Понятие психических процессов классификация психических процессов: Е.Е. Соколова. Возможные классификации психических процессов: Psychology OnLine.Net

Раздел №2

Тема 2.2

Общая структура психических явлений.

Познавательные процессы.

Ощущение и восприятие.

Социальная перцепция.

Представление. Внимание. Виды внимания и их сравнительная характеристика.

Память. Мнемические процессы. Виды памяти. Условия, способствующие успешному хранению информации.

Классификация психических явлений (структура психики)

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего (Sb) опыта. Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства (схема 4). Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности.

Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Схема 4

Классификация психических явлений

Наша психика существует в виде отдельных психических явлений, их три:

  1. психические процессы,

  2. психические состояния,

  3. психические свойства.

Процесс – это базальная, исходная форма проявления психики, которая имеет начало, фазовую динамику (совокупность изменений) и завершение, но конечный результат у всех психических процессов разный: образ – у восприятия и воображения, мысль – у мышления, переживание – у эмоций и т. д. Не у всех процессов есть конечный результат. Его нет у

памяти, внимания, речи, регуляторно-волевого процесса. Эти процессы называются сквозными, а их назначение заключается в обеспечении эффективного функционирования всех других самостоятельных психических процессов.

Психические процессы могут быть:

  1. Познавательными, их главное назначение – познавать окружающий мир, к ним относятся: ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление, речь.

  2. Эмоциональными, к ним относятся: эмоциональный тон ощущения, аффект, собственно эмоции, чувства, а также радость, горе, удивление, разочарование, гнев, спокойствие и др.

  3. Регуляторно-волевыми: это автоматизированное управление, произвольная регуляция, воля.

Каждый понедельник в стенах школы «Дочки-Матери» в 16:00 проходит презентация программы и знакомство со специалистами школы. 

Познавательные процессы

Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие познавательные психологические процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.

Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.

Основные психические процессы: таблица

Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.

Психические состояния

Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные — к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и волевому усилию.

Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную деятельность человека, помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек — весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.

Уровень деятельности

То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.

В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик — от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности — вдохновения.

Свойства личности

Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным — чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

Синтез

Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

  • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
  • Темперамент — природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
  • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
  • Характер — система способов поведения и отношений.

Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность — сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом — оставшаяся в памяти информация.

Психические явления

Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, чувства, ощущения, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.

Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.

Особенности личности

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично — они всегда остаются апатичными и вялыми.

Отношение к науке

Отечественная психология все психические явления разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.

Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах — это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.

Воля и эмоции

Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое — аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.

А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, — это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции — точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

Познание и интеллект

Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, — одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

Выводы

Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания — специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными — это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.

Универсальные, или неспецифические, процессы психики — это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.

Классификация психических свойств и психической деятельности как поведения. – Ullin Thomas Place (1924 – 2000)

Следующая классификация ментальных свойств взята из лекции 17 Амстердамских лекций. В нем обобщаются результаты концептуального анализа, опубликованного UTP до 1973 года. На классификацию сильно повлияла «Концепция разума» Райла (1949). После 1973 г. он принципиально не изменил своего взгляда на концептуальные отношения между психологическими глаголами и предикатами, выражающими психические свойства или понятия.

Первый вопрос, который можно задать, это что именно обладает ментальными свойствами. Во введении к лекции 17 УТП утверждает, что это человек или человеческий организм, представляющий собой единую пространственно-временно протяженную и локализованную субстанцию, обладающую как ментальными, так и нементальными (то есть физическими или телесными) свойствами.

Классификация проводит различие между тем, что мы делаем в уме (умственная деятельность), тем, чего мы достигаем, когда умственная деятельность приводит к новому или измененному умственному расположению (ментальные действия), тем, что мы переживаем или пассивно переживаем (переживания), тем, что мы знаем , убеждения или мысли, намерения и желания (конкретные психические состояния или диспозиции), а также эмоциональные состояния ума, в которых мы можем находиться. Синие стрелки указывают на причинно-следственные связи: умственная деятельность ведет к переживаниям, которые приводят к умственным действиям, являющимся причинными событиями, которые приводят к психическим диспозициям, которые влияют на эмоциональное состояние человека. По словам УТП (лекция 17): «… умственная деятельность, такая как сосредоточение внимания, размышление и сновидение, контролируют характер индивидуального опыта, который, в свою очередь, порождает умственное действие или событие толкования или интерпретации своего опыта определенным образом, тем самым устанавливая последующую и последовательную умственную предрасположенность, благодаря которой человек узнает или верит в истинность определенных утверждений, что, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние ума человека».

Одним из аспектов классификации является различие между активными и пассивными психическими свойствами. Здесь я хочу сосредоточиться на умственной деятельности и умственных наклонностях. Они активны по-разному. Умственная деятельность — это то, что вы как человек можете делать и над чем у вас есть определенный контроль. Имеет смысл говорить о начале и прекращении умственной деятельности по желанию. (Начало и прекращение умственной деятельности — это умственные действия; я не знаю удовлетворительного концептуального анализа двух понятий начала и прекращения и реального ответа на вопрос, как они связаны с (свободой?) волей.) Хотя мы можете использовать активный глагол «верить» в случае убеждений, у вас нет такого же активного контроля над своими убеждениями (или ожиданиями, желаниями, потребностями), как над умственной деятельностью, такой как слушание, взгляд, мышление, расчет или обращаю внимание. Вы можете быть заняты (вовлечены, заняты) в деятельности, но не в умственном расположении.

На диаграмме причинно-следственная связь прослеживается от умственной деятельности к умственным склонностям (синие стрелки). Но есть и причинный поток в другом направлении. Психические диспозиции проявляются в поведении. Поэтому их также называют поведенческими диспозициями. Я утверждаю, что все, что вы можете активно делать, может быть проявлением ментальной или поведенческой предрасположенности. Кажется, мои часы в гостиной. Поэтому я ищу часы в гостиной. Мне нравится арифметика, поэтому я делаю расчеты (в уме). Есть ли принципиальное различие между психической деятельностью и поведенческими проявлениями психических диспозиций? Если да, то в чем заключается это различие?

В бихевиористской традиции поведение внешнее, открытое и публичное. Первоначально мнение UTP заключалось в том, что умственная деятельность была (в основном) внутренней, скрытой и частной. Отсюда можно заключить, что умственная деятельность не является поведением, по крайней мере, не в бихевиористском смысле. Вот что UTP писал в 1974 г. (лекция 18 в Амстердаме) об умственной деятельности: то, на что индивидуум, как говорят, смотрит, наблюдает, слушает, смакует или чувствует, является […] неким объектом, явлением или веществом в его непосредственной сенсорной среде, тем не менее, существует неявная ссылка, которая редко делается явной, за исключением философов и психологов. , к зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым и тактильным ощущениям или сенсорным переживаниям, которые являются функцией этих умственных действий. В свете этих соображений можно правдоподобно утверждать, что все психические процессы без исключения включают в себя оба этих аспекта, активное производство и контроль опыта и пассивное его получение, с разницей лишь в степени между случаями, когда один аспект ударение в словах и выражениях, которые мы используем, а также в случаях, когда подчеркнут другой аспект».

Из-за этой тесной связи между умственными действиями и (пассивными) переживаниями умственные действия по существу являются внутренними, скрытыми и частными (снова цитируя лекцию 18): деятельность или переживание, мы утверждаем наличие процесса, который в некотором смысле происходит внутри человека, выполняющего умственную деятельность или переживающего данный опыт, таким образом, что возникновение этого процесса обычно не может быть обнаружено с помощью внешний наблюдатель». Но: «Есть некоторые аспекты умственной деятельности, посредством которых генерируются и контролируются частные переживания индивида, которые состоят в публично наблюдаемых движениях, совершаемых рассматриваемым индивидом. Взгляд и наблюдение, например, обычно включают движения головы и глаз, чтобы сфокусировать объект наблюдения и привести его в соответствие с центральной ямкой. Точно так же ощупывание в деятельностном значении этого глагола включает в себя либо преднамеренное движение пальцев или какой-либо другой чувствительной части кожи по объекту осмотра, либо движение самого объекта по чувствительному участку кожи, такому как щека. Обонятельное смакование также включает публично наблюдаемую реакцию обнюхивания, так же как вкусовое смакование включает в себя движения рта и языка, направленные на максимальную стимуляцию вкусовых рецепторов веществом, вкус которого смакуется. В таких случаях функция публично наблюдаемых движений состоит в том, чтобы максимально воздействовать на сенсорный опыт индивида от стимуляции, происходящей от веществ и веществ в окружающей среде, чтобы можно было определить и оценить их природу и характер. В других случаях, как, например, когда человек читает или думает вслух или пишет что-то на бумаге, стимуляция обеспечивается исключительно самостимулирующим вербальным поведением заинтересованного лица и имеет функцию в случае чтения вслух декодирования. визуально представленный ввод в более понятную слуховую форму, а в случае размышлений вслух или на бумаге о планировании или руководстве текущей или будущей деятельностью или же о предоставлении какого-либо развлечения или эмоциональной разрядки. Однако ни в одном из этих случаев возникновение этих движений и реакций не является необходимым условием возникновения рассматриваемой психической деятельности во всех случаях. Возникновение этих движений также не является безошибочным признаком возникновения психической деятельности. Если мы не хотим, чтобы кто-то знал, что мы наблюдаем за ним, мы можем наблюдать за ним «краем глаза»…» УТП делает следующие выводы: «во-первых, эти публично наблюдаемые движения составляют лишь часть психического активность в той мере, в какой они влияют на получаемые им чувственные переживания и контролируют их, и, во-вторых, что существуют другие способы регуляции, контроля и порождения переживаний, не зависящие ни от движений рецепторных органов, ни от той части тела, в которой они расположены. по отношению к окружающей среде или при слуховой, зрительной или даже кинестетической самостимуляции».

Но правда ли, что между умственными действиями и умственными переживаниями существует тесная связь? Согласно УТП, только философы и психологи осознают имплицитную связь умственной деятельности с опытом. Так что это не может быть частью народной психологии и, вероятно, тоже не является результатом концептуального анализа — по крайней мере, я не могу воспроизвести такой анализ. В своей самой первой статье Place (1954) УТП утверждает, что «[обращая] внимание на что-то, человек регулирует яркость своего сознания рассматриваемого объекта или ощущения». Это утверждается, но не оспаривается. УТП приводит в этой статье аргументы против диспозициональной теории внимания и внимания Райла, тем самым делая правдоподобным то, что внимание и внимание являются (ментальной) деятельностью. Но является ли суть этих действий «регулированием живости […] сознания»? Я думаю, что обращая внимание, вы получаете больше или лучше информацию об объекте или сцене. Внимание направлено наружу, на что-то внешнее (объект или сцену), а не внутрь, на что-то внутреннее (осознание объекта или сцены). Но попробуем заглянуть внутрь. Закройте глаза и надавите на них кулаками (не слишком сильно). В моем случае у меня прекрасные переживания (я вижу звезды!), но я не знаю, как регулировать их яркость. То же самое и с фигуральными последствиями: они у меня есть, я их испытываю, я могу о них сообщить, но я не знаю, как обратить на них внимание, чтобы получить больше и/или лучшую информацию. Ну, это может быть только я.

Мы увидели, что, согласно УТП, тот факт, что мы можем наблюдать краем глаза, показывает, что умственная деятельность возможна без движений. Но Гибсон (1974) утверждает, что дети и животные не могут смотреть на объект периферийным полем зрения. Он различает открытое и скрытое внимание, и первое для Гибсона первично. «Акт внимания — это, прежде всего, акт ориентирования, исследования, настройки и оптимизации… Он зависит от открытой активности органов восприятия… Открытое внимание — это характерная деятельность системы восприятия, а не обработка данных, поступающих по каналу. смысла» Гибсон (1974, с. 1). Наблюдение краем глаза — это пример другой формы внимания: скрытого, «внутреннего» или «мысленного» внимания. Я думаю, открытое внимание — это то, что мы обычно подразумеваем под вниманием на обычном языке. Более того, я бы сказал, что это форма поведения, то, что мы делаем и чем занимаемся.

Однако есть одна публикация, в которой УТП также рассматривает ментальную деятельность как поведение и, в частности, как (частично) операнты. Place (1985c) говорит о «полу-скрытом поведении». Он различает три разновидности: 1. посещающее поведение, 2. эмоциональные реакции и 3. самонаправленное вербальное поведение или мышление. Эмоциональные реакции не имеют отношения к нашему обсуждению умственной деятельности, потому что они пассивны и, по терминологии Скиннера, являются респондентами. Но мы уже видели, что УТП классифицирует внимание и мышление как умственную деятельность. Они полускрытые, потому что хотя они преимущественно скрытые, но имеют и явные проявления, как мы уже видели в цитатах из амстердамских лекций. У Гибсона все наоборот: внимание преимущественно открытое, но иногда возможно и бездвижное внимание, то есть скрытое внимание.

Если умственная деятельность — это поведение, то можно задаться вопросом, являются ли они частью сознания. А когда они не являются частью сознания, тогда теория тождества к ним неприменима. Плейс (1969b): «термин «сознание», который я хотел отождествить с процессом в мозге, был общим термином, охватывающим такие ментальные понятия, как ощущение или ментальный образ, взгляд, слушание, внимание, мышление. без разговоров вслух или про себя и мечтаний». Но если мы хотим связать умственную деятельность как поведение с сознанием, мы могли бы сделать это, введя понятие сознательного поведения: делать что-то сознательно. Я не буду обсуждать это здесь. В будущем сообщении в блоге я мог бы вернуться к этой идее.

Недавно Myin (2016) опубликовал статью под названием «Восприятие как то, что мы делаем». Согласно классификации психических свойств УТП (см. начало этого поста), восприятие — это умственный акт, или, в терминологии Райла, это глагол достижения. Это успешное завершение умственной деятельности. Но под восприятием Мьин подразумевает умственную деятельность по наблюдению, поиску, слушанию, прикосновению и т. д. Мьин использует аналогичную терминологию, как и я выше: «То, что делают организмы, — это то, чем они занимаются; запускать и останавливать; продолжать и делать паузу, обдумывать, воздерживаться и так далее. Еда, хватание ртом, лапой или рукой, бег, ходьба, выслеживание, погоня и разговор — вот то, что делают различные организмы. Многие из этих вещей связаны с движением, но не обязательно все время, а в некоторых случаях и вовсе. Оставаться на месте — это то, что мы делаем, но, очевидно, не двигаемся: если мы движемся, мы останавливаемся или не можем оставаться неподвижными». Интересен случай неподвижности как того, что мы делаем. Из этого случая мы узнаем, что выполнение чего-либо требует усилий. Стоять неподвижно — это попытка не двигаться. Без усилия оно не стояло бы на месте, а что-то делало бы. Все примеры умственной деятельности, перечисленные в классификации психических свойств, связаны с усилием. Даже мечтать, на мой взгляд, можно только с усилием. Но я не собираюсь защищать это здесь.

Я не согласен с Мьин, когда он утверждает, что прикосновение, боль или головная боль также являются действиями. Он соглашается с тем, что это не типичные человеческие добровольные действия, но, согласно Мьину, они являются телесными. Существенным аспектом в классификации психических свойств являются активные и пассивные свойства. Это измерение относится как к процессам, так и к состояниям (расположениям). Для УТП активные психические процессы — это умственная деятельность, а пассивные психические процессы — переживания. Это различие между тем, что мы активно делаем, и тем, чему мы подвергаемся пассивно. Даже если в последнем случае окажется, что тело активно реализует ощущения осязания, боли или головной боли. Согласно теории тождества, эти действия являются мозговыми процессами или более общими телесными процессами. Критическим является начало и окончание деятельности. Если человек или организм могут начинать и прекращать деятельность, это действие или, я бы сказал, поведение. Но если человек или организм не может контролировать начало и прекращение деятельности, то это то, что он претерпевает. На мой взгляд, это важное отличие.

Если бы УТП рассматривал умственную деятельность как поведение, как здесь предлагается, он мог бы представить даже более сильную бихевиористскую точку зрения на разум, чем бихевиоризм, который он защищал. Продолжение следует.

Модель обработки информации: понимание наших психических механизмов

Мы все были там — вы пытаетесь что-то вспомнить, и это просто на кончике вашего языка. Но что бы вы ни делали, вы просто не можете этого вспомнить. Почему это происходит?

Согласно модели обработки информации, наша память работает как компьютер. Информация поступает через наши органы чувств через различные раздражители и обрабатывается нашим мозгом. Эта информация может храниться в нашей кратковременной или долговременной памяти, в зависимости от ее важности.

Однако эта система обработки не всегда работает гладко, и потеря информации может произойти в любой момент, особенно если мы отвлекаемся. Вот почему так трудно вспомнить, куда вы положили ключи, или название песни, которую вы услышали, — эта информация просто не была должным образом закодирована в нашей памяти.

Давайте рассмотрим модель обработки информации и то, как она помогает нам усваивать и вспоминать новую информацию.

Модель обработки информации — это структура, используемая когнитивными психологами для объяснения и описания процессов человеческого мозга. Согласно этим моделям, наш мозг получает, интерпретирует и использует информацию поэтапно, что соответствует различным этапам в системе обработки информации.

Теория обработки информации сравнивает систему обработки человеческого мозга с компьютером. Компьютер (наш мозг) получает данные (сенсорную информацию), затем обрабатывает их, либо сразу используя для выполнения задачи, либо сохраняя в своих файлах для последующего использования.

Однако это не идеальная аналогия работы мозга. Человеческий мозг — это не просто пассивный процессор информации. Мы не рождаемся с данными, алгоритмами и декодерами — мы рождаемся с чувствами, рефлексами, эмоциями и способность учиться и меняться со временем.

Эта «проблема уникальности» побудила когнитивных психологов и ученых изучать человеческий мозг — успешно и неудачно — и формировать модели, объясняющие, как мы обрабатываем информацию.

Подход к обработке информации представляет собой скорее структуру, чем одну модель. Когнитивные психологи используют его для построения моделей, позволяющих понять наши психические процессы. Психологи предложили несколько моделей обработки информации, каждая со своей изюминкой.

Вам может быть интересно — как может быть более одного объяснения того, как что-то работает? В конце концов, автомобильный двигатель работает не более чем одним способом.

Ответ кроется в сложности и уникальности человеческого разума.

Как объяснил в своем невероятном эссе « Пустой мозг

«» старший психолог-исследователь Американского института поведенческих исследований и технологий Роберт Эпштейн, подумайте, насколько сложна эта проблема. как мозг поддерживает человеческий интеллект, нам может понадобиться знать не только текущее состояние всех 86 миллиардов нейронов и их 100 триллионов взаимосвязей, не только разную силу, с которой они связаны, и не только состояния более 1000 белков. которые существуют в каждой точке соединения, но то, как ежеминутная активность мозга способствует целостности системы Добавьте к этому уникальность каждого мозга, вызванную отчасти уникальностью истории жизни каждого человека. .. »

Сложность наших когнитивных систем объясняет, почему для понимания человеческого мозга было разработано множество моделей. По мере роста нашего понимания их будет больше. Чтобы модель работала, эти предположения должны быть верными. В целом, любая модель обработки информации опирается на следующие предположения о мозге:

  • Он способен управлять информацией и обрабатывать ее 9.0077 Люди генетически адаптированы для обработки информации и упрощения сложностей особым образом.
  • Требуется управляемая система. Регуляторный механизм необходим для наблюдения за тем, как мозг получает, интерпретирует, изменяет, вспоминает и использует информацию.
  • Имеет ограниченную вместимость. Система может обрабатывать ограниченный объем информации либо из-за ограничений потока информации, либо из-за индивидуальных умственных способностей.

С этими предположениями у психологов есть основа для изучения когнитивной обработки информации и построения моделей для описания процесса.

Базовая модель обработки информации оказала большое влияние на когнитивную психологию и помогла сформировать наше понимание того, как информация обрабатывается человеческим мозгом. Существует несколько моделей концептуализации обработки информации, но большинство из них включают одни и те же основные части.

1. Ощущение и восприятие

Модель обработки информации начинается с ощущения и восприятия. Ощущение — это способность испытывать физические ощущения или восприятие, получая информацию от раздражителей окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие осознает, организует и интерпретирует эту информацию так, чтобы она имела для нас смысл.

Например, если вы зрячий человек, и друг идет к вам, ваши глаза сначала воспринимают информацию о внешности вашего друга через ваше зрение. Затем эта информация передается в ваш мозг, где она организуется и интерпретируется на основе вашего прошлого опыта. В этом случае вы можете узнать своего друга и сказать, что он рад вас видеть.

Хотя сенсорная информация часто является отправной точкой обработки информации, это не единственный источник ввода. Наш мозг также может получать информацию из наших мыслей и чувств, и эти психические процессы также влияют на наше восприятие.

Если вы видели оптическую иллюзию, то знаете, что восприятие не всегда точно. На то, что мы воспринимаем, могут влиять наши предшествующие знания и опыт, а также контекст, в котором мы что-то видим.

Взгляните на изображение ниже. Кого ты видишь — молодую женщину или пожилую женщину?

И то, и другое!

Когда ваши глаза воспринимают изображение, ваш мозг организует его и интерпретирует на основе того, что вы уже знаете (вашего опыта). Ваш мозг заполняет недостающие данные в зависимости от того, как вы воспринимаете информацию, поэтому вы увидите либо молодую женщину, либо пожилую женщину.

Оптические иллюзии, такие как неоднозначные цифры , являются хорошим напоминанием о том, что наше восприятие не всегда точно. Вот почему мы должны быть осторожны при интерпретации информации, особенно при принятии решений.

2. Память

Второй частью модели обработки информации является память. Как только информация собрана из среды, она должна быть сохранена в памяти, чтобы к ней можно было получить доступ и использовать ее позже. Память необходима для изучения и понимания новой информации, и мы еще многого в ней не понимаем.

Мы точно знаем, что существует несколько различных типов человеческой памяти, и каждый тип имеет разную емкость. Например, у вас другой объем памяти для номера телефона, чем для событий вашего детства.

Существует три основных типа памяти:

  • Сенсорная память. Этот тип памяти позволяет вам временно хранить информацию после того, как она попала в ваш мозг через органы чувств. Например, вы можете повторить чей-то номер телефона, услышав его.
  • Кратковременная память. Этот тип памяти позволяет вам удерживать информацию в уме в течение короткого периода времени, достаточного для использования. Например, если вам нужно запомнить список продуктов, вы можете удерживать информацию в кратковременной памяти, пока не запишете ее или пока не пойдете в магазин.
  • Долговременная память. Эта форма памяти позволяет хранить информацию в течение длительного периода времени. Долговременную память можно разделить на два типа:
  • Эксплицитная память. Это форма долговременной памяти, которую вы можете вызывать сознательно. Например, вы можете четко вспомнить любимую детскую игрушку.
  • Неявная память. Это долговременная память, которую вы не можете вспомнить сознательно, но которая влияет на ваше поведение. Вы, вероятно, все еще помните, как ездить на велосипеде, например, даже если это было давно.

Сенсорная память, кратковременная память и долговременная память необходимы и работают вместе, чтобы помочь вам хранить и систематизировать информацию . Важно отметить, что наша память не идеальна. На самом деле они часто весьма ошибочны, потому что на них могут влиять наши предубеждения, эмоции и прошлый опыт.

Простой поиск, сбор и систематизация информации

Встречайте ABLE — комплексный инструмент нового уровня для получения знаний и повышения производительности

Подробнее

3. Познание

Познание — это третья часть модели обработки информации. Это относится к тому, как мы обрабатываем информацию в своем уме. Наши когнитивные способности включают в себя простые психические процессы (такие как ощущение и восприятие) и более сложные психические процессы (такие как память и решение проблем ). Эти процессы позволяют нам осмысливать информацию, которую мы получаем из окружающего мира.

Вот несколько примеров когнитивной обработки информации:

  • Внимание. Это умственный процесс выбора определенной информации об окружающей среде, на которой нужно сосредоточиться. Например, если вы находитесь в шумной комнате, вы можете обратить внимание на разговор, который вы ведете с другом, и отключить посторонний шум.
  • Дробление. Это когнитивная способность группировать информацию. Например, если вы видите такой номер телефона, как 5558675309, вы можете сгруппировать числа в три части — 555, 867 и 5309.— чтобы номер легче было запомнить.
  • Организация. С помощью этого процесса мы упорядочиваем информацию в осмысленном порядке. Например, предположим, что вы пытаетесь запомнить этапы рецепта. В этом случае вы можете организовать их в том порядке, в котором вы их делаете: сначала разогрейте духовку, смешайте ингредиенты и, наконец, выпекайте в течение 30 минут.

Познание — сложный процесс, и мы еще многого в нем не понимаем. Однако исследования когнитивного развития и когнитивных способностей помогли нам лучше понять наши психические процессы и то, как мы можем улучшить свои когнитивные навыки.

На протяжении всей истории несколько моделей внесли значительный вклад в наше понимание человеческого мозга и его функций. Эти модели отличаются своими сильными и слабыми сторонами, но все они имеют схожие черты.

1. Модель Аткинсона-Шиффрина

Модель Аткинсона-Шиффрина является самой ранней и наиболее известной моделью обработки информации. Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин в 1968 году предложили «модель с несколькими магазинами», согласно которой обработка информации происходит в три этапа:0003

  • Сенсорная память. Это первый шаг в обработке информации, который включает в себя всю информацию, воспринимаемую человеком в данный момент. Если к ней не обратиться, эта информация хранится в краткой, неорганизованной форме и длится доли секунды.
  • Кратковременная память. Кратковременная память, или рабочая память, — это место, где мы храним информацию, которую знаем в данный момент. На этом этапе информация еще неорганизована и, как правило, обрабатывается лишь частично, и хранится в течение короткого периода времени, обычно около 20-30 секунд.
  • Долговременная память. Долговременная память является последней стадией обработки информации. Мы можем хранить эту информацию долгое время, иногда даже всю оставшуюся жизнь. На этом этапе информация обычно хорошо организована и легко извлекается.

Многие критикуют эту модель за помещение элементов памяти и когнитивных задач в одно кратковременное хранилище. Также ведутся споры о том, необходима ли репетиция для передачи информации в долговременную память. Хотя эта модель не дала комплексного решения, она заложила основу для будущих исследований и разработок в этой области.

2. Модель Баддели-Хитча

Рабочая память была добавлена ​​к модели Аткинсона-Шиффрина в 1974 году Грэмом Хитчем и Аланом Баддели. Модель Baddeley-Hitch , также известная как «рабочая модель», предполагает, что кратковременная память имеет несколько подсистем, которые обрабатывают разные типы информации. К ним относятся:

  • Фонологическая петля. Эта область рабочей памяти отвечает за обработку информации, которую мы слышим, например произнесенных слов.
  • Визуально-пространственный блокнот. Эта часть рабочей памяти отвечает за визуальную обработку информации, которую мы видим, такой как изображения и пространственные отношения.
  • Центральный исполнительный. Эта часть рабочей памяти отвечает за координацию обработки информации, принятие решений и критическое мышление , а также контроль внимания.
  • Эпизодический буфер. Позже Баддели и Хитч предложили добавить в свою модель буфер эпизодической памяти. Эта система временного хранения позволяет интегрировать и временно хранить информацию из других частей рабочей памяти.

Модель Баддели-Хитча является наиболее широко принятой моделью обработки информации и подтверждена множеством эмпирических данных. Одним из основных недостатков этой модели является то, что она слишком сильно полагается на вербальную информацию, которая не отражает того, как информация обрабатывается в реальном мире.

3. Модель параллельной распределенной обработки

Модель параллельной распределенной обработки (PDP)

была предложена Дэвидом Румельхартом и Джеймсом Макклелландом в 1980-е годы. Модель PDP, также называемая «коннекционистской» моделью, утверждает, что мозг обрабатывает большое количество когнитивных операций одновременно через распределенную сеть местоположений в мозгу.

PDP сложно объяснить в деталях. Идея состоит в том, что информация обрабатывается через несколько взаимосвязанных узлов, каждый из которых представляет отдельный фрагмент информации. Каждый узел соединен серией связей, и знания и воспоминания, которые у нас есть, хранятся не локально, а в связях между ними.

Модель PDP оказала большое влияние на обработку информации и привела к разработке нескольких различных компьютерных моделей, имитирующих процесс обработки информации в мозгу. Однако модель PDP также подверглась критике за отсутствие четкого объяснения того, как информация хранится в мозгу.

Модель обработки информации — это инструмент когнитивной психологии, который может помочь вам понять, как мозг воспринимает, сохраняет и вспоминает окружающий мир. Изучение того, как человеческий мозг обрабатывает информацию, позволяет нам решать проблемы более эффективно и результативно. В следующий раз, когда вы застрянете на проблеме, подумайте о том, как информация обрабатывается в вашем мозгу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts