Понятие предмет задачи и цели судебной психологии: Судебная психология

Методологические принципы исследования информационных материалов в судебной психологической экспертизе | Секераж

1. Мультимодальное издание «Судебная экспертиза: перезагрузка». Ч. II. Энциклопедический словарь теории судебной экспертизы / Под ред. С.А. Смирновой. М.: Эком, 2012. 456 с.

2. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. М.: Норма, 2008. 486 c.

3. Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология (общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз). Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979. 181 с.

4. Россинская Е.Р. Современная судебная экспертология – наука о судебной экспертизе и судебно-экспертной деятельности // Теория и практика судебной экспертизы. 2015. № 4 (40). С. 10–18.

5. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспретиза: учебник для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 379 с.

6. Сафуанов Ф.С. Принципы клинико-психологической судебной экспертологии // Российский психиатрический журнал. 2020. № 2 (39). С. 39–45. https://doi.org/10.24411/1560-957X-2020-10205

7. Смирнова С.А., Усов А.И. Повышение научной обоснованности методического обеспечения судебной экспертизы – один из важных международных трендов // Теория и практика судебной экспертизы. 2017. Т. 12. №2. С. 11–17. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2017-12-2-11-17

8. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: URSS, 1997. 444 с.

9. Основы судебной экспертизы. Часть 1. Общая теория / Под ред. Ю.Г. Корухова. М.: РФЦСЭ, 1997. 430 с.

10. Секераж Т.Н. Судебная психологическая экспертиза информационных материалов в системе научного знания // Теория и практика судебной экспертизы. 2021. Т. 16. № 3. С. 6–16. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2021-3-6-16

11. Логический анализ языка. Информационная структура текстов разных жанров и эпох / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Гнозис, 2014. 631 с.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Смысл, Academia, 2005. 352 с.

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

14. Гулевич О.А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 384 с.

15. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 269 с.

16. Леонтьев А.А. Общее понятие о деятельности / Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Наука, 1974. С. 5–20.

17. McQuail D. Mass Communication Theory. 6th ed. London: Sage, 2010. 632 p.

18. Косяков В.А., Универсалюк Е.А. Реферативный обзор книги Д. МакКуэйла «Теория массовой коммуникации» (1 часть) // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 3. С. 524–534. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2019.8(3).524-534

19. Латынов В.В. Психология коммуникативного воздействия. М.: Институт психологии РАН, 2013. 368 с.

20. Ананьева К.И., Ануфриев А.Ф., Артемцева Н.Г., Барабанщиков В.А. Системная организация и детерминация психики / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: ИП РАН, 2008. 448 c.

21. Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 3. С. 4–17.

22. Хорошилов Д.А., Балашова Е.Ю. Качественные методы в социальной и клинической психологии: пролегомены к междисциплинарному диалогу // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 21–30. https://doi.org/10.17759/sps.2018090303

23. Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. № 3. С. 96–105.

24. Ойзерман Т.И. Метафилософия: теория историко-философского процесса. М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2009. 440 c.

25. Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Методика проведения комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М.: ФБУ РФЦСЭ, 2014. 98 с.

26. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. 324 с.

27. Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискуссий: Психологический анализ конфликтных выступлений. М.: Академия, 1995. 145 с.

28. Гребенщикова Т.А., Кубрак Т.А., Павлова Н.Д. Дискурсивная реальность интернета // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 92–100. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-92-100

29. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237–280.

30. Карасик В.И. О типах дискурса / Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5–20.

31. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ., под ред. В.И. Герасимова. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2015. 320 с.

32. Гребенщикова Т.А., Павлова Н.Д. Интентанализ и другие методы исследования речи в психологии // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 4 (37). С. 56–63.

33. Солганик Г.Я. К определению понятия «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 7–15.

34. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 279 с.

35. Кроз М.В., Ратинова Н.А. О противодействии экстремизму негодными средствами: правовой, психологический и этический аспекты // Теория и практика судебной экспертизы. 2013. № 1. С. 35–42.

36. Шлейермахер Ф. Герменевтика / Пер. с нем. А.Л. Вольского. СПб.: Европейский Дом. 2004. 242 с.

37. Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Под ред. А.Р. Ратинова. М.: Юрлитформ, 2005. 256 с.

38. Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза. Методология и смысл. М.: Смысл, 2008. С. 42–66.

39. Изотова Т.М., Кузнецов В.О., Плотникова А.М. Методика проведения судебной лингвистической экспертизы по делам об оскорблении // Теория и практика судебной экспертизы. 2016. № 1 (41). С. 92–98. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2016-1-92-98

40. Плотникова А.М., Кузнецов В.О., Саженин И.И., Акуленко Е.В. Бойцов А.А., Губаренкова Е.О., Крюк Е.К., Кумкова Т.Н., Портнова В.Б., Чумакова Е.Н. Семантические исследования в судебной лингвистической экспертизе. Методическое пособие. М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018. 136 с.

Юридическая психология: предмет, задачи, методы

Юридическая психология — это наука, в которой синтезированы различные области психологии и юриспруденции. Любая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности. Но любая деятельность человека в сфере общественных отношений регулируется правилами. Правила, обязательные для определенной группы людей, называются нормами поведения. Нормы поведения устанавливаются членами групп и служат, прежде всего, интересам этих групп, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с интересами общества в целом. Все нормы принято подразделять на технические и социальные. Технические нормы регулируют отношения людей в использовании природных ресурсов (нормы расхода электроэнергии, топлива, воды и т.д.). Социальные нормы относятся к сфере социальных, межличностных отношений, и включают в себя обычаи, моральные и правовые нормы.

Мораль — это совокупность социальных норм, сложившихся в рамках большой социальной группы или всего общества. Они поддерживаются силой общественного мнения и требуют совершения определенных действий или воздержания от осуждаемых поступков.

Право — это возведенная в закон воля правящего класса. Право обеспечивает угодное действующей государственной власти поведение и гарантирует меры принуждения с помощью правоохранительного аппарата соблюдения гражданами норм права.


Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Предмет юридической психологии — психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

Как подчеркивают многие исследователи, методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что здесь центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. И если право, в первую очередь, выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п. В центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы. Предмет юридической психологии не является застывшим и неизменным. Изменение жизни, ее социальных условий, общее развитие науки будут влиять и на эту отрасль психологии. Своеобразие этой науки заключается в том, что большинство психических закономерностей, которые она исследует, находятся за рамками общепринятых, социальных норм поведения, выраженных в праве.

Можно выделить три общих направления исследований в юридической психологии:

  1. психология преступника и преступного поведения;
  2. психология лиц, осуществляющих правосудие и ведущих борьбу с преступностью;
  3. психология ресоциализации (перевоспитания) преступника.

Приведенные выше определения объекта и предмета юридической психологии отражают суть данной отрасли психологии, которая не означает простого приложения к определенной сфере практики данных психологических исследований, а является системой получения психологических знаний об активности людей в правовой сфере.

Ю. В. Чуфаровский выделяет следующие задачи юридической психологии.
Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической процедуры и профилактики правонарушений.

Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических.

Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.

Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею спецкурсов.

Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т.д.

Прежде чем назвать основные методологические принципы юридической психологии, определим главное понятие. Принцип (от лат. principium — основа) — центральное понятие, логическое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Общими принципами построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.

Принцип историзма позволяет характеризовать социальные явления закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессивной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом данном этапе истории. В юридической психологии принцип историзма — основа исследования истории этой науки, развития ее предмета и системы, в частности, развития деформации психологии правонарушителя и т.д.

Принцип развития в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности. В юридической психологии этот принцип конкретизируется в исследовании возникновения противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств ресоциализации личности правонарушителя.

Принцип причинности проявляется в одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так до бесконечности. В юридической психологии принцип причинности означает, что психические явления, процессы и состояния человека, психология социальных групп в сфере права являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действительностью, и отражением этой действительности.

Для юридической психологии должен обязательно применяться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Метод — это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами еще и систему методов исследования. Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования.

Изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами.

Научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Добавим, что юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках (например, в юриспруденции).

Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы.

Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т.д. К основному методу воздействия, который может применяться в юридической психологии, можно отнести убеждение. Убеждение — это воздействие на сознание посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения либо его недопустимости с целью заставить слушающего изменить свои взгляды, установки, позиции, отношения и оценки, либо разделить мысли или представления говорящего (например, убедить подследственного, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего дать правдивые показания).

Убеждение является основным, наиболее универсальным методом руководства и воспитания. Механизм убеждения — аргументация, которая означает приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо суждения. Убеждение — это сложный метод, так как требует от личности, его применяющей, развитого интеллекта, знаний логики.

Среди других методов этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.

Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.). При внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения и его разновидность — самовнушение — оказался эффективным в психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении воспитательных задач.

Манипулятивное воздействие — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес, пропаганда, деловые отношения вообще. Манипуляторы встречаются и в повседневной жизни.

Следует отметить, что диапазон применения этих методов в юридической психологии ограничен рамками законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами.

Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ, определяется характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц). Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность — поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

  1. определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;
  2. составить программу наблюдения;
  3. правильно фиксировать результаты исследования;
  4. определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода — его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели — получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

  1. правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;
  2. криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;
  3. психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;
  4. психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;
  5. исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы для социальной адаптации освобожденных.

Что такое судебная психология | CONCEPT Профессиональное обучение

Чем занимаются судебные психологи?

Психологическая оценка лиц, связанных с правовой системой, является, пожалуй, наиболее распространенной задачей. Одним из центральных вопросов определения судебной психологии является то, что судебные психологи могут работать как в рамках правовой системы, так и за ее пределами. Судебно-медицинские услуги охватывают широкий спектр психоюридических ролей и функций, таких как исследователи, советники, консультанты, эксперты, поставщики медицинских услуг, посредники или участники переговоров, арбитры или менеджеры по делам. Судебная психология требует специальной подготовки, поскольку навыки, необходимые для достижения успеха в этой области, немного отличаются от навыков клинической психологии и психологии консультирования.

Работа в области судебной психологии

Должности в области судебной психологии

Одной из наиболее распространенных должностей в области судебной психологии является проведение оценок. Люди могут работать в исправительных учреждениях, судебно-медицинских учреждениях или в суде, определяя, может ли человек предстать перед судом, нести уголовную ответственность или существует высокий риск насилия в будущем.

Другая распространенная работа — исследовательская. Судебные психологи могут работать в учреждении, проводящем исследования и обучающем студентов. В качестве альтернативы специалисты могут получить профессиональные возможности в национальных организациях, таких как Национальный научный фонд (NSF) или Национальные институты здравоохранения (NIH).

Данные Бюро трудовой статистики показывают, что средняя годовая зарплата судебных психологов составляет 86 510 долларов США в диапазоне от 41 200 до 119 940 долларов США. Это агрегированные данные, которые не учитывают многолетний опыт, но дают разумные ожидания относительно того, сколько можно заработать, получив докторскую степень в области психологии.

Определения судебной психологии

Как уже упоминалось, было трудно прийти к определению, которое охватывало бы все эти профессиональные знания и различные роли. Различные лица и организации предлагали разные определения судебной психологии. Некоторые используют широкие определения, которые пытаются охватить все предысторию и роли, описанные выше, и различают исследовательский и практический вклад. Другие больше внимания уделяют прикладному применению психологов в качестве поставщиков экспертных знаний для правовой системы.

Американский совет судебной психологии

Американский совет судебной психологии (ABFP) и Американская академия судебной психологии (AAFP) определяют судебную психологию как приложение науки и профессии психолога к вопросам и вопросам, касающимся к закону и правовой системе. Сегодня судебная экспертиза относится к применению научных принципов и практик к противоборствующему процессу, в котором играют роль особенно хорошо осведомленные ученые.

Американская психологическая ассоциация

Американская психологическая ассоциация (АПА) определила судебную психологию как профессиональную практику психологов, которые предсказуемо и регулярно предоставляют профессиональные психологические знания судебной системе. Такая профессиональная практика, как правило, относится к областям клинической психологии, психологии консультирования, нейропсихологии и школьной психологии или другим прикладным областям психологии, связанным с оказанием социальных услуг психологами, которые имеют дополнительные знания в области права и применения прикладной психологии к юридическим вопросам. производство.

Комитет по этическим рекомендациям для судебных психологов

Комитет по этическим рекомендациям для судебных психологов определил судебную психологию как включающую в себя «все формы профессионального поведения, когда он действует с определенным предвидением в качестве эксперта-психолога по явно психологическим вопросам в непосредственная помощь судам, сторонам судебного разбирательства, исправительным и судебно-психиатрическим учреждениям, административным, судебным и законодательным органам, действующим в судебном порядке» (с. 657). Целью настоящих рекомендаций является повышение качества судебно-психологических услуг, расширение практики и содействие систематическому развитию судебной психологии, поощрение высокого уровня качества профессиональной практики; и поощрять практикующих судебно-медицинских экспертов признавать и уважать права тех, кого они обслуживают.

Что такое судебная психология? | Чикагская школа профессиональной психологии

С момента появления криминальных телевизионных шоу в прайм-тайм, таких как «Закон и порядок: СВУ» и «Мыслить как преступник», интерес к связи между психологией и преступностью резко возрос. Но в то время как «Закон и порядок» фокусируется на области судебной психологии, такие шоу, как «Мыслить как преступник», на самом деле сосредоточены на несколько иной, но тесно связанной области криминальной психологии.

Несмотря на то, что они похожи, важно отметить, что между этими двумя полями есть определенные различия.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, чем судебная психология отличается от аналогичного исследования криминальной психологии, и почему это важно, если вы планируете продолжить карьеру в области судебной психологии.

 

Что такое судебная психология и чем занимаются судебные психологи?

Судебная психология — это применение психологии в уголовной и судебной системе. Американская ассоциация психологов официально начала признавать ее в качестве специальной области психологии в 2001 году. Судебные психологи используют психологические концепции из когнитивной психологии, социальной психологии и других исследований, чтобы помочь информировать и улучшить систему уголовного правосудия.

Судебный психолог помогает влиять на решения, принимаемые в рамках правовой системы, и улучшать их.

На практике судебные психологи могут применять свои знания для оценки угроз, оценки опеки над детьми, оценки компетентности подсудимых, помощи в выборе присяжных, оценки свидетелей и улучшения тюрем и исправительных систем.

Судебные психологи используют навыки интервьюирования, оценки, оценки и исследования в своей повседневной работе. Они могут влиять на государственную политику, на то, как обращаются с подсудимыми по уголовным делам, а иногда и давать показания в суде.

Кроме того, судебные психологи могут сыграть жизненно важную роль в:

  • Выбор жюри
  • Семейный суд
  • Оценка свидетелей
  • Уголовный суд
  • Гражданский суд

В качестве судебного психолога интеграция психологии и правовой системы может включать изучение государственной политики, общественного мнения о преступниках, демографии, способности подозреваемого предстать перед судом, дискриминации на рабочем месте и многое другое.

Профессионалы в этой области должны интегрировать навыки судебной психологии, которые они изучили, с четкими, понятными коммуникативными навыками. Часто судебных психологов просят дать показания в зале суда от имени обвинения и/или защиты.

Чем судебная психология отличается от криминальной психологии?

Судебную психологию часто можно спутать с криминальной психологией.

Руководство школы психологии описывает криминальную психологию как изучение мыслительных процессов, намерений, мотивов и реакций преступников. С другой стороны, судебная психология сосредоточена на аналитических способностях психолога и интерпретации научно подтвержденных данных.

Криминальная психология больше основана на теории и используется для предсказания поведения человека, в то время как судебная психология больше вращается вокруг применения этой теории.

Криминальный психолог может играть роль в:

  • Оценка вероятности повторного совершения преступником преступления
  • Внесение предложений по стратегии процесса собеседования
  • Понимание поведения человека после совершения преступления
  • Теоретическая оценка подозреваемого до установления виновного

Подобно судебным психологам, криминальным психологам предлагается давать экспертные показания от имени обвинения или защиты. Многие криминальные психологи работают не по найму, являются частными консультантами или нанимаются местными, государственными или федеральными правительствами.

Требования к судебному психологу

По мере того, как популярность психологии росла, потребность в конкурентном преимуществе становилась все более очевидной. Это также привело к увеличению количества предлагаемых степеней.

Чикагская школа профессиональной психологии предлагает многочисленные программы магистратуры в области судебной психологии по всей стране с упором на полицейскую психологию, сексуальных преступников, исправительные учреждения и многое другое.

Из-за того, что судебные психологи тесно связаны с системой уголовного правосудия, многие работодатели предпочитают видеть кандидатов с комплексными знаниями в области психологии права. Чикагская школа также предлагает двухлетнюю двойную степень, которая сочетает в себе судебную психологию с магистром юридических исследований юридических колледжей Санта-Барбары и Вентуры.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts