Язык и речь. Речевая деятельность. | net22.ru
Понятие о речи и языке
Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое общение — важнейшая потребность человека, отличающая его от животного.
Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык —это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний.
Речевая деятельность
Речевая деятельность — это процесс общения людей посредством языка. Речь — это язык на службе у конкретного человека. Таким образом язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления -общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мыслями с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. «Язык как продукт отдельного человека — бессмыслица» (Маркс). Он всегда — продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка.
Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения познавательного, трудового, революционного опыта многих поколений. Новорожденный застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие его люди. В процессе развития ребенок овладевает языком, пользуется им при речевом общении и усваивает с его помощью знания и умения.
Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К таким «мертвым» языкам относится латынь, древнегреческий, древнеславянский, древнееврейский и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве.
Нарушение речи человека
Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено. Речь тесно связана с мышлением. «Язык есть непосредственная действительность мысли»,— писал К- Маркс. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он и думает словами. Неразрывная связь речи и мышления проявляется в значении слова. Каждое слово относится к определенному предмету и называет его.
Называя предметы, слово как бы заменяет их и тем самым создает условия для специальных действий или операций над предметами в их отсутствие, т. е. над их заместителями, или знаками. Однако слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах определенные признаки, по которым и осуществляется процесс обобщения предметов. Таким образом обобщающее логическое мышление невозможно без речи.
Человеческое мышление с вовсе исключенной речью невозможно. С другой стороны, мышление — это не «чистая словесность, слово в нем всегда имеет предметную отнесенность» (Б. Ф. Баев).
Таким образом, мышление и речь — не одно и то же. Несмотря на органическую связь, сну различны. Одну и ту же мысль можно выразить разными словами родного языка и на разных языках.
С другой стороны, существуют слова и выражения, имеющие несколько значений. Если бы речь и мышление были тождественны, этого не наблюдалось бы. Поэтому ложны как те учения буржуазных психологов, согласно которым мышление протекает независимо от речи (психологи вюрцбургской школы), так и те, согласно которым мышление — это беззвучная речь (бихевиористы).
Речь выполняет несколько функций: коммуникативную, или функцию сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения.
Коммуникативная функция речи
Коммуникативная функция состоит в том, что с помощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. Коммуникативная функция речи непосредственно связана с сигнификативной: если слушатель не понимает обращенной к нему речи, сообщение бессмысленно, оно не несет в себе никакой информации, оно перестает быть для данной личности сообщением.
Сигнификативная функция речи
Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение. Называя словом конкретный предмет (эту ель), мы одновременно обозначаем и класс предметов, к которому относится названный объект мысли (ель вообще, дерево вообще). Это происходит потому, что каждое слово обобщает. Значение слова, точно так же, как и морфологический состав его, обусловлены историей развития языка. Изменения значений слов и грамматических форм речи зависит от ряда исторических условий развития общества.
Функция выражения речи
Функция выражения проявляется в том, что говорящий, сообщая что-либо другим людям, выражает посредством интонаций голоса -убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств — свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, некоторой разобщенностью звуков, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, радость улавливаются слушателями по быстрому темпу речи, большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде. Выразительность речи непроизвольна, хотя и может быть преднамеренной, управляемой.
Функция побуждения речи
Функция побуждения выражается в том, что с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонаций говорящий побуждает людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение — все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей.
Речь, кроме этого, воздействует и на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть.
Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия слов зависят от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни.
Речью обладают тольки люди.
Голосовые реакции животных нельзя считать речью.
Речь сформировалась в труде. Она возникла из острой потребности людей согласовывать трудовые действия, а позже — из потребности обмениваться мыслями и хранить познавательный опыт для новых поколений.
Единство трудовых действий порождало и единую для всех членов трудового коллектива звуковую систему, с помощью которой первобытные люди обозначали орудия труда, свои действия, явления природы. Вместе с развитием речи совершенствовался и речевой аппарат: округлялась нижняя челюсть, изменялась форма гортани, язык становился более подвижным, увеличивалась полость рта, появилось речевое дыхание и управление глоточной трубкой (Н.
И. Жинкин).Вначале человек обозначал речевыми звуками лишь то, что достигалось его чувственным опытом. В речи не было слов для обозначения широких обобщений, отвлеченных понятий, ибо человек еще не мог обобщать так, как это он делал позже. Однако с усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, действия, свойства предметов.
Это породило первые обобщения и отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и познания окружающего мира понятия обогащались содержанием и взаимными связями. Появление грамматических форм и категорий — высокая стадия развития речи в единстве с мышлением.
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
⇐ Развитие мышления у детей. Особенности.
Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звуков. ⇒
Язык. Что такое «Язык»? Понятие и определение термина «Язык» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Язык – знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления. Термин «язык» – не синоним понятия «речь», которое служит для обозначения процесса общения посредством языка.
В психологии вопросом изучения языка занимается психолингвистика. Весомый вклад в исследование категории языка как составляющей психической деятельности внес российско-польский лингвист Бодуэн де Куртенэ. До него язык изучали по письменным памятникам, он же впервые указал на необходимость изучения существующих языков и диалектов, поскольку они проявляются в речевой деятельности.
Будучи лингвистом, он, однако, не стремился ограничить язык этой наукой, справедливо полагая, что язык одинаково важен и для психологии, и для социологии. В своих работах он показал, что язык можно не только фиксировать, но и оказывать на него воздействие. Также Бодуэн де Куртенэ делал акцент на отличии индивидуального языка от общего национального: если первый ориентирован на реальное бытие, то второй представляет собой научную абстракцию.
Ученый описывал сущность языка как исключительно психическое явление, которое присуще только человеку. Он подчеркивал, что любой компонент речи или языка связан с психикой.
< Ядро Я
Ятрогения >
Популярные термины
Язык
Как мы зависим от языка, на котором говорим?
Носители тех языков, где нет категории будущего, на 30% чаще откладывают деньги на старость, чем носители языков, где будущее время выражено грамматически. Умение различать цвета и способность ориентироваться в пространстве тоже зависят от языка, на котором мы говорим.
Новости СМИ2
новое на сайте
- Психологи выяснили, что может нас заставить заняться сексом с роботом
- «Нет никакого развития»: в чем особенности зависимых отношений — 3 компонента
- Как определить, что вы готовы к семейной жизни: чек-лист из 7 вопросов
- Вспышка кори в России: почему это произошло — ответ врача
- Ты как ребенок: почему взрослый ведет себя по-детски?
- «Я не могу найти работу, натыкаюсь на мошенников. Деньги меня не любят?»
- Каким бывает страх и как его преодолеть: 6 простых советов
- Дьявол — в деталях: как с точностью до 80% определить, что вам лгут
Сегодня читают
- «После рождения ребенка воспринимаю свекровь как врага. Как изменить свое отношение?»
- «В отношениях с любовницей муж был совсем другим человеком.
- Как жителям Финляндии удается быть такими счастливыми: 3 главных правила
- Как понять, что партнер вам лжет: 6 основных признаков
- «Муж сошелся с другой женщиной, но обещал вернуться. Попросил ждать его»
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Editorial: Models and Theory of Speech Production
Разговорный язык передается с помощью хорошо скоординированных речевых движений, которые действуют как когерентные единицы управления, называемые жестами. Эти жесты и лежащие в их основе движения демонстрируют несколько отличительных свойств с точки зрения законных отношений между параметрами продолжительности, относительного времени, диапазона движения, точности цели и скорости. Однако в настоящее время ни одна из существующих теорий не объясняет все свойства этих движений. Несмотря на то, что модели речевого моторного контроля за последние 40 лет последовательно черпали вдохновение в общей науке о движении, некоторые сравнения остаются неинформативными. Например, наши нынешние знания о том, верны ли широко известные принципы, применимые к движениям конечностей (например, компромисс между скоростью и точностью, известный как закон Фиттса), также и для речевых движений, все еще очень ограничены. Понимание принципов, применимых к речевым движениям, является ключом к определению несколько неуловимой концепции речевых моторных навыков, а также к оценке и интерпретации различных уровней этого навыка у людей с диагностированными нарушениями речи и без них. Последний вопрос связан с фундаментальными дебатами о том, должны ли парадигмы оценки речевой патологии ограничиваться режимами контроля, специфичными для тех, которые лежат в основе типичных речевых производств. Разрешение таких дебатов в решающей степени зависит от нашего понимания природы речевых процессов и лежащих в их основе блоков управления.
В отличие от движений при локомоции или глазодвигательной функции, речевые движения, объединенные в жесты, являются не просто физическими воплощениями органов, движущихся в пространстве и времени, но также имеют внутреннюю символическую функцию. Специфические для языка системы, или фонологические грамматики, участвуют в формировании паттернов этих жестов. Грамматические ограничения регулируют допустимые символические комбинации, о чем свидетельствует вынесение суждений о том, правильно ли сформирована любая данная последовательность в каком-либо конкретном языке (одна и та же последовательность может быть приемлемой в одном языке, но не в другом). Каким образом эти ограничения формируют речевые жесты и как они согласуются с существующими общими принципами моторного контроля, также неясно.
Кроме того, речевые жесты являются частями слов, и, таким образом, одним из способов понимания природы системы 1 воспроизведения речи является наблюдение движений речи как частей слов или более крупных фрагментов речи, таких как фразы или предложения. Намерение произвести лексическую единицу включает в себя активацию последовательностей жестов, которые являются частью лексической единицы. Регулирование во времени единиц в таких последовательностях поднимает серьезные вопросы для теорий управления речью и моторикой (но также и для теорий познания и последовательных действий в целом). Основные проблемы возникают во взаимозависимости между различными временными масштабами, связанными с планированием жестов, выполнением движений и координацией внутри и между областями отдельных лексических единиц. Как взаимодействуют эти разные временные шкалы и как их взаимодействие влияет на наблюдаемые свойства движения, по большей части до сих пор неизвестно.
В этом специальном выпуске мы представляем множество теоретических и эмпирических исследований, исследующих природу динамики речевого двигательного контроля. Для практических целей мы разделяем эти вклады на две основные темы:
1) Модели и теории производства речи.
2) Приложения.
Ниже приводится краткое описание каждого документа, указанного в этих темах.
1) Модели и теории речеобразования
Речевой сигнал выражается одновременно в двух информационно-кодирующих системах: артикуляционной и акустической. Вклад Гольдштейна касается отношения между репрезентациями в этих двух параллельных проявлениях речи, фокусируясь не на статических свойствах, а на закономерностях изменения во времени (временная комодуляция) в этих двух каналах. Для этого Гольдштейн количественно определяет отношение между скоростями изменений в параллельных акустических и артикуляционных представлениях одного и того же высказывания, производимых разными говорящими, на основе данных рентгеновского микролуча. Анализ этого отношения показывает, что два представления коррелируют через импульсную структуру модуляции, причем локальные корреляции сильнее, чем глобальные. Эта модуляция кажется связанной с основной единицей слога.
Широко распространено мнение, что акустические параметры гласных распределены нормально, но редко демонстрируется, что это может иметь место. Уэлен и Чен количественно определили распределение значений F1 и F2 для /i/ и /o/ в английских словах «heed», «geek», «ode»/«owed» и «dote», произведенных одним говорящим на трех языках. разные дни. Анализ, основанный на большом количестве повторений этих гласных в разных контекстах согласных, показывает, что распределения в целом являются нормальными, что, в свою очередь, предполагает согласованные цели, характерные для гласных, в разных контекстах. Результаты добавляют веса широко распространенному предположению о том, что речевые цели следуют нормальному распределению, и авторы обсуждают последствия для теорий речевых целей.
Терк и Шаттук-Хуфнагель обращаются к природе времени в речи, уделяя особое внимание конечным точкам движений, которые, как они утверждают, связаны с целями этих движений. Приводится аргумент, что эти точки требуют специальных режимов управления. Доказательства этого аргумента получены в результате работы как с речевым, так и с неречевым моторным контролем. Также утверждается, что в отличие от точки зрения артикуляционной фонологии / динамики задач, где продолжительность жестов определяется внутренней динамикой, продолжительность должна быть независимо контролируемой переменной в речи. Таким образом, фонологически-внешний компонент считается необходимым, и делается призыв к разработке и тестированию моделей речи, в которых компонент абстрактных, символических фонологических представлений отделен от способов (способов), которыми эти представления реализуются в количественных терминах. которые включают спецификации продолжительности поверхности и сопутствующие механизмы синхронизации для их достижения.
Шоу и Чен исследовали, в какой степени синхронизация между жестами стабильна при вариациях пространственного положения отдельных артикуляторов, как это предсказано в Articulatory Phonology. Используя электромагнитную артикулографию с группой носителей китайского языка, произносящих односложные слова CV, они обнаружили корреляцию между начальным положением жеста языка для гласных и синхронизацией C-V. В отличие от исходной гипотезы, это указывает на то, что синхронизация между жестами чувствительна к положению артикуляторов, что указывает на критическую роль соматосенсорной обратной связи.
Россиг и Мюкке изучают тональные и кинематические профили различной степени выраженности (безударный, широкий, узкий и контрастный фокус) у 27 носителей немецкого языка. Показано, что параметры как тонального, так и кинематического измерения систематически варьируются в зависимости от степени заметности. При моделировании этих результатов предлагается динамический подход. Этот подход охватывает многомерность просодии и в то же время показывает, как дискретные и непрерывные модификации в маркировке фокуса могут быть выражены в рамках одного формального языка. Модель качественно фиксирует наблюдаемые закономерности в данных путем настройки абстрактной управляющей переменной, которая формирует ландшафт аттрактора в пространстве параметров кинематических и тональных измерений, рассматриваемых в этой работе.
Iskarous предлагает вычислительный подход для объяснения природы пространственно-временной детализации речевого тракта, о чем свидетельствуют речевые жесты. Основываясь на наборе уравнений реакции-диффузии с одновременными паттернами Тьюринга и Хопфа, критические характеристики речевых жестов, связанные с сужением голосового тракта, могут быть воспроизведены в поддержку идеи о том, что двигательные процессы можно рассматривать как появление описаний с низкой степенью свободы из системы с высокой степенью свободы.
Патри и др. обращать внимание на индивидуальные различия в ответах на слуховые или соматосенсорные возмущения в воспроизведении речи. Развлекаются два аккаунта. Первый сводит индивидуальные различия к различиям в остроте сенсорных характеристик, в то время как второй оставляет сенсорные спецификации нетронутыми и, вместо этого, модулирует чувствительность соответствия между моторными командами и их слуховыми последствиями. Хотя результаты моделирования показывают, что оба подхода приводят к одинаковым результатам, утверждается, что сохранение нетронутых сенсорных характеристик является более гибким, что позволяет использовать более всеобъемлющий подход к изменчивости речи, когда когнитивные, внимание и другие факторы могут модулировать реакцию на возмущения.
Одна из основополагающих идей фонологии и фонетики состоит в том, что производимые и воспринимаемые высказывания разлагаются на последовательности дискретных единиц. Однако данные развития указывают на то, что в детской речи высказывания носят целостный, а не сегментированный характер. Вклад Дэвиса и Редфорда предлагает теоретическую демонстрацию наряду с сопутствующим моделированием того, что постулируемые единицы могут возникать на стадии речи, где слова или фразы начинаются как синхронизированные во времени моторные и перцептивные траектории. По мере того как слова добавляются и неоднократно повторяются учащимся, моторные траектории начинают формировать повторяющиеся артикуляционные конфигурации, которые в сочетании с соответствующими перцептивными репрезентациями порождают перцептивно-моторные единицы, которые, как утверждается, характеризуют зрелое речевое производство.
В своем вкладе Kearney et al. представить упрощенную версию модели DIVA, сосредоточив внимание на трех подгоночных параметрах, связанных со слуховой обратной связью, соматосенсорной обратной связью и упреждающим контролем. Модель тестируется с помощью компьютерного моделирования, которое определяет оптимальное соответствие модели шести существующим наборам данных сенсомоторной адаптации, демонстрируя превосходное соответствие реальным данным при различных типах возмущений и экспериментальных парадигмах.
Активной областью фонологической теории является исследование дистанционной ассимиляции, когда признаки фонемы уподобляются признакам другой несмежной фонемы. Тилсен стремится определить механизмы возникновения таких нелокальных ассимиляций в моделях планирования и производства речи. Предлагаются два механизма. Во-первых, жест либо предварительно выбран в более раннюю эпоху, либо не подавляется (после выбора), так что его влияние распространяется на более поздние эпохи. Во-вторых, жесты, которые могут быть активны в одну эпоху динамики уровня планирования, даже если они не выбраны во время выполнения, могут все же влиять на производство в другую эпоху. Доказательства этих механизмов обнаруживаются как в речевых, так и в неречевых парадигмах подготовки движений. Утверждается, что существование этих двух механизмов объясняет основную дихотомию между явлениями ассимиляции, которые были описаны как включающие расширение ассимилирующего свойства, и теми, которые не могут быть так описаны.
Сюй и Пром-он противопоставляют два принципа, которые, как предполагается, лежат в основе динамического управления движением: экономия усилий и максимальная скорость передачи информации. Они представляют данные носителей американского английского о повторяющихся последовательностях слогов, которых просили имитировать записи тех же последовательностей, которые были искусственно ускорены, и составлять осмысленные предложения, содержащие одни и те же слоги, с нормальной и быстрой скоростью речи. Результаты показывают, что характеристики формантных траекторий, которые они анализировали, лучше всего соответствуют понятию принципа максимальной скорости передачи информации.
Вклад Крегера и др. предлагает демонстрацию того, что модель обучения, основанная на самоорганизующихся картах, может служить мостом между моделями ментального словаря и моделями сенсомоторного контроля и что такая модель может учиться (из семантических, слуховых и соматосенсорная информация) репрезентативные единицы, родственные фонетико-фонологическим признакам. На широком уровне было предпринято мало усилий, чтобы соединить теорию и моделирование лексики и моторного контроля. Предлагаемая модель направлена на устранение этого пробела и делает прогнозы относительно специфики и скорости роста таких репрезентативных признаков в различных условиях обучения (только слуховые режимы против слуховых и соматосенсорных режимов обучения).
Паррелл и Ламмерт разработали синтез модели динамических двигательных примитивов для управления моторикой (Schaal et al., 2007; Ijspeert et al., 2013) с моделью динамики задач производства речи (Saltzman and Munhall, 1989). Ключевым элементом в достижении этого синтеза является включение обучаемого форсирующего термина в систему точек-аттракторов динамики задачи. Наличие такого перестраиваемого члена наделяет динамику задачи гибкостью траекторий движения. Предлагаемый синтез также устанавливает связь с подходами к оптимизации управления двигателем, где можно увидеть, что форсирующий член минимизирует функцию стоимости в течение рассматриваемого промежутка времени движения (например, минимизирует общую энергию, затрачиваемую во время достижения движения). Динамика предлагаемой модели синтеза подробно описана, а их эффекты продемонстрированы в форме доказательства концепции моделирования, показывающей последствия возмущений для траекторий движения челюстей.
2) Применение
Noiray et al. представить исследование, в котором они изучали, коррелирует ли фонематическая осведомленность со степенью коартикуляции, обычно используемой в качестве показателя для оценки размера детских производственных единиц. Задание на производство речи было разработано для проверки различий в развитии степени внутрисложной коартикуляции у 41 немецкого ребенка в возрасте от 4 до 7 лет с использованием ультразвуковой визуализации. Результаты показывают, что процесс развития беглости разговорной речи включает в себя динамические взаимодействия между когнитивной и речевой двигательной сферами.
Тиеде и др. опишите исследование, в котором они отслеживали движения головы и речевых артикуляторов во время задания на создание чередующихся пар слов, управляемого метрономом с ускоряющимся темпом. Результаты показывают, что по мере увеличения производственных усилий увеличивалось и кивание головки динамика, и это кивание резко увеличивалось после ошибок. Наиболее сильное увлечение между головой и артикуляторами наблюдалось с наибольшей скоростью в условиях кодового чередования.
Намасиваям и др. представить подход артикуляционной фонологии к пониманию природы нарушений звуков речи (SSD) у детей, стремясь примирить традиционную фонетико-фонологическую дихотомию с концепцией взаимосвязи между этими уровнями. Они представляют доказательства, подтверждающие идею артикуляционных жестов на уровне производства речи и то, как это отражается на процессах управления в мозгу. Они добавляют обзор того, как артикуляционный подход, основанный на «жестах», может объяснить артикуляционное поведение в типичной и неупорядоченной речи, делая вывод, что подход артикуляционной фонологии предлагает продуктивную стратегию для дальнейших исследований в этой области.
Heyne et al. обратиться к взаимосвязи между речью и другим навыком оральной моторики, игрой на тромбоне. С помощью ультразвука они зафиксировали срединно-сагиттальную форму языка у новозеландских англоязычных и тонганоязычных тромбонистов. Формы языка двух языковых групп оценивались с помощью обобщенных аддитивных смешанных моделей, в то время как эти говорящие/играющие произносили гласные (на своих родных языках) и длительные ноты разной высоты и интенсивности. Результаты показывают, что, хотя производство воздушного потока и необходимая акустика в значительной степени ограничивают конфигурацию голосового тракта во время игры на тромбоне, можно обнаружить свидетельство вторичного влияния речевых моторных конфигураций в том, что две группы, как правило, использовали разные конфигурации языка, напоминающие отдельные вокальные монофтонги в их соответствующих группах. языки.
Документы, собранные по этой теме исследования, свидетельствуют о преимуществах сочетания теоретических и эмпирических подходов к изучению производства речи. Они также свидетельствуют о ценности формального моделирования для решения давних проблем в развитии речи и взаимосвязи между моторным контролем и фонологическими паттернами; к важности соматосенсорной и слуховой обратной связи в планировании и мониторинге производства речи и важности интеграции моделей производства речи с другими аспектами познания; и, наконец, к потенциалу теоретических моделей в информационных приложениях производства речи при нарушенной речи и двигательных навыках в других устных действиях, таких как игра на музыкальных инструментах.
Вклад авторов
Все перечисленные авторы внесли равный вклад в работу и одобрили ее для публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Благодарности
Работа AG была поддержана Европейским исследовательским советом (AdG 249440) и Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG, Немецкий исследовательский фонд) — ID проекта 317633480 — SFB 1287, Project C04. 9Один из наших рецензентов отмечает, что в области психолингвистики термин «производство речи» используется более широко (чем при использовании термина, подразумеваемого вкладом в эту тему исследования), и указывает на необходимость, метко сформулированную, «преодолеть разрыв между психолингвистически информированной фонетикой и фонетически информированной психолингвистикой». Мы полностью согласны и с нетерпением ожидаем будущих исследований и, возможно, тем исследований, посвященных такому объединению. Недавний специальный выпуск о психолингвистических подходах к воспроизведению речи см. в Meyer et al. (2019), а более целенаправленный обзор вопросов, связанных с «фонетическим кодированием» (термин в психолингвистике, примерно эквивалентный нашему использованию термина «производство речи» в настоящей теме исследования), см. в Laganaro (2019).
Ссылки
Эйспеерт, А. Дж., Наканиши, Дж., Хоффманн, Х., Пастор, П., и Шаал, С. (2013). Примитивы динамического движения: изучение моделей аттракторов для двигательного поведения. Нейронные вычисления , 25, 328–73. doi: 10.1162/NECO_a_00393
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
Лаганаро, М. (2019). Фонетическое кодирование при производстве высказываний: обзор открытых вопросов с 1989 по 2018 год. Language Cognit. Неврологи. 34, 1193–1201. doi: 10.1080/23273798.2019.1599128
CrossRef Full Text | Google Scholar
Мейер А.С., Арди Р. и Лорел Б. (2019). Тридцать лет разговоров: введение в спецвыпуск. Распознавание языка. Неврологи. 34, 1073–1084. doi: 10.1080/23273798.2019.1652763
CrossRef Полный текст | Академия Google
Saltzman, E.L., and Munhall, K.G. (1989). Динамический подход к моделированию жестов в речи. Экологическая психология , 1, 333–82. doi: 10.1207/s15326969eco0104_2
CrossRef Full Text | Google Scholar
Шаал С., Мохаджерян П., Айспеерт А. Дж., Цисек П., Дрю Т. и Каласка Дж. Ф. (2007). Динамические системы и оптимальное управление объединяют взгляды. В процессе исследования мозга 165 , 425–45. дои: 10.1016/S0079-6123(06)65027-9
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Восприятие речи — JungMinded
Восприятие речи кратко обсуждалось в публикации о понимании языка (страница психологии языка). Здесь я сосредоточусь конкретно на нескольких теоретических моделях, пытаясь объяснить, как мы различаем отдельные фонемы и слова в непрерывном потоке человеческой речи.
Я закончу обсуждением модели TRACE: вычислительной системы, предназначенной для воспроизведения того, как люди воспринимают речь. Я расскажу об этом более подробно в следующем посте о коннекционизме.
Акустика речи
Отсутствие инвариантности
Во-первых, нам нужно понять, что такое речь на самом деле. С точки зрения акустики (физики звука) это движущиеся частицы воздуха, и мы измеряем частоту этих движений в Гц (герц = циклы/сек). Человеческая речь представляет собой сложный звук, а это означает, что одновременно воспроизводятся многочисленные частоты. Самая медленная называется основной частотой и определяет высоту голоса (80-200 Гц у мужчин, до 400 Гц у женщин). Остальные частоты гармоники : они определяют тембр . Таким образом, то, что мы воспринимаем как речь, представляет собой многочисленные волны разной частоты.
Традиционно психолингвисты разбивают речь на разные уровни: фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения. Вопрос, однако, в том, как наш мозг может различать эти уровни в необработанном частотном сигнале. Письменный язык можно описать как «бусины на нитке», где каждая буква и слово следуют друг за другом, воспринимаясь одна за другой. Различение языковых уровней в речи гораздо сложнее по многим причинам, и одна из них — 9.0116 Отсутствие инвариантности .
Отсутствие инвариантности относится к представлению об отсутствии надежной связи между фонемой языка и ее акустическим проявлением в речи. Одно и то же слово или даже отдельная фонема могут звучать совершенно по-разному в зависимости от многих факторов:
1) Индивидуальные различия. Акустический строй речи во многом зависит от акцента говорящего, его физических и психологических особенностей.
2) Условия речи.
3) Коартикуляция. Это идея о том, что одновременно артикулируется более одного звука, поэтому каждый из них частично формируется окружающими его звуками. Суставы (челюсть, язык, рот) переходят от звука к звуку, позволяя нам говорить быстрее, поэтому акустическая структура каждой фонемы во многом зависит от ее «соседей». Рассмотрим следующие спектрограммы звука /d/ в трех разных положениях:
Место артикуляции на /d/ каждый раз разное, что дает несколько «версий» одного и того же звука, однако мы, как слушатели, все равно каждый раз будем слышать /d/, несмотря на большие различия в их акустической структуре.
Категориальное Восприятие
Мы воспринимаем речь в разных категориях, а не в одной волне энергии, гораздо лучше различая категории, чем внутри них. Либерман и др. (1957) провели исследование, в ходе которого участники слушали синтетически созданные согласные, которые постепенно менялись с /b/ на /d/; они должны были маркировать каждый звук так, как они его слышали. Они обнаружили, что даже большие изменения (например, от значений 1 до 4) не приводили к изменению маркировки, если они не пересекали границу фонемы, но небольшое изменение от /b/ до /d/ приводило к другой маркировке. Это открытие подтвердило Теория категориального восприятия : человеческий мозг не то чтобы занимается различиями между звуками как таковыми, но очень хорошо определяет границы между категориями.
Одним из возможных объяснений демонстрируется знаменитый Эффект МакГерка , о котором, я уверен, многие из вас знают. Ключевым моментом является то, что мозг не полагается исключительно на акустику звука при различении раздражителей. Мы также используем нашу визуальную информацию и, самое главное, контекст, таким образом реализуя обработку как снизу вверх, так и сверху вниз. Я нашел действительно хороший пример эффекта МакГурка, посмотрите его:
Когортная модель (Marslen-Wilson & Welsh, 1978)
Модель предполагает, что когда мы начинаем воспринимать начало слова, активируется целая когорта сохраненных слов с одинаковым началом; например, «СЛОВО» активирует «мир», «работа», «арбуз» и т. д. По мере того, как мы воспринимаем остальную часть слова, когорта «кандидатов» становится все меньше и меньше, пока не останется только одно — и, таким образом, нужное слово признан.
Проблема сегментации
Когортная модель поднимает важный вопрос сегментации слов: конечно, нам нужно знать, где начинается слово, чтобы активировать соответствующую когорту. В непрерывной речи слова не всегда акустически разделены; взгляните на приведенную ниже спектрограмму, соответствующую фразе /противостоять/:
Кроме того, часто слова могут «прятаться» внутри более длинных слов, и бывает сложно понять, какое слово мы воспринимаем: слушая «он заметил оленя», мы можем сначала услышать, например, «он паучье ухо».
McQueen et al. (1994) предположили, что чем больше активированная когорта, тем меньшую роль играет каждое слово, поэтому тем труднее найти правильное слово в их конкуренции. Частота также имеет значение: более частое слово с большей вероятностью выиграет. Здесь «паук», вероятно, более частое слово, чем «шпионил», поэтому у него больше шансов «победить». Однако опять же, обработка сверху вниз помогает, поскольку контекст играет решающую роль в понимании речи.
Моделирование
McClelland & Elman (1986) реализовал когортную модель на компьютере, создав модель TRACE :
Каждый узел представляет собой гипотезу о том, что слово присутствует в стимуле; они соревнуются друг с другом, пока не останется только один «победитель». Важным моментом здесь является то, что не только согласованные признаки подтверждают друг друга, но и несовместимые — подавляют друг друга (вы можете видеть, что стрелки указывают в обоих направлениях). Так, например, когда мы слышим МИР, активируются такие слова, как РАБОТА, СЛОВО, ЧУДО. Затем возникающий звук /р/ тормозит активацию ЧУДА, а затем /л/ и /д/ тормозят РАБОТУ и СЛОВО, одновременно подтверждая МИР. Тот же процесс происходит на фонемном уровне, где звуковые характеристики (такие как мощность, взрыв и т.