СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 5 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ 11 2. 1. Западные теории мышления 11 2.2 Теории мышления в отечественной психологии 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕТАТУРЫ 25 ВВЕДЕНИЕ Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях. На протяжении XX века многие выдающиеся психологи обращались к теме психологического исследования мышления, каждый в избранной им теоретической модели. Среди них — Вундт, Джеймс, Торндайк, Дьюи, Уотсон, Пиаже, Вертгеймер и др. Среди отечественных ученых можно назвать С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Л. В. Занкова, Я. А. Пономарева, Л. Ф. Тихомирову и др. Исследованиями мышления в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам мышления, своя система понятий и, соответственно, свои теории мышления. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о мышлении человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии. Существуют различные взгляды на природу и механизмы функционирования этого психического процесса. В работы мы рассмотрим основные из них.Объектом нашей курсовой работы является мышление. Предметом исследования являются различные психологические теории мышления. Цель работы рассмотрение природы человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных психологических теориях. Задачи исследования:
При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1) теоретический анализ научных трудов посвященных данной проблеме; 2) методы описания и синтеза. Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начального периода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же способность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматривалась вне проблемы развития психики человека. К числу интеллектуальных способностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация1. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающее нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Итак, мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть его заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление неразрывно связано с речью. 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ 2. 1. Западные теории мышления 2. Вюрцбургская школа Представители вюрцбургской школы, положившие наряду с А. Бине во Франции начало систематическому изучению психологии мышления, прежде всего выдвинули положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, несводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. • стадия предоперационного мышления: 2—7 лет — это возраст вхождения ребенка в социокультурное пространство, он осваивает язык, формирует и усваивает понятия, их смысл и значение. Так и развивается символическое мышление: с помощью жестов, понятий и языка; • стадия конкретных операций с предметами: 7—11 лет — у ребенка формируется способность внутренне осуществлять те операции, которые он до этого проделывал внешним образом. Такое мышление уже позволяет ребенку осуществлять сравнение, классификацию, систематизацию, но только на конкретном материале. • стадия формальных операций: 11 — 14 лет — формируется способность мыслить отвлеченно, абстрактно, математически, логически. Большую роль в мышлении начинают играть гипотезы и дедуктивные заключения. Это высший уровень мышления. Джером Брунер, еще один видный представитель когнитивизма, утверждал, что познание человека носит прежде всего чувственный и двигательный характер. Ничто, по мнению Брунера, не может оформиться в мысль до того, как пройдет через человеческие чувства и через двигательную активность, направленную во внешний мир. Развитие мышления проходит в несколько этапов. К обозначенному выше сенсомоторному отображению действительности добавляется иконическое отображение (запечатление мира в мысленных образах), а позднее символическое представление (мир образов дополняется миром понятий).Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. 8. Информационно-кибернетическая теория В последние несколько десятилетий на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность построения новой, информационно-кибернетической теории мышления. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи; второе касается отдельного действия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи. 2.2 Теории мышления в отечественной психологии Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базе ее были построены такие теории обучения (их же можно рассматривать и как теории развития мышления), как теория П.Я.Гальперина, теория Л. В. Занкова, теория В.В.Давыдова5. Таким образом, теории, объясняющие процесс мышления можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно. Итак, изучение мышления породило множество различных теорий кратко представленных в табл. 1. Таблица 1. Основные теории мышления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Позднее, с появление ассоциативной психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям. В качестве механизмов мышления рассматривалась связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опыте. Способность к мышлению рассматривалась как врожденная. Мышление широко исследовалось и в рамках бихевиоризма. При этом мышление представлялось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рамках изучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения задач. Благодаря данному направлению психологии в сферу изучения мышления вошла проблема практического мышления. Определенный вклад в развитие психологии мышления внес и психоанализ, в котором большое внимание уделялось проблеме бессознательных форм мышления, а также изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. Именно благодаря поиску бессознательных форм мышления в психоанализе было сформировано понятие «защитных психологических механизмов». В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. Следует отметить, что деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Однако в последнее время, с развитием математики и кибернетики, появилась возможность создать новую информационно-кибернетичекую теорию мышления. Оказалось, что многие специальные операции, применяемые в программах машинной обработки информации, очень похожи на операции мышления, которыми пользуется человек. Поэтому появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта. В настоящее время даже сформулирована целая научная проблема, получившая название проблемы «искусственного интеллекта». Следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и природе мышления нет. Бесспорным в настоящее время является то, что мышление — это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции. СПИСОК ЛИТЕТАТУРЫ
2 Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии, с. 296.
5 Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии, с. 298. Каталог: upload Скачать 130. 78 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Психология мышления | Диплом по психологии
Понятие мышления
Мышление – это высший познавательный психический процесс, заключающийся в познании человеком окружающей действительности на основе отражения этой действительности в ее многообразных связях и отношениях.
Мышление выступает одновременно как процесс и как деятельность.
Мышление как процесс включает следующие этапы: осознание проблемной ситуации, построение гипотезы о решении данной проблемной ситуации, критическая проверка этой гипотезы и формирование суждения по вопросу решения проблемной ситуации.
Мышление как деятельность имеет мотив, цель, предмет, средства и условия, прямой продукт и побочный продукт. Мотивом мыслительной деятельности является устранение дискомфорта, вызванного наличием проблемной ситуации, целью мыслительной деятельности соответственно является разрешение проблемной ситуации. Предмет мышления – проблемная ситуация. К средствам мыслительной деятельности относятся умственные операции. Прямым продуктом мышления является суждение относительно решения данной конкретной проблемной ситуации в настоящий момент времени, побочным – суждение относительно решения подобных проблемных ситуаций в будущем.
Виды мышления
Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая классификация видов мышления:
- Теоретическое мышление – это мышление, отвлеченное от конкретных наглядных данных, направленное на раскрытие закономерностей своего предмета.
- Теоретическое понятийное (словесно-логическое) мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие – это отражение общих и существенных признаков того или иного предмета или явления. На основе понятий формируются суждения, отражающие взаимосвязи различных понятий. Умозаключение, в свою очередь, выводится из нескольких суждений, отражая связи и отношения между ними (например, научная литература).
- Теоретическое образное мышление – вид мышления, оперирующий образами памяти или воображения (например, художественная литература).
- Практическое мышление – это мышление, опирающееся на конкретные наглядные данные и направленное на разрешение практических задач.
- Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
- Наглядно-образное мышление – это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Различают также интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Для различения интуитивного и аналитического мышления обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическое мышление: оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Рразличение продуктивного и репродуктивного мышления основано на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.
Формы мышления
Формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
- Понятие – это отражение общих и существенных признаков того или иного предмета или явления.
- На основе понятий формируются суждения, отражающие взаимосвязи различных понятий.
- Умозаключение, в свою очередь, выводится из нескольких суждений, отражая связи и отношения между ними.
Мыслительные (умственные) операции
Мышление осуществляется при помощи мыслительных (умственных) операций. К ним относятся обобщение, сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, индукция и дедукция.
- Обобщение – это объединение существенных признаков и сопоставление их с определенной группой предметов или явлений.
- Сравнение представляет собой установление сходств и различий между двумя или несколькими предметами или явлениями.
- На основе операций сравнения и обобщения может осуществляться классификация предметов или явлений, т. е. отнесение групп предметов или явлений, сходных по своим существенным свойствам, к определенным категориям.
- Анализ и синтез – это два противоположных процесса: анализ предполагает разделение предмета или явления на отдельные составляющие, синтез – наоборот, соединение отдельных частей в единое целое.
- Абстракция и конкретизация также являются противоположными процессами, и если абстракция – это отвлечение от конкретных свойств предмета или явления для выделения его наиболее значимого признака, то конкретизация – это выделение единичного свойства, соответствующего какому-либо общему положению.
- Индукция и дедукция вновь связаны противоположными отношениями: индукция представляет собой переход от частного случая к положению, являющемуся общим для нескольких частных случаев, дедукция – распространение общего положения на частный случай.
Основные индивидуальные особенности мышления
- Скорость протекания мыслительных процессов. Зависит от подвижности нервных процессов (у холериков и сангвиников быстрее, у флегматиков и меланхоликов медленнее).
- Уровень развития мышления – зависит от общих способностей: связан с интеллектом и определяется коэффициентом интеллектуальности.
- Тип мышления – определяется доминирующим видом мышления.
рассуждений, принятия решений и решения проблем в каталоге SearchWorks
Библиотеки Стэнфорда будут работать по сокращенному графику в период зимнего закрытия Стэнфорда (среда, 21 декабря 2022 г. — вторник, 3 января 2023 г.). Подробнее о часах
- Ответственность
- Джон Пол Минда.
- Выходные данные
- Лос-Анджелес: Мудрец, 2015.
- Физическое описание
- xi, 260 страниц: иллюстрации; 23 см
Доступно онлайн
В библиотеке
Зеленая библиотека
Найти Стеки
Телефонный номер | Статус |
---|---|
BF441 . M56 2015 | Неизвестный |
Описание
Создатели/участники
- Автор/создатель
- Минда, Джон Пол автор.
Содержание/Резюме
- Библиография
- Включает библиографические ссылки (страницы 241-251) и предметный указатель.
- Содержимое
- РАЗДЕЛ I: ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
- Глава 1. Психология мышления
- Глава 2. Психология подобия
- Глава 3. Знание и память
- Глава 4. Понятия и категории
- Глава 5. Язык и мышление РАЗДЕЛ II: МЫШЛЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ
- Глава 6. Вывод и индукция
- Глава 7. Дедуктивное рассуждение
- Глава 8. Контекст, мотивация и настроение РАЗДЕЛ III: МЫШЛЕНИЕ В ДЕЙСТВИИ – ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ЭКСПЕРТИЗА
- Глава 9. Принятие решения
- Глава 10. Решение проблем
- Глава 11. Экспертиза и экспертное мышление.
- (источник: данные книги Нильсена)
- Сводка издателя
- В «Психологии мышления» представлен обзор последних психологических описаний мыслительного процесса. Разделенный на три основные темы, он исследует, как и почему люди думают, рассуждают, принимают решения, формируют концепции, решают проблемы и как думают эксперты. Первая тема касается организации человеческого мышления, а главы сосредоточены на сходстве, концепциях и памяти. Вторая тема — общие рассуждения и мышление, и несколько глав посвящены тому, как и почему люди занимаются рассуждениями. Рассуждение лежит в основе психологического изучения мышления, и в этих главах исследуются дедуктивное рассуждение, индуктивное рассуждение и взаимодействие между языком, культурой и мышлением. Третья и последняя тема связана с поведенческими результатами мышления. Эти главы посвящены принятию решений, решению проблем, опыту и роли мотивации в процессе мышления. Каждая глава содержит удобное резюме глав, примеры вопросов для проверки знаний и рекомендации для дальнейшего чтения. Эта книга идеально подходит для тех, кто изучает модуль «Психология мышления», а также для тех, кто изучает курсы когнитивной психологии в целом.
(источник: данные книги Нильсена) - Сводка издателя
- Как мы определяем мышление? Это просто память, восприятие и двигательная активность или, возможно, что-то более сложное, например, рассуждение и принятие решений? В этой книге утверждается, что мышление представляет собой сложную смесь всех этих вещей и очень специфическую координацию когнитивных ресурсов. Разделенный на три ключевых раздела, есть главы, посвященные организации человеческого мышления, общим рассуждениям и мышлению, а также поведенческим результатам мышления. Эти три всеобъемлющие темы обеспечивают широкую теоретическую основу для изучения более широких проблем познания и когнитивной психологии, а также есть главы, посвященные мотивации и языку, а также уделение особого внимания решению проблем, рассуждениям и принятию решений — все это имеет центральное значение для прочного понимания. этого поля. В книге также исследуются когнитивные процессы, лежащие в основе восприятия и памяти, то, как мы можем отличить опыт от квалифицированного, компетентного исполнения, а также взаимодействие между языком, культурой и мышлением.
(источник: данные книги Нильсена)
Субъекты
- Субъекты
- Мысль и мышление.
- Рассуждение.
- Принятие решения.
- Решение проблем.
Просмотр связанных элементов
Начните с номера телефона:
Посмотреть всю страницу
Библиотечный вид | Кошка: 11407888
15.1 Мыслительный процесс и образы – значение и определение
15.1.1
Мыслительный процесс и образы — значение и определение
Задача
Пройдя этот сеанс, вы быть способным к…
- Опишите процесс мышления
Значение мыслительный процесс
Упражнение
Рассмотрите изображения следующих двух игр и сформулируйте какой из них займет больше времени?
Нажмите на правильное вариант.
Упражнение
Почему эта игра требует времени?
Потому что это легко игра | |
Потому что это мышление игра |
Учащимся нужны сложные задачи, которые стимулируют, поощрять и поддерживать умелое и эффективное мышление.
мышление процесс – это механизм, который позволяет вербализовать, конструировать, анализировать и сообщать о причинно-следственных связях и предлагать возможные решения проблемы. Мышление подтверждает существующие знания. Он дает возможность индивидууму создавать знания, строить идеи и строить связи между ними. Это влечет за собой рассуждение и исследование вместе с обработкой и оценкой информации. Это позволяет исследовать восприятие и возможности.
Определение мыслительного процесса
Мышление — невероятно сложный процесс, самое сложное для объяснения понятие в психологии. Даются некоторые определения ниже.
- Росс (1951) —
Мышление есть психическая деятельность в ее познавательном аспекте или мыслительная деятельность по отношению к психологическим объектам.
- Гаррет (1968) —
Мышление — это поведение, которое часто является неявным и скрытым и в котором обычно используются символы (образы, идеи и концепции).
Вы также можете обратиться к следующим ссылкам и прочитать больше определения.
использованная литература
- http://www.authorstream.com/Presentation/Dhruti08-729018-type-of-thinking/
- http://www. thefreedictionary.com/thought+process
- http://www.brainyquote.com/words/th/thinking229838.html
Определение изображений
На видео мальчик опознал арахис, прикоснувшись к нему и понюхав его. Люди склонны использовать свои чувства в различных ситуациях. Это называется образами? Давайте посмотрим на определение изображения.
Образы — это любые литературные ссылки на пять чувств (зрение, осязание, обоняние, слух и вкус). По сути, образ — это любое слово, которое создает картинку в мозгу. Давайте посмотрим определение изображения.
Техника поведенческой терапии, при которой пациент использует приятные фантазии для расслабления и противодействия тревоге.
Образность — это визуально описательный или образный язык в литературном произведении. Это также образец образов, пронизывающих произведение.
Перейдите по следующей ссылке, чтобы прочитать дополнительные определения.
использованная литература
- http://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/imagery
Образ — это чисто ментальное процесс, посредством которого человек воссоздает прошлый положительный опыт или создает новый опыт, не получая никаких внешних стимулов и не производя никаких явные движения тела. Образность — это использование яркого описания, обычно богат чувственными словами, чтобы создавать картинки или образы в сознании читателя.
Дискуссионный форум
Можем ли мы использовать изображения в классе? Как? Предложить разные способы для этого.
Посетите дискуссионный форум, созданный для обсуждения вышеуказанная тема. Опубликуйте свой ответ на форуме.