Понятие парадигмы в психологии: Парадигма. Что такое «Парадигма»? Понятие и определение термина «Парадигма» – Глоссарий

Парадигма. Что такое «Парадигма»? Понятие и определение термина «Парадигма» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – термин, который применяется в огромном количестве научных областей. Парадигма – это система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний или дисциплине, причем не во все время, а в определенный исторический период. В развитии научной дисциплины выделяются различные этапы: препарадигмальный (тот, который предшествует установлению парадигмы), господства парадигмы («нормальная наука»), кризиса в научной революции, суть которой заключается в смене парадигмы, переходе от одной к другой.

В психологии парадигма имеет три основных подхода: естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма и практическая парадигма. Естественно-научная парадигма предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки: ценность объективного знания и последующее познание объективных законов и ценность новизны (то есть постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Само же знание строится на гипотезе, подтвержденной экспериментом.

Гуманитарная парадигма — самая распространенная, она вводит понятие духовной жизни человека. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Главным предметом изучения гуманитарного подхода выступает изучение человеческого в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни. Последняя парадигма, практическая, предполагает реализацию преобразовательного отношения.

Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней.

< Парадиагностика

Парадокс >

Популярные термины

    Парадигма

    Звездные войны психологов: месть Фрейда

    Психоанализ занимает важное место в современном интеллектуальном пейзаже, однако в практике психотерапевтов он стал вытесняться когнитивно-бихевиоральной психотерапией (КБТ), которая претендует на эмпирическую обоснованность. Впрочем, сейчас психоанализ, похоже, берет реванш. Оливер Буркеман (Oliver Burkeman), колумнист The Guardian, углубился в сравнение двух подходов. Вот несколько тезисов его большой статьи.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Психосоматика насморка: какая эмоция может провоцировать заложенность носа?
    • «Меня раздражают опечатки и ошибки»: необычный признак интроверта — исследование ученых
    • «Не могу выбраться из мира фантазий: там я красивая, богатая и нужная другим»
    • «Скандалим с мамой каждый день — и все это на глазах у моей трехлетней дочери»
    • Эмоциональное выгорание: как выйти из замкнутого круга — 3 совета психологов
    • «Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика
    • Кукольность, ребячество и минимализм: записки об идеале красоты в Китае
    • «У меня на глазах умирал близкий человек, а я не подошла к нему. До сих пор мучаюсь от вины»

    Сегодня читают

    • «Вышла замуж за иностранца и оказалась в плену у абьюзера»
    • «Для мужа я „резиновая Зина“, уборщица и прачка»
    • «Всю жизнь забочусь о родственниках, но чувствую себя виноватой перед ними»
    • «Как принять тот факт, что у моего парня есть ребенок от другой?»
    • «Как познакомиться с нормальной девушкой?»

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    Понятие парадигмы в психологии. Теоретические направления и подходы в психологии как парадигмы исследования.

    Заглавная страница
    Избранные статьи
    Случайная статья
    Познавательные статьи
    Новые добавления
    Обратная связь

    КАТЕГОРИИ:

    Археология
    Биология
    Генетика
    География
    Информатика
    История
    Логика
    Маркетинг
    Математика
    Менеджмент
    Механика
    Педагогика
    Религия
    Социология
    Технологии
    Физика
    Философия
    Финансы
    Химия
    Экология

    ТОП 10 на сайте

    Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

    Техника нижней прямой подачи мяча.

    Франко-прусская война (причины и последствия)

    Организация работы процедурного кабинета

    Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

    Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

    Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

    Образцы текста публицистического стиля

    Четыре типа изменения баланса

    Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



    Мы поможем в написании ваших работ!

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

    Влияние общества на человека

    Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

    Практические работы по географии для 6 класса

    Организация работы процедурного кабинета

    Изменения в неживой природе осенью

    Уборка процедурного кабинета

    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

    Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

    ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 16Следующая ⇒

    Одним из последствий развития психологической науки является отсутствие общепризнанной научной парадигмы, кризис или даже «вражда школ». Достаточно взять в руки любой отечественный учебник по психологии, чтобы ощутить всю пагубность такого положения дел. Читатель, не владеющий генетическим методом, т.е. не возвращающийся постоянно к истокам каждого психологического термина, просто не в состоянии осилить его вербальную мозаику.

    Одно и то же психическое явление, один и тот же психологический факт зачастую одновременно трактуются исходя из разных психологических концепций.

    Понятие «парадигма» как совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции, было введено в научный обиход известным американским философом Т. Куном в книге «Структура научный революций».

    Т. Кун полагал, что наличие общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Напротив, переход от одной научной парадигмы к другой можно интерпретировать как научную революцию. В астрономии – это переход от геоцентрической системы Птолемея к гелиоцентрической системе Н. Коперника. В психологической науке – от психологии сознания к бихевиоризму. Термин «парадигма» в настоящее время употребляется как на общефилософском, или междисциплинарном уровне, так и на уровне ограниченной области научных знаний. Современная психология, если следовать логике Т. Куна, не отвечает требованиям нормальной науки. Она переживает очередную научную революцию. Определение понятия парадигмы с точки зрения психологической науки приводит Г. Айзенк. Парадигма – теоретическая модель, разделяемая большинством работников в данной области, включающая согласованные методы исследования, принятые нормы доказательства и опровержения и процедуры экспериментальной проверки.

    Более общую типологию парадигм в разное время предлагали Г. А. Ковалев (1987), А. В. Юревич (1999) и B.Baars(1986).Г. А. Ковалев выделяет объектную (реактивную), субъектную (акциональную) и субъект-субъектную (диалогическую) парадигмы. В объектной парадигме психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и как продукт этих условий. Субъектная парадигма основана на положениях об активности и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий. Человек в этой научной парадигме сам оказывает преобразующее воздействие на поступающую извне психологическую информацию. Психика с точки зрения субъект-субъектной парадигмы выступает в качестве открытой и находящейся в постоянном взаимодействии со средой системы. Эти виды парадигм, по мнению В. А. Янчука, соотносятся с абстракцией на уровне общего (объектная), особенного (субъектная) и единичного (диалогическая). Множество подходов всегда требует дальнейших обобщений. «Хорошая психологическая теория должна выражаться языком абстракций, которые можно усмотреть сквозь большинство феноменов, составляющих предмет психологии», – констатирует Дж.

    Келли (2000). Заслуживает внимания индуктивный опыт построения Дж. Келли теории личностных конструктов. Он утверждает, что каждое исследование индивидуума для психолога – это проблема формирования концепта. Другими словами, концептуализация каждого из своих клиентов ставит перед психологом задачу дальнейшего абстрагирования индивидуальных конструктов. Любая практика исследований требует дальнейших теоретических обобщений.

    Поэтому психология, как любая наука, нуждается в более прочном фундаменте – в метатеории. Метатеория – это более глобальная теоретическая система, предназначенная для анализа методов и законов так называемой предметной, или объектной, теории. Исходя из метатеоретических оснований, А. В. Юревич рассматривает на уровне парадигм когнитивизм, бихевиоризм и психоанализ, а B. Baars – интроспекционизм, бихевиоризм и когнитивизм. Под интроспекционизмом, как правило, понимают «психологию сознания XIX века». Сферой изучения интроспекционизма было содержание сознания, или сознательный человеческий опыт.

    Его основоположником по праву считается Вильгельм Вундт. Хотя, как утверждает В. Baars, термин «интроспекционизм» больше всего соответствует описанию «методики аналитического самонаблюдения» Эдварда Б. Титченера.

     

    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


    Читайте также:

    

    Психологические особенности спортивного соревнования

    Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

    Занятость населения и рынок труда

    Социальный статус семьи и её типология

    

    Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

    infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.004 с.)

    теорий обучения | Консультативный совет лидеров штата Огайо

    В рамках парадигмы связанный набор теорий имеет общие фундаментальные предположения об обучении. В разных парадигмах предположения об обучении существенно различаются. Обсуждение в этом модуле классифицирует теории всего по четырем парадигмам и подчеркивает различия между ними. Но сходство между парадигмами также заслуживает внимания: все парадигмы касаются важных вопросов; все они представляют собой сложные паутины идей; все они содержат описания обучения и объяснения того, почему и как происходит обучение; и все они поддерживают наборы рекомендаций, помогающих учащимся учиться.

    Четыре парадигмы:

    • Бихевиоризм
    • Обработка информации и когнитивная психология
    • Индивидуальный конструктивизм
    • Социальный конструктивизм и ситуативное обучение

    В таблице ниже показано, как каждая из этих четырех парадигм отвечает на важные вопросы. Однако решение разделить теории на четыре парадигмы несколько условно. Еще более простая схема поддерживает только два, которые можно назвать «телом» (поведение тела: бихевиористская парадигма) и «разумом» (мышление и работа мозга: остальные три парадигмы).

    Теории обучения Что такое обучение? Как мы учимся? Какие условия помогают нам хорошо учиться? Какие условия мешают нам хорошо учиться? Что люди должны делать, чтобы помочь учащимся хорошо учиться?
    Бихевиоризм Овладение поведением (привычными действиями) Путем развития новых моделей поведения (сделав их привычными) Умело разработанные тренировочные процедуры повторения, которые «подкрепляют» привычные действия (поведение) Инструкция, которая оставляет развитие желаемого поведения на волю случая Анализ поведения; использовать поведенческие цели; систематически развивать поведение
    Обработка информации и когнитивная психология Обработка информации разумом (или мозгом) Наблюдая, классифицируя, обобщая, сохраняя и запоминая Условия, способствующие обработке информации (например, классы, которые задействуют ум) Состояния, которые мешают эффективным психическим процессам (например, страх, скука) Учить так, чтобы развивать мышление; план действий, которые укрепляют мышление
    Индивидуальный конструктивизм Личное (ре)конструирование человеком существующих знаний Приспосабливая текущие знания и наши ментальные структуры к новым знаниям Учителя, которые направляют концептуальное развитие и пресекают неверные представления Отношение к учащимся как к пассивным получателям информации «Облегчение» обучения и активное вовлечение учащихся в работу
    Социальный конструктивизм и ситуативное обучение Адаптация к сообществу знаний и практики Путем подражания другим в контексте все более опытной практики Доступ к экспертному сообществу и строительные леса, необходимые новичкам Изоляция от экспертов, желающих включить студентов в сообщество практики Делитесь опытом таким образом, чтобы новички становились все более опытными

    Насколько именно эти ответы (то есть ответы, полученные четырьмя парадигмами и обобщенные в таблице выше) полезны для размышлений об обучении?

    Бихевиористская парадигма исходит из того, что мы не можем действительно знать, что находится в человеческом уме, поэтому обучение должно быть сосредоточено на поведении. Более того, бихевиористские мыслители и исследователи разработали проверенные методы эффективного формирования поведения. Прикладной анализ поведения и режимы подкрепления действительно могут изменить поведение (включая поведение учащихся в классе). Однако помните, что все — это «поведение» для бихевиориста: от 10-минутного сидения на месте до овладения иностранным языком и написания хороших эссе. Некоторые бихевиористы считают, что учащиеся могут учиться, наблюдая за действиями, формирующими поведение, которые применяются к другим, а не только к самим себе.

    Парадигма обработки информации и когнитивной психологии исходит из того, что сложное обучение проявляется в уме как смысл. Однако считается, что создание разумом смысла следует регулярным схемам и планам. В последние годы нейробиология поддержала более ранние утверждения когнитивных психологов, показав, что мозг действительно очень активен во время определенных видов умственной деятельности. Очевидно, существует связь между мышлением (разумом) и поведением (деятельностью мозга, являющегося частью тела). С приходом цифровой эпохи некоторые когнитивисты приравнивают познание к цифровым вычислениям. Мозг хранит и извлекает информацию и, что более важно, связывает информацию и создает сети информации и сети значений из таких цепочек.

    Индивидуальная конструктивистская парадигма выдвигает идею о том, что люди конструируют свои собственные знания и придают им смысл в сетях значений. «Онтогенез повторяет филогенез» — ныне дискредитированная биологическая теория — была основана на аналогичной идее. С этой точки зрения на обучение существуют знания, от идентификации цвета до понимания квантовой механики, но каждый человек сам понимает их — частично на основе биологически запрограммированных последовательностей развития, а частично на основе индивидуального опыта. Конечно, императив осмысления вещей неизбежно заставляет людей совершать ошибки, и другие (например, родители, учителя) часто должны вмешиваться, чтобы помочь людям изменить свое субъективное и наивное понимание на более интерсубъективное и сложное понимание.

    Парадигма социального конструктивизма и ситуативного обучения также считает «развитие» важным; но вместо того, чтобы рассматривать его как индивидуальный процесс создания смысла, он рассматривает его как форму коллективного создания смысла. С точки зрения социальных конструктивистов, знание является продуктом группового взаимодействия, а обучение предполагает активное взаимодействие с социальной группой, которую иногда называют «практикующим сообществом». Воспитание учащихся как членов обучающе релевантных практических сообществ имеет наибольший смысл с точки зрения социального конструктивизма. Обратите внимание, что эта перспектива подходит для неформальной среды внешкольного обучения (иногда называемой «эмпирическим обучением»), а также для контекста классной комнаты.

    Один из способов разобраться в теории обучения — связать отдельных теоретиков с парадигмами, в развитие которых они внесли наибольший вклад. В приведенной ниже таблице некоторые из наиболее важных теоретиков обучения классифицированы по парадигмам.

    Что такое парадигма?

    Научная парадигма представляет собой структуру, содержащую все общепринятые взгляды на предмет, соглашения о том, в каком направлении следует проводить исследования и как их следует проводить.

    Откройте для себя 13 других статей по этой теме

    Не пропустите эти связанные статьи:

    1. Философия науки
    2. ИСТОРИЯ
    3. Религия против науки
    4. Оккам Razor
    5. Shift

    Философский тома парадигма включает «практики, определяющие научную дисциплину в определенный момент времени». Парадигмы содержат все отчетливые, установленные закономерности, теории, общие методы и стандарты, которые позволяют нам распознать экспериментальный результат как принадлежащий к какой-либо области, так и не принадлежащий ей.

    Наука развивается, накапливая поддержку гипотез, которые со временем становятся моделями и теориями. Но сами эти модели и теории существуют в более широких теоретических рамках. Словарь и концепции трех законов Ньютона или центральной догмы биологии являются примерами научных «открытых ресурсов», принятых учеными и составляющих теперь часть научной парадигмы.

    Парадигмы исторически и культурно связаны. Например, современный китайский медицинский исследователь с опытом работы в восточной медицине будет действовать в рамках другой парадигмы, чем западный врач 1800-х годов.

    Откуда взялась парадигма?

    Кун интересовался, как всеобъемлющие теории самой реальности, которые у нас есть, влияют на модели и теории, которые мы делаем о реальности в рамках этой парадигмы.

    Парадигма диктатов:

    • Что наблюдается и измерен
    • Вопросы Мы задаем об этих наблюдениях
    • Как Вопросы сформулированы
    • . Как . Результаты интерпретируются
    • .0008
    • как проводятся исследования
    • какое оборудование подходит

    Многие студенты, решившие изучать науку, делают это, веря, что выбирают наиболее рациональный путь к познанию объективной реальности. Но наука, как и любая другая дисциплина, подвержена идеологическим особенностям, предубеждениям и скрытым предположениям.

    На самом деле, Кун настаивал на том, что исследования в рамках глубоко укоренившейся парадигмы неизменно заканчиваются укреплением этой парадигмы, поскольку все, что противоречит ей, игнорируется или же подвергается давлению с помощью предустановленных методов до тех пор, пока оно не будет соответствовать уже установленной догме.

    Совокупность ранее существовавших улик в полевых условиях определяет и формирует сбор и интерпретацию всех последующих улик. Уверенность в том, что нынешняя парадигма — это сама реальность, как раз и затрудняет принятие альтернатив.

    Хотя Кун сосредоточился на науках, его наблюдения о парадигмах применимы и к другим дисциплинам. Фуко был известен своим анализом дискурса, который можно понимать как язык и символы, используемые для цементирования парадигмы. Многие современные историки могут убедительно рассуждать о парадигмах прошлого – естественно, это становится легче, когда они больше не находятся в этих парадигмах!

    Что такое смена парадигмы?

    «Последовательный переход от одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития зрелой науки» — Кун, Структура научных революций теории. Но время от времени в поле накапливается достаточно аномалий, и вся парадигма должна измениться, чтобы приспособиться к ним.

    Кун считал, что у науки были периоды терпеливого сбора данных в рамках парадигмы, смешанные со случайными революциями по мере созревания парадигмы. Смена парадигмы представляет собой угрозу не науке, а самому способу ее развития.

    Нормальная наука — это пошаговый научный процесс, который терпеливо строится на предыдущих исследованиях. Революционная наука, часто «маргинальная наука», ставит под сомнение саму парадигму. Кун считал, что парадигма совершает внезапный скачок от одной к другой, называемый сдвигом, когда новая парадигма не строится на фундаменте старой, а полностью меняет правила этого «построения».

    Пример смены парадигмы

    Многие физики 19 го века были убеждены, что ньютоновская парадигма, господствовавшая 200 лет, была вершиной открытий и что научный прогресс в той или иной степени был вопросом усовершенствования. Когда Эйнштейн опубликовал свои теории общей теории относительности, это была не просто еще одна идея, которая могла бы удобно вписаться в существующую парадигму. Вместо этого сама ньютоновская физика была отнесена к особому подклассу большей парадигмы, введенной общей теорией относительности. Три закона Ньютона до сих пор добросовестно преподаются в школах, однако сейчас мы работаем в рамках парадигмы, которая помещает эти законы в гораздо более широкий контекст.

    Интересно, что сама теория Куна в то время в чем-то изменила правила игры, поскольку ученые не привыкли думать о том, что они делают, в таких метафизических терминах. Теории Куна сегодня понимаются как часть большого сдвига парадигмы в социальных науках, а также были изменены с момента их первоначальной публикации.

    Позже Кун признал, что процесс научного прогресса может быть более постепенным. Например, теория относительности не полностью доказала неправоту Ньютона, а лишь переформулировала его теорию. Даже революция Коперника была немного более постепенной в замене верований Птолемея.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts