Понятие о воле в психологии: Понятие о воле

Понятие о воле

1.01.2012

Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Воля – способность человека к самодетерминации и саморегуляции. Воля – социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации. Как писал И. М. Сеченов, человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком.


Поведение животных импульсивно стимулируется актуализированной потребностью.

Цель же деятельности человека прямо не связана с его текущими желаниями. Так, если хищное животное охотится только будучи голодным, то человек убирает урожай, не испытывая голода в данный момент, тормозя все другие отвлекающие желания. В волевой регуляции человеческая деятельность соотнесена с познанием мира, объективными его закономерностями.

Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка со взрослым. Как отмечает Л. С. Выготский, вначале взрослый отдает приказ («возьми мяч«, «возьми чашку«), и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так ранее разделенная между людьми функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивидуума.

Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия – действия сознательные.

В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

Важнейшее проявление воли – способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник – чувство социально ответственного поведения.

Высоконравственная личность имеет, как правило, и твердую волю. Но не всякий волевой человек нравствен. Отдельные волевые качества могут быть присущи и альтруисту, и эгоисту, правопослушному человеку и преступнику. Но чем более высокими нравственными ценностями регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая саморегуляция.

В случаях десоциализации личности индивидуалистические потребности отрываются от потребностей социума, индивид становится жертвой непосредственных влечений. Такое поведение становится трагическим: оно отделяет человека от человечества. Быть человеком – значит быть социально ответственным. Чем больше социально необходимое отдалено от актуально переживаемых потребностей, тем большее волевое усилие требуется для его реализации, тем большее значение приобретают базовые социальные ценности, включенные в сверхсознание личности, образующие смысловой контекст ее поведения.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными

. Иногда степень волевого усилия не соответствует объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает большое усилие при выступлении на собрании, тогда как у другого это не связано с большим напряжением. Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида – один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины – в форме умысла и неосторожности.)

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности – таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. У одних людей определенные психические состояния бывают более устойчивыми, у других – менее устойчивыми. Так, устойчивое состояние инициативности и решительности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости. Все волевые состояния взаимосвязаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценностной направленностью. Воля индивида системно организует все его психологические процессы, трансформируя их в соответствующие волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей. Как социально обусловленное психическое образование воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности. Формирование воли -– это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

Воля представляет собой сознательную концентрацию психической активности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимости и возможности. В процессе постоянного сознательного самоконтроля личности над своим поведением у нее формируется система социально значимых волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость и др.).

Ключевые слова: Воля

Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Воля как волюнтаризм

Ильин Е.П., Психология воли

Формирование волевых качеств личности

Кишкель Е.Н. Управленческая психология

Функции волевого действия

Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения /Е.И. Горбачева, Е. Ю….

Волевой человек

Ильин Е.П., Психология воли

Общая характеристика воли

Штейнмец А.Э., Общая психология

Волевая регуляция деятельности

Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн….

Волевая сфера личности

Пашук Н. С. Психология индивидуальных различий. — Мн.: Изд-во МИУ, 2010.

Волевые состояния

Ильин Е.П., Психология воли

Читать онлайн «Психология воли», Е. П. Ильин – Литрес

Предисловие ко второму изданию

За время, прошедшее после первого издания этой книги (2000 г.), существенных сдвигов в исследовании проблемы психологии воли не произошло. По-прежнему некоторые физиологи с нескрываемой иронией спрашивают: «А что такое воля?» По-прежнему В. А. Иванников пишет, что «понятие воли не означает какую-то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяснения этой реальности» [2006, с. 186]. По-прежнему утверждается, что «неправомерно переходить к обобщениям в плане понимания воли вообще» (Ю. Б. Гиппенрейтер [2005, с. 17]) и что волевые функции являются частным случаем произвольных функций. Однако при этом не объясняется, что же такое произвольные функции и чем они отличаются от волевых [там же, с. 16].

По-прежнему количество публикаций о воле можно пересчитать по пальцам одной руки, а само понятие «воля» является редким гостем в фундаментальных трудах не только российских, но и западных психологов. Правда, есть и признаки возрождения интереса к этой проблеме. Так, в переиздании книги Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность» (2003) появилась глава «Волевые процессы: реализация интенций». Однако это оказалось нужным автору не для того, чтобы включить мотивацию в структуру волевого (произвольного) поведения, а для того, чтобы отделить мотивацию от волевых процессов. Между тем Б. Раш писал, что воля без мотивов так же невозможна, как зрение без света или слух без звука [цит. по: Ярошевский, 1986, с. 156].

Поэтому в двух моих книгах, «Психология воли» и «Мотивация и мотивы» (как частично и в третьей – «Эмоции и чувства»), рассматривается одна и та же проблема – психология произвольного (волевого) управления поведением и деятельностью человека. Изложение этой проблемы в одной книге нереально из-за чрезмерно большого ее масштаба. Если же пойти по пути сокращения материала, то потеряется много интересной и важной информации, относящейся к волевой, мотивационной и эмоциональной сферам человека, изучение каждой из которых может представлять самостоятельный интерес.

Во второе издание данной книги включены некоторые новые теоретические и экспериментальные данные о воле, а параграф «Безвольное поведение» первого издания расширен за счет обсуждения вопроса о лени и выделен в самостоятельную главу. В приложении приводятся методики выявления лености.

Предисловие к первому изданию

Когда после сражения у Бородино в 1812 г. прославленный кавалерист наполеоновской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергичности кавалерийских атак, один из генералов ответил: «Во всем виноваты лошади – они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места» [Роковые решения вермахта, 1999, с. 126–127].

В этом диалоге отразилось главное отличие поведения человека от поведения животных – у человека имеются мотивация и «сила воли».

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени.

Несмотря на то что за последнюю четверть века защищено несколько докторских диссертаций по этой проблеме, она все еще далека от разрешения. До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность самого понятия «воля» (Г. Инглиш, А. Инглиш [H. English, A. English, 1958]), другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону – способность преодолевать затруднения и препятствия (А. Ц. Пуни [1973; 1977]). И нередко в научных работах произвольная регуляция оказывается оторванной от воли.

Физиологами же проблема воли и произвольного управления попросту игнорируется. Ни в одном из учебных пособий по высшей нервной деятельности, вышедшем за последние десятилетия, эта проблема даже не упоминается, как будто ее нет вообще.

Все это вызывает значительные трудности при изложении проблемы воли как в процессе преподавания психологии, так и при поиске адекватных методов диагностики степени развития «силы воли».

Одной из задач данной монографии является критическое рассмотрение проблемы воли как произвольного, т. е. сознательного и преднамеренного (мотивированного) управления со стороны человека своим поведением, деятельностью, эмоциями.

Вопрос о сущности воли с самого начала оказался тесно связанным с проблемой мотивации, с объяснением причин и механизмов активности человека. Изучая волю, ученые неизбежно затрагивали вопросы мотивации, а изучая мотивацию – непременно касались и волевой регуляции. И это не случайно, так как оба этих направления в психологии обсуждают одну и ту же проблему – механизмы сознательного целесообразного поведения. Однако это не мешает ученым в одном случае отождествлять волю и мотивацию, а в другом – отрывать их друг от друга. И то и другое приводит в итоге к тому, что мотивация в большинстве случаев исследуется как самостоятельная проблема. Вследствие этого воля и мотивация в качестве побудителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные психические феномены. Например, В. И. Селиванов заметил, что «несомненной заслугой научной психологии является установление тесной связи воли человека с его системой побуждений» [1971, с. 9]. Моя же позиция состоит в том, что необходимо говорить не просто о связи воли и мотивации, а о включенности мотивации человека в его волю. Еще Н. Ах [Ach, 1905] писал, что из двух сторон проблемы воли – осуществление намерения и детерминация – в научных работах изучалась только вторая сторона. Тем самым он включил мотивацию в волю.

Особенностью моего подхода к изложению вопроса о волевой сфере является то, что я рассматриваю не волю как мотивацию (точнее, волю – не только как мотивацию), но, наоборот, мотивацию – как волевую (произвольную) интеллектуальную активность человека, как существенную часть произвольного управления.

Однако пусть читателя не удивляет, что данная книга не касается вопросов мотивации. Этой обширной и относительно самостоятельной проблеме посвящена другая моя книга (Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000). В то же время по замыслу обе книги составляют единое целое, и в книге «Мотивация и мотивы» лишь подробно рассматривается одна из функций произвольного управления (воли).

Несмотря на то что мотивация составляет с волей единое целое – так как без мотивации нет воли, – функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений. В связи с этим в книге рассматриваются вопросы самоинициации действий, самоконтроля и самомобилизации. Здесь подробно анализируются соотношения между произвольным управлением и волевой регуляцией; вскрывается, что стоит за понятием «сила воли»; по-новому раскрывается сущность и структура волевых качеств; дается описание способов развития волевой сферы человека и ее нарушение при различных патологиях. В конце книги приведены научный и бытовой волевой словарь терминов и фраз, а также методы и методики изучения волевой регуляции.

При написании данной книги я опирался не только на литературные источники, малодоступные для широкого круга читателей, но и на обширные экспериментальные данные, полученные моими учениками.

Введение

Поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. Это, с одной стороны, безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека, и, с другой стороны, произвольное управление, связанное не только с физиологическими, но и с психологическими механизмами (рис. 1).

Рис. 1. Виды механизмов детерминации поведения

Словесные обозначения причин проявления человеком активности в соответствии с вышеприведенной схемой можно разделить на три группы. В первую входят слова, означающие активность, не управляемую личностью, во вторую – слова, означающие произвольную активность, вызванную потребностями и желаниями человека, и в третью – слова, означающие вынужденную активность человека, которую он проявляет против своего желания или при отсутствии такового (табл. 1).

Таблица 1. Классификация слов-понятий, характеризующих физиологические и психологические механизмы активности человека

Начало рефлекторному подходу в изучении механизмов поведения положил французский ученый Р. Декарт (первая половина XVII в.), говоривший о машинообразном характере поведения человека и животных. Однако машинообразность, рефлекс Р. Декарт относил только к неосознаваемым (телесным) функциям, куда, между прочим, он включил и ряд психических функций (ощущение, восприятие, представления, память, воображение, аффекты). Собственно психическим Р. Декарт считал только то, что пронизывается разумом или осознается мыслящей субстанцией. Наличие двух субстанций (телесной и духовной) привело к психофизическому параллелизму в понимании механизмов управления жизнедеятельностью и поведением человека, существованию двух независимых друг от друга механизмов, которые иногда вступают во взаимодействие друг с другом. Местом встречи духовного и телесного Р. Декарт считал шишковидную железу, с его точки зрения, – орган мыслящей субстанции.

 

Возможность… превращения сознательных произвольных движений в автоматические дала повод некоторым психологам утверждать, что и все вообще развитие психической жизни шло именно этим путем. С точки зрения волюнтаристической психологии, считающей волю основным принципом психической жизни, нет ничего невозможного в том, что все действия и движения живых существ вначале были произвольны, а затем, по мере повторения и привыкания, сделались механическими. С этой точки зрения и рефлекс когда-то на первых ступенях своего возникновения был также произвольным, сознательным двигательным актом, а затем механизировался.

В противоположность этому другая школа утверждает, что, напротив, волевое усилие представляет собой нечто вторичное, производное и что сознательные волевые акты возникли уже в самом конце эволюции, как ее венец и завершение. Согласно этой теории, развитие волевых действий шло таким образом: вначале, на первых ступенях животной жизни, существовали лишь самопроизвольные движения и простые, бессознательные рефлексы, представлявшие собой реакцию организованной материи на внешние раздражения. Благодаря многократному повторению одних и тех же двигательных реакций возникли явления памяти или смутно сознаваемые представления о тех движениях, которые раньше совершались. Эти двигательные представления и явились, согласно упомянутой выше теории, зачатками сознательных волевых актов. Когда человек хочет чего-нибудь достигнуть, то в его сознании возникает, с одной стороны, представление о цели данного действия, а с другой стороны – представление о тех движениях, которые нужно совершить для достижения этой цели.

Лазурский А. Ф. Волевые процессы. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001. С. 233–234

В целом в поведении и деятельности человека Р. Декарт выделил три уровня: безусловно-рефлекторные акты, страсти души и, наконец, мышление и волю, с которыми связано осуществление произвольных актов.

Животное управляется своими органами, человек управляет своими органами и господствует над ними.

И. В. Гёте

Эволюционное учение Ч. Дарвина дало сильный толчок к стремлению ученых свести к минимуму различия между человеком и животными. На первые позиции в изучении механизмов управления поведением вышли физиологи. И здесь в первую очередь надо назвать великого русского ученого И. М. Сеченова.

Детерминизм И. М. Сеченова состоит в том, что вся внешняя активность человека, включая и высшую произвольность, связанную с мотивами долга, любви к Родине и т. п., рассматривалась им как рефлексы, которые начинаются с чувственного возбуждения, а не по велению абстрактной воли. А значит, причинность поведения человека материальна, объективна, поскольку вызывающие чувственное возбуждение сигналы тоже материальны, объективны.

Особое место И. М. Сеченов отвел волевой (произвольной) активности человека, выделяя в ней не только физиологические механизмы, но и психологические. В связи с этим он писал: «Воля властна пускать в ход в каждом данном случае не только ту форму движения, которая ему наиболее соответствует, но любую из всех, которые вообще известны человеку. Мне хочется плакать, а я могу петь веселые песенки, танцевать; меня тянет вправо, а я иду влево; чувство самосохранения говорит мне “стой, там тебя ожидает смерть”, а я иду дальше. Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, – это и деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения… Эта-то ярко осознаваемая возможность, выражающаяся в словах “я хочу и сделаю”, и есть та неприступная с виду цитадель, в которой сидит обыденное учение о произвольности» [1953, с. 177–178].

Хотя произвольное поведение человека у И. М. Сеченова и рефлекторно, но понимание рефлекса имеет существенные отличия от традиционного для того времени. Под «мозговой машиной» И. М. Сеченов понимал не простое передаточное устройство внешнего раздражителя на двигательный аппарат, а механизм, снабженный несколькими центрально-нервными придатками, от деятельности которых зависит конечный эффект воздействия внешнего импульса, т.  е. поведение человека: тормозные центры, центры эмоций, память о прежних воздействиях.

К сожалению, при дальнейшем развитии рефлекторной теории многое из взглядов И. М. Сеченова на произвольность поведения было утеряно, в частности исчезло понимание психологических механизмов. Произвольная регуляция свелась к условно-рефлекторной, и поведение человека, не говоря уже о поведении животных, во многом опять стало рассматриваться как машинообразное.

Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние (не взаперти, не в тюрьме и т. п.).

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 82–83

Сложность изучения проблемы воли состоит в том, что как в обыденном, так и в научном сознании воля понимается по-разному. В обыденном сознании она предстает то как свобода («вольный казак», «вольному воля»), то как выражение желания человека (вспомним «Сказку о золотом петушке» А. С. Пушкина: «Волю первую твою / Я исполню как мою»; или, например, в обыденном языке «делать что-то насильно» означает «делать против своей воли, желания»), то как проявление силы характера (противопоставление: волевой – безвольный). Этот разнобой в обыденном понимании воли нашел отражение и в научном ее понимании двумя противоборствующими направлениями. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое – с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения человека, которая превращает его чуть ли не в автомат.

С аффектами тесно связан следующий класс важных сложных длительных процессов – волевые процессы. Часто еще и в наше время принимают волю за особый, специфический психический элемент или же сущность ее усматривается в представлении действий с известным намерением. Более точное исследование волевого процесса по его субъективным и объективным признакам показывает, однако, что он самым тесным образом связан с аффектами и поэтому может наряду с ними считаться течением чувствований.

Нет ни одного акта воли, в который не входили бы более или менее интенсивные чувствования, соединяющиеся в аффект. Характерное отличие волевого процесса от аффекта заключается, в сущности, лишь в конечной стадии непосредственно предшествующего волевому действию и сопровождающего его процесса. Если эта конечная стадия отпадает, то остается чистый аффект. Так, например, мы говорим об аффекте гнева, если человек выказывает свое гневное возбуждение только в выразительных движениях; напротив, мы говорим о действии под влиянием аффекта, если человек в гневе, например, свалит своего противника ударом на пол. Во многих случаях аффекты и их содержания чувствований, образующие конституирующие составные части волевого процесса, бывают слабые, но совсем они никогда не отсутствуют. Произвольное действие без аффекта, на основании чисто интеллектуального обсуждения, как оно допускалось многими философами, вообще не возможно. Но волевые процессы, конечно, отличаются при этом от обыкновенных аффектов некоторыми признаками, придающими воле ее своеобразный характер. Во-первых, определенные, входящие в волевой процесс представления, более или менее окрашенные в чувствования, находятся в непосредственной связи с конечной стадией, волевым поступком, и последний подготовляется этой связью. Мы называем такие подготовляющие, связанные с чувствованиями, представления мотивами или «побудительными причинами» действия, «побуждениями» к поступку. Во-вторых, эта конечная стадия состоит из характерных чувствований, которые повторяются при всех волевых явлениях в сходной по существу форме. Обыкновенно мы называем их чувствованиями деятельности, активности. Они слагаются… из чувствований возбуждения, напряжения и разряда. При этом возбуждение и напряжение предшествуют заключительному действию, разряд в связи с возбуждением сопровождает его и продолжается еще некоторое время спустя.

Вундт В. 2002. С. 44–45

…Хотя существовало немало попыток игнорировать понятие воли – исключить его из научного психологического словаря, передать его в ведение философии или вовсе объявить «несуществующим», – авторы серьезных теорий и подходов считали необходимым обращаться к обсуждению проблем воли в рамках своего категориального аппарата.

Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 15

При этом одни авторы под волей понимают всякую произвольную регуляцию (либо более широко, что приводит к волюнтаризму; либо более узко, трактуя волю как произвольную мотивацию), другие же склонны учитывать только те акты человеческого поведения, которые ориентированы на преодоление трудностей и препятствий. Последнее направление по существу понимает волю как силу воли (отсюда и характеристики человека как волевого или безвольного). Совершенно очевидно, что понимание воли сквозь призму свободы воли (что хочу, то и делаю, вопреки необходимости, ситуации) явно противоречит пониманию воли как, прежде всего, силы воли, когда человек ограничивает свои желания, побуждения, исходя из целесообразности, обстоятельств. Отсюда проистекает существующая неоднозначность в понимании волевой (произвольной) и неволевой активности. С другой стороны, в физиологии имеется тенденция сводить волю к речевым самоприказам, к саморегуляции с участием второй сигнальной системы.

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что в работах одних исследователей (В. А. Иванников) наблюдается стремление вытеснить из волевой сферы психические явления, которые могут быть объяснены и без использования понятия «воля» (появляется даже тенденция, по примеру западной психологии, тему «Воля» в учебниках вообще не рассматривать), другие же исследователи (В. К. Калин), наоборот, считают, что многие ранее полученные факты необходимо трактовать именно с позиции теории воли.

Высказываются различные точки зрения относительно природы волевого усилия, состава и сущности разных волевых качеств, способов их развития. Значительные трудности имеются и при определении уровня развития этих качеств. Отсутствие экспериментальных методов изучения многих волевых качеств, с точной количественной фиксацией характеристик волевого поведения, вынуждает прибегать к субъективным методам исследования – наблюдению и интерпретации поведенческих актов, опросу, самооценке. Часто результаты объективного и субъективного изучения волевых проявлений существенно расходятся. Кроме того, на проявление волевых качеств значительное влияние оказывает сила мотива, которая точно не измеряема.

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, подчас причисление того или иного автора к какому-либо направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им точке зрения можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.

Воля | Encyclopedia.com

Документ, в котором человек указывает метод, который будет применяться при управлении и распределении его имущества после его смерти.

Завещание является юридическим документом, который позволяет лицу, наследодателю, принимать решения о том, как его имущество будет управляться и распределяться после его смерти. В общем праве документ, распоряжающийся личным имуществом, назывался «завещанием», тогда как завещание распоряжалось недвижимым имуществом. Со временем это различие исчезло, так что завещание, иногда называемое «последней волей и завещанием», распоряжается как недвижимым, так и личным имуществом.

Если лицо не оставит завещания или завещание будет признано недействительным, лицо считается умершим без завещания, что приводит к разделу имущества в соответствии с законами происхождения и распределения штата, в котором проживало лицо. Из-за важности завещания закон требует, чтобы оно имело определенные элементы, чтобы быть действительным. Помимо этих элементов, завещание может быть признано недействительным, если наследодатель составил завещание в результате неправомерного влияния, мошенничества или ошибки.

Завещание служит множеству важных целей. Это позволяет человеку выбирать своих наследников, а не разрешать государственным законам о происхождении и распределении выбирать наследников, которые, хотя и являются кровными родственниками, могут быть людьми, которые не нравятся наследодателю или с которыми он не знаком. Завещание позволяет человеку решить, какое лицо может лучше всего служить распорядителем его имущества, справедливо распределяя имущество среди бенефициаров, защищая их интересы, вместо того, чтобы позволять суду назначать незнакомца в качестве администратора. Завещание гарантирует право человека выбрать человека, который будет служить опекуном для воспитания его малолетних детей в случае его смерти.

Когда в 1976 году умер миллиардер-отшельник Говард Хьюз, оказалось, что он не оставил завещания. Поверенные и руководители корпораций Хьюза начали интенсивные поиски завещания, в то время как росли предположения, что Хьюз мог оставить голографическое (написанное от руки) завещание. Один адвокат публично заявил, что Хьюз спрашивал его о законности голографического завещания.

Вскоре после того, как адвокат сделал заявление, голографическое завещание, предположительно написанное Хьюзом, появилось на столе в штаб-квартире Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Солт-Лейк-Сити, более известной как мормонская церковь. После предварительной проверки эксперт по документам пришел к выводу, что завещание могло быть написано Хьюзом. Затем мормонская церковь подала завещание в окружной суд Лас-Вегаса, штат Невада, где велось оформление имущества Хьюза.

Завещание, которое стало известно как Мормонское завещание, привлекло внимание всей страны к положению, согласно которому одна шестнадцатая часть состояния, оцениваемого в 156 миллионов долларов, передается Мелвину Думмару, владельцу небольшой заправочной станции в Уилларде, штат Юта. Думмар сообщил репортерам, что в 1975 году он подобрал человека, представившегося Говардом Хьюзом, и высадил его в Лас-Вегасе.

Хотя Думмар сначала сказал, что ему ничего не известно о завещании или о том, как оно появилось в штаб-квартире церкви, позже он заявил, что мужчина приехал на его станцию ​​техобслуживания и дал ему завещание с инструкциями доставить его в Солт-Лейк-Сити. Думмар сказал, что уничтожил инструкции.

Следователи обнаружили, что Думмар проверил библиотечный экземпляр книги под названием «Обман», в которой рассказывается история о подделке Клиффордом Ирвингом «автобиографии» Хьюза. Книга содержала образцы почерка Хьюза. Эксперты по документам показали, что почерк Хьюза изменился до того, как предположительно было написано завещание мормонов. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что завещание было грубой подделкой. Тем не менее, потребовалось семимесячное судебное разбирательство и миллионы долларов от имения Хьюза, чтобы доказать, что завещание было подделкой. В итоге суд постановил, что завещание было подделкой.

Действительное завещание не найдено. История Думмара позже стала сюжетом фильма 1980 года «Мелвин и Ховард».

дальнейшее чтение

Фриз, Пол Л. 1986. «Говард Хьюз и Мелвин Думмар: факты криминалистики против фантастики». Журнал криминалистики 31 (январь).

Маркс, Марлен Адлер. 1981. «Там, где есть воля… Роден окупается после фиаско Говарда Хьюза». Национальный юридический журнал (5 января).

Право распоряжаться имуществом по завещанию полностью регулируется законом. С 19В 70-х годах многие штаты полностью или частично приняли единый кодекс наследства, который пытается упростить законы, касающиеся завещаний и наследства. Когда человек умирает, закон его места жительства (постоянного проживания) будет контролировать способ распределения его личного имущества, такого как деньги, акции или автомобили. Недвижимое имущество, такое как ферма или свободная земля, перейдет к предполагаемым наследникам в соответствии с законом штата, в котором находится имущество. Хотя наследодатель может осуществлять значительный контроль над распределением имущества, законы штатов защищают супругов и детей, гарантируя, что супруг получит минимальное количество имущества, независимо от положений завещания.

Требования к завещанию

Действительное завещание не может существовать, если не присутствуют три основных элемента. Во-первых, должен быть дееспособный завещатель. Во-вторых, документ, претендующий на роль завещания, должен соответствовать требованиям к исполнению статутов, часто называемых Статутом завещаний, призванных гарантировать, что документ не является мошенничеством, а является честным выражением намерения наследодателя. В-третьих, должно быть ясно, что завещатель хотел, чтобы документ имел юридическую силу завещания.

Если завещание не удовлетворяет этим требованиям, любое лицо, имеющее финансовую заинтересованность в наследственном имуществе в соответствии с законами о наследовании и распределении, может подать иск в суд по наследственным делам, чтобы оспорить действительность завещания. Лица, которые наследуют по завещанию, являются сторонниками завещания и защищают его от такого нападения. Это разбирательство известно как конкурс завещания. Если люди, выступающие против принятия завещания к завещанию, добьются успеха, имущество наследодателя будет разделено в соответствии с законами о происхождении и распределении или положениями более раннего завещания, в зависимости от обстоятельств дела.

Дееспособный наследодатель Дееспособный наследодатель — это лицо, находящееся в здравом уме и достигшее необходимого возраста на момент составления завещания, а не на дату его смерти, когда оно вступает в силу. Любой человек старше минимального возраста, обычно 18 лет, по закону способен составить завещание, если он дееспособен. Лицо, не достигшее минимального возраста, умирает без завещания (независимо от усилий по составлению завещания), и его имущество будет разделено по законам происхождения и распределения.

Физическое лицо обладает дееспособностью по завещанию (в здравом уме), если оно способно понимать характер и размер своего имущества, естественные объекты своего дара (кому он хотел бы оставить имущество) и характер завещательного акта (распределение его имущества после его смерти). Он также должен понимать, как связаны эти элементы, чтобы он мог выразить способ распоряжения имуществом.

Наследодатель считается психически недееспособным (неспособным составить завещание), если он имеет признанный тип умственной отсталости, например тяжелое психическое заболевание. Простые эксцентричности, такие как отказ от купания, не считаются безумием, равно как и ошибочные убеждения или предубеждения в отношении членов семьи. Лицо, употребляющее наркотики или алкоголь, может законно исполнить завещание, если оно не находится под воздействием наркотиков или в состоянии алкогольного опьянения в момент составления завещания. Неграмотность, преклонный возраст или тяжелое физическое заболевание не лишают человека завещательной способности автоматически, но являются факторами, которые следует учитывать наряду с конкретными обстоятельствами дела.

Исполнение завещания

В каждом штате есть законы, предписывающие формальности, которые необходимо соблюдать при составлении действительного завещания. Требования касаются написания, подписания, засвидетельствования или аттестации завещания в дополнение к его публикации. Эти законодательные гарантии не позволяют предварительным, сомнительным или вынужденным выражениям желания контролировать способ распределения имущества лица.

Письменная форма Завещания обычно должны быть составлены в письменной форме, но могут быть на любом языке и подписаны любым материалом или устройством на любом веществе, что приводит к постоянной записи. Как правило, большинство завещаний печатается на бумаге, чтобы удовлетворить это требование. Многие штаты не признают действительным завещание, написанное от руки и подписанное завещателем. В штатах, которые принимают такое завещание, называемое голографическим завещанием, оно обычно должно соблюдать формальности исполнения, если только это не предусмотрено законом. В некоторых юрисдикциях также требуется, чтобы такие завещания были датированы рукой наследодателя.

Подпись Завещание должно быть подписано завещателем. Любая отметка, такая как X , ноль, галочка или имя, предназначенное компетентным завещателем в качестве его подписи для удостоверения подлинности завещания, является действительной подписью. Некоторые штаты разрешают другому лицу подписать завещание за наследодателя по указанию или просьбе наследодателя или с его согласия.

Законы многих штатов требуют, чтобы подпись наследодателя стояла в конце завещания. Если это не так, все завещание может быть признано недействительным в этих штатах, и имущество наследодателя перейдет в соответствии с законами о происхождении и распределении. Завещатель должен подписать завещание до того, как его подпишут свидетели, но обычно допускается обратный порядок, если все подписывают как часть одной сделки.

Свидетели По закону требуется определенное количество свидетелей для завещания. Большинству требуется два, хотя другим требуется три. Свидетели подписывают завещание и должны быть в состоянии засвидетельствовать (удостоверить), что наследодатель был дееспособен в момент составления завещания.

Хотя для свидетеля нет формальных требований, важно, чтобы свидетель не имел финансовой заинтересованности в завещании. Если у свидетеля есть интерес, его показания об обстоятельствах будут подозрительными, потому что он получит выгоду от их признания для завещания. В большинстве штатов такие свидетели должны либо «очистить» свои интересы по завещанию (утратить свои права по завещанию), либо им будет запрещено давать показания, тем самым нарушая завещательный план наследодателя. Однако, если свидетель также будет наследовать в соответствии с законами о происхождении и распределении в случае признания завещания недействительным, он лишится только процентов, превышающих сумму, которую он получил бы, если бы завещание было признано недействительным.

Подтверждение От наследодателя обычно требуется опубликовать завещание, то есть заявить свидетелям, что инструмент является его завещанием. Это объявление называется подтверждением. Однако ни одно государство не требует, чтобы свидетели знали содержание завещания.

Хотя в некоторых штатах требуется, чтобы наследодатель подписал завещание в присутствии свидетелей, в большинстве штатов требуется только подтверждение подписи. Если завещатель показывает подпись на завещании, которое он уже подписал, свидетелю и признает, что это его подпись, тем самым признается завещание.

Аттестация Аттестационная оговорка представляет собой сертификат, подписанный свидетелями к завещанию, в котором перечисляется выполнение формальностей исполнения, которые соблюдали свидетели. Обычно не требуется, чтобы завещание было действительным, но в некоторых штатах оно является доказательством того, что утверждения, сделанные в аттестации, верны.

Намерение завещателя

Для того, чтобы завещание было признано завещательным, должно быть ясно, что завещатель действовал свободно, выражая свое завещательное намерение. Завещание, составленное в результате неправомерного влияния, мошенничества или ошибки, может быть признано полностью или частично недействительным в ходе процедуры завещания.

Неправомерное влияние Неправомерное влияние – это давление, которое лишает человека свободной воли для принятия решений, заменяя волю влиятельного лица. Суд признает неправомерным влияние, если на наследодателя можно было оказать влияние, на наследодателя было оказано неправомерное влияние, и положения завещания отражают последствия такого влияния. Простой совет, убеждение, привязанность или доброта сами по себе не являются неправомерным влиянием.

Вопросы о неправомерном влиянии обычно возникают, когда завещание несправедливо касается лиц, которые, как считается, являются естественными объектами щедрости наследодателя. Однако неправомерное влияние не устанавливается неравенством положений завещания, поскольку это мешало бы возможности наследодателя распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Примеры неправомерного влияния включают в себя угрозы насилием или уголовным преследованием наследодателя или угрозу оставить больного наследодателя.

Мошенничество Мошенничество отличается от неправомерного влияния тем, что первое включает в себя искажение существенных фактов другому лицу, чтобы убедить его составить и подписать завещание, которое принесет пользу лицу, которое искажает факты. Завещатель по-прежнему действует свободно при составлении и подписании завещания.

Существует два типа мошенничества: мошенничество при исполнении и мошенничество при побуждении. Когда человек обманывается другим относительно характера или содержания документа, который он подписывает, он становится жертвой мошенничества при исполнении. Мошенничество при исполнении включает ситуацию, когда содержание завещания заведомо искажено наследодателю кем-то, кто извлечет выгоду из искажения.

Мошенничество при побуждении происходит, когда лицо сознательно составляет завещание, но его условия основаны на существенном искажении фактов, сделанном наследодателю кем-то, кто в конечном итоге получит выгоду.

Лица, лишенные выгоды по завещанию из-за мошенничества или неправомерного влияния, могут получить помощь только путем оспаривания завещания. Если суд обнаружит мошенничество или неправомерное влияние, он может помешать правонарушителю получить какую-либо выгоду от завещания и может распределить имущество среди тех, кто оспаривал завещание.

Ошибка Когда наследодатель намеревался исполнить завещание, но по ошибке подписал не тот документ, этот документ не будет исполнен. Такие ошибки часто случаются, когда муж и жена составляют взаимные завещания. Документ, на котором стоит подпись наследодателя, не отражает его завещательного намерения, и поэтому его имущество не может быть разделено в соответствии с его условиями.

Особые виды завещаний

Законодательство некоторых штатов признает определенные виды завещаний, которые оформляются менее формально, чем обычные завещания, но только в том случае, если завещания составлены при обстоятельствах, снижающих возможность мошенничества.

Голографические завещания Голографическое завещание полностью написано и подписано почерком наследодателя, например, письмо, в котором конкретно обсуждается предполагаемое распределение имущества после его смерти. Многие государства не признают действительность голографических завещаний, а те, которые признают, требуют соблюдения формальностей исполнения.

Нункапационные завещания Нункапационные завещания — это устные завещания. Большинство штатов не признают действительность таких завещаний из-за большей вероятности мошенничества, но те, которые действительно предъявляют определенные требования. Завещание должно быть составлено во время последней болезни наследодателя или в ожидании неминуемой смерти. Завещатель должен указать свидетелям, что он хочет, чтобы они засвидетельствовали его устное завещание. Такое завещание может распоряжаться только личным, а не недвижимым имуществом.

Завещания солдат и матросов В некоторых штатах действуют законы, смягчающие требования к исполнению завещаний, составленных солдатами и матросами во время прохождения военной службы или в море. В этих ситуациях устное или рукописное завещание наследодателя может передавать личную собственность. В тех случаях, когда такие завещания признаются, законы часто предусматривают, что они действительны только в течение определенного периода времени после ухода наследодателя со службы. Однако в других случаях завещание остается в силе.

Отзыв завещания

Завещание является амбулаторным, что означает, что дееспособный завещатель может изменить или отозвать его в любое время до своей смерти. Отзыв завещания происходит, когда лицо, составившее завещание, предпринимает какие-либо действия, чтобы указать, что оно больше не хочет, чтобы его положения были обязательными, и закон подчиняется его решению.

Чтобы аннулирование было действительным, намерение наследодателя, прямое или подразумеваемое, должно быть ясным, и акт аннулирования должен иметь место, соответствующий этому намерению. Лица, желающие отменить завещание, могут использовать кодицил, который представляет собой документ, который изменяет, отменяет или исправляет часть или все законно оформленное завещание. Когда лицо исполняет дополнение, которое отменяет некоторые положения предыдущего завещания, суды признают это действительным отзывом. Точно так же новое завещание, полностью отменяющее предыдущее, указывает на намерение наследодателя отменить завещание.

Заявления, сделанные человеком во время или около того, что он преднамеренно уничтожает свое завещание, сжигая, калеча или разрывая его, ясно демонстрируют его намерение отозвать.

Иногда аннулирование происходит в силу закона, например, в случае брака, развода, рождения ребенка или продажи имущества, предусмотренного завещанием, что автоматически изменяет юридические обязанности наследодателя. Во многих штатах предусмотрено, что, когда наследодатель и супруг развелись, но завещание наследодателя не было пересмотрено после изменения семейного положения, любое распоряжение бывшему супругу отменяется.

Защита семьи

Стремление общества защитить супруга и детей наследодателя является основной причиной как для разрешения завещательного распоряжения имуществом, так и для ограничения свободы наследодателей.

Оставшийся в живых супруг Три предусмотренных законом подхода к защите пережившего супруга от лишения наследства: приданое или реверанс, выборная доля и совместное имущество.

Приданое или реверанс По общему праву жена имела право на приданое, пожизненное право на одну треть земли, принадлежавшей ее мужу во время брака. Реверанс был правом мужа на пожизненную долю во всех землях его жены. Большинство штатов отменили гражданское приданое и реверанс и приняли законы, предусматривающие одинаковое обращение с мужем и женой. Некоторые статуты обуславливают приданое и реверанс выплатой долгов, а другие распространяют права на личную собственность, а также на землю. В некоторых штатах допускается приданое или реверанс в дополнение к положениям завещания, хотя в других штатах приданое и реверанс используются вместо положений завещания.

Избирательная доля Хотя наследодатель может распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, закон признает, что переживший супруг, который обычно способствовал накоплению имущества во время брака, имеет право на долю в имуществе. В противном случае этот супруг может в конечном итоге стать зависимым от государства. По этой причине выборная доля была установлена ​​​​статутом в штатах, не имеющих общественной собственности.

Законодательство большинства штатов позволяет оставшемуся в живых супругу избрать либо установленную законом долю (обычно одну треть имущества, если дети выжили, либо половину в противном случае), то есть долю, которую супруг получил бы, если бы наследодатель умер, не оставив завещания или положение, сделанное в завещании супруга. По общему правилу оставшимся в живых супругам запрещается получать свою выборную долю, если они несправедливо совершили дезертирство или двоеженство.

Супруг, как правило, может отказаться от своих законных прав на выборную долю, приданое или приданое или присягу либо по добрачному (также называемому предсвадебным), либо по послебрачному соглашению, если оно справедливо и заключено со знанием всех соответствующих фактов. . Такие соглашения должны быть заключены в письменной форме.

Общая собственность В системе совместной собственности муж и жена обычно рассматриваются как совладельцы имущества, приобретенного одним из них во время брака. В случае смерти одного оставшийся в живых имеет право на половину имущества, а остаток переходит по воле умершего.

Дети Как правило, родители могут полностью лишить своих детей наследства. Суд оставит в силе такие положения, если наследодатель специально упомянет в завещании, что он намеренно лишает наследства определенных названных детей. Однако во многих штатах действуют положения о наследниках с предварительным сроком действия, которые дают детям, рожденным или усыновленным после исполнения завещания и не упомянутым в нем, долю без завещания, если только упущение не кажется преднамеренным.

Другие положения об ограничениях завещания

Закон сделал другие исключения из общего правила, согласно которому наследодатель имеет безусловное право распоряжаться своим имуществом любым способом, который он считает нужным.

Благотворительные пожертвования Многие законы штатов защищают семью наследодателя от лишения наследства, ограничивая право наследодателя делать благотворительные пожертвования. Такие ограничения обычно действуют только в том случае, если в живых остались близкие родственники, такие как дети, внуки, родители и супруги.

Благотворительные пожертвования ограничены определенным образом. Например, сумма подарка может быть ограничена определенной долей имущества, обычно 50 процентами. Некоторые штаты запрещают дарение на смертном одре благотворительным организациям, признавая недействительными подарки, которые наследодатель делает в течение определенного периода до смерти.

Отчуждение и отмена Отчуждение – это когда лицо делает заявление в своем завещании о передаче некоторого имущества другому лицу, а затем отказывается от этого заявления, либо изменяя имущество, либо удаляя его из имущества. Списание — это процесс определения порядка, в котором имущество в недвижимости будет применяться для оплаты долгов, налогов и расходов.

Дары, которые лицо должно получить по завещанию, обычно классифицируются в соответствии с их характером для целей принятия и уменьшения. Конкретное завещание — это дар определенного идентифицируемого предмета личного имущества, такого как старинная скрипка, тогда как конкретное изобретение — это идентифицируемый подарок в виде недвижимого имущества, такого как специально обозначенная ферма.

Демонстративное завещание — это дарение определенного количества имущества — например, 2000 долларов — из определенного фонда или идентифицируемого источника имущества, такого как сберегательный счет в определенном банке.

Общее завещание – это дарение имущества, подлежащее оплате из общего имущества наследодателя, например, дар в размере 5000 долларов.

Остаточный дар — это дар оставшейся части имущества после удовлетворения других распоряжений.

Когда определенные завещания и завещания больше не находятся в наследственном имуществе или существенно изменились в своем характере на момент смерти наследодателя, это называется усыновлением путем погашения и происходит независимо от намерения наследодателя. Если наследодатель специально указывает в своем завещании, что бенефициар получит свои золотые часы, но часы украдены до его смерти, подарок признается и наследодатель не имеет права ни на что, в том числе на какие-либо страховые выплаты, произведенные в наследство в качестве возмещения потеря часов.

Принятие путем сатисфакции происходит, когда наследодатель при жизни дарит своему предполагаемому бенефициару все или часть дара, который он намеревался подарить бенефициару в ее завещании. Воля наследодателя является существенным элементом. Усыновление путем сатисфакции применяется как к общему, так и к конкретному наследству. Если предмет дарения, сделанного при жизни наследодателя, совпадает с предметом, указанным в завещательном положении, предполагается, что подарок заменяет завещательный дар, если существуют отношения родитель-ребенок или бабушка-дедушка-родитель. .

В процессе уменьшения намерение наследодателя, если оно выражено в завещании, определяет порядок, в котором собственность будет уменьшаться для уплаты налогов, долгов и расходов. Там, где завещание умалчивается, обычно применяется следующий порядок: остаточные дары, общие завещания, показательные завещания и конкретные завещания и завещания.

дальнейшее чтение

Браун, Гордон В. 2003. Управление завещаниями, трастами и имуществом. 3-е изд. Клифтон-Парк, Нью-Йорк: Обучение Томсона / Делмара.

перекрестные ссылки

Налоги на наследство и дарение; Исполнители и администраторы; Муж и жена; незаконность; Воля к жизни; Родитель и Ребенок; Постбрачное соглашение; добрачный договор; Доверять.

Психология: 1

Психология: 1 Центр Жака Маритена: Психология / Майкл Махер, С.Дж.

ГЛАВА I.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ.

Определение. — Психология ( tês psuchês logos ) — это та отрасль философии, которая изучает человеческий разум или душу. Под разумом или душой ( psuche ) понимается мыслящий принцип, то, посредством чего я чувствую, знаю и желаю и чем оживляется мое тело. Термины «Я», «Я», «Дух» используются как синонимы разума и души, и, хотя некоторые из них связаны с небольшими различиями, нам будет удобно (за исключением тех случаев, когда мы специально обращаем внимание на расхождения значений) следовать общему употреблению. и использовать их как практически эквивалентные.

Субъективное и объективное. — В современной философии разум также называется Субъектом, особенно в отличие от внешнего мира, который характеризуется как Объект. Прилагательное субъективное аналогичным образом противопоставляется объективному , так как обозначает ментальное в противоположность внементальному фактам, что относится к знающему разуму в отличие от что относится к объекту известно . Таким образом, ход мысли, эмоция и сон называются субъективными; а лошадь, выборы и война — объективные реальности. Таковы основные значения этих терминов, но значения различаются у разных авторов. {1}

Возражение. — Здесь нам могут возразить, что мы необоснованно постулируем в самом начале нашей работы самую спорную доктрину во всей психологической науке — существование некой «непостижимой сущности», называемой душой. На это мы ответим, что в настоящее время мы используем этот термин только условно, чтобы указать на источник или корень наших сознательных состояний. Мы не делаем никаких предположений относительно природы этого принципа. Будь то мозг, нервная система, весь организм или чистый дух, мы пока не пытаемся решить. Но мы утверждаем, что, употребляя знакомые термины «душа» и «разум» для обозначения этой кажущейся связи, мы оправдываемся тем очевидным фактом, что наши различные ментальные состояния проявляются как связанные вместе в единое единство.

Область психологии. — Итак, предметом нашей науки является Душа или Разум. Психолог исследует те явления, которые мы называем ощущениями, восприятиями, мыслями, волями и эмоциями; он их анализирует, классифицирует и стремится свести их к наименьшему числу основных видов деятельности. Он изучает природу их действия и законы, управляющие их действиями, и старается изложить свод общих истин, которые точно описывают их главные и наиболее характерные особенности. Но психология не может отдыхать здесь. Хочет он того или нет, но психология неизбежно является ветвью философии. {2} Он не может удовлетвориться простым обобщением фактов; он должен перейти к исследованию внутренней природы и строения корня и субъекта этих явлений; он должен стремиться объяснить следствие его причиной. Следовательно, работа, которая не делает ничего, кроме описания и классификации операций ума, опуская все обсуждения, касающиеся самого ума, есть не что иное, как неудачная попытка психологической науки. {3} Ла Психология без любви , Гамлет без принца Датского. В чем смысл и ценность жизни? Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Эти вопросы всегда представляли глубокий интерес для человечества, и именно вера в то, что психология может пролить на них некоторый свет, всегда придавала такое значение этой отрасли философии.

Помимо того факта, что главный интерес человечества к психологии связан с ожиданием того, что оттуда можно извлечь некоторую информацию о природе самой души, есть еще одна причина для подробного рассмотрения здесь этих метафизических проблем. Два набора вопросов не могут быть изолированы. Они никогда не могут быть по-настоящему разделены. Наши окончательные выводы по многим жизненно важным философским проблемам с необходимостью определяются взглядом на природу психической деятельности в эмпирической части науки. Сенсуалистские учения, например, о восприятии, интеллектуальном познании или воле не могут быть согласованы ни с гегелевской, ни с интуиционистской концепцией духа. Следовательно, будет справедливо по отношению к читателю ясно указать на те философские выводы, к которым логически ведет представленная ему трактовка психических явлений. {4}

Эмпирическая и рациональная психология. — Обсуждение первых вопросов — исследование характера наших различных ментальных состояний и операций — разными авторами называется Феноменальной , Эмпирической или Экспериментальной Психологией ; в то время как исследование природы самого разума называется Рациональная психология . Сэр У. Гамильтон описывает эту вторую часть как психологию вывода или онтологию разума. {5} Термин Феноменальный применяется к первой части психологии, потому что она исследует различные явления ума, факты сознания. Он называется Эмпирическим или Экспериментальным , потому что у нас есть непосредственный опыт этих фактов: мы можем изучить их путем непосредственного наблюдения. Вторая часть нашего предмета отмечена эпитетом Рациональный , потому что излагаемые там истины достигаются не путем непосредственного опыта, а посредством рассуждений, основанных на выводах, сделанных в предыдущей части. В настоящей работе мы посвятили книгу I в основном эмпирической психологии, а книгу II. заключен к проблемам рациональной психологии. Мы, однако, не стремились сделать это разделение жестким: фактически, наше главное утверждение состоит в том, что полное и точное разделение двух разделов психологии невозможно. Таким образом, мы включили в нашу первую книгу некоторые вопросы о внешнем восприятии, памяти, происхождении идей, природе интеллектуальной деятельности и свободе воли, которые в наши дни обычно относят к сфере рациональной психологии. Две отрасли науки, конечно, используют как наблюдение, так и вывод; но в то время как частое обращение к фактам сознания является отличительной чертой первой стадии, на последней преобладает дедуктивное рассуждение. Исходя из знаний, полученных в эмпирической психологии о характере операций и деятельности ума, мы делаем дальнейшие выводы о природе и строении корня или субъекта этих действий. Знание следствия ведет нас к знанию причины; способ действия указывает на природу агента. Таким образом, мы можем надеяться, разумно сочетая рассуждения и наблюдения, чтобы прийти к хорошо обоснованной уверенности в существовании нематериальной души, ее отношениях с телом, ее происхождении и ее будущей судьбе.

Психология и космология. — Объем Психологии станет еще яснее, если указать, как она связана с другими родственными науками и как она отделена от них. В схеме строго метафизических ветвей умозрения она противостоит Космологии , как Философия духа философии природы. Последняя наука стремится исследовать внутреннее строение материи, природу пространства и времени и высшие принципы или законы, лежащие в основе и управляющие ходом Вселенной; тогда как психология ограничивается изучением субъективного мира, сознания человека.

Психология и логика. — Существуют, однако, и другие разделы философского знания субъективного характера; и Логика, и Этика имеют дело с умственной деятельностью. Что касается рациональной психологии , которая исследует природу самого духа, то нетрудно увидеть, чем она отличается от этих наук, поэтому при сравнении их нам нужно иметь в виду только эмпирическую психологию. И Психология и Логика изучают психические состояния, но если первое охватывает в пределах своего кругозора ощущения, эмоции, волю и все другие классы сознательных актов, то второе ограничивается рассмотрением познавательных операций и главным образом рассуждений. Опять же, точки зрения, с которых они подходят к своему предмету, различны. Психология рассматривает наши психические процессы как естественные явления, интересные сами по себе . Он стремится описать и классифицировать их, объяснить их генезис и открыть их законы или постоянные способы действия. Это действительно может случайно дать полезную информацию о приобретении привычек, развитии памяти и тренировке других способностей; но его основная цель спекулятивный . Логика, с другой стороны, интересуется умственными операциями как репрезентантами объективного факта . Это наука не о общем мышлении, а о правильном мышлении. Это менее чисто спекулятивная наука, и в глазах некоторых даже ее главная цель — практическая . Его цель — открытие общих канонов истины. Это, по словам св. Фомы, «наука, которая учит человека правильно упорядочивать действия интеллекта в поисках и достижении истины». Одним словом, в то время как психология изучает мышление только как предмет , Логика исследует его на предмет . Исследования психолога направлены на причинные связи между психическими состояниями и ведут к постижению совокупности естественных законов — общих истин, описывающих единообразия последовательности и сосуществования. среди таких государств. Те же логики сосредотачиваются на рациональных соотношениях интеллектуальных действий и приводят к формулировке свода нормальных законов — свода предписаний, — которым можно не подчиняться, но под угрозой ошибки. Помимо этих точек сходства и контраста, две науки связаны известной взаимозависимостью. Психология, как и любая другая наука, должна подчиняться правилам правильного рассуждения; он должен соблюдать каноны индуктивного и дедуктивного вывода и выполнять общие предписания логического метода. С другой стороны, обоснованность мысли может быть серьезно затронута ее происхождением. Материалы, с которыми работает логик, являются продуктами, проанализированными психологом, и, следовательно, хотя логика не основывается должным образом на психологии, ложная теория природы наших познавательных способностей может подорвать самые основы знания и привести к к неверию в существование всякой реальной истины. Поэтому логике иногда приходится обращаться к надежной системе психологии для обоснования своих фундаментальных предположений.

Психология и этика. Этика как наука о морали легко отличима от Психология . Он исследует правильный конец человеческого действия, природу и основания моральных различий, основания морального долга и санкции морали. Он классифицирует добродетели, пороки и обязанности и провозглашает правила правильного поведения. В то время как психология рассматривает нашу умственную деятельность в ее причинах, этика изучает ее в ее результатах, и в то время как логика стремится гармонизировать познание с порядком физического мира — Реальное ; Этика согласовывала бы волю с порядком морального мира — Идеала . {6} Однако при установлении существования моральных интуиций и демонстрации их характера необходимо обратиться к философии разума. Природа психической деятельности называется совесть, генезис нравственных чувств, формирование нравственных привычек и свобода воли, истина, от доказательства которой абсолютно зависит нравственная ответственность в ее общепринятом смысле; все эти вопросы — вопросы первостепенной важности для философа-моралиста — относятся к сфере психологии.

Психология и физиология. — Термин Биология иногда используется в широком смысле, чтобы охватить все отрасли знания, изучающие явления жизни. Точнее, он охватывает две взаимосвязанные физические науки: {7} Морфологию , изучающую строение живых организмов, и Физиологию , изучающую их функции. Последняя наука находится в тесной связи с психологией, как феноменальной, так и рациональной. Физиолог изучает различные операции нашей растительной жизни, он исследует действие пищеварения, дыхания, роста, питания и других жизненных процессов, происходящих внутри нас. Он наблюдает за работой наших различных органов и стремится сформулировать законы, которые будут выражать общие закономерности, проявляющиеся в совокупности операций, составляющих нашу физическую жизнь. Эти события воспринимаются внешними чувствами и в конечном счете сводятся к движениям в материи.

Таким образом, физиология отличается от эмпирической психологии как явлениями, из которых она рассматривает, так и способностью , с помощью которых эти явления постигаются. С другой стороны, она отделена от рациональной психологии как позитивная наука из физических проявления жизни из философской науки , которая стремится исследовать внутреннюю природу субъекта жизненных явлений, как физических , так и психических . Опять же, вегетативная и психическая деятельность, исходящие из одного и того же корня, взаимно влияют друг на друга. На наши ощущения, интеллектуальные операции, эмоции и волю глубоко влияет физическое состояние организма в данное время, и они, в свою очередь, видоизменяют характер функций физической жизни. Следовательно, как мы увидим в следующей главе, физиология образует важный дополнительный источник знаний для построения нашей науки эмпирической психологии.

Но рациональная психология все же больше занимается преподаванием физиологии. Его областью является исследование внутренней природы субъекта или корня как психических, так и вегетативных функций, а также отношений, существующих между этим субъектом и телом. Следовательно, его одинаково интересуют науки о сознательной и бессознательной жизни, и его окончательные выводы должны одинаково согласовываться с установленными истинами физиологии и эмпирической психологии.

Чтения — О достоинстве, полезности и масштабах психологии, ср. Сент-Томас, Комм. де Анима , Либ. Больной. 1, 2 Dr. Stöckl, Lehrbuch der Philosophie , §§ 1-3; Тилманн Пеш, SJ, Institutiones Psychologicae (Фрибург, 1897 г.), §§ 19–22, 28–30.


{1} На строгом языке слово ум обозначает одушевляющее начало как субъект сознания , а душа относится к нему как к корню все формы жизнедеятельности . Дух имеет еще более узкое расширение, чем разум, что, собственно, указывает на существо, способное к более высокому, рациональному или интеллектуальному порядку сознательной жизни. Эго и самость строго означают всю личность, состоящую из души и тела.

{2} Этимологически Философия ( philosophia ) эквивалентна любви к мудрости , но в очень раннее время она стала обозначать обладание высшим знанием или мудрость сама по себе. Мудрость или философия, понимаемая таким образом, определялась как наука о вещах в их последних причинах. Термин Метафизика также использовался как синоним Философии для обозначения науки, которая исследует первоосновы вещей. Метафизика была разделена на подразделы: Онтология или Собственно метафизика , также называемая Общая метафизика, изучающая природу и атрибуты Бытия вообще, и .0003 Специальная метафизика , включая Космологию, рациональное богословие и психологию , которые исследуют особые формы Бытия. Многие современные авторы используют термины «философия» и «метафизика» в очень расплывчатом и неопределенном смысле, чтобы обозначить исследование всех фундаментальных проблем, связанных с первоначальным происхождением, строением или концом вещей и природой знания.

{3} Тем не менее такое усеченное изложение предмета почти единогласно принимается английскими психологами. Конф. А. Бейн, {4} «Философские выводы, заложенные в самом сердце психологии, не исчезают, если их держать вне поля зрения. Некоторое мнение о природе разума и его отношениях с реальностью проявится почти на каждой странице, и тот факт, что это мнение вводится без сознательного намерения автора, может сбить с толку как автора, так и его читателя». (J. Dewey, , Psychology , p. IV.) Работа Хёффдинга — поразительная иллюстрация этого. {5} Метафизика Том. И. п. 125.

{6} Мы заметили только самые яркие точки контраста. Строго говоря, Логика занимается всей истиной — физической, метафизической и моральной. Полный отчет о области логики и ее отношениях с другими науками см. в G. H. Joyce, SJ, Principles of Logic , c. я.

{7} Термин позитивная наука часто используется для обозначения тех отраслей знания, которые имеют дело с законами явлений, фактами, наблюдаемыми на непосредственном опыте. Некоторые авторы ограничивали бы термин «наука» исключительно этим значением. Однако такое использование является незаконным. Цель науки — открыть причинно-следственную связь; следовательно, расследование первичные причины, которые собственно являются реальными причинами, имеют a fortiori право на этот титул.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts