Понятие парадигмы в психологии: Парадигма. Что такое «Парадигма»? Понятие и определение термина «Парадигма» – Глоссарий

Содержание

Парадигма. Что такое «Парадигма»? Понятие и определение термина «Парадигма» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – термин, который применяется в огромном количестве научных областей. Парадигма – это система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний или дисциплине, причем не во все время, а в определенный исторический период. В развитии научной дисциплины выделяются различные этапы: препарадигмальный (тот, который предшествует установлению парадигмы), господства парадигмы («нормальная наука»), кризиса в научной революции, суть которой заключается в смене парадигмы, переходе от одной к другой.

В психологии парадигма имеет три основных подхода: естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма и практическая парадигма. Естественно-научная парадигма предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки: ценность объективного знания и последующее познание объективных законов и ценность новизны (то есть постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Само же знание строится на гипотезе, подтвержденной экспериментом.

Гуманитарная парадигма — самая распространенная, она вводит понятие духовной жизни человека. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Главным предметом изучения гуманитарного подхода выступает изучение человеческого в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни. Последняя парадигма, практическая, предполагает реализацию преобразовательного отношения.

Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней.

< Парадиагностика

Парадокс >

Популярные термины

    Парадигма

    Звездные войны психологов: месть Фрейда

    Психоанализ занимает важное место в современном интеллектуальном пейзаже, однако в практике психотерапевтов он стал вытесняться когнитивно-бихевиоральной психотерапией (КБТ), которая претендует на эмпирическую обоснованность. Впрочем, сейчас психоанализ, похоже, берет реванш. Оливер Буркеман (Oliver Burkeman), колумнист The Guardian, углубился в сравнение двух подходов. Вот несколько тезисов его большой статьи.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Нарциссизм и психопатия передаются по наследству: пугающие данные исследований
    • «Не цельтесь в уязвимые места»: 8 негласных правил ссоры — применяйте с партнером
    • Лето в городе: 5 интересных событий в Москве и Санкт-Петербурге
    • Вся правда о порнозависимости у мужчин и женщин
    • Сепарация от родителей: что надо помнить, если вы взрослеете прямо сейчас
    • Сидр или пиво? Какой напиток опаснее в жару: отвечает нарколог
    • «Не могу сесть за работу — даже если от нее зависит мое будущее»
    • В чем выражается ваша (не)любовь к себе: 5 примеров из повседневной жизни
    Сегодня читают

    • Как и почему сидр унес жизни 18 человек: объяснение врача-терапевта
    • «Мне 33 года, а я ни разу не целовалась. Как наконец вступить в отношения?»
    • 10 цитат Зигмунда Фрейда, которые не устарели и спустя 100 с лишним лет
    • «Зачем мне муж?»
    • Как стать неотразимой в мужских глазах на первом свидании: 3 секрета
    • 40 вопросов, которые помогут понять, чего вы на самом деле хотите
    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЛЕТО 2023 №74

    Подробнее

    спецпроекты

    Что такое парадигма в психологии. Виды парадигм. —

    Человек — это существо, которое постоянно действует, а также существо, способное учиться. В этом смысле следует отметить, что ни один метод не имеет такого положительного влияния, как практический пример. Таким образом, парадигма относится именно к конкретному примеру, к конкретному шаблону, который ясен, нагляден и может служить ориентиром для выполнения определенного действия.

    Пример становится образцом для подражания. Парадигма показывает конкретную модель, которая служит источником вдохновения для выполнения других подобных случаев.  Парадигма — это также способ классификации реальности с точки зрения познания этой реальности.

    Что такое парадигма и ее непреходящее значение?

    Парадигма — это набор убеждений и предубеждений (как философских, так и иных), которые научное сообщество разделяет в данный момент. В широком смысле это означает точку зрения или фокус.

    Этот термин начал использоваться в философии науки из работ Томаса Куна. «Структура научных революций» (1962), где была защищена диссертация о том, что в истории науки, как и в истории обществ и политики, мы можем найти моменты, в которых доминирует набор идей, моменты, в которых конкурируют несколько объяснительных моделей и моменты, когда новая точка зрения заменяет предыдущую.

    В истории науки мы можем найти критические или революционные времена, когда одна теоретическая модель сменяется другой, как это очень ясно произошло в конце Возрождения с заменой средневековой физики современной или традиционной астрономической теорией (геоцентрической) новой астрономией Коперника и Галилея (гелиоцентрическая).

    Томас Кун включил в понятие парадигмы элементы, которые не являются строго научными например, эстетические, религиозные и философские. Элементы, которые, тем не менее могут определять социальный успех теории.

    Показывая, что нерациональные измерения науки, которые часто называют «контекст открытия», вместе с чисто объективным и научным измерениями «контекст обоснования», тезисы Куна привели философию науки к сомнению в объективности научного знания и к релятивистским или субъективистским позициям.

    Характеристики

    Характеристики психологических парадигм, общие для философов, для которых характерен поиск основополагающего принципа всех вещей. Например, первые философы: для Фалеса Милетского принцип – вода, для Эмпедокла – земля воздух, вода, огонь, для пифагорейцев числа, а для Платона – идеи. Психология души Аристотеля, как и все философские мысли о человеческой психике, от досократиков до, по крайней мере, эмпирической философии Юма в 18 веке, может быть включена в принципиалистскую парадигму, поскольку она пытается объяснить всю жизнь в целом из принципа или окончательного основания, которым является душа.

    Виды и примеры парадигмы

    Парадигмы в психологии условно разделяют на три группы — три методологические ориентации в психологии:

    • естественнонаучная ориентация;
    • гуманитарная;
    • практическая.

    Основанием для такого разделения и классификации является исходный образец, на который психологическая дисциплина ориентируется в организации своей структуры. Каждая парадигма имеет свои начальные и развитые формы, характеристики, предметы,  приоритеты в исследовании и методологические «склонности». В зависимости от группы психологической парадигмы:

    Термин «парадигма» имеет то или иное значение в зависимости от контекста, в который этот термин вставлен. Например, парадигма в психологии — это принятие идей, предполагаемых убеждений и усвоенных мыслей на первом этапе жизни. Детство является одним из этапов жизни и самым большим примером с точки зрения счастья. Таким образом, понятие парадигмы в психологическом контексте относится к различным типам человеческого поведения в соответствии с различными ментальными схемами.

    Например, с точки зрения человеческого поведения следует отметить, что басня — это пример парадигмы через рассказ, который предлагает конкретные выводы, они служат основой для размышлений о правильном действии.

    Естественнонаучная парадигма

     Гуманитарная парадигма

      Практическая парадигма

    Рационалистическая бихевиористская парадигма

    Психологическая парадигма развивалась в основном в США из работ Дж. Б. Уотсона, и Э. Л. Торндайка. Существенный тезис этого течения состоит в том, что объектом психологии должен быть не разум, а поведение, заявляя, что психические состояния не могут быть объектом научного исследования, в то же время, что они не имеют отношения к объяснению поведения.

    Бихевиоризм – это та психология, которая больше всего заботилась о том, чтобы сделать психологическое исследование объективным и научным. Хотя сегодня бихевиоризм больше не является доминирующей психологией, большая часть поведенческих  исследований теперь являются наследием в области психологии обучения и терапии.

    Принято различать три момента в развитии бихевиоризма:

    Чтобы иметь возможность говорить о рационалистическом бихевиоризме, нужно начать с разговора об исторической эволюции, показывая, как психология постепенно утвердилась как независимая от философии наука, к которой она все еще остается привязанной.

    Можно сказать, что в западной культуре психология родилась из греческой философии. Само слово «психология» имеет греческие корни. В греческой мифологии психика — это девушка невероятной красоты, которую любит и похищает Эрос, и символизирует судьбу души, которая после многих испытаний в конечном итоге навсегда соединяется с божественной любовью.

    Философы пытались понять поведение и мышление человека. Действительно, многие из основных проблем психологии впервые были подняты и обсуждены философами:

    • Греческая философия. Аристотель (384-322 гг. До н.э.):

    Греческий философ и ученый, который разделяет с Платоном и Сократом звание самых выдающихся философов античности, его часто называют отцом психологии, хотя за несколько лет до него другие философы начали размышлять. что касается мысли и поведения человека.
    Он был первым, кто составил классификацию наук и построил систему, охватывающую все отрасли философии. Эта система разделена на три группы:

    1-я группа: метафизика, физика и зоология;

    2-я группа: политика, экономика и мораль;

    3-я группа: поэтическая, риторическая и диалектическая.

    Он был самым влиятельным в западной культуре. Он также создал и систематизировал силлогизм, различил сущность существования, отстаивал гилеморфизм, пришел к концепции Верховного Бога, понятия личного и неизменного и сделал счастье человека отдыхом в практике добродетели.

    Платон и Аристотель, как и другие греческие философы, столкнулись с некоторыми из основных вопросов психологии, которые все еще изучаются сегодня: рождаются ли люди с определенными способностями и способностями и с определенной личностью или они сформировались в результате опыта? Как индивид познает окружающий мир? Определенные мысли являются врожденными или все они приобретены?

    • Фалес Милетский (640-546 до н. э.), (7 век до н.э.)

    Начало всего — вода. Философы-пифагорейцы говорят, что важно соотношение между составными частями вещи, тогда принцип всех вещей — это число.

    • Гераклит (530 г. до н.э.), (5 век до н.э.)

    Все меняется. С этого момента возникает вопрос: как вы можете сказать, что что-то есть, если оно постоянно меняется? Прежде чем спрашивать, из чего сделаны все вещи, мы должны спросить, что это такое. Что всегда существует и, следовательно, можем ли мы сказать, что это что-то?

    • Платон (427-347 гг. До н.э.)

    Греческий философ, ученик Сократа — первый греческий мыслитель, чье наследие полностью сохранилось. Платон полагается на утверждение Сократа о том, что человек создан для науки  и одна из его фундаментальных целей  — объяснить, как человек может обладать научным знанием. Если наука состоит из набора универсальных, необходимых и неизменных утверждений и он также существует и имеет ценность, то это может быть только потому, что есть универсальные, необходимые и неизменные реальности.
    Поскольку эти реальности не встречаются в чувственном мире, состоящем из конкретных и изменяющихся вещей, должен существовать другой мир, в котором эти реальности имеют свою «штаб-квартиру», которую Платон называет идеями и чье знание делает возможной науку.

    Платон предполагает существование двух миров: чувствительный мир, в котором мы живем и тот, у кого есть идеи – настоящий.

    Из этих двух миров, которые поднимает Платон, можно сказать, что чувственное — лишь тень мира идей.

    Представление Платона о человеке соответствует его видению природы. Платон считает, что человек — бессмертная душа, заключенная в темницу тела. До этого заключения душа жила в мире идей и знает их, но, присоединяясь к телу, забудь это знание. Только видение объектов чувственного мира, которые являются копиями подлинных реальностей, идей, может привести к их памяти.

    Он также утверждает, что бессмертная душа разумного и духовного характера должна быть той, которая направляет и господствует над смертными душами (вспыльчивыми и похотливыми) тела.

    • Сократ (470 – 399 г. до н.э.):

    Греческий философ и учитель, он изменил западную философскую мысль, оказав влияние на своего ученика Платона, который передал учение Сократа в своих трудах. За его критику в афинском обществе, он был привлечен к суду и приговорен к смерти.

    Платон считал, что Сократ — господин мысли на все времена. Платон обращал внимание на каждое слово, сказанное учителем, поскольку Сократ никогда ничего не писал, иначе было бы невозможно сегодня узнать об этом привилегированном уме, которым он обладал, Сократ думал, что каждый имеет полное знание высшей истины, содержащейся в душе, и ему нужно только быть стимулированным сознательными рефлексами, чтобы осознать это.

    • Психология в Средние века. Святой Августин (5 век)

    Чтобы познать себя, человек должен смотреть внутрь, а не вовне. В своем интерьере он откроет истину — отпечаток Бога в нем.

    Знание — это способность души.  Различают два типа знаний:

    -Чувственное знание: материальные объекты воздействуют на наше тело, воздействуя на внешние органы чувств, в которых присутствует душа.

    -Интеллектуальное (или рациональное) знание: имеет дело с вечными истинами и причинами. Его цель — созерцание, достигающее познания Бога.

    • Святой Фома Аквинский (1225-1274) (13 век)

    Он берет аристотелевскую философию и корректирует христианскую религию, создавая экологическую философию, которая стала философией, официально признанной католической церковью. Его влияние продолжается и по сей день.

    Тело необходимо для познания, поскольку оно приходит к нам через органы чувств. Познавательный процесс как наиболее типичный человека — является способность к абстракции.

    • Рационализм. Декарт (1596-1650 гг.)

    Французский философ, положивший начало современной философии: «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт размышлял о закрытой механистической универсальной системе, разработал аналитическую геометрию, объяснил преломление света и исследовал магнетизм.

    Он был убежден, что нервы — это полые трубки, по которым «духи животных» проводят импульсы так же, как вода течет по трубе. Когда кто-то подносил палец к огню, тепло передавалось с помощью «духов животных» через трубку прямо в мозг.

    Этим объяснением он попытался отреагировать на факты и явления, окружавшие человека.

    С Декартом в психологии утверждается дуализм. Задаваясь вопросом об отношениях, которые физические элементы имеют с психическим или духовным, он приходит к выводу, что это два совершенно разных элемента:

    а) Res cogitans (или мыслящая вещь) — это приведет к ментализму, который будут изучать в рамках психологии только явления сознания.
    б) Res extensa (или экстенсивный) — это приведет к бихевиоризму, который хочет, чтобы психология была только наукой о поведении.

    • Спиноза (1632-1677), (17 век)

    Всегда возможно рациональное объяснение всего происходящего. У всего есть душа.

    • Лейбниц (1646-1716), (17 век)

    Он подтвердит: «в уме нет ничего, что ранее не проходило через наши чувства (Аристотель), кроме свойств разума».

    Основные принципы рационализма:
    1. Врожденный характер психологических явлений.
    2. Возможность экстраполяции от других животных к людям или от простых к сложным признакам.
    3. Существование универсалий и/или преемственности в поведении.

    Далее последуют эмпиризм, ассоцианизм и конструктивизм, который вырастет из постулатов Канта в попытке примирить рационализм и ассоцианизм.

    «…Психологические парадигмы, сопоставимые в некотором смысле с политическими идеологиями или религиозными убеждениями, предполагают руководящие принципы поведения, которые побуждают нас по-разному заниматься профессиональной практикой…»

    З. Фрейд.

    теорий обучения | Консультативный совет лидеров штата Огайо

    В рамках парадигмы связанный набор теорий имеет общие фундаментальные предположения об обучении. В разных парадигмах предположения об обучении существенно различаются. Обсуждение в этом модуле классифицирует теории всего по четырем парадигмам и подчеркивает различия между ними. Но сходство между парадигмами также заслуживает внимания: все парадигмы касаются важных вопросов; все они представляют собой сложные паутины идей; все они содержат описания обучения и объяснения того, почему и как происходит обучение; и все они поддерживают наборы рекомендаций, помогающих учащимся учиться.

    Четыре парадигмы:

    • Бихевиоризм
    • Обработка информации и когнитивная психология
    • Индивидуальный конструктивизм
    • Социальный конструктивизм и ситуативное обучение

    В таблице ниже показано, как каждая из этих четырех парадигм отвечает на важные вопросы. Однако решение разделить теории на четыре парадигмы несколько условно. Еще более простая схема поддерживает только два, которые можно назвать «телом» (поведение тела: бихевиористская парадигма) и «разумом» (мышление и работа мозга: остальные три парадигмы).

    Теории обучения Что такое обучение? Как мы учимся? Какие условия помогают нам хорошо учиться? Какие условия мешают нам хорошо учиться? Что люди должны делать, чтобы помочь учащимся хорошо учиться?
    Бихевиоризм Овладение поведением (привычными действиями) Путем развития новых моделей поведения (сделав их привычными) Умело разработанные тренировочные процедуры повторения, которые «подкрепляют» привычные действия (поведение) Инструкция, которая оставляет развитие желаемого поведения на волю случая Анализ поведения; использовать поведенческие цели; систематически развивать поведение
    Обработка информации и когнитивная психология Обработка информации разумом (или мозгом) Наблюдая, классифицируя, обобщая, сохраняя и запоминая Условия, способствующие обработке информации (например, классы, которые задействуют ум) Состояния, которые мешают эффективным психическим процессам (например, страх, скука) Учить так, чтобы развивать мышление; план действий, которые укрепляют мышление
    Индивидуальный конструктивизм Личное (ре)конструирование человеком существующих знаний Приспосабливая текущие знания и наши ментальные структуры к новым знаниям Учителя, которые направляют концептуальное развитие и пресекают неверные представления Отношение к учащимся как к пассивным получателям информации «Облегчение» обучения и активное вовлечение учащихся в работу
    Социальный конструктивизм и ситуативное обучение Адаптация к сообществу знаний и практики Путем подражания другим в контексте все более опытной практики Доступ к экспертному сообществу и строительные леса, необходимые новичкам Изоляция от экспертов, желающих включить студентов в сообщество практики Делитесь опытом таким образом, чтобы новички становились все более опытными

    Насколько именно эти ответы (то есть ответы, полученные четырьмя парадигмами и обобщенные в таблице выше) полезны для размышлений об обучении?

    Бихевиористская парадигма исходит из того, что мы не можем действительно знать, что находится в человеческом уме, поэтому обучение должно быть сосредоточено на поведении. Кроме того, бихевиористские мыслители и исследователи разработали проверенные методы эффективного формирования поведения. Прикладной анализ поведения и режимы подкрепления действительно могут изменить поведение (включая поведение учащихся в классе). Однако помните, что все — это «поведение» для бихевиориста: от 10-минутного сидения на месте до овладения иностранным языком и написания хороших эссе. Некоторые бихевиористы считают, что учащиеся могут учиться, наблюдая за действиями, формирующими поведение, которые применяются к другим, а не только к самим себе.

    Парадигма обработки информации и когнитивной психологии исходит из того, что сложное обучение проявляется в уме как смысл. Однако считается, что создание разумом смысла следует регулярным схемам и планам. В последние годы нейробиология поддержала более ранние утверждения когнитивных психологов, показав, что мозг действительно очень активен во время определенных видов умственной деятельности. Очевидно, существует связь между мышлением (разумом) и поведением (деятельностью мозга, являющегося частью тела). С приходом цифровой эпохи некоторые когнитивисты приравнивают познание к цифровым вычислениям. Мозг хранит и извлекает информацию и, что более важно, связывает информацию и создает сети информации и сети значений из таких цепочек.

    Индивидуальная конструктивистская парадигма выдвигает идею о том, что люди конструируют свои собственные знания и придают им смысл в сетях значений. «Онтогенез повторяет филогенез» — ныне дискредитированная биологическая теория — была основана на аналогичной идее. С этой точки зрения на обучение существуют знания, от идентификации цвета до понимания квантовой механики, но каждый человек сам понимает их — частично на основе биологически запрограммированных последовательностей развития, а частично на основе индивидуального опыта. Конечно, императив осмысления вещей неизбежно заставляет людей совершать ошибки, и другие (например, родители, учителя) часто должны вмешиваться, чтобы помочь людям изменить свое субъективное и наивное понимание на более интерсубъективное и сложное понимание.

    Парадигма социального конструктивизма и ситуативного обучения также считает «развитие» важным; но вместо того, чтобы рассматривать его как индивидуальный процесс создания смысла, он рассматривает его как форму коллективного создания смысла. С точки зрения социальных конструктивистов, знание является продуктом группового взаимодействия, а обучение предполагает активное взаимодействие с социальной группой, которую иногда называют «практикующим сообществом». Воспитание учащихся как членов обучающе релевантных практических сообществ имеет наибольший смысл с точки зрения социального конструктивизма. Обратите внимание, что эта перспектива подходит для неформальной среды внешкольного обучения (иногда называемой «эмпирическим обучением»), а также для контекста классной комнаты.

    Один из способов разобраться в теории обучения — связать отдельных теоретиков с парадигмами, в развитие которых они внесли наибольший вклад. В приведенной ниже таблице некоторые из наиболее важных теоретиков обучения классифицированы по парадигмам.

    Парадигмы и фальсифицируемость: определения и теория

    Можем ли мы действительно считать одну вещь истиной? Представьте, что вас попросили помочь с наброском преступника. Кого-то еще попросили помочь, но два эскиза не совпадают. Кто говорит правду? Может вы оба? То, что мы знаем как истину, зависит от того, что мы знаем в настоящее время, что постоянно развивается. Различные подходы в психологии имеют разные взгляды на то, что такое истина. Давайте посмотрим, что означают парадигмы и фальсифицируемость в психологических исследованиях.

    • Мы начнем с изучения фальсифицируемости: психологии.
    • Затем мы узнаем об исследовательских парадигмах и углубимся в преобладающие психологические подходы.
    • После этого мы рассмотрим фальсифицируемость в исследовательских концепциях, принципы фальсифицируемости и, наконец, некоторые примеры фальсифицируемости.

    Опровергаемость Психология

    Парадигмы в психологии — это стандартные точки зрения и концепции, касающиеся теорий и методов исследования. По сути, исследовательские парадигмы — это способ взглянуть на что-то.

    Различные подходы в психологии различаются взглядами на парадигмы.

    Психологи-гуманисты утверждают, что у людей есть свобода воли, в то время как психологи-биологи утверждают, что человеческое поведение детерминировано.

    Психодинамические психологи используют интерактивный подход, который благоприятствует как качественным, так и количественным исследованиям. Напротив, когнитивные психологи предпочитают номотетический подход, то есть количественные (числовые) исследования.

    Хотя психологи могут по-разному относиться к «наилучшему» подходу к исследованию психологических феноменов, они, как правило, согласны с тем, что теории/гипотезы должны быть проверяемый и способный быть доказанным неверным . Это известно как теория фальсифицируемости .

    Парадигмы исследования

    В психологических исследованиях парадигмы являются общепринятой точкой зрения при исследовании феномена в нынешнем духе времени .

    Zeitgeist — это дух идей и верований в определенный исторический период.

    Согласно Kuhn , цель парадигмы состоит в том, чтобы предоставить исследователям теоретическую основу ( концептуальная схема ). Эта структура содержит рекомендации для предположений , концепций и методологических приемов , которые исследователь должен учитывать при проведении исследования. Он также обеспечивает консенсус в отношении направления и целей, которым должны следовать исследования.

    На протяжении всей истории психологии преобладающая парадигма менялась. Работа Куна объяснила связь между парадигмами и развитием исследований.

    Он предложил исследователям согласовать парадигму, основанную на духе времени.

    Однако, когда есть аномалии или необъяснимые результаты, это вызывает «кризис». Поскольку преобладающая парадигма не может объяснить эти результаты, происходит сдвиг парадигмы (парадигма заменяется новой). сдвиг парадигмы называется «научной революцией» . Именно эти сдвиги позволяют психологии прогрессировать.

    Примером смены парадигмы в психологии является появление бихевиористского подхода в XIX веке.00с. Эта парадигма возникла из-за того, что прежние подходы в психологии не позволяли экспериментально проверять гипотезы.

    Ранее проводились исследования, в которых применялся бихевиористский подход. Однако он был отклонен при публикации из-за духа времени.

    С момента своего возникновения как науки в психологии были разные дисциплины, которые подвергались процессу принятия или отторжения. Мы можем думать о принятых дисциплинах как о парадигмах, использовавшихся в те периоды. Давайте обсудим некоторые парадигмы, которые занимают видное место в нынешнем духе времени.

    Парадигмы и фальсифицируемость: когнитивный подход к психологии

    Когнитивные психологи считают, что поведение и психологические заболевания являются следствием внутренних когнитивных процессов .

    Они используют подход обработки информации для объяснения человеческого поведения. Как и компьютеры, люди получают вводимую информацию, которая затем обрабатывается, что приводит к результату (то есть к поведению).

    Когнитивные психологи утверждают, что люди используют уже существующие схем для интерпретации ситуации и реагирования на раздражители. Это известно как когнитивная оценка . Неадекватные оценки могут вызвать психологические заболевания.

    Схема — это ментальная структура знаний, используемая для облегчения когнитивных процессов и поведения.

    Парадигмы и фальсифицируемость: поведенческий подход к психологии

    Поведенческие психологи согласны с тем, что окружающая среда и человеческий опыт формируют человеческое поведение и вызывают психологические заболевания.

    Вот некоторые примеры методов обучения, которые описывают психологи-бихевиористы:

    • Классическое обусловливание — это когда люди формируют ассоциации между стимулом и реакцией, заставляя их повторять действия, которые вызывают стимул и, следовательно, связанную с ним реакцию.

    Парадигмы и фальсифицируемость: биологический подход к психологии

    Консенсус этой парадигмы заключается в измерении биологических, физиологических 1 и генетические факторы или переменные и установить причинно-следственную связь между ними и поведением.

    Факторы, которые могут влиять на поведение и болезни, включают:

    Парадигмы и фальсифицируемость: психодинамический подход к психологии

    Психологи утверждают, что внутренняя битва между аспектами человеческой личности что вызывает поведение человека. Некоторые из их теорий включают следующее:

    Психосексуальные стадии — это стадии развития личности ребенка.

    Ид отвечает за наши импульсивные желания; Суперэго отвечает за такие эмоции, как рукоять и сожаление. Эго пытается сбалансировать Ид и не дать поддаться искушениям, рационализируя потенциальные наказания, возникающие в результате импульсивных желаний.

    Фальсифицируемость в исследованиях

    Карл Поппер, философ, создавший теорию фальсифицируемости, предложил, чтобы теории или гипотезы были проверяемыми и могли быть доказаны ошибочными . Например, они должны быть наблюдаемыми и должны быть проверены с помощью экспериментальных или наблюдательных методов .

    Это означает, что гипотезы, основанные на субъективных мнениях, таких как «ванильное мороженое вкуснее шоколадного», не могут считаться фальсифицируемыми. Это связано с тем, что результаты всегда будут другими при тестировании на другом образце, и выводы будут необобщаемый.

    Примеры фальсифицируемости включают:

    • Гипотеза, которую можно доказать: связь между приемом кофеина перед тестом и воспоминанием.

    • Гипотеза, которую невозможно доказать: единороги — волшебные существа.

    Принципы фальсифицируемости

    Принципы фальсифицируемости предполагают, что:

    Противоположностью дедуктивного рассуждения является индуктивное рассуждение.

    Дедуктивный подход — это подход, основанный на теории, основанной на существующих знаниях, ее проверке и подтверждении или опровержении.

    Одним из примеров Поппера было то, что большинство лебедей в Европе были белыми. Используя индуктивные рассуждения, европейцы предположили, что все лебеди белые. Однако после исследования Австралии, где они видели черных лебедей, они пришли к выводу, что не все лебеди белые.

    Рис. 1. Поппер предложил принципы фальсифицируемости после наблюдения за черным лебедем.

    Примеры фальсифицируемости

    Давайте рассмотрим примеры фальсифицируемости для распространенных психологических подходов.

    Психологический подход

    Опровержимая гипотеза

    Биологический Редукция белого вещества спереди al доля (область мозга) связана с трудностями контроля поведения.
    Когнитивный Предвзятые схемы могут привести к неточным воспоминаниям.
    Психодинамический Дети, зацикленные на оральной стадии психосексуальной стадии, чаще курят во взрослом возрасте.
    Поведенческие Приобретенное поведение, такое как фобии, вызванные травмирующим опытом, можно забыть с помощью терапии отвращения.
    Гуманистический Люди, достигшие самореализации, менее склонны к депрессии, чем те, кто не достиг самореализации.

    Фальсифицируемое утверждение означает, что его можно доказать правильно или неправильно. Тем не менее, иногда результаты являются выводами, а не непосредственно наблюдаемым поведением, например. мы не можем напрямую наблюдать за показателями депрессии или уровнями самореализации. Тем не менее, мы можем измерить их с помощью таких средств, как анкеты.

    Принципы фальсифицируемости важны, потому что они гарантируют, что научные исследования следуют аналогичным стандартам и поддерживают развитие психологии. Можем ли мы достичь абсолютной истины, если каждый человек воспринимает мир по-своему? Может быть, истин несколько, и поэтому нужны несколько психологических подходов.

    Но понять, когда провести черту, непросто. Разве одно наблюдение опровергает целую теорию? Сколько наблюдений требуется, чтобы опровергнуть теорию?

    Парадигмы и возможность опровержения. Ключевые выводы

    • Исследовательская парадигма — это стандартные психологические точки зрения и концепции, касающиеся теорий и методов исследования. По сути, исследовательские парадигмы — это способ взглянуть на что-то.
    • Примерами парадигм являются когнитивный подход к психологии, биологический подход к психологии, поведенческий подход к психологии и психодинамический подход к психологии.
    • Принципы фальсифицируемости указывают на то, что подходы должны использовать дедуктивную логику для формулирования гипотез.
    • Примерами парадигм являются когнитивный подход к психологии, биологический подход к психологии, поведенческий подход к психологии и психодинамический подход к психологии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts