Понятие памяти
1.01.2012
Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.
Начало экспериментального изучения понятия памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Германа Эббингауза (1850–1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885 г.). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала.
В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины – механическая память. Память человека – ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична – в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде.
Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образований из смысловых опорных точек, характеризующих наше физическое и социальное окружение.
Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются – относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической зависимости.
От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.
Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти.
Извлечение усвоенного материала из памяти с целью использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией (от лат. actualis – действительный, настоящий). Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено «на крючках» ассоциаций. Тайна хорошей памяти – в установлении прочных ассоциаций. Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной области может сочетаться с невежеством в других сферах жизни. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же задалбливание, зубрежка – самый неэффективный способ запоминания.
Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти – скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует.
Фонд человеческой памяти пластичен – с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида – прочно запоминается то, что включено в активную жизнедеятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.
Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки – это запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.
Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида представляют собой единое системное образование.
Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.
Ключевые слова: Память
Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Запоминание Штейнмец А.Э., Общая психология |
Борьба с забыванием Теплов Б.М., Психология |
Память у детей с задержкой психического развития Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-… |
Память … |
Развитие памяти Ладанов И.Д., Практический менеджмент |
Забывание Кураев Г.А., Пожарская Е. Н., Психология человека |
Штейнмец А.Э., Общая психология |
Типы памяти Теплов Б.М., Психология |
14. Общее представление о памяти. Виды памяти. Процессы памяти.
Память — это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Существует четыре главных процесса. Первый — запечатление (анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование). Второй — хранение (организация и удержание информации). Забывание — исчезновение из памяти. Эти два процесса, противоположные по характеру, представляют разные характеристики одного процесса. Забывание дает возможность мозгу избавляться от избыточной информации. Сохранение — это борьба с забыванием нужного, полезного. Третий — воспроизведение, непроизвольное или произвольное (процесс появления в сознании ранее воспринятых мыслей). Это основная функция памяти, дает человеку возможность использовать данные своего опыта. Формы воспроизведения: узнавание; воспоминание ; припоминание.
В основе памяти лежат ассоциации. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.
Существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны (причина и следствие, и т.п.). Эти ассоциации являются основой наших знаний.
ВИДЫ ПАМЯТИ
По длительности хранения информации:
1)Долговременная
2)Оперативная
3)Кратковременная
В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память.
Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память — запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектом. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается словесно-логическая память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.
По степени волевого процесса: непроизвольную и произвольную память.
Эффективность произвольной памяти зависит:
1. От целей запоминания.
2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:
а) механическое дословное многократное повторение ;
б) логический пересказ;
в) образные приемы запоминания;
г) мнемотехнические приемы запоминания.
УРОВНИ ПАМЯТИ
Существует несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.
Это второй уровень —кратковременная память (КП). КП ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. КП поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. КП позволяет человеку перерабатывать большой объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет потенциально полезное, необходимое для решения актуальных проблем (оперативная память).
И только делая сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в КП, его можно удержать на неопределенно долгое время. Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Ее емкость и длительность в принципе безграничны. Бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом; 2) ДП закрытая.
Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации.
Значение, определения, виды и фазы памяти в психологии | Методы запоминания
Что такое память?
Память относится к процессам, которые используются для получения, хранения, удержания. и позже получить информацию. В памяти участвуют три основных процесса: кодирование , хранение и извлечение . Человеческая память включает в себя способность как сохранять, так и восстанавливать информацию, которую мы узнали или испытали. Однако, как мы все знаем, это не безупречный процесс. Иногда мы что-то забываем или неправильно помним. Иногда вещи изначально неправильно закодированы в памяти.
Проблемы с памятью могут варьироваться от незначительных неприятностей, таких как забывание, где вы оставили ключи от машины, до серьезных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и другие виды деменции, которые влияют на качество жизни и способность функционировать. Изучение человеческой памяти было предметом науки и философии на протяжении тысячелетий и стало одной из основных тем, представляющих интерес в когнитивной психологии.
Определение памяти
1. Согласно Магдугаллу , «Память означает воображать опыт прошлых событий и признавать, что они сами по себе являются прошлым опытом».
2. Согласно Стауту , «память — это идеальное повторение, при котором переживания прошлого пробуждаются в том же порядке и таким же образом, как и раньше».
3. Согласно Вудворту , «память — это прямое использование усвоенного опыта».
Фазы памяти
(i) Обучение:- Память основана только на записи обучения или опыта. Поэтому первая стадия памяти — это заучивание объекта или факта. Сознательный ум выполняет работу по обучению. На этой стадии жизненный опыт запечатлевается в нашем уме в виде мысленных впечатлений и, когда необходимо, вновь приходит в настоящее сознание.
(ii) Удержание:- Постоянное удержание в уме выученного текста или ритуалов называется дхараной. Помните, что способность удерживать находится в разном количестве у каждого человека. Говорят, что чем дольше человек что-то держит в уме, тем лучше его память. Удерживающая сила студентов, то есть подростков и девочек-подростков, больше, чем у взрослых.
(iii) Напомним:- Приведение сухих переживаний в сознание называется пратьямараной. Хорошая или плохая память человека зависит только от воспоминаний о его прошлом опыте. Как бы хорошо он ни учился, все напрасно, если он не может ничего вспомнить, когда это необходимо. Помните, что человеку приходится сталкиваться со многими трудностями при запоминании тех вещей, которые человек не носит должным образом.
(iv) Распознавание:- Увидев объект или человека, чтобы сказать, что мы видели его раньше, называется идентификацией. Другими словами, идентичность — это ментальный процесс, посредством которого мы вступаем в контакт с каким-либо объектом или человеком и рассказываем, что такое или кто есть этот человек и когда мы с ним познакомились. Помните, что узнавание и припоминание имеют такие же отношения, как разум с телом.
Как формируются воспоминания?
Для формирования новых воспоминаний информация должна быть преобразована в пригодную для использования форму, что происходит посредством процесса, известного как кодирование. Если информация была успешно закодирована, ее необходимо сохранить в памяти для последующего использования.
Большая часть этой сохраненной памяти находится вне нашего сознания большую часть времени, за исключением тех случаев, когда нам действительно нужно ее использовать. Процесс поиска позволяет нам довести сохраненные воспоминания до сознания.
Типы памяти
1. Сенсорная память
Сенсорная память относится к кратковременному хранению сенсорной информации. Сенсорная память — это буфер памяти, который длится очень недолго, а затем, если на него не обращают внимание и не передают для дальнейшей обработки, он забывается. Цель сенсорной памяти — дать мозгу время на обработку поступающих ощущений и позволить нам видеть мир как непрерывный поток событий, а не как отдельные его части.
2. Кратковременная память
Большая часть информации, попадающей в сенсорную память, забывается, но информация, на которую мы обращаем внимание с целью ее запоминания, может переходить в кратковременную память. Кратковременная память (КПМ) — это место, где небольшие объемы информации могут временно храниться более нескольких секунд, но обычно менее одной минуты. Информация в кратковременной памяти не хранится постоянно, а становится доступной для обработки, а процессы, которые мы используем для осмысления, модификации, интерпретации и хранения информации в СТМ, известны как рабочая память.
Методы запоминания
Хорошая память не только помогает запомнить любимый семейный рецепт жаркого, но и является важным навыком на работе. Будь то запоминание имени кого-то, кого вы встретили на конференции, или припоминание цифр или дат во время встречи с вашей командой, хорошая память хороша для бизнеса. Наш мозг запоминает информацию в четыре этапа: внимание, кодирование, хранение и извлечение.
1. Внимание:- Допустим, вы находитесь на совещании, и один из ваших коллег предлагает маркетинговую идею. Информация поступает в ваш мозг через сенсорные рецепторы. Они будут удерживать эту информацию всего несколько секунд, пока ваш мозг фильтрует ее и, надеюсь, сочтет ее важной. Только когда вы сознательно воспринимаете информацию, она будет передана на следующий шаг.
2. Кодирование:- Похоже, презентация вашего коллеги была хорошей, потому что ваш мозг теперь кодирует информацию. На этом этапе он будет либо перемещен в вашу кратковременную память, либо в рабочую память. Ваша кратковременная память будет удерживать информацию в течение нескольких секунд, а в рабочей памяти вы можете удерживать ее до 20 минут. Это может быть полезно при решении математической задачи или очистке листа Excel, но не поможет вам вспомнить презентацию вашего коллеги во время телефонного разговора с клиентом в следующий четверг.
3. Хранение:- Перемещение информации из краткосрочной памяти в долговременную — это активный шаг. Ваш мозг не может принять это решение за вас, вам придется запомнить его, используя технику, которая работает для вас, но мы вернемся к этому через минуту.
4. Извлечение:- То, как вы обращаете внимание, кодируете и храните информацию, повлияет на то, насколько хорошо вы сможете извлечь ее в более поздний момент времени. Чем больше времени проходит между двумя последними шагами, хранением и поиском, тем важнее часто возвращаться и просматривать информацию, чтобы она оставалась свежей в вашей памяти.
Факторы, влияющие на память
Память, как уже говорилось, представляет собой процесс, который включает обучение, удержание и запоминание. Таким образом, все три процесса важны для хорошей памяти. Факторы, влияющие на процесс памяти у людей, следующие:
1. Способность запоминать:- Это зависит от хороших следов памяти, оставленных в мозгу прошлым опытом.
2. Хорошее здоровье:- Человек с хорошим здоровьем лучше усваивает изученный материал, чем человек со слабым здоровьем.
3. Возраст ученика:- Подростки запоминают лучше, чем пожилые.
4. Зрелость:- Очень маленькие дети не могут удерживать и запоминать сложный материал.
5. Желание помнить:- Желание помнить способствует лучшему запоминанию.
6. Интеллект:- Более умный человек будет иметь лучшую память, чем тупой.
7. Интерес:- Чем больше интереса у человека, тем лучше он учится и запоминает.
8. Сон или отдых:- Сон или отдых сразу после обучения укрепляет связи в мозгу и способствует четкой памяти.
Причины забывчивости
1. Недостаток сна:- Недостаток сна, пожалуй, самая большая недооцененная причина забывчивости. Слишком мало спокойного сна также может привести к изменениям настроения и беспокойству, что, в свою очередь, способствует проблемам с памятью.
2. Лекарства:- Транквилизаторы, антидепрессанты, некоторые лекарства от кровяного давления и другие лекарства могут влиять на память, обычно вызывая седативный эффект или спутанность сознания. Это может затруднить пристальное внимание к новым вещам. Поговорите со своим врачом или фармацевтом, если вы подозреваете, что новое лекарство ослабляет вашу память.
3. Низкая активность щитовидной железы:- Неустойчивая работа щитовидной железы может повлиять на память (а также нарушить сон и вызвать депрессию, оба из которых могут быть причинами забывчивости). Простой анализ крови может сказать, правильно ли работает ваша щитовидная железа.
4. Алкоголь:- Чрезмерное употребление алкоголя может повлиять на кратковременную память, даже после того, как действие алкоголя прошло. Хотя «слишком много» варьируется от человека к человеку, лучше всего придерживаться рекомендации не более двух порций в день для мужчин и не более одной порции в день для женщин. Один напиток обычно определяется как 1,5 унции (1 рюмка) крепких спиртных напитков 80, 5 унций вина или 12 унций пива.
5. Стресс и тревога:- Все, что затрудняет концентрацию и удержание новой информации и навыков, может привести к проблемам с памятью. Стресс и беспокойство заполняют счет. Оба могут мешать вниманию и блокировать формирование новых воспоминаний или восстановление старых.
6. Депрессия:- Общие признаки депрессии включают удушающую грусть, отсутствие драйва и уменьшение удовольствия от вещей, которыми вы обычно наслаждаетесь. Забывчивость также может быть признаком депрессии или ее следствием.
Читайте также
- Память в психологии
- Значение, определения, природа, важность, процесс и методы творчества
- Социальный интеллект в психологии
Роль памяти в обучении: насколько она важна?
Роман Самборский/Shutterstock. com
Автор Моника Сэвидж
2 апреля 2018 г.
5 минут на чтение
Комментарии
Резюме: Память — это высший (логический или интеллектуальный) познавательный процесс, определяющий временное измерение нашей психической организации. Это наша способность кодировать, хранить, сохранять, а затем вспоминать информацию и прошлый опыт. Какова его роль в обучении?
Человеческий мозг восхищал меня с детства. Понимание того, как человек думает, помнит и действует, чрезвычайно сложно. Как обучающийся профессионал, я полагаюсь на науку о мозге, чтобы обеспечить эффективность программ, которые я разрабатываю. В этой серии статей рассматриваются некоторые из наиболее основных концепций памяти и обучения и их применение в планировании обучения в реальной жизни. Начнем с самого начала…
Память — это высший (логический или интеллектуальный) когнитивный процесс, определяющий временное измерение нашей психической организации. Это наша способность кодировать, хранить, сохранять, а затем вспоминать информацию и прошлый опыт.
Память играет фундаментальную роль в жизни, отражая прошлое как прошлое и предлагая возможность повторного использования всего прошлого и настоящего опыта, а также помогая обеспечить преемственность между тем, что было, и тем, что должно было быть.
Память — это активный, субъективный, разумный процесс отражения нашего предыдущего опыта.
Память связана с обучением, но ее не следует путать с обучением. В человеческой памяти участвуют 3 основных процесса:
- Кодирование
Преобразование информации в форму, которую можно хранить в памяти. - Хранение
Сохранение закодированной информации в памяти. - Извлечение
Повторный доступ к информации из прошлого, которая была закодирована и сохранена.
Кодирование — это первый процесс, который задействует человеческая память. Эффективность обучения в целом зависит от эффективности процесса кодирования. Это активный и избирательный процесс, который зависит от ряда факторов. Существует 3 типа факторов, которые могут влиять на эффективность кодирования:
- Факторы содержания
Связанные с типом кодируемого материала. - Факторы окружающей среды
Связанные с условиями, при которых происходит кодирование. - Субъективные факторы
Связанные с переменными, действующими при кодировании.
Факторы содержания:
- Объем материала (чем больше объем, тем сложнее кодировка).
- Степень организованности материала (чем лучше организовано, тем проще кодирование).
- Степень знакомства.
- Место, занимаемое информацией в структуре контента; то есть в начале, середине или конце материала (информация, размещенная в начале и в конце, имеет тенденцию запоминаться легче, чем информация, размещенная в середине).
- Природа материала.
Факторы окружающей среды, хотя и не всегда считаются важными, имеют большое значение для процесса запоминания. Температура, влажность, шум, привязанность, социально-эмоциональный климат и т. д. — вот лишь некоторые факторы окружающей среды. В зависимости от этих особенностей процесс кодирования может стимулироваться или тормозиться.
Субъективные факторы могут включать такие элементы, как состояние покоя или усталости учащегося, состояние здоровья или болезнь. Мотивация, интересы и склонность имеют решающее значение для процесса кодирования, поэтому, как разработчики учебных пособий, мы тратим много времени на определение «Что в этом для меня?» [1] для всех программ обучения.
Хранение — это второй процесс, позволяющий сохранить закодированную информацию. Как и в случае с кодированием, запоминание — это активный и избирательный процесс. Пока информация хранится, она постоянно трансформируется, реорганизуется и включается в новые связи, даже если субъект не полностью осознает этот процесс. Хранение информации включает в себя как количественные (продолжительность хранения), так и качественные (верность хранения) аспекты.
В зависимости от продолжительности хранения существует 2 уровня [2] памяти:
- Кратковременная память (СТМ)
- Долговременная память (LTM)
Оба действуют как фильтры, защищающие наш мозг от невероятного количества информации, с которой мы сталкиваемся ежедневно. Чем больше информация повторяется или используется, тем больше вероятность того, что она сохранится в долговременной памяти (вот почему, например, закрепление изученных понятий важно при разработке программы обучения). Это процесс консолидации, стабилизации следа памяти после его первоначального приобретения.
Извлечение — это процесс доступа к сохраненной информации. Это происходит посредством узнавания или припоминания. Распознавание — это ассоциация события или объекта, с которым человек ранее сталкивался или сталкивался, и включает в себя процесс сравнения информации с памятью, например, узнавание известного лица, правда/ложь или вопросы с несколькими вариантами ответов. Припоминание включает в себя запоминание факта, события или объекта и требует прямого извлечения информации из памяти, например, запоминание имени знакомого человека, заполнение пустых вопросов. Распознавание проще, потому что требует только одного процесса — простого решения о знакомстве. Полный отзыв требует двухэтапного процесса: сначала поиск и извлечение нескольких элементов из памяти, а затем выбор правильной информации из нескольких извлеченных элементов.
Теория специфичности кодирования, разработанная Энделем Тулвингом [3], добавляет еще один компонент в процесс припоминания. Эта теория объясняет, что при воспоминании используется информация как из следа памяти, так и из среды, в которой она извлечена. По сути, припоминание лучше, когда среда кодирования и извлечения аналогична.
Память и забывание идут рука об руку. Существует довольно много литературы о кривой забывания [4], но для упрощения здесь полезно помнить, что забывание имеет разные причины и разные ритмы в разном возрасте и что наиболее эффективным способом борьбы с забыванием является повторение. Чтобы быть действительно эффективным, повторение следует рассматривать в свете следующих критериев:
- Добейтесь оптимального количества повторений.
Хотя это не интуитивно понятно, забывание связано как с недостаточным повторением, так и с чрезмерным повторением. - Расставить повторение.
Количество и продолжительность пауз зависят от объема и сложности материала. - Используйте соответствующие «формулы» повторения.
Логика предпочтительнее механического повторения, так как повторение активное, а не пассивное.