Понятная речь это: Простая, доступная и понятная речь

Простая, доступная и понятная речь

01 окт. 2022 г.

Изюминка в выступлении

Изюминка в выступлении — это то, что делает Речь выступающего запоминающейся, выгодно отличающейся от других выступлений. «Изюминкой» могут стать, как мастерское владение разными ораторскими приемами, так и личные особенности выступающего.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Как делать свою речь четкой, понятной и красивой

Лучший способ сделать устную речь красивой и понятной — работа над речью письменной. Свои мысли записывать, записывать так, чтобы они стали понятными. Свои речи готовить, чтобы они стали понятными и красивыми.

0Подробнее

01 янв. 2012 г.

Как выработать хорошую дикцию

Дикция — это ясное, отчётливое произношение; это степень точности, отчетливость произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи.

10Подробнее

01 окт. 2022 г.

Конкретика в выступлении

Конкретика в выступлении — это содержательная часть речи выступающего, c которой можно что-то делать и как-то использовать. Конкретика подразумевает однозначные ответы на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как? С кем? С чем? и др. Конкретика может быть выражена в цифрах, именах, географических названиях и тому подобных фактах. Конкретику трудно трактовать и толковать на свое усмотрение

0Подробнее

01 апр. 2014 г.

Речь успешного человека

Успешный человек — это человек, который знает, чего он хочет. Поэтому, прежде чем начинать говорить, вы, уважаемый успешный человек, должны знать, что должно быть результатом вашей речи. Есть очень хорошая простая подсказка, а именно ответьте себе на вопрос: после того, как вы что-то скажете, что должно остаться в голове вашего собеседника, какая формулировка, какое намерение, какие мысли, какие чувства?

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Шаблон неопределенности

Шаблон неопределенности — речевой прием или один из способов устного выражения мыслей, при котором фразы формулируются расплывчато и без конкретики. Говорение в шаблоне неопределенности позволяет слушателям наполнять слова говорящего своим смыслом и побуждает трактовать слова говорящего по-своему.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Темпоритм

Темпоритм — состояние внутренней (на уровне психики) и внешней (на уровне тела) активности человека.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Живая, яркая, плотная и весомая речь

Когда человек понимает что-то только головой, он может это учесть, но настоящей реальностью это для него не является. Человек ощущает реальность тогда, когда может видеть, слышать и ощущать, когда он вовлечен в это всем своим вниманием и погружен телом, а вовлекается душой и погружается телом он только во что-то живое.

0Подробнее

Виды речи — Психологос

Фильм «Стив Балмер»

​​​​​​​Есть речь внешняя, есть речь внутренняя, и они серьезно различаются. Внешняя речь может быть письменной и устной, официальной и просторечной, информативной и эмоциональной. Речь может быть бодрящей, энергетизирующей или успокаивающей, расслабляющей, наполненной смыслом или эмоциями, яркой и увлекательной — или сдержанной и достойной. Речь может быть разного качества — лучше, когда речь чистая, понятная и логичная.

Разные виды речи нужно различать не только ради научного интереса: у каждого вида речи свои особенности и свои законы. Устная речь отличается от письменной речи: тот, кто хорошо говорит, не всегда хорошо пишет, и наоборот.

Речь информативная и эмоциональная

По наполненности смыслом ресь может быть информативной и эмоциональной. Информативная речь — речь, основной целью которой является донести какие-то знания, которые бы сохранились у слушателей. Эмоциональная — основная цель задать состояние, подарить эмоцию. А что при этом говорит человек — конечно важно, но в меньшей степени.

Посмотрите выступление Стива Балмера из компании Microsoft …

Эмоциональная речь может и не буть смыслово нагруженной, но вот речь несущая знания должна быть эмоциональной — тогда ее поймут и запомнят слушатели. Причем эмоционально разной — и успокаивающей, и бодрящей — такого человека нескучно слушать.

Речь чистая и мусорная

Речь считается грязной (замусоренной), если в ней присутствуют грубые слова (мат и их заменители: блин, черт — прочие не несущие смысловой нагрузки ругательства) и слова-паразиты (эта ну вот такая, значит, типа речь, в общем), заполняющие паузы междометия (А, э-э-э.., ну и т.д.).

Речь бодрящая


Чтобы сделать речь бодрой — разомнитесь, совершите несколько резких выдохов: ХА!. Во время речи добавляйте резкие жесты, уверенные, рубящие — броски. Если слушатели вялые и сонные — подходть к ним с бодрой и энергичной речью сразу — примерно также эффективно, как просить стену отойти — лучше вначале подстроиться на их уровень, а потом потихоньку развести на более энергичную волну. В этом случае речь сначал спокойная, даже немного вялая, с частыми паузами. Слова лучше подбирать спокойные и не рубящие, а плавные.

И речь сначала текучая как прохладная вода. И только после нарастает ее темп. Предложения — скоращаются. Пусть в них останется — два слова! Одно! Это тоже возможно! И только тогда — только! — аудитория будет с вами на одной волне! И вы сможете завести ее! Подарить ей бодрость! Энергию! Радость! УРА!!!!

Лучше, если пиков в речи будет несколько, вначале развитие действия и небольшая кульминация, потом развитие новое и выход на совсем высокую — высшую точку речи — высшую по эмоциональному состоянию.

Речь успокаивающая:

Успокаивающая речь, наоборот, плавна и текуча, паузы долгие, образы приятные — лучше если есть образы, которые затрагивают все органы чувств, тогда вас легко поймет и кинестетик, и визуал и аудиал.

И речь в этом случае теплая и мягкая, неспешно течет, разливаясь подобно огромной реке на просторе, в ней нет места бурным порогам, она просто течет — тихо и спокойно, как морская волна, перебирает шуршащую гальку, и настраивает на спокойствие, убаювивает, раслабляет…

В любой речи полезно помнить про аллитерацию — то есть про звучание слов. Если в словах использованы звонкие звуки — медный колокол звучит, кличут чайки, гром грохочет — слово получается звонкое и ассоциируется с чем-то звонким, громким, кричащим и так далее.

Если в слове много глухих звуков — шуршащая галька, сыплющийся песок, шепчуший ветер, шелестяший дождь — речь будет ассоциироваться с соотвественными звуками в природе. Этот прием часто используют поэты:

«К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег –
И в брызги разлетишься!»

Ф.И. Тютчев, «Конь морской»

Как работать над речью

Над качеством своей речи можно и нужно работать: учиться говорить понятно, учиться говорить логично, учиться говорить ярко, интересно и образно. Ваif речь должна быть чистой, должна быть красивой и убедительной. Как этому учиться, см.→

Понимание речи с акцентом: AKA, понимание речи

Кристин Ван Энген изучает динамику обмена сообщениями между говорящими, в том числе влияние шума и акцента на разборчивость и понимание.

Кристин Ван Энген

Общение между людьми с разными акцентами особенно затруднено из-за того, как наш мозг ожидает услышать звуки. Люди не всегда слышат комфортные звуки, которых они привыкли ожидать, что заставляет некоторых обвинять собеседника в «странном» или «иностранном» акценте. По словам Кристин Ван Энген, доцента кафедры психологии и наук о мозге, это понятное, но неудачное отношение, которое может быть контрпродуктивным для успешного общения.

Даже между людьми с одинаковым акцентом понимание речи — невероятно сложная задача. Акустические сигналы люди интерпретируют как изменения в ряде отношений, не связанных со смыслом. «Ваш голос отличается от голоса другого человека. То, как вы производите тот или иной звук, отличается от того, как этот человек. То, как звучит ваш голос, также зависит от окружающей среды, — объяснил Ван Энген, — поэтому мы постоянно имеем дело со сложным и изменчивым сигналом, даже в оптимальных ситуациях». Людям часто приходится интерпретировать никогда ранее не слышанные акустические сигналы не только от незнакомцев, но и от друзей; тем не менее, что примечательно, люди — отличные слушатели, расшифровывающие новую речь каждый день.

Исследования Ван Энгена сосредоточены на понимании этого динамического взаимодействия между коммуникаторами. Ее особенно интересует влияние шума и акцента на разборчивость (разбор слов) и понимание (понимание смысла). В своих исследованиях она просит участников дословно повторять предложения, которые они слышат. Пока участники слушают предложения, их глаза отслеживаются для измерения диаметра их зрачков — проверенного и надежного показателя того, насколько усердно люди слушают речь, причем большее расширение указывает на более сложную задачу. Пропускание большего количества света на сетчатку означает больший визуальный ввод, поэтому люди бессознательно расширяют свои зрачки, когда концентрируются на чем-то.

«У всех есть акцент. У меня свой акцент, а у тебя свой, и они могут быть разными, но ты не можешь не иметь акцента.»

Ван Энген обнаружил, что даже когда люди могут прекрасно понимать речь с акцентом, это требует больше усилий, чем прослушивание родной речи. Однако, согласно ее исследованию, это усилие быстро ослабевает по мере того, как люди привыкают к акценту говорящего. «Мы видим, что основная часть адаптации происходит очень быстро, обычно в первые пару минут воздействия», — сказала она. Этот вывод имеет большое значение для общения между людьми с разными акцентами: если приложить немного усилий, вместо того, чтобы отказаться от второго услышанного сложного акцента, это может принести огромные выгоды для понимания, и это даже не займет много времени. Ван Энген также усвоил идею о том, что разговор — это улица с двусторонним движением. «Люди, говорящие на втором языке, хотят звучать максимально понятно для других носителей. Конечно, это будет означать работу над уменьшением их акцента и тому подобное, но ответственность не должна полностью лежать на них; есть работа, которую нужно проделать с обеих сторон», — подчеркнула она.

Кроме того, глядя на индивидуальные различия, исследование Ван Энгена показало, что понимание речи с акцентом легче понять людям с большим словарным запасом и большим объемом рабочей памяти — мерой того, сколько информации вы можете удержать, если вас что-то отвлекает. Тем не менее, рабочая память не влияла на разборчивость речи с ослабленным шумом сигналом, а это означает, что понимание речи с акцентом представляет собой отдельную проблему, отличную от простой неспособности слышать. Текущая интерпретация Ван Энгена заключается в том, что люди делают прогнозы о том, какие звуки будут следующими, основываясь на своем предыдущем опыте в отношении того, как обычно образуются слова. Как правило, это адаптивный подход, облегчающий нагрузку за счет предвосхищения предстоящих слов, но когда речь с акцентом нарушает ожидания, ее на самом деле труднее приспособить. Иными словами, несмотря на то, что деградированная речь может быть немного запутанной, поскольку в ней труднее выделить соответствующий сигнал, речь с акцентом может на самом деле увести вас по ложному пути. Способность удерживать информацию, чтобы «вернуться на правильный путь», что индексирует рабочая память, может быть особенно важна при понимании того, кто говорит с акцентом.

Чтобы лучше слушать, Ван Энген предлагает избегать шумных мест и прилагать дополнительные усилия. Кроме того, она настоятельно подчеркивала, что люди должны сохранять некоторую перспективу; считается ли акцент иностранным или нет, зависит только от того, кто слушает. Итак, говорите ли вы с «иностранным» акцентом или нет, обе стороны могут предпринять практические шаги для улучшения общения. «У всех есть акцент, — говорит Ван Энген. «У меня свой акцент, а у тебя свой, и они могут быть разными, но у тебя не может быть акцента»9.0003

Neuroscience Research Associate Program

Undergraduate Summer Brain Research Program

Welcome to our new faculty

Возможности стипендий в области неврологии социального развития для пожилых людей и недавних выпускников

Читать больше новостей

Понимание речи нашими ушами и глазами · Границы для молодых умов

Abstract

Понимание людей, когда они говорят, кажется деятельностью, которую мы делаем только нашими ушами. Почему же мы обычно смотрим в лицо тому, кого слушаем? Может быть, наши глаза тоже участвуют в понимании речи? Мы разработали эксперимент, в котором попросили людей попытаться понять речь в различных условиях прослушивания, например, когда кто-то говорит на фоне громкого фонового шума. Оказывается, мы можем использовать наши глаза, чтобы понимать речь, особенно когда эту речь трудно разобрать. Смотреть на человека, когда он говорит, полезно, потому что движения его рта и лица дают полезную подсказку о том, о чем идет речь. В этой статье мы исследуем, как визуальная информация влияет на то, как мы понимаем речь, и покажем, что понимание речи может быть работой как ушей, так и глаз!

Могут ли движения лица говорящего помочь нам слышать?

Вы когда-нибудь задумывались, почему люди часто смотрят в лица тех, кого слушают? Такое поведение кажется естественным и автоматическим, и во многих культурах считается вежливым смотреть в глаза во время разговора. Но речь, как и все другие звуки, состоит из звуковых волн, воспринимаемых только ушами. Итак, что же делают глаза, пока мы слушаем? Оказывается, для понимания речи задействованы и глаза, и уши, особенно в неидеальных условиях прослушивания, например, когда на заднем фоне играет громкая музыка. В неидеальных условиях прослушивания слушатель может предпочесть более пристально смотреть на лицо и рот говорящего, чтобы лучше понять, о чем идет речь.

Предыдущие исследования того, как уши и глаза работают вместе, чтобы помочь нам понять речь, были сосредоточены в основном на понимании людьми простых звуков речи, таких как «ба» или «га». Эти короткие составные звуки слов известны как фонем . Когда фонемы объединяются, они могут создавать все слова, которые мы можем услышать. Почему предыдущие исследователи использовали такие простые звуки? Одна из причин заключается в том, что фонемы не имеют никакого значения, поэтому слушатели не могут сделать обоснованное предположение о том, что они услышали, используя другую информацию, произнесенную вместе со звуками, а вместо этого должны очень точно слушать фонемы. Тестирование фонем по одной — это простой подход, но когда мы разговариваем в повседневной жизни, мы воспринимаем не отдельные фонемы, а полные, сложные слова и предложения. По этой причине наша группа провела исследование [1], в котором мы попросили людей попытаться понять предложение, произнесенное говорящим в различных условиях прослушивания. Наблюдение за чьей-то мимикой, конечно, может дать нам информацию об эмоциях, которые может испытывать говорящий, но могут ли движения лица также помочь нам лучше слышать то, что говорит говорящий? Наш вопрос был прост: почему люди могут смотреть на лицо говорящего, которого они слушают, во время понимания речи?

Куда смотрят глаза?

Чтобы понять, как и почему люди используют свои глаза во время прослушивания, нам нужен был способ отслеживать движения глаз. Как ученые могут отслеживать движения глаз? Мы используем устройства под названием айтрекеры ! Тип айтрекера, который мы использовали в этом исследовании, имеет камеру, которая может определить, куда смотрит слушатель (рис. 1). Камера достигает этого, обнаруживая центр зрачка, который является черной центральной частью глаза, а также используя датчик для отслеживания того, как свет отражается глазом. Этот свет создается неподвижным источником света рядом с камерой отслеживания глаз. Информация об отражении света используется для определения того, как вращается глаз, и, следовательно, для расчета того, куда слушатель смотрит на экран.

  • Рисунок 1 — (A) Участник исследования сидит перед устройством для отслеживания движения глаз.
  • Участники сидят, уткнувшись лицом в опору для подбородка, пока устройство отслеживания глаз (расположенное между участником и монитором) определяет, куда они смотрят. (B) Крупный план оборудования для отслеживания глаз с камерой слева и инфракрасным осветителем справа, а также вид компьютера, который следит за глазами участника.

Важно понимать, какую информацию собирает айтрекер. Один тип поведения глаз называется фиксация , когда человек удерживает взгляд в одном месте в течение короткого периода времени. Например, вы можете зациклиться на объективе камеры, пока кто-то фотографирует вас. Другим типом поведения глаз является саккада , которая представляет собой быстрое движение (обоих глаз в одном и том же направлении) в новое место, например, когда вы быстро отводите глаза от линзы, чтобы посмотреть на что-то еще. Саккады очень быстрые — это одно из самых быстрых движений, производимых людьми! Когда мы двигаем глазами в повседневной жизни, мы используем комбинацию как фиксаций, так и саккад. Айтрекер может идентифицировать и классифицировать движения глаз как фиксации или саккады, что важно для того, чтобы исследователи могли лучше понять, что делают наши глаза, когда мы выполняем задачи.

Как мы изучали роль глаз в понимании речи?

Чтобы понять роль глаз в слушании, мы разработали исследование, в котором участники выполняли простое задание: они слушали аудиоклипы говорящих людей или смотрели короткие видеоклипы, а затем сообщали об услышанном, заполняя пустые предложения (рис. 2). Мы использовали трекер взгляда, чтобы зафиксировать, куда смотрят люди во время прослушивания. Для половины участников мы также имитировали нарушение слуха, воспроизводя громкий статический шум, когда они выполняли оба задания. Из-за этого казалось, что у половины наших участников была некоторая степень потери слуха, хотя на самом деле у них не было проблем со слухом в обычных обстоятельствах. Для обеих групп участников во время каждого повторения задания также проигрывались различные уровни фонового шума. Видеоклипы начинались легко слышно, речь была намного громче фонового шума. Со временем слышать становилось все труднее и труднее, и в каждом шестом клипе фоновый шум был таким же громким, как и речь! Затем процесс начался снова и продолжился еще один набор из шести клипов.

  • Рисунок 2. (A) Образец видеоролика, в котором женщина произносит предложение.
  • Вверху рисунка мы видим примерную картину фиксаций (крестики) и саккад (стрелки), регистрируемых айтрекером. (B) Подсказка для заполнения пустого места, на которую участники ответили, услышав предложение (вверху), и правильный ответ, который не был показан участникам (внизу).

Что показали наши результаты?

В аудио-задаче, в которой видео не демонстрировалось, участникам с нормальным слухом было легче распознавать сказанное, чем участникам с симулированным нарушением слуха. Это имеет смысл, потому что люди с нарушениями слуха часто имеют большие трудности с пониманием речи. Однако это только информировало нас о том, насколько хорошо люди могут понимать речь, когда лица говорящего не видно. Как повели бы себя эти две группы, если бы участники также могли видеть лицо говорящего?

Когда мы посмотрели на результаты экспериментов, в которых участники смотрели фильмы говорящего во время прослушивания, и объединили эти результаты с экспериментами только со звуком, мы обнаружили кое-что интересное (рис. 3). Мы обнаружили, что участники с нормальным слухом одинаково точно понимали, что говорил говорящий, независимо от того, видели они движения лица говорящего или нет. Другими словами, они одинаково справились с заданием в условиях аудио и кино. Однако, когда мы посмотрели на группу с симулированным нарушением слуха, обнаружился интересный вывод: когда эта группа могла видеть лицо говорящего, они намного лучше справлялись с тестом на точность!

  • Рисунок 3. Наш эксперимент показал, что группе с нормальным слухом (пунктирная линия) было легче понять предложения, и они одинаково хорошо справились как с аудио, так и с фильмом.
  • Группе с симулированным нарушением слуха (сплошная линия) было труднее, но они справились намного лучше в условиях фильма, когда они могли видеть лицо говорящего! Это говорит нам о том, что наши глаза могут помочь нам понять, что говорит человек.

Мы также обнаружили несколько интересных вещей, которые участники делали глазами во время просмотра фильмов. Мы обнаружили, что участники с симулированным нарушением слуха совершали меньше тотальных фиксаций, что означает, что они фокусировали взгляд на меньшем количестве мест на экране, чем группа с нормальным слухом. Мы также обнаружили, что по мере того, как фоновый шум становился громче, фиксации участников становились дольше. То есть, когда участники с искусственным слухом зацикливались на чем-то, они делали это в течение более длительного времени, чем группа с нормальным слухом. Это говорит о том, что в более сложных слуховых условиях, например, при нарушении слуха или сильном фоновом шуме, люди склонны дольше фиксировать внимание на участках лица, отвечающих за речеобразование. Это означает, что мы можем использовать подсказки по лицу говорящего, чтобы лучше понимать речь, когда ее трудно слушать. Вы, наверное, тоже так делаете! Например, если вы находитесь на шумной вечеринке, вы можете более внимательно следить за ртом и лицом вашего друга, чтобы убедиться, что вы понимаете, что он или она говорит.

Что означают наши результаты?

Наш эксперимент показал, что участники с симулированным нарушением слуха могли использовать визуальную информацию, когда слуховую информацию было труднее понять. Это открытие показывает, насколько гибким может быть наше поведение при восприятии речи и как мы можем адаптироваться, используя наши глаза, чтобы помочь нам понять речь. Представьте себе кого-нибудь из ваших знакомых, у которого проблемы со слухом, например дедушка или бабушка. Вы когда-нибудь замечали, что они чаще смотрят вам в лицо, когда вы говорите, чем люди с нормальным слухом? Может поэтому! Ваш дедушка и бабушка, вероятно, используют зрение, чтобы лучше понять вас.

Итак, давайте вернемся к нашему исследовательскому вопросу и спросим: «Почему люди смотрят в лицо говорящему, которого они слушают?» В случае с фоновым шумом кажется, что люди могут смотреть в лицо говорящего, потому что на его лице есть сигналы, которые предоставляют информацию о том, что человек говорит. Наше исследование показывает, что наши глаза могут помочь нам понять, что говорят, особенно когда нам трудно понять, что говорят, основываясь только на звуке. Кроме того, люди удивительно способны приспосабливаться к пониманию речи, используя глаза для наблюдения за движениями лица. Оказывается, наши глаза тоже могут участвовать в восприятии речи, и что наши глаза и уши могут работать вместе в этой задаче — даже когда мы этого не замечаем! Эти результаты не только помогают нам лучше понять основные процессы восприятия речи, но также могут помочь исследователям лучше разрабатывать технологии для поддержки людей с нарушениями слуха.

Глоссарий

Фонемы : Наименьшие возможные единицы звука в разговорной речи. Когда фонемы комбинируются, они составляют все возможные слова в любом данном языке.

Айтрекер : Компьютеризированное устройство, определяющее, куда смотрит человек. Айтрекеры обычно содержат камеру и источник света, который используется для определения того, как вращаются глаза зрителя.

Фиксация : Период времени, в течение которого глаза почти полностью неподвижны. Фиксации довольно короткие, часто длятся всего доли секунды.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts