Общее понятие об ощущениях
1.01.2012Ощущение – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение – чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение -– это сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт сознания.
Отражая элементарные физические и химические свойства действительности, ощущение и само является элементарным психическим процессом. Но ощущение – это не пассивный отпечаток свойств действительности, а активный психический процесс. В ощущении отражаются качества объектов.
Отражать качества объекта – значит получать определенную информацию о возможных действиях с объектом. Ощущав твердость предмета или его мягкость – значит отражать объект как пригодный для определенного использования.
В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются. Ощущение, например, цвета мы не осознаем как психический образ, а интерпретируем как свойство определенного объекта. Между тем привычное для нас разнообразие цветов – красного, зеленого, синего, желтого и др. – это явление психическое. Вне нашей головы, психики существуют не цвета, а электромагнитные излучения с различной длиной волн (от 300 до 700 нм). Ощущения вкусовые – это субъективные психические образы различных химических воздействий. А ощущение мягкости или тяжести предмета – психическое отражение его физических свойств. Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы так же, как связаны между собой и различные свойства действительности.
Ощущение – канал чувственной связи организма с действительностью.Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется функционированием анализаторов – нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus – чувство), а процесс ее приема и первичной переработки – сенсорной деятельностью.
Ключевые слова: ОщущениеИсточник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Определение ощущения Лупандин В.И., Общая психология (сенсорно-перцептивные процессы) |
Нарушение психических функций при поражении вторичных полей кожно-кинестетического анализатора Нейропсихология: учебник для вузов / М. Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с… |
Механизмы переработки информации в сенсорной системе … |
Ощущения Карпов А.В., Общая психология |
Патология ощущений Марилов В.В., Общая психопатология |
Возникновение ощущений Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Мышечная и суставная рецепция … |
Нейрофизиологические основы ощущений Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Понятие об ощущениях. Виды ощущений
I. Введение…………………………………………………………
II. Понятие об ощущениях. Виды ощущений………………………………………4
III. Измерение и изменение ощущений…………………………………………….12
IV. Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………….
I Введение
Всю информацию, которой оперирует человек в процессе познания, он получает посредством сенсорных познавательных процессов, которые возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств с объектами окружающей среды. Познание окружающего мира начинается с ощущений. Ощущение является простейшим познавательным процессом, обеспечивающим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения возникают при непосредственном действии свойств и качеств внешней и внутренней среды на органы чувств. Информация о свойствах и качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, отражается в нашем сознании в форме ощущений и впечатлений.
Ощущение является элементарным сенсорным
познавательным процессом, отражающем
в форме впечатлений свойства
и качества объектов, непосредственно
действующих на органы чувств. Ощущение
– это познавательный процесс, а
впечатление – это форма
Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.
Частичное или полное отсутствие видов
ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание)
у человека препятствует или тормозит
его развитие.
Ощущения оказывают огромное значение
на формирование таких познавательных
процессов как речь, мышление, воображение,
память, внимание и восприятие, а так же
на освоение деятельности, как специфического
вида активности человека направленной
на создание предметов материальной и
духовной культуры, преобразование своих
способностей, сохранение и совершенствование
природы, и строительство общества.
Объект исследования – ощущения человека.
Предмет исследования – виды ощущений.
Проблемой исследования являются различные классификации ощущений в психологии.
Цель работы – проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификации ощущений.
Задачи:
1. Дать общее понятие ощущений в психологии.
2. Рассмотреть свойства и
3. Рассмотреть классификации
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
II Понятие об ощущениях. Виды ощущений
Ощущения считаются самыми
простыми из всех психических явлений.
Они представляют собой осознаваемый,
субъективно представленный в голове
человека или неосознаваемый, но действующий
на его поведение продукт
В эволюции живых существ
ощущения возникли на основе первичной
раздражимости, представляющей собой
свойство живой материи избирательно
реагировать на биологически значимые
воздействия среды изменением своего
внутреннего состояния и
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).
Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.
Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно, человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.
Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона — от коротких космических лучей с длиной волны около 4хЮ 18 см до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета (табл. 1).
Таблица 7
Связь между зрительно
воспринимаемой длиной волны и субъективным
ощущением цвета
Длина волны в миллиардных долях метра | Ощущение цвета, возникающее при воздействии на глаз волны соответствующей длины |
380 — 450 480 500 521 540 — 560 572 600 — 650 650 — 780 | Фиолетовый Синий Голубовато-зеленый Зеленый Зелено-желтый Желтый Оранжевый Красный |
Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду, — герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду.
Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воздуха находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приведем пример для сравнения: такой музыкальный инструмент, как фортепиано, способен порождать звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущении, весьма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать намного более высокие звуки, чем человек.
Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высота звука зависит не только от частоты колебаний давления воздуха. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсивность, т.е. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления воздуха (рис. 1, параметр амплитуды). Более сильный звук иногда воспринимается как более высокий, и наоборот.
Рис. 1. График, иллюстрирующий колебания воздуха, воспринимаемые в виде ощущений звука, и основные параметры этих колебаний, от которых зависят возникающие ощущения
Для оценки субъективной громкости воспринимаемого звука также предложена специальная шкала, единицей которой является децибел. Чтобы представить себе громкость звука, соответствующего этой единице, обратимся к табл. 2, где в децибелах показана громкость ряда известных нам звуков.
Таблица 2
Средняя громкость разных
звуков, выраженная в децибелах
Характер звука | Его воспринимаемая громкость в децибелах |
Шепот человека, слышимый на расстоянии полутора-двух метров от говорящего
Шум в учреждении, где работают люди, но нет машин, т. е. шум, производимый всеми звуками, кроме отчетливо слышимой речи
Человеческая речь средней нормальной громкости, воспринимаемая рядом с говорящим человеком Шум мотора среднего по величине автомобиля Шум электропоезда метро, воспринимаемый на расстоянии около 3 м от края платформы Шум реактивного самолета
Верхний предел воспринимаемых человеком звуков, за которым слуховые ощущения превращаются в болевые | 16-18
40 60
75
95 115
более 120 |
Заметим, что длительные
и сильные воздействия
Обоняние — вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте — впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.
Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак — около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части.
Что такое ощущение и восприятие? – Введение в психологию
Перейти к содержимомуК концу этого раздела вы сможете:
- Различать ощущение и восприятие
- Описать понятия абсолютного порога и разностного порога
- Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии
Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.
Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).
Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет). 62).
Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога сознательного восприятия — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).
Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить различие между ними. Это известно как (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение, из-за которого загорелся экран мобильного телефона, скорее всего, многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как: Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.
Восприятие
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. относится к сенсорной информации от стимула в окружающей среде, управляющей процессом, и относится к знаниям и ожиданиям, управляющим процессом, как показано на рис. 5.2 (Egeth & Yantis, 19).97; Файн и Миннери, 2009 г .; Янтис и Эгет, 1999).
Рисунок 5.2 Сверху вниз и снизу вверх – это способы обработки нашего восприятия.Представьте, что вы с друзьями сидите в переполненном ресторане, обедаете и разговариваете. Здесь очень шумно, и вы концентрируетесь на лице своей подруги, чтобы услышать, что она говорит, затем раздается звук бьющегося стекла и лязг металлических кастрюль, ударяющихся об пол. Официант уронил большой поднос с едой. Хотя вы были заняты едой и разговором, этот звук грохота, скорее всего, проник бы через фильтры вашего внимания и привлек ваше внимание. У вас не было бы выбора, кроме как заметить это. Этот захват внимания будет вызван звуком из окружающей среды: он будет восходящим.
С другой стороны, нисходящие процессы, как правило, целенаправленны, медленны, преднамеренны, требуют усилий и находятся под вашим контролем (Fine & Minnery, 2009; Miller & Cohen, 2001; Miller & D’Esposito, 2005). Например, если вы потеряли ключи, как бы вы их искали? Если бы у вас был желтый брелок, вы, вероятно, искали бы желтизну определенного размера в определенных местах, например, на прилавке, журнальном столике и других подобных местах. Вы бы не стали искать желтизну на потолочном вентиляторе, потому что знаете, что ключи обычно не лежат на потолочном вентиляторе. Этот акт поиска определенного размера желтизны в некоторых местах, а не в других, будет осуществляться сверху вниз — под вашим контролем и на основе вашего опыта.
Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение – это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть таким: «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники».
Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как . Представьте, что вы отправляетесь в город, в котором никогда не бывали. Вы заселяетесь в гостиницу, но когда вы добираетесь до своего номера, за вашим окном висит дорожный знак с ярким мигающим светом. К сожалению, других свободных комнат нет, поэтому вы застряли с мигалкой. Вы решаете посмотреть телевизор, чтобы расслабиться. Мигающий свет очень раздражал, когда вы впервые вошли в свою комнату. Как будто кто-то постоянно включает и выключает ярко-желтый прожектор в вашей комнате, но после короткого просмотра телевизора вы больше не замечаете мигания света. Свет по-прежнему мигает и каждые несколько секунд наполняет вашу комнату желтым светом, а фоторецепторы ваших глаз все еще воспринимают свет, но вы больше не воспринимаете быстрые изменения условий освещения. То, что вы больше не воспринимаете мигающий свет, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос. это неспособность воспринимать раздражители, которые находятся в вашем окружении, даже очень очевидные раздражители, такие как громкая музыка.
Исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (рис. 5.3) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).
Рисунок 5.3 Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).
Результаты обнаружения сигналовВ теории обнаружения сигналов есть четыре возможных результата, как показано на рис. 5.4. Представьте, что вы идете по переполненному шумному коридору в SAIT. Когда вы идете, вам кажется, что вы слышите, как друг зовет вас по имени. Если ваш друг действительно назвал ваше имя, и вы это восприняли, то у вас есть попадания; стимул присутствовал (ваш друг назвал ваше имя), и вы ответили, что воспринимаете его. Но теперь представьте, что вы думали, что слышите, как ваш друг зовет вас по имени, но когда вы оглядываетесь, вы понимаете, что вашего друга нигде не видно, вы, должно быть, вообразили это; это ложная тревога . Ошибка Miss возникает, когда вы не слышите, как друг зовет вас по имени, хотя он и слышал. Правильный отказ — это когда никто не зовет тебя по имени, и тебе тоже кажется, что ты ничего не слышал — жизнь идет своим чередом.
Рисунок 5.4. Четыре возможных результата в теории обнаружения сигналов.
На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны к определенным типам зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рис. 5.5): линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.
Рисунок 5.5 В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).
Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).
Лицензия
Введение в психологию Технологического института Южной Альберты (SAIT) находится под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
8.1: Ощущение против восприятия — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 134360
Эта страница является черновиком и находится в активной разработке. Пожалуйста, направляйте любые вопросы, комментарии и/или отзывы в ASCCC OERI ([email protected]).
- Несколько авторов
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
Цели обучения
- Различать ощущение и восприятие
- Различать нисходящий и восходящий вклад в восприятие
- Опишите ключевые принципы, такие как трансдукция и сенсорная адаптация
Краткий обзор:
Темы ощущения и восприятия являются одними из старейших и наиболее важных во всей психологии. Люди наделены такими чувствами, как зрение, слух и вкус, которые помогают нам воспринимать окружающий мир. Удивительно, но наши чувства способны преобразовывать информацию из реального мира в электрическую информацию, которую может обрабатывать мозг. То, как мы интерпретируем эту информацию — наше восприятие — определяет наше восприятие мира. В этом модуле вы узнаете о биологических процессах ощущения и восприятия, а также о ключевых различиях между этими двумя процессами.
Ощущение и восприятие часто переплетаются, однако между ними есть важные различия. физический процесс, во время которого наши органы чувств — например, органы зрения и слуха — реагируют на внешние раздражители, называется ощущением . Ощущение возникает, когда вы пробуете лапшу, чувствуете ветер на лице или слышите автомобильный гудок вдалеке. Во время ощущения наши органы чувств участвуют в трансдукции , преобразовании одной формы энергии в другую. Физическая энергия, такая как свет или звук, преобразуется в форму энергии, которую мозг может понять: электрическую стимуляцию (то есть потенциалы действия). После того, как наш мозг получает электрические сигналы, мы понимаем всю эту стимуляцию и начинаем ценить сложный мир вокруг нас. это психологический процесс — осмысление стимулов — называется восприятием . Именно во время этого процесса вы можете идентифицировать утечку газа в вашем доме или песню, которая напоминает вам о конкретном дне, проведенном с друзьями.
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода, ваши глаза — не единственный способ использовать восходящую обработку. Представьте, что вы идете по лесу и любуетесь деревьями и природой вокруг. Продолжая идти, вы слышите треск и начинаете чувствовать запах горящего дерева. По мере того, как вы продолжаете идти, вы слышите, как люди разговаривают, и треск и запах горящего дерева становятся сильнее, в какой-то момент вы можете понять, что входите в кемпинги, вы не можете видеть кемпинги , но восходящая обработка с помощью других органов чувств говорит вам, что происходит.
С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от имеющихся у нас знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз. Один из способов проиллюстрировать эти две концепции — наша способность читать. Прочтите вслух следующую цитату, изображенную на рис. 8.1.1:
. Рисунок 8.1.1 Пример обработки стимулов.Вы заметили что-нибудь странное, когда читали текст в треугольнике? Вы заметили второе «the»? Если нет, то, вероятно, потому, что вы читали это сверху вниз. Наличие второго «the» не имеет смысла. Мы знаем это. Наш мозг знает об этом и не ожидает, что будет второй, поэтому мы склонны его пропускать. Другими словами, ваш прошлый опыт изменил то, как вы воспринимаете надпись в треугольнике! Начинающий читатель — тот, кто использует подход «снизу вверх», внимательно рассматривая каждую часть, — с меньшей вероятностью совершит эту ошибку. Приведенная выше демонстрация иллюстрирует, как наш опыт может влиять на то, как наш мозг обрабатывает сенсорную информацию.
Другой способ провести различие между восприятием и ощущением заключается в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть таким: «Ммм, это пахнет как хлеб, который бабушка пекла, когда собиралась семья». для отдыха.» Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени, что известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Когда мы сталкиваемся с сенсорным стимулом, который не меняется, мы перестаем обращать на него внимание. Вот почему мы не чувствуем тяжести нашей одежды, не слышим гудения проектора в лекционном зале и не видим всех крошечных царапин на линзах очков. Таким образом, когда раздражитель постоянен и неизменен, мы испытываем сенсорную адаптацию. Это происходит потому, что если стимул не меняется, наш мозг перестает реагировать на него. Отличным примером этого является случай, когда мы оставляем радио включенным в машине после того, как припарковали ее дома на ночь. Когда мы слушаем радио по дороге домой, громкость кажется приемлемой. Однако на следующее утро, когда мы заводим машину, мы можем быть поражены тем, насколько громко работает радио. Мы не помним, чтобы прошлой ночью было так громко. Что случилось? Мы адаптировались к постоянному раздражителю (громкость радио) в течение предыдущего дня и увеличивали громкость в разное время.