Позитивные последствия внутриличностного конфликта
Если рассматривать положительные последствия внутриличностного конфликта более конкретно, то можно выделить следующие:
1) конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;
2) конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;
3) внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;
4) конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;
5) преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я».
9.4. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия
Поэтому при дальнейшем рассмотрении внутриличностного конфликта речь пойдет об условиях и способах предупреждения конфликтов, зависящих от самой личности. Выделим основные из них.
Познай самого себя
Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя» («Nosce te ipsum»). Это изречение было высечено на колонне при входе в храм Апполона в древнегреческом городе Дельфы в качестве призыва к каждому входящему.
И не случайно в философии Сократа этот принцип занимает ведущее место.Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» и т.п. То есть необходимо, прежде всего, создать правильный «Я-образ», ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие — второстепенными; за какие следует пойти на костер, а мимо каких — пройти не заметив.
Однако познание
самого себя — дело не из легких. Личность
постоянно находится в процессе
становления, она многогранна и
многокачественна. Поэтому на быстрый
успех здесь рассчитывать не приходится.
1. Прежде всего попробуйте ответить на следующие вопросы:
• Не зануда ли я?
• Склонен ли я к необдуманной критике?
• Избегаю ли я говорить о негативных вещах?
• Не слишком ли много я говорю о материальных вещах?
• Присуще ли мне инстинктивное поведение?
• Есть ли такие слова или раздражающие моменты, при которых я тут же выхожу из себя?
• Испытываю ли я страх, опасения или постоянное напряжение?
• Часто ли я позволяю себе неодобрительно или пессимистически высказываться?
• Пользуюсь ли я в разговоре двусмысленными оборотами?
• Ношу ли я в себе неопределенное чувство вины?
• Есть ли у меня определенная материальная жизненная цель, которой подчинен весь мой теперешний образ жизни?• Часто ли я болею, впадаю в депрессию или тоску?
После ответов на эти вопросы можно утверждать, что вы уже лучше знаете самого себя.
2. Следующий шаг — выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха? Ответив на этот вопрос, вы получите новые сведения о своих способностях. Добавьте к этому вопросы:
• В какой сфере проявляются ваши способности: духовной или физической?
• Есть ли у вас наличие художественных, творческих способностей?
• Склонны ли вы к точным наукам?
• Часто ли вы формулируете оригинальные идеи?
• Какие качества помогают вам неизменно справляться с вашими проблемами?
Составив классификацию своих способностей, всех сильных сторон, ответьте на вопрос, какие качества вашей личности вам следовало бы «подтянуть» или развивать более интенсивно? Но при этом следует иметь в виду, что каждый человек помимо уже проявившихся и известных ему способностей обладает еще и скрытыми возможностями, которые могут проявиться в дальнейшем.
3. Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов:
• Мы перекладываем ответственность на других вместо того, чтобы нести ее самим.
• Другим мы верим больше, чем самим себе. потому что сами не знаем, что для нас главное.
• Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к деградации наших чувств.
• Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.
• Мы позволяем заглушить в себе силу. дающую нам независимость, фантазию.
• Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного.
По каждому из выявленных недостатков или по каждое всякий раз встречающейся ошибке задайте себе три вопроса:
1. Вызывают ли у меня выявленные ошибки и недостатки сильное беспокойство?
2. Так ли уж волнуют меня эти ошибки и недостатки?
3. Может быть, мне вообще не стоит беспокоиться по поводу этих
ошибок и недостатков?
Если выяснится, что те или иные ошибки и недостатки дают основание для беспокойства, то следует сразу же заняться их исправлением. При этом следует иметь в виду, что к наиболее значимым недостаткам относятся те, на которые нам указали другие, и что невозможно сразу взять и переделать себя.
Последствия внутриличностных конфликтов
25.05.2012
Последствия внутриличностных конфликтов могут быть как положительными, так и отрицательными. Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение.
Конструктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт — это один из механизмов гармонизации личностного развития.- Психологи В. Афонькова, Л. Божович, анализируя ранние периоды развития ребенка, отмечают, что внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования.
- Оптимальный внутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. В основе совершения морального поступка находится «больная совесть», которая побуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям.
- Индивид осознает себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. По мнению психолога А.Н. Леонтьева, иногда эта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических, так сказать, формах и не нарушает гармоничности личности, ее развития; ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы.
Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности. B.C. Мерлин считал, что психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в коренной перестройке личности.
Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности. Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.
Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности. По мнению русского философа Н.А. Бердяева, рефлектирующий и сомневающийся не может быть активным в мире, не может быть воином, — он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, которой мог бы воздействовать на мир. .. Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленная приспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности.
Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личности. Как считает Л.И. Божович, человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличаться неуверенностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будут отсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности.
Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смысла жизни.
Острые внутриличностные конфликты, как правило, приводят к деструкции существующих межличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении.
Особо следует остановиться на проблеме перерастания внутриличностного конфликта в невротический. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт занимает ведущее место в жизни человека, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль.
Классификация невротических конфликтов с учетом внутренних механизмов их развития дана В.Н. Мясищевым. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.
- Истерический тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.
- Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
- Неврастенический тип представляет собой противоречие между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе. При возникновении этого конфликта играют роль высокие требования, предъявляемые напряженностью современной жизни.
Таким образом, невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собой среди других» преломляется проблемой «быть» (базальным уровнем беспокойства при неврозе страха), проблемой «быть собой» (при неврозе навязчивых состояний), проблемой «быть собой среди других» (с Тентом на «быть собой» при истерическом неврозе) или быть среди других» (при неврастении) (А. Спиваковская).
Ключевые слова: Личность, Конфликт
Источник: Анцупов А. Я., Конфликтология
Материалы по теме |
---|
Личностные причины конфликтов Анцупов А.Я., Конфликтология |
Причины и последствия внутриличностного конфликта. Основные приемы и способы его предупреждения и разрешения Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
Подходы к пониманию внутриличностного конфликта Анцупов А.Я., Конфликтология |
Основные виды внутриличностного конфликта Анцупов А.Я., Конфликтология |
Внутриличностные конфликты и невроз Г.Г. Шанько. Неврозы у детей — Минск.: Харвест, 2007 |
Типы конфликтных личностей Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина |
Особенности межличностных конфликтов Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина |
Конфликт между личностью и группой И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Влияние внутриличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов на эффективность работы команды и удовлетворенность работой
. 2003 г., апрель-июнь; 27(2):153-63.
doi: 10.1097/00006216-200304000-00009.
Кэтлин Б. Кокс 1
принадлежность
- 1 Школа медсестер, Университет Восточной Каролины, Rivers Building Room 117, Greenville, NC 27858, США.
- PMID: 12765107
- DOI: 10.1097/00006216-200304000-00009
Кэтлин Б. Кокс. Нурс Адмирал К. 2003 апрель-июнь.
. 2003 г., апрель-июнь; 27(2):153-63.
дои: 10.1097/00006216-200304000-00009.
Автор
Кэтлин Б. Кокс 1
принадлежность
- 1 Школа медсестер, Университет Восточной Каролины, Rivers Building Room 117, Greenville, NC 27858, США.
- PMID: 12765107
- DOI: 10. 1097/00006216-200304000-00009
Абстрактный
Хотя многочисленные исследования были сосредоточены на управлении конфликтами, лишь немногие из них рассматривали влияние технологии подразделения и внутриличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов на эффективность работы команды и удовлетворенность работой. Модель тестировалась с использованием неэкспериментального плана. Для проверки модели использовался анализ путей с использованием множественной регрессии. Неслучайная выборка состояла из 141 медсестры, работающей в 13 стационарных отделениях государственной больницы.7-местный академический медицинский центр в юго-восточном городе. Результаты показали, что внутриличностный конфликт оказывает прямое негативное влияние на внутригрупповой конфликт и удовлетворенность работой. Внутригрупповые конфликты оказывали прямое негативное влияние на удовлетворенность работой и эффективность работы команды. Единичная технология оказала прямое негативное влияние на удовлетворенность работой. Выводы имеют значение для администраторов при реализации стратегий по снижению стрессовой рабочей среды и активизации командообразующих действий.
Похожие статьи
Влияние боевого духа подразделения и межличностных отношений на конфликт в сестринском отделении.
Кокс КБ. Кокс КБ. J Ад Нурс. 2001 г., июль; 35 (1): 17–25. doi: 10.1046/j.1365-2648.2001.01819.x. J Ад Нурс. 2001. PMID: 11442678
Влияние тимбилдинга на коммуникацию и удовлетворенность работой медперсонала.
Амос М.А., Ху Дж., Херрик К.А. Амос М.А. и соавт. J Nurses Staff Dev. 2005 янв-февраль;21(1):10-6; викторина 17-8. doi: 10.1097/00124645-200501000-00003. J Nurses Staff Dev. 2005. PMID: 15731637
Организация сестринского ухода как определяющий фактор удовлетворенности работой медицинских сестер.
Мякинен А., Кивимяки М., Эловайнио М., Виртанен М., Бонд С. Мякинен А. и соавт. Дж. Нурс Манаг. 2003 Сентябрь; 11 (5): 299-306. doi: 10.1046/j.1365-2834.2003.00399.x. Дж. Нурс Манаг. 2003. PMID: 12930535
[Командная работа: основной инструмент и вызов сестринскому делу].
Матеус МЦ. Матеус МС. Преподобный Esc Enferm USP. 1995 апр; 29(1):13-25. doi: 10.1590/0080-6234199502
0013. Преподобный Esc Enferm USP. 1995. PMID: 8715716 Обзор. Португальский.
Практика клинической автономии в больницах: 20 000 медсестер рассказывают свою историю.
Крамер М., Шмаленберг К. Крамер М. и др. Медсестра критического ухода. 2008 дек; 28 (6): 58-71. Медсестра критического ухода. 2008. PMID: 19047696 Обзор. Аннотация недоступна.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Межличностный конфликт на рабочем месте при догоспитальной неотложной помощи: анализ концепции.
Парвареш-Масуд М., Чераги М.А., Иманипур М. Парвареш-Масуд М. и др. J Educ Health Promot. 2021 30 сент.; 10:347. doi: 10.4103/jehp.jehp_213_21. Электронная коллекция 2021. J Educ Health Promot. 2021. PMID: 34761033 Бесплатная статья ЧВК.
Оценка удовлетворенности работой специалистов судебной медицины и сравнение с удовлетворенностью работой некоторых медицинских специалистов в Тегеране.
Мемариан А., Агахани К., Мусави Нежад Баболи С.Х., Данеши С.А., Солтани С. Мемариан А. и др. J Family Med Prim Care. 2020 30 июня;9(6):2710-2713. дои: 10.4103/jfmpc.jfmpc_1167_19. электронная коллекция 2020 июнь. J Family Med Prim Care. 2020. PMID: 32984112 Бесплатная статья ЧВК.
Командный конфликт и невролог.
Ричи М., Джозефсон С.А. Ричи М. и др. Нейрол Клин Практ. 2020 апр;10(2):178-183. DOI: 10.1212/CPJ.0000000000000694. Нейрол Клин Практ. 2020. PMID: 32309037 Бесплатная статья ЧВК.
Отношение иранских медсестер к сотрудничеству медсестер и врачей и его связь с удовлетворенностью работой.
Пакпур В., Гафурифард М., Салими С. Пакпур В. и др. Дж заботливая наука. 2019 1 июня; 8(2):111-116. doi: 10.15171/jcs.2019.016. Электронная коллекция 2019 июнь. Дж заботливая наука. 2019. PMID: 31249821 Бесплатная статья ЧВК.
Поперечное исследование удовлетворенности работой и связанных с ней факторов среди врачей государственных больниц третичного уровня в Шанхае, Китай.
Лю Дж., Юй В., Дин Т., Ли М., Чжан Л. Лю Дж. и др. Открытый БМЖ. 2019 1 марта; 9 (3): e023823. doi: 10.1136/bmjopen-2018-023823. Открытый БМЖ. 2019. PMID: 30826758 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
термины MeSH
Внутриличностный конфликт | Psychology Today
Несмотря на то, что консультационные центры колледжей не справляются с задачей удовлетворения постоянно растущего спроса на услуги в области психического здоровья, перед ними поставлена задача. Эти центры не только работают с ограниченными ресурсами, но и обременены 60-летней моделью диагностики и лечения заболеваний. Более того, высшие учебные заведения могут справедливо заявить, что они занимаются образовательным бизнесом, а не психическим здоровьем.
Вместо того, чтобы продолжать искать консультационные центры, чтобы справиться с калечащей тревогой и депрессией, от которых страдают учащиеся, у студентов есть возможность найти общую причину, взяв на себя ответственность за свое психическое здоровье с помощью системы поддержки сверстников. Эта система поддержки позволит учащимся разрешить внутриличностный конфликт, который ограничивает успехи в учебе, и предотвратит отсев учащихся.
Этиология депрессии изучена недостаточно. Стресс часто называют основной причиной, но стрессу может способствовать множество факторов, но ни один из них не является достаточным. Более того, ни одно исследование не показало, что уменьшение стресса снижает уровень депрессии.
Гиппократ в пятом веке до нашей эры считал, что депрессия вызывается избытком черных телесных жидкостей. Цицерон 300 лет спустя постулировал депрессию как результат гнева, страха или горя. В Средние века в качестве причины называли отсутствие нравственности и одержимость демоническими духами.
С 1990-х годов депрессию связывают с обреченными на провал негативными представлениями, которые представляют собой устойчивые неточные и часто негативные мысли о себе. Эти негативные познания измеряются негативными симптомами, которые представляют собой негативные мысли, которые, как считается, являются причиной депрессии. Проблема в том, что эти негативные когниции рассматриваются и как причина, и как симптомы депрессии, без лежащей в их основе теории формирования и изменения проблемы.
Альтернативный подход, обучение психологической устойчивости (PRT), предлагает краткое, но эффективное вмешательство для профилактики и лечения депрессии и тревожных расстройств. PRT основан на психологической устойчивости как процессе самореференции, которому можно научиться, чтобы поддерживать положительное ощущение себя в условиях длительного стресса. Он дает представление об изнурительных тревогах и дисфункциональном поведении, позволяя учащимся справиться с давним, неразрешенным гневом и тревогами, опираясь на сильное, позитивное ощущение себя. Энергия, которая раньше тратилась на сдерживание негативных мыслей, теперь становится энергией, доступной для позитивных занятий.
Предлагаемая этиология психосоциальной тревоги и депрессии включает двухэтапный процесс:
1. Молодые люди социализируются, чтобы принять ценности и нормы, которые дисфункциональны для них во взрослом возрасте, что приводит к неразрешенному внутриличностному конфликту
2. Неразрешенный внутриличностный конфликт конфликт порождает тревогу, депрессию и множество саморазрушительных поступков.
Поведенческие изменения вызываются признанием и укреплением собственных ценностей и норм, а также признанием и преодолением своего неразрешенного гнева из прошлого, независимо от того, оправдан он или нет.
Признание гнева
Почти у всех есть подавленный гнев. Проблема с подавленным гневом заключается в том, что периодически и часто неожиданно крышка срывается, и на поверхность выходит неконтролируемая ярость. Несмотря на нашу рациональную волю, сила нашего гнева временно находится под контролем.
Наша ярость может быть совершенно несоразмерна непосредственной ситуации, но вместе с этой яростью мы можем на мгновение испытать чувство личного освобождения и воодушевления. Эта взрывная сила, конечно же, отражает нашу животную сторону. Он похож на бенгальского тигра, выпрыгивающего из клетки, с его массивными лапами, черными, оранжевыми и белыми полосами и длинным изогнутым хвостом. Почти каждый носит с собой тигра. Тигр — это та часть, в которой есть весь гнев, но в то же время и все веселье.
Наш тигр представляет на грубом уровне наши искренние эмоции, без каких-либо ограничений. Мы захотим освободить наши искренние чувства, чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь. Однако важно не просто освободить нашего тигра и позволить ему или ей разгуляться.
Необходимо установить пределы. Тигр не будет слушать голос авторитета, заложенный в наших головах, тем более голос авторитета вне наших голов. Внедренный голос власти и тигр всю нашу жизнь противоречили друг другу. Эти двое несовместимы и часто конфликтуют, что проявляется в периоды депрессии, беспокойства и низкой самооценки.
Наш собственный голос может быть столь же рациональным, как и внутренний голос авторитета, но не ограничиваться выбором «или-или». Наш тигр олицетворяет веселье, жизнелюбие и человечность, но не умеет общаться (тигр только мурлычет и рычит) и вести себя рационально. Когда мы соединяем жизненную силу нашего тигра с рациональной силой собственного голоса, ничто не может помешать нам найти решение наших проблем и стать лучше, чем мы можем быть.
Метафора тигра
Психическое здоровье учащихся не улучшится значительно в течение следующих 60 лет, если они просто придумают больше психотерапевтических методов, основанных на модели психического заболевания, основанной на симптомах.