Поощрение и наказание в учебно-воспитательном процессе
Бердникова Карина Эрфановна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Красильникова Галина Александровна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Чегулова Анастасия Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Аннотация
Авторы статьи характеризуют проблему поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе. В статье анализируются понятия «методы воспитания», «поощрение», «наказание», а также выделяются требования, предъявляемые к процессу использования данных воспитательных методов.
Ключевые слова: методы воспитания, наказание., педагогическая деятельность, поощрение, учебно-воспитательный процесс
Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э., Илюшина Е.С., Красильникова Г.А., Федосеева Л.А., Чегулова А.А. Поощрение и наказание в учебно-воспитательном процессе // Современные научные исследования и инновации.
В современных реалиях проблема использования методов поощрения и наказания в рамках учебно-воспитательного процесса крайне актуальна в силу того, что многие педагоги в настоящее время часто применяют их в качестве доминирующих воспитательных методов. Конечно, существует огромное количество различных методов воспитания, но поощрение и наказание очень популярны. Всё же, необходимо заметить, что данные методы можно использовать, но это нужно делать продуманно, чтобы они дали результат.
По своей сущности методы воспитания являются способами воздействия воспитателя на чувства, эмоции, волю и сознание воспитанников для формирования у них определённых убеждений и навыков деятельности. Методы воспитания крайне разнообразны и находятся в прямой взаимосвязи с педагогическими целями. В свою очередь, поощрение и наказание – это воспитательные методы стимулирования деятельности.
Г.А. Шевенько отмечает, что поощрение и наказание в рамках учебно-воспитательного процесса представляют собой оценку деятельности учащихся, которая может быть положительной либо отрицательной. Исследователь также замечает, что поощрение и наказание могут вызывать различные побочные действия, к которым можно отнести развитие эгоизма, чрезмерное внимание к собственной личности. Вследствие этого фактора злоупотреблять данными методами воспитания не рекомендуется [1].В.А. Корнев определяет поощрение в качестве процесса стимулирования положительных проявлений ребёнка посредством высокой оценки его действий с целью порождения чувства радости от осознания признания достигнутых результатов. Поощрение непосредственным образом закрепляет положительные привычки и умения. Воздействие данного метода воспитания базируется на возбуждении у ребёнка положительных чувств и эмоций.
Исследователь выделяет ряд требований, которые предъявляются к данному методу воспитания:
— не следует злоупотреблять данным методов воспитания, любое воспитательное воздействие должно иметь некоторую меру применения;
— необходимо, чтобы поощрение было справедливым по отношению к действиям и поступкам ребёнка;
— ребёнок должен наиболее ценить факт поощрения, а не награду, которую он получает за свои действия;
— необходимо, чтобы поощрение было направлено даже на самые скромные результаты ребёнка, иначе он не сможет добиваться наиболее высоких результатов [2].
Я.А. Швалюк определяет наказание в качестве метода воспитательного воздействия, призвание которого заключается в предупреждении нежелательных действий со стороны ребёнка, остановке развития негативных проявлений личности посредством их порицания.
Исследователь выделяет требования, предъявляемые к данному воспитательному методу:
— педагог должен разбирать причины тех или иных поступков ребёнка, подходить к каждому наказанию индивидуально;
— необходимо, чтобы наказание непосредственным образом опиралось на общественное мнение, то есть находилось в границах социальных норм поведения;
— педагог не должен упрекать ребёнка тем, что тот получил наказание, ведь он будет стремиться защищать себя и чувствовать злобу;
— необходимо, чтобы педагог применял наказание только в тех случаях, когда это действительно нужно и действенно, а не в качестве ведущего воспитательного метода [3].
Библиографический список
- Шевенько, Г. А. Использование методов поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе / Г.А. Шевенько // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 34. – С. 53-57.
- Корнев, В.А. Применение поощрений и наказаний в процессе воспитания / В.А. Корнев, О.М. Дедова // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования : монография. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 86-99.
- Швалюк, Я.А. Педагогические условия и методические особенности использования методов поощрения и наказания в воспитательном процессе / Я.А. Швалюк // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-2. – С. 380-383.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «candy»
Поощрение и наказание
В наши дни среди педагогов, и среди родителей существуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия. Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Изучая проблему поощрения и наказания, Л. Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий “поощрение” и “наказание” есть общее значение – стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Это помогает видеть единство методов поощрения и наказания в воспитательном процессе. Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении. Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания Задачи: 1. Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье. 2. Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми. 3. Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся. 4. Специальные: оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений. Ну, что вы готовы начать путешествие? Тогда стартуем>>> |
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Введение: Поощрения и наказания — это две формы стимулов, которые группа обычно предоставляет отдельным лицам, чтобы удерживать их на правильном пути и максимально использовать свои способности. Для человеческого усилия важно, чтобы оно было направлено на какой-то стимул. Человек работает правильно, чтобы получить какое-то вознаграждение. Иногда он избегает делать это, потому что это связано с наказанием.
Поэтому, чтобы понять человеческую природу в работе и поведении, очень важно изучить проблемы поощрений и наказаний с психологической точки зрения.
Что такое награда ?
Награда может быть определена простыми словами как непосредственный результат правильного действия, обычно ценимого другими в форме предложения некоторой выгоды заинтересованному лицу.
Основным элементом вознаграждения является осознание группой и отдельным человеком того, что достигается нечто лучшее, чем обычные рутинные результаты. Поэтому так или иначе его нужно признать.
Цели вознаграждения .
а. Чтобы признать достижения человека.
б. Чтобы дать ему стимул для дальнейших хороших усилий.
в. Привлечь внимание других к получению аналогичных результатов, т. е. обеспечить стимул для других.
Типы наград .
а. Экономический и финансовый.
б. Психологический.
(1) Похвала и общественное одобрение.
(2) Признание и социальная значимость.
(3) повышение статуса.
(4) Уважение и достоинство.
Что такое наказание .
а. Наказание может быть аффективным, определяемым как прямой результат ошибочного действия. Например, если человек идет по дороге, не соблюдая правил дорожного движения, и попадает в аварию, мелкую или крупную; он наказан, хотя он может избежать формального наказания со стороны дорожного управления.
б. Еще одним элементом наказания является самоосознание индивидом того, что он сделал что-то не так. Это осознание очень важно для того, чтобы наказание стало положительным стимулом. Обязанность человека понять, что он сделал что-то не так. Если он не понимает, то группа обязана заставить его понять, приняв соответствующие меры.
Цели наказания
а. Коррекция и совершенствование личности.
б. Предоставление сдерживающего фактора для человека, чтобы избежать повторения неправильного действия.
в. Ставим пример другим.
Виды наказаний .
а. Физические и финансовые.
б. Психологические наказания.
(1) Одиночное заключение.
(2) Социальное неодобрение и игнорирование.
Заключение . Если человек должен быть вознагражден или наказан за какое-либо действие, следующие аспекты должны быть тщательно и разумно рассмотрены
a. характер и значение действия, которое вознаграждается или наказывается.
б. Природа и предыстория человека, которого нужно вознаграждать или наказывать.
в. Характер и степень вознаграждения и наказания для того, чтобы сделать его положительным стимулом для человека и группы для их будущей деятельности.
- Мд Рошедул Ислам, MBA (HRM), IBA
Клиническая гипнотерапия, НЛП и коучинговые программы
Расширение прав и возможностей Специалисты по психическому здоровью
создать эмоционально и финансово успешную карьеру
0 +
Годы эксплуатации
0 +
Практики прошли обучение
0 k+
Жизней коснулось
Популярные в СМИ
Помощь в создании изменений (не)осознанно
Дипломные и сертификационные курсы
Практические, ориентированные на результат и специализированные курсы для психологов и коучей, позволяющие им развивать передовые терапевтические навыки или передовые коучинговые компетенции.
- Углубленное обучение
- Пошаговое наставничество
- Комплексная поддержка после обучения
100% гарантия возврата денег
Найдите курс, который подходит именно вам…
Запутались из-за курсов, предлагаемых разными институтами? Теперь уверены, какой курс подходит именно вам?
Вот руководство, которое поможет вам сделать правильный выбор.
Воспроизвести видео о том, зачем использовать клинический гипноз и НЛП в коучинге и психотерапии
Наш эклектичный подход использует гипноз в качестве основы для плавной интеграции:
Различные подходы психотерапии
- познавательный
- Поведенческий
- Гуманистический
- Психодинамика
С трансформационными техниками из
- Клиническая гипнотерапия
- Нейро-лингвистическое программирование
- Внимательность и медитация
- Метафоры и истории
Сертификационные курсы
Практические навыки для конкретной ниши
Сертификация консультирования по тревоге
Практическое пошаговое руководство по различным способам быстрой и эффективной оценки различных типов тревоги и работы с ними.
Щелкните здесь
Сертификация коучинга отношений
Простое в использовании, практичное и пошаговое руководство, которое поможет клиентам решить проблемы в отношениях с помощью онлайн-консультирования или коучинга
Нажмите здесь
Сертификация тренера по сну
Практическое пошаговое руководство, которое поможет клиентам с бессонницей и другими проблемами, связанными со сном, посредством онлайн-консультирования или коучинга
Нажмите здесь
Дипломные курсы
Продвинутые комплексные практические навыки
Когнитивный гипнотический коучинг®
Искусство и наука трансформационного коучинга, позволяющие коучам, лидерам и тренерам развивать продвинутые коучинговые компетенции
Щелкните здесь
Когнитивная гипнотическая психотерапия®
Самый полный курс по эклектической психотерапии, который позволяет психологам, социальным работникам и психиатрам развивать передовые терапевтические навыки
Нажмите здесь
Дипломные курсы, связанные с
Воспроизвести видео
От наших участников.
..Шрути Апараджит
Хорошо структурированный курс, чтобы понять, как продвигаться вперед в этой области. Они дают вам достаточно знаний и обучения. Темп курса заставляет каждую технику… читать дальшеХорошо структурированный курс, чтобы понять, как продвигаться вперед в этой области. Они дают вам достаточно знаний и обучения. Темп курса позволяет хорошо отработать каждую технику. Идеально подходит для тех, у кого есть вопрос — я хочу начать, но с чего начать? читать меньше
Аррши Сингх
Я нашел курс очень четким, по существу. Я нашел Mamta maam очень хорошей и опытной. Я искал все способы коучинга для интеграции и… читать дальшеЯ нашел курс очень четким и точным. Я нашел Mamta maam очень хорошей и опытной. Я искал все способы коучинга для интеграции и искал институт, где я мог бы это сделать, например, гипноз, НЛП и коучинг. Я изучил НЛП и коучинг отдельно и хотел добавить гипнотерапию в сумку и легко интегрировать ее — этот курс сделал это для меня. Содержание курса очень актуально и вселило в меня уверенность в том, что я смогу применить свои знания сегодня. читать меньше
Лакшми Камала
Программа хорошо структурирована и помогла получить ясность и стать практиком
Награды и признания
Признан
- Лучшие МСП года по версии великих компаний — 2018 и 2019
- Лидеры в области когнитивно-гипнотического коучинга и психотерапии по версии Global Health & Pharma (GHP) — 2019 г.
- Лучшая коучинговая служба по клиническому гипнозу в Махараштре по версии Global Health & Pharma (GHP) — 2020
- 10 лучших консультантов НЛП по версии журнала CEO Insight Magazine — 2020
- Лучшие компании корпоративного обучения в Индии по версии Boove — 2021
- Лидер в области медицинских технологий по версии Go Global Awards — 2021
Товарные знаки
- Когнитивный гипнотический коучинг
- Когнитивная гипнотическая психотерапия
- МЯГКОЕ МОРЕ Коучинг
- SVIT (самопроверка и интеграционная терапия)
Подробнее.
..- Зарегистрировано в ММСП
- ИСО (29990:2010), (10015:2019), (9001:2015)
ICHARS с гордостью предлагает наиболее комплексные программы для практикующих специалистов для развития продвинутых коучинговых и терапевтических компетенций.
Бесплатная стажировка
1-месячная стажировка, направленная на то, чтобы помочь студентам-психологам получить всестороннее представление об эклектическом подходе к психотерапии с помощью записанных сеансов, живых дискуссий и практических наблюдений
Контролируемое товарищество
Всеобъемлющая годовая программа стипендий от начала до конца, которая не только помогает психологам и социальным работникам развивать передовые терапевтические навыки, основанные на интеграции клинического гипноза, НЛП, метафор, когнитивной терапии, осознанности и психоанализа, но также…
Вопросы и ответы в прямом эфире с Нитин Шах
Гипноз для лечения алкоголизма #shortz
Свидетельство о консультировании по вопросам отношений — декабрь 2022 г.