Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость»
Текст: Анна Чайникова
Фото: monateka.com
Продолжаем подробно разбирать направления итогового сочинения, которое, напомним, выпускники напишут 6 декабря. На этот раз разбираемся в нюансах таких непростых человеческих отношений, как равнодушие и отзывчивость.
Комментарий ФИПИТемы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.
Словарная работаРАВНОДУШИЕ — состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему (Словарь Д. Н. Ушакова).
ОТЗЫВЧИВОСТЬ — духовно-нравственное качество человека, выражающееся в сочувственном отношении к другим, готовности помочь.
Синонимы
Равнодушие: апатия, безразличие, безучастность, бесчувственность, душевная глухота, невнимательность, нечувствительность, холодность.
Отзывчивость: душевная теплота, сердечность, сострадательность, сочувствие, чуткость, участливость.
К кому или чему нельзя проявлять равнодушие?
- Близким (родителям, детям, возлюбленным, друзьям)
- Нуждающимся в помощи
- Людям, перед которыми выполняем профессиональный долг (отношение врача к пациенту, учителя к ученику, начальника к подчиненному, государства к гражданину)
- Порокам общества и человека (жестокости, лжи, лицемерию, предательству)
- Жизни в целом
Равнодушие — тяжкий душевный недуг. Его развитие у человека может означать не только полную безучастность к окружающим, но и к себе. Равнодушие опустошает человека, разъедает его душу, деформирует личность и убивает все прочие чувства. Ущербность равнодушия — в отсутствии любви.
Надо отличать равнодушие от черствости, ведь есть люди, которые от природы нечувствительны, не эмпатичны.
Эгоизм, цинизм и расчетливость могут быть расценены как проявление равнодушия к окружающим, но не тождественны ему.
В рассказе «Плотники» В. Шаламов изображает беспощадный к человеку мир Колымы, в котором среди тотального равнодушия не только к окружающим, но и к собственной жизни все-таки остается место отзывчивости и состраданию. По мысли писателя, на Крайнем Севере тонка грань между человеком как личностью, еще сохраняющей способность мыслить и страдать, и обезличенным существом, уже не владеющим собою и начинающим жить примитивными рефлексами. Пронизывающий до костей мороз, постоянный голод и изнурительные работы выматывают душевные силы. Когда они заканчиваются, исчезает сам рефлекс выживания: наступает апатия, человек равнодушно смотрит на мир, даже собственная смерть его не волнует. Чужие смерти становятся привычным делом, на них никто не обращает внимания: «Сосед его умер вчера, просто умер, не проснулся, и никто не интересовался, отчего он умер, как будто причина смерти была лишь одна, хорошо известная всем».
Главный герой рассказа Поташников, как и все, стал равнодушен к окружающему, «смерти не боялся» и привычными глазами смотрел на безразличие других:
«Он не винил людей за равнодушие. Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. Мороз, тот самый, который обращал в лед слюну на лету, добрался и до человеческой души.
Если могли промерзнуть кости, мог промерзнуть и отупеть мозг, могла промерзнуть и душа». Необратимы ли эти изменения, навсегда ли промерзшая, сжавшаяся душа останется холодной? Можно ли отогреть душу такого человека? Есть ли вообще место душевной отзывчивости и состраданию в таких бесчеловечных условиях?
Отвечая на эти вопросы, В. Шаламов рассказывает историю двух интеллигентов-неумех, Поташникова и Григорьева, назвавшихся плотниками, чтобы их перевели на несколько дней на более легкие работы в столярную мастерскую. Никогда не держали они в руках ни топоров, ни пил, не умели тесать и выполнять другие столярные работы, но обман был для них единственным способом выжить — несколько дней провести в тепле и набраться сил. Пожилой инструментальщик Арнштрем, посмотрев на работу Поташникова и Григорьева, сразу понимает, что они солгали, назвав себя плотниками и вызвавшись на работы, но не выдает их начальству. Напротив, он отдает им собственноручно выточенные топорища и угощает хлебом, разрешая два дня провести в мастерской.
Рассказ заканчивается словами: «Сегодня и завтра они грелись у печки, а послезавтра мороз упал сразу до тридцати градусов — зима уже кончалась». Именно благодаря душевной отзывчивости Арнштрема, его неравнодушию к совершенно незнакомым, но нуждающимся в помощи людям, Поташников и Григорьев выживают, ведь если бы инструментальщик раскрыл их обман, они непременно были бы возвращены на тяжелые работы, где замерзли бы насмерть.
Несмотря на мрачность изображения Колымы и отрицание существования чего-либо положительного в этом антимире, Шаламову в высшей степени дорого все человечное. Как писал Н. Лейдерман: «Он порой с умилением “вылущивает” из мрачного хаоса Колымы свидетельства того, что Системе не удалось до конца выморозить в людских душах то нравственное чувство, которое называют способностью к состраданию».
Афоризмы и высказывания известных людей:- Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов)
- Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)
- Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. (Р. Эберхардт)
- Величайший грех против ближнего не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из человеческих чувств. (Б. Шоу)
- Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
- Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
- Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н. С. Лесков)
- Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу. (В. А. Сухомлинский)
- В чем проявляется отзывчивость?
- При каких обстоятельствах отзывчивость особенно важна?
- Всегда ли нужно быть отзывчивым?
- В чем опасность равнодушия?
- Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
- Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
- К чему приводит равнодушное отношение к природе?
- Предполагает ли отзывчивость к себе равнодушное отношение к окружающим?
- Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого — безразличного?
- А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н. В. Гоголь «Шинель»
- И. С. Тургенев «Два богача», «Бирюк»
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
- Л. Н. Толстой «Война и мир»
- А. П. Чехов «В аптеке», «Крокодиловы слезы», «Тоска», «Крыжовник»
- А. И. Куприн «Чудесный доктор», «Куст сирени»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- В. Г. Короленко «Дети подземелья»
- М. Шолохов «Судьба человека»
- А. Солженицын «Матренин двор»
- А. Платонов «Юшка»
- В. Распутин «Уроки французского»
- В. Астафьев «Людочка»
- В. Шаламов «Плотники», «Почерк», «Хлеб», «Тифозный карантин»
- А. Вампилов «Старший сын»
- В. Розов «Гнездо глухаря»
Ссылки по теме:
Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
Аргумент в зачете — 20.09.2017
Сочинение–2017/18: начинаем готовиться — 05.09.2017
Равнодушие и отзывчивость
Равнодушные люди являются самым опасным явлением в нашем сообществе. Их безучастность и пассивность ко всему окружающему, ко всему, что происходит вокруг нас — являются основными атрибутами зарождения зла во вселенной. До какой степени мы сейчас относимся безразлично к людским бедствиям и проблемам? Нас интересуют только собственные проблемы.
Но полно интересных фактов, благодаря которым видно наше участие и сопричастность в отношении других людей. Это может быть участие в сборе средств для лечения детей, либо для тех, кому нужна дорогостоящая помощь… Хотя это нельзя отнести к всеобщему явлению, так как к человеку, которому на улице стало плохо, из десяти людей подойдет только один. С этой проблемой человечество сталкивалось и продолжает сталкиваться во все века. На эти темы написано много книг. Вот, что мы имеем на данное время:
- Безразличие и отклик на беды природы.
- Безразличие и душевный отклик к искусству и красоте.
- Это две крайности, которыми наделена человеческая личность. Если в своей безразличной крайности происходит проявление беспросветного эгоизма, то в отзывчивой крайности — проявление фанатизма. Когда у человека есть склонность приходить на помощь всем, не думая о собственной шкуре, то может оказаться так, что вопрошающий сядет на шею.
Оглавление
О равнодушии
Сейчас мы этот тандем равнодушие и отзывчивость разделим и поговорим лишь о безразличии. Оно относится к отрицательному как духовному, так и нравственному качеству человека. Оно проявляется в виде полного безразличия, безучастности, холодности, невозмутимости по типу «оставьте меня в покое» к окружающим людям или происходящим событиям.
Такие люди до глубины души спокойны, они не одержимы страстью и желанием что-то менять в этих отношениях. Безразличие является слишком большим пороком, который лежит в основе большинства преступлений, неадекватных поступков, провоцирует другие пороки, и самое важное — является фактором, стимулирующим появление пороков у других людей. Если обратиться к церковно-славянскому языку, то там это слово выражается в смысле единодушия, что означает одинаковое состояние человеческой души.
Об отзывчивости
И вновь сейчас попытаемся разделить два противоречия равнодушие и отзывчивость, и попробуем дать определение второму. Сопричастность человека в каком-то бедствии или ситуации является положительным духовным и нравственным его качеством. Оно проявляется в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи, испытывает в чем-то нужду, в бескорыстности, великодушии, щедрости, терпимости, умении прощать.
В основу добродушия заложена хорошо развитая эмоциональная реактивность, чувствительность, исполнительность и ответственность по отношению к другим людям. Нахождение среди отзывчивого народа дает силу уверенности в прочном состоянии жизни, вселяет веру в господство добра.
Хотя бывают случаи, когда слишком навязчивая человечность вместе с заботой о других, плюс высокая оценка другими людьми, вызывает у отзывчивого человека снисходительность к тем, кого он опекает, а также навязчивое покровительство. А у тех, о ком так опекаются и заботятся, может проявиться иждивенчество от чрезмерного добродушия людей.
Равнодушие и отзывчивость в литературе
Давайте к этой теме привлечем литературный материал и его аргументацию. Грамотное использование литературных источников помогает глубоко понять существующую проблему. Важным аспектом является не только сослаться на какое-то произведение, но и умение рассуждать, делать анализ конкретных эпизодов в соответствии с выбранной темой. Как все это применить на практике? Лучше всего будет рассмотреть равнодушие и отзывчивость на конкретном литературном примере.
Те, кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир» не могли не заметить, какое чуткое сердце у Наташи Ростовой. Только лишь ее вмешательство помогло направить подводы, которыми перевозились раненные солдаты, ранее предназначавшиеся для перевозки вещей.
Также не страдал безразличием ко всему окружающему и к людям Платон Каратаев. Чтобы выручить младшего брата, он отправляется в зону боевых действий. Нельзя сказать, что его душа располагала к этой борьбе, но даже, попав в эти условия, он остается добродушным и чувствительным человеком. Он всячески уделял внимание пленным и, если те в чем-то нуждались, оказывал посильную помощь, например, накормил плененного Пьера. Даже приблудная собака и та не ускользнула от его заботы.
Что значит быть отзывчивым человеком?
Быть отзывчивым человеком, значит уметь моментально и непринужденно реагировать на нужды других людей, всегда быть готовым прийти им на помощь. Такие люди чутко все воспринимают и живо реагируют на любую ситуацию.
Отзывчивость определяется целым набором чувств от сочувствия и сострадания, до сопереживания. Этот важный элемент характера приводит к искренним, открытым и доброжелательным отношениям. Возникновение этого чувства не происходит непонятно откуда, а лишь во время полного откровения между собеседниками. Чувствительность проявляется именно у тех людей, которые по-настоящему относятся к ближнему, проявляя при этом душевную теплоту, доброту, понимание, искренность, возникновение которой не происходит в результате накопления за какой-то промежуток времени, не проявляет по каким-то убеждениям, или по желанию получить что-то взамен, а возникает в одно мгновение по типу грома или молнии. Даже, упоминая такого человека, испытываешь приятные чувства.
Чуткость купить нельзя, точно также и продать, либо накопить. Она либо существует, либо ее вовсе нет. Никогда не купишь для себя добродушия и доверия, нельзя насильно заставить любого человека воспринимать тебя таким, каким ты есть на самом деле. Человечность нельзя доказать, ее можно только почувствовать.
Кто такой равнодушный человек?
Равнодушие относится к такому качеству человека, когда утрачивается способность относиться к чему-то или к кому-то с любовью.
Безразличная любовь — несовместимость этого словосочетания пояснять нет надобности, оно сочетается с полным абсурдом. У такого человека потеряна способность к любви, у него выгоревшее сердце.
Когда человек живет любовью ко всему окружающему, то это у него выплескивается через края, изливаясь на людей, это нельзя как-то спрятать, это чувство не подлежит измерению.
Ущербное и пагубное влияние безразличия заключается в том, что нет любви. У черствого человека огрубевшее сердце и может проявляться нежная любовь к себе, детям, жене, при этом он не показывает на людях свои чувства и не проявляет эмоций. Безразличность и черствость не могут быть равными чувствами, так как к синонимам они не относятся.
Для большинства семей, например, у мужчин видна та или иная степень проявления черствости в отношении близких, но винить их в полном отсутствии любви, это сравни нанести жесткое оскорбление. Они не научены еще с детского возраста умению проявления любви, ласки и нежности. Если бы равнодушное отношение к собственной жене и детям имело совпадение с черствостью, то поголовно наблюдалось бы безбрачие.
Что такое безразличие к человеку
Безразличие — это когда человек находится в таком состоянии, при котором проявляется абсолютная незаинтересованность всем происходящим вокруг него, апатичность, бесчувственность, а также безучастность в отношении близких и любимых людей. Ему нет никого интереса к чувствам и эмоциям окружающих его людей, происходящим событиям и их социальной оценки. Нередко тотальное безразличие проявляется, когда человек переживает ощутимый стресс, также причиной может послужить и сильное перенапряжение. В таких случаях человек даже сам себе не интересен.
Если не найден быстрый выход из данного состояния, то это может обернуться апатией и даже депрессией. В этом случае человек, как личность, перестает развиваться и наступает неизбежная деградация.
Чтобы преодолеть безразличие, необходимо у человека сначала разбудить интерес и сопричастность. Если вас одолевает усталость, вы слишком перетрудились, то в этом случае может помочь терапия «ничегонеделания». Можно просто запрыгнуть на диван и позволить себе поваляться пару дней, или уйти в отпуск и рвануть на пляж.
Что такое безразличие в отношениях?
Нередко равнодушие и отзывчивость между мужчиной и женщиной становятся причиной жарких споров. Но не в этом случае. Сейчас речь пойдет о безразличии в отношениях, напрочь отбросив сопричастность. Мужчину и женщину можно сравнить с двумя полярностями, между которыми постоянно проскакивают искры.
Поэтому психология в упор не видит безразличия в их отношениях. Но не будет столь категоричными в выводах. Инь и Ян относятся к:- активному и пассивному;
- скрытому и явному;
- интуитивному и логичному;
- страсти и сдержанности.
Эти разной полярности полюса всегда находятся в напряжении, под энергетическим током. Происхождение всего этого может быть различным — у мужчины возле женщины может ощущаться приток энергии и силы, либо все в точности до наоборот — отношения приводят к истощению и того, и другого.
Безразличие является довольно таки частым гостем в психологии отношений. Оно присуще не только женщинам, но и мужчинам. Но у сильного пола этот грешок заметен больше. Из-за чего? Просто у мужика натура игрока, ему свойственно увлекаться. Поэтому проявление его интереса должно постоянно подогреваться.
Как раскрыть тему «Равнодушие и отзывчивость»
Равнодушие и отзывчивость, как одних из самых противоречивых человеческих качеств, является постоянным предметом обсуждений и жарких споров. Трудно найти в нашей жизни ту нишу, где бы не раскрывали эту извечную нравственную проблему.
Например, в литературе уделяется много внимания безразличию в отношениях с близкими и родными людьми. Мастера пера часто рассуждают в своих произведениях о возникновении этого пагубного явления.
В жизни все не так просто, как покажется на первый взгляд, поэтому однозначно оценить поступки людей очень сложно, точно также дать объяснение их мотивам поведения. Как понять, полностью ли безразличен человек, есть ли у него хоть капля отзывчивости и сострадания?
Эти непростые жизненные вопросы вот уже на протяжении многих веков будоражат умы не только психологов.
Какие поступки человека говорят о человеческой отзывчивости?
Равнодушие и отзывчивость идут по жизни человека рядом. Эти два противоречивые феномена как бы созданы друг для друга. Поэтому, по поступкам любого из нас можно многое определить, например, сможем ли мы быть отзывчивыми к чужому горю или радости. Ну с доброй натурой и чистыми помыслами здесь все предельно ясно. Можно с уверенностью сказать, что такой человек никогда не останется равнодушным в любой ситуации.
Что же такое сопричастность, душевность?.. Это, когда любой из нас способен не проходить мимо совершаемого зла, когда мы стремимся оказать помощь, что-то предпринять, чтобы облегчить ситуацию. И это совсем не важно в отношении кого — человека, птицы, животного, зверя…
Совсем необязательно хрупкой девушке закрывать грудью амбразуру, чтобы остановить злоумышленников. Но ведь можно незаметно их сфотографировать, либо вызвать полицию и т. д. Каждому человеку свойственно совершать действия по мере собственных возможностей. Самое главное не быть безучастным.
Сочинение на тему Равнодушие и отзывчивость
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Равнодушие и отзывчивость
Равнодушие и отзывчивость — это понятия, знакомые каждому. По своей сути они являются антонимами, поэтому не могут уживаться в одном человеке. Хотя бывают и исключения. Это люди, которые отзывчивы только к хорошим знакомым и друзьям, а к остальным абсолютно равнодушны.
Отзывчивость — это готовность прийти на помощь человеку в любой ситуации: будь то проблема в семье, в личной жизни или в финансах. Этим качеством могут похвастаться немногие. Только единицы способны быть отзывчивыми в нашем жестоком мире. Остальные же просто машут рукой на проблемы других людей и идут дальше своей дорогой. Это и называется равнодушием. Равнодушный человек не обращает внимания на окружающих и их дела. Он думает только о себе и своих проблемах, не хочет кому- либо помогать.
К сожалению, в мире больше равнодушных людей, а не отзывчивых. Давайте задумаемся, сколько человек поможет бабушке, которая уронила яблоки на улице? Или девочке, что упала с качели? Кто, поднимая с асфальта кошелек, потратит много сил на то, чтобы вернуть его владельцу? Немногие. Остальные либо просто пройдут мимо, либо остановятся посмотреть на шоу. Ведь это же не их проблемы. Они не обязаны помогать. Но если каждый человек в мире будет так рассуждать, то на земле просто не останется добра. Все будут сами по себе. А человеку нужен человек. Именно поэтому нужно помогать друг другу, а не бросать в беде.
Ведь как только человек сам попадает в плохую ситуацию, ему кажется, что весь мир обязан ему. Вернуть кошелек, поднять с земли, помочь собрать яблоки. В таком случае это больше напоминает эгоистичность, чем равнодушие. А вот отзывчивых людей мало. Они помогают в любых бедах не только родственникам и друзьям, но даже незнакомцам. Например, дают соседке пылесос, если ее сломался, а не захлопывают дверь перед ее носом.
Отзывчивость, как и многие другие положительные качества, нужно воспитывать с детства. Родители должны объяснять ребенку, что оставаться равнодушным к бедам окружающих плохо. Ведь когда-нибудь человек сам может попасть в такую ситуацию, когда ему потребуется помощь. А всем вокруг будет все равно на это.
Подводя итог, можно сказать, что равнодушие-это не негативное качество, а нейтральное. Но даже оно может стоить человеку жизни.
Вариант 2
Все люди разные, как и их характеры, поэтому в своей жизни мы можем встретить добрых и злых, жадных и щедрых, закрытых и открытых к общению людей. Одними из главных характеристик человек служат отзывчивость и равнодушие.
Ни для кого не секрет, что отзывчивые люди всегда вызывают улыбку, теплоту и радость, потому что своими действиями, повадками и ответами на вопросы показывают, что им в радость помогать другим, они небезразличны к бедам и проблемам окружающих. Именно поэтому в обществе устоялось мнение, что люди должны быть отзывчивыми. Однако, каждый имеет право на индивидуальность, потому что отзывчивость дана, в первую очередь, природой, и не каждый человек может быть искренне отзывчивым, даже если сильно захочет того.
Отзывчивые люди не просто могут помочь близким и окружающим в ответственный момент, они хотят помогать, их душа стремится помочь другим, чтобы чувствовать себя счастливо.
Противоположностью же является безразличие. Эту черту характера в обществе обычно призирают, не любят и считают неправильной, но и она имеет право существовать в людях. Безразличным людям всё равно на то, что случится с раненой ласточкой, они пройдут мимо, увидев её на земле, кричащую о помощи. К сожалению, это относится не только к ласточкам: безразличным людям всё равно на то, что произойдёт и с людьми, которые просят о помощи. И вот уже это действительно является разрушающей чертой общества и социума, ведь весь мир строится на взаимопомощи и взаимопонимании, по крайней мере, я так считаю.
Безразличные люди, которые помогают другим только потому, что по-другому не могут, только для вида, чтобы другие не осудили, выглядят крайне жалко и не заслуживают ни капли уважения.
Лучше уж быть безразличным сознательно и быть собой, нежели притворятся, чтобы не быть осужденным обществом, в котором принято быть отзывчивым. Тем не менее необходимо стараться воспитывать в себе человеколюбие, чтобы перебарывать своё желание пройти мимо, ведь однажды помощь может понадобится и вам.Сочинение Отзывчивость и равнодушие в человеке
Жизнь прожить — не поле перейти. Много трудностей и сложностей приходится вынести каждому человеку. И кому-то удаётся сохранить человеческий облик, оставаясь при этом отзывчивым и участливым к чужим бедам, а кто-то ломается, превращается в закоренелого эгоиста, зацикленного только на своих проблемах.
Что же скрывается под этими понятиями, и какое значение имеют в целом для всего человечества и для каждого индивидуума в отдельности?
Человек может обладать различным набором качеств, но на мой взгляд, именно эти два дают главную характеристику любому из нас. Ведь именно способность отзываться на чужую беду или, напротив, нежелание жертвовать чем-то для других рисуют положительный или отрицательный облик человека. Наличие гениального ума, сверхспособностей, любви к детям и животным ещё не равно хорошему человеку. Хорошим человек становится, только научившись быть отзывчивым и сопереживать другим.
Однако, всё гораздо сложнее в жизни, чем на словах. Да, мы все понимаем, что равнодушный человек — это пустышка, эгоист, желающий жить только для себя. Мы прекрасно осознаём, что не хотели бы видеть в своём окружении таких людей. Каждому приятно, когда в нужный момент приходит помощь, кто-то жалеет, заботится, проявляет участие и внимание к его персоне! Но сами так ли мы уж отзывчивы к окружающим, всегда ли приходим на помощь попавшим в беду? Ответ очевиден — конечно нет. Но при этом абсолютно не считаем себя плохими людьми.
Вообще, равнодушие присуще каждому человеку. Такова природа человеческой души: сначала свои заботы, потом — чужие. И, разумеется, безучастность считается негативным качеством. Но, я полагаю, оно имеет несколько градаций и зависит от того, насколько близок человек из окружения.
Вероятнее всего, родные и близкие люди очень редко остаются равнодушными к проблемам друг друга. Мы постараемся из кожи вон вылезти, но помочь дорогому человеку. Но, если вопрос касается людей просто знакомых или совсем посторонних, вряд ли с таким же рвением вы проявите свою человечность и добродушие. Сомнительным кажется, что нас на ”белом” континенте очень сильно будут волновать, например, тяготы жизни голодающих детей в Африке. Да, конечно, все им очень сочувствуют, но на этом всё: у нас своих забот полон рот.
Всю жизнь быть только добродушным тоже не получается. Этим качеством редко кто обладает в абсолюте. Но кажется крайне правильным желание достичь этого абсолюта. Этому нас с детства учат родители, учителя, книги. Все религии мира построены на добросердечном отношении друг к другу. На этом стоит мир. Человек — существо социальное, он не может жить один. Мы обязательно должны поддерживать нуждающихся словом, поступком, просто добрым объятием — любыми возможными способами отзываться на их боль, чтобы оставаться людьми.
Но, думается, человечество никогда не сможет изжить в себе равнодушие. В наше время эта черта столь массово проявляется, что практически стала болезнью нашего века. Повсеместно насаждается информация о том, что быть себялюбом — очень замечательно, шагать по головам — обязательное условие выживания, и подтолкнуть падающего — только ему на пользу.
Ау, люди! Остановитесь! Человечество равнодушных не сможет долго существовать, мы просто вымрем, как динозавры, по одиночке. Сгорим в пожарах, утонем в реках, умрём с голоду, поскольку всем наплевать, что там с другим происходит.
Во все времена равнодушие считали хуже ненависти и злобы. Равнодушный человек — это человек с камнем вместо сердца, в которое не может проникнуть любовь и доброта.
Итоговое сочинение. 11 класс
Я считаю, что самая страшная жестокость – равнодушие. То есть человек просто ничего не проявляет к тебе: ни хорошего, ни плохого… Говорят, что главное – реагировать. Пусть и плохо, но реагировать.
Я слышал по телевизору (даже по телеканалу «Культура», который смотрит моя бабушка), как режиссера спрашивали про его спектакль, который запретили в какой-то стране. Там скандальный какой-то момент, все ругаются, статьи выходят разгромные… Я ему готов был уже посочувствовать, а он такой спокойный, улыбается и говорит, наоборот, что пусть ругают, но главное – не остаются равнодушными. Спектакль задевает каждого, набирает известность, хотя и будит неприятные чувства. Он заставляет задуматься… Может, через время народ вспомнит об этом спектакле и изменит своё мнение. Вот если бы спектакль вышел, прошел… И никто б особо его не заметил. Кто-то посмотрел, нечего сказать, скоро забыл. Разве это интересно? Есть от этого какой-то толк? Конечно, не надо специально, например, в иконы дротики кидать, чтобы возмутить людей, особенно верующих (и искусствоведов). Но если спектакль не оставляет равнодушным… В общем, там я впервые услышал, что равнодушия режиссер боялся больше, чем негатива. Думаю, что он был бы рад, если б его спектакль хвалили, везде ставили, а не запрещали…
Иногда люди обижаются на тебя и хотят сделать тебе больно, а для этого перестают обращать на тебя внимание. Не разговаривают! Это не очень эффективно, то есть проблему так не решить без общения, но просто хочешь вынудить человека что-то сделать (прощения попросить, например). Но для некоторых то, что их игнорируют – просто пытка. Лично мне – всё равно, то есть смешно, скорей. Человек, как в детском саду, играет – вместо того, чтобы поговорить, в молчанку. Ну, пусть играет, пока ему не надоест… Столько ради меня стараний – случайно не сказать мне чего, не посмотреть – сохранять обиженность. Некуда силы девать!
То есть, видимо, для меня не это высшая жестокость… Но люди разные, цели разные, поэтому такое выражение верно. Вот, я изменил своё мнение, пока это сочинение делал. Но то есть для меня это выражение не совсем верно, для других – чаще. Если мне важна реакция человека, от неё зависит, что и как делать, то да – я, скорей, взбешусь, если мне не давать обратной связи. Тем более, если это на зло! Вот, в общем, всё индивидуально. И для меня в разных ситуациях по-разному бывает.
Также читают:
← Культура речи ← Я выпускник↑ 11 класс ЕГЭСмелость и трусость → Смысл жизни человека →
Картинка к сочинению Равнодушие и отзывчивость
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Дымова в рассказе Попрыгунья Чехова
Рассказ повествует о печальной судьбе хорошего человека, страдавшего от своей доброты и незлобивости. Осип Степаныч Дымов – врач, пишущий диссертацию по своей специальности. Он хороший медик, увлеченный наукой.
- Сочинение Что это такое Жадность 9 класс 15.3 ОГЭ
Жадность – это когда человек все время хочет получить больше чем имеет, все и сразу, и главное не делиться ни с кем. Алчность – это недостаток который порицается человечеством
- Сочинение на тему Брестская крепость
Если представить, что вы легли спать в свою постель летним вечером. Вдруг происходит значительный грохот, а из окон стали вылетать стекла. Рядом разрушаются массивные здания, а во дворе поднимаются черные столбы дыма.
- План рассказа Самое главное Зощенко
Главным героем произведения выступает Андрюша Рыженький — трусливый, неуверенный и хрупкий мальчик. Однажды назидания матери о необходимости мужской храбрости вынудили его попрактиковаться.
- Сочинение по картине Парк в Павловске Шишкина 7 класс
Иван Иванович Шишкин является великим русским художником. Им было написано большое количество восхитительных картин. Но одной самый узнаваемых является картина «Парк в Павловске», написанная в 1889 году.
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Альтернативный подход к пониманию потребительского выбора – принципы экономики
Цели обучения
- Объяснить максимизацию полезности, используя концепции кривых безразличия и строк бюджета.
- Объясните понятие предельной нормы замещения и ее связь с решением, максимизирующим полезность.
- Постройте кривую спроса на основе карты безразличия.
Экономисты обычно используют набор инструментов, отличный от тех, которые были представлены в главе до этого момента, для анализа потребительского выбора. Хотя инструменты, представленные в этом разделе, несколько сложнее, они дают нам мощную основу для оценки потребительского выбора.
Мы начнем наш анализ с алгебраического и графического представления бюджетного ограничения. Затем мы рассмотрим новую концепцию, которая позволяет нам нарисовать карту потребительских предпочтений. Затем мы можем сделать некоторые выводы о выборе, который может сделать потребитель, стремящийся к максимизации полезности.
Бюджетная линия
Как мы уже видели, выбор потребителя ограничен доступным бюджетом. Общие расходы на товары и услуги могут не соответствовать бюджетному ограничению, но не превышать его.
Алгебраически мы можем записать бюджетное ограничение для двух товаров X и Y как:
Уравнение 7.7
[латекс]P_X Q_X + P_Y Q_Y \leq B[/латекс]
, где P X и P Y — цены товаров X и Y, а Q X и Q Y 9003 — выбранные количества товаров. Общий доход, который можно потратить на эти два товара, равен B , бюджету потребителя. Уравнение 7.7 утверждает, что общие расходы на товары X и Y (левая часть уравнения) не могут превышать Б .
Предположим, что студентка колледжа Джанет Бейн увлекается лыжным спортом и верховой ездой. День, потраченный на любое занятие, стоит 50 долларов. Предположим, у нее есть 250 долларов, которые она может тратить на эти два занятия каждый семестр. Бюджетное ограничение г-жи Бейн показано на рис. 7.9 «Бюджетная линия».
Для потребителя, который покупает только два товара, бюджетное ограничение может быть показано бюджетной строкой. Бюджетная линия графически показывает комбинации двух товаров, которые потребитель может купить при заданном бюджете.
Строка бюджета показывает все комбинации катания на лыжах и верховой езды, которые г-жа Бейн может приобрести при своем бюджете в 250 долларов. Она также может потратить менее 250 долларов на покупку комбинаций, лежащих ниже и левее линии бюджета на рисунке 7.9 «Бюджетная линия». Комбинации выше и справа от бюджетной строки находятся за пределами ее бюджета.
Рисунок 7.9 Бюджетная строка
Бюджетная строка показывает сочетание катания на лыжах и верховой езды, которые могла бы потреблять Джанет Бейн, если бы цена каждого вида деятельности составляла 50 долларов, а у нее было бы 250 долларов на них в каждом семестре. Наклон этой бюджетной линии равен −1, отрицательному значению цены верховой езды, деленной на цену катания на лыжах.
Вертикальная точка пересечения бюджетной линии (точка D) определяется количеством дней катания на лыжах в месяц, которые могла бы получить г-жа Бэйн, если бы она посвятила весь свой бюджет катанию на лыжах и ни одного — верховой езде. У нее есть 250 долларов, а цена дня катания на лыжах — 50 долларов. Если бы она потратила всю сумму на катание на лыжах, то могла бы кататься 5 дней в семестр. Она уложилась бы в свое бюджетное ограничение, поскольку:
50 долларов x 0 + 50 долларов x 5 = 250 долларов
Горизонтальное пересечение бюджетной линии (точка E) — это количество дней, которые она могла бы провести верхом на лошади, если бы полностью посвятила свои 250 долларов к этому виду спорта. Она могла купить 5 дней катания на лыжах или верховой езде в семестр. Опять же, это находится в рамках ее бюджетных ограничений, поскольку:
50 $ x 5 + 50 $ x 0 = 250 $
Поскольку бюджетная линия является линейной, мы можем вычислить ее наклон между любыми двумя точками. Между точками D и E изменение высоты составляет -5 дней катания; горизонтальная смена – 5 дней верховой езды. Таким образом, наклон равен −5/5=−1. В более общем случае мы находим наклон бюджетной линии, находя точки пересечения по вертикали и горизонтали, а затем вычисляя наклон между этими двумя точками. Вертикальное пересечение бюджетной линии находится путем деления бюджета г-жи Бейн, B , по цене лыжи хорошие по вертикальной оси ( P S ). Горизонтальное пересечение находится путем деления B на цену верховой езды, товара по горизонтальной оси ( P H ). Таким образом, наклон равен:
Уравнение 7.8
[latex]Наклон = — \frac{B/P_S}{B/P_H}[/latex]
Упрощая это уравнение, получаем
Уравнение 7.9
[latex]Наклон = — \frac{B}{P_S} \times \frac{P_H}{B} = — \frac{P_H}{P_S}[/latex]
После отмены уравнение 7.9 показывает, что наклон бюджетной линии равен отрицательному значению цены товара по горизонтальной оси, деленному на цену товара по вертикальной оси.
Внимание!
Легко ошибиться в вопросе о наклоне бюджетной линии: это отрицательное значение цены товара на горизонтальной оси , деленное на цену товара на вертикальной оси . Но наклон не равен изменению по вертикали ось делится на изменение оси по горизонтали ? Ответ, конечно же, в том, что определение наклона не изменилось. Обратите внимание, что уравнение 7.8 дает вертикальное изменение, деленное на горизонтальное изменение между двумя точками. Затем мы немного изменили уравнение 7.8, чтобы получить уравнение 7.9, и обнаружили, что наклон также равен отрицательному значению цены товара по горизонтальной оси, деленному на цену товара по вертикальной оси. Цена — это не та переменная, которая показана на двух осях. Оси показывают количества двух товаров.
Кривые безразличия
Предположим, что г-жа Бейн проводит 2 дня, катаясь на лыжах, и 3 дня, катаясь на лошадях в семестр. Она получит некоторый уровень общей полезности от этой комбинации двух видов деятельности. Существуют и другие комбинации этих двух видов деятельности, дающие такой же уровень общей полезности. На кривой безразличия изображены комбинации двух товаров, дающие одинаковый уровень полезности. Поскольку все точки на кривой безразличия создают один и тот же уровень полезности, экономисты говорят, что потребитель равен 9.0027 безразлично между ними.
На рис. 7.10 «Кривая безразличия» показана кривая безразличия для комбинаций катания на лыжах и верховой езды, которые дают одинаковый уровень общей полезности. Точка X отмечает первоначальную комбинацию г-жи Бейн: 2 дня катания на лыжах и 3 дня верховой езды в семестр. Кривая безразличия показывает, что она могла бы получить такой же уровень полезности, переехав в точку W, катаясь на лыжах в течение 7 дней и занимаясь верховой ездой в течение 1 дня. Она также может получить такой же уровень полезности в точке Y, катаясь на лыжах всего 1 день и проводя 5 дней верхом на лошади. Мисс Бейн безразлична к комбинациям W, X и Y. Мы предполагаем, что эти два товара делимы, поэтому она безразлична между любые две точки на кривой безразличия.
Рисунок 7.10 Кривая безразличия
Показанная здесь кривая безразличия A дает комбинации катания на лыжах и верховой езды, которые обеспечивают одинаковый уровень полезности. Таким образом, Джанет Бейн безразлично, какую точку на кривой она выберет. Любая точка ниже и левее кривой безразличия будет производить более низкий уровень полезности; любая точка выше и правее кривой безразличия будет производить более высокий уровень полезности.
Теперь посмотрите на точку T на рис. 7.10 «Кривая безразличия». Здесь столько же катаются на лыжах, сколько и в точке X, но меньше дней ездят на лошадях. Таким образом, г-жа Бейн предпочла бы точку X точке T. Точно так же она предпочитает X точке U. Как насчет выбора между комбинациями в точке W и точке T? Поскольку комбинации X и W одинаково удовлетворительны и поскольку г-жа Бейн предпочитает X T, она должна предпочесть W T. В общем, любая комбинация двух товаров, которая находится ниже и левее кривой безразличия для этих товаров, дает меньше полезности, чем любая комбинация на кривой безразличия. Таких комбинаций уступает комбинациям на кривой безразличия.
Пункт Z с 3 днями катания на лыжах и 4 днями верховой езды обеспечивает больше обоих видов деятельности, чем пункт X; Таким образом, Z обеспечивает более высокий уровень полезности. Она также выше точки W. В общем, любая комбинация, расположенная выше и правее кривой безразличия, предпочтительнее любой точки на кривой безразличия.
Мы можем нарисовать кривую безразличия через любую комбинацию двух товаров. На рис. 7.11 «Кривые безразличия» показаны кривые безразличия, проведенные через каждую из обсуждавшихся нами точек. Кривая безразличия A из рисунка 7.10 «Кривая безразличия» уступает кривой безразличия B . Мисс Бейн предпочитает все комбинации на кривой безразличия B комбинациям на кривой A и считает каждую из комбинаций на кривой безразличия C более низкой по сравнению с комбинациями на кривых A и B .
Хотя на рис. 7.11 «Кривые безразличия» показаны только три кривые безразличия, в принципе их можно нарисовать бесконечное количество. Совокупность кривых безразличия для потребителя представляет собой своего рода карту, иллюстрирующую предпочтения потребителя. У разных потребителей будут разные карты. У нас есть веские основания ожидать, что кривые безразличия для всех потребителей будут иметь ту же основную форму, что и показанные здесь: они наклонены вниз и становятся менее крутыми по мере того, как мы движемся вниз и вправо по ним.
Рисунок 7.11 Кривые безразличия
Каждая кривая безразличия предлагает комбинации, к которым потребитель безразличен. Кривые, которые выше и правее, предпочтительнее тех, которые ниже и левее. Здесь кривая безразличия B предпочтительнее кривой A , которая предпочтительнее кривой C .
Наклон кривой безразличия показывает скорость, по которой два товара могут быть обменены без ущерба для полезности потребителя. На рис. 7.12 «Предельная норма замещения» показана кривая безразличия 9.0027 C из рисунка 7.11 «Кривые безразличия». Предположим, что г-жа Бейн находится в точке S, тратя 4 дня на катание на лыжах и 1 день на верховую езду за семестр. Предположим, она проведет еще один день верхом на лошади. Этот дополнительный день верховой езды не повлияет на ее полезность, если она откажется от 2 дней катания на лыжах и переместится в точку T. Таким образом, она готова отказаться от 2 дней катания на лыжах ради второго дня верховой езды. Однако кривая показывает, что она была бы готова отказаться максимум от одного дня катания на лыжах, чтобы получить третий день верховой езды (показан точкой U).
Рисунок 7.12 Предельная норма замещения
Предельная норма замещения равна абсолютной величине наклона кривой безразличия. Это максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара. Здесь это количество дней катания на лыжах, от которых Джанет Бейн была бы готова отказаться, чтобы получить дополнительный день катания на лошадях. Обратите внимание, что предельная норма замещения ( MRS ) снижается по мере того, как она тратит все больше и больше дней на верховую езду.
Максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, называется предельной нормой замещения (MRS) , которая равна абсолютной величине наклона кривой кривая безразличия между двумя точками. Рисунок 7.12 «Предельная норма замещения» показывает, что по мере того, как г-жа Бэйн посвящает все больше и больше времени верховой езде, скорость, с которой она готова отказаться от дней катания на лыжах ради дополнительных дней верховой езды — ее предельная норма замещения— уменьшается.
Решение, максимизирующее полезность
Мы предполагаем, что каждый потребитель ищет максимально возможную кривую безразличия. Бюджетная линия показывает комбинации двух товаров, которые потребитель может приобрести при заданном бюджете. Следовательно, максимизация полезности — это вопрос выбора комбинации двух товаров, которая удовлетворяет двум условиям:
- Точка, в которой максимизируется полезность, должна находиться в достижимой области, определяемой бюджетной линией.
- Точка, в которой максимизируется полезность, должна находиться на самой высокой кривой безразличия, соответствующей условию 1.
На рис. 7.13 «Решение, максимизирующее полезность» бюджетная линия Джанет Бейн на рис. 7.9 «Бюджетная линия» сочетается с ее кривыми безразличия на рис. 7.11 «Кривые безразличия». Наши два условия максимизации полезности выполняются в точке X, где она катается на лыжах 2 дня в семестр и 3 дня занимается верховой ездой.
Рис. 7.13. Решение, максимизирующее полезность«Бюджетная линия» и рисунок 7.11 «Кривые безразличия» мы находим точку, которая (1) удовлетворяет бюджетному ограничению и (2) находится на самой высокой возможной кривой безразличия. Это происходит для г-жи Бейн в точке X.
Самая высокая кривая безразличия, возможная для данной бюджетной строки, касается этой линии; кривая безразличия и бюджетная линия имеют в этой точке одинаковый наклон. Абсолютное значение наклона кривой безразличия показывает MRS между двумя товарами. Абсолютное значение наклона бюджетной линии дает соотношение цен между двумя товарами; это скорость, по которой один товар обменивается на другой на рынке. Таким образом, в точке максимизации полезности скорость, по которой потребитель готов обменять один товар на другой, равна скорости, по которой товары могут быть обменены на рынке. Для любых двух товаров X и Y, с товаром X по горизонтальной оси и товаром Y по вертикальной оси,
Уравнение 7.10
[латекс]MRS_{X.Y} = \frac{P_X}{P_Y}[/латекс]
Максимизация полезности и правило предельного решения
Как достижение решения, максимизирующего полезность, на рис. 7.13 «Решение, максимизирующее полезность», соответствует правилу предельного решения? Это правило гласит, что следует добиваться дополнительных единиц деятельности, если предельная выгода от деятельности превышает предельные издержки. Соблюдение этого правила привело бы потребителя к максимально возможной кривой безразличия для данного бюджета.
Предположим, что г-жа Бейн выбрала сочетание катания на лыжах и верховой езды в точке S на рис. 7.14 «Применение правила предельного решения». Сейчас она находится на кривой безразличия C . Она также находится на линии бюджета; она тратит весь бюджет, 250 долларов, доступный для покупки двух товаров.
Рисунок 7. 14. Применение правила предельного решения
Предположим, что г-жа Бейн изначально находится в точке S. Она тратит весь свой бюджет, но не максимизирует полезность. Поскольку ее предельная норма замещения превышает норму, при которой рынок предлагает ей отказаться от катания на лыжах ради верховой езды, она может повысить свое удовлетворение, переместившись в точку D. Теперь она находится на более высокой кривой безразличия, Е . Она будет продолжать менять катание на лыжах на верховую езду, пока не достигнет точки X, в которой она находится на кривой A , самой высокой из возможных кривых безразличия.
Обмен двух дней катания на лыжах на один день верховой езды оставил бы ее в точке T, и она была бы в таком же благополучии, как и в точке S. Ее предельная норма замены между точками S и T равна 2; ее кривая безразличия круче, чем бюджетная линия в точке S. Тот факт, что ее кривая безразличия круче, чем ее бюджетная линия, говорит нам о том, что скорость, с которой она желает обменять два товара по цене, отличной от той, которую требует рынок. Она была бы готова отказаться от двух дней катания на лыжах, чтобы получить дополнительный день верховой езды; рынок требует, чтобы она отказалась только от одного. Правило предельного решения гласит, что если дополнительная единица деятельности приносит большую выгоду, чем ее затраты, ее следует продолжать. Если польза для г-жи Бейн от еще одного дня верховой езды равна выгоде от двух дней катания на лыжах, но она может получить ее, отказавшись от одного дня катания на лыжах, то выгода от этого дополнительного дня верховой езды явно больше. чем стоимость.
Поскольку рынок требует, чтобы она отказалась от меньшего, чем она готова отдать за дополнительный день верховой езды, она совершит обмен. Начиная с точки S, она поменяет день катания на лыжах на день верховой езды. Это перемещает ее вдоль бюджетной линии в точку D. Вспомните, что мы можем провести кривую безразличия через любую точку; теперь она находится на кривой безразличия E . Она находится выше и правее кривой безразличия C , так что положение г-жи Бейн явно лучше. И это не должно вызывать удивления. Когда она была в точке S, она была готова отказаться от двух дней катания на лыжах, чтобы получить дополнительный день верховой езды. Рынок просил ее отказаться только от одного; она получила дополнительный день катания по выгодной цене! Ее движение вдоль бюджетной линии из точки S в точку D указывает на очень важный принцип. Если кривая безразличия потребителя пересекает бюджетную линию, то у потребителя всегда будет возможность совершать обмены вдоль бюджетной линии, которые перемещаются к более высокой кривой безразличия. Новая кривая безразличия г-жи Бейн в точке D также пересекает ее бюджетную линию; она по-прежнему готова отказаться от большего количества катания на лыжах, чем требует рынок. Она совершит еще один обмен и переместится вдоль своей бюджетной линии к точке X, в которой она достигнет максимальной кривой безразличия, возможной с ее бюджетом. Точка X находится на кривой безразличия A , касательная к бюджетной линии.
Достигнув точки X, мисс Бейн явно не откажется от лишнего дня катания ради дополнительных дней катания. За точкой X ее кривая безразличия более пологая, чем бюджетная линия — ее предельная норма замещения меньше, чем абсолютное значение наклона бюджетной линии. Это означает, что ставка, по которой она была бы готова обменять катание на лыжах на верховую езду, меньше, чем требует рынок. Она не может сделать себя лучше, чем в точке X, путем дальнейшей перестройки своего потребления. Точка X, где курс, по которому он готов обменять один товар на другой, равен курсу, требуемому рынком, дает ему максимально возможную полезность.
Максимизация полезности и спрос
На рис. 7.14 «Применение правила предельного решения» показано решение Джанет Бэйн, максимизирующее полезность для катания на лыжах и верховой езды. Она достигла этого, выбрав точку, в которой кривая безразличия касалась ее бюджетной линии. Однако изменение цены одного из товаров сдвинет ее бюджетную линию. Наблюдая за тем, что происходит с объемом спроса на товар, мы можем вывести кривую спроса г-жи Бейн.
На панели (a) рисунка 7. 15 «Максимизация полезности и спрос» показано исходное решение в точке X, где г-жа Бейн может потратить 250 долларов, а цена дня катания на лыжах или верховой езды составляет 50 долларов. Теперь предположим, что цена на верховую езду упала вдвое, до 25 долларов. Это меняет горизонтальную точку пересечения бюджетной линии; если она потратит все свои деньги на верховую езду, теперь она может кататься 10 дней в семестр. Другой способ представить себе новую бюджетную линию — помнить, что ее наклон равен отрицательному значению цены товара по горизонтальной оси, деленному на цену товара по вертикальной оси. Когда цена на верховую езду (товар на горизонтальной оси) снижается, бюджетная линия становится более плоской. Мисс Бейн выбирает новое решение, максимизирующее полезность, в точке Z.
Рис. 7.15 Максимизация полезности и спрос
Наблюдая за реакцией потребителя на изменение цены, мы можем вывести кривую потребительского спроса на товар. На панели (а) показано, что при цене за верховую езду в 50 долларов в день Джанет Бэйн решает проводить 3 дня верховой езды в семестр. На панели (b) показано, что снижение цены до 25 долларов увеличивает объем спроса до 4 дней в семестр. Точки X и Z, в которых г-жа Бейн максимизирует полезность при ценах на верховую езду 50 и 25 долларов соответственно, становятся точками X’ и Z’ на ее кривой спроса d на верховую езду на рисунке (b).
Решение в Z предполагает увеличение количества дней, в течение которых мисс Бэйн занимается верховой ездой. Обратите внимание, что изменилась только стоимость верховой езды; все остальные характеристики решения, максимизирующего полезность, остаются прежними. Бюджет мисс Бэйн и цена катания на лыжах не изменились; это отражается в том факте, что точка пересечения бюджетной линии по вертикали остается фиксированной. Предпочтения г-жи Бейн не изменились; они отражены ее кривыми безразличия. Поскольку все остальные факторы в решении не изменились, мы можем определить две точки на кривой спроса г-жи Бейн на верховую езду по ее диаграмме кривой безразличия. При цене 50 долларов она максимизировала полезность в точке X, проводя 3 дня верховой езды за семестр. Когда цена падает до 25 долларов, она максимизирует полезность в точке Z, катаясь 4 дня за семестр. Эти точки нанесены как точки X’ и Z’ на ее кривой спроса на верховую езду на панели (b) рисунка 7.15 «Максимизация полезности и спрос».
Ключевые выводы
- Строка бюджета показывает комбинации двух товаров, которые потребитель может потреблять при заданном бюджетном ограничении.
- Кривая безразличия показывает комбинации двух товаров, которые приносят одинаковое удовлетворение.
- Чтобы максимизировать полезность, потребитель выбирает такое сочетание двух товаров, при котором кривая безразличия касается бюджетной линии.
- При решении, максимизирующем полезность, предельная норма замещения потребителя (абсолютная величина наклона кривой безразличия) равна отношению цен двух товаров.
- Мы можем построить кривую спроса на основе карты безразличия, наблюдая за количеством потребляемого товара по разным ценам.
Показательный пример: предпочтения преобладают в P.
O.W. ЛагеряРисунок 7.16
Wikimedia Commons — CC BY-SA 3.0.
Экономист Р. А. Рэдфорд провел время в лагерях для военнопленных (P.O.W.) в Италии и Германии во время Второй мировой войны. Он с пользой использовал этот неприятный опыт, проверив там ряд экономических теорий. Что касается этой главы, он постоянно наблюдал поведение, направленное на максимизацию полезности.
В плену лагерях, где он находился, заключенные получали пайки, предоставленные их похитителями и Красным Крестом, включая консервированное молоко, консервированную говядину, джем, масло, печенье, шоколад, чай, кофе, сигареты и другие продукты. В то время как все заключенные получали примерно равные официальные пайки (хотя некоторым удавалось также получать наборы для личной гигиены), их предельные нормы замещения товаров в пайках различались. Для повышения полезности заключенные стали заниматься торговлей.
Цены на товары, как правило, указывались в пересчете на сигареты. В некоторых лагерях рынки были организованы лучше, чем в других, но в целом, хотя заключенные каждой национальности размещались отдельно, пока они могли бродить от бунгало к бунгало, цены на «сигаретные» товары были одинаковыми во всех бунгало. Торговля позволяла заключенным максимизировать свою полезность.
Рассмотрим кофе и чай. На панели (a) показаны кривые безразличия и бюджетная линия для типичных британских заключенных, а на панели (b) показаны кривые безразличия и бюджетная линия для типичных французских заключенных. Предположим, что цена унции чая равна 2 сигаретам, а цена унции кофе — 1 сигарете. Наклоны бюджетных линий на каждой панели одинаковы; все заключенные столкнулись с одинаковыми ценами. Соотношение цен 1/2.
Предположим, что пакеты с пайками, выданные всем заключенным, содержат одинаковое количество кофе и чая. Но обратите внимание, что для типичных британских заключенных, учитывая кривые безразличия, отражающие их общее предпочтение чая, MRS при начальном распределении (точка A) меньше, чем соотношение цен. Для французских заключенных MRS больше, чем соотношение цены (точка B). Обменявшись, как британские, так и французские заключенные могут перейти к более высоким кривым безразличия. Для британских заключенных решение, максимизирующее полезность, находится в точке E, где больше чая и меньше кофе. Для французских заключенных решение, максимизирующее полезность, находится в точке E’, с большим количеством кофе и меньшим количеством чая. В равновесии и британские, и французские заключенные употребляли чай и кофе так, что их MRS равен 1/2, соотношению цен на рынке.
Рисунок 7.17
Источник: Р. А. Рэдфорд, «Экономическая организация военнопленных». Кэмп», Economica 12 (ноябрь 1945 г.): 189–201; и Джек Хиршлейфер, Теория цен и приложения (Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1976): 85–86.
1 Ограничение ситуации двумя товарами позволяет изобразить проблему графически. Постановив задачу максимизации полезности с помощью уравнений, мы можем распространить анализ на любое количество товаров и услуг.
Кривые безразличия и предельная норма замещения – Экономика
Лейбниц 3.2.1
Введение в ряд Лейбница см. в разделе «Знакомство с Лейбницем».
Алексей заботится о своей оценке на экзамене и о своем свободном времени. Мы видели, что его предпочтения могут быть представлены графически с помощью кривых безразличия, и что его готовность обменять оценки на свободное время — его предельная норма замещения — представлена наклоном кривой безразличия. Здесь мы покажем, как математически представить его предпочтения.
- полезность
- Числовой показатель ценности, придаваемой результату, так что результаты с более высокой ценностью будут выбраны вместо результатов с более низкой ценностью, когда оба варианта достижимы.
Помните, что кривая безразличия объединяет комбинации баллов и свободного времени, которые дают Алексею одинаковое количество полезности . Предпочтения можно представить математически, записав функцию полезности , которая говорит нам, как «единицы полезности» человека зависят от доступных товаров. Алексея заботят только два блага: часы свободного времени и оценка на экзамене. Если у него есть единицы свободного времени и баллов, его полезность определяется функцией:
Поскольку и класс, и свободное время представляют собой товаров — Алексей хотел бы иметь как можно больше каждого из них, — функция полезности должна иметь свойство, заключающееся в том, что при увеличении либо , либо будет увеличиваться . В этом случае говорят, что полезность положительно зависит от и .
- кривая безразличия
- Кривая точек, показывающая комбинации товаров, которые обеспечивают данный уровень полезности для человека.
Функция полезности Алексея имеет два аргумента. Точно так же, как функция одной переменной может быть представлена графически кривой на плоскости, функция двух переменных может быть представлена поверхностью в трехмерном пространстве. Поскольку трехмерные диаграммы неудобны в обращении, экономисты анализируют полезность графически, используя тот же метод, который используется для представления трехмерного пространства, в котором мы живем: контурную карту. Контуры — это линии, соединяющие точки, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря. Точно так же кривые безразличия — это контуры поверхности полезности, соединяющие точки равной полезности.
В случае Алексея кривая безразличия показывает все комбинации свободного времени и оценок за экзамен, которые дают ему одинаковый уровень полезности. Уравнение типичной кривой безразличия:
, где константа означает уровень полезности, достигнутый на кривой. Различные значения соответствуют разным кривым безразличия: если мы увеличиваем, мы получаем новую кривую безразличия, которая находится выше и правее старой. Вы можете увидеть три кривые безразличия Алексея на рис. 3.6 текста, которые мы воспроизводим как рис. 1 ниже.
Полноэкранный режим
фигура 1 Сопоставление предпочтений Алексея.
