Понятие о воображении в психологии: его разновидности, функции и механизмы, физиологические основы работы воображения

Определение воображения, его виды

19.08.2012

Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы. Образы фантазии формируются с участием других познавательных процессов. В то же время воображение, благодаря своей роли в целеполагании, обусловливает их протекание.

Чем сложнее предмет, тем в большей степени в его восприятии участвует воображение. Восприятие произведений изобразительного или музыкального искусства без воображения практически невозможно. Взаимосвязь воображения и мышления хорошо проявляется в проблемной ситуации. После анализа условий и требований творческой задачи, как мы уже отмечали, выдвигается гипотеза — она всегда возникает на основе целостного (нового!) образа ситуации. Проверяется же гипотеза прежде всего средствами логического мышления. Но вот гипотеза не подтвердилась. Снова активизируется воображение, появляется новое предположение и т.

д. — до тех пор, пока очередная гипотеза не будет признана соответствующей условиям и требованиям задачи. Воображение особенно активно участвует в познавательном процессе тогда, когда степень неопределенности ситуации велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат». Формирование образов воображения соотносится с понятием «мысленное конструирование».

Виды воображение различаются на пассивные и активные. Непреднамеренное пассивное воображение включается при ослабленной активности сознания, во сне, в полудремотном состоянии, при расстройствах сознания. Хороший пример — галлюцинации. Преднамеренные формы пассивного воображения называют грезами. Это недейственные проявления фантазии, это создание образов, замыслов, программ, которые заведомо не будут воплощены в жизнь. Все люди время от времени грезят о чем-то заманчивом и привлекательном. Но если человек слишком подвластен грезам, то он «создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни».

Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Первое проявляется в формировании субъективно новых образов по историческим описаниям, художественным текстам, географическим материалам, житейским диалогам и т.д. Ученик, слушающий рассказ учителя на уроке, приобретает знания о странах, в которых он никогда не был, о давно ушедших эпохах и событиях, о литературных героях. Следователь по показаниям очевидцев и другим данным воссоздает картину преступления, рабочий по двум проекциям чертежа быстро строит объемный образ детали. Все это примеры, относящиеся к воссоздающему воображению.

Просмотр телевизионной экранизации литературного произведения в каком-то отношении всегда полезен. Но если иметь в виду развитие воображения, то такой просмотр полезнее после чтения произведения, ибо в этом случае предоставляется интересная возможность сопоставить результаты собственного воссоздающего воображения с версией авторов экранизации.

В творческом воображении субъективная новизна образа выше, чем в воссоздающем. Нередко эта новизна становится вместе с тем и объективной, в том смысле, что образ означает новизну для группы людей, для некоторого сообщества, для человечества. Таковыми оказываются образы, опредмеченные в произведениях искусства, изобретениях, научных теориях. С психологической же точки зрения важна именно новизна образа для субъекта. Тут и разрешение проблемной ситуации школьником, детское изобразительное, техническое, музыкальное творчество.

Ключевые слова: Воображение

Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология

Материалы по теме

Физиологическая основа воображения

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Особенности развития воображения младших школьников

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Индивидуальные особенности воображения

Кураев Г. А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Рекламный образ

Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:…

Развитие воображения у детей

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Воображение и творческая деятельность

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Классификация воображения

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Является ли мечта видом воображения?

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Понятие о воображении, его основных видах и процессах

ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Воображение и проблемная ситуация. Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу.

В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности. Строго говоря, для того, чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол; как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, — одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны — выбор, например способа действия, осуществляется путем логических рассуждении, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. Например, некоторая неопределенность исходных данных сказывается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в литературном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев.

Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопределенности, чем конструктору или инженеру, поскольку закон человеческой психики и поведения во многом более сложи менее известны, чем законы физики.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что

воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной становится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления — здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для1 мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. | Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Виды воображения. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т. д. Создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности — фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Установив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру.

Как же возникают образы фантазии, ориентирующие человека в его практической и творческой деятельности, и какое их строение? Процессы воображения имеют аналитике-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и сохранять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом -созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образами другие тенденции.

Основная тенденция памятивозобновление образов в максимальном приближении к эталону, т.е. в конечном счете приближение к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в поведении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан. Основная тенденция воображения — преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. И та и другая тенденции являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом новом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.

Характеризуя воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Применительно к воображению, участвующему в художественном творчестве, это положение можно проиллюстрировать высказыванием К. Паустовского:

«Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметлое движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» — повесть, роман или поэму» [1].

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах (рис. 17).

Наиболее элементарная форма синтезирования образов —агглютинация — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках. Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон — сочетание фортепьяно и баяна).

По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан — огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета • и их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и т.д.

Возможный путь создания образа фантазии — заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры (рис. 18). В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Хороший пример схематизации — создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается от того, что наблюдается в процессах памяти). Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается подчинено потребностям и мотивам творчества. В дневнике С.А. Толстой есть запись, проливающая свет на специфику отбора ассоциаций в процессе творческого воображения Льва Толстого: «Сейчас Л.Н. Толстой мне рассказывал, как ему приходят мысли к роману: «Сижу я внизу, в кабинете, и разглядываю на рукаве халата белую шелковую строчку, которая очень красива. И думаю о том, как приходит в голову людям выдумывать все узоры, отделки, вышиванья; и что существует целый мир женских работ, мод, соображений, которыми живут женщины. Что это должно быть очень весело, и я понимаю, что женщины могут это любить и этим заниматься. И, конечно, сейчас же мои мысли (т.е. мысли к роману) Анна… И вдруг мне эта строчка дала целую главу. Анна лишена этих радостей заниматься этой женской стороной жизни, потому что она одна, все женщины от нее отвернулись, и ей не с кем поговорить обо всем том, что составляет обыденный, чисто женский круг занятий»» [2].

Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Какие ассоциации вызывает, например, вывеска мастерской «Ремонт часов»? Были зафиксированы следующие высказывания: «Ремонт часов… Мои часы давно нуждаются в чистке, отстают… Надо как-нибудь зайти сюда»; «Ремонт часов. .. Часовая мастерская у нас в микрорайоне есть, а вот обувная все никак не откроется» и т.д. Но вот на ту же вывеску упал взор поэта, и в результате появляется стихотворение, где вытягивается цепь ассоциаций, причиной возникновения которой оказывается внешнее впечатление (в данном случае вывеска), пропущенное сквозь фильтр соответствующего эмоционального состояния: «Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца», — ассоциирует поэт и просит: «Отремонтируйте мне год — он прожит неисправно». Этот необычный ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей, весьма существенная сторона творческой фантазии.


1 Паустовский К. Золотая роза // Собр. соч.: В 6-ти т. — М.: Гослитиздат, 1957. — Т. 2. — С. 498.

2 Дневники Софьи Андреевны Толстой (1860-1891). — М., 1928. — С. 36.



Определение и значение воображения — Merriam-Webster

воображение·​и·​нация i-ˌma-jə-nā-shən 

1

: действие или способность формирования мысленного образа чего-то, что не ощущается органами чувств или никогда прежде полностью не воспринималось в действительности

2

а

: творческие способности

б

: умение противостоять и решать проблемы : находчивость

используйте свое воображение и вытащите нас отсюда

с

: мыслящий или активный ум : интерес

истории, поразившие воображение

3

а

: создание разума

особенно : идеализированное или поэтическое творение

б

: вымышленное или пустое предположение

Синонимы

  • устройство
  • творчество
  • фантазии
  • фэнтези
  • фантазия
  • идея
  • воображение
  • изобретение
  • изобретательность
  • оригинальность
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Вы можете найти решение, если вы используете немного воображение . Автор не говорит нам, что происходит с героями. Мы должны использовать наше воображение . Он грамотный писатель, но ему не хватает воображения . Это только мое воображение , или здесь становится тепло?

Недавние примеры в Интернете Как и в случае с другими римейками с живыми актерами, Disney выдает отсутствие у себя воображения и существенное неправильное прочтение того, что в первую очередь сделало его первоначальную детскую игру такой радостью для зрителей. — Стервятник , 22 мая 2023 г. Миссия Seismique, ориентированная на сообщество, состоит в том, чтобы способствовать карьере начинающих художников, пробуждать воображение посетителей и предоставлять забавное место для образовательных мероприятий STEAM. — Робин Сослоу, хрон. , 14 мая 2023 г. Слишком много фаз, которые нужно развернуть, их повествования и образы слишком укоренились в воображении молодых кинематографистов будет изгнан в ближайшее время. — Энн Хорнадей, Washington Post , 11 мая 2023 г. В Пермском бассейне нет белых медведей, и его ландшафт не так сильно влияет на наше воображение, как нетронутая Арктика. — Лиза Фезерстоун, Новая Республика, , 5 мая 2023 г. Драма подчеркивает тот факт, что сам Чарльз вряд ли уволит популярную девятку. 0085 воображение . — Лаура Кинг, Los Angeles Times , 4 мая 2023 г. Благодаря естественному развитию игры игроки будут очень хорошо подготовлены к управлению любой ситуацией, ограниченной только их воображением . — Кристофер Круз, Rolling Stone , 26 апреля 2023 г. Мог ли этот провидец, чье воображение не знал границ и не следовал установленным правилам, представляете это последнее воплощение? — Лиззи Тиш, Town & Country , 25 апреля 2023 г. Но фильм Ритча, получивший приз зрительских симпатий за лучший международный полнометражный фильм на фестивале Fantasia в прошлом году, дает пищу для размышлений зрителям, готовым позволить идеям, а не визуальным эффектам разжечь свое футуристическое воображение . — Деннис Харви, 9 лет. 0085 Разнообразие , 24 апреля 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «воображение». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Среднеанглийский ymaginacioun, заимствован из англо-французского и латинского; Англо-французское ymaginacion, заимствовано из латыни imāginātiōn-, imāginātiō, из imāginārī «воображать» + -tiōn-, -tiō, суффикс словесного действия

Первое известное использование

14 век, в значение, определенное в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование воображение было в 14 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи Рядом с

воображение

воображаемая единица

воображение

воображаемый

Посмотреть другие записи поблизости 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAChicagoAPAMMercriam-Webster

«Воображение. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/imagination. По состоянию на 6 июня 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

воображение

сущ.

воображение·​и·​нация im-ˌaj-ə-nā-shən 

1

: действие или способность формирования ментальной картины чего-то несуществующего и особенно чего-то, чего человек не знал или не испытывал

2

: творческая способность

3

: создание разума

Медицинское определение

воображение

90 002 существительное

воображение·​и·​нация im-ˌaj-ə-ˈnā-shən 

: действие или процесс формирования сознательной идеи или мысленного образа чего-либо, никогда ранее полностью не воспринимавшегося в действительности тем, кто формирует образы (как посредством синтеза запомненных элементов предшествующих сенсорных переживаний или идей, измененных бессознательной защитой механизмы)

также : способность или дар формировать такие сознательные идеи или мысленные образы, особенно в целях художественного или интеллектуального творчества Перевод воображение для говорящих на арабском языке

Britannica. com: статья в энциклопедии о воображение

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

резкий

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Необходимость единой теории воображения — Свалка

Сообщение Луки Татео

Умножение «воображений» в современных социальных и гуманитарных науках приводит к логическому заключению: воображение — это повсеместное человеческое действие. Социологическое воображение, экологическое воображение, философское воображение, научное воображение, музыкальное воображение и т. д.: бесконечный список новых пар воображений наряду с бесконечным умножением «интеллектов» в психологии – эмоциональный; пространственный; математический; логический; визуальный; музыкальный; вы называете это (Гарднер, 2003). В результате мы имеем понятие, предваряемое прилагательным, которое не создает ничего, кроме сотой дисциплинарной границы, так что можно сказать: «Я работаю в экологическом воображении» и, вероятно, иметь новый журнал с таким же названием. Это ни к чему не приведет в продвижении нашего понимания воображения.

Возможно, пришло время переосмыслить воображение как высшую умственную функцию, которая присутствует во всех видах человеческой деятельности. Мой долгосрочный исследовательский проект, кульминацией которого стал том «Теория воображения, познания и понимания» (Татео, 2020), был направлен именно на переосмысление того, как мы рассматриваем воображение, и на разработку теории работы воображения как высшей психической функции. . Другими словами, я предлагаю разработать единую теорию воображения.

1.     Путь к воображению

Пока различные концепции воображения подчеркивают его инаковость по отношению к реальности и, так или иначе, по отношению к рациональности (Lapoujade, 2014). Изменчивость как в пространственном, так и во временном плане, воображение представляет собой нечто среднее между чувствами и интеллектом (Sepper, 2013). Прыжок из реальности, он отличается от состояний измененного сознания, таких как сновидения, хотя они имеют некоторые общие элементы, такие как преимущественно визуальная особенность. В истории человеческого мышления воображение всегда обладало странным амбивалентным очарованием. От Аристотеля до Авиценны, от Августина до Декарта тревожная неразрешимость природы продуктов воображения (были ли они божественными или дьявольскими по своему происхождению, фантазматическими или эмпирическими по своей природе, могли ли они быть заразными или нет и т. более низкий статус среди продуктов мысли. Доромантическая (Джамбаттиста Вико) и романтическая переоценка воображения (Татео, 2017а) придали ему мистический привкус сверхъестественного, но также и новую потенциальную эпистемическую функцию для того, что я называю эмпирические и эмпатические эпистемологии (Татео, 2020): воображение потенциально может быть формой знания.

Действительно, если мы посмотрим на историю науки (Татео, 2020), творческая работа подразумевается на всех этапах создания знаний, от идеи гипотез до разработки методов и интерпретации данных. Воображение представляет собой целенаправленное действие, осуществляемое в зависимости от ориентированной на будущее цели, и оно перемещает край опыта в будущее, создавая новые условия, которые приводят к возникновению новых целей и т. д. Существует ряд сведений о роли воображения. работа в научном процессе (Да Винчи, Ньютон, Гёте, Кекуле, Вант-Гофф, Эйнштейн, Хокинг и др.). Они показывают, как целенаправленно используется воображение в целом с другими психическими функциями через культурное опосредование. Воображение также используется в науке, чтобы понять, что происходит, что произошло и что будет, должно или должно произойти: другими словами, работа с воображением поддерживает выработку суждений и планов о прошлом, настоящем и будущем. Я здесь подчеркиваю особенность дополнительность , а не инаковость , то, что уже предвидел Юм в своем мысленном эксперименте с оттенками синего (Tateo, 2020).

2.     Воображение как высшая психическая функция

Все примеры, которые я привожу в книге (Tateo, 2020), приводят к аналогичному выводу: воображение не является альтернативой реальности и рациональности или их уменьшенной формой. Воображение является дополнительной формой наших способов познания. Поэтому я предлагаю две идеи, которые могут привести к единой теории воображения.

Во-первых, ориентация на воображение как на высшую психическую функцию. То есть что-то всегда работает со всеми другими психическими функциями при разработке символического значения. Это означает, что мы можем изучать социально-биологический генезис, развитие и функционирование воображения по мере изучения языка, мышления, обучения, эмоций и т. д. Таким образом, единая теория воображения будет изучать:

  • его исторические и культурные формы ;

  • его онтогенез и социогенез;

  • его культурные практики и инструменты в науке;

  • его связь с другими высшими психическими функциями (например, памятью, рефлексией, решением проблем и т. д.) и с процессами, не связанными с воображением;

  • его когнитивные, аффективные и этические аспекты;

  • педагогическая программа для развития воображения, как и других умственных функций, таких как речь или решение задач.

Во-вторых, творческая работа — это не просто петля из реальности, случайность, которая иногда обогащает (или мешает) рациональному мышлению. Воображение является необходимым, хотя и недостаточным условием познания. Работа с воображением и работа без воображения дополняют друг друга (рис. 1).

Рассмотрение воображаемой и невоображаемой работы как взаимодополняющей эпистемологической пары открывает совершенно новую область теоретических и эмпирических исследований в эпистемологии. Возникает ряд новых вопросов: актуальна ли творческая работа только в «контексте открытия» или также и в «контексте обоснования»? Можем ли мы считать воображение одной из эпистемологических добродетелей? Работает ли воображение только в порождении гипотез или также и в их фальсификации? Каковы отношения между воображением, знанием и пониманием? Можем ли мы связать воображение с множественными эпистемологиями, эпистемологической несправедливостью и исследованиями деколонизации (Pieterse & Parekh, 19).95)?

3.     Обширное воображение

Мы, вероятно, согласимся с тем, что воображение имеет порождающую функцию. Тем не менее, может быть немного более спорным, если сказать, что воображение также имеет регулирующую функцию, например, в роли эстетических переживаний для подавления некоторых нежелательных действий (Tateo, 2020). Например, все формы организованных религиозных культов в основном содержат эстетический компонент, направленный на поощрение желаемого поведения и препятствование нежелательному. Кроме того, воображению свойственна интерсубъективная и межпредметная черта. Пролептическое движение, которое позволяет нам уловить неустранимую инаковость другого человека или нечеловеческого существа, требует, по существу, творческой работы. Я имею в виду не только хорошо известную связь между воображением и эмпатией. Это поверхностное признание ключевой особенности. Я имею в виду тот факт, что интерсубъективность невозможна без взаимного подпитывания воображаемой и невоображаемой работы. Чтобы вести диалог и взаимно настраиваться, предсказывать и регулировать, я должен уметь воображать другого, воображающего меня, который способен воображать другого и так далее.

Таким образом, мы можем представить взаимодополняющую работу воображаемой и невоображаемой деятельности, перетекающей друг в друга в циклах расширяющих и регулирующих движений. Воображение может быть созидательным и разрушительным; могут быть пангенетическими и пандемическими (Tateo, 2017b; Wróbel, 2019). Безусловно, нам потребуется работа с воображением в той мере, в какой постреальность и постправда систематически ставят под угрозу нашу творческую способность, сводя все к лишенной воображения коллективной галлюцинации. В то же время нам нужна пролептическая черта воображения, чтобы понять наше положение в глобальной экосистеме. На протяжении тысячелетий мы пытались избавиться от своей исключительности и возвыситься над «природой», и теперь нам требуется огромное творческое усилие, чтобы вернуть себе место в «природе». Более того, нам нужны огромные пролептические усилия, чтобы понять, что не существует «природы» как таковой, отличной от людей.

В заключение, разговоры о воображении как о продукте привели лишь к умножению определений и к пустому означающему (воображению), которое, с одной стороны, может быть заполнено любым возможным теоретическим нюансом (Sepper, 2013). Единственно возможная альтернатива, как это часто бывает, состоит в том, чтобы употреблять термин «воображение» в разных контекстах, не определяя его четко, а лишь по видимости говоря об одном и том же понятии.

Я выступаю за разработку единой теории воображения. Я лично склонен думать об этом как о высшей психической функции среди других. У меня, конечно, нет убедительных аргументов по этому поводу. Это можно выразить и по-другому: воображение можно понимать как модальность переживания. В этом случае у нас могли бы быть имагинативные и невоображаемые способы мышления, рассуждения, речи и т. д. В обоих случаях нам нужна системная теория, чтобы полностью понять эпистемическую роль воображения.

Ссылки

Гарднер, Х. (2003). Множественный интеллект через двадцать лет. Американская ассоциация исследований в области образования, Чикаго, Иллинойс, 21, 1–15.

Лапужаде, М. Н. (2014). Homo Imaginans Vol. I. Мексика: Benemérita Universidad Autónoma de Puebla

Pieterse, JN & Parekh, BC (редакторы) (1995).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts