное расстройство личности, шизоидное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности.

    Параноидальное расстройство личности
    • Всепроникающее недоверие и подозрительность к другим и их мотивам
    • Необоснованное убеждение, что другие пытаются навредить или обмануть вас
    • Необоснованное подозрение в лояльности или благонадежности других
    • Нерешительность довериться другим из-за необоснованного страха, что другие будут использовать информацию против вас
    • Восприятие невинных замечаний или не угрожающих ситуаций как личных оскорблений или нападок
    • Гневная или враждебная реакция на предполагаемое пренебрежение или оскорбление
    • Склонность к злопамятности
    • Необоснованные, повторяющиеся подозрения в измене супруга или полового партнера
    Шизоидное расстройство личности
    • Отсутствие интереса к социальным или личным отношениям, предпочтение одиночества
    • Ограниченный диапазон эмоционального выражения
    • Неспособность получать удовольствие от большинства видов деятельности
    • Неспособность воспринимать нормальные социальные сигналы
    • Внешность холодная или безразличная к другим
    • Небольшой интерес или отсутствие интереса к сексу с другим человеком
    Шизотипическое расстройство личности
    • Необычная одежда, мышление, убеждения, речь или поведение
    • Странные перцептивные переживания, такие как голос, шепчущий ваше имя
    • Плоские эмоции или неадекватные эмоциональные реакции
    • Социальная тревожность и отсутствие близких отношений или дискомфорт от них
    • Безразличная, неуместная или подозрительная реакция на других
    • «Волшебное мышление» — вера в то, что вы можете влиять на людей и события своими мыслями
    • Вера в то, что некоторые случайные инциденты или события имеют скрытые сообщения, предназначенные только для вас
    Расстройства личности группы В

    Расстройства личности группы В характеризуются драматичным, чрезмерно эмоциональным или непредсказуемым мышлением или поведением. К ним относятся антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности, истерическое расстройство личности и нарциссическое расстройство личности.

    Антисоциальное расстройство личности
    • Пренебрежение потребностями и чувствами других
    • Постоянная ложь, воровство, использование псевдонимов, обман других
    • Повторяющиеся проблемы с законом
    • Повторное нарушение прав других
    • Агрессивное, часто насильственное поведение
    • Пренебрежение собственной безопасностью или безопасностью других
    • Импульсивное поведение
    • Постоянная безответственность
    • Отсутствие раскаяния за поведение
    Пограничное расстройство личности
    • Импульсивное и рискованное поведение, такое как небезопасный секс, азартные игры или переедание
    • Нестабильное или хрупкое представление о себе
    • Нестабильные и напряженные отношения
    • Приподнятое и подавленное настроение, часто как реакция на межличностный стресс
    • Суицидальное поведение или угроза членовредительства
    • Сильный страх одиночества или покинутости
    • Продолжающееся чувство пустоты
    • Частые, интенсивные проявления гнева
    • Паранойя, связанная со стрессом, которая приходит и уходит
    Истерическое расстройство личности
    • Постоянно требует внимания
    • Чрезмерно эмоциональный, драматичный или сексуально вызывающий, чтобы привлечь внимание
    • Драматически высказывается с твердым мнением, но мало фактов или подробностей, подтверждающих это
    • Легко поддается влиянию других
    • Поверхностные, быстро меняющиеся эмоции
    • Чрезмерная озабоченность своим внешним видом
    • Думает, что отношения с другими ближе, чем они есть на самом деле
    Нарциссическое расстройство личности
    • Вера в то, что вы особенные и важнее других
    • Фантазии о власти, успехе и привлекательности
    • Неспособность распознавать потребности и чувства других
    • Преувеличение достижений или талантов
    • Ожидание постоянной похвалы и восхищения
    • Высокомерие
    • Необоснованное ожидание милостей и преимуществ, частое использование других
    • Зависть к другим или вера в то, что другие завидуют вам
    Расстройства личности группы C

    Расстройства личности группы C характеризуются тревожным, боязливым мышлением или поведением. К ним относятся избегающее расстройство личности, зависимое расстройство личности и обсессивно-компульсивное расстройство личности.

    Избегающее расстройство личности
    • Слишком чувствителен к критике или неприятию
    • Чувство неполноценности, неполноценности или непривлекательности
    • Избегание трудовой деятельности, требующей межличностного контакта
    • Социально заторможенный, робкий и изолированный, избегающий новых занятий или встреч с незнакомцами
    • Крайняя застенчивость в социальных ситуациях и личных отношениях
    • Страх неодобрения, смущения или насмешек
    Зависимое расстройство личности
    • Чрезмерная зависимость от других и потребность в заботе
    • Покорное или цепляющееся поведение по отношению к другим
    • Страх перед необходимостью заботиться о себе или постоять за себя, если его оставить одного
    • Недостаток уверенности в себе, требующий чрезмерных советов и заверений от других для принятия даже незначительных решений
    • Трудности с запуском или выполнением проектов самостоятельно из-за отсутствия уверенности в себе
    • Трудно не соглашаться с другими, опасаясь неодобрения
    • Терпимость к плохому или оскорбительному обращению, даже когда доступны другие варианты
    • Срочно нужно начать новые отношения, когда близкие закончились
    Обсессивно-компульсивное расстройство личности
    • Озабоченность деталями, порядком и правилами
    • Крайний перфекционизм, приводящий к дисфункциям и страданиям, когда совершенство не достигнуто, например, чувство неспособности закончить проект из-за того, что вы не соответствуете своим собственным строгим стандартам
    • Желание контролировать людей, задачи и ситуации и неспособность делегировать задачи
    • Пренебрежение друзьями и приятными занятиями из-за чрезмерной приверженности работе или проекту
    • Невозможность выбросить сломанные или бесполезные предметы
    • Жесткий и упрямый
    • Непреклонен в отношении морали, этики или ценностей
    • Жесткий, скупой контроль за составлением бюджета и расходованием денег

    Обсессивно-компульсивное расстройство личности — это не то же самое, что обсессивно-компульсивное расстройство, тип тревожного расстройства.

    Когда обращаться к врачу

    Если у вас есть какие-либо признаки или симптомы расстройства личности, обратитесь к своему врачу или другому специалисту первичной медико-санитарной помощи или специалисту в области психического здоровья. Без лечения расстройства личности могут вызвать серьезные проблемы в вашей жизни, которые без лечения могут ухудшиться.

    Записаться на прием в клинику Mayo

    Из клиники Mayo на ваш почтовый ящик

    Зарегистрируйтесь бесплатно и будьте в курсе последних научных достижений, советов по здоровью и актуальных тем, связанных со здоровьем, таких как COVID-19, а также экспертных знаний по управлению здоровьем.

    Чтобы предоставить вам самую актуальную и полезную информацию, а также понять, какая информация полезна, мы можем объединить вашу электронную почту и информацию об использовании веб-сайта с другая информация о вас, которой мы располагаем. Если вы пациент клиники Майо, это может включать защищенную информацию о здоровье. Если мы объединим эту информацию с вашей защищенной медицинской информации, мы будем рассматривать всю эту информацию как информацию и будет использовать или раскрывать эту информацию только так, как указано в нашем уведомлении о практики конфиденциальности. Вы можете отказаться от получения сообщений по электронной почте в любое время, нажав на ссылка для отписки в письме.

    Причины

    Личность — это сочетание мыслей, эмоций и поведения, которое делает вас уникальным. Это то, как вы смотрите, понимаете и относитесь к внешнему миру, а также как вы видите себя. Личность формируется в детстве посредством взаимодействия:

    • Ваших генов. Определенные черты характера могут быть переданы вам вашими родителями через унаследованные гены. Эти черты иногда называют вашим темпераментом.
    • Ваша среда. Это касается окружения, в котором вы выросли, произошедших событий и отношений с членами семьи и другими людьми.

    Считается, что расстройства личности вызываются комбинацией этих генетических и экологических факторов. Ваши гены могут сделать вас уязвимыми к развитию расстройства личности, а жизненная ситуация может спровоцировать фактическое развитие.

    Факторы риска

    Хотя точная причина расстройств личности неизвестна, некоторые факторы, по-видимому, повышают риск развития или запуска расстройств личности, в том числе:

    • Семейный анамнез расстройств личности или других психических заболеваний
    • Жестокая, нестабильная или хаотичная семейная жизнь в детстве
    • Диагноз детского расстройства поведения
    • Различия в химии и структуре мозга

    Осложнения

    Расстройства личности могут значительно нарушить жизнь как пострадавшего человека, так и тех, кто о нем заботится.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts