Понятие об ощущении и восприятии: Понятие ощущений, восприятия, память, мышление — Logoprofy.ru

«Психология» («Общая психология»)

Параграф первый. Понятие об ощущениях.

Ощущение как психическое явление имеет огромное значение в жизни человека. Посредством ощущений человек получает информацию об окружающем мире. Способность к ощущениям имеют все живые существа, которые обладают нервной системой. В психологии принято считать, что возникновение ощущений связано с раздражимостью, как способностью живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды с помощью изменения внутреннего состояния и внешнего поведения.

В словаре «Психология» под редакцией А.В. Петровского ощущение трактуется как отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.

Физиологический механизм ощущений, согласно учению И.М. Сеченова и И.П. Павлова, есть рефлекс, объединяющий прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. Анализатор выполняет функцию анализа и синтеза раздражителей из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы состоят из трех частей. Во-первых, это периферический отдел, или, иными словами, рецепторы, которые преобразуют определенный вид энергии в нервный процесс. Во-вторых, проводящие пути, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается в головной мозг и затем возвращается обратно к рецепторам, регулируя их активность. В-третьих, это корковые проекционные зоны, которые осуществляют специализацию рецепторов. Так, например, в зависимости от вида чувствительности выделяют несколько видов анализаторов, в том числе зрительные, слуховые, двигательные и многие другие.

Ощущения возникают вследствие воздействия электромагнитных волн, их диапазон значителен и многообразен.

Параграф второй. Виды ощущений.

Существует немало классификаций ощущений. Самой распространенной является классификация по модальности, в связи, с чем выделяют осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные ощущения и так далее. Внутри отдельных модальностей наблюдается еще дробление. Так, например, вкусовые ощущения подразделяются на четыре модальности, а именно: сладкое, соленое, кислое и горькое.

Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю — протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность. А английский физиолог Ч. Шерингтон создал классификацию на основе места локализации рецепторов.

Попытаемся охарактеризовать виды ощущений по самой распространенной классификации, основанием которой служит модальность.

Итак, вкусовыми называются ощущения, вызванные действиями на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или в воде. Эти ощущения возникают благодаря вкусовым почкам, расположенным на поверхности языка, глотки и неба.

Слуховыми называются ощущения, вызванные колебаниями барабанной перепонки. Они характеризуются высотой, громкостью и тембром.

Ощущения, вызванные частицами пахучих веществ, которые попадают в носовую полость вместе с воздухом, называют обонятельными.

Тактильными называются ощущения прикосновения, а температурными — ощущения тепла или холода.

Зрительными называются ощущения света и цвета.

Органическими являются ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья и так далее.

Ощущения, представляющие собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании их рукой, называются осязательными.

Помимо качественных характеристик все виды ощущений обладают рядом количественных характеристик. К ним относятся абсолютный и относительный пороги ощущений. Они не являются постоянными и изменяются в зависимости от условий восприятия. Органы чувств обладают свойством приспособления к изменившимся условиям. Это явление называют адаптацией.

Вопросы для самоконтроля.

Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.

Первый вопрос. Что такое ощущение?

Второй вопрос. Что является физиологической основой ощущения?

Третий вопрос. Какие виды ощущений Вы знаете?

Четвертый вопрос. Что такое адаптация?

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.

Первый вопрос. Отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих на мозг человека?

Ответ А: восприятие

Ответ Б: воображение

Ответ В: ощущение

Ответ Г: память

Второй вопрос. Ощущения, вызванные действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или в воде — это … Ответ А: слуховые ощущения Ответ Б: вкусовые ощущения Ответ В: зрительные ощущения

Третий вопрос. Ощущения, вызванные колебаниями барабанной перепонки — это ..

Ответ А: слуховые                                                                                                   ;

Ответ Б: обонятельные

Ответ В: зрительные

Четвертый   вопрос.   Ощущения,   вызванные   частицами   пахучих   веществ,   которые попадают в носовую полость вместе с воздухом — это . ..

Ответ А: вкусовые ощущения

Ответ Б: обонятельные ощущения

Пятый     вопрос.     Какое    ощущение     возникает,     благодаря     вкусовым     почкам, расположенным на поверхности языка, глотки и неба?

Ответ А: вкусовое ощущение

Ответ Б: кожное ощущение

Ответ В: обонятельное ощущение

Шестой вопрос. Ощущение тепла и холода — это …

Ответ А: тактильные ощущения

Ответ Б: температурные ощущения

Седьмой вопрос. Ощущения прикосновения — это …

Ответ А: тактильные ощущения

Ответ Б: температурные ощущения

Восьмой вопрос. Ощущение света и цвета — это …

Ответ А: зрительные ощущения

Ответ Б: осязательные ощущения

Девятый вопрос. Ощущения голода, жажды, сытости, удушья — это …

Ответ А: органические ощущения

Ответ Б: болевые ощущения

Десятый вопрос. Адаптация — это …

Ответ А: изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям

Ответ Б: хаотичное накатывание волны друг на друга

Ответ В: максимальная величина раздражителя, при котором возникает едва заметное ощущение

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!

Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — В; вопрос второй — Б; вопрос третий — А; вопрос четвертый — Б; вопрос пятый — А; вопрос шестой — Б; вопрос седьмой — А; вопрос восьмой — А; вопрос девятый — А; вопрос десятый — А.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

Науке еще предстоит объяснить немало необычных явлений. Например, с давних времен у многих народов известны случаи хождения людей по огню. Турецкие дервиши в период транса вгоняют в голову большие гвозди. А индусские «святые» пронзают себе язык и щеки, не ощущая боли и не проливая ни капли крови.

Параграф третий. Понятие о восприятии.

Восприятие — сложный познавательный психический процесс, который заключается в целостном отражении предметов и явлений окружающего мира. Оно возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Если ощущение есть отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, то посредством восприятия создается образ — результат работы сразу нескольких анализаторов. В этом — существенное отличие ощущения от восприятия. Таким образом, восприятие можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных ощущений, при помощи которых человеческим сознанием создается образ предметов и явлений окружающей действительности.

Интерес к изучению восприятия возник давно, еще в античности. Многие ученые — философы, деятели искусств, физиологи пытались с различных позиций изучать данный феномен. Научные исследования И.М. Сеченова и представителей гештальтпсихологии внесли определенный вклад в понимание природы восприятия.

Структурными единицами процесса восприятия у человека являются перцептивные действия. Perceptio (перцепцио) в переводе с латинского, означает «восприятие». Перцептивные действия обеспечивают выделение определенных свойств явлений, преобразуют полученную информацию и ведут к построению целостного образа, который является адекватным предметному миру и задачам человеческой деятельности. Динамика процесса восприятия взаимосвязана с синтетической деятельностью мозга. То есть восприятие — не слепое копирование окружающего мира, а творческий познавательный процесс. В настоящее время идет интенсивное изучение процесса восприятия в различных научных дисциплинах. Знания, полученные в ходе исследований, используются при создании систем отображения информации, в художественном и техническом конструиро­вании, в кибернетике и типа подобного.

Параграф четвертый. Свойства восприятия.

В психологии принято выделять следующие свойства восприятия: предметность, целостность, константность и категориальность.

Под предметностью понимают способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами, которые и вызывают ощущения.

Целостность восприятия рассматривают, как способность в образе воспринимаемых предметов достраивать недостающие детали, что в результате ведет к целостному восприятию образа.

 Константность восприятия выражается в способности воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий восприятия.

Категориальность восприятия проявляется в том, что каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом, категорией.

Все вышеназванные свойства восприятия человек развивает в себе в процессе жизнедеятельности.

Также следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Иллюзия в переводе с латинского означает «ошибка», «заблуждение». Это неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Например, серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном фоне.

Параграф пятый. Восприятие человеком человека.

С возникновением социальной психологии, значительно увеличилось количество исследований межгруппового и межличностного восприятия. Объектом и субъектом восприятия стали выступать индивид, группа или общность людей. Немаловажную роль в межличностном и межгрупповом восприятии играла мотивация воспринимающего человека, а также взаимоотношения внутри группы или общности людей. Особенностью межличностного восприятия в отличие от восприятия неодушевленных предметов является ярко выраженная оценочная и ценностная окраска, направленность.

В психологии выделяются следующие механизмы межличностного восприятия:

Первое. Идентификация — понимание другого человека путем отождествления себя с ним.

Второе. Рефлексия — понимание другого человека путем размышления за него.

Третье. Эмпатия — понимание другого человека посредством эмоционального проникновения в его переживания.

Четвертое. Стереотипизация — понимание другого человека с позиции характеристик какой-либо социальной группы.

В целом межличностное восприятие отличается пристрастностью, а межгрупповое восприятие не всегда адекватно, истинно и точно.

Вопросы для самоконтроля.

Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.

Первый вопрос. Дайте определение понятию «восприятие»

Второй вопрос. Какими свойствами обладает восприятие? Охарактеризуйте их

Третий вопрос. Что такое иллюзия? Попытайтесь привести примеры иллюзий человека?

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.

Первый вопрос. Отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающей действительности, воздействующих на анализаторы — это . ..

Ответ А: ощущение

Ответ Б: восприятие

Ответ В: воображение

Ответ Г: память

Второй вопрос. Неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств — это

Ответ А: реминисценция

Ответ Б: апперцепция

Ответ В: иллюзия

Третий вопрос. Свойство восприятия, которое характеризуется способностью человека в образе воспринимаемых предметов достраивать недостающие детали — это …

Ответ А: категориальность

Ответ Б: предметность

Ответ В: константность

Ответ Г: целостность

Четвертый вопрос. Свойство восприятия, которое проявляется в том, что каждый предмет обозначается словом, понятием, категорией

Ответ А: категориальность

Ответ Б: предметность

Ответ В: константность                                                               

Ответ Г: целостность

                                                                                                             

Пятый вопрос. Свойство восприятия, проявляющееся в способности человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами, которые и вызывают ощущения

Ответ А: категориальность

Ответ Б: предметность

Ответ В: константность

Ответ Г: целостность

Шестой вопрос: Свойство восприятия, которое выражается в способности воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий восприятия

Ответ А: категориальность

Ответ Б: константность

Ответ В: целостность

Ответ Г: предметность

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!

Правильными являются следующие ответы: вопрос первый Б: вопрос второй — В: вопрос третий — Г; вопрос четвертый — А; вопрос пятый — Б; вопрос шестой — Б.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

В мире существует немало интересных явлений. Их часто называют воздушными иллюзиями. Так, например, у берегов Сицилии на восходе солнца над морем появляются сказочные дворцы, замки, различные животные, люди-великаны и так далее. Одна картина сменяется другой. Иногда человеку кажется, что даже солнце меняет свою форму. Оно вдруг кажется треугольным, а то и вовсе в виде гриба или яйца. Это — миражи. Их возникновение часто связывают с особенностями восприятия человека.

Конспект До 28 февраля 2013. Понятие об ощущении и восприятии


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Задания по психологии

Тема

Содержание работы

Вид работы

Сроки

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Психология как наука.

Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками. Методы исследования психологии.

Конспект

До 28 февраля 2013.

Понятие об ощущении и восприятии.

Определение, функции, виды ощущений и восприятия.

Конспект

До 10 марта

Понятие о внимании и памяти

Определение, свойства и виды внимания. Определение, процессы и классификация памяти.

Конспект

До 10 марта

Понятие о мышлении.

Определение, свойства и виды мышления.

Конспект

До 20 марта.

Эмоционально – чувственная и волевая сфера человека.

Эмоции и чувства. Теории эмоций. Классификация эмоции чувств. Эмоциональные состояния человека. Воля. Психологические теории воли. Структура волевого акта. Понятие о саморегуляции личности.

Конспект

До 20 марта.

Психология Личности.

Понятие о личности. Структура личности. Факторы формирования личности.

Конспект

До 30 марта

Понятие о темпераменте и характере

Психология индивидуальных различий. Темперамент. Характер. Краткий обзор учений о темпераменте и характере. Физиологические основы темперамента. Виды темперамента. Отличие темперамента и характера. Формирование характера. Учет особенностей темперамента и характера в индивидуальном подходе учителя к ученику.

Задатки и способности. Одаренность, талант.



Конспект

До 30 марта

Тестирование по общей психологии

Тестирование.


Тестовые задания

Пройти тестирование по общей психологии до 10 апреля.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕМ ПРОЙТИ ТЕСТИРОВАНИЕ!



ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет и методы возрастной психологии.

Предмет и задачи возрастной психологии. История становления возрастной психологии.

Условия и движущие силы психического развития. Основные закономерности психологии развития. Новообразования возраста. Ведущий вид деятельности. Кризисные периоды развития.



Конспект

До 20 апреля

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста.

Кризис семи лет. Основные симптомы кризиса. Психологическая готовность ребенка к школе. Социальная ситуация развития детей младшего школьного возраста. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника.
Особенности развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста: память, мышление, внимание, восприятие.

Конспект

До 20 апреля

Психологические особенности развития подростка.

Социальная ситуация развития подростка. Психологические особенности развития подросткового возраста. Особенности развития познавательной сферы подростков. Особенности аффективной сферы подростков. Особенности мотивационной сферы подростков. Особенности Я-концепции подростков. Проблема подросткового кризиса.

Конспект

До 25 апреля

Психологические особенности развития юношеского возраста.

Общая характеристика юношеского возраста. Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте. Особенности развития эмоциональной сферы. Особенности взаимоотношений со сверстниками в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.


Конспект

До 30 апреля

Тестирование по возрастной психологии

Тестирование.

Тестовые задания

Пройти тестирование по общей психологии до 25 мая.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕМ ПРОЙТИ ТЕСТИРОВАНИЕ!



ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Особенности психологии физического воспитания и спорта.

Предмет психологии физического воспитания и спорта. Педагогическая направленность психологии физического воспитания Психология спорта как прикладная отрасль психологического зна­ния. Отличительные и общие черты психологии физического вос­питания и психологии спорта. Задачи психологии физического вос­питания и задачи психологии спорта.

Конспект

До 20 мая

Темы рефератов

  1. Спортсмен как субъект спортивной деятельности

  2. Личность спортсмена и ее формирование в процессе занятий спортом.

  3. Влияние общественного внимания на развитие личности спортсмена.

  4. Эффект соперничества как социально-психологическое явление.

  5. Спортивная этика.

  6. Социально-психологическая характеристика спортивных групп.

Реферат

До 30 мая

  1. Сплоченность команд и ее влияние на успешность деятельности.

  2. Сплоченность и ее измерение.

  3. Сплоченность и эффективность деятельности.

  4. Факторы, влияющие на сплоченность команды.

  5. Психологическая совместимость.

Конкуренция как фактор несовместимости

Выполнить конспект по вопросам:

До 15 июня

Обобщение. Повторение пройденного за учебный год

Тестовые задания

100 вопросов

До 15 мая.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ


  1. Допишите определение. … это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека.

  2. Соотнесите понятия с их трактовкой:

  1. Системное свойство высокоорганизованной а) поведение

материи (мозга), заключающееся

в активном отражении субъектом

окружающего мира, построении на этой

основе картины мира, саморегуляции

поведения, саморегуляции деятельности;


  1. Внешние проявления психической деятельности, б) психика

поступки и действия человека.

  1. Допишите. Предметом изучения психологии является…

  2. Заполните таблицу. Этапы развития психологии:

Этапы психологии

Периоды

1 этап

Психология как наука

  1. Перечислите отрасли психологии: ….

  2. Перечислите взаимосвязь психологии с другими науками: ….

  3. Соотнесите понятия с их трактовкой:

  1. Психические процессы а) наиболее устойчивые и постоянно

проявляющиеся особенности личности

обеспечивающие качественно-

количественный уровень

поведения и деятельности человека;



  1. Психические свойства б) обеспечивающие первичное

отражение и осознание человеком

воздействий окружающей

действительности.


  1. Соотнесите понятия с их трактовкой:

  1. Психические состояния а) формирующиеся в процессе

приобретения человеком жизненного

и профессионального опыта;



  1. Психические образования б) определённый уровень

работоспособности и качества

функционирования психики человека

в данный момент времени.


  1. Вставьте пропущенное слово. Ощущение – это отражение в ……. отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

  2. Вставьте пропущенное слово. Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его ….. предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств.

  3. Вставьте пропущенное слово. Внимание – это …. сознания человека на определённые предметы и явления.

  4. Вставьте пропущенное слово. Память – это процесс ….. и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

  5. Вставьте пропущенное слово. Мышление – это процесс отражения ….. и отношений предметов и явлений объективного мира.

  6. Вставьте пропущенное слово. ….. – это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

  7. Вставьте пропущенное слово. Воля — это способность человека …… своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей.

  8. Соотнесите понятия методов исследования в психологии с их трактовкой:

  1. Наблюдение а) метод, предполагающий ответы испытующих

на конкретные вопросы исследователя;

  1. Тестирование б) наиболее распространённый метод, с помощью

которого изучают психологические

явления без вмешательства в их течение;



  1. Опрос в) метод, во время которого испытуемые

выполняют определённые действия

по заданию исследователя.



  1. Заполните таблицу. Строение нервной системы человека

Нервная система

Блоки нервной системы

18. Найдите определение, относящееся к выражению «Психика – это..»:

а) синоним души;

б) внутренний мир человека;

в) системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, построении на этой основе картины мира, саморегуляции поведения, саморегуляции деятельности;

г) переживания и мышление человека.

19. Вставьте нужное слово в предложении «Основной задачей психологии является изучение ……… деятельности человека.

а) психической;

б) нервной;

в) физической.

20. Найдите лишнее слово, не относящееся к выражению «Психология устанавливает закономерности взаимодействия психических, познавательных процессов: »

а) ощущение;

б) восприятие;

в) мышление;

г) воображение;

д) темперамент.

21. Перечислите виды ощущений: …..

22. Вставьте слово в определение: … — это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

23. Вставьте слово в определение: … — это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

24. Вставьте слово в определение: … это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнообразных объектов или же выполнять сложную деятельность.

25. Вставьте слово в определение. Объем внимания характеризуется … или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчётливости.

26. Вставьте слово в определение. Устойчивость внимания – это его способность … на восприятии данного объекта.

27. Вставьте слово в определение. Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия … и интереса к объекту или деятельности.

28. Соотнесите виды внимания с их трактовкой:

1) Произвольное внимание а) внимание, направленное на какой- либо один объект или вид деятельности;

2)Сосредоточенное внимание б) внимание, вызываемое внешними

причинами – теми или другими

особенностями объектов, воздействующих

на человека в данный момент;

3) Непроизвольное внимание в) внимание – которое возникает в

результате сознательных усилий человека,

направленных на лучшее выполнение той

или иной деятельности.

29. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Запоминание а) это удержание заученного в памяти,

т. е. сохранение следов и связей

в мозгу.


2) Сохранение б) закрепления тех образов и впечатлений,

которые возникают в сознании под

воздействием предметов и явлений

действительности в процессе ощущения

и восприятия.

30. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Забывание а) процесс появления в сознании представлений

памяти, ранее воспринятых мыслей,

осуществление заученных движений;

2) Воспроизведение б) исчезновение, выпадение из памяти,

т. е. процесс угасания, ликвидации,

«стирания» следов, затормаживания связей.

31. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Запоминание, сохранение и а) Словесно-логическая память.

Воспроизведение образов ранее

воспринимавшихся предметов и

явлений действительности.

2) Память выражается в запоминании, б) Образная память

сохранении и воспроизведении

мыслей, понятий, словесных

формулировок.

3) Память проявляется в запоминании и в) Двигательная (моторная) память.

воспроизведении движений и их систем.

32. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Эмоциональная память. а) запоминание не внешней формы,

а смысла изучаемой информации;

2) Логическая память б) запоминание информации в той

форме, в которой она

воспринимается;

3) Механическая память в) на переживания.

33. Допишите определение. Процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений – это ….
34. Допишите определение. Характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала – это …
35. Допишите определение. Темперамент – это … , характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
36. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Характеризуется выраженной психической а) холерик

активностью, живой и подвижный, мимика и

движения выразительны, быстро реагирует

на происходящие события, относительно

легко переживает неприятности.

2) Его настроение отличается постоянством, б) меланхолик

чувства глубоки и устойчивы, мимика

малоподвижная, речь и движения

замедленные.

3) Отличается повышенной активностью, в) сангвиник

страстностью и энергичностью, склонен

к бурным эмоциональным вспышкам, но

способен быстро успокоиться и

менять настроение на противоположное.


  1. Легко ранимый, впечатлительный, г) флегматик

но внешне это проявляется слабо,

речь приглушенная, движения сдержанные,

интроверт. Следует отметить, что нельзя

выделить ни «хороший», ни «плохой» тип

темперамента, в каждом есть как достоинства,

так и недостатки.

37. Допишите определение. Характер является отражением …, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.
38. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Человек а) занимающий определённое положение

в обществе, выполняющий определённую

общественно полезную деятельность и

отличающийся присущими только ему

индивидуально – и

социально-психологическими

особенностями.

2) Личность б) социально, общественное существо,

в то же время и существо природное,

биологическое.
39. Соотнесите понятия направленности личности с их трактовкой:

1) Потребность человека а) это образец, которому следует

человек в деятельности и

поведении;

2) Интересы б) это испытываемая ею нужда в

чём-либо;



  1. Моральный в) это активная познавательная

(или нравственный) идеал направленность человека

на тот или иной предмет, явление

или деятельность, связанная с

положительным эмоциональным

отношением к ним.

40. Соотнесите понятия основных видов деятельности личности с их трактовкой:

1) Обучение а) это обмен информацией между людьми;

2) труд б) это средство психологического

развития личности, которое в

качестве основной цели преследует

овладение человеком определенными

знаниями, навыками, умениями;

3) Общение в) деятельность, в ходе которой

производятся предметы духовной и

материальной культуры, совершенствуются

орудия труда, улучшаются условия жизни,

развиваются наука, техника, производство,

творчество.
41. Соотнесите понятия основных видов деятельности личности с их трактовкой:

1) Привычка а) отдельные элементы деятельности,

которые позволяют выполнять

деятельность с высоким уровнем качества.

2) Умение б) это такое действие, отдельные операции

которого в результате тренировки

стали автоматическими и

осуществляются без участия сознания.



  1. Навык в) непреодолимое стремление

человека выполнять определенные

действия.

42. Допишите определение. Характер является отражением … личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.

43. Соотнесите понятия волевых качеств личности с их трактовкой:

1) Негативизм а) это построение своего поведения

в соответствии с собственными

взглядами и убеждениями;

2) Самостоятельность б) это поведение наперекор чужому

мнению, когда не признаются

никакие советы, даже разумные;

3) Внушаемость в) поведение строится в

соответствии с чужими советами.
44. Соотнесите понятия волевых качеств личности с их трактовкой:

1) Решительность а) проявляется в способности

человека быстро принимать адекватные

решения и своевременно их выполнять;

2) Дисциплинированность б) это способность человека,

несмотря на трудности и препятствия,

достигать поставленной цели;

3) Настойчивость в) это желание человека строить свое

поведение в соответствии с

общественными нормами.

45. Вставьте словосочетание в определение. Чувствами или эмоциями называют … своего отношения к тому, что он переживает или делает, к другим людям и самому себе.

46. Выберите и вставьте правильный ответ: Возрастная психология– это отрасль психологической науки …

а) является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе;

б) о психическом развитии ребенка;

в)изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.


47. Установите соответствие:

1) Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их.

2) Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом.

3) Деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов.

4) Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.

— — —


а) Конструирование.

б) Сюжетно-ролевая игра.

в) Труд.

г) Учебная деятельность.


48. Вставьте правильный ответ: … — простейшая первичная форма самосознания.

а) узнавание себя;

б) самооценка;

в) автономная речь.

49. Вставьте правильный ответ: … — это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

а) сюжетно-ролевая игра

б) обучение

в) воспитание

50. Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:

1) Ребенок решает задачи, опираясь на понятия.

2) В решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений.

3) Мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами .

— — —

а) Наглядно-действенное.

б) Наглядно-образное.

в) Словесно-логическое.

51. Выберите правильный ответ: Кризис 7 лет – это:

а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;

б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;

в) тревожность, демонстративность, вербализм.

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

52. Выберите и вставьте правильный ответ: Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, …, контроль, оценка.

а) учебные действия;

б) манера поведения учителя;

в) действия осознанности.

53. Установите соответствие: Новообразования:

1) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания.

2) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность.

3) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи. Возраст:

— — —

а) младший школьный;

б) ранний возраст;

в) дошкольный.

54. Укажите возрастной период, которому соответствуют Антон и его друзья.

Учившийся на одни 5-ки Антон вдруг начал терять интерес к учебе. У него появились какие-то дела, новые друзья. Они постоянно встречались, слушали музыку, о чем-то говорили.

Возраст …

55. Выберите и вставьте правильный ответ: Сленг в подростковом возрасте придает эффект усиления чувства … тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы:

а) дружбы;

б) сплоченности;

в) доверия.

56. Установите соответствие: Преобладающий мотив учения:

1) Практический мотив (связь с профессией).

2) Чтобы быть не хуже других.

3) Мотив получения хорошей оценки. Возраст:

— — —

а) Младший школьник.

б) Подросток.

в) Старший школьник.

57. Расположите в порядке их появления личностные новообразования

1) младший школьный возраст,

2) подростковый возраст,

3) юношеский возраст

— — —

а) самоопределение;

б) чувство взрослости;

в) произвольность.

58. Ответьте на вопрос. Основными ценностями какого возраста становятся выбор спутника жизни и профессиональная деятельность?

59. Найдите соответствия. «Возрастная периодизация в возрастной психологии»:


  1. Младший школьный возраст а) 15(16) до 17 (18) лет;

  2. Средний школьный возраст б) 11 (12) до 14 (15) лет

  3. Старший школьный возраст в) 7 (8) до 11 (12) лет.

60. Заполните таблицу. «Возрастная периодизация». Вместо пропусков внесите периоды и возраст.

Период

Возраст

  1. Младенчество

от 1 до 3 лет

  1. Дошкольный возраст

….

  1. ….

….

  1. ….

….

  1. ….

….

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Скачать 0,65 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Ощущение и восприятие | Введение в психологию |

Чему вы научитесь: различать ощущение и восприятие

Ощущение и восприятие — это два отдельных процесса, которые очень тесно связаны между собой. Ощущение — это информация о физическом мире, получаемая нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

  • Дать определение ощущения и объяснить его связь с понятиями абсолютного порога, разностного порога и подсознательных сообщений
  • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Ощущение

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, ощущение произошло. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция .

Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Рисунок 1 . Абсолютный порог для обнаружения света выше, чем вы, вероятно, себе представляли — человеческий глаз может увидеть свечу в ясную ночь на расстоянии до 30 миль!

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Мы также можем получать сообщения, представленные ниже порога сознательного восприятия — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Копнуть глубже: бессознательное восприятие

Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]

В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет).68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Другим примером современных исследований бессознательных процессов является исследование грунтовка . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным разумом. Например, в одном исследовании покупатели слушали либо французскую, либо немецкую музыку (надпороговые сообщения) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [2] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена ​​к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть, после того, как они столкнулись со словами, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные прайминг-эффекты проявлялись и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба этих исследования с трудом воспроизводились, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.

Абсолютные пороги обычно измеряются в невероятно контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как Закон Вебера : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.

Подумай об этом

Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Восприятие

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз .

Посмотрите на фигуру на рис. 3 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 3 . Что это за образ? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 4 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 5 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, зайдя на кухню и почувствовав запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет как хлеб, который пекла бабушка, когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание и восприятие

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Смотри

Убедитесь сами, как работает невнимательная слепота, просмотрев этот тест избирательного внимания от Simons and Chabris (1999):

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется 9.0017 слепота по невнимательности .

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Узнайте больше о слепоте по невнимательности на сайте проекта Noba.

Рисунок 6 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0017 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

Рисунок 7 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении интенсивных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Смотри

Посмотрите различия между ощущением и восприятием в этом видео CrashCourse Psychology:

Подумай об этом

. Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Глоссарий

абсолютный порог:  минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев

восходящая обработка: система, в которой восприятие строится на основе сенсорной информации требуется для обнаружения разницы между стимулами

эффектами простого воздействия : результат развития более положительного отношения к стимулу после повторных случаев простого воздействия на него.

восприятие:  способ, которым сенсорная информация интерпретируется и воспринимается сознательно

прайминг : процесс, с помощью которого недавний опыт повышает доступность черты.

ощущение: что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором

теория обнаружения сигнала: изменение в обнаружении стимула как функция текущего психического состояния осведомленность

обработка сверху вниз: интерпретация ощущений зависит от имеющихся знаний, опыта и мыслей

сенсорная адаптация : снижение чувствительности после длительного воздействия раздражителя к потенциалу действия

Закон Вебера : открытие Эрнста Вебера о том, что порог различия представляет собой постоянную долю первоначального стимула, а более сильные стимулы требуют, чтобы были замечены более крупные различия


  1. Север, «A & Hargreaves, David & McKendrick, Jennifer. (1999). Влияние музыки в магазине на выбор вин. Журнал прикладной психологии. 84. 271–276. 10.1037/0021-9010.84.2.271». ↵
  2. Север, «A & Hargreaves, David & McKendrick, Jennifer. (1999). Влияние музыки в магазине на выбор вин. Journal of Applied Psychology. 84. 271-276. 10.1037/0021-9010.84.2.271». ↵

Лицензии и атрибуции

Контент по лицензии CC, совместно используемый ранее
  • Ощущение против восприятия. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology/pages/5-1-sensation-versus-perception. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу http://cnx.org/contents/[email protected]
  • Введение в сенсацию. Предоставлено : Безгранично. Расположен по адресу : https://www. coursehero.com/study-guides/boundless-psychology/. Проект : Безграничная психология. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Копайте глубже в подсознание и образ. Автор : Ap Dijksterhuis Radboud. Предоставлено : Университет Неймегена. Расположен по адресу : https://nobaproject.com/modules/the-unенциальное. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
  • Ощущение и восприятие, последний пример закона Вебера. Автор : Адам Джон Привитера. Предоставлено : Общественный колледж Чемекета. Расположен по адресу : https://nobaproject.com/modules/sensation-and-perception. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
  • Свеча в темноте. Автор : pratanti. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/pratanti/3631956828. Лицензия : CC BY: Атрибуция
  • Раздел о восходящей и нисходящей обработке. Авторы : доктор Скотт Робертс, доктор Райан Кертис, Саманта Леви и доктор Дилан Селтерман. Предоставлено : OpenPsyc. Расположен по адресу : http://openpsyc.blogspot.com/2014/06/bottom-up-vs-top-down-processing.html. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
Все права защищены.
Предоставлено : CrashCourse. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
Контент, являющийся общественным достоянием
  • Живопись. Автор : Поль Синьяк. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://en. wikipedia.org/wiki/Soci%C3%A9t%C3%A9_des_Artistes_Ind%C3%A9pendants#/media/File:Signac_-_Portrait_de_F%C3%A9lix_F%C3%A9n%C3%A9on.jpg . Лицензия : Общественное достояние: Неизвестно Copyright

Что такое ощущение и восприятие? — Поверхность

Твиттер LinkedIn Фейсбук Эл. адрес

  • Статья
  • 2 минуты на чтение

Ощущение — это наша способность обнаруживать такие чувства, как осязание, боль, зрение или движение и положение нашего тела. Восприятие — это способ, которым мозг обрабатывает и передает эти ощущения остальному телу. У некоторых могут возникнуть трудности с обнаружением чувствительности из-за целостности кожи или анатомических факторов. Другие могут определять ощущения, однако то, как их мозг обрабатывает сенсорную информацию, может быть воспринято неточно. Например, некоторые люди более чувствительны к вестибулярным сигналам, таким как вращение или движение, чем другие. Два человека могут крутиться одинаковое количество времени и с одинаковой скоростью, но заболеет только один из них.

Этот принцип можно применить к таким вещам, как восприятие боли или осязание в целом. Кого-то, кто гиперчувствителен к прикосновениям, могут раздражать определенные ткани или текстуры предметов, в то время как тот, кто плохо реагирует на прикосновение, может не осознавать, что его кожа раздражается от соприкосновения с краем клавиатуры. Способность ощущать раздражители отличается от того, как тело их интерпретирует.

Несмотря на это, отклонение в любом из этих двух процессов может привести к исключению или дискомфорту при использовании продукта.

Вестибулярный — Излучает ли опыт звуки, вибрации или визуальные стимулы?

Хроническая боль — Должен ли пользователь принимать определенное положение тела, чтобы использовать продукт (например, захват, необходимый для стандартного контроллера Xbox)?

Целостность кожи — Должен ли пользователь вступать в физический контакт с продуктом?

Ощущения (гиперчувствительные и гипочувствительные) — Испускает ли опыт сенсорные стимулы (такие как образы, звуки, тактильные ощущения, физическое прикосновение)?

Проприоцепция — Требуется ли физический контакт для использования продукта?

 


Целью этого справочника является предоставление концепций, которые люди могут использовать для документирования и обсуждения аспектов функционирования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts