Поощрение и наказание это: Тема урока: «Поощрение и наказание»

Поощрение и наказание в учебно-воспитательном процессе

Бердникова Карина Эрфановна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Красильникова Галина Александровна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Чегулова Анастасия Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Авторы статьи характеризуют проблему поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе. В статье анализируются понятия «методы воспитания», «поощрение», «наказание», а также выделяются требования, предъявляемые к процессу использования данных воспитательных методов.

Ключевые слова: методы воспитания, наказание., педагогическая деятельность, поощрение, учебно-воспитательный процесс

Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э., Илюшина Е.С., Красильникова Г.А., Федосеева Л.А., Чегулова А.А. Поощрение и наказание в учебно-воспитательном процессе // Современные научные исследования и инновации.

2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97415 (дата обращения: 19.12.2022).

В современных реалиях проблема использования методов поощрения и наказания в рамках учебно-воспитательного процесса крайне актуальна в силу того, что многие педагоги в настоящее время часто применяют их в качестве доминирующих воспитательных методов. Конечно, существует огромное количество различных методов воспитания, но поощрение и наказание очень популярны. Всё же, необходимо заметить, что данные методы можно использовать, но это нужно делать продуманно, чтобы они дали результат.

По своей сущности методы воспитания являются способами воздействия воспитателя на чувства, эмоции, волю и сознание воспитанников для формирования у них определённых убеждений и навыков деятельности. Методы воспитания крайне разнообразны и находятся в прямой взаимосвязи с педагогическими целями. В свою очередь, поощрение и наказание – это воспитательные методы стимулирования деятельности.

Г.А. Шевенько отмечает, что поощрение и наказание в рамках учебно-воспитательного процесса представляют собой оценку деятельности учащихся,  которая может быть положительной либо отрицательной. Исследователь также замечает, что поощрение и наказание могут вызывать различные побочные действия, к которым можно отнести развитие эгоизма, чрезмерное внимание к собственной личности. Вследствие этого фактора злоупотреблять данными методами воспитания не рекомендуется [1].

В.А. Корнев определяет поощрение в качестве процесса стимулирования положительных проявлений ребёнка посредством высокой оценки его действий с целью порождения чувства радости от осознания признания достигнутых результатов. Поощрение непосредственным образом закрепляет положительные привычки и умения. Воздействие данного метода воспитания базируется на возбуждении у ребёнка положительных чувств и эмоций.

Исследователь выделяет ряд требований, которые предъявляются к данному методу воспитания:

—                   не следует злоупотреблять данным методов воспитания, любое воспитательное воздействие должно иметь некоторую меру применения;

—                   необходимо, чтобы поощрение было справедливым по отношению к действиям и поступкам ребёнка;

—                   ребёнок должен наиболее ценить факт поощрения, а не награду, которую он получает за свои действия;

—                   необходимо, чтобы поощрение было направлено даже на самые скромные результаты ребёнка, иначе он не сможет добиваться наиболее высоких результатов [2].

Я.А. Швалюк определяет наказание в качестве метода воспитательного воздействия, призвание которого заключается в предупреждении нежелательных действий со стороны ребёнка, остановке развития негативных проявлений личности посредством их порицания.

Исследователь выделяет требования, предъявляемые к данному воспитательному методу:

—                   педагог должен разбирать причины тех или иных поступков ребёнка, подходить к каждому наказанию индивидуально;

—                   необходимо, чтобы наказание непосредственным образом опиралось на общественное мнение, то есть находилось в границах социальных норм поведения;

—                   педагог не должен упрекать ребёнка тем, что тот получил наказание, ведь он будет стремиться защищать себя и чувствовать злобу;

—                   необходимо, чтобы педагог применял наказание только в тех случаях, когда это действительно нужно и действенно, а не в качестве ведущего воспитательного метода [3].

Библиографический список

  1. Шевенько, Г. А. Использование методов поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе / Г.А. Шевенько // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 34. – С. 53-57.
  2. Корнев, В.А. Применение поощрений и наказаний в процессе воспитания / В.А. Корнев, О.М. Дедова // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования : монография. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 86-99.
  3. Швалюк, Я.А. Педагогические условия и методические особенности использования методов поощрения и наказания в воспитательном процессе / Я.А. Швалюк // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-2. – С. 380-383.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «candy»

Поощрение и наказание

В наши дни среди педагогов, и среди родителей существуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей.

Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний. 

Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни.

Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. д. Бывает,  правда и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка. 

Изучая проблему поощрения и наказания, Л. Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий “поощрение” и “наказание” есть общее значение – стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Это помогает видеть единство методов поощрения и наказания в воспитательном процессе.

     Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении. 

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания

Задачи:

1.     Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.

2.     Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.

3.     Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.

4.     Специальные: оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Ну, что вы готовы начать путешествие? Тогда стартуем>>>

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Введение: Поощрения и наказания — это две формы стимулов, которые группа обычно предоставляет отдельным лицам, чтобы удерживать их на правильном пути и максимально использовать свои способности. Для человеческого усилия важно, чтобы оно было направлено на какой-то стимул. Человек работает правильно, чтобы получить какое-то вознаграждение. Иногда он избегает делать это, потому что это связано с наказанием.

Поэтому, чтобы понять человеческую природу в работе и поведении, очень важно изучить проблемы поощрений и наказаний с психологической точки зрения.

Что такое награда ?

Награда может быть определена простыми словами как непосредственный результат правильного действия, обычно ценимого другими в форме предложения некоторой выгоды заинтересованному лицу.

Основным элементом вознаграждения является осознание группой и отдельным человеком того, что достигается нечто лучшее, чем обычные рутинные результаты. Поэтому так или иначе его нужно признать.

Цели вознаграждения .

а. Чтобы признать достижения человека.

б. Чтобы дать ему стимул для дальнейших хороших усилий.

в. Привлечь внимание других к получению аналогичных результатов, т. е. обеспечить стимул для других.

    Типы наград .

а. Экономический и финансовый.

б. Психологический.

(1)       Похвала и общественное одобрение.

(2)       Признание и социальная значимость.

(3)       повышение статуса.

(4)       Уважение и достоинство.

            Что такое наказание .

а. Наказание может быть аффективным, определяемым как прямой результат ошибочного действия. Например, если человек идет по дороге, не соблюдая правил дорожного движения, и попадает в аварию, мелкую или крупную; он наказан, хотя он может избежать формального наказания со стороны дорожного управления.

б. Еще одним элементом наказания является самоосознание индивидом того, что он сделал что-то не так. Это осознание очень важно для того, чтобы наказание стало положительным стимулом. Обязанность человека понять, что он сделал что-то не так. Если он не понимает, то группа обязана заставить его понять, приняв соответствующие меры.

   Цели наказания

а. Коррекция и совершенствование личности.

б. Предоставление сдерживающего фактора для человека, чтобы избежать повторения неправильного действия.

в. Ставим пример другим.

    Виды наказаний .

а. Физические и финансовые.

б. Психологические наказания.

(1)       Одиночное заключение.

(2)       Социальное неодобрение и игнорирование.

            Заключение . Если человек должен быть вознагражден или наказан за какое-либо действие, следующие аспекты должны быть тщательно и разумно рассмотрены

a. характер и значение действия, которое вознаграждается или наказывается.

б. Природа и предыстория человека, которого нужно вознаграждать или наказывать.

в. Характер и степень вознаграждения и наказания для того, чтобы сделать его положительным стимулом для человека и группы для их будущей деятельности.

  1. Мд Рошедул Ислам, MBA (HRM), IBA

Клиническая гипнотерапия, НЛП и коучинговые программы

Расширение прав и возможностей Специалисты по психическому здоровью

создать эмоционально и финансово успешную карьеру

0 +

Годы эксплуатации

0 +

Практики прошли обучение

0 k+

Жизней коснулось

Популярные в СМИ

Помощь в создании изменений (не)осознанно

Дипломные и сертификационные курсы