Предельная норма замещения
При любой комбинации свободного времени и класса предельная норма замещения (MRS) Алексея (то есть его готовность обменивать баллы за дополнительный час свободного времени) определяется наклоном кривая безразличия через эту точку.
Как рассчитать наклон кривой безразличия?
Для этого нам нужно использовать частные производные функции полезности. Например, фиксирует, как полезность изменяется по мере увеличения, сохраняя константу. В экономике частная производная называется предельной полезностью свободного времени. Точно так же и предельная полезность баллов. Мы уже отмечали, что полезность положительно зависит от и . Другими словами, обе предельные полезности Алексея положительны.
Мы вычисляем наклон кривой безразличия, используя технику, называемую неявным дифференцированием, с которой мы еще встретимся в более поздних работах Лейбница. В данном случае метод включает в себя рассмотрение того, как должны измениться экзаменационные оценки, если свободное время увеличится на небольшую величину, чтобы сохранить полезность неизменной.
Предположим, что и и изменяются на небольшие суммы и . Формула малых приращений для функций двух переменных дает аппроксимацию изменения полезности, выражая его как сумму «эффекта свободного времени» и «эффекта оценки за экзамен»:
Если изменения и таковы, что Алексей остается на той же кривой безразличия, то его полезность не меняется; таким образом , что подразумевает, что
Перестановка,
Изменения и вместе производят небольшое движение по кривой безразличия . Итак, если мы теперь возьмем предел как , левая часть приближается к наклону этой кривой, и аппроксимация становится уравнением.
Таким образом, наклон кривой безразличия через любую точку определяется формулой:
- предельная норма замещения (MRS)
- Компромисс, который человек готов сделать между двумя товарами. В любой точке это наклон кривой безразличия. См. также: предельная скорость трансформации.
Правая часть этого уравнения отрицательна, так как обе предельные полезности положительны: увеличение либо свободного времени, либо оценки за экзамен увеличивает полезность Алексея. Таким образом, кривые безразличия наклонены вниз, как на диаграмме. Чтобы уменьшить путаницу, мы обычно определяем предельная норма замещения (MRS) как абсолютное значение наклона. Итак:
или, прописью,
Определение MRS как положительного числа позволяет говорить, например, что MRS на выше (Алексей охотнее обменивает баллы на свободное время) в точках, где кривая безразличия на круче , тогда как наклон кривой безразличия на более отрицательный в таких точках.
MRS — это ставка, по которой Алексей готов обменивать баллы на дополнительные часы свободного времени. Приведенное выше уравнение, выражающее MRS как отношение предельных полезностей, можно интерпретировать следующим образом: MRS приблизительно равна дополнительной полезности, полученной от еще одной единицы свободного времени, деленной на дополнительную полезность, полученную от дополнительного балла в учебе. Как обычно при интерпретации точных утверждений, связанных с исчислением, в терминах отдельных единиц, аппроксимация является хорошей, если единицы представляют собой небольшие величины.
Выпуклые предпочтения
Каждая кривая безразличия на рисунке 1 становится более плоской по мере движения вдоль нее вправо:
- предельная норма замещения (MRS)
- Компромисс, который человек готов сделать между двумя товарами. В любой точке это наклон кривой безразличия. См. также: предельная скорость трансформации.
MRS Алексея падает, если его свободное время становится больше, а его экзаменационная оценка снижается таким образом, что его полезность остается неизменной. Это свойство предпочтений Алексея известно как убывающая предельная норма замещения и обычно предполагается, когда мы рисуем кривые безразличия для двух товаров.
Другой способ описать это предположение — отметить, что кривые безразличия Алексея выпуклы. В алгебраических терминах, если мы перепишем уравнение кривой безразличия в форме , то является убывающей и выпуклой функцией для данного . Мы говорим, что у Алексея выпуклых предпочтений .
Человек с выпуклыми предпочтениями всегда предпочитает смеси товаров крайностям любого из них. Если мы проведем линию между двумя точками на одной и той же кривой безразличия, то каждая точка на линии будет смесью двух конечных точек. Когда кривые безразличия выпуклые, все точки на линии между конечными точками дают более высокую полезность, чем конечные точки.
В следующем разделе мы приведем пример функции полезности, отображающей уменьшение MRS.
Подробнее: Разделы 14.2 (для формулы малых приращений) и 15.1 (для контуров и неявного дифференцирования) Малкольма Пембертона и Николаса Рау. 2015. Математика для экономистов: Вводный учебник , 4-е изд. Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
Пример: функция полезности Кобба-Дугласа
В этом разделе мы рассмотрим конкретную функцию полезности, которая часто используется в экономическом моделировании. Мы получаем выражения для предельных полезностей и предельной нормы замещения и проверяем их свойства.
Как и прежде, Алексей заботится о свободном времени и своей оценке на экзамене. Предположим, что его функция полезности равна:
, где и — положительные константы. Эта функция обладает некоторыми очень удобными математическими свойствами. Она называется функцией Кобба-Дугласа в честь двух человек, которые ввели ее в экономику.
Чтобы найти предельную полезность свободного времени и оценки за экзамен, мы должны найти частные производные функции полезности. Дифференцируя по , мы видим, что предельная полезность свободного времени равна:
Из функции полезности мы знаем, что , что дает нам более простое выражение для предельной полезности свободного времени:
Точно так же предельная полезность оценки за экзамен:
Обратите внимание, что когда и положительны, то и . Следовательно, предположение, которое также положительно, влечет, что . Аналогично подразумевает, что . Другими словами, предположение о положительности обоих и гарантирует, что «товары хороши»: полезность Алексея возрастает по мере увеличения свободного времени или академических баллов.
В предыдущем разделе мы определили предельную норму замещения (MRS) между свободным временем и академическими баллами как абсолютную величину наклона кривой безразличия и показали, что она равна отношению предельной полезности бесплатного времени. времени до предельной полезности экзаменационной оценки. С функцией полезности Кобба-Дугласа:
Кривые безразличия имеют нисходящий наклон в пространстве, поэтому по мере нашего движения вправо кривая безразличия поднимается и опускается и, таким образом, падает. Так как и положительны, MRS также падает. Таким образом, функция полезности Кобба-Дугласа предполагает уменьшение MRS.
Подробнее: Разделы 15.1 и 15.2 Малкольма Пембертона и Николаса Рау. 2015. Математика для экономистов: Вводный учебник , 4-е изд. Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
Борьба с безразличием: взгляд на мировую реакцию на Холокост с Эли Визелем
«Противоположность любви — не ненависть, а равнодушие».
—Эли Визель
Существует распространенное заблуждение, что термины «Вторая мировая война» и «Холокост» относятся к одному и тому же периоду истории. Хотя исторический анализ мог бы показать, что корни Второй мировой войны берут свое начало в том, что было ранними стадиями Холокоста, то, что сделало войну достойной ее мирского статуса, на самом деле началось лишь несколько лет спустя. К тому времени, когда Соединенные Штаты и их союзники, наконец, начали полномасштабное наступление против фашистских держав в 1944 года, большая часть геноцида, который в конечном итоге совершили нацисты, уже имела место, и многие из лагерей смерти уже давно закрылись, потому что больше просто нечего было убивать. Что именно тогда заставило мир так долго реагировать? И если международное сообщество действительно не знало о том, что происходит (теория, от которой давно отказались), то почему европейцы, которые знали, но не подвергались преследованиям нацистов, сидели и смотрели?
В своем выступлении «Опасности безразличия» Эли Визель обращается к вопросу, который лежит в основе любого обсуждения реакции мира на зверства Холокоста: «Что такое безразличие?» (2). По сути, его вопрос поднимает два отдельных, но одинаково важных вопроса: что мотивирует безразличие и каковы его последствия? Марта С. Нуссбаум и Брюс Роббинс в своих эссе «Сострадание и ужас» и «Возвышенная потогонная работа» представляют типичные современные ответы на эти вопросы. Однако, кажется, стоит прислушаться к мудрым словам, которые Визель, переживший Холокост, мог бы предложить, учитывая его опыт. Анализ преобладающих подходов к этим вопросам с точки зрения двух совершенно разных поколений должен дать более глубокое понимание концепции безразличия, того, как она может объяснить глобальную реакцию на Холокост и, что, возможно, более важно, как она связана с мир сегодня.
Нуссбаум частично выражает более современный взгляд на причины равнодушия в своем эссе «Сострадание и ужас». Хотя она напрямую обсуждает понятие сострадания в контексте событий, связанных с 11 сентября года, ее конкретные мысли о причинах этой эмоции имеют не меньшее значение в отношении равнодушия. Комментируя, почему американцы не отреагировали эмоционально на бедственное положение руандийцев с такой же интенсивностью, как после 11 сентября , — пишет она, — «страдающих руандийцев нельзя рассматривать как часть более крупных «нас», за судьбу которых мы трепетали» (17). Нуссбаум считает, что, помимо других причинных факторов, между жертвой и наблюдателем требуется чувство связи и общности, чтобы у наблюдателя пробудилось сострадание. Если это чувство отсутствует, результатом будет относительное отсутствие сострадания, которое является одним из важных элементов безразличия.
Брюс Роббинс, автор эссе «Возвышенная потогонная работа», возразил бы против утверждения Нуссбаума о том, что для развития любого чувства сострадания требуется определенная степень близости. Сострадание, утверждает Роббинс, можно пробудить независимо от различий между жертвой и наблюдателем; это просто способность сострадания воздействовать на действие, на которое влияет степень близости. Можно пережить «момент сознания», как описывает его Роббинс, когда можно осознать сложность разделения труда и порождаемое им неравенство, но «этот момент сознания не будет преобразован в действие» (84). В то время как сострадание или жалость можно испытывать к людям независимо от их национальности и социального статуса, суть вопроса заключается в иной «тирании близкого над дальним» (86). Проблема, в конечном счете, как объясняет Роббинс, заключается в том, «что глобальные обязательства могут возникать более или менее органично и непрерывно только из локальных, личных, семейных обязательств» (9).1). Хотя мы можем сочувствовать бедственному положению других, наша готовность помочь им будет лишь следствием более личных, осязаемых проблем, которые мы взяли на себя решение. Таким образом, в терминах Роббинса может показаться, что безразличие — это не отсутствие сострадания, а скорее отсутствие действия.
Хотя это два очень разных аспекта определения безразличия, важно отметить, что любой из этих элементов может производить одинаковый эффект. Отсутствие сострадания никогда не приведет к действию, а сострадание без действия не поможет страдающему. Несмотря на свои различия, Роббинс и Нуссбаум могут по крайней мере согласиться в том, что вызывает безразличие: определенный разрыв между наблюдателем и жертвой. Ощущение того, что жертва другая или далекая, в конечном итоге приводит к отсутствию сострадания (по определению Нуссбаума) или бездействию (по определению Роббинса), что делает жертву беспомощной.
Визель, олицетворяющий подход к равнодушию прошлых поколений, которые извлекли уроки из истории и опыта, мог бы ответить на эту идею несколькими противоречивыми доказательствами. В частности, как подпадают под это определение граждане Польши и Германии, заявляющие об отсутствии ненависти к жертвам нацистских преследований? Разве это не были их сограждане? Тем не менее, многие из них не говорили и не действовали и продолжали жить своей жизнью, не проявляя никаких признаков сочувствия к страданиям других среди них. В городе Люблине, Польша, люди буквально жили с лагерем смерти на заднем дворе; если безразличие может существовать при таких обстоятельствах, то как мы можем определить его как продукт расстояния? Конечно, Нуссбаум мог бы возразить, что, возможно, эти люди действительно испытывали сострадание, хотя и не выказывали его, а Роббинс сказал бы, что бездействие в этой ситуации проистекает из страха за свою жизнь. Если это правда, то Визел хотел бы знать, что можно сказать о реакции Соединенных Штатов, которые, по-видимому, не боялись нацистов. Хотя аргумент расстояния и разницы может быть применим, остается ли он справедливым в случае 9?0027 Сент-Луис , например? Как объясняет Визель, «Сент-Луис » был кораблем, который попросил убежища в США, среди других стран, и «его человеческий груз — возможно, 1000 евреев — был возвращен нацистской Германии» (4). Получив вопиющую возможность предотвратить страдания тысячи человек, которые, образно говоря, стучались в двери страны, правительство США отправило их обратно, полностью осознавая, куда оно их отправляет. Расстояние определенно не имело значения, и можно утверждать, что разница не имеет значения, когда человек находится в прямом контакте с жертвой. Тогда, по словам Роббинса и Нуссбаума, почему правительство США было так явно безразлично?
Можно было бы сказать, что этот вопрос вообще не имеет отношения к определениям безразличия, данным Роббинсом и Нуссбаумом. Кажется, что они объясняют причины безразличия на индивидуальном уровне, тогда как Визель стремится понять его причины на национальном уровне. Однако даже Роббинс и Нуссбаум отождествляют эти две сферы. Хотя они оба четко анализируют личные ответы на определенные вопросы, они строят свой анализ в контексте дискуссий, которые могут быть поняты только на национальном уровне. Нуссбаум хочет знать, какие факторы вызвали реакцию или отсутствие реакции американцев на геноцид в Руанде. Этот вопрос, хотя и актуален на индивидуальном уровне, имеет значение только в национальном контексте; никто не мог реально ожидать, что человек повлияет на ситуацию в Руанде, тогда как сбор каждого индивидуального ответа в то, что становится общенациональным, может иметь влияние. То же самое справедливо и в отношении обсуждения Роббинсом потогонного труда. Хотя может быть необходимо изучить причины безразличия на индивидуальном уровне, чтобы полностью понять логику, стоящую за ним, такой анализ важен только потому, что он ведет к пониманию концепции в более широком масштабе. Таким образом, вопрос, который ставит Визель об ответе правительства США на просьбы 9-го0027 Сент-Луис пассажиров однозначно соответствует пониманию Роббинсом и Нуссбаумом равнодушия и на индивидуальном уровне.
Визель, пытаясь расшифровать причины равнодушия, спрашивает: «Необходимо ли время от времени практиковать его просто для того, чтобы сохранить здравомыслие, жить нормальной жизнью, насладиться вкусной едой и бокалом вина, когда мир вокруг нас испытывает мучительные страдания?» потрясения?» (2). Роббинс, объясняя последствие момента сознания разделения труда, отвечает на этот вопрос максимально прямо: «Вам чашка чая или кофе. Ты оделся. Так же внезапно, так же возмутительно ты возвращаешься к себе во всей своей будничной малости» (85). По словам Роббинса, причина того, что сострадание не обязательно приведет к действию, заключается в том, что беспокойство о разделении труда, которое произвело вашу рубашку или чашку кофе, означает, что вы не сможете в полной мере насладиться этими вещами. Нуссбаум также соглашается с этой идеей, комментируя наше относительное отсутствие сострадания к вещам, которые нас не затрагивают: «Ближе к дому так много вещей, которые отвлекают нас, и эти вещи, вероятно, гораздо более тесно вплетены в нашу жизнь». схема целей» (16). По сути, Нуссбаум придерживается мнения, что наши способности заботиться о собственном счастье и счастье других являются взаимоисключающими, и в конечном итоге мы должны выбирать одно из другого. Тот факт, что наши личные цели являются более непосредственным отвлечением и более неотъемлемым аспектом нашей повседневной жизни, мешает нам чувствовать заботу о страданиях других в той степени, в какой мы можем или должны. Похоже, что консенсус здесь заключается в том, что безразличие является результатом вполне естественного желания сохранить собственное счастье. Такой подход может помочь объяснить реакцию США на запрос Сент-Луис пассажиров: предоставление убежища одной группе могло вдохновить других совершить подобное путешествие, тем самым спровоцировав приток иммигрантов, о котором правительству было бы легче не беспокоиться или с которым не нужно иметь дело. Безразличие — это продукт ценностей, которые ставят личное счастье выше общего блага.
Установив первопричину безразличия, представляется целесообразным проанализировать ее последствия. Как в эссе Нуссбаума, так и в эссе Роббинса, поскольку они обсуждают только причины сострадания и действия или их отсутствия, подразумевается широко распространенная идея о том, что отсутствие сострадания и бездействие фактически оставляет ситуацию статичной и неизменной. По словам Нуссбаума, если нас не беспокоит судьба страдающих руандийцев, то они просто продолжат страдать; по словам Роббинса, если мы не отреагируем на бедственное положение потогонных рабочих, их бедственное положение останется. Визель, однако, категорически оспаривает это представление о том, что безразличие просто нейтрально. Он утверждает: «Безразличие всегда друг врага, ибо оно приносит пользу агрессору, а не его жертве, чья боль усиливается, когда он или она чувствует себя забытым» (3). Эффект безразличия, по мнению Визеля, двоякий: он помогает угнетателю, давая ему необходимые средства и уверенность в продолжении того, что он делает, и усугубляет страдания жертвы, уменьшая его надежду. Первый эффект выделен цифрой Инцидент в Сент-Луисе в том, что США буквально послали нацистам еще тысячу человек для преследования и убийства как прямой результат их безразличия. Это проливает свет на весьма уместное различие между понятием отсутствия сострадания и понятием безразличия: отсутствие сострадания, по-видимому, подразумевает нейтральность, как того хотели бы Роббинс и Нуссбаум; чего-то не хватает, поэтому никакого эффекта не будет. Однако безразличие — это эмоция сама по себе; это бездействующая активная реакция с реальными последствиями, которые редко бывают положительными.
Это важное различие заключает в себе истинное понимание проблемы безразличия. Это не простое отсутствие сострадания или действий, дополняющих сострадание, как, кажется, предполагают Нуссбаум и Роббинс, оба из которых ведут к одному и тому же результату; скорее, это рука помощи угнетателю. Это действительно активный ответ. В таком случае представляется еще более необходимым заняться решением проблемы напрямую, остановив ее у источника. Движущей силой безразличия является одна идея, с которой, похоже, согласны все Визель, Нуссбаум и Роббинс: необходимость игнорировать бедственное положение других, чтобы сохранить собственное счастье. Но, учитывая уже доказанные результаты безразличия, можно ли сказать, что выигрыш в счастье, который человек получает от безразличия, перевешивает последствия? Является ли наша способность наслаждаться тривиальными удовольствиями в несколько большей степени, чем страдания и жизни стольких людей? История преподала свой урок и представила свое свидетельство; единственный вопрос, который остается, состоит в том, прислушаемся ли мы.