Понятие познания виды познания: Ошибка 403 — доступ запрещён

Познание и виды знаний — Обществознание

Составным компонентом мировоззрения является знание – результат познавательной деятельности человека; форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познание – это процесс получения нового знания, отражения объективной реальности в сознании человека. Познание – это особый вид деятельности, предполагающий наличие субъекта познания (человек, коллектив, всё общество) и объекта познания (явления и предметы действительности, процессы, общество, внутреннее состояние человека и т.п.). Примером познавательной деятельности может быть исследовательская работа известного польского астронома Н. Коперника — он открыл гелиоцентрическую систему (движение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, как думали ранее). Результатом его деятельности стало знание, которое до сих пор является основой астрономии. Познавательной деятельностью является и учёба в школе, поскольку учащиеся получают новые для них знания.

В науке до сих пор идут споры относительно возможности исчерпывающего (полного) познания мира.

Можно выделить три направления в философской науке, по-разному трактующих познаваемость мира: 
— агностицизм — философское направление, отрицающее возможность полного познания мира. Агностики считают, что познание не даёт достоверных сведений о мире. В мироздании есть немало аспектов, которые познать просто нельзя — человек не обладает возможностями для их познания; 
— скептицизм — философское направление, которое не отрицает принципиальной возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Скептики отмечают, что мир познать можно, но крайне сложно: часто человек, осуществляя познание, приходит к заблуждению, сам того не понимая;
— гностицизм (оптимизм) — философское направление, утверждающее принципиальную познаваемость мира, отмечающее, что пределом познания в настоящее время является только уровень развития техники, методики познания. Будут развиваться техника, методы, средства познания — будут расширяться границы познания мира.
Эти границы условны, и их можно расширить до пределов абсолютного знания о мире. 

Выделяют несколько видов познания: 
1) обыденное– это познание, которое «вплетено» в жизнедеятельность человека, осуществляется не целенаправленно, в процессе совершения бытовых действий человеком. Например, когда-то каждый из нас узнал, что такое «горячо», просто коснувшись кипящего чайника – не специально, не целенаправленно.Наиболее активно такое познание осуществляется в детстве, юности;

2) мифологическое– это познание, которое опирается на мифы, сказания. Миф – это сказание, в образной форме повествующее о сотворении мира, его происхождении, развитии, богах, героях. Такое познание характерно для первобытного общества и также не является целенаправленным. Первобытные люди основную массу знаний получали из мифа, слепо веря ему;

3) религиозное– это познание с опорой на религиозные тексты, источники (Библия, Коран и т.п.), оно предполагает акцент на этических вопросах, смысле жизни и т. п. Может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Глубоко верующие люди значительную часть знания и сегодня приобретают в процессе чтения и толкования священных книг, пытаются применить это знание на практике — это является примером религиозного познания;
4) художественное– познание, основой которого является отражение объективной реальности в художественных образах, символах, знаках. Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней;
5) научное– это целенаправленное познание, осуществляемое специальными методами научного познания. Такое познание предполагает получение и перепроверку истинных знаний. Чаще всего таким познанием занимаются учёные;
6) учебное– вид познания, близкий по смыслу научному. Учебное познание также целенаправленное, может осуществляться с применением отдельных методов научного познания, но его цель – получение знания отдельным человеком, которое уже известно в науке; обучение личности.  В вузе студенты часто применяют методы научного познания, например, наблюдение с помощью микроскопа, повторяют действия учёных, получают при этом то знание, которое уже давно известно в науке;
7) паранаучное– это целенаправленное познание, осуществляемое вроде бы научными методами, либо вымышленными способами, похожими на действия учёных, но не признанное наукой. Например, астролог, составляя астропрогнозы, работает над картой звёздного неба, проводит измерения, но результат его познания не признан наукой;
8) социальное познание– это познание обществом самого себя, осмысление того, кто «мы». Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем. В таком познании объект и субъект совпадают – это общество;
9) самопознание– познание человеком самого себя, своего внутреннего мира, психики, внешних особенностей и т.п. Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект также совпадают — человек познаёт сам себя.

Перечень таких видов познания является открытым – в учебной литературе можно встретить и другие классификации видов познания.

Познание – процесс противоречивый, изменчивый, зависящий от множества факторов. Чаще всего сразу предугадать результат познания невозможно до его получения.

Выделяют формы познания:
1. Чувственное познание– это познание с помощью органов чувств – зрения, осязания, слуха и т.п. Чувственное познание выражается в формах:
— ощущение– отражение отдельных свойств предмета, явления, как правило в первые секунды контакта с ним органами чувств. Пример: впервые увидев картину, человек отразил в своём сознании, что она большая и на ней много красного цвета — это были самые яркие её черты;
— восприятие– отражение целостного облика предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств; целостный облик предмета, воздействующий на органы чувств. Восприятие чаще всего осуществляется при довольно длительном контакте с предметом.  Пример: человек продолжает рассматривать картину – каждую её деталь, художественный элемент. Видит, что на ней нарисовано. В сознании человека формируется целостный облик этой картины;

— представление– сохранение и воспроизведение в сознании обобщённого образа предмета без непосредственного контакта с ним органами чувств; чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Пример: человек, рассмотрев картину, ушёл из музея. Вечером он вспоминал об этой картине, она произвела на него впечатление.
2. Рациональное познание – это познание с помощью разума. Оно выражается в следующих формах:
— понятие– слово, термин, мысль, отражающие существенные признаки объекта познания. Пример: картина. Услышав это слово, человек сразу представит что-то плоское, разноцветное, прямоугольное, предназначенное для размещения на стене или ином вертикальном пространстве;
— суждение– мысль, выраженная во фразе, предложении, которая устанавливает связь между двумя или более понятиями; мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.
 Пример: картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Здесь мы установили связи между понятиями «картина», «человек», «Русский музей»;
— умозаключение– получение нового знания на основе связи двух или более суждений; иными словами – вывод. Пример: первое суждение — картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга; второе суждение – все картины, выставляемые в Русском музее, принадлежат кисти русских авторов. Следовательно – картина, которую рассматривал человек, создана русском автором.

В ходе чувственного познания человек формирует чувственно-наглядный образ предмета, при рациональном познании — абстрактное, обобщённое знание. В науке ведутся споры о значимости этих форм познания. Выделяются два направления в трактовке значимости этих форм познания:
 — эмпиризм- направление в философии, признающее опыт, чувственное познание единственно достоверным источником знаний о мире. Представители эмпиризма считают, что в ходе рационального познания истина искажается, знание становится недостоверным;
— рационализм- философское направление, признающее разум главным источником познания.

Эмпиризм и рационализм — две крайности в понимании значимости чувственного и рационального познания. В реальности эти формы познания нельзя противопоставлять. Невозможно изучить разумом то, что не было изучено чувствами, а без рационального познания изучение предметов органами чувств не приведёт к глубокому знанию. Знание является результатом единства чувственного и рационального познания действительности.

Своеобразной формой познания, занимающей промежуточное положение между чувственным и рациональным познанием, является интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

В научном познании, а иногда и в некоторых других видах познания, выделяют уровни:
— эмпирический уровень – предполагает цель собрать, описать, выделить отдельные факты, зафиксировать их для того, чтобы потом, на теоретическом уровне, уже получать выводы.
— теоретический уровень– преследует цель обобщить собранные факты, исследовать их, установить закономерности между ними и получить новое знание, сделать выводы. Пример: учёный-биолог изучает зависимость высоты деревьев от климата. Он предполагает, что в местности с тёплым климатом деревья в среднем выше. Чтобы это доказать, учёный поехал в южные края, измерил высоту 1000 деревьев, записал в тетрадь. Это был эмпирический уровень. Далее, уже в кабинете, биолог рассчитал среднюю высоту деревьев в разных местностях, сравнил, получил доказательства гипотезы – предположения, которое он сделал раньше. Это был теоретический уровень научного познания.

Обратимся теперь к результатам познания – т.е. знанию. Знание- результат познания, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения и воспроизведения в идеях, законах, теориях предметов реального мира и взаимосвязей между ними. Его тоже можно классифицировать на виды примерно в соответствии с видами познания. Итак, выделяют виды знания:
— житейское (или обыденное)– приобретается в результате обыденного познания, предполагает большую долю здравого смысла, может включать стереотипы, искажающие истину;
— мифологическое– знание мифа, вера в его истинность;
— религиозное– формируется в результате религиозного познания;
— художественное– формируется в результате отражения в сознании объективной действительности через художественные образы;
— научное– целостное знание о мироздании, либо об отдельных процессах и объектах действительности, полученное в результате научного или учебного познания;
— паранаучное– «околонаучное» знание, не признанное современной наукой – астрология, алхимия, футурология («наука» о будущем) и т. п.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Виды и формы познания мира и человеческих знаний, их особенности в таблице по обществознанию

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 201.

Обновлено 21 Июля, 2022

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 201.

Обновлено 21 Июля, 2022

С момента рождения и до конца жизни мы изучаем окружающий мир, пытаясь объяснить все происходящие в нём процессы и явления. Познание является одним из основных видов деятельности людей. Это понятие включает в себя сбор и систематизацию информации обо всём, что может заинтересовать человека. Узнаем, какие виды познания выделяются в современной науке, в чём состоят их особенности.

Структура познания

Познание как процесс постижения окружающего мира состоит из нескольких элементов. Кратко познакомимся с ними.

Рис. 1. Школьник читает книгу.

Виды познания

В обществознании принято выделять два вида познания в зависимости от способа получения информации об окружающем мире.

Чувственное познание

В основе данного вида лежит изучение действительности посредством органов чувств: вкуса, обоняния, зрения, осязания. Оно является первой разновидностью исследования, которой пользуется человек. Выделяются его следующие формы:

Рис. 2. Спелая клубника.

Чувственное познание имеет свои плюсы и минусы. Положительной стороной является его способность осуществлять связь лица и окружающего мира. Однако сведения, полученные только при помощи данного вида исследования, могут быть неполными, недостоверными.

Рациональное познание

В основе этого вида познания лежит получение знаний при помощи разума. Оно имеет следующие формы:

  • Понятие — это сведения об изучаемом предмете или явлении, в основе которых лежат категории общие и конкретные (например, растение — общий признак, клубника — конкретный).
  • Суждение — это форма рационального познания, при которой сведения об исследуемом предмете облекаются в конкретную мысль (клубника — ароматная сладкая ягода красного цвета).
  • Умозаключение — это вывод, сложившийся в сознании лица об исследуемом предмете («Я люблю клубнику, потому что она вкусная и сладкая»).
Рис. 3. Таблица: «Виды познания».

Существуют разные виды человеческих знаний. Житейское знание формируется в процессе жизни, основывается на опыте. Научное является результатом исследования познавательной литературы. Практическое появляется, когда человек своими руками преобразовывает действительность. В основе художественного лежат образы. Все виды знаний взаимосвязаны, помогают людям составить целостную картину о мире.

Что мы узнали?

Познание — это процесс получения сведений об окружающем мире. Оно может быть чувственным (в основе лежит информация, полученная при помощи органов чувств) и рациональным (сведения, приобретённые при помощи разума).

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 201.


А какая ваша оценка?

4 типа знаний — LearningStrategist

Д-р Джоэл Тапиа Без категории 3 минуты

Дорогой товарищ,

Знаете ли вы четыре типа знаний ?

Вам следует, если вы хотите знать, как закрыть пробелы в производительности, основанной на знаниях, в любой сфере жизни. Согласно Krathwohl (2002), знания можно разделить на четыре типа: (1) фактические знания, (2) концептуальные знания, (3) процедурные знания и (4) метакогнитивные знания. Важно знать различия и понимать свои сильные стороны и области знаний, необходимые для лучшего достижения ваших личных целей и / или целей организации.

Фактические знания

Вы можете определить фактические знания просто как терминологию, конкретные детали и основные элементы в любой области. Это та информация, которую можно и нужно усвоить посредством демонстрации, повторения и запоминания. К счастью, поскольку наша память — не лучшее место для хранения фактов, мы можем помочь себе, зная, где получить доступ к фактическим знаниям, когда они нам нужны (т. человек, которого вы знаете, знает это!).

Общеизвестно, что для достижения цели необходимо знать соответствующие «факты». Продавец лучше знает факты о продукте или услуге, которую он продает! Генеральному директору лучше знать «факты» о своем основном бизнесе, если он или она хочет заслужить доверие. Директор школы лучше знает «факты» о хорошей методике преподавания и педагогике. Как еще он или она может быть учебным лидером?

Концептуальное знание

Связанное с фактическим знанием концептуальное знание можно понимать как знание взаимосвязей и/или функций между деталями и элементами, составляющими более крупную структуру. Это определение включает (1) знание классификации и категоризации информации, (2) знание принципов и обобщений и (3) знание теорий, моделей и структур. По сути, концептуальное знание — это знание того, что факты могут быть организованы осмысленным образом. Если взять пример бизнес-маркетолога, недостаточно знать подробности о его или ее продуктах или услугах и о конкурентах. Должно быть концептуальное знание различий и значимого конкурентного преимущества одного над другим.

Процедурные знания

Этот тип знаний имеет решающее значение для успеха в достижении цели, потому что он превращает «что» в действие посредством процесса «как». Процедурные знания можно понимать как знание (1) предметно-специфических навыков и алгоритмов, (2) предметно-специфических техник и методов и (3) критериев принятия решения о том, когда использовать правильные процедуры. Много раз мы видим, как другие прекрасно работают, и спрашиваем себя: как они это делают? Мы можем читать их книги или смотреть их видео, чтобы получить необходимые фактические и концептуальные знания, однако знание того, «как» применять эти декларативные знания на практике, требует… практика ! Когда вы когнитивно знаете, «как» что-то делать, вам нужно физически попробовать это и обратить пристальное внимание как на процесс, так и на результат. Если вы прислушиваетесь к своему телу, своему разуму и своей интуиции (используя все свои чувства), вы будете получать информацию через многочисленные циклы обратной связи, и эти циклы информации будут направлять ваш анализ и будущие действия, чтобы стать лучше в том, «как» сделай это.

Метакогнитивное знание

Вероятно, этому типу знания уделяют меньше всего внимания, потому что иногда неудобно размышлять о том, что происходит внутри вашего мира. Мы боимся того, что можем найти. Метакогнитивное знание можно понимать как (1) стратегическое знание, (2) знание о когнитивных задачах (т.е. контекстное, условное) и (3) самопознание. Поскольку люди сложны, а группы людей только усложняют динамику системы, наличие достаточного уровня метакогнитивных знаний (то есть участие в таком типе мышления) имеет решающее значение для вашей работы, благополучия и успеха. . Например, если вы встречаетесь с клиентом, который разделяет совершенно иные культурные ценности и способы познания, чем вы, вам надлежит обращать внимание на контекстуальные подсказки. Как в танце, вы двигаетесь вместе, синхронно, и нет никакого способа узнать заранее, каким будет следующий шаг! Вы должны осознавать себя, человека, когда он или она двигается и говорит, и ситуацию, когда она разворачивается. Вы держите пари, что вам лучше слушать и максимально использовать вашу информацию.

Если у вас есть какие-либо цели в личной или рабочей жизни, обратите внимание на свои потребности в знаниях – это поможет вам увеличить успех и достижение целей. Ответьте на вопрос: не хватает ли мне фактических, концептуальных, процедурных или метакогнитивных знаний? Устранив пробелы в знаниях, вы будете на пути к большему обучению и успеху в достижении своих целей.

Ваш друг в обучении,

Д-р Джоэл Тапиа

Ссылка

Krathwohl, D. R. (2002). Пересмотр таксономии Блума: обзор. Теория на практике , 41 (4), 212-218.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Джоэл Тапиа увлечен обучением, стратегией и помогает другим добиться успеха. Просмотреть все сообщения доктора Джоэла Тапиа

Опубликовано

7 типов знаний: определения, примеры и многое другое

При создании стратегии управления знаниями необходимо учитывать различные типы знаний, чтобы конечный результат (создания базы знаний) был максимально полезными как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Так как же лучше понять такие вещи, как явное или неявное знание? Давайте погрузимся!

Какие есть 7 типов знаний?

  1. Явные знания
  2. Неявные знания
  3. Неявные знания
  4. Процедурные знания
  5. Декларативные знания
  6. Апостериорные знания
  7. Априорные знания 900 88

7 типов знаний

1. Явные знания

Явные знания знания, охватывающие темы, которые легко систематически документировать (в письменной форме) и широко распространять: то, что мы считаем структурированной информацией. Когда явные знания хорошо управляются, они могут помочь компании принимать лучшие решения, экономить время и поддерживать рост производительности.

Эти типы явных знаний — это все, что традиционно было тем, что было зафиксировано в базе знаний или как часть стратегии управления знаниями. Это формализованная документация, которую можно использовать для выполнения работы, принятия решения или информирования аудитории.

Примеры явных знаний

Компании могут обмениваться явными знаниями, поддерживая хорошо документированную информацию в базе знаний компании. Примеры явных знаний включают в себя такие вещи, как часто задаваемые вопросы, инструкции, необработанные данные и связанные отчеты, диаграммы, одностраничные листы и презентации по стратегии.

Вот пример задокументированных явных знаний:

Подробнее о структурировании знаний .

2. Неявные знания

Неявные знания – это, по сути, приобретенные навыки или ноу-хау. Это достигается путем получения явных знаний и применения их к конкретной ситуации. Если явное знание — это книга по механике полета и схема расположения кабины самолета, то неявное знание — это то, что происходит, когда вы применяете эту информацию для управления самолетом.

Неявные знания приобретаются, когда вы изучаете лучший способ сделать что-то. Затем вы можете взять этот опыт и синтезировать его с другой полученной информацией, чтобы решить совершенно новую проблему.

Знания этого типа традиционно исключались из формальных баз знаний, поскольку их трудно документировать и зафиксировать масштабируемым образом. Чтобы добавить это в базу знаний, подумайте об этом так: «Что нового я узнал, будет ли это полезно другим и как я могу это объяснить?» Вот пример задокументированного неявного знания:

Примеры неявных знаний

Хотя неявные знания сложнее документировать, некоторые примеры неявных знаний могут включать в себя способность человека расставлять приоритеты задач или жонглировать проектами, чтобы уложиться в сроки.

3. Неявное знание

Неявное знание – это нематериальная информация, которую бывает трудно объяснить простым способом, например, вещи, которые часто «понятны» без обязательного высказывания, и часто являются личными или культурными. Этот тип знаний является неформальным, приобретается с опытом с течением времени и обычно применяется к конкретной ситуации.

Когда это можно уловить (если это не, например, чувство), его следует добавить в базу знаний. Это позволяет легко делиться опытом, полученным с течением времени, с теми, кому он может понадобиться.

Примеры неявных знаний

Неявные знания трудно передать и, как правило, их невозможно сохранить. Примером неявного знания может быть способность продавца определить идеальное время для выступления во время встречи. Сочетание опыта, чтения социальных сигналов и других личных факторов должно объединиться, чтобы сформировать этот уникальный фрагмент знаний.

Поскольку эти знания приобретаются с течением времени, компании могут помочь сотрудникам укрепить свои неявные знания, поделившись методами и советами по урегулированию определенных ситуаций. Примером этого может быть список фраз для потенциальных клиентов, на которые следует обратить внимание при работе с жалобами клиентов. Руководитель отдела продаж мог бы лучше понять, как «прочитать» или исправить ситуацию, если бы был готов к возможным результатам разговора.

Вот пример задокументированного неявного знания:

4. Декларативное знание

Декларативное знание, которое также можно понимать как пропозициональное знание, относится к статической информации и фактам, относящимся к данной теме, к которым можно легко получить доступ и извлечь. Это тип знания, когда человек сознательно осознает свое понимание предмета.

Этот тип знаний обычно хранится в документации или базах данных и больше фокусируется на «кто», «что», «где» и «когда», стоящих за информацией, и меньше на «как» или «почему». Задокументированная информация создает основу для понимания предмета и может помочь компаниям улучшить способ обмена процедурными и явными знаниями.

Примеры декларативного знания

Некоторые примеры декларативного знания включают способность человека знать, каковы цели компании на год. Человек также может понять, как будет измеряться производительность, прочитав информационный бюллетень компании, в котором цели и показатели распределяются между командами.

5. Процедурные знания

Процедурные знания сосредоточены на том, «как» работают вещи, и демонстрируются через способность человека что-то делать. В то время как декларативное знание больше фокусируется на том, «кто, что, где или когда», процедурное знание менее четко сформулировано и проявляется в действиях или документируется в руководствах.

Примеры процедурных знаний

Образец процедурных знаний, происходящий от корня «процедура», может включать в себя стандартную операционную процедуру выполнения конкретных задач или использования определенного оборудования в организации.

6. Апостериорное знание

Апостериорное знание – это субъективный тип знания, полученный из индивидуального опыта. Хотя этот тип знаний нельзя документировать в базе знаний компании, он по-прежнему играет решающую роль в успехе команд. Этот вид знаний дает людям возможность узнать свои сильные и слабые стороны, вытекающие из их опыта, и может помочь компаниям разнообразить набор навыков своих команд.

Примеры апостериорного знания

Поскольку апостериорное знание получено из индивидуального опыта, некоторые примеры апостериорного знания могут включать способность человека руководить командой на основе его предыдущих ролей в управлении или способность деэскалации или распространения напряженные ситуации.

7. Априорные знания

Априорные знания противоположны апостериорным знаниям и приобретаются независимо от опыта или доказательств. Этот тип знаний часто передается посредством логических рассуждений или способности мыслить абстрактно. Хотя априорные знания не обязательно документируются, они часто проявляются в виде способности команды понимать и рассуждать, сталкиваясь с ситуациями.

Примеры априорных знаний

Примеры априорных знаний могут включать способность преуспевать в математике или логические рассуждения благодаря их естественной способности понимать и интерпретировать информацию без необходимости дополнительных объяснений.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts