Психика и теория отражения. Формы отражения
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА: ПСИХИКА И ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ. ФОРМЫ
ОТРАЖЕНИЯ
ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ: АНТИПЕНКО ЮЛИЯ
АЛЕКСАНДРОВНА
ГРУППА: ФПБ+З4Р
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КАМЕНЕВА ГАЛИНА
НИКОЛАЕВНА
2.
психологияПСИХОЛОГИЯЭТО НАУКА О ФАКТАХ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И
МЕХАНИЗМАХ ПСИХИКИ. ОСНОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ.
3. основные положения:
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:-СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА;
— ПРОДУКТ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ — МОЗГА;
— ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА.
ПОВЕДЕНИЕМ
И
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
4. Психика выполняет две функции:
ПСИХИКА ВЫПОЛНЯЕТ ДВЕ ФУНКЦИИ:• ОТРАЖАТЕЛЬНУЮ
(ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ)
ОБРАЗА,
• РЕГУЛЯТИВНУЮ (КОНКРЕТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА)
5. психика
ПСИХИКАЭТО
СУБЪЕКТИВНОЕ
ОТРАЖЕНИЕ
ОБЪЕКТИВНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,
НА
ОСНОВЕ
КОТОРОГО
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
6. Теория отражения
ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ— ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ОЩУЩЕНИЯ,
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ФОРМЫ
ОТРАЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА.
7.
Все психические явления делятся на три группы:ВСЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИГРУППЫ:
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
2. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
3. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
8. Психический процесс – это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – ЭТО АКТ ПСИХИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ИМЕЮЩИЙ
СВОЙ
ОБЪЕКТ
ОТРАЖЕНИЯ И СВОЮ РЕГУЛЯЦИОННУЮ ФУНКЦИЮ.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:
• ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
• ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
• ВОЛЕВЫЕ
9. Психическое состояние – это функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙУРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ.
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ МОГУТ БЫТЬ:
— КРАТКОВРЕМЕННЫМИ
— СИТУАТИВНЫМИ
— УСТОЙЧИВЫМИ, ЛИЧНОСТНЫМИ.
10. Все психические состояния подразделяются на три вида:
ВСЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯНА ТРИ ВИДА:
— МОТИВАЦИОННЫЕ
ВЛЕЧЕНИЯ),
(ЖЕЛАНИЯ,
СТРЕМЛЕНИЯ,
ИНТЕРЕСЫ,
— ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ (СТРЕСС, АФФЕКТ, ФРУСТРАЦИЯ),
ВОЛЕВЫЕ
(ИНИЦИАТИВНОСТЬ,
НАСТОЙЧИВОСТЬ).
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ,
11. Психические свойства – типичные для данного человека особенности его психики.
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – ТИПИЧНЫЕ ДЛЯДАННОГО ЧЕЛОВЕКА ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПСИХИКИ.
К ПСИХИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ ОТНОСЯТСЯ:
— ТЕМПЕРАМЕНТ
— НАПРАВЛЕННОСТЬ
— ХАРАКТЕР
— СПОСОБНОСТИ.
12. Существуют различные формы и уровни психического отражения, характерные для разных ступеней развития — инстинкты, навыки и
СУЩЕСТВУЮТРАЗЛИЧНЫЕ
ФОРМЫ
И
УРОВНИ
ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ РАЗНЫХ
СТУПЕНЕЙ РАЗВИТИЯ — ИНСТИНКТЫ, НАВЫКИ И
ИНТЕЛЛЕКТ.
СРЕДИ УРОВНЕЙ ПСИХИКИ ВЫДЕЛЯЮТ:
• БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ
(СНОВИДЕНИЯ,
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ)
ГИПНОЗ,
• ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ (УСТАНОВКА, НАВЫКИ)
• СОЗНАТЕЛЬНЫЙ.
АФФЕКТ,
13. Высшей формой психического отражения является сознание.
ВЫСШЕЙ ФОРМОЙ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯЯВЛЯЕТСЯ СОЗНАНИЕ.
К СУЩЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ СОЗНАНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
— СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ О МИРЕ
— ОБОБЩЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
-ВОЗМОЖНОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА,
СОБЫТИЙ
— РАЗЛИЧИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА
— ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ.
14. Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
ПСИХИЧЕСКОЕОТРАЖЕНИЕ
РЯДОМ ОСОБЕННОСТЕЙ:
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
• ОНО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРАВИЛЬНО ОТРАЖАТЬ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,
ПРИЧЕМ
ПРАВИЛЬНОСТЬ
ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ПРАКТИКОЙ;
• САМ ПСИХИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА;
ФОРМИРУЕТСЯ
В
ОКРУЖАЮЩУЮ
ОТРАЖЕНИЯ
ПРОЦЕССЕ
АКТИВНОЙ
• ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ УГЛУБЛЯЕТСЯ И СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ;
• ПРЕЛОМЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА;
• НОСИТ ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ХАРАКТЕР.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
English Русский Правила
Уровни психического отражения
Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения:
- сенсорно-перцептивный,
- представлений,
- вербально-логический.
Дадим их краткую характеристику, отметив те моменты, которые особенно важны для анализа деятельности.
Сенсорно-перцептивный уровень. В системе образного отражения этот уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется.
Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Именно в этих формах, как отмечал В. И. Ленин, осуществляется превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения в том и состоит, что оно возникает в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека и развертывается в реальном масштабе времени. Человек воспринимает предмет в том месте, в котором тот находится, и в тот момент, когда тот действует на органы чувств. Формирующийся сенсорно-перцептивный образ выступает как «навязанный нашему уму извне» (Сеченов). В этом проявляется «непосредственность действительности» сенсорного отражения, на котором основано доверие к показаниям органов чувств.
В процессе эволюции у человека сформировалась разветвленная система специализированных аппаратов (органов чувств), каждый из которых обеспечивает отражение определенных свойств окружающих предметов (ощущения разных модальностей): зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, кинестетические и т.д. Сенсорно-перцептивная сфера — это действительно богатейшая совокупность разнообразных ощущений. Однако они выступают не как некоторая пестрая мозаика несвязанных элементарных образов.
В процессе индивидуального развития у человека складывается определенная сенсорно-перцептивная организация (по Ананьеву), объединяющая совокупность органов чувств в целостную систему. Эта сложная система включает многообразные постоянные и переменные связи между сенсорными модальностями. На их основе формируются своеобразные функциональные органы (по Ухтомскому), обеспечивающие различные виды сенсорно-перцептивной ориентировки человека в окружающей среде.
К числу важнейших принадлежит та система связей между разными органами чувств, которая обеспечивает пространственную ориентировку. Ведущая роль в ней принадлежит зрительному анализатору, лабиринтному аппарату статокинестетического анализатора и кинестезии, но включает и другие анализаторы.
Основой восприятия пространства можно считать ориентацию человека относительно вертикального направления, совпадающего с действием силы гравитации. Направление гравитации — это главная ось системы отсчета, относительно которой оцениваются так или иначе все характеристики окружающего пространства.
Поскольку в обычных условиях перемещения человека по поверхности земли гравитация постоянна по силе и направлению, вся система анализаторов подстраивается к этой константе; благодаря связям анализаторов с теми, которые обеспечивают отражение гравитации, все они «заземляются». Формируются достаточно жесткие однозначные связи — стереотипы, благодаря которым в обычных условиях ориентировка в пространстве не требует специальных целенаправленных сознательно контролируемых действий; она осуществляется на неосознаваемом уровне, автоматически.
Важно отметить, что новый стереотип не требует обязательной ломки старого. Они вполне могут сосуществовать и обычно сосуществуют: в одних условиях «работает» один стереотип, в других — другой.
Второй уровень психического отражения — это уровень представлений. Представление как ощущение и восприятие — феномен образного отражения. Но если ощущение и восприятие какого-либо предмета или его свойства возникают только при его непосредственном воздействии на орган чувств, то представление возникает без такого непосредственного воздействия. В этом смысле оно является вторичным образом предмета.
К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых — образная память и воображение. Образная память — это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение — творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти. По своему содержанию образ—представление, также как сенсорно-перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, которые «навязаны нашему уму извне» и в силу этого презентируются сознанию как жестко и однозначно отнесенные к объективной реальности, образ—представление имеет как бы самостоятельное существование в качестве феномена «чисто» психической деятельности. Он обладает значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно-перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой.
Но вместе с тем формирование представления — это новая ступень в прогрессивной линии развития когнитивных процессов. Здесь появляются элементарные обобщения и абстракции. На основе многократного восприятия предметов одной и той же категории происходит селекция их признаков: случайные признаки отсеиваются, а фиксируются лишь характерные и потому наиболее информативные. На уровне представлений предмет обособляется от фона, и в этой связи возникает возможность мысленно оперировать с объектом независимо от фона.
При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта: одни его признаки как бы подчеркиваются, усиливаются, другие редуцируются. Иначе говоря, происходит схематизация предметного образа.
Существенной особенностью представления является его панорамность, дающая субъекту возможность как бы выхода за пределы наличной (актуальной) ситуации (С.
При переходе от восприятия к представлению происходит преобразование сукцессивного перцептивного процесса в симультанный образ. То, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в одновременную целостную умственную картину. В частности, как показал Н.Ф. Шемякин, при формировании топографических представлений «карта—путь» трансформируется в «карту—обозрение».
В процессе умственного развития человек овладевает также особыми способами мысленного оперирования представлениями: мысленного расчленения объектов и объединения их (и их деталей) в одно целое, комбинаций и рекомбинаций, масштабных преобразований, умственного вращения и др.
Уровень представлений имеет решающее значение при формировании образов-эталонов » когнитивных карт», концептуальных моделей, наглядных схем, планов и других «когнитивных образований», необходимых для выполнения любой деятельности.
Третий уровень когнитивных процессов — это вербально-логическое мышление, речемыслительный процесс. В отличие от первых двух, относящихся к образному отражению, чувственному познанию, этот уровень — уровень понятийного отражения, рационального познания. Решая ту или иную задачу на этом уровне, субъект оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно-историческая практика. На уровне понятийного мышления как бы разрываются ограниченные рамки индивидуального опыта, а точнее: в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, выработанных человечеством. Благодаря этому индивид как бы освобождается от «рабского подчинения изначальным «здесь» и «теперь»» (Ж. Пиаже). Предметная область индивидуального познания на этом уровне приближается к той, которая раскрывается общественно-исторической практикой, т.е. становится практически безграничной. В процессе понятийного мышления человек оперирует абстракциями и обобщениями, зафиксированными в знаках и знаковых системах. Наиболее развитой и всеобщей знаковой системой является язык.
В определенном отношении образная и понятийная формы психического отражения действительности противоположны. Они обычно и противопоставляются как чувственное и рациональное в познании, но в реальном когнитивном процессе органически взаимосвязаны: непрестанно переходят одна в другую.
Образ, регулирующий сознательную целенаправленную деятельность человека, включает так или иначе все три уровня психического отражения. Чтобы у человека сформировался такой образ, который обеспечил бы ему возможность эффективно действовать в различных ситуациях, находить в каждом конкретном случае адекватное решение, недостаточно только чувственных данных, т.е. сенсорно-перцептивной информации. Необходимо раскрыть значение этих данных, выявить существенное, общее, закономерное. Иначе говоря, с точки зрения требований деятельности образ становится только тогда, когда его «чувственная ткань» (термин А. Н. Леонтьева) органически объединяется со значением, т.е. когда чувственное и рациональное образует единый сплав. Образ, отражающий только то, что в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, не мог бы обеспечить целенаправленности действий; в этом случае окружающая среда полностью управляла бы поведением субъекта (такой случай можно представить только теоретически).
Но и образ, имеющий обедненную чувственную основу, также не может обеспечить эффективную регуляцию действий, особенно в сложных условиях.
Это значит, что при обучении человека какому-либо виду деятельности необходима определенная мера сочетания методов, формирующих чувственные и логические компоненты образа, его «чувственную ткань» и его «семантику».
Эффективность образа — в плане его регулирующей функции по отношению к деятельности субъекта — существенно определяется тем, насколько он обеспечивает антиципацию, т.е. опережающее отражение (по П.К. Анохину).
Антиципационные процессы свойственны всем перечисленным выше уровням отражения. Однако дальность антиципации на разных уровнях существенно различна. На сенсорно-перцептивном уровне она ограничена рамками актуального текущего действия. На уровне представлений появляется возможность антиципации также и в отношении потенциальных действий. На уровне вербально-логического мышления антиципация достигает своего наиболее полного проявления, ее дальность практически не ограничена. Антиципация этого уровня обеспечивает планирование деятельности в целом. При этом в вербально-логическом плане человек может достаточно легко и свободно переходить от настоящего к будущему и прошлому, от начального момента деятельности к конечному и от конечного к начальному и т.д.
Благодаря многоуровневости образа отражаемый в нем предмет (объект) презентируется человеку в многообразии своих свойств и отношений. Это в свою очередь обеспечивает возможность в ходе деятельности использовать то одно, то другое, то третье и т.д. свойство предмета или его отношение к другим предметам; возможность таких переходов — важнейшее условие творческих решений.
В каждый момент деятельности человеком осознается только небольшая часть того предметного содержания, которое презентовано в образе. При переходе от одного действия к другому (и даже от одного элемента к другому внутри действия) изменяется и осознаваемая часть содержания. Полноценный с точки зрения регуляции деятельности образ подобен айсбергу — в каждый момент на поверхности видна лишь его небольшая часть.
Так, в исследовании А.А. Обознова выявлены два уровня содержания психического образа, регулирующего предметное действие:
- актуально значимое
- потенциально значимое.
Им присуща разная степень осознанности, и они играют разную роль в регуляции конкретных действий. Это исследование показало также, что только от актуально значимого содержания зависит способ выполнения действия и его смысл. Наиболее полно осознается, конечно, актуальная часть предметного содержания образа.
Проблема осознаваемого и неосознаваемого в психическом отражении принадлежит к числу сложнейших и, к сожалению, слабо разработанных. Не вдаваясь в анализ состояния этой проблемы и подходов к ее решению, отметим только, что ведущая роль в формировании осознанного отражения принадлежит вербально-логическим процессам: прежде всего осознается то, что включается в их сферу. В ходе реальной деятельности в зависимости от конкретных условий соотношения между разными уровнями отражения изменяются, а соответственно меняется и степень осознанности разных компонентов предметного содержания образа.
Выше отмечалось, что у человека в процессе его развития формируются определенные функциональные органы, объединяющие разные анализаторы в единую систему: эти системы состоят из жестких, однозначных связей — стереотипов. Компоненты образа, которые формируются по законам работы стереотипных звеньев, обычно не осознаются. Однако они могут стать осознаваемыми при специальной направленности познавательной активности, а также необычной (извращенной с точки зрения соответствия стереотипу) афферентации, создаваемой экспериментально или возникающей в некоторых специфических условиях деятельности.
Вот это последнее обстоятельство и побудило нас уделить особое внимание проблеме многоуровневой структуры образа. Дело в том, что в своей практической деятельности человек-оператор иногда вынужден работать в условиях извращения рецепции внешних воздействий, точнее, ее несоответствия сложившимся стереотипам. В частности, такие условия обычны для летчика: оптические искажения (необычный ракурс видения предметов, расположенных на земле, большая удаленность от видимых ориентиров, ослабленная видимость в тумане, в сумерках и т.д.), а также воздействие «негравитационной вертикали«; в этих условиях сохранение предметного содержания образа составляет для человека специальную задачу.
Практически важным является вопрос о том, как человек может решить эту задачу, в частности, может ли, он обеспечить сохранение содержания образа при помощи сознательного контроля сенсорно-перцептивных процессов и волевого усилия.
Другое, не менее важное обстоятельство состоит в том, что человек-оператор часто не имеет возможности воспринимать реальный объект, которым он управляет. Информация об объекте передается при помощи инструментальных сигналов в виде информационной модели. Образ этой модели, возникающий при ее восприятии, не совпадает, конечно, с образом реального объекта. При этом могут возникать противоречия между представлением и понятием, с одной стороны, и сенсорно-перцептивным образом — с другой. У человека-оператора возникает особое состояние: отчуждение от объекта управления, теряется чувство реальности физического объекта, которым он управляет. Сам процесс управления воспринимается им как «обнуление» абстрактных сигналов. Человек не управляет машиной (самолетом), а только «сводит стрелки», не представляя себе, какие реальные эволюции совершает самолет, какие процессы возникают в машине. Это происходит в связи с тем, что восприятию оператора представлен не реальный объект во всем многообразии его сенсорных свойств, а абстрактная модель объекта, воплощенная в обобщенной, но чувственно обедненной форме. Отчуждение от объекта управления, утрата непосредственности в восприятии и оценке его реальных свойств могут привести к снижению личностной значимости выполняемых действий и, отсюда, к притуплению ответственности, интереса и т. д., а в конце концов к снижению надежности.
Один из способов элиминации негативного влияния отчуждения — это формирование у оператора такого яркого, четкого и дифференцированного образа — представления, который позволял бы ему мысленно видеть за показаниями приборов реальные изменения управляемого объекта.
В условиях отчуждения особенно опасны нарушения привычных, ставших стереотипными связей между разными сенсорными модальностями.
Выше уже отмечалось, что стереотипизированные сенсорно-перцептивные компоненты образа, как правило, не осознаются. Однако они тотчас становятся предметом сознания, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий. Человек при этом способен дифференцировать отражаемый в понятиях реальный объект и специфическое состояние сенсорно-перцептивной сферы. Влияние на поведение человека несовпадения этих составляющих образа изучалось в специальных психологических экспериментах. Была выявлена возможность адаптации к искажению визуальных сигналов (псевдоскопическое восприятие и инверсия сетчаточного отображения) и показано, что адаптация заключается в восстановлении предметного содержания зрительного образа на фоне измененной «чувственной ткани», и происходит она в форме приобретения неких новых перцептивных новообразований, но не вместо старых, а наряду с ними.
Выявление механизмов регуляции действий человека в условиях изменения афферентации имеет принципиальное значение, например, для проектирования деятельности летчика, у которого в структуру образа пространственного положения самолета включаются необычные с точки зрения земных условий сенсорно-перцептивные компоненты, что провоцирует формирование неадекватного, ложного образа пространства, возникновение иллюзий пространственного положения. В этом случае происходит дезинтеграция уровней психического отражения. Чтобы преодолеть такую дезинтеграцию, т.е. снова привести в соответствие сенсорно-перцептивные, «представленческие» и понятийные компоненты образа, требуются специальные сознательные усилия. При этом важно, чтобы возникшее рассогласование между уровнями отражения и соответствующими им компонентами образа стало предметом специального субъективного анализа. Как известно, сенсорно-перцептивные компоненты образа чрезвычайно динамичны. Они изменяются при изменении освещенности (если речь идет о зрительном образе), ракурса наблюдения, состояния органов чувств и т. д. В то же время значение, фиксирующее предметное содержание образа, остается неизменным. Это и создает возможность сохранить адекватный образ при искажениях его сенсорно-перцептивных компонентов. При определенных условиях вербально-логический уровень отражения может выполнить организующую и регулирующую функцию в построении образа и его стабилизации. В процессе подготовки операторов, вынужденных работать в условиях, вызывающих необычные сенсорно-перцептивные эффекты, целесообразно обучать их методам самонаблюдения, формировать субъективную установку на осознание необычности «чувственной ткани» образа, с тем чтобы уменьшить вероятность возникновения ложного образа.
Но самонаблюдение — лишь частный случай и специфический вариант более общей формы познавательной активности субъекта: целенаправленного познания действительности. Его результативность в плане стабилизации образа существенно зависит от того, как и насколько знания, получаемые в ходе самонаблюдения, соотносятся со знаниями о самом объекте, отражаемом в этом образе (в рассматриваемом случае — необычные сенсорно-перцептивные эффекты с представлением реальных изменений управляемого объекта).
В этой связи подчеркнем, что в любой деятельности значительная роль принадлежит процессам познания. Чем более полно познан предмет деятельности, тем большими возможностями располагает человек в отношении выбора средств и способов действий с ним. В любом конкретном действии знания о его предмете реализуются частично; само действие раскрывает этот предмет также лишь частично. Поэтому совершенствование деятельности необходимым образом должно включать познавательную активность. «Помимо непосредственного функционирования вещи, в предметном действии существенное значение имеет сознательная установка на созерцание, которая компенсирует ограниченность предметного действия в отношении восприятия», — писал Б. Г. Ананьев, подчеркивая не только наличие когнитивной составляющей предметного действия, но и сознательную направленность на нее человека, выполняющего это действие.
В процессе созерцания, а точнее целенаправленного наблюдения, развивается и обогащается образ, осуществляющий регуляцию деятельности. При формировании такого образа накапливается и как бы запасается впрок информация о предмете деятельности, средствах, способах и условиях ее выполнения. Эта информация может длительное время не использоваться, но в какой-то момент (например, в сложной ситуации) она окажется крайне необходимой. Одно из важнейших качеств личности мастера — это профессиональная наблюдательность, позволяющая ему непрестанно накапливать впрок информацию о предмете его деятельности.
Все сказанное позволяет заключить, что образ, регулирующий деятельность, имеет сложное строение. Он многомерен и включает ряд уровней. В процессе его формирования так или иначе синтезируются сенсорные данные разных (практически всех) модальностей. Однако ведущая роль среди них обычно принадлежит визуальной, так как именно зрение дает симультанную пространственную дифференцированную картину окружающего.
По мнению Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна, образное отражение действительности человеком носит по преимуществу зрительный характер. Особая роль зрительной системы в процессах чувственного отражения определяется тем, что она выступает как интегратор и преобразователь сигналов всех модальностей. Как отмечал Ананьев, «универсальность ее по интеграции и переинтеграции любых по модальности сигналов поразительна«. Зрительный образ вещи как бы вбирает, синтезирует, организует вокруг себя данные остальных органов чувств. Экспериментально это подтверждено В.Е. Бушуровой.
Визуальный характер образа имеет большое значение в процессе регуляции действий человека-оператора: Успешность принятия решения во многом зависит от способности человека «визуализировать проблемную ситуацию», наглядно представлять ее и оперировать наглядными образами.
систематический обзор и тематический синтез профессиональных контекстов
%PDF-1.4 % 1 0 объект >поток application/pdf10.1080/14623943.2019.1622520en
Что такое саморефлексия и почему она важна для хорошего самочувствия
Источник: Pixabay
Так много Наши привычки, образцы поведения и предустановленные программы скрыты в нашем подсознании, они работают в своего рода «диспетчерской», управляя тем, как мы думаем, чувствуем и тест на самочувствие, чтобы узнать, как у вас дела). Если мы хотим контролировать ситуацию, нам нужно заглянуть в «диспетчерскую», за пределы сознательного разума, и изменить некоторые программы, от которых мы больше не получаем пользы. Один из способов доступа к бессознательному — через саморефлексию, т. е. поставить перед собой зеркало и максимально объективно проанализировать то, что мы видим или чувствуем, чтобы мы могли лучше понять себя и то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя. участвовать в этом типе глубокой саморефлексии?
Подготовка к саморефлексии
Во время исследования для моей новой книги Перехитрить свой смартфон мне стало ясно, что мы очень заняты, отвлекаемся и, следовательно, нам, кажется, труднее справляться с собой. отражение. Это потому, что саморефлексия требует достаточно спокойного ума. Некоторые саморефлексоры начинают с короткой медитации, может быть, нескольких глубоких вдохов или ритмичного дыхания, чтобы успокоить свои мысли. Возможно, вы предпочитаете представлять себя натянутым на воображаемых поводьях, чтобы успокоить свой скачущий ум, или каким-то другим подходящим вам творческим занятием воображения, которое смягчает ваш ум.
Конечно, проникновение в бессознательное может быть иллюзорным. Иногда при глубоком самоанализе может показаться, что вы пытаетесь укротить бушующее море, поэтому уговорите себя, если это поможет, и задайте себе вопросы, чтобы добраться до сути вашего вопроса. Если ответов нет, подождите некоторое время и вернитесь к любым мыслям или вопросам позже, когда вы почувствуете, что готовы больше узнать о себе. Отпустите навязчивые мысли и сосредоточьтесь на своей цели — лучше узнать себя.
Определите «что» саморефлексии
Как только вы почувствуете спокойствие и тишину, направьте свое внимание внутрь себя. Выберите конкретную проблему, которую вы хотите изменить. Воспоминание о важном событии.
Спросите себя:
- Какие впечатления возникают, когда вы сосредоточиваетесь на этом вопросе?
- Что ты чувствуешь при этом?
- О чем ты думаешь?
Определите «почему» саморефлексии
Когда ваш разум успокоился, попытайтесь заглянуть глубже. Постарайтесь вернуться к самому ключевому моменту, связанному с этим воспоминанием. Что вы чувствовали, думали или делали? Теперь загляните на слой глубже и спросите себя: почему вы думали, чувствовали или делали эти вещи?
Подобные миссии по поиску и открытию себя через саморефлексию могут оказаться неприятными, так что не торопитесь. После того, как вы открыли пробку на бутылке этого джина, работа началась, и она, скорее всего, будет продолжаться до тех пор, пока некоторые основные проблемы не будут лучше поняты, если не полностью решены.
Наблюдайте за собой с этим новым пониманием
Затем наблюдайте за собой, живущим своей жизнью в настоящем. Попытайтесь «поймать себя», когда ваше бессознательное находится под контролем, заставляя вас чувствовать, думать и действовать таким образом, который вас беспокоит. Благодаря саморефлексии ваше самосознание будет расти. Как только вы осознаете свое внутреннее программирование, вы встанете на путь подлинности и большего контроля над своей жизнью.
Используйте самоанализ как инструмент для изменения
Следующим шагом является развитие желания изменить поведение, которое вас беспокоит. Выявив какие-либо проблемные аспекты себя, сядьте за руль и медленно меняйте свое поведение таким образом, чтобы оно лучше отражало то, каким вы хотите быть.
Если вы думали, что «эта проблема» была «решена», но она возвращается, подумайте еще раз, чтобы увидеть, не пропустили ли вы что-то важное. Нелегко изменить себя/свое поведение, и может потребоваться несколько попыток, чтобы сделать это «правильно», так что продолжайте в том же духе каждый раз, когда поведение, которое вам не нравится, всплывает на поверхность.