35) Понятие и виды воображения.
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.
В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего.
Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.
2.
Виды воображения.
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:
Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).
Подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами — намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.
· непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
· произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида.
Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.
Воссоздающее воображение — один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.
Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:
ü операции, с помощью которых формируются идеальные образы,
ü операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения — это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.
Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.
Антиципирующее воображение — это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.
Критическое воображение — ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.
Артистическое воображение — способность к взаимодействию со сценическими объектами.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя.
В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.
Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.
В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры, которые следует отличать от более рациональной их формы – мечты-плана.
Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.
Фантазия – важное условие нормального развития личности, она выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека.
Понятие о воображении и его физиологический механизм. Виды воображения и способы создания новых об-разов. Особенности развития воображения
Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что никогда не имело место в индивидуальном опыте человека (картины далекого прошлого или будущего, места, в которых он никогда не бывал и т.д.). Образы позволяют человеку выйти за преде-лы реального мира во времени и пространстве и являются основной характеристикой воображе-ния. Благодаря воображению человек имеет воз-можность до начала работы представить готовый результат труда.
Воображение — это психический познавательный процесс отражения реальности в новых, необыч-ных, оригинальных связях и сочетаниях.
Физиологическая основа воображения — меха-низм диссоциаций, заключающийся в актуализа-ции нервных связей, их распаде, перегруппировке и создании на этой основе новых временных свя-зей. Именно таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но в то же время связанные с ним.
2. По степени активности и участия воли разли-чают воображение:
■ пассивное, в котором происходит нереаль-ное, мнимое удовлетворение какой-либо потреб-ности или желания. Обра зы пассивного вообра-жения направлены на усиление и сохра нение по-ложительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В свою очередь пассивное воображение подразделя-ется на непреднамеренное — возникновение обра-зов (галлюцинаций) при расстройствах со знания, в состояниях алкогольного и наркотического опь-янения и преднамеренное — создание образов, нереализуемых в дей ствительность (грезы). Такое воображение выступает как сур рогат или замена деятельности.
■ активное воображение — преднамеренное построение образов в связи с поставленной зада-чей в той или иной дея тельности и определяемое волевыми усилиями. В свою оче редь активное воображение делится на воссоздающее — созда ние образов, соответствующих описанию. Это не-пременный атрибут любой учебной деятельности (н-р, ученик никогда не видел моря, но по описа-нию может его представить). Творчес кое — соз-дание нового оригинального образа, идеи, реали-зуе мых в действительность. Образы предметов могут быть как объективно новые, т. е. ранее не существующие в природе, и субъективно новые, т. е. приобретенные в индивидуальном опыте че-ловека.
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осу-ществляется в соответствии с определенными способами и приемами создания новых образов.
Способы создания новых образов:
■ агглютинация (склеивание) — комбинация, склеивание отдельных элементов или частей не-скольких предметов в еди ный образ (русалка, кентавр, избушка на курих ножках, трол лейбус, аккордной и др.).
■ акцентирование — в создаваемом образе ка-кая-либо часть, деталь особо подчеркивается, кон-тур изменяется по величине и делает объект не-пропорциональным (например, карикату ры, дру-жеские шаржи) «болтун — большой язык и т.д.». При емами акцентирования выступают гипербо-лизация как преуве личение объекта (великан) и литола, как преуменьшение объек та (мальчик с пальчик).
■ схематизация — слияние представлений об объекте, в ходе которого различия сглаживаются, а черты сходства выступа ют на первый план (на-циональный орнамент).
— типизация — процесс соединения в одно целое наиболее характерных признаков объектов опре-деленного класса.
Особым видом воображения является мечта — образ желаемого будущего. Мечта занимает осо-бое место в структуре воображения. В отличие от грез мечта всегда активно выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности.
3. Уровень развития представлений различной модальности может быть неодинаков у одного и того же человека. Например, при ярких и отчет-ливых зрительных представлениях школьник не может представить себе звучание музыкальных инструментов, плохо различает людей по голосам. Поэтому на уроке, особенно при формировании новых представлений и понятий, необходимо дублировать информацию путем использования различных каналов ее поступления. В процессе развития содержание воображения обогащается новыми, более точными, яркими и отчетливыми представлениями. Воображение может существо-вать в самых различных формах. Однако следует учитывать, что формы активного воображения за-кономерно сменяют друг друга в процессе разви-тия ребенка (Л. С. Выготский). Так, если свобод-ная фантазия (воображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно, если ее надо облечь в форму связного рассказа), то в младшем школьном возрасте она достигает своего наивысшего расцвета. Затем она постепенно вы-тесняется различными формами логического мышления, и новый скачок в развитии воображе-ния наступает в конце подросткового — начале юношеского возраста, когда на первый план вы-ступают более или менее реалистические мечта-ния и различные виды творчества, реализующие потребность школьников в самовыражении.
‹ Понятие о воле и ее функции Физиологический механизм воли. Структура волевого акта Вверх Понятие о восприятии и его физиологический механизм ›
Синтетическое и творческое воображение по Наполеону Хиллу
Ремез Сассон
Этот пост представляет собой отрывок из книги Наполеона Хилла «Думай и богатей».
Способность к воображению функционирует в двух формах. Одно известно как «синтетическое воображение», а другое — как «творческое воображение».
Синтетическое воображение
С помощью этой способности можно создавать новые комбинации старых концепций, идей или планов. Эта способность ничего не создает. Он просто работает с материалом опыта, образования и наблюдения, которым он питается.
Эта способность чаще всего используется изобретателем, за исключением тех, кто опирается на творческое воображение, когда он не может решить свою проблему с помощью синтетического воображения.
Творческое воображение
Благодаря способности творческого воображения ограниченный человеческий разум имеет прямую связь с Бесконечным Разумом.
Это способность, с помощью которой получаются «предчувствия» и «вдохновения». Через это умение все основные или новые идеи передаются человеку.
Именно благодаря этой способности воспринимаются мыслительные вибрации чужих умов. Благодаря этой силе один человек может «настроиться» или общаться с подсознательным разумом других людей.
Творческое воображение работает автоматически. Эта способность действует ТОЛЬКО тогда, когда сознательный ум вибрирует с чрезвычайно высокой скоростью, как, например, когда сознательный ум стимулируется эмоцией сильного желания.
Творческий факультет становится более бдительным, более восприимчивым к вибрациям от упомянутых источников, по мере своего развития через ЭГП. Это заявление имеет большое значение! Подумайте над этим, прежде чем идти дальше.
Великие лидеры бизнеса, промышленности, финансов, а также великие художники, музыканты, поэты и писатели стали великими, потому что они развили способность творческого воображения.
Как синтетические, так и творческие способности воображения становятся более активными по мере их использования, точно так же, как любая мышца или орган тела развиваются благодаря использованию.
Желание — это только мысль , импульс. Оно туманно и эфемерно. Оно абстрактно и не имеет никакой ценности, пока не будет преобразовано в свою физическую копию.
Share This Post:
В то время как синтетическое воображение будет использоваться наиболее часто, в процессе преобразования импульса ЖЕЛАНИЯ в деньги, вы должны иметь в виду тот факт, что вы можете столкнуться с обстоятельствами и ситуациями, которые также требуют использования творческого воображения.
Возможно, ваше воображение ослабло из-за бездействия. Его можно реанимировать и привести в готовность через ЕГЭ.
Эта способность не умирает, хотя может стать бездействующей из-за неиспользования.
Пока сосредоточьте свое внимание на развитии синтетического воображения, потому что это способность, которую вы будете чаще использовать в процессе превращения желания в деньги.
Преобразование неосязаемого импульса ЖЕЛАНИЯ в осязаемую реальность ДЕНЬГИ требует использования плана или планов. Эти планы должны быть составлены с помощью воображения и, главным образом, с помощью синтетических способностей.
Это отрывок из книги Наполеона Хилла «Думай и богатей», где он говорит о двух формах воображения.
Как ни странно, воображение — ключ к успеху. Это творческая сила, которую вы можете научиться использовать, чтобы создавать позитивные изменения в своей жизни и осуществлять мечты и цели.
Творческая визуализация, манифестация и закон притяжения используют воображение для достижения успеха.
То, что вы визуализируете, вы можете достичь.
Если вам понравилось читать мои статьи, вы можете поблагодарить меня, нажав на кнопку ниже!
Купи мне кофе
Об авторе
Меня зовут Ремез Сассон. Я автор и создатель сайта SuccessConsciousness.com, которым я руковожу с 2001 года. Присоединяйтесь ко мне в невероятном путешествии к самосовершенствованию, счастью, успеху, позитивному образу жизни, сознательной жизни и медитации через мой веб-сайт, статьи и книги.Подписывайтесь на: Facebook Twitter Pinterest Instagram Linkedin
Поделиться этим сообщением:
Описательное, творческое и вызывающее воображение
Марко РиллоМарко Рилло
Консультант по инновационной стратегии, профессор стратегии, предприниматель
Опубликовано 31 октября 2014 г.
+ Подписаться
Возможно, вы слышали о трех видах воображения: описательном, творческом и стимулирующем. Роос и Виктор представили эти три типа воображения в своей статье EMJ 1999 года «На пути к новой модели разработки стратегии как серьезной игры».
- Первый тип воображения — описательное воображение . Он фокусируется на том, чтобы видеть мир таким, какой он есть. Описывая его своими словами, рисунками или выстраивая концепции из кирпичиков. Большинство синтетических инструментов, которые используют консультанты, помогают нам лучше описывать мир посредством описания.
- Второй тип воображения творческое воображение . Это так называемое «нестандартное» мышление, которое ассоциируется с «голубыми океанами» или «новаторскими ценностями», подразумевающими попытки придумать что-то, чего еще не существует. Большинство фантазий, фантастики относятся к творческому воображению.
- Третий бросает вызов воображению . С помощью антитезиса, отрицания и противоречия нашим предыдущим убеждениям мы пытаемся полностью переопределить или революционизировать существующие системы работы. Вызов часто является предпосылкой для нового витка творческого воображения.
Когда вы имеете дело с фасилитации Lego Serious Play, типология воображения, скорее всего, была представлена вам как один из краеугольных камней концепций фасилитации о том, как побудить разных участников стать более активными в обсуждениях.
Причина в том, что общепринятое мнение приводит нас к пониманию воображения только как творческого акта. Однако часто процесс фасилитации не приводит нас к серьезным прорывам. Фактически. часто бывает с точностью до наоборот — обсуждения только царапают поверхность и могут только описать то, что есть. Поэтому фасилитатору необходимо найти способы, как стимулировать дискуссии таким образом, чтобы убедиться, что вы способны открыто бросить вызов существующей предопределенной мудрости.
Только после того, как разумное количество участников сможет увидеть, как старые способы могут быть подвергнуты критике, они смогут по-настоящему раскрыться для второго подтипа — творческого воображения. По этой причине я бы предложил фасилитаторам использовать три типа воображения в следующем порядке времени, чтобы выявить лучшее в ваших группах.
Для тех из вас, кто больше интересуется этой темой, есть много ссылок, на которые можно указать.
Конечно, корни категоризации воображения, безусловно, гораздо глубже. Исторические концепции были хорошо отображены и разработаны профессором философии Бостонского университета Ричардом Кирни в его книге «Пробуждение воображения». К постмодернистской культуре.
В этой книге, изданной в 1998 г., проф. Кирни углубляется в историю современного воображения, начиная с того, как воображение осмыслялось в древнееврейских легендах, в греческих мифах, в средневековых христианских иконах и богословии, в эпоху Возрождения и романтизма.