«Поощрение и наказание детей в семье». | |||
Воспитание | |||
Автор: Смирнова Елена Ивановна | |||
04.04.2022 08:29 | |||
«Поощрение и наказание детей в семье». Материал может быть использован для родителей и детей разного возраста с соответствующей корректировкой. Воспитатель Смирнова Е.И. ГБДОУ дс 85 г. Санкт — Петербург Этапы консультирования:
Можно творчески, как отправным, воспользоваться следующим материалом: С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!», и т.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания своё мнение. Так, в отношении детей и родителей приходит отчуждённость. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, живым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой. Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с воспитателем, боясь сказать что-нибудь не так. Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Основное средство поощрение – это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала. Педагогическая ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье весьма сомнительна, она больше похожа на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка, такое воспитание построено на принципе – «ты — мне, я — тебе». Такой стиль Е.В. Субботский называет прагматическим. Подобное общение формирует у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил лишь в условиях внешнего контроля. Памятка: «Как поощрять ребёнка в семье»
Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком. Как?» Правило первое Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого. Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. Правило второе Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родители, прежде всего, должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя». Правило третье Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка. Потребность в движении, познании, упражнении – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия — это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее в верное русло. Правило четвертое Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье. Правило пятое Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном. Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз. Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях, что делать, если ребенок, не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется? Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля. 1. Соблюдайте последовательность. Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из этого не последует ни для ребенка, ни для вас. По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан. Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!2. Давши слово — держись. Обещали — выполняйте, то есть наказывайте. Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему — не лучший способ проводить время. К тому же, если вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом. «Я тебя сто раз предупреждала! Теперь предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!» — в подобном послании нет никакой полезной информации для ребенка. 3. Наказывайте только за конкретный проступок. Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. 4. Будьте искренни. Если уж наказывать — так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность что в данный момент можно поступить только так и не иначе. Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не существует. Конечно, все зависит от возраста ребенка. Часто родители наказывают четырех, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что у ребенка отняли.Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, велосипедом и его утратой. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторения неправильных поступков. Важно помнить: Наказать всегда проще, чем разобраться в поступке ребенка. Если говорить о наказании, то оно вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда не переживать. Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать — значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями. Без этого чувства, наказанные всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так «хладнокровно» наказывает. Взрослый оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит. Во многих семьях преувеличивается значение наказания. А часто необдуманное их применение приносит только вред. Случается, что родители применяют физические наказания, которые педагогикой резко осуждаются. Эти родители считают их «Безобидной» мерой: «Ведь только отшлепаешь его, а иногда лишь погрозишь ремешком – зато он боится и слушается». Таким родителям следует напомнить, что любое физическое наказание отрицательно действует на нервную систему ребенка, а значит, вредит и его здоровью. Главное же – физическое наказание унижает его личность, человеческое достоинство. Все передовые педагоги прошлого страстно протестовали против применения любых физических наказаний. Современные педагоги и психологи отрицают физическое наказание как метод воздействия на ребенка. В начале XXI века о физических наказаниях заговорили и на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка». Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития маленького ребенка. Применяя физическое наказание, у родителей не хватает настойчивости, терпения, и они избирают более быстрый и простой, на их взгляд, путь воздействия, не сознавая, что приносят огромный вред ребенку. Многие современные педагоги утверждают, что любое наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разобранную вещь… Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл. Но третье, и по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает. Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с воспитательной точки зрения наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, приносит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее. Однако далеко не всякий детский поступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в наказании. Лишение любви. Очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы и для детей, и для взрослых. Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять. Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый, малыш может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это, наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых. Отказ или отсрочка удовольствий. Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны. При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним. Метод очень действенный с дошкольного возраста. Многие ученые считают, что взрослые должны овладеть искусством прощать. (З. Матейчик, Е.В. Субботский, Б. Спок и др.) Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это, по сути, примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые поступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь. Но и здесь следует избегать крайностей. А.В. Петровский считал, что «Сакраментальное всепрощающее: «Ничего, он еще маленький!» — ничем не оправданная подачка взрослого, которая способна только испортить малыша». Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать все – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность, и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.
Для выяснения проблемы можно использовать: Анкета для родителей: — Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний? — Что может послужить в вашей семье поводом для наказания? — Как реагирует ваш ребенок на наказание? — Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка? — Как вы себя ведете по отношению к ребенку после того, как наказали его? — Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием? — Принимайте ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или делаете в одиночку? — Как долго помнит ваш ребенок наказание? — Какие меры наказания в вашей семье исключены? Можно предложить детям сочинить рассказ по теме: «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей …» Отдельно оформляются выдержки из рассказов детей о тех наказаниях, которые он хотел бы исключить из сегодняшней жизни. Важным показателем этих рассказов является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают. «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно, и тогда дети плачут. Мне их жалко». «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без уголков. Детей частот ставят в угол. Я это знаю. Ведь я волшебник». «Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают». Можно оформить плакат с мнением детей о поощрениях в их доме. Меня хвалят, если … Мне дарят подарки, если… Мне разрешают…, если … Список литературы:
|
Поощрение и наказание детей (для родителей)
Похожие презентации:
Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71
Моя будущая профессия: юрист
Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий
Творческий проект «Планирование кухни-столовой»
Моя будущая профессия — военный
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Творческий проект «мой профессиональный выбор»
Развитие связной речи у дошкольников
Технология В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Иметь детей — это, конечно, счастье,
но, к сожалению, не безоблачное. Послушный,
безукоризненный ребенок больше похож на робота.
Настоящий, живой маленький человечек не раз
огорчит родителей своими поступками, за чем
обязательно последует наказание. Но вот каким оно
должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать
— такие вопросы родители задают нечасто.
Мы рассмотрим что такое поощрение и наказание и как
его следует применять в воспитании ребенка, что бы
ему не причинить вред.
3. Детям необходимо, чтобы их хвалили, это повышает их самооценку, стремление учиться. Этого можно достигнуть с помощью метода ПООЩРЕНИЕ.
4. Поощрение – это признание, положительная оценка поведения или качества ребенка. Поощрение – метод воспитания направлен на эмоциональное
Поощрение – это признание, положительнаяоценка поведения или качества ребенка.
Поощрение – метод воспитания направлен на
эмоциональное утверждение успешно
производимых действий и нравственных
поступков человека и стимулирование к
новым.
Поощрять следует не только совокупность
достижений, но и за отдельные реальные успехи.
Поощрение должно быть справедливым.
Необходимо учитывать возрастные особенности
детей.
Необходимо учитывать индивидуальные
особенности детей.
Не злоупотреблять и не захваливать.
Использовать различные меры поощрения.
Поощрение должно быть доброжелательным,
идти от сердца, от души.
За то, что получено от природы.
Из жалости (дети это чувствуют).
Второй раз за одно и то же достижение.
За то, что достигнуто не своим трудом.
Из-за желания понравиться.
НАКАЗАНИЕ
9. Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины п
Наказание – метод педагогического воздействия, котороедолжно предупредить нежелательные поступки, тормозить
их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Наказание – средство педагогического воздействия,
используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил
установленные требования и нарушил нормы поведения.
11. Формы наказания
13. За что нельзя наказывать ребенка?
Нельзя наказывать за врожденные недостатки, которыеребенок не в силах исправить.
Например, заикание.
Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой
нелюбви ходить в школу вообще, а также к обману
родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам и
т. д.
Нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком
из-за непонимания, что это плохо. Ведь он этого просто не
знал. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого
делать нельзя. Если вы узнали о проступке вашего чада
спустя длительное время после его совершения, не
наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а
скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В
случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина
и как вы огорчены.
НАКАЗЫВАТЬ ребенка нужно только с холодной головой и
обязательной любовью к нему. Недопустимы элементы
жестокости, такие как подзатыльники, щипки,
выкручивание рук или ушей. Часто родители наказывают,
еще не остыв и соответственно не соразмеряя меру
наказания к самому проступку. Бывают случаи, когда в
наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое
настроение, раздражительность, вымещают на них свои
собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы
можете нанести не только телесные повреждения, но и
травмировать психику ребенка, что приведет к
патологической боязни наказания. А ведь для нас главное —
чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.
Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если
вы, конечно, не хотите привить, например, девочке стойкую
неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может
выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать?
Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще
посторонних людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный
проступок, а не унизить. Для впечатлительных детей нет
ничего страшнее, и они могут вас возненавидеть.
Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз.
Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую
передачу, а в воскресенье не пошли в зоопарк, мотивируя
тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже
преступников не судят дважды за одно преступление.
17. Как можно наказывать ребенка?
ОБЯЗАТЕЛЬНО наказание должно быть адекватнопроступку. В любом случае необходимо объяснение,
за что и почему это плохо. Лучше ограничиться
строгим внушением, но не криком. А для этого
нужно успокоиться самому родителю.
Физическое наказание возможно лишь в случае, если
ребенок жесток к живому: замучил кошку, избил
слабого и т. д. Но во всех случаях даже за самым
жестоким проступком следует не только наказание,
но и прощение.
Детей наказывают
стыдом,
а не кнутом
Русская пословица
English Русский Правила
Поощрение и наказание в классе: правильный баланс
Очевидный способ управления поведением — наказывать плохих и поощрять хороших. Но учителя должны поддерживать эффективный баланс, проявляя особую бдительность в отношении продолжения поощрения тех учеников, которые неизменно хорошо себя ведут, предупреждает Дэйв Стотт
. В основе большинства политик управления поведением лежат четкие правила и ожидания школы и класса. Эти правила могут быть представлены в виде четких утверждений, таких как:
«Следуйте указаниям с первого раза».
В других случаях они могут быть сформулированы как часть школьного устава или ожиданий, например:
«Уважать взгляды друг друга; слушайте и позволяйте другим говорить без перерыва».
Каким бы образом ваша школа или класс ни излагали свои руководящие принципы и правила, очень важно, чтобы у вас также была система, поддерживающая эти ожидания. Недостаточно просто иметь набор правил и ожидать, что каждый ученик будет следовать им в точности. Всем ученикам потребуются как поощрение, так и напоминания, чтобы система была эффективной. Эти напоминания часто принимают форму вербальных и невербальных сообщений вместе с конкретными наградами и санкциями. Чтобы представить это в очень простом контексте, многие учителя представляют свою политику управления поведением как:
«Вот правила и ожидания; если вы будете следовать им, это произойдет (похвала/вознаграждение). Если вы им не будете следовать, то произойдет это (последствие/санкция)».
Это очень упрощенная интерпретация действующей системы управления поведением, но она явно основана на убеждении, что надлежащее поведение вознаграждается и хвалится, а ненадлежащее поведение приводит к отрицательной реакции или последствиям.
На первый взгляд, это может показаться разумным и, вероятно, эффективным подходом к управлению поведением. К сожалению, на практике это не всегда так. По многим причинам учителям часто трудно использовать такую систему сбалансированным и справедливым образом. Существует много потенциальных проблем, которые могут повлиять на способность учителей последовательно и, что не менее важно, справедливо применять эту систему «правил, похвалы и последствий».
Влияние, которое может повлиять на учителей, включает:
- предвзятое мнение ученика
- «багаж» или проблемы вне школы
- неспособность эффективно управлять своими эмоциями
- отсутствие базовых педагогических навыков
- отсутствие предметных знаний
- вне зоны комфорта (прикрытие уроков, снабженческий персонал).
Если вы обнаружите, что на вас влияет что-либо из вышеперечисленного, последовательное применение согласованной системы может стать очень трудным. При непоследовательном применении система управления поведением будет сильно разбалансирована. Неизменно будут ссылки на правила, но усиление правил часто будет происходить исключительно за счет ряда последствий.
Практические советы
Стоит установить базовый уровень для вашей собственной школы или отдельного учебного заведения. Поработайте с коллегой и объективно посмотрите, как применяются правила, вознаграждения и последствия. Быстрым и простым справочным материалом, с которого можно начать, может быть создание двух списков; не просто обращайтесь к печатным руководствам для школы, составьте свои списки, исходя из собственных знаний о том, что на самом деле используется преподавательским составом:
1. Назовите типы поощрений, которые регулярно используются
2. Назовите регулярно используемые типы последствий
Скорее всего, список номер два будет длиннее списка номер один. Если это так, то управление поведением в вашей школе или отдельном учебном заведении явно не сбалансировано. Чрезмерное использование последствий подтверждает, что учителя:
- Не в состоянии регулярно признавать хорошее поведение, поэтому ученики не будут мотивированы вести себя хорошо.
- Обращать внимание на неподобающее поведение, чтобы ученики поняли, что плохое поведение может привлечь внимание.
- Демонстрирует негативное отношение к учебе и поведению.
Хотя справедливо сказать, что многие ученики могут быть внутренне мотивированы вести себя хорошо, должен быть элемент «Что в этом для меня». Даже самый мотивированный ученик потребует определенного уровня признания и вознаграждения для поддержания своей мотивации.
Если общая атмосфера в учебно-методической среде сводится к наложению санкций за плохое поведение и неспособности признать хорошее, то система снова разбалансирована.
Следует также учитывать, кто получает похвалу и последствия. Если они будут постоянно направлены только на трудных или трудных учеников, то система будет считаться несправедливой. Во многих классах ученики, которые подчиняются, получают мало или совсем не получают признания за свои усилия, в то время как ученики, которые бросают вызов правилам и ожиданиям, получают бесконечные санкции, но когда им, наконец, удается контролировать свое поведение и подчиняться, они также получают лавину похвалы и похвалы. награды.
Не сокращайте использование наград, когда проблемному ученику удается вести себя надлежащим образом, но убедитесь, что вы соблюдаете баланс и используете одинаковый подход ко всем своим ученикам.
Награды и санкции при правильном использовании должны быть иерархическими и распределяться справедливо и последовательно; решить баланс с помощью этих инструментов.
Этот выпуск электронного бюллетеня был впервые опубликован в ноябре 2008 г.
Об авторе: Дэйв Стотт имеет почти 30-летний опыт преподавания, в том числе семь лет в качестве директора школы. Он работал в общеобразовательных и специальных школах, а также в службах поддержки поведения местных органов власти, а сейчас является писателем, консультантом и тренером.
Related posts:
Настоящая проблема с наказанием и поощрением
Ранее я уже писал о своем негативном отношении к системам наказания и поощрения в управлении классом, но я думаю, что есть некоторые вещи, которые остаются неясными.
В этом посте я попытаюсь изложить следующее:
- что я имею в виду под наказанием и наградой;
- почему я думаю, что это плохой подход для классной комнаты; и
- , как заменить его более эффективным подходом.
Что такое наказание и награда?
Наказание и поощрение — это подход к управлению классом, который в первую очередь связан с реакцией на поведение. Короче говоря, если ученик ведет себя хорошо, то его вознаграждают, а если ученик ведет себя плохо, то его наказывают.
Наказания и награды могут быть самыми разными. Учителя могут предлагать дополнительные баллы за хорошее поведение или давать учащимся наклейки и звездочки для прикрепления к настенным диаграммам или даже призы за лучшее поведение среди всех учеников. И наоборот, наказания могут принимать форму вычета очков, задержания и, в худших случаях, физических наказаний, начиная от физической активности и заканчивая устойчивыми телесными наказаниями.
Предпосылка для этой стратегии, применяемой в классах, основана на теории оперантного обусловливания, которая заключается в том, что хорошее поведение может подкрепляться наградами, гарантируя, что оно станет привычкой, а плохое поведение можно предотвратить с помощью вознаграждения. наказание. Эта теория была создана после многочисленных экспериментов с крысами и другими животными, по существу показавших, что поведение можно изменить, поощряя желаемое поведение и наказывая нежелательное поведение.
Почему я не рекомендую этот подход к управлению классом?
Существует два типа мотивации: внутренняя мотивация – это мотивация, исходящая изнутри, и внешняя мотивация – это мотивация, обеспечиваемая третьей стороной. Стратегии наказания и вознаграждения являются примерами внешней мотивации, потому что именно учитель мотивирует ученика.
В целом. внешняя мотивация менее эффективна, чем внутренняя мотивация
Еще одна проблема с «Наказанием и вознаграждением» заключается в том, что цели обязательно не совпадают. Как описано выше, оперантное обусловливание представляет собой процесс, в котором субъект обучается вести себя определенным образом, вознаграждая это поведение, так что субъект продолжает желаемое поведение, чтобы продолжать получать вознаграждение. При дрессировке животных это может быть удовлетворительно, но когда дело доходит до обучения людей, я думаю, здесь должны возникнуть проблемы.
Учитель может использовать этот подход, чтобы улучшить поведение учеников в классе, например, дать золотую звезду ученикам, которые вовремя сдают домашнее задание. В этом случае цель учителя — заставить учеников сдать домашнее задание вовремя, а звезда — инструмент для достижения этой цели. Однако для ученика звезда — это цель, а домашняя работа — всего лишь инструмент для получения большего количества звезд.
Это проблема по двум причинам. Во-первых, здесь не хватает автономии или свободы действий. Воспитание детей в основном заключается в подготовке их к взрослой жизни и в том, чтобы помочь им стать хорошими гражданами. Мы хотим, чтобы наши дети выросли хорошими гражданами, которые ведут себя хорошо, относятся к другим справедливо и так далее, но более того, мы хотим, чтобы в идеале они делали это по морально обоснованным причинам, а не только в поисках вознаграждения. Например, если вы обнаружите, что ваш друг помог вам с переездом только потому, что собирался попросить вас об одолжении взамен, то вы бы оценили эту помощь иначе, чем если бы он сделал это просто потому, что заботился о вас как о любимце. друг.
Вторая проблема с внешней мотивацией заключается в том, что она зависит от контекста. На самом деле он может быть очень эффективным — вот почему он так долго остается таким популярным подходом. Мы видим, как улучшаются результаты тестов в результате поощрения учащихся за их усилия, и мы видим, как улучшается поведение в результате наказания «непослушных» учеников. Однако эти прямые и немедленные результаты часто недолговечны. Учащиеся хорошо учатся, пока присутствует обещание вознаграждения или угроза наказания, но как только обещание или угроза исчезают, они часто возвращаются к своему первоначальному поведению. Чтобы поддерживать эффект, учитель должен следить за тем, чтобы учащиеся постоянно знали об обещании или угрозе, и во многих случаях может даже потребоваться постепенное усиление обещания или угрозы по мере того, как учащиеся теряют чувствительность.
Все это говорит о том, что, хотя этот подход может показаться эффективным при наблюдении с близкого расстояния, на самом деле он неэффективен, если вы заботитесь о значимых, устойчивых изменениях в поведении больше, чем о краткосрочных выгодах или, более того, об установлении положительного культура.
Так что же вы можете сделать вместо этого?
Подход, который я предлагаю, заключается в сокращении разрыва между поведением и последствиями. То есть заменить навязанные последствия естественными последствиями.
Навязанные последствия – это последствия, придуманные учителем в попытке повлиять на поведение ученика. Они разработаны, чтобы оказать наибольшее влияние на мотивацию студента. Таким образом, они оторваны от первоначального поведения.
Пример: если учащийся опаздывает на занятие более чем на 15 минут, он не может присоединиться к занятию и будет отмечен как отсутствующий. В качестве домашнего задания им будут даны упражнения по макияжу.