Понятие о воображении виды воображения: 35) Понятие и виды воображения.

35) Понятие и виды воображения.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего.

Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

2.

Виды воображения.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:

Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).

Подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами — намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.

· непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

· произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида.

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.

Воссоздающее воображение — один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.

Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:

ü операции, с помощью которых формируются идеальные образы,

ü операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения — это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов.

Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.

Антиципирующее воображение — это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.

Критическое воображение — ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.

Артистическое воображение — способность к взаимодействию со сценическими объектами.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя.

В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.

Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.

В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры, которые следует отличать от более рациональной их формы – мечты-плана.

Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.

Фантазия – важное условие нормального развития личности, она выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека.

виды, функции, что оно дает человеку

Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.

Содержание

  • Что такое воображение
  • Функции воображения
  • Виды воображения
    • Пассивное
    • Активное
  • Создание образов
  • Что дает воображение человеку
  • Как развить воображение
    • У взрослых
    • У детей
  • Пример из жизни
  • Заключение

Что такое воображение

По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.

По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.

Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.

Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.

Функции воображения

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
  5. Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  6. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

Виды воображения

Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.

Пассивное

Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.

Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.

В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.

К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:

  1. Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
  2. Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.

Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.

Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.

Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:

  1. Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
  2. Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.

Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.

Активное

Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.

Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.

Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.

В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.

Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:

  • дом по составленному проекту;
  • рисунок, связанный по схеме;
  • героя, описание которого дано в книге;
  • торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.

Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Что дает воображение человеку

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  1. Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
  2. Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  3. Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  4. Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  5. Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  6. «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Пример из жизни

Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.

То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.

Заключение

Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.

Чикагская школа теории медиа

Воображение считается «силой разума», «творческой способностью разума», самим «умом», когда он используется, и «процессом» разума, используемым для мышления, замыслы, замыслы, запоминание [см. память, (2)], создание, фантазирование и формирование мнения. Термин воображение происходит от латинского глагола imaginari , означающего «воображать себя». Это корневое определение термина указывает на саморефлексивное свойство воображения, подчеркивая воображение как частную сферу. Как средство, воображение представляет собой мир, в котором мысли и образы встраиваются в разум, чтобы «сформировать ментальное представление о том, чего на самом деле нет в наших чувствах». В смысле слова как процесса воображение является формой посредничества между тем, что считается «экстернализованной» реальностью [см. реальность, (2)] и интернализированным человеком (в отношении Мановича и Лакана). Этот термин рассматривается «часто в том смысле, что (ментальная) концепция не соответствует реальности вещей». Наконец, воображение — это термин, который используется в средствах массовой информации, когда «внутреннее» частное воображение представляется как публичное или выражается в медиа-форме, такой как фильм или технология виртуальной реальности.

Концепция воображения бросает вызов нашему пониманию того, что мы считаем личным и по сути гуманистическим. Воображение бросает вызов технологиям, чтобы исследовать, на что способны средства массовой информации: как далеко внутрь человека могут распространяться средства массовой информации, и как далеко за пределы человека человек может вывести то, что считается его интернализованным «я»? Могут ли эти процессы трансмутироваться через медиа, и если да, то какие? Можно ли закодировать воображение? Используют ли технологии воображение в своих продуктивных и инновационных возможностях? Или воображение есть только человеческая способность? Если второе, то в какой степени медиатехнологии могут имитировать образные функции и/или выражения? И если медиатехнологии могут имитировать «продукты» воображения, в чем существенная разница между «обладанием» воображением и созданием качеств воображения?

У Аристотеля воображение заполняет пробел между «образами» и «идеями», подразумевая, что рациональное мышление осуществляется в форме образов, которые сохраняются и комбинируются в воображении. Таким образом, воображение подразумевается как реальное пространство или среда в сознании человека, и в этом пространстве оно способно комбинировать образы и идеи, чтобы выполнять работу разума.

Кант понимал воображение как нечто «репродуктивное» из-за его основы в данном или опытном знании, которое необходимо воспроизвести, чтобы «ускорить» доказательство, постулируемое чувствами. Например, человек должен использовать свои способности воображения, чтобы дедуктивно прийти к выводу, что даже если он не может видеть все стороны куба, на который смотрит, у куба шесть сторон. Ибо, судя по опыту зрителя, у куба действительно есть шесть граней. Если бы он взял куб и исследовал его, он бы увидел и отметил это как факт, наблюдаемый его органами чувств. Однако, поскольку зритель обладает способностями своего репродуктивного воображения, ему не нужно полагаться на свои чувства. Таким образом, если реальность можно наблюдать с помощью органов чувств, воображение обращается к определенной ничейной территории между наблюдаемым «истинным» или «реальным» и тем, что считается полностью «вымышленным» или «ложным». ярлык. Воображение в этом смысле восполняет то, что, по всей вероятности, могло бы наблюдаться органами чувств, и постигает ощущение действительности, основанное на опыте доказательства его чувств, без проведенного доказательства.

Кант и Кольридж в среде романтизма утверждали, что воображение обеспечивает «трансцендентальный синтез, объединяющий наш опыт [мира] в единое связное целое» (Философская энциклопедия, 136). Этот романтический и духовный смысл слова уступает место пониманию воображения как средства, обеспечивающего связность личности.

На стадии зеркала у Лакана восприятие ребенком Воображаемого является важной стадией распознавания того, что реально, а что нереально. Если воображаемое — это отраженный образ ребенка в зеркале, то, вероятно, воображение — это умственная способность интегрировать этот «представленный» образ в восприятие ребенком самого себя в мире. Согласно лакановскому разделению Символического, Реального и Воображаемого, реальное есть то, что сопротивляется репрезентации. Если воображение является контрапунктом воспринимаемой реальности, Лакан подразумевает, что Воображаемое на самом деле является репрезентативным. Это представление есть зеркало.

Далее, по Сартру, искусство есть выражение как самого воображения, так и высшей «истины», постигаемой воображением. Фильм и, в частности, виртуальная реальность пытались доказать эту идею. Обе формы используют смешанные средства для создания представленной версии воспринимаемой реальности. Таким образом, подобно воображению, обе формы пытаются выразить версию реальности, вызывающую «ментальную концепцию», выходящую за пределы того, что можно наблюдать органами чувств. Среда кино, как говорят, пытается «удерживать зеркало», как на стадии зеркала, к воспринимаемой реальности. Это означает, что реальность представлена, если не отражена, на киноэкране. Фильм сфабрикован, как воображение и его творческие силы, где нет граммофонной записи. Граммофон улавливает «сырой или реальный материал», не отредактированный дизайнером. Киттлер считает, что фильм — это контраст с этой «настоящей» записью: «Хватит трюков и монтажа, замедленного движения и замедленной съемки только переводят технологии в желания зрителей. Как фантазмы наших обманутых глаз, разрезы представляют непрерывность и регулярность движения. Фотография и художественный фильм соответствуют друг другу, как реальное и воображаемое» (Киттлер, 119).). Таким образом, фильм считается «фантазмом образов», который создает воображаемую реальность, представляющую «высшую истину» Сартра и романтиков, переживаемую в частном воображении.

Фильм не только представляет публике версию воображения в форме средств массовой информации, но также предполагает ассоциативную способность воображения, восходящую к аристотелевской концепции воображения в когнитивных рассуждениях. Фильм вызывает ассоциации, которые создаются в индивидуальном воображении с помощью различных кинематографических приемов: монтажа, нарезки, монтажа, сращивания сцен. Манович развивает этот эффект, когда пишет о взаимодействии с различными формами медиа. Он объясняет, что медиа-взаимодействие слишком часто забывает элемент «психологического взаимодействия», присутствующий в большинстве классических и современных форм искусства. Он приводит примеры: «эллипсы в литературном повествовании, недостающие детали предметов в изобразительном искусстве, театральные и живописные приемы, используемые для оркестрации внимания зрителя». 56). Таким образом, в кино абстракция формы требует от зрителя воображения для создания связного видения произведения. Таким образом, монтаж требует от зрителя установления ассоциативных связей между изображениями, что требует работы воображения.

Кино и другие средства массовой информации имитируют или моделируют ассоциативные свойства воображения. Говорят, что то же свойство фильма, которое представляет ассоциативный процесс, происходящий в воображении, можно увидеть и в макете веб-страницы в Интернете. В гиперссылке, как и в монтаже, веб-страница представляет собой структуру, в которой у зрителя обозначены когнитивные ассоциации. Таким образом, пользователь может кликнуть по изображению и перейти к словесному пояснению или наоборот. Если эта ассоциация является свойством воображения, то это указывает на то, что воображение работает в смешанной технике. Манович поясняет, что «психологические процессы заполнения, формирования гипотезы, припоминания и идентификации, которые необходимы нам для понимания вообще любого текста или изображения, ошибочно отождествляются с объективно существующей структурой интерактивных связей» (Манович, 56). ).

Манович исследует это понятие дальше, ссылаясь на Альтюссера, когда он говорит: «Нас просят принять структуру чужого разума за нашу собственную» (Манович, 61). В эстетической теории утверждается, что воображение на самом деле является не продуктивным организмом, а скорее отзывчивым; тот, который должен реагировать на внешние раздражители. Согласно этой позиции, воображение представляет собой порождающую способность, которая требует активации «извне себя», «не имея собственной интенциональности, но имея интенции, навязанные ей требованиями ее активатора» (9). 0003 Энциклопедия эстетики , 479). Кажется, что эта активация исходит от чего-то, что воспринимается в «реальном» мире или, возможно, в опосредованном мире. Так, в кино, где представлено чужое воображение, индивидуума просят отождествиться с ним, как со своим собственным.

Как в кино, так и в виртуальной реальности исторически существовало опасение, что среда возьмет на себя человеческие свойства воображения. Вслед за Киттлером Манович цитирует Мюнстербург в The Film: A Psychological Study , «сущность фильма заключается в его способности воспроизводить или объективировать различные психические функции на экране». Кроме того, «Эйзенштейн предположил, что фильм можно использовать для экстернализации и контроля мышления» (Манович, 58). Тенденция экстернализации человеческого разума проявилась в создании технологий виртуальной реальности, в которых смоделированный мир, по-видимому, активируется простой силой мысли и воображения пользователя: «Пионер виртуальной реальности Джарон Ланьер считал технологию виртуальной реальности способной полностью объективировать — лучше. тем не менее, прозрачно сливаясь с психическими процессами, утверждая, что виртуальная реальность может захватить человеческую память, не различая внутренние психические функции, события , и процессы, и внешне предъявляемые образы» (Манович, 58 лет). Это, конечно, идеальная коммуникация — превзойти наши романтические представления о непревзойденном воображении или человечности с помощью технологий.

Кэтрин Пердью
Зима 2003

ЦИТИРУЕМЫЕ РАБОТЫ

OED онлайн

Язык психоанализа . ЛаПланш, Жан. В.В. Norton & Co. NY, NY, 1973.

Философская энциклопедия . Том. 3 Эдвардс, Пол, изд. Macmillan, Inc. NY, NY, 1967.

Энциклопедия эстетики . Том. 2 Келли, Майкл, изд. Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 1998.

Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики . Премингер, Алекс, изд. Princeton University Press, Принстон, Нью-Джерси, 1965, 1974.

Язык новых медиа . Манович, Лев. Массачусетский технологический институт Пресс. Кембридж, Массачусетс, 2001.

Граммофон, пленка, пишущая машинка . Киттлер, Фридрих А. Издательство Стэнфордского университета. Стэнфорд, Калифорния, 1999.

«Стадия зеркала как формирование функций Я». Лакан, Жак. Ecrits: подборка . Нортон. NY, NY, 1977, стр. 1-7.

Словарь философии разума


Детали:

 

Введение

 

Несмотря на то, что слово «воображение» является привычным в повседневном языке, оно представляет собой очень сложную, противоречивую и оценочно нагруженную концепцию. Он, как и многие родственные термины, часто имеет совершенно разные значения и коннотации при использовании в разных контекстах. Более того, хотя в большинстве современных теорий разума она играет лишь небольшую явную роль, в прошлом она играла гораздо более заметную роль. Таким образом, концепция будет лучше всего понята через ее историю.

 

 

Древние и средневековые концепции

 

Понятие воображения, по-видимому, впервые было введено в философию Аристотелем, который говорит нам, что «воображение [ phantasia ] есть (отдельно от любого метафорического значения этого слова) процесс, посредством которого мы говорим, что образ [ phantasma ] представлен нам» ( De Anima , 428a 1-4). В последнее время ставится под сомнение, являются ли греческие слова phantasia и phantasma на самом деле эквивалентны «воображению» и «(ментальному) образу» в современном употреблении. Однако почти не приходится сомневаться в том, что, по крайней мере до самого недавнего времени, теоретические дискуссии о phantasia , его латинском переводе imaginatio и их этимологических потомках продолжали основываться на понятиях, введенных Аристотелем, и проблемах, возникающих из его довольно эллиптическое объяснение их. Очень возможно, что это верно для все западных философских школы: стоиков, эпикурейцев и неоплатоников в той же мере, что и общепризнанных аристотелевцев; мусульман столько же, сколько и христиан; и, если уж на то пошло, эмпирики в такой же степени, как и рационалисты.

 

Согласно Аристотелю, «душа никогда не мыслит без мысленного образа [ phantasma ]» ( De Anima , 431a 15-20). Казалось бы, для него (и, опять же, для большинства его последователей до самого последнего времени) такие образы играли нечто вроде той роли, которую в современной теории познания играют «ментальные представления». В этой традиции образы и, следовательно, воображение играют важную роль в все формы мышления (за исключением, быть может, непосредственных интуиций платоновских форм или божественных). У него нет особой связи с изобретательностью или творчеством.

 

Однако оно имеет особую связь с желанием. Аристотель утверждает, что наше желание (и, следовательно, преследование) чего-либо, на самом деле не представляемого чувствам, должно быть опосредовано образом желаемого объекта. Трактовка Аристотеля морально нейтральна, но его понятие воображаемого вожделения, возможно, позже стало смешиваться с древнееврейской концепцией 9.0003 йецер , преднамеренная (но также и полубожественная) способность человечества, которая привела к греху Адама (и, конечно, ко всем последующим) греху. Во всяком случае, в иудео-христианской интеллектуальной традиции (от древнейших до относительно недавних времен) воображению, хотя оно и признавалось необходимым для познания, обычно не доверяли. Если бы разум не наказал нас строго, это вскоре привело бы нас к похотливости и греху.

Но, конечно же, связь между воображением и восприятием является более фундаментальным. Представление Аристотеля о phantasia /воображении, кажется, тесно связано с его постулированием того, что стало называться «здравым смыслом» или sensus communis . Это часть психики , отвечающая за связывание сообщений отдельных органов чувств в связное и понятное представление, а также за восприятие так называемых «общих чувств», тех аспектов мира (в широком смысле, пространственно- временные аспекты), которые могут быть познаны посредством более чем одного чувственного модуса, не являясь при этом характерным собственным объектом ни одного из них (аристотелевские обыденные чувства в широком смысле совпадают с локковскими «первичными качествами»). На самом деле правдоподобно интерпретировать phantasia и sensus communis как различные аспекты или модусы одной и той же способности, в зависимости от того, рассматривается ли она как рецептивная или продуктивная, или от того, действует ли она в присутствии или в отсутствие того, что представляется мысленно. Phantasmata порождаются в любом случае, но когда их непосредственной причиной является объект, находящийся непосредственно перед нами, тенденция состоит в том, чтобы относиться к ним как к восприятиям, а к процессу как к восприятию; когда источником является память о ранее наблюдаемых вещах, ссылка, скорее всего, будет на образы и воображение. Таким образом, воображение стало особенно ассоциироваться с размышлениями о вещах, которые на самом деле в данный момент не представлены чувствам: о вещах, которых на самом деле нет.

Некоторые из последователей Аристотеля склонны подчеркивать концептуальное разделение понятий воображения и sensus communis . Таким образом, раннехристианские и средневековые анатомы часто помещали sensus communis в передних первых желудочков мозга, готовых к восприятию чувственных впечатлений, тогда как воображение помещали в задних этого желудочка (или даже во втором желудочке). и отвечал за удержание и, возможно, объединение полученных изображений и передачу их обратно в другие желудочки и способности (где они могли использоваться в мыслях или храниться в памяти). Воображение также может иногда быть ответственным за рекомбинацию различных частей образа в химерические формы.

 

Этот последний тип процесса предоставил бы индивидуальному разуму степень свободы и простор для идиосинкразии, которые вряд ли были бы доступны другим традиционным способностям, ограниченным реальностью и законами логики. Это также, конечно, породило бы образы, еще более удаленные от настоящей действительности, чем образы, восстановленные в целости и сохранности из памяти, и, таким образом, еще более квинтэссенциально воображаемые. В этом ключе мы иногда встречаем современных писателей, проводящих различие между «образами памяти» и «образами воображения» или даже ограничивающими использование «воображения» (и, a fortiori , «воображаемое») к мыслям о вещах, которые никогда (или еще никогда) не переживались на самом деле. (По какой-то причине слова, производные от исходного греческого термина, такие как «фантазия», «фантазия» или «фантазм», стали обозначать нереальность даже в большей степени, чем «воображение» и родственные ему слова. Стоит отметить. что некоторые средневековые авторы, обнаружив доступные как греческие, так и латинские термины, пытались провести функциональные и анатомические различия между imaginatio и phantasia , но нет четкого консенсуса в отношении того, как следует проводить это различие, и эти попытки, по-видимому, не оказали существенного влияния на более поздние употребления.)

 

Другие древние и средневековые авторы, однако, были более склонны подчеркивать лежащую в основе тождественность воображения и здравого смысла, и эта интерпретация, вероятно, стала более распространенной с увеличением доступности более точных аристотелевских текстов и переводов в позднем средневековье и в эпоху Возрождения. . Мы находим эту тенденцию даже у такого сознательно антиаристотелевского деятеля, как Декарт, который в «Трактат о человеке» явно отождествляет как sensus communis , так и воображение с поверхностью шишковидной железы, на которой запечатлены образы ( ideés ) чувств, памяти или воображения. Хотя важно не путать эти «телесные идеи» с «ясными и отчетливыми идеями», играющими столь заметную роль в эпистемологии Декарта, несомненно, не случайно, что место картезианского воображения / sensus communis , поверхность шишковидной железы также является привилегированным местом взаимодействия разума и тела, стержнем, который скрепляет два метафизических мира картезианства. Как и у Аристотеля, воображение/ sensus communis — посредник между телесными чувствами и (теперь бестелесным) разумом.

 

После концептуальных революций XVII -го -го века аристотелевская концепция sensus communis в значительной степени исчезла из философских дискуссий, и, поскольку приписываемые ей функции считались интересными, скорее всего, им прямо приписывали к воображению. В эмпирической традиции образы под рубрикой «идеи» более чем когда-либо стали рассматриваться как выдающаяся, даже единственная форма ментального содержания. Юм действительно часто использует «воображение» как виртуальный синоним «разума». Это достаточно разумно, поскольку разум он рассматривает как не более чем пучок образов (впечатлений и идей), а познание как предмет их превратностей и ассоциативных взаимодействий. Но даже для Юма воображение играет особую перцептивную роль. Он несет ответственность (благодаря тому, как он автоматически связывает сходные и смежные впечатления) за нашу естественную склонность верить в существование реальных и устойчивых объектов, существующих вне ума. Точно так же (поскольку он также имеет тенденцию связывать сходные впечатления или комплексы впечатлений с определенными слова ) отвечает за то, как мы классифицируем вещи по видам (например, рассматривая Ровера и Фидо как собак).

 

В некотором смысле, для Юма, эти последние функции воображения являются недостатками человеческого разума. Философский анализ (утверждает он) показывает, что наша естественная вера (порожденная воображением) в то, что мир содержит различные объекты различного рода, не может быть рационально обоснована. Аналогичные функции Кант возлагает на воображение [ einbildungskraft ], но без такой скептической изюминки. Воображение делает возможным познание феноменального мира, синтезируя бессвязное сенсорное многообразие в репрезентативные образы, пригодные для подведения под понятия. Кантианское воображение в этом отношении, по-видимому, в целом играет ту же роль, что и аристотелевское sensus communis . Однако к настоящему времени стало ясно, насколько плохо мы понимаем, как такая способность может работать. Кант отвергает чисто ассоциативный подход Юма и утверждает, что воображаемый синтез должен регулироваться априорные правила или схемы , но то, как они действуют, есть «искусство, сокрытое в глубинах человеческой души, реальные способы деятельности которых природа вряд ли когда-либо позволит нам открыть» ( «Критика чистого разума» ). А141-В181). Вопрос о том, как могут возникать у нас осмысленные ментальные представления, до сих пор остается неясным (или, по крайней мере, весьма спорным).

 

С подъемом романтического движения во второй половине 18 9 в.0202- гг. основное внимание в дискуссиях о воображении сместилось с когнитивной теории и эпистемологии на его роль в оригинальном, творческом мышлении, особенно в искусстве. Эта роль была признана, по крайней мере, еще в работах Флавия Филострата (ок. 3 века нашей эры). Кроме того, неудивительно, что воображение занимало давнее место в дискуссиях о природе снов и видений. То, что произошло с романтизмом, было не столько реконцептуализацией воображения, сколько переоценкой некоторых понятий, которые долгое время с ним ассоциировались. Оригинальность, страсть, нереальная и иррациональная мысль, все, что в прежние века вообще порицалось, вдруг получили новую, резко положительную оценку. Таким образом, запас воображения как способности, предположительно ответственной за такие вещи, также резко возрос. В этом культурном контексте тот факт, что его работа была загадочной, стал преимуществом, а не помехой. Гиперболическое восхваление воображения стало обычным явлением в романтических произведениях, а некоторые романтические афоризмы на эту тему стали (и остаются) интеллектуальными банальностями. Хотя некоторые авторы-романтики, прежде всего Сэмюэл Тейлор Кольридж, действительно пытались разработать новую философию воображения, адекватную его новому высокому статусу, на самом деле они в значительной степени полагались на Канта и посткантианский немецкий идеализм (и Плотин, который сам в значительной степени полагался на Аристотеля). ), и результаты, хотя и наводящие на размышления и часто цитируемые, (с философской точки зрения) фрагментарны и в значительной степени бессвязны. Тем не менее, для многих интеллектуалов «воображение» остается термином, имеющим большое культурное значение, но тем, который в первую очередь ассоциируется с эстетической теорией, а не с эпистемологией, и к которому наиболее естественно сначала подойти через изучение идей литературных деятелей, таких как Кольридж.

 

 

Современное использование

Хотя один крупный философ 20 90 202 го 90 203 века (Сартр) в начале своей карьеры написал две книги о воображении, к середине двадцатого века эта тема стала совершенно немодной в философских кругах. Большинство философов-аналитиков, в тех случаях, когда они вообще проявляли интерес, похоже, усомнились в том, что воображение вообще существует. Гилберт Райл заявил в The Concept of Mind , что «не существует особой способности воображения, целиком занятой воображаемыми наблюдениями и слушаниями» (19).49), и вскоре эта точка зрения стала общепринятой. Было отмечено, что хотя глагол «воображать» в некоторых контекстах, по-видимому, используется для обозначения обладания образами, в других контекстах это явно не так. Например, не сразу становится очевидным, что представление о том, что гипотеза Гольдбаха доказана, включает (или даже может включать) образы каким-либо центральным образом. Такое воображение больше похоже на предположение или просто ложную веру, чем на визуализацию. В других контекстах «воображение», по-видимому, используется в смысле, более близком к «притворству» или «обдумыванию возможности». Спрашивали, как можно с полным основанием предположить, что все эти различные виды умственного акта являются результатом действия одной-единственной умственной способности.

В равной степени можно задаться вопросом, как можно было подумать, что некоторые банальные факты об использовании языков бросают серьезный вызов ключевому компоненту когнитивной теории, которая доминировала в западной мысли почти с момента ее зарождения. (Есть хот-доги, солнечные доги, собачьи концы и собачьи дневные дни, и упорное расследование может включать в себя преследование чьих-то шагов. Ни одно из них не касается четвероногих собак, но, в равной степени, ни одно из этих выражений не вызывает ни малейшего сомнения в существовании таких существ.) Одним из факторов, без сомнения, была реакция на излишества романтической риторики, но, что более важно, традиционные теории познания, основанные на образах, оказались под вопросом по совершенно другим причинам. Сочетание лингвистического поворота в философии и бихевиористского поворота в психологии (отчасти вдохновленного психологией «безобразного мышления» Вюрцбургской школы) привело к широкому принятию точки зрения, согласно которой мышление в конечном итоге основано на языке, а не на образах. и мощная критика давно принятых теорий лингвистического значения, основанных на образах, была выдвинута в трудах таких философов, как Фреге, Витгенштейн и Мориц Шлик. Джон Б. Уотсон (1913), влиятельный вдохновитель бихевиористского движения в психологии зашел так далеко, что поставил под сомнение само существование образов, и хотя лишь немногие философы зашли так далеко, тон разоблачения этого понятия такими разными мыслителями, как Райл и французский автор, Алена, привело к философскому климату, в котором его обычно не воспринимали всерьез. Конечно, оно больше не было вездесущим в когнитивной теории, как это было прежде, и вряд ли стоит удивляться тому, что при таких обстоятельствах стало трудно увидеть какую-либо объединяющую нить во всех разнообразных употреблениях слова «воображай», возникших на протяжении столетий. еще меньше какой-либо теоретической потребности в способности воображения для их объяснения.

Ситуация несколько изменилась в 1960-х — начале 1970-х годов, когда (благодаря усилиям когнитивных психологов, таких как Аллан Пайвио, Роджер Шепард и Стивен Кослин) образы снова стали уважаемой темой для экспериментальных психологических исследований. Примерно в то же время соображения о необходимости объяснения когнитивных процессов у высших животных и человеческих младенцев (в частности, обучение первому языку) увели теоретиков от теорий, которые подразумевали, что «естественный» (фактически разговорный) язык является репрезентативно базовый. Однако образы все еще далеки от того, чтобы снова стать фундаментальной формой ментальной репрезентации, и современные теории формирования образов едва ли претендуют на то центральное место в когнитивной теории, которое когда-то занимало воображение. В современной когнитивной науке образы обычно рассматриваются просто как зависимое от репрезентации вспомогательное средство по отношению к другим, более фундаментальным и «абстрактным» формам ментальной репрезентации, будь то псевдоязыки «классических» теорий искусственного интеллекта (философски представленные Джерри Фодором). Mentalese»), весовые пространства и паттерны активации коннекционизма, аттракторы в хаотических нейронных динамических системах или что-то в этом роде.

Но если такие вещи действительно лежат в основе наших мыслительных процессов, то мы, конечно, не осознаем их как таковые, и поэтому их отношение к сознательному мышлению кажется в лучшем случае косвенным. Однако люди часто осознают образы, и остается очень спорным ( темп вюрцбургские интроспекторы), что все сознательные ментальные содержания имеют воображаемый/перцептивный характер. Возобновившийся недавно интерес к попыткам разработать научное объяснение сознания может, таким образом, прокладывать путь воображению.0003 sensus communis снова следует воспринимать всерьез.

 

 

Воображение и возможность

Еще одна проблема заслуживает упоминания. Согласно Юму, «в метафизике установлен принцип, что… ничего из того, что мы воображаем, абсолютно невозможно. Мы можем составить представление о золотой горе и отсюда заключить, что такая гора действительно может существовать. горы без долины, и поэтому считают это невозможным». (Трактат, I, II, 2). (Обратите внимание, что для Юма «идея» явно означала мысленный образ.) Он, кажется, имел в виду, что все, что можно вообразить, возможно, и, наоборот, если что-то невозможно, это также невообразимо. Многие философы находили эту точку зрения значимой и привлекательной. Конечно, для метафизиков было бы очень удобно, если бы существовала ментальная способность, способная обеспечить надежную проверку возможности!

Однако максима Юма весьма сомнительна. Хотя примеры, свидетельствующие в пользу этого, можно умножить, нетрудно также привести очевидные контрпримеры. Мне кажется, что я не в состоянии представить себе искривленное пространство-время, но мне достоверно известно, что это не только возможно, но и действительно. И наоборот, бесчисленные любители научной фантастики представляли себе путешествие со скоростью, превышающей скорость света, что предположительно невозможно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts