Сознание в философии, формы сознания человека
Сознание человека – это субъективное переживание внешней действительности, которое выражается в самоотчете этих событий. Более широкое определение понятия сознание это свойство психики, через которое отображаются внешние события, независимо от уровня осуществления (биологического, общественного, чувственного или рационального). В более узком значении – это функция головного мозга, свойственная только людям, которая, связанная с речью, выражается в целенаправленном и обобщенном отражений явлений действительности, предварительном построении действий в уме и прогнозировании результатов, проявляется в рациональном управлении и самоконтроле действий посредством рефлексии.
Понятие сознание человека является предметом исследования во многих науках (психологии, философии, социологии), ученые пытаются раскрыть смысл существования и возникновения такого явления.
Сознание синоним: рассудок, осмысление, уяснение, постижение, мысль, разум, далее они будут использоваться в тексте.
Формы сознания
Существует индивидуальное и общественное сознания. Первое, индивидуальное – это сознательность каждого индивида о его индивидуальности бытия, посредством его общественного бытия. Оно является элементом общественного сознания. Следовательно, второе, понятие сознания общественного – это обобщенные индивидуальные сознания различных личностей. Такое обобщение происходит исторически, в процессе долгого времени. Поэтому оно также считается групповым.
В групповом сознании необходимо рассмотреть две особенности – это общественный контакт людей, как важный фактор и общая сила этих людей при объединении их отдельных сил.
Каждый коллектив составляет группу различных личностей, однако, не каждая группа личностей будет коллективом. Исходя из этого, проявление коллективного сознания всегда будет групповым, а групповое не всегда будет коллективным. Коллективный разум – это, во-первых, проявление общественного сознания, как общественной идеи, во-вторых, эта идея обусловливает деятельность отдельных личностей в этом коллективе.
Индивидуальная осознанность типичных личностей всегда определяет групповую осознанность. Но только типичное для определенной группы, которое подходит по частоте проявления, силе выражения в любое время, то есть такое, что опережает, направляет развитие данной группы.
Коллективное и групповое формы сознания пребывают под зависимостью общественного сознания и обусловливаются отношениями между членами группы. Таким образом, те психические явления, которые характерны процессу общения представляют различные явления в групповом сознании.
Последнее, в свою очередь, разделяется на несколько форм сознания. Самыми специфическими являются массовидные явления, они составляют общественные настроения и создают групповой психологический климат. Вызывают эти настроения в большей части межличностные отношения. Если в группе хорошие, теплые и доверчивые отношения, то соответственно и психологический климат будет благоприятный и проблемы такой группе легче решать. Но если в такой коллектив внедряется человек, рассеивающий вражду между членами группы, естественно, психологический климат будет ухудшаться, эффективность труда начнет падать. Также на массовые настроения в группе могут повлиять дидактогении – это изменения в настроении, доходящие до болезненного состояния и вызваны грубым поведением и воздействием руководителя.
Еще одна форма группового сознания – паника. Паника – это проявление страха, состояние аффекта, которое захватывает целую группу и под влиянием взаимного подражания усиливается еще больше.
Мода – форма группового сознания, когда люди начинают подражать друг другу, равняться на общественное мнение и опираться на извещение средств массовой информации, относительного того, в чем они должны ходить, одеваться, обуваться, какую музыку слушать.
Коллективное мышление – также форма групповой сознательности, оно закрепляет целенаправленность каждого члена в решении задания коллектива, дает возможность продумать ее и осветить с разных сторон, также способствует инициативности. Коллективное мышление добавляет критичность решениям, и это способствует развитию самокритичности в каждого члена группы, обогащает знаниями и опытом одних за счет приобретения знания у других, создает позитивный эмоциональный тонус, создает ситуации соревнования, повышая работоспособность, сокращает время для решения поставленной задачи. Решение одного задания способствует появлению новых и стимулирует, таким образом, развитие и прогрессирование группы, коллективное мышление двигает коллектив вперед.
Форма общественного сознания делится на несколько видов: религию, науку, право, нравственность, идеологию и искусство. Такие формы, как религия, право, нравственность и искусство, как социальные явления являются относительно самостоятельными и изучаются разными науками. Нравственное и эстетическое сознания имеют связь, какую можно повседневно наблюдать, например, нравственные поступки часто характеризуют как красивые, и наоборот, аморальные поступки называют отвратительными или безобразными.
Религиозное искусство через церковную живопись, музыку используется для углубления религиозных чувств и в целом религиозного сознания каждой личности и целых групп. В малых группах религиозная осознаваемость – это явление из религиозной психологии, которая включает религиозное мировоззрение отдельного человека и групп.
Философский вид сознания – теоретическое мировоззрение, познания о законах природы, человека и общества, она выделяет методы их познания. Отображает бытие в концептуальной форме, выполняет гносеологическую и мировоззренческую функции.
Научность сознания представляет собой рациональное систематизированное отображение окружающего мира через применение научных теорий, доводов и фактов, отображается в сознании людей в категориях законов и теорий. Оно позволяет человеку мыслить в категориях, применять различные принципы познания, чтобы делать новые открытия. Применение научного сознания можно увидеть во всевозможных сферах бытия людей.
Нравственность, как форма осознанности, появлялась и изменялась, также как нравственная психология группы, которая обобщает социальный полезный опыт общения в группах и в соответствующих условиях.
Нравственность сознания основывается на категории морали, она является самой древней формой общественного сознания, также оно проходит сквозь все области человеческой деятельности (профессию, быт, семью). Оно отражается в категориях, которым человек мыслит и руководится: добра, зла, совести, достоинства и другие. Мораль определяется кругозорами конкретных обществ и классов. В моральных нормах отображаются общечеловеческие, то есть независимые от общественного класса, нравственные ценности: гуманизм, честь, ответственность, сострадание, коллективизм, благодарность, великодушие.
Политичность сознания начала появляться с формированием государства, классов и сферы политики. Оно отражает взаимодействия классов и социальных групп, место и их роль в государственной власти, отношений между собой наций и государств, ориентированы экономическими мотивами. Оно интегрирует все формы общественного сознания. На него воздействуют различные сферы: религия, наука, право, но ведущим остается политическое. Также это элемент функционирования политической системы страны. В нем есть два уровня: обыденно-практический уровень и идеолого-теоретический. На обыденно-теоретическом уровне взаимосвязаны опыт и традиция, эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, оно появляется стихийно, из деятельности и жизненного опыта людей. Также оно нестабильное, потому что существует под влиянием и зависимостью от условий жизни, эмоций людей и постоянно меняющегося опыта.
Употребление обыденного сознания важно тем, что ему свойственна целостность жизнепонимания, и при творческой обработке оно есть основой теоретического сознания. Теоретическому политическому сознанию свойственна полнота и глубина отображения политической реальности, отличающаяся способностью прогнозировать и систематизировать взгляды. Оно может вырабатывать политическую программу, с опорой на экономическую и социальную сферы. Такая политическая идеология способна активно оказывать влияние на уровне общественного сознания. Над созданием идеологии трудятся только специально обученные люди, которые занимаются осмыслением закономерностей общественной жизни и занимают себя «политическим творчеством». Хорошо сформированная идеология может оказать влияние на сознательность общества в целом, поскольку это непросто система взглядов, а хорошо структурированная пропаганда, пронизывающая все слои и сферы общества, которая пользуется государственной силой и использует средства массовой информации, науку, культуру, религию.
В правовом сознании очень большая связь с политическим, поскольку в не м имеют место политические, как и экономические заинтересованности различных общественных групп. Оно воздействует на различные сферы общественной жизни, в которой выполняет такие функции: регулятивную, познавательную и оценочную.
Также правовое, имеет исторический характер, и его развитие происходит зависимо от экономических и политических обстоятельств и условий жизни, оно зарождается вместе с первыми проявлениями политической организации социума, права и деления на классы и отображает взаимоотношения людей, организаций, государственных органов, которые связаны правами и обязанностями, их гарантом является закон.
Экономическая осведомленность отображает знания и теории экономической деятельности и социальные потребности. Оно формируется под влиянием исторических условий и обусловливается необходимостью осознания экономических и социальных изменений. Также оно направлено на совершенствование экономической реальности.
Экологические аспекты сознательности человека выполняют общественные функции. Прежде всего познавательную и воспитательную функции. Оно взаимосвязано с другими формами сознания: нравственным, эстетическим и правовым. Состояние экологии требует от человека эстетического и нравственного отношения к окружающей природе, в ином случаи, человек поддается влиянию правового сознания с целью, оплатить ущерб, нанесенный природе.
Экологическая сознательность заключается в гуманном отношении к природе, осведомленностью человека себя, как часть этой природы. Критерием в этом служит духовная потребность бережного отношения и стремления к сохранению красоты природы.
Сознание и бессознательное
Состояние осведомленности – есть состоянием человека, в котором тот способен четко видит и осмысливать все, что происходит вокруг него и что происходит непосредственно с ним, способен держать под контролем свои действия и следить за развитием событий вокруг него.
Бессознательное – это неконтролируемые, неосознанные действия и особенные психические проявления. Это два различных полюса психики, но они находятся в связи и взаимодействии.
Психоанализ первым в психологии начал изучать индивидуальную сознательность и бессознательное их взаимосвязь и, как они проявляются в поведении. Согласно с этим направлением, осведомленность человека – это всего лишь не более чем одна десятая психики. Большую часть составляет бессознательное, в котором хранятся инстинкты, желания, эмоции, страхи, они всегда с человеком, но только иногда проявляются и в тот момент руководят человеком.
Сознание синоним сознательности, и этот термин также будет использоваться. Итак, сознательное – это то, которое контролируется человеком, бессознательное – то, которое невозможно контролировать, только оно само способно воздействовать на человека. Озарение, сны, ассоциации, рефлексы, инстинкты – проявляются без нашей воли, также интуиция, вдохновение, творчество, впечатления, вспоминания, навязчивые мысли, оговорки, описки, болезни, боли, побуждения – проявления бессознательного, иногда некоторые из них могут проявляться в совсем неподходящий момент или если человек этого совершенно не ожидает.
Таким образом, наблюдается связь бессознательного с сознательным, и на сегодняшний день никто не решается опровергнуть ее. Как сознательное, так и бессознательное переплетаются в человеке и влияют и на него и друг на друга. Бессознательная сфера может открыться человеку, чем устанавливается то, какие внутренние побуждения и силы движут человеком, его мыслями и поступками, вне сознания.
Руководствуясь этим знанием можно намного улучшить свою жизнь, научиться доверять интуиции, становиться открытым творчеству, работать над своими страхами, открываться инсайтам, слушать внутренний голос, прорабатывать угнетенные желания. Для всего этого требуется запас сил и желание, но затем чтобы всецело понимать себя, развиваться, достигать целей, избавиться от комплексов, необходимо заниматься самоанализом и глубоким самопознанием.
Бессознательное избавляет разум от лишней нагрузки, защищает от перегрузки информацией. Оно помещает в себе негативные переживания, страхи, травмирующую психику информацию и благодаря этому, защищает человека от психологических перенапряжений и срывов. Без такого механизма люди не смогли бы выдерживать все давления из внешнего мира. Благодаря освобождению от негативных переживаний или устаревшей ненужной информации, человек способен полностью себя реализовывать.
Защита сознания человека проявляется в освобождении его от постоянного контроля над действиями, которые он осуществляет каждый день. Такие действия, как, например, чистка зубов, пользование приборами, езда на велосипеде, и многие другие становятся автоматическими и не требуют осмысливания действий. Также взрослый человек не замечает, как он из букв составляет слова, когда читает, не думает о том какие действия нужно совершать чтобы ходить. Точно так же действия становятся автоматическими в профессиях.
Оттого, что некоторая информация переходит в бессознательную область, освобождается гораздо больше места для усвоения новой информации, разум легче концентрируется на новых важных задачах. Но надо не забывать, что даже то, что ушло в бессознательное не пропало бесследно, оно хранится, и под влиянием какого-то стимула способно вырваться наружу, потому что, в любом случае, оно есть частью человека.
Сознательное и бессознательное психики имеют одинаковую важность для людей, и нельзя недооценивать функциональность какого-нибудь из них.
Сознание и самосознание
Понятие сознание человека применяется и в контексте самосознания. Свойства сознания в том, что оно как личностное ядро человека, вмещает в себе чувства, ощущения, мысли и эмоции. Значение самосознания в том, что оно является отношением человека к самому себе. Выходит, что оба понятия являются частями единого целого.
Если оглянутся на историю человечества, то первобытные люди имели только недоразвитое осведомление, которое развивалось поэтапно. Начиналось с того, что человек ощущал свое тело на физическом уровне, понимал ограничение его способностей. После исследования своего тела он начал исследовать внешний мир, от этого его ум обрел новую информацию, что стимулировало его развитие. Чем больше человек знакомится с разными предметами, тем больше он умеет находить их отличия и познавать новые свойства.
Сформированность самосознания, произошло еще немного позже. Сначала человеком руководили только врожденные инстинкты (размножения, самосохранения). Благодаря самосознанию человек сумел подняться над таким примитивизмом, и поспособствовало этому появление иерархичности в сообществах. Каждая группа имела вождя, которого все слушали, выполняли его указания, принимали критику и похвалы. Таким образом, люди становились выше своих инстинктов, потому что начали делать что-то не конкретно для себя одного, а для целой группы и вождя. Такое проявление самосознания в наружном мире, а не внутри сознания человека. Еще позже индивидуум начинал слушаться собственного голоса и действовать по отношению к «услышанному», это позволило ему подняться выше инстинктов, мимолетных желаний и других факторов, которые мешали личностному развитию.
В развитии современного человека формирование сознания и самосознания появляется также поэтапно. Сначала ребенок постепенно осознает себя, потом оказывается под руководством взрослых. Позже внешние руководители заменяются внутренними. Но такое развитие дошло не до всех. В неразвитых странах, есть такие люди, живущие все еще по прежнему инстинкту.
Без самосознания человек не может идти далее в своем личностном развитии, достигать целей, ладить с окружающими людьми, становиться успешным. С помощью самосознания человек видит и делает свою жизнь такой, как ему хочется. Все успешные люди владеют этим свойством. Иначе они не смогли бы стать разумными, развить интеллект.
Кстати, часто сравниваются такие категории, как сознание и интеллект. Многие люди считают, что если есть сознание, то это также говорит об интеллекте, но эти категории имеют разное значение. Интеллектуальный человек не всегда сознателен. Уровень сознательности у не очень образованных людей может быть выше. Поэтому сознание и интеллект – нетождественные понятия. Но с помощью самосознания происходит развитие интеллектуальных возможностей. Свойства самосознания и сознания – составляют жизнь современного человека, помогают ему в обретении свободы, иначе она бы осталась только в рамках желаний.
Сознание в философии
Понятие сознания в философии является сложной темой для изучения, над ней размышляли великие люди. Соотношение понятий сознание и мозг в философии еще более трудная тема, поскольку два понятия представляются, как абсолютно разные. Определением сознания является идея, а мозг – материальный субстрат. Но все же между ними определенно существует связь.
Современные философы уверены в существовании сознания и относительно источников, выделяют несколько его факторов. Первое, внешний и духовный мир, природное и духовное отражаются в сознании под видом определенных чувственно-понятийных представлений. Такая информация заключается в результате взаимодействий человека и ситуации, обеспечивающей контакт с ней.
Второе, социокультурная среда, эстетические и этические установки, правовые акты, знания, способы и средства познавательной деятельности – это позволяет человеку быть социальным существом.
Третье, это духовный внутренний мир личности, ее жизненный опыт и переживания, переосмысливая которые человек строит планы.
Четвертое, мозг является таким фактором, потому что он на клеточном уровне обеспечивает осуществление функционирование сознания.
Пятое, также фактором выступает космическое информационное поле, звеном которого есть функционирование сознания человека.
Получается, что источником сознания есть не только сами идеи (за теорией идеалистов), и не сам мозг (за материалистами), а объективная и субъективная действительность, отображающая человеком с помощью головного мозга в надличностных формах сознания.
Сознание и мозг в философии изучается с нескольких подходов. Одним из таких есть физикализм – материалистическое направление, отрицающее существование сознания в качестве самостоятельной субстанции, поскольку в первую очередь, оно порождено материей.
Солипсизм также является подходом, изучающим понятие сознания и предъявляющее крайние взгляды. Он гласит, что осознанность каждого человека существует, как единая достоверная реальность. Материальный мир есть продуктом сознания.
Описанные подходы предъявляют умеренный материализм и объективный идеализм. Относительно первого, то категория сознания в нем определяется, как уникальное проявление материи, позволяющее отображать самого себя. Второй, твердит, что в сознании имеется некая связь с материей, существование сознания определяют, как первоначальное.
В самом деле, осознанность человека относительно мозга, или как само по себе не объясняется вышеописанными подходами. Необходимо изучить другие направления. Например, существует космический взгляд, согласно ему – смысл сознания независимый от материального носителя – это дар космоса, и является неделимым.
Согласно биологической теории, возможность осознавать – это продукт живой природы и присущее абсолютно всем, даже самым простым организмам. Потому что жизнь не спонтанна, и закономерности истекают из сознания. Все живые создания имеют инстинкты врожденные и приобретенные в процессе их жизнедеятельности, накопленные вместе с опытом, они тоже способны проделывать сложные по структуре действия, а некоторым животным даже присуща своеобразная мораль.
Но есть также взгляд, относительно которого, свойство сознания считается присущим исключительно человеку. Но, даже выходя из таких разных версий, определений, философия не дает единого ответа на вопрос о источнике происхождения сознания. Разум человека находится в непрерывном движении, развитии, поскольку с ним каждый день происходят разные события, которые человек пытается осмыслить, осознать.
Сознание и язык в философии кратко можно описать, как еще один волнующий философов вопрос. Разум и язык непосредственно имеют взаимовлияние, которыми можно управлять. Когда человек работает над усовершенствованием речевых данных, он также изменяет собственные свойства сознания, развивая тем самым умение в объективном восприятии информации и принимать решения. Древние философские мыслители, такие как Гераклит, Платон, Аристотель занимались изучением взаимосвязи сознания, мышления и языка. Это даже можно проследить в греческом слове «логос», которое дословно значит, что мысль неотрывна от слова.
Сознание и язык в философии кратко можно обусловить через такое философское течение, как «философия языка», оно твердит, что способность сознания, непосредственно влияет на мировосприятие человека, в частности, его речь, из этого истекает, что также и на общение с окружающими.
В современном времени многие ученые пытаются найти все новые отношения в сознании и языку. Например, недавние исследования подтвердили, что в каждого человека в мышлении применяются визуальные картинки, которые сформировались под воздействием сознания. Таким образом, осознаваемость направляет мыслительный процесс. Близким к такому определению был мыслитель Рене Декарт, давший такое объяснение, которое навсегда закрепилось в философии и других науках, что его можно находить доминирующим.
Декарт полагал, что есть две субстанции – мыслящая и телесная, принципиально различающиеся друг от друга. Вещи и события телесной субстанции, считаются пространственными и доступными внешнему созерцанию, то сознания и события в нем не пространственные, то есть их наблюдать невозможно, но они могут осознаваться внутренним опытом носителя этого сознания.
Идеалисты не поддерживали такую мысль, а утверждали, что личность – это состояния сознания, как дух, в котором телесное и биологическое не имеет особого значения. Современники не удовлетворяются подобным взглядом, поэтому философы, обсуждающие психофизическую проблему сознания, придерживаются в большей степени вариантов материализма.
Самым последовательным вариантом материалистического направления есть теория тождества, полагающая, что мыслительные процессы, восприятия и ощущения тождественны с состоянием мозга.
Функционализм, как еще один взгляд на определение сознания, рассматривает явления и процессы, как функциональные состояния мозга, а не физические. Мозг определяется, как сложная многоуровневая система, обладающая физическими, функциональными и системными свойствами. Такой подход имеет несколько минусов, из которых основным есть то, что такое определение очень в духе картезианского дуализма.
Некоторые сторонники современной философии считают, что нужно отвернуться от представлений Декарта о личности, как «духе в машине», исходя из того, что изначально человек является разумным животным, способным к сознательному поведению, личность не можно разделить по двум мирам, поэтому есть необходимость в новом толковании понятий, связанных со способностью сознания – от простых ощущений до интеллектуальных процессов и самосознания.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Понятие сознания в психологии — презентация онлайн
Похожие презентации:
Религия. Искусство. Мораль
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Даосизм — китайское традиционное учение
Вербальные и невербальные средства общения
Где логика
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Аль-Фараби
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Понятие сознания в
психологии.
Структура сознания
Работу выполнили
студентки 1 курса
(ФНО+англ.яз):
Маркатунова Татьяна
Кудинова Ольга
Расулева Полина
Любановская Вероника
Работкина Анастасия
Карманова Анастасия
Сознание- это высшая интегрированная
форма психики, которая складывается под
воздействием общественно-исторических
условий в трудовой деятельности
человека и его общении с помощью языка
с другими людьми.
Сознание — представление субъекта о
мире и о своем месте в нем, связанное
со способностью дать отчет о своем
внутреннем психическом опыте и
необходимом для разумной организации
совместной деятельности.
Основные структурные компоненты
познания
Совокупность знаний о мире. Чем больше человек знает, тем
сознание.
Внимание. Сознание способно фокусироваться на различных
видах деятельности, в том числе познавательной, и контролировать
их.
Память, в которой проявляется способность сознания
накапливать, хранить информацию, воспроизводить ее в случае
необходимости и использовать в деятельности человека.
Эмоциональная сфера сознания -чувства (радости, удовольствия,
горя), настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаяние), воля.
Самосознание — осознание себя как уникальной и целостной
личности: сознание своего тела, мыслей, чувств, действий, места в
обществе.
Основные характеристики
познания
Человек — единственное живое
существо, способное к самопознанию
1. Отражение окружающего мира с помощью
познавательных процессов (ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение)
2. Различение субъекта и объекта (т.е. того, что
принадлежит «Я» и «не Я
3. Самооценки своих поступков и себя в целом
4. Обеспечение целеустремлённой деятельности
человека
5. Наличие эмоционально-оценочных отношений
ко всему, что происходит вокруг, к другим
людям и к самому себе
«Человек есть животное, но он уже не
животное, потому что знает, что он животное.»
(Гегель)
Функции сознания
o Формирование целей деятельности
o Предварительное мысленное построение
действий
o Предвидение их результатов, что обеспечивает
разумное регулирование поведения и
деятельности человека
Выделяют два слоя сознания
(В. П. Зинченко):
1)
2)
Бытийное сознание (сознание для бытия),
включающее в себя:
биодинамические свойства движений, опыт
действий;
чувственные образы
Рефлективное сознание (сознание для
сознания), включающее в себя:
смысл
Смысл — субъективное понимание и
отношение к ситуации, информации.
Непонимание связано с трудностями
осмысления значений.
Значение — содержание общественного
сознания, усваиваемое человеком; это могут
быть операционные значения, предметные,
вербальные значения, житейские и научные
значения — понятия.
Сознание:
1) рождается в бытии
2) отражает бытие
3) творит бытие
English Русский Правила
Концепция сознания — PubMed
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию: Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Обзор
. 1999 февраль; 20(1):7-15. doi: 10.1007/s100720050004.E Нидермейер 1
принадлежность
- 1 Отделение неврологии, Медицинский факультет Университета Джонса Хопкинса и больница Синай, Таусон, Мэриленд 21204, США.
- PMID: 10933479
- DOI: 10. 1007/с100720050004
Обзор
E Нидермейер. Ital J Neurol Sci. 1999 фев.
. 1999 февраль; 20(1):7-15. doi: 10.1007/s100720050004.Автор
Э Нидермейер 1
принадлежность
- 1 Отделение неврологии, Медицинский факультет Университета Джона Хопкинса и больница Синай, Таусон, Мэриленд 21204, США.
- PMID: 10933479
- DOI: 10.1007/с100720050004
Абстрактный
Термин «сознание», столь широко используемый в клинических условиях, считается чрезвычайно сложным и практически не поддающимся определению. Исторически сознание игнорировалось великими классическими философами и рассматривалось как основное условие «бытия». Это изменилось с Декартом и в последующие века. Предлагается упрощенная, редукционистская и легко определимая концепция сознания; сознание предлагается состоять из трех основных компонентов: бдительности, ментального содержания и избирательного внимания. Эти три компонента можно исследовать с помощью современных нейрофизиологических методов, при этом бдительность является наиболее поддающейся исследованию функцией. Указываются поразительные различия между сном и комой (наряду с некоторыми наблюдениями за началом сна). Особое внимание уделяется эпилептическим нарушениям сознания и, в частности, отсутствию спайк-волн, что, как полагают, связано с временной приостановкой «контуров рабочей памяти» в лобных долях.
Похожие статьи
- Сознание, эпилепсия и эмоциональные квалиа.
Монако Ф, Мула М, Каванна АЕ. Монако Ф. и др. Эпилепсия Поведение. 2005 г., сен; 7 (2): 150–60. doi: 10.1016/j.yebeh.2005.05.018. Эпилепсия Поведение. 2005. PMID: 16046279 Обзор.
- Сознание: функция и определение.
Нидермейер Э. Нидермейер Э. Клин Электроэнцефалогр. 1994 г., июль; 25 (3): 86–93. дои: 10.1177/155005949402500304. Клин Электроэнцефалогр. 1994. PMID: 8088016 Обзор.
- Концепция сознания: вызов нейробиологу.
Аванзини Г. Аванзини Г. Ital J Neurol Sci. 1999 февраль; 20 (1): 5-6. doi: 10.1007/s100720050003. Ital J Neurol Sci. 1999. PMID: 10933478 Аннотация недоступна.
- Неврология сознания и расстройства сознания.
Хесс К.В., Бассетти К. Hess CW и др. Schweiz Rundsch Med Prax. 1994 22 февраля; 83 (8): 212-9. Schweiz Rundsch Med Prax. 1994. PMID: 8134747 Обзор. Немецкий.
- Функциональная патофизиология сознания.
Еллингер К.А. Еллингер К.А. нейропсихиатр. 2009;23(2):115-33. нейропсихиатр. 2009. PMID: 19573504 Обзор. Немецкий.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Состояние гиппокампа, отличное от тета: «лицо Януса» обработки информации.
Мысин И, Шубина Л. Мысин И. и др. Передние нейронные цепи. 2023 7 марта; 17:1134705. doi: 10.3389/fncir.2023.1134705. Электронная коллекция 2023. Передние нейронные цепи. 2023. PMID: 36960401 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Полногеномное ассоциативное исследование быстрой бета-ЭЭГ в семьях европейского происхождения.
Мейерс Дж.Л., Чжан Дж., Манц Н., Рангасвами М., Камараджан С., Уэтерилл Л., Чорлиан Д.Б., Канг С.Дж., Бауэр Л., Хессельброк В., Крамер Дж., Куперман С., Нюрнбергер Дж.И. младший, Тишфилд Дж., Ван Дж.С., Эденберг Х.Дж. , Гоате А, Фороуд Т, Поржеш Б. Мейерс Дж.Л. и соавт. Int J Психофизиол. 2017 Май; 115:74-85. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2016.12.008. Epub 2016 28 декабря. Int J Психофизиол. 2017. PMID: 28040410 Бесплатная статья ЧВК.
- Внутриклеточная активность корковых и таламических нейронов при высоковольтном ритмичном спайковом разряде у крыс Long-Evans in vivo.
Полоцк PO, Шарпье С. Полак П. О. и др. Дж. Физиол. 2006 г., 1 марта: 571 (часть 2): 461–76. doi: 10.1113/jphysiol.2005.100925. Epub 2006 12 января. Дж. Физиол. 2006. PMID: 16410284 Бесплатная статья ЧВК.
Типы публикаций
термины MeSH
Процитируйте
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить по номеруТри основных значения сознания
Пожалуй, никакое другое слово не вызывает большей путаницы, чем сознание . Это слово настолько многозначительно, что во многих книгах на эту тему не уточняется, что оно означает.
Например, в книге Майкла Газзаниги «Сознательный инстинкт: разгадка тайны того, как мозг создает разум » дается хороший обзор множества различных концепций, относящихся к осознанию, но я не пришел к твердому пониманию того, что такое сознание. относительно, скажем, разума. В том же ключе я примерно на полпути к недавно выпущенному Питеру Годфри-Смиту 9.0212 Metazoa: животная жизнь и рождение разума . Пока это здорово, и обсуждение таких понятий, как разум, чувствительность и субъективность, является сложным. Однако Годфри-Смит избегает игры в определения и не излагает четко отношения между сознанием и разумом, заявляя, что «наше нынешнее понимание недостаточно хорошо, чтобы настаивать на том или ином языке».
Я думаю, что появляются языковые системы, которые согласуются с наукой и нашими областями понимания таким образом, что дают нам больше ясности, чем предполагает оценка Годфри-Смита. В этом блоге обобщаются три основных определения сознания, о которых, я думаю, должен знать каждый, кто серьезно рассматривает эту тему: одно значение относится к концепции функционального осознания и реагирования, другое относится к концепции субъективного опыта, а третье относится к самосознанию. . Хотя эти определения часто рассматриваются как взаимозаменяемые, существуют четкие способы их различения.
Чтобы понять идею сознания как функциональной осознанности и реакции, подумайте, насколько легко вы можете определить, обращает ли кто-то внимание на то, что вы говорите, или нет. Когда они переключаются на что-то другое, вы замечаете, что они перестали демонстрировать функциональную осведомленность и отзывчивость, и вы говорите что-то вроде: «Ты меня слышишь?» Функциональную осведомленность и отзывчивость можно описать в поведенческих терминах и «увидеть со стороны».
Например, представим, что на днях я гулял со своей собакой Бенджи и наткнулся на сурка. Бенджи вырвался и начал тянуть меня вниз по холму к испуганному существу. Не было абсолютно никаких сомнений в том, что Бенджи «сознавал» сурка, определяя его функциональное осознание и реакцию на него. Учитывая, что сурок убежал в нору после того, как Бенджи начал лаять, были веские доказательства того, что сурок также осознавал Бенджи в этом смысле.
Бенджи
Источник: Грегг Энрикес
Определение сознания с точки зрения функционального осознания и реакции является широким и общим определением. Действительно, многие вещи демонстрируют функциональную осведомленность и отзывчивость. Например, клетки, как и растения, явно проявляют функциональную осведомленность и реакцию на свое окружение. Можно даже утверждать, что такие машины, как круиз-контроль в вашем автомобиле, проявляют функциональную осведомленность, поскольку они функционально реагируют на поддержание скорости автомобиля с той же скоростью. Из-за его широты я не склонен определять сознание с точки зрения функционального осознания.
Однако важно отметить, что некоторые люди это делают. И это относится к основному смыслу (т. е. быть без сознания, как в коме, означает неспособность демонстрировать функциональное сознание и реакцию). Это значение также помогает нам понять, почему люди считают растения и клетки сознательными или даже неодушевленными объектами. Представление о том, что некое сознание пронизывает все вещи, называется панпсихизмом.
Второе определение относится к субъективному сознательному опыту. Как следует из названия, это относится к качественному опыту, ощущаемому с точки зрения мира от первого лица. Это опыт видения красного цвета, вкуса клубники или ощущения боли.
Примечание. Это другой показатель функциональной осведомленности и реакции. Если бы мы сняли Бенджи на видео, каждый мог бы увидеть, что он осознает сурка в смысле функционального осознания. Но только Бенджи знает, как выглядит, пахнет и ощущается мир с его позиции в мире. Такое сознание можно увидеть только «изнутри». Те, кто знаком с разделением Дэвида Чалмерса на простые и трудные проблемы сознания, увидят, что первое определение функционального осознания пересекается с легкой проблемой, а второе определение субъективного опыта совпадает с трудной проблемой.
Я изучаю эволюцию субъективного опыта, и это увлекательно. Это в первую очередь то, о чем книга Годфри-Смита, в частности, о том, как появление животных со сложными активными телами и мозгом во время кембрийского взрыва, вероятно, было тем, где впервые развилась субъективность. Это добавляет к растущему хору мнений, которые делают это дело.
Третье определение — самосознание. Это относится к тому, что субъект осознает себя в мире и размышляет над этим опытом. С научной точки зрения Гордан Гэллоп разработал «задачу зеркального самопознания», которая является поведенческим индикатором самосознания у животных. Только небольшое количество животных проходит тест (например, шимпанзе, дельфины, слоны; гориллы его не проходят).
Я предпочитаю добавить еще один слой к этой концепции с помощью «эксплицитного» самосознания, которое представляет собой способность явно сообщать или рассказывать о своем опыте. Например, один из самых основных вопросов, который терапевт задает клиенту в психотерапии, звучит так: «Расскажите мне, что вы при этом почувствовали». Способность функционально ответить на этот вопрос является прямым свидетельством явного самосознания. Только человеческие личности демонстрируют такое явное самосознание.
Мое предложение состоит в том, чтобы люди, пытающиеся подробно рассуждать о сознании, знали по крайней мере об этих трех разных определениях, поскольку они имеют разные референты в мире. Я думаю, что это может помочь понять литературу. Например, один известный подход к сознанию, теория интегрированной информации, более тесно связан с функциональным осознанием и реакцией, тогда как второй известный подход, теория глобального нейронного рабочего пространства, касается субъективного опыта и сознательного доступа к нему. Учитывая это, неудивительно, что лидеры интегрированной теории информации начинают «видеть сознание повсюду», в то время как те, кто работает в теории глобального нейронного рабочего пространства, имеют гораздо более ограниченную версию. Если бы у нас был лучший словарный запас, наше понимание значительно увеличилось бы.
Я предпочитаю, чтобы технические определения сознания были связаны со вторым определением (субъективным опытом), и чтобы мы знали, что основные тайны науки относятся к субъективному сознательному опыту и явному самосознанию. То есть функциональное осознание и отзывчивость на самом деле не являются загадкой для науки. Субъективное переживание мира и себя, которое затем относится к этому опыту и рассказывает об этом другим, гораздо более неоднозначно